Какое Солнце осенью
Итак, лето ушло в небытие. Наступила пора тучек, дождика, плавно катящаяся к холодам. Вспомнили? Представьте, что мы на миг задумались и подняли глаза к светилу. Солнце осенью… Какое оно желанное! После яркого лета так не хватает тепла. Этот недостаток порой ощущается сильнее, чем голод. Потому что стремится к лучам буквально весь наш организм. Каждая клеточка тоскует за ласковыми лучами.
Еще оно грустное! Почему? Да просто Солнышко отдалилось от Земли. Это расстояние, которое мы ощущаем снижением интенсивности тепла, оно воспринимает по-иному. Кажется, что оно скучает за зеленой планетой. Светилу недостает излучения ее обитателей. А в хмурый и пасмурный день что приходит в голову? Солнце осенью какое? Восхитительное! Оно выглянет из-за тучек, как улыбка на лице капризного ребенка. Сразу хочется жить и творить. Вот уж осень близится к зиме. Мрачные дни бредут сплошной чередой. И кажется, что забыло о планете Солнце осенью. «Какое светило?» – спросите вы. — «Мы уже и забыли, как оно выглядит.» Значит, осеннее солнышко жадное? Оно так редко к нам
заглядывает. Или оно уставшее, ему требуется отдых.
Предварительный просмотр:
Лексическая тема: Осень
Дети должны знать: — названия осенних месяцев; — основные приметы осени; — что происходит с деревьями, как изменилась трава, значение слова «листопад»; — что делают осенью животные и птицы; — чем занимаются люди; — какие подарки людям принесла осень; — почему об осени говорят «золотая». Расширение словарного запаса детей: названия : осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяцы, листопад, дожди, тучи, лужи, ветер, туман, сырость, ненастье, свежесть, природа, урожай, сад, огород, фрукты, овощи, запасы, деревья, листья, лес, птицы, животные, слякоть, озимь, погода, увядание, мгла, небо, солнце, люди, одежда, зонт; признаки : ранняя, поздняя, осенняя, унылая, грустная, золотая, прощальная, туманный, дальний, трудный, богатый, длинная, короткий, частый, редкий, хмурая, ненастная, дождливая, сырая, багряная, голые, увядающий, печальная, дивная, прекрасная, пышная, перелетные, зимующие; действия: летят, шелестят, падают, шуршат, осыпаются, наступает, приходит, хмурится, прощаются, улетают, курлыкают, убирают, срывают, собирают, выкапывают, одеваются, готовятся, увядают, желтеют, сохнут, моросит.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Грамматический строй речи
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково»
Дождь — дождик, дождичек, солнце — солнышко, лужа — лужица, дерево — деревце, ветер — ветерок, лист — листок, листик, листочек, туча — тучка, лес — лесок, сад — садик, птица — птичка.
Образование множественного числа существительных в родительном падеже «Один — много» Месяц — месяцев, дерево — деревьев, дождь — дождей, фрукт — фруктов, лужа — луж, овощ — овощей, урожай — урожаев, листья — листьев, сад — садов, птица — птиц, огород — огородов, слякоть — слякоти, зонт — зонтов, лес — лесов.
Согласование существительного и прилагательного «Скажи со словом «осенний»»
Небо (какое?) — осеннее, ветер (какой?) — осенний, аллея (какая?) — осенняя. Упражнение продолжают со словами: солнце, туча, дождь, цветы, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто.
Образование качественных прилагательных «Назови, какая погода?»
Какая погода бывает осенью, если идет дождь? — дождливая, . дует ветер — ветреная; если на улице холодно, какая погода? — холодная; если пасмурно — пасмурная, . сыро — сырая, . хмуро — хмурая, . солнечно — солнечная, . ясно — ясная.
Образование множественного числа глаголов, существительных и прилагательных «Один — много» Наступил осенний день — наступили осенние дни, на дереве желтый лист — на деревьях желтые листья, плывет темная туча — плывут темные тучи, стоит большое дерево — стоят большие деревья, идет холодный дождь — идут холодные дожди, дует сильный ветер — дуют сильные ветры, висит теплая куртка — висят теплые куртки, летит птичья стая — летят птичьи стаи.
Лексический строй речи
Пересказ рассказа «Осень»
После лета наступает осень. Листья на деревьях, кустах желтеют, краснеют, опадают. Небо часто покрыто тучами, идут дожди. Они не такие, как летом, — теплые и сильные, а мелкие и холодные. В начале осени еще много теплых дней, солнышко еще греет, в цветниках много цветов. Это золотая осень. Кругом красиво. К концу осени солнечных дней мало, солнце греет плохо, становится холодно. Вода от холода замерзает, иногда выпадает снег, но от дневного тепла он тает. Почти все деревья стоят голые, цветы завяли. Становится холодно, поэтому птицы улетают на юг. Это перелетные птицы. Животные тоже готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму, сделав за лето запасы жира (медведь, еж, барсук), другие меняют шубку на более теплую (заяц, белка), многие животные запасают корм на зиму (белки, мыши). Насекомые прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору. В лесу тихо и пустынно. Осенью убирают урожай: овощи на огороде, фрукты — в саду. Люди одеваются теплее: надевают куртки, шапки, теплые штаны, кофты, покрывают голову платочками, обувают сапоги, ботинки.
Поиск антонимов «Скажи наоборот»
Осень ранняя — осень поздняя, день веселый — день грустный, день солнечный — день пасмурный, облако белое — туча черная, . холодная — жаркая, . хорошая — плохая.
Поиск соответствующего понятия «Я начну, а ты закончи»
Люди осенью одеты, (во что?) — . ; школьники идут с портфелями (куда?) — . ; листья на деревьях стали (какими?) — . ; цветы на клумбах (что сделали?) — . ; птицы улетают (куда?) — . ; звери делают на зиму (что?) — . ; люди собирают в лесах, садах, на полях и огородах (что?) — .
Построение монолога «Расскажи об осени по плану»:
1) когда наступает осень; 2) осенние месяцы; 3) приметы осени в природе; 4) красота золотой осени; 5) что делают птицы и животные осенью; 6) труд человека в осенний период; 7) осенняя одежда.
Поиск фактических ошибок «Исправь ошибки»
Лето прошло, и наступила осень. Подули холодные ветры, завяли цветы, на деревьях распустились листочки. Звери стали делать запасы на зиму: ежик — мед, белка — орешки, медведь — капусту, лисичка — яблоки. С юга прилетели птицы. Дети надели панамки и вышли гулять во двор. Они играли в прятки, лепили снеговика и кормили крошками птиц.
Осень наступила, высохли цветы, И глядят уныло голые кусты. Вянет и желтеет травка на лугах. Только зеленеет озимь1 на полях. Туча небо кроет, солнце не блестит. Ветер в поле воет, дождик моросит. Воды зашумели быстрого ручья. Птички улетели в теплые края. А.Н. Плещеев
Утром мы во двор идем — Листья сыплются дождем, Под ногами шелестят И летят, летят, летят. (Осень.)
Сухой — клин, мокрый — блин. (Зонтик.)
Меня часто зовут, дожидаются, А приду — от меня укрываются. (Дождик.)
Листья желтые летят, Под ногами шелестят. Солнце уж не припекает. Когда все это бывает? (Осенью.)
Все деревья облетели, Зеленеют только ели, Днем и ночью дождик льет, Грязь и лужи у ворот. (Осень.)
Подвижная игра «Здравствуй, осень!»
Ведущий: Здравствуй, осень! Дети: водят хоровод. Здравствуй, осень! Хорошо, что ты пришла. У тебя мы, осень, спросим, Что в подарок принесла? Имитируют приготовление пирогов. Принесла я вам муки — Дети: Значит, будут пироги. Ведущий: Принесла вам гречки — Дети Каша будет в печке. Имитируют резание овощей. Ведущий Принесла вам овощей — Дети И для супа, и для щей. Ведущий Рады ли вы грушам? Разводят руки, показывая коло¬ду меда. Дети На зиму насушим. Ведущий Принесла и меду — Дети Полную колоду! Ведущий: А уж яблоки — что мед! На варенье, на компот. Дети: Ты и яблок, ты и меду, Ты и хлеба припасла, А хорошую погоду Нам в подарок принесла? Ведущий: Дождику вы рады? Дети: Не хотим, не надо! Кто под дождик попадет Тот сейчас водить пойдет. Убегают, «прячутся от дождя».
Музыкально-ритмическое упражнение Осенние листочки
Мы листики осенние, На ветках мы сидим. Дунул ветер — полетели. Мы летели, мы летели И на землю тихо сели, Ветер снова набежал И листочки все поднял. Повертел их, покрутил И на землю опустил. Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.
Пальчиковая гимнастика «Осень»
Разбросала осень листья, (раскрывать и закрывать кулачки) Разукрасила их кистью. (Делают плавные взмахи ладонями вверх-вниз.) Мы в осенний парк пойдём,(«Шагают» пальцами обеих рук.) Букеты листьев соберём. (Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.) Лист кленовый, лист с осинки, (Поочерёдно загибают пальцы, начиная с большого,) Лист дубовый, лист рябинки, Рыжий тополиный лист На дорожку спрыгнул вниз. (спрыгнуть со стульчика и приземлиться на корточки на ковер) И. Михеева
Рассказываем по ролям:
— Солнце, солнце, Ты откуда? — Я из тучки золотой. — Дождик, дождик, Ты откуда? — Я из тучи грозовой. — Ветер, ветер, Ты откуда? — Я из дальней стороны. — Листик, листик, ты откуда? — Из березовой страны! Из пособия Г. Быстровой, Э.Сизовой, Т. Шуйской
Закличка ОСЕННЯЯ Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную выразительность речи, силу голоса. Осень, осень, В гости просим. Погости недель восемь: С обильными хлебами, С первыми снегами, С листопадом и дождём, С перелётным журавлём.
Раз, два, три, четыре, пять, — загибаем пальчики, начиная с большого
Будем листья собирать. — сжимаем и разжимаем кулачки
Листья березы, — загибаем пальчики, начиная с большого
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем – пальчики «шагают» по столу.
Рассмотрите вместе с ребенком картины, назовите признаки осенней природы:
И. Левитан «Октябрь»
И. Бродский «Упавшие листья»
Ф. Васильев «Перед дождем»
И.Левитан «В лесу осенью»
Восход солнца осенью
Когда утомленное летней работой светило являет свой лик – это настоящий праздник. Оно уже не кидает в ласковую атаку на природу все свои лучики. Оно обозревает с высоты своей результаты прошедшей работы. Заглядывая в каждый уголок Земли, оценивает, что требует срочного вмешательства, а где можно и не появляться. Вы не обращали внимания, что иногда Солнышко выйдет на минутку, и не появляется целый день. Это означает, что его величие нынче природе не нужно. А случаются дни, когда оно проявляет практически летнюю активность. Значит, решило, что не доработало. Природа нуждается в его живительной энергетике. Осенью светило важно выкатывается из-за горизонта. Оно излучает не только энергию, но и довольство
давнишними трудами. Да еще чуточку грусти от непременного расставания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры и упражнения по лексической теме «Осень» для детей старшей логопедической группы.
Представленный материал значительно облегчит работу логопеда по планированию задания для воспитателя.
Картотека игр и упражнений по лексической теме «Весна»
Данный материал может быть полезен учителям-логопедам дошкольных образовательных учреждений.
Картотека игр и упражнений по лексической теме «Мамин праздник»
Данный материал может быть полезен для учителей-логопедов по лексической теме «Мамин праздник".
Картотека игр и упражнений по лексической теме «Фрукты».
Данный речевой материал предназначен для учителей-логопедов и воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Картотека игр и упражнений по лексической теме «Фрукты».
Данный материал предназначен для учителей-логопедов и воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Картотека игр, упражнений, художественной литературы по теме «Насекомые» для старшего дошкольного возраста.
Картотека игр, упражнений, художественной литературы по теме «Рыбы» для старшего дошкольного возраста.
Закат солнца осенью
Ежедневное расставание со светилом подобно разрыву с любимым. Отсутствует уверенность, что оно вернется завтра. Солнышко может, обидевшись на что-то свое, просто скрыться за тучами. Как капризная примадонна – ушла за кулисы и не выходит на аплодисменты. Так и покидает землю под покровом атмосферы. А может долго и неторопливо покидать просторы подвластной атмосферы. Уходя, оно осматривает природу, как рачительный хозяин, составляющий план работы на завтра.
Осенью наше светило становится манерным и важным. Оно отдало всю ласку летом. Теперь ему самому нужен отдых и внимание. Так и происходит, замечали? Летом люди жалуются на жару, капризничают и ругаются. Куда девается их гнев осенью? В эту пору каждый влюбляется в случайный лучик, быстренько научившись благодарить за каждый визит огромное светило. Нежность его осенью особенно прекрасна!