Статья:
Память — это способность нашего мозга сохранять, обрабатывать и систематизировать полученную информацию. Без памяти человек не смог бы накапливать знания и эволюционировать. Множество деталей ежедневно откладывается в сознании, чтобы в будущем нам было легче принимать решения, находить выход из нестандартных ситуаций, улучшать условия жизни.
Есть мнение, что интернет замещает память: зачем с детства забивать голову лишними фактами, если можно найти что угодно за пару секунд? Оказывается, не все так просто. Память включает в себя отрефлексированный опыт, который формирует реакции, ценности, когнитивные способности. Нужно развивать необходимые навыки с детства. Делимся эффективными упражнениями для развития памяти у детей дошкольного возраста, которые легко выполнять в домашних условиях.
Виды памяти
Разберемся, какие существуют разновидности памяти. Обычно психологи используют несколько классификаций в зависимости от главного признака, который характеризует процесс запоминания.
По сроку хранения информации
- Кратковременная. Быстрое, механическое запоминание небольших отрывков информации на непродолжительный срок. Объем такой памяти небольшой. Люди используют ее, когда нужно выучить номер телефона, адрес, пароль, даты.
- Оперативная. Похожа на кратковременную, но используется во время мыслительных процессов: например, устно решая арифметический пример, человек вынужден запоминать промежуточные результаты.
- Долговременная. Глубокое, основательное запоминание важных деталей, способных оказать влияние на жизнь. Это обширная система знаний, связанных между собой. Мы выделяем из кратковременной памяти наиболее важные фрагменты и усилием воли перемещаем их в долговременную.
По типу восприятия
- Зрительная. Готовность удерживать и при необходимости воспроизводить визуальные символы (память на лица, цвета).
- Слуховая. Тип сенсорной памяти, позволяющий сохранять звуковые образы и впечатления.
- Двигательная (мышечная). Запоминание и воспроизведение движений (танец, рисование, вождение). Помогает развивать координацию.
- Эмоциональная. Вид памяти, который усиливается при потрясении, всплеске чувств (удивлении, гневе). Запоминаются в первую очередь не факты, а ощущения.
По участию воли
- Произвольная. Требует сосредоточенности: мозг ставит задачу, целенаправленно концентрируясь на запоминании (например, во время подготовки к экзамену).
- Непроизвольная. В этом случае отсутствует стремление запомнить информацию, она откладывается в голове автоматически. Непроизвольная память работает особенно активно, когда мы выполняем что-то на практике или сталкиваемся с необычным, странным опытом. Также знания усваиваются самостоятельно, если тема связана с кругом интересов человека.
По форме хранения информации
- Образная память. Способность мозга собирать обрывки сенсорных впечатлений, комбинировать их и создавать образы, отсылающие к необходимой информации.
- Словесно-логическая. Язык становится хранителем данных, с его помощью происходит психический процесс запоминания. Слова, предложения, их внутренняя логика — основа этого вида памяти.
По участию мышления
- Механическая. Доскональное, поэтапное заучивание без использования ассоциаций и личных впечатлений.
- Логическая. Противоположность зубрежки: главную роль играет не форма, а смысл, который необходимо осмыслить и запомнить суть. Таким навыком владеет только человек.
- Ассоциативная. Использование уже накопленных представлений для связи с новым опытом.
Ценность памяти до 7 лет
Учеными разработано очень много определений для памяти. Но все признают, что это сложный психический процесс. Память — это способность ребенка и взрослого получать жизненный опыт, сохранять его и воспроизводить.
К жизненному опыту дошкольника относится все, что его окружает, все с чем он сталкивается. Память до 7 лет усиленно развивается. Это так называемая природная память.
Дошкольник вспоминает, когда увидит незнакомую картинку или объект.
Если он увидел что-то из ряда вон выходящее, он начинает рассказывать, вспоминая что-то похожее из своего опыта. Мышление маленького ребенка состоит из памяти, из его жизненного опыта.
Поэтому насколько опыт будет насыщен и разнообразен, настолько полна и сильна будет его природная память.
К слову сказать, скорость ее развития не может сравниться с развитием других способностей ребенка. Она самая высокая. Что достигается за счет идеального взаимодействия обоих полушарий головного мозга.
Почему дети с рождения — гении? Потому что у них до 3-х как раз и наблюдается эта удивительная синхронность. И те взрослые, которые владеют ею, считаются гениальными людьми.
Что вам минимально можно делать, чтобы быть спокойной за будущее ребенка, читайте нашу книгу и получайте самые эффективные игры.
За самой физиологичной методикой развития с рождения проходите по этой ссылке (откроется в новой вкладке).
Особенности памяти у детей дошкольного возраста
Память ребенка нуждается в особом подходе. Особенности восприятия и запоминания информации зависят от возрастного периода.
Дошкольников можно разделить на несколько возрастных групп.
- С 1 года до 2 лет совершенствуется нервная система малыша, а после 2 лет преобладает зрительная память. Возникают первые воспоминания, связанные с визуальными факторами.
- С 2 до 4 лет ребенок работает с механическим запоминанием деталей окружающего мира, повторяя слова и действия вслед за родителями. Также улучшается двигательная память.
- С 4 до 6 лет дошкольник начинает опираться на непроизвольную память, основанную на личных впечатлениях.
Дошкольникам и первоклассникам тяжело направлять силу воли на запоминание. Доминирует непроизвольная память, основанная на новизне. Знания лучше всего воспринимаются ребенком при непосредственном контакте с учителем. Одной из основных задач в этом возрасте является совершенствование произвольной, осознанной памяти.
Образная и эмоциональная память становятся ведущими. Через эти каналы восприятия ребенок будет усваивать азы математики, языков, естественных наук. Полностью полагаться на эмоциональную память нельзя: в стрессовой ситуации дети не смогут воспроизвести полученные знания, потому что сфера чувств будет заторможена.
Педагоги и родители должны понемногу вводить в программу занятий упражнения для развития логической, образной памяти. Именно она свойственна взрослым. Однако о других видах забывать тоже не стоит.
Нарушения слуховой памяти
Случается, что ребёнок испытывает сложности при восприятии речи, при её выделении из окружающего шума, не может сразу понять задания и команды, поступившие в устном виде, при овладении новыми словами или изучении языков. Эти проблемы могут быть связаны не с дефицитом внимания или недостаточной мотивацией, и могут не являться следствием плохого поведения. Возможно, причина кроется в слуховых нарушениях неврологического характера. Нарушения обработки слуховой информации могут быть связаны с черепно-мозговой травмой, длительным воспалением среднего уха, родовой травмой и другими причинами. В таких случаях необходима консультация специалиста. Лечение, как правило, включает в себя несколько направлений: улучшение когнитивных и речевых умений, улучшение восприятия слуховой информации, улучшение качества слухового сигнала.
Игры и упражнения для развития памяти у дошкольников
Выполнять упражнения на развитие памяти можно в домашних условиях. Для занятий не обязательно выделять свободное время — на первых порах упражнения выполняются в разговоре с ребенком, почти мимоходом.
Упражнения на развитие зрительной памяти у детей
- Показывайте картинки на 30 секунд, затем закрывайте их листом бумаги и просите ребенка описать изображенные предметы детально: цвет, форма, расположение.
- Хорошо работает следующее упражнение. Разложите предметы в хаотичном порядке, дайте понаблюдать за ними. Потом ребенок должен будет отвернуться, а вы уберете одну деталь. Задача малыша — быстро назвать исчезнувший предмет.
- Поиск отличий между изображениями развивает не только память, но и внимательность. Распечатайте или купите сборник головоломок, где требуется описать, что изменилось на второй картинке по сравнению с первой.
- Учите вместе с детьми важную информацию, которая пригодится в сложной жизненной ситуации: адрес дома, номера телефонов членов семьи, фамилию и имя. Сделайте табличку, поставьте на видное место.
Упражнения на развитие слуховой памяти
- Читайте книги вслух. После прочтения каждой главы ребенку следует пересказать содержание. Старайтесь читать с выражением, эмоционально, чтобы события запоминались легче.
- Учите с ребенком стихотворения наизусть. Родители нередко считают это занятие бесполезным, но в раннем возрасте оно критически важно для полноценного развития ребенка. Важно слышать ритм произведения, правильно ставить ударения.
- Переспрашивайте. Что секунду назад сказала героиня мультфильма? Какой была интонация? Что ответили ее друзья?
Игры и упражнения для развития двигательной и тактильной памяти
- На стол выкладываются кусочки ткани с разной текстурой (лен, шерсть, шелк). Ребенок должен потрогать их с завязанными глазами и спустя несколько минут назвать последовательность, в которой они были расположены.
- Танцы. Соберите ребят в группу и продемонстрируйте танцевальные движения, двигаясь от простых к сложным, комбинированным. Затем дети будут под музыку повторять то, что им продемонстрировали.
- Игра с запрещенными движениями. Игроки повторяют каждое действие ведущего. Взрослый договаривается с детьми, какое движение повторять нельзя (например, хлопать в ладоши). Кто оказался невнимательным, выбывает.
Упражнения на развитие ассоциативной памяти
- Чтобы развить ассоциативную память, потребуется индивидуальный подход к ученику. Желательно формировать образы, основанные на личных воспоминаниях. Например, при запоминании персонажей напоминайте ребенку о реальных случаях из жизни. Герои празднуют День рождения? Освежите в памяти последнюю вечеринку в честь этого праздника.
- В столбик записываются слова, к которым ребенок подбирает эпитеты (утро — свежее, раннее, осень — золотая). Упражнение также обогащает словарный запас.
Упражнения на развитие эмоциональной памяти
- Помогает чтение художественных диалогов по ролям. Проникая в характер персонажа, ребенок отождествляется с ним и запоминает реплики быстрее.
- Спектакли. Уютные домашние постановки в кругу друзей и родственников помогают избавиться от стеснительности, развивают творческие способности ребенка, укрепляют эмоциональный интеллект, который важен для коммуникации в обществе.
Упражнения для развития словесно-логической памяти
- Обсуждая с детьми прошедший день, просите их выстроить сюжетную линию, задавая наводящие вопросы. Сфокусируйте внимание на мелочах: какой была погода на улице, о чем разговаривали друзья и почему.
- Читайте книги вслух. После прочтения каждой главы ребенку следует пересказать содержание. Старайтесь читать с выражением, эмоционально, чтобы события запоминались легче.
- Напишите на карточках 3 слова, связанных по смыслу (дерево, птица, гнездо). Сделайте несколько вариантов и закройте одну лексему. Ребенку следует вспомнить и назвать слово, которое вы спрятали.
Упражнения для развития образной памяти
- Учите с ребенком стихотворения наизусть. Родители нередко считают это занятие бесполезным, но в раннем возрасте оно критически важно для полноценного развития. Как правильно учить стихи? Строить образы в воображении, чтобы каждая строчка звучала ярко, обдуманно. Объясняйте ребенку непонятные выражения, заглядывайте в словарь.
- Образы помогают запоминать последовательность предметов. Разложите перед малышом кубики с картинками. Задание — придумать историю о каждой картинке, связав их воедино. Подключается и творческая составляющая, воображение.
Что такое зрительная память и чем отличается от фотографической
Зрительная память – это способность хранить и воспроизводить увиденные когда-либо образы. Ее главным отличием от фотографической является меньшее внимание к деталям. Фотографическая память позволяет до мелочей запоминать увиденную картинку, а зрительная только основные ее элементы. При необходимости воспроизвести что-то, человек с хорошей зрительной памятью обязательно вспомнит главное – форму, цвет, компоновку, направление, смысл образа, однако может опустить мелкие вспомогательные части, сделать картинку ярче или поспокойнее, чуть больше или меньше, чем в реальности. Но при этом без труда передаст концепцию увиденного. То есть по пути домой ребенок будет точно знать, что поворачивать необходимо именно здесь, около дерева, но при этом не скажет наверняка два дерева растет у этого поворота или одно. Несмотря на неточность в деталях, результат будет все равно однозначно положительный. Также и в остальном. Умея запоминать образы, ребенок берет их за основу и дальше может самостоятельно их дорабатывать или стремиться приблизиться к исходной картинке. Фотографическая память не так развивает полет фантазии у детей, как зрительная и это факт. Дети часто удивляют родителей тем, что вспоминают места, в которых были достаточно давно, узнают вывески, перечисляют последовательность закладки ингредиентов в салат и т.д. Все это результаты работы и развития зрительной памяти – увидел, отложилось, а когда нужно – всплыло.
Как выполнять упражнения на развитие памяти?
- Следите за объемом внимания ребенка. У дошкольников он совсем мал — малыши способны удержать в памяти несколько предметов одновременно. Взросление, рост мозга, упражнения позволяют увеличивать «хранилище». Чтобы оценить прогресс, разложите на полу игрушки, накройте их тканью через 5 секунд и попросите ребенка назвать предметы. Обычно дети вспоминают 3-4 предмета из 10.
- Избегайте бездумного заучивания, зубрежки. В детском возрасте этот метод губителен для памяти. Лучше задействовать сразу несколько видов запоминания — проговаривать, рисовать, записывать нужную информацию.
- Повторение закрепляет положительный результат. Внесите этот пункт в расписание занятий с ребенком: утром учим стихотворение, вечером повторяем, через день рассказываем еще раз. Тогда информация прочно закрепится в долгосрочной памяти.
- Посвящая упражнениям половину дня, позволяйте ребенку отдыхать. Дети не умеют подолгу удерживать внимание, поэтому смена деятельности жизненно необходима. После перерыва повысится восприимчивость, и занятия можно будет продолжать с новыми силами. Регулярность и умеренность — лучшие помощники в развитии детской памяти.