Речедвигательная координация детей по лексическим темам


Красивая речь с движением

С самого детства большинство родителей приучают своих чад, соблюдать определённые правила хорошего тона, которые непосредственно связанны с речью. Прежде всего, с самого маленького возраста запрещается разговаривать за столом с полным ртом, тем более что это достаточно опасно ввиду возможности поперхнуться едой. Также существует запрет на использование в речи разнообразных простонародных «уличных» словоформ, способных указать на недостаточное воспитание каждого человека. Избавить от говора — одна из важнейших задач, по мнению многих родителей. Все эти правила хорошего тона придуманы не из-за стремления ограничить развитие человека, а так как воспитанный человек способен оказать положительное влияние на общество и это самое общество обязательно его примет. Кроме общепринятых правил хорошего тона существуют и достаточно недвусмысленные, которые ограничивают речь в движении, ведь разговор на бегу не может принести пользы не от общения, да и занятие спортом будет нарушено.

Ни один человек, бегущий и разговаривающий одновременно, не в состоянии сосредоточиться ни на физических упражнениях, ни на теме разговора. Речь и движение малосовместимы.

Каждый человек разговаривает во время движения, кто по мобильному, а кто со своим спутником. Но такое общение нельзя назвать конструктивным, ввиду того, что все важные решения принимаются не в ходе мимолётных слов во время движения, а в соответствующей обстановке в кабинетах или на рабочем месте.

Логоритмика: развиваем речь движением

Чем обычно занимаются дети в садике? Активно двигаются, поют, учатся правильно говорить. Логопедическая ритмика, или логоритмика, — это возможность заниматься всем этим сразу, развивая моторику, речь, слух и умение двигаться координированно. Чем и почему полезна логоритмика и как ею заниматься дома, рассказывает логопед Екатерина Савина.

Екатерина Савина, учитель-логопед

В середине прошлого века биологи и врачи доказали: регулярное выполнение определенных движений в заданном ритме помогает при самых разных заболеваниях и не только улучшает самочувствие, но и поднимает «боевой дух» пациентов. Так появилась сначала общая — лечебная, а потом и узкоспециализированная — логопедическая ритмика. Коктейль из движений, речи и музыки помогает детям научиться красиво и плавно говорить, а в некоторых случаях даже избавиться от заикания.

Что такое логоритмика

Логоритмика — это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, метод логопедической работы по развития речи ребенка. Ее цель — решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

Популярность и эффективность логоритмики связана с тем, что занятия проходят в игровой форме по принципу подражания.

По сути это комплекс физических упражнений, который сопровождается словами и музыкой. Если регулярно включать элементы логоритмики в игровую деятельность ребенка, можно достичь заметных результатов. Так, эта терапия помогает малышу легче ориентироваться в пространстве и координировать свои движения во взаимосвязи с речью и музыкой, улучшает общую и мелкую моторику, снимает психоэмоциональное напряжение, учит правильному дыханию, совершенствует фонематический слух.

Занятия логоритмикой требуют от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, помогают малышам становиться более раскрепощенными, эмоциональными. И все это совершенствует умственные процессы ребенка.

Для кого она будет полезна

Логоритмика в первую очередь рекомендуется детям:

  • с заиканием или наследственной предрасположенностью к нему;
  • с чересчур быстрой/медленной или прерывистой речью;
  • с недостаточно развитой моторикой и координацией движений;
  • с дизартрией, задержками развития речи, нарушениями произношения отдельных звуков;
  • часто болеющим и ослабленным;
  • находящимся в периоде интенсивного формирования речи (в среднем это возраст от 2,5 до 4 лет).

Занятия по возрастам

В каждом периоде — разные потребности и возможности. Логоритмика хороша тем, что заниматься ею можно с первых дней жизни, правда, до 2 лет упражнения будут носить пассивный характер.

От 0 до 2 с половиной лет

Читайте малышу стишок или потешку, одновременно ритмично хлопая в ладоши. Затем помогите ребенку выполнить необходимые движения: поднять и опустить руки, услышав определенные слова, похлопать ручками в такт стихам или музыке. То же самое можно делать и с песнями.

От 2,5 до 4 лет

В этом возрасте дети совершенствуют двигательные навыки, учатся говорить и общаться — именно этим и нужно заниматься на уроках логоритмики. Если ребенок еще не говорит предложениями, разрешите ему повторять только последние слова фразы или просто окончания слов.

«Прогулка» (развитие общей моторики)

По узенькой дорожке (ходим на месте)

Шагают наши ножки (высоко поднимаем ноги)

Топ — топ, топ — топ (топаем на каждое слово ногами попеременно)

«Большие и маленькие капельки» (развитие чувства темпа и ритма)

Скажите ребенку, что пошел дождик. Можно включить соответствующую аудиозапись и послушать ее с закрытыми глазами 10−15 секунд. «Как стучат большие капли? Правильно, они стучат медленно — кап, кап, кап, кап… А маленькие капельки как? Конечно, быстро! Кап-кап-кап-кап-кап-кап…»

Задача ребенка — проговорить текст, хлопая ладошками по коленкам в заданных ритмах.

Пальчиковая игра «Домик» (развитие мелкой моторики)

На поляне дом стоит (пальцы обеих рук под углом друг к другу широко расставлены, соприкасаются только кончики пальцев),

Ну, а к дому путь закрыт (большие пальцы обеих рук подняты вверх, остальные пальцы — в горизонтальном положении вместе, кончики средних пальцев соприкасаются),

Мы ворота открываем,

В этот домик приглашаем (ладони поворачиваются параллельно друг другу, руки разводятся в стороны ладонями вверх).

«Ветер» (нормализация мышечного тонуса, расслабление)

Ветер дует нам в лицо

И качает деревцо (качаем поднятыми вверх руками, наклоняя корпус вправо-влево).

Ветерок все тише, тише (медленно покачиваем руками).

Деревца все выше, выше (тянемся вверх на носках, руки подняты вверх).

«Вьюга» (развитие речевого дыхания)

Вы говорите: «Как дует сильный ветер? У-у-у… Кто изобразит самый долгий ветер?» Малыш после энергичного вдоха через нос на выдохе тянет звук «У-у-у…»


От 4 до 6 лет

В этом возрасте речь ребенка перестает быть «детской» и количество «смешных» ошибок постепенно сходит на нет. Поэтому к знакомым занятиям нужно добавить логопедическую гимнастику и чистоговорки на отработку звуков.

«Черепаха» (самомассаж)

Шла купаться черепаха (ребенок выполняет легкие пощипывания пальцами рук, груди, ног)

И кусала всех со страха:

Кусь! Кусь! Кусь! Кусь!

Никого я не боюсь!

Чистоговорка на звук Ц (развитие звукопроизношения)

Цы-цы-цы — в огороде огурцы (хлопаем в ладоши).

Ица-ица-ица — прилетела к нам синица (делаем легкие взмахи кистями рук, имитируя крылья).

Рец-рец-рец — поклевала огурец (стучим указательным пальцем по коленям).

Цу-цу-цу — всем я дам по огурцу (ритмично вытягиваем руки вперед и затем прижимать к груди).

От 6 до 8 лет

В этом возрасте ребенку подвластны практически все движения, а сам он полон энергии и сил.

«Замри» (развитие быстроты реакции, творческих способностей)

Под быструю музыку ребенок бегает, изображая движения какого-нибудь животного. Как только музыка прекращается, карапуз должен замереть, приняв позу, передающую образ этого животного. Взрослый старается угадать, какого же зверя малыш изобразил.

Пение (тренировка дыхания, голоса и плавности речи)

Подходит любая (даже взрослая) песня, которая нравится ребенку.

«Разведчики» (развитие чувства темпа и ритма)

Взрослый отхлопывает несложный ритм (например, 2 медленных и 2 быстрых хлопка) и предлагает ребенку повторить этот «тайный шифр». Когда задание станет получаться без ошибок, ритм уже не отхлопывается, а играется на музыкальном инструменте. Бубен, барабан, ксилофон — подходит все, что может издавать ритмичные удары.

Более сложный уровень: взрослый отхлопывает ритм руками, а ребенок повторяет его на инструменте.

«Зеркало» (развитие умения ориентироваться в пространстве)

Подготовьте картинки со схематичными изображениями двигающихся человечков. Под быструю (или в среднем темпе) музыку ребенок совершает произвольные движения (можно бегать, кружиться, прыгать — главное, чтобы в такт музыке). Как только мелодия замолкает, малыш должен принять позу человечка, нарисованного на картинке, и замереть.

Как заниматься дома

Логопедическая ритмика — это очень просто: все задания может выполнить человек, не имеющий никакой специальной подготовки. Но важно учесть несколько ключевых моментов.

  1. В основе — подражание. Упражнения строятся так: взрослый показывает — ребенок повторяет. Специально заучивать речевой материал не надо: пусть все происходит постепенно — от занятия к занятию. Сначала текст читает взрослый, побуждая малыша к повторению. Постепенно к чтению подключается и ребенок. Когда он сможет повторить все фразы в нужном ритме и без ошибок, путь проявляет инициативу.
  2. Результат будет нескоро. Заниматься логоритмикой нужно всего пару раз в неделю. Заикающимся детям — в два раза чаще. Быстрого эффекта не ждите: о результатах можно будет судить минимум через полгода (а то и год).
  3. Занятия должны быть веселыми. Пусть логоритмика приносит удовольствие! Во время занятий можно и нужно использовать картинки, игрушки, яркую одежду или карнавальные костюмы, если они не мешают двигаться. Словом, любые предметы, которые доставляют малышу радость!
  4. Мастерство нужно оттачивать. Повторяйте упражнения до тех пор, пока они не будут выполнены на отлично. Если освоить какое-то задание не удается, откажитесь от него на некоторое время, но потом обязательно вернитесь обратно.
  5. Внимательно подбирайте музыку. Для медленной части занятий подойдут вальсы (например, из «Щелкунчика»), для более подвижной — марш, а для «буйной» можно использовать классический «Полет шмеля». Запаситесь детскими песенками и записями звуков природы.
  6. Ориентируйтесь на ребенка. Если у малыша что-то не получается, упростите задание или разбейте урок на несколько совсем коротких частей. Заметили, что у ребенка трудности с мелкой моторикой и звуками? Смело увеличивайте количество соответствующих упражнений. Не бойтесь экспериментировать: главное — соблюдать единство музыки, движения и речи, а в остальном простор фантазии не ограничен.
  7. Тщательно выполняйте речевые упражнения. Стихотворения проговаривайте так, чтобы ребенок мог соотнести движения рук, ног, туловища с ритмом речи. Важна правильная последовательность: сначала дети выполняют действие «по показу», затем самостоятельно, в нужном ритме, одновременно проговаривая или пропевая в том же ритме слова.
  8. Будьте терпеливы. Не расстраивайтесь и не сердитесь, если у малыша что-то не получается. Почувствовав ваше недовольство, он может замкнуться и отказаться от упражнения. Не бросайте начатое дело, даже если вы сомневаетесь, что ребенок когда-нибудь с ним справится.

Успешность логоритмики зависит во многом от того, нравятся ли ребенку занятия, получает ли он удовольствие от них. Прислушивайтесь к малышу, занимайтесь в удобном для него ритме, и вы обязательно увидите улучшения.

Контроль дыхания

Да, существуют профессии, в которых просто невозможно обойтись без речи в движении, и это связано прежде всего с необходимостью информировать коллег или общественность во время выполнения определённых действий, связанных с движением. Для таких людей воздействие словами очень важно. В этих случаях необходимо развивать дыхательные функции своего организма. Ведь речь с движением требуют соблюдения ритма, а достичь его возможно только при развитой дыхательной системе, которая способна обеспечить кислородом мышцы, требующие энергии при движении, и в то же время позволяет на одном ритме произносить обдуманные слова.

Достичь монотонного ритма разговора при выполнении двигательной функции может каждый, при этом необходимо иметь достаточно хорошую физическую форму и возможность контролировать своё дыхание.

Ведь при сбое ритма дыхательной системы нарушается как ритм речи, так и работа внутренних органов, которые напрямую связаны с объёмом поступления кислорода в кровь.

Да и действительно, практически каждый человек замечает, как трудно удержать ритм речи при быстрой ходьбе или беге, а ведь есть люди, которым тяжело говорить даже во время короткой прогулки.

Связь движения и речи

Связь движения и речи — общеизвестный факт, не вызывающий сомнений. Более того, речь по своей сути тоже является движением мышц органов артикуляции и голосовых связок. Именно поэтому задача научиться координировать речь с движением является не такой уж сложной и сводится к выработке устойчивых навыков согласованной работы разных групп мышц.

Существует немало способов, позволяющих добиться чёткой координации речи с движением. И наиболее известный и действенный из них – это игра. Именно игры являются преобладающим методом развития умения согласовывать речь с движением для дошкольников и детей младшего школьного возраста. Все мы, наверное, помним детские игры, в которых совершали оговоренные движения и одновременно хором декламировали простенькие стишки («У медведя во бору», «Гуси-гуси, га-га-га» и др). Подобные игры, оказывается, являются не только увлекательными забавами для малышей, но и помогают им получить простейшие навыки координации речи и движения. Игры довольно часто используются для обучения. Они раскрепощают, с их помощью легко объяснить то, что не выразить словами. Так, широко распространено использование игры для обучения актерскому искусству.

Для формирования и автоматизации соответствующих навыков используют также различные упражнения. К примеру – прыжки на скакалке в разных темпах с одновременным проговариванием стишка или скороговорки. Это упражнение позволяет отработать речевое дыхание в состоянии физических нагрузок. Существуют упражнения, направленные на умение координировать темп речи и движения, силу голоса и другие рече-двигательные аспекты.

ДВИЖЕНИЕ И РЕЧЬ – СВЯЗЬ ПРЯМАЯ: СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

Движение является одной из врожденных потребностей человека. Ее удовлетворение сильно важно в детском возрасте. Такой возраст создает наиболее благоприятные условия для разностороннего развития ребенка. В этот период, под названием СЕНЗИТИВНЫЙ, формируются все основные стороны психики — мышление, память, внимание, двигательные умения. Так же активно развивается интеллект и его социальный компонент — речь.

“Ходьба и движение способствуют игре мозга и работе мысли”.
Жан-Жак Руссо

Мозг развивается вместе с телом. В раннем возрасте умственное развитие, в том числе речевое, идет параллельно с физическим и сенсорным. Дошкольник познает мир, осваивает речь, понимает пространственно—временные связи предметов и явлений при помощи движений. Роль подвижных упражнений для формирования мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, памяти, восприятия, деятельности слухового и зрительного анализаторов неоценима.

Несформированность крупной моторики (движения руками, ногами, туловищем) проявляется в виде слабой координации частей тела при выполнении сложных движений, их недостаточной точности и ловкости, в выраженных затруднениях при выполнении физкультурных упражнений по показу или речевой инструкции. Часто достаточно понаблюдать, как дети умеют одеваться и раздеваться, как застегивают и расстегивают пуговицы, завязывают и развязывают шнурки, все это позволяют увидеть недостаточную координацию пальцев рук — несовершенство мелкой моторики. Недостатки в развитии лицевой и артикуляционной моторики проявляются в невыразительной мимике, в затруднениях или полной невозможности произношения некоторых звуков, в общей нечеткости, невнятности, смазанности речи.

В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ МОГУТ ВОЗНИКНУТЬ СЛОЖНОСТИ С ВЫБОРОМ УВЛЕКАТЕЛЬНОЙ И ПОДХОДЯЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЛЯ РЕБЕНКА. НАХОДЯСЬ ДОМА, МОЖНО, НАПРИМЕР:

  • Найти спортивные или танцевальные видео-уроки, занимайтесь и танцуйте вместе, всей семьей;
  • Заняться дыхательной гимнастикой. Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте, как мы уже говорили, важной частью речи является дыхание. Во время выполнения дыхательной гимнастики происходит координация движений рук с дыхательными движениями грудной клетки, тренировка правильного носового дыхания, укрепление круговой мышцы рта. Будут полезны такие упражнения, выполняемые не более 3-5 минут за раз:

«Задуй упрямую свечу» — в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, «гасить свечу»;

«Паровоз» — ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения;

«Пастушок» — подуть носом в небольшую дудочку как можно громче, чтобы созвать разбежавшихся в разные стороны коров; показать ребёнку, что необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть в дудочку;

«Гуси летят» — медленно и плавно ходить по комнате, взмахивая руками, как гуси; руки-крылья на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «гу-у-у» (8 – 10 раз);

«Охота» — закрыть глаза, по запаху определить, что за предмет перед ребенком (апельсин, духи, варенье и т.д.);

«Покатай карандаш» — вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.

Сейчас замечательное время вовлекать детей в повседневные домашние дела, доступные им по возрасту, как накрыть на стол, убирать игрушки, наводить порядок в комнате, ухаживать за цветами.

  • Поиграйте в игры с физической активностью дома:

Выложите на полу прямую дорожку из газет. Покажите дорожку малышу и скажите: «По этой длинной дорожке ты можешь гулять». Покажите, как можно пройти по дорожке, балансируя обеими руками для сохранения равновесия. Попросите малыша идти по этой дорожке за вами. Если он не поймет, возьмите его за руки и ведите. Но в этом случае вам понадобится помощь еще одного человека, за которым вы оба будете идти. Если ваш ребенок хорошо справляется с этой задачей, сделайте дорожку более замысловатой формы, с изгибами или ведущую из комнаты в комнату;

  • Если в семье несколько дошкольников, предложите им игры с мячом для формирования правильного звукопроизношения и восприятия речи:
  • «Повторяем дружно звук» — услышишь звук А, стукни мячом об пол;
  • «Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой» — услышишь звук А, подбрось мяч вверх.

Конечно, физическая активность на свежем воздухе дарит больше положительных эмоций и интереса детям, особенно в теплую погоду. Чем же можно заняться по окончании периода самоизоляции?

  • Закопать в лесу клад (пару цветных стекляшек), сделать карту с координатами (уровня: “10 шагов от старой коряги по направлению к реке”), состарить карту и взять ребенка на поиск клада. Это приключение он запомнит на всю жизнь;
  • вместе ходить за грибами;
  • выгуливать собаку;
  • прыжки со скакалкой;
  • поиграйте в геопрятки или используйте постоянные тропы мобильного ориентирования;
  • иногда используйте вместе с детьми лестницу вместо лифта по их возможностям;
  • пойте, когда гуляете;
  • запустите воздушного змея;
  • Рисунки на асфальте. Например, начертите классики для прыжков или различные дорожки, позволяющие ребенку бегать по ним, не заступая за края.

Двигательная активность, физические нагрузки с ранних лет оказывают положительное воздействие на речевое развитие и психические процессы. Вовлекая ребенка в активные игры в домашних условиях или на улице, родители помогают ему системно и своевременно овладевать родным языком и речью.

Текст: Анна Решетникова, учитель-логопед школы № 1811, специальный психолог (МПГУ)

Эта статья подготовлена для вас в рамках проекта Министерств Спорта и Промышленности и торговли РФ —«Промышленность и Спорт». Учитесь у чемпионов!
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]