Методы диагностики состояния мелкой моторики у детей дошкольного возраста


Ход обследования.

Перед ребенком, на стол, кладутся большая плюшевая подушка и барабанные палочки. Экспериментатор предлагает испытуемому взять палочки в руки, представить, что перед ним барабан, а он барабанщик. Показать ребенку, как надо бить по «большому барабану»
(работа плеча)
.Затем поменять подушку на меньшую размером:
«барабан среднего размера»(работа локтя)
. Следующий
«барабан»
— маленького размера
(маленькая подушка — работа запястья)
. Потом предложить ребенку положить палочки, представить, что перед ним совсем маленький
«барабан»
— по нему надо ударять одними пальчиками. Все действия выполняются сначала одновременно обеими руками, затем — поочередно
(симметричная и асимметричная работа рук)
.

Фиксировалось:дифференцированность движений рук вверх-вниз: подвижность плеча, локтя, запястья, кисти.

Задание 2.3 «Полицейский»

Цель: выявить развитие движений плечевого пояса в различных направлениях при симметричных и ассиметричных движениях.

Оборудование: флажки.

Ход обследования.

Экспериментатор напоминает испытуемому, что для того, чтобы построить дом нужны строительные материалы; напоминает, из каких частей состоит здание, демонстрирует готовый образец «домика»

и предлагает
«построить»
свой дом, но для этого нужно вырезать
«строительный материал»
. Готовый образец не убирается. Педагог может помочь составить дом.

Фиксировалось: владение приемами захвата предметов (ножниц, кисточки, точность выполнения.

Задание 3.3 «Сделай вышивку»
(игра-шнуровка)
Цель: выявить развитие координации пальцев рук при вдевании шнурка в отверстие, развитие координированных (согласованных)

движений рук при
«вышивании»
.

Материал и оборудование: развивающая игра для малышей «Веселые шнурочки»
(любимые сказки)

Ход обследования.

Экспериментатор демонстрирует испытуемому как правильно держать карандаш, как надо нажимать на него, чтобы было ярко; как положить вторую руку, чтобы листок не мялся. Демонстрирует выполнение. Затем предлагает ребенку обвести воздушные шары для Кати по точкам. Если ребенок легко справляется с заданием, ему предлагается дорисовать (симметрично)

узор на шарике.

Фиксировалось: владение приемами захвата предмета, координация кистей и пальцев рук.

Задание 3.2 «Мы строители»
(аппликация)
.

Цель: выявить умение владеть ножницами, кисточкой, использовать необходимый захват инструментов.

Материал и оборудование: геометрические фигуры, нарисованные на бумаге, ножницы, клей, кисточка, салфетка, клеенка, стаканчик для кисточки.

Ход обследования.

Перед ребенком, на стол, высыпается несколько бусинок среднего размера, круглой формы. Ребенку предлагается взять леску и поочередно на нее нанизывать бусины. В зависимости от того, как ребенок справляется с заданием, далее ему предлагаются либо бусины крупного размера, либо бусины более устойчивой формы, либо бусины мелкого размера.

Фиксировалось: владение верхней хваткой, координация пальцев рук.

Задание 1.3 «Одень Катю»

Цель: выявить согласованность и точность движений кисти и пальцев рук, умение выполнять ассиметричные движения кистями и пальцами рук в заданном темпе.

Оборудование: кукла, одежда для куклы.

Ход обследования.

Ребенку предлагается застегнуть пуговицы у куклы на кофте. В зависимости от того, как ребенок справится с этим заданием, далее ему предлагается либо самому одеть кофту на куклу и застегнуть на ней пуговицы, либо — кукла в другой одежде, на которой надо застегнуть кнопки.

Фиксировалось: координация кисти и пальцев рук, темп выполнения задания.

Серия II. «Активные ручки»

Задание 2.1 «Фокусник»

Цель: выявить состояние подвижности запястья, кисти.

Ход обследования.

Ребенку предлагается представить, что он регулировщик движения на дороге, дать ему флажки; он должен повторять все движения руками за экспериментатором.

1. Движения выполняются обеими руками одновременно.

Руки вверх, в стороны, вверх через стороны, вниз, согнуть в локтях, в стороны локтем вверх, вниз, вперед, круговые движения запястьями, движения запястьями вверх-вниз, круговые движения локтями, круговые движения всей рукой, опустить вниз.

2. Каждая рука выполняет свои движения.

Правая рука — вверх, левая — в сторону; левая — вверх через сторону, правая — вниз; левая — вниз, правую руку согнуть в локте; правую — вытянуть вперед, левую — согнуть в локте; правой рукой делать круговые движения запястьем, левой — круговые движения в плече; правую опустить вниз, левую вытянуть вперед; правой рукой делать круговые движения в плече, левой — запястьем; руки вниз; вытянуть вперед, делать круговые движения локтями в разных направлениях, опустить руки вниз.

Фиксировалось:дифференцированность движений рук в различных направлениях: подвижность плечевого пояса.

Серия III «Руки — рукодельницы»

Задание 3.1 «Шарик для Кати»
(дорисовывание, обведение по точкам)
Цель: выявить умение владеть карандашом, используя необходимый захват.

Материал и оборудование: бумага с нанесенными контурами, простой карандаш (цветные карандаши)

.

Ход обследования.

Ребенку предлагается вытянуть руки вперед.Поочередно каждой рукой выполнить следующие движения: кулак — ребро — ладонь — вращающие движения кистью. Затем выполнить те же движения двумя руками одновременно.

Фиксировалось:дифференцированные движения рук: подвижность запястья, умение выполнять действия в симметричном и ассиметричном режимах.

Задание 2.2 «Барабанщик»

Цель:выявить состояние подвижности плечевого пояса: плеча, локтя, запястья, кисти.

Оборудование: плюшевые подушки разных размеров, барабанные палочки.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]