Домашние задания для родителей детей 4-5 лет с ОНР


Домашние задания для родителей детей 4-5 лет с ОНР

Лексическая тема «Лето. Летние изменения в природе». Звук[с].

1. Раскрасить картинку (раскрашивает взрослый)

2. Какое это время года? Почему ты так думаешь?(Стало тепло. Солнце светит и греет. Деревья и кусты зеленые.
В лесу и на лугу много цветов).
3. Послушай рассказ:

Наступило лето, стало жарко. Вода в реке теплая. Петя и Коля катаются на лодке. Дима и Митя плавают. Тима и Катя играют в мяч. Лена и Маша загорают. Вика и Толя собирают землянику. Как хорошо летом!

4.Ответь на вопросы:

Что наступило? Как на улице? Какая в реке вода? Что делают Петя и Коля? Покажи их.

Что делают Дима и Митя? Покажи их. Что делают Тима и Катя? Покажи Тиму, Катю.

Что делают Лена и Маша? Покажи их. Что делают Вика и Толя? Покажи Вику, Толю.

5.Перескажи рассказ. (Если ребенок не смог пересказать рассказ, то прочитайте его повторно.Предложите ребенку пересказать еще раз.)

6. Предложите ребенку отгадать загадку.

Пахнет в роще земляникой, солнце щеки обжигает. Догадайся и скажи-ка: это все когда бывает? (Летом)

7. Закрепить артикуляцию звука [с].

8. Поиграть в игру «Поймай слово». Взрослый называет разные слова, ребенок хлопком выделяет только слова со звуком [с]:маска, молоко, киска, ласточка, сон, мышонок, нос, колесо, сапоги, скамейка, аквариум, весы, корзина, пылесос, коза, ананас, сода, машина, усы, роза, осы, космонавт.

9. Проговаривать фразу со звуком [с] за взрослым несколько раз четко, спокойно, выразительно (громко, тихо, шепотом):

Ночью тихо в старом доме, только мышь шуршит в соломе.

Обобщение по лексической теме «Осень». Звуки[а], [у],[и].

1. Раскрасить картинку (раскрашивает взрослый)

2. Закрепите с ребенком время года —осень

и попросите его произнести это слово несколько раз. Закрепите в речи ответ на вопрос: какое сейчас время года?
(Сейчас осень.)
Потренируйте ребенка в произнесении этого словосочетания.Закрепите приметы осени. Расскажите ребенку, что на улице
стало холодно,
часто
идут до­жди, листья
на деревьях
стали красными или желтыми,
они
опадают, стало меньше бабочек, жуков, улетают птицы,
в садах и огородах
убира­ют овощи и фрукты.
Произнесите вместе с ребенком эти словосочетания, попросите его самостоятельно рассказать об осени.

3.Рассмотрите вместе с ребенком картинку «Осень». Объясните ему, почему на картинке нарисована осень. Обратите его внимание на хму­рое небо, темные тучи, мелкий дождик, разноцветные листья

на деревьях,
улетающих птиц, одежду детей.
Попросите ребенка рассказать об осени по картинке. Если он затрудняется, помогите ему, задавая вопросы:

• Какое время года на картинке? (Это осень.)

• Какое небо? (Небо хмурое.)

• Какие тучи? (Тучи темные.)

• Какой дождик идет? (Идет мелкий дождик.)

• Какие листья на деревьях? (На деревьях разноцветные листья.)

• Что делают птицы? (Птицы улетают.)

• Как одеты дети? Почему? (На улице холодно.Дети одеты тепло.)

4. Упражнение для пальчиков «Осенние листья».

Сопровождать речь с движением пальчиков.

Раз, два, три, четыре, пять, будем листья собирать. (Ритмично сжимать и разжимать кулачки).

Листья березы, листья рябины,
(Загибать пальчики, начиная с боль­шого, на обеих руках).
листики тополя, листья осины, листики дуба мы соберем,

маме осенний букет отнесем. («Шагать» по столу средними и указательными пальчиками обеих рук).

5. Закрепить артикуляцию звуков [а], [у],[и]. Поиграть в игру«Назови первый звук». Взрослый называет разные слова, ребенок называет первый гласный звук в слове: аист, утка, ива, индюк, укроп, азбука, аквариум, избушка, утюг, улица, игрушки, индюк, аптека, адрес, автомобиль, уши, Ира, улитка.

Обобщение по лексической теме «Зима». Звуки[а], [у],[и], [о].

1. Раскрасить картинку (раскрашивает взрослый)

2.Побеседуйте с ребенком о времени года — зиме. Закрепите приметы зимы: зимой земля покрыта снегом, реки покрыты льдом, бывают сильные морозы, снегопады, метели, люди тепло одеваются, дети катаются на лыжах и санках.

Закрепите ответ на вопрос: какое сейчас время года?
(Сейчас зима.)
1. Рассмотрите с ребенком картинку «Зима». Задайте ребенку вопросы и помогите ответить на них полными ответами, давая, если нужно, образец:

Какое время года на картинке? (На картинке зима.)

Почему ты так думаешь?
(На земле лежит снег. В воздухе кружатся снежинки. На дереве сидят снегири.)
Как одеты дети? Почему?
(Дети тепло одеты.На улице холодно.)
Что делают дети?
(Дети лепят снеговика.)
3. Во время прогулки побеседуйте с ребенком о зиме, вместе с ним назо­вите приметы зимы (они выделены во втором пункте). Рассмотрите, какими разными бывают снежинки. Покажите ребенку и помогите ему запомнить: снег белый, пушистый, холодный, мягкий; лед твердый, гладкий, блестящий.

Произнесите эти словосочетания несколько раз.

4. Помогите ребенку составить рассказ о зиме с помощью вопросов:Какое время года наступило? (Наступила зима.)

Что лежит кругом?
(Кругом лежит снег.)
Что на реке?
(На реке лед).
Что на улице? Почему холодно?
(На улице мороз.)
Какое все вокруг?
(Все вокруг белое.)
Что делают дети?
(Дети катаются на санках…)
Повторите рассказ сами: «Наступила зима. Кругом лежит снег. На реке лед. На улице мороз. Все вокруг белое. Дети катаются на санках».

Затем рассказывает ребенок.

5. Потренируйте ребенка в произнесении слов:сугроб, снежинка, сосуль­ка, снегопад, хлопья.

6. Прочитайте ребенку стишок и попробуйте выучить его:

Я песком посыплю густо всю дорожку у ворот,

а еще ступеньки, спуски, потому что гололед.
(В.Нищев)
7. Упражнение для пальчиков «Прогулка». Сопровождать речь с движением пальчиков.

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять. («Идут» по столу указательным и средним пальчиками)

Бабу снежную лепили, («Лепят» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили, (крошащие движения всеми пальчиками)

С горки мы потом катались, (Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись. (Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли. (Отряхивают ладошки)

Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой; руки под щёку)

5. Закрепить артикуляцию звуков [а], [у], [и], [о]. Поиграть в игру«Назови первый звук». Взрослый называет разные слова, ребенок называет первый гласный звук в слове: аист, утка, ива, облако и т.д.

Обобщение по лексической теме «Весна». Звуки[а], [у],[и] [о], [ы].

1. Раскрасить картинку (раскрашивает взрослый)

2.Побеседуйте с ребенком о времени года, которое наступило. Произне­сите вместе с ребенком слово весна,

научите отвечать на вопрос: какое сей­час время года?
(Сейчас весна.)
Обратите внимание ребенка на то, что весной
тает снег, появляются проталинки, начинается ледоход, прилетают птицы, пригревает сол­нышко, бегут ручейки.
Отработайте с ребенком произношение этих словосо­четаний. Помните, что ваша речь должна быть образцом для него. Настаивайте на том, чтобы он старался говорить как можно более четко.

3. Рассмотрите вместе с ребенком картинку по теме «Ранняя весна». Помогите ему составить рассказ по картинке из нескольких предложений. Наступила весна. Ярко светит солнышко. Тает снег. Бегут ручейки. Де­ти пускают кораблики.

Если ребенок затрудняется, сначала помогите ему ответить на вопросы:

• Какое время года на картинке? (На картинке весна.)

• Что делает солнышко? (Солнышко ярко светит.)

• Что делает снег? (Снег тает.)

• Что делают ручейки? (Ручейки бегут.)

• Что делают дети? (Дети пускают кораблики.)

3.Прочитайте ребенку стишок о весне. Предложите поиграть в игру «Подскажи словечко».

За окном веселых птичек стая, расшумелись так, что не до сна.

На поляне снег уже растаял — значит, к нам опять пришла… (весна).

(В.Нищев)

5. «Ответь правильно». Развитие слухового внимания.

Весной солнышко греет или морозит?

Нормы речевого развития

К этому возрасту ребенок:

  • различает звуки, выделяет нужную фонему в слове;
  • может произносить слова со сложной слоговой структурой и стечением согласных;
  • умеет определять, сколько слогов в слове;
  • использует в речи сложные предложения;
  • употребляет в своей речи предлоги;
  • овладевает навыком согласования слов в предложении;
  • овладевает всеми способами словообразования;
  • понимает обращенную к нему речь;
  • понимает скрытый смысл художественных произведений;
  • использует все больше слов в связной речи;
  • без помощи взрослого составляет рассказы-описания, пересказывает сказки и другие произведения;
  • может приводить логические доводы в поддержку своей точки зрения или ответа на вопрос;
  • использует конструкции с союзом «А»;
  • понимает логико-грамматические конструкции.

К возрасту 7 лет дети с нормальным речевым развитием овладевают перечисленными навыками в полном объеме.

Задания для развития связной речи

В этот возрастной период на логопедических занятиях много внимания уделяют и связной речи. На уроках обучают:

  • составлять рассказ-описание с использованием картинки;
  • отвечать развернутыми предложениями;
  • использовать в речи предлоги и союзы;
  • составлять рассказ на заданную тему.

Кроме того, задания на формирование связной речи развивают воображение, языковое чутье, что важно для дальнейшего обучения в школе.

  • Взрослый предлагает малышу сочинить вместе сказку.
  • Называют ребенку пословицу и предлагают объяснить, о чем она. Затем вместе сочиняют историю, чтобы она соответствовала смыслу пословицы.
  • Логопед предлагает детям набор слов, из которых нужно составить предложения или историю.

В начале занятий для составления рассказов можно использовать картинки. Логопед помогает уточняющими вопросами. На развитие связной речи хорошо влияют театрализованные представления и кукольный театр. На таких занятиях можно еще потренировать дикцию, развить умение управлять модуляциями голоса и интонационной выразительностью.

Рекомендации родителям

Важно, чтобы развитием речи занимались не только педагоги, но и родители. В этом возрасте уже занимаются подготовкой к школе, поэтому, если ребенок плохо говорит, нужно обратиться за помощью к логопеду и также выполнять его рекомендации.

  • Чаще разговаривайте с сыном или дочкой, спрашивайте, как прошел день или какое-либо мероприятие, на которое вы ходили вместе.
  • Обязательно читайте произведения, подходящие возрасту, и обсуждайте прочитанное.
  • Играйте с ребенком в настольные игры, подходящие детям 6-7 лет.
  • Если нарушено звукопроизношение, обязательно делайте артикуляционную гимнастику.
  • Детям нравится придумывать слова – эта игра не только благотворно влияет на развитие речи, но и на развитие ВПФ.

Возраст 6-7 лет – важный период в жизни ребенка. Он уже готовится к поступлению в школу, его речь становится похожа на речь взрослого. Задания и упражнения, предлагаемые логопедом, являются профилактической мерой для предупреждения появления дисграфии и дислексии. Грамотная речь – важная составляющая успешного обучения грамоте.

Признаки нарушения развития речи

Если у ребенка имеется какое-либо отклонение, его речь по основным показателям будет отставать от нормы. Определить это можно по следующим признакам:

  • путает звуки на слух, затрудняется в его выделении в слове;
  • имеет сложности в овладении звуко-буквенным анализом;
  • общается с окружающими, используя простые предложения, опускает предлоги;
  • нарушено согласование слов в предложении или имеется затруднение в согласовании определенных частей речи;
  • затруднено понимание сложных речевых конструкций;
  • с трудом понимает скрытый смысл в рассказах и абстрактные понятия;
  • количество используемых в речи слов ограничено;
  • составляет рассказ или пересказывает его при помощи взрослых;
  • затруднено понимание и составление логических цепочек;
  • низкая потребность в общении с окружающими.

Если к 6-7 годам наблюдаются перечисленные отклонения в речевом развитии, нужно проводить логопедические занятия и выполнять специальные упражнения для данной возрастной категории детей.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]