Картотека домашних заданий по лексическим темам «Осень», «Грибы»


«Осень» № 1

Прочитать ребенку стихотворения и обсудить их. (Заучивание стихотворения по выбору.)

Осень Падают, падают листья — в нашем саду листопад. Желтые, красные листья по ветру вьются, летят. Птицы на юг улетают — гуси, грачи, журавли. Вот уж последняя стая крыльями машет вдали.

Осень Осень с листьями играет, листья с веток обрывает. Листья желтые летят прямо на руки ребят.

Подарки осени Ходит осень в нашем парке, дарит осень всем подарки: Бусы красные — рябине, фартук розовый — осине, Зонтик желтый — тополям, фрукты осень дарит нам.

Вопрос. Кому что дарит осень?

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Серия пальчиков игр в мнемотаблицах. Лексическая тема «Осень»

Данная серия пальчиковых игр предназначенном в помощь педагогам ДОУ. Здесь приведены примеры мнемотаблиц пальчиковой гимнастки для детей дошкольного возраста.

Серия пальчиков игр в мнемотаблицах.

Почему именно в мнемотаблицах?

Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Роль мнемотехнических средств в совершенствовании памяти состоит в том, что, «обращаясь к употреблению вспомогательных средств, мы тем самым изменяем принципиальную структуру нашего акта запоминания; прежде прямое, непосредственное запоминание становится опосредствованным».

Использование мнемотехники для дошкольников с ограниченными возможностями становится все более актуальным.

Технология мнемотехники позволяет развить общие способности детей с ОВЗ без умственных и психофизических перегрузок, т. е. адаптировать их к будущему учебному процессу, а также научить применять рациональные приемы обработки информации, подобрать индивидуальный «ключ» запоминания и обработки информации для каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей мышления.

Пальчиковая гимнастика для ребенка с ОВЗ, будет также тяжела и трудна к заучиванию, как и простое стихотворение, хотя текст пальчиковых гимнастик активно сопровождается движениями пальчиков. Поэтому, глядя на мнемотаблицу пальчиковой гимнастики, дети с ОВЗ становятся более уверенны, активно взаимодействуют с педагогом, рассказывая текст пальчиковой гимнастики, потому что перед ними всегда «подсказка», и также активно учатся загибать пальчики соответственно тексту, либо катать пружинки от «СУДЖОК» (пальчиковую гимнастику «Грибы» можно проговаривать с помощью массирования пальчиков именно этими пружинками, а толстый пузатый человечек вызывает у детей много положительных эмоций).

Важно, что кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи. Ребенок учится последовательно и логически выстраивать свое высказывание. Детям показывается мнемотаблица и расшифровывается закодированная информация. Устанавливаются логические связки («зацепы»), количественные и качественные характеристики. Таким образом, происходит запоминание всей мнемотаблицы.

Для детей с ОВЗ можно использовать более легкие таблицы, главное, чтоб рисунки были связаны между собой, так как дети для запоминания таблиц должны или составить рассказ, или связать их по смыслу, или классифицировать.

Таким образом, использование приемов мнемотехники в коррекционно-развивающем обучении помогают дошкольникам с ОВЗ:

  • развивать и использовать все виды памяти (слуховую, зрительную, тактильную, двигательную, долговременную);
  • развивать логическое мышление;
  • развивать воображение;
  • развивать ориентировку в пространстве и на плоскости;
  • развивать моторику рук.

Пальчиковая гимнастика Н.Нищева

«ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ»

Раз, два, три, четыре, пять, Будем листья собирать, Листья березы, Листья рябины,

Листики тополя, Листья осины, Листики дуба мы соберем, Маме осенний букет отнесем

Пальчиковая гимнастика «Листья осенние тихо кружатся»

Листья осенние тихо кружатся, Листья нам под ноги плавно ложатся И под ногами шуршат, шелестят, Будто опять закружиться хотят.

Пальчиковая гимнастика «Осенью»

Ветры яблони качают. Листья с веток облетают. Листья падают в саду, Их граблями я гребу.

Пальчиковая гимнастика «Грибы»

(поочередно загибаем пальчики)

Этот пальчик в лес пошёл, Этот пальчик гриб нашёл, Этот пальчик чистил гриб, Этот пальчик жарил гриб,

Этот пальчик сел и съел, Потому и растолстел.

Следующая >

Тема занятия: Осень. Признаки осени.

Возраст:

7-9 лет

Заключение:

ЗПР церебрально-органического генеза.

Форма
занятия:
индивидуальное занятие
Тип занятия:
коррекция и систематизации знаний
Тема занятия:
Осень. Признаки осени.

Задачи:
1. Обучающая:
Закрепить умение наблюдать за сезонными изменениями в природе, знания названия осенних месяцев и характерных признаков осени.

2.Развивающая:

Развитие элементарных математических представлений. Развитие связной устной речи, развивать мелкую моторику ребенка.
3.Воспитательная:
Воспитывать способность понимать и ценить красоту родной природы. Пробудить интерес к самосовершенствованию, саморазвитию, прививать интерес к занятиям.
4.Коррекционная:
Коррекция высших психических функций (внимание, память, мышление); корректировать и развивать пространственные представления;

Методы:

словесные, наглядные, практические.
Оборудование:
иллюстрационный материал по теме, смайлики настроения, доска временных представлений.

Ход занятия:

I.Организационный этап.

-Здравствуй!!! Какое у тебя сейчас настроение? Выбери из предложенных изображений соответствующему твоему настроению. (СМАЙЛИКИ НАСТРОЕНИЯ)
II. Актуализация знаний. Работа по теме.

  • Развитие временных представлений.

Дефектолог читает стихотворение:

Листья с деревьев в лесу осыпаются.

Дождик уныло по крышам стучит.

Светлое небо с землёю прощается

Хмурая осень в окошко стучит.

— Как ты думаешь, о каком времени года говорится в стихотворении?

— Назови осенние месяцы?

— Как может называть осень в сентябре? (ранняя, золотая).

— Как можно назвать осень в октябре? (дождливая).

— Как можно назвать осень в ноябре? (поздняя).

  • Вводная беседа

– Что ты можешь сказать про солнце осенью?

(Греет плохо, солнечных дней стало меньше).

— А какое небо осенью? (Хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное).

— Что происходит осенью с деревьями? (Листья: желтеют, краснеют, опадают, засыхают. Деревья стоят голые.)

— Как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья? (Листопад).

— Листья осенью, что делают? (Желтеют, краснеют, засыхают, падают, кружатся, летят, осыпаются)

— С травой осенью, что происходит? (Засыхает, желтеет, увядает)

— Что птицы делают осенью? (Улетают в теплые края)

— Почему? Как называют этих птиц? (Перелетные)

— Что делают осенью насекомые? (Прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору деревьев).

— Что делают животные осенью? (Готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму – медведь, еж, барсук. Другие меняют шкурку – заяц, белка, лиса. Третьи делают запасы на зиму – белка, еж. )

— Какая погода осенью? (Холодная, дождливая, ветреная, иногда падает снег.)

— Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлёт птиц, листопад.)

III. Развитие мелкой моторики .Пальчиковая гимнастика. Разбросала осень листья, (делают волнообразные движения ладонями) Разукрасила их кистью. (делают плавные взмахи ладонями вверх-вниз) Мы в осенний лес пойдем, («шагают» пальцами обеих рук) В букеты листья соберем. (скрещивают ладони с растопыриванием пальцев) Лист кленовый, лист с осинки, (поочередно загибают пальцы, начиная с большого, на обеих руках одновременно на название каждого листа) Лист дубовый, лист рябинки, Рыжий тополиный лист На дорожку спрыгнул вниз. (звонко хлопают в ладони) IV. Развитие зрительно-моторной координации.

  • «Найди по схеме»

Цель: развитие пространственного мышления, восприятия. Перед ребенком кладется рисунок, на котором изображена схема пути, который он должен совершить, чтобы добраться до цели. V. Коррекция высших психических функций.

  • Игра «Подбери признак»

    . Дети подбирают признаки к слову «осень», используя мнемокартинки.

Осень (какая?) — … (Холодная, дождливая, золотая, разноцветная, красочная, урожайная, теплая, пасмурная, ясная, снежная, веселая, грустная, листопадная и т.д.)

  • Игра «Чего не бывает осенью?»

Осенью не растут подснежники.

Осенью не купаются в речке.

Осенью не загорают.

Осенью не надевают шубы.

VI. Развитие элементарных математических представлений.

  • «Справа-слева»

Цель: автоматизация понятий справа-слева

Картинки или открытки, на которых изображены несколько детей или зверюшек. Ребенка просят ответить на вопрос: «Кто сидит справа от мишки? Назови всех, кто сидит левее зайчика» и т.д. То же упражнение можно провести с помощью игрушек, любых предме­тов, расположив их на столе.

VII. Развитие связной устной речи .Закрепление знаний. «Разложи и расскажи» Цель: Установление причинно-следственных связей , развитие связной речи. Ученик получает серию картинок по теме занятия. Его задача – подобрать в нужном порядке картинки-эпизоды и передать содержание каждой, составив таким образом целый рассказ. VIII. Итоги занятия. Рефлексия. -Чем мы сегодня с тобой занимались? — Молодец, сегодня мы прекрасно поработали. — Назови свои ассоциации.

Раздача домашнего задания.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ДАРЫ ОСЕНИ»

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: морковь, помидор, огурец, капуста, свекла, репа, лук, редька, чеснок, редиска, салат, щавель, петрушка, горох, картофель, грядка, лопата, грабли, лейка, урожай, огород, овощи, винегрет, щи, борщ, кабачок, тыква, семена, рассада, кожура, стручок, качан, овощехранилище, яблоко, груша, слива, вишня, лимон, апельсин, мандарин, абрикос, виноград, черешня, банан, ананас, персик, сад, фрукты, корзина, яблоня, косточка, корнеплод, плод.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: зеленый, красный, сочный, твердый, хрустящий, мягкая, спелая, овальный, круглый, горький, сладкий, вкусный, ароматный, соленый, маринованная, квашеная, свежий, зрелый, кислый, полезный.

ГЛАГОЛЫ: поливать, растить, ухаживать, заготавливать, солить, варить, тушить, жарить, протирать, мыть, резать, измельчать, чистить, сажать, полоть, убирать, срывать, собирать, дергать, срезать, срывать, зреть, поспевать.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ: Определять лишний предмет и объяснять почему? Яблоко, груша, картошка, лимон. Морковь, капуста, горох, слива.

ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИ: Огурец (какой?) — зеленый, длинный, хрустящий… Репка (какая?) — желтая, круглая, твердая… Яблоко (какое?) — круглое, румяное, сладкое, полезное…

Морковь (свёкла, репа, капуста) — (какая?) — вкусная, хрустящая, оранжевая, большая, круглая, полезная, сочная, крупная, мелкая…. Лук (огурец, помидор, чеснок, кабачок)- (какой?) — вкусный, хрустящий, красный, большой, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий, горький… Груша (слива) — (какая?) — вкусная, полезная, мягкая, зелёная, овальная, сладкая, сочная, крупная, мелкая…. Банан (лимон, персик, апельсин)- (какой?) — вкусный, кислый, жёлтый, большой, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий….

ИГРА «УГАДАЙ, ПРО КАКОЙ ФРУКТ Я ГОВОРЮ?» Вкусная, полезная, мягкая, зелёная, сладкая, сочная аппетитная…(груша) Кислый, жёлтый, овальный, полезный, сочный…(лимон) Сочное, сладкое, спелое, твёрдое, красное… (яблоко) Вкусный, жёлтый, мягкий, длинный…(банан) Вкусная, полезная, мягкая, синяя, овальная, сладкая, сочная, мелкая…(слива) Вкусный, оранжевый, круглый, полезный, сочный, крупный…(апельсин)

ОБРАЗОВЫВАТЬ ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: Сок из яблок — яблочный; Пюре из яблок — яблочное; Начинка для пирога из яблок — яблочная.

ИГРА»КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? » Повидло какое? Пюре какое? Варенье какое? Сок какой? Компот какой? Компот какой? Напиток какой? Морс какой?

ИГРА «ДОГАДАЙСЯ, Я ХОЧУ СОК ИЛИ ВАРЕНЬЕ ?» Я хочу яблочный…. Я хочу яблочное…. Я хочу грушевый…. Я хочу грушевое…. Я хочу абрикосовое…. Я хочу абрикосовый…. Я хочу апельсиновый…. Я хочу персиковое…. Я хочу сливовое…. Я хочу банановый….

ИГРА «ЧТО ПРИГОТОВИМ?». Из лимона — лимонный сок. Из банана — банановое пюре. Из яблока — яблочное повидло. Из груши — грушевый компот (апельсин, персик, слива). Из фруктов — фруктовый салат. Из моркови — морковный сок. Из капусты — капустный сок. Из свёклы — свёкольный сок. Из огурцов — огуречный салат. Из картофеля — картофельный суп. Из гороха — гороховый суп.

СОСТАВЛЯТЬ ОПИСАТЕЛЬНЫЕ РАССКАЗЫ ОБ ОВОЩАХ И ФРУКТАХ: Название. Где растет? Внешний вид. Какой на вкус? Что из него готовят?

СРАВНИВАТЬ: Яблоко и лимон; огурец и помидор…

ОВОЩИ — это плоды, выращенные человеком. Они растут на грядке. Одни овощи растут в земле — свекла, чеснок, картофель. Другие овощи растут на земле — помидоры, кабачки, огурцы. Овощи очень полезные, в них много витаминов и других веществ. Из овощей готовят салаты, супы, гарниры и другие блюда..

ФРУКТЫ — это плоды, выращенные человеком. Они растут в саду на деревьях. За фруктовыми деревьями ухаживают: рыхлят землю, удобряют, поливают, а деревья опрыскивают от вредителей. Фруктовое дерево имеет ствол, ветки, листья, плоды и корни. Фрукты очень полезные, в них много витаминов и других веществ. Из фруктов готовят варенье, повидло, сок, компот, детское питание — пюре.

ИГРА «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью.

Помидор круглый, а морковка… Огурец овальный, а тыква… Лук горький, а морковка… Огурец зеленый, а свекла… Редиска мелкая, а редька… Кабачок большой, а тыква… Помидор кислый, а чеснок… Морковка в земле, а помидор…

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]