Проектная деятельность в работе учителя-логопеда
Марина Морозова
Проектная деятельность в работе учителя-логопеда
резентация на тему:
«Проектная деятельность в работе учителя-логопеда»
Учитель-логопед Морозова М. В. МБДОУ д/с №16 Кропоткин
Наши современные дети живут в мире компьютеров и интернета, сотовых телефонов. Дети учатся получать знания, выделяя их из информационного потока, учатся общению путём проб и ошибок. Умение ребёнка поддерживать интерес к познанию окружающего мира, желание узнавать и открывать для себя новое становится фундаментом в становлении личности ребёнка и залогом успешного обучения в школе.
Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. Суть проектирования в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при котором дети приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий.
Я для повышения эффективности логопедической работы в образовательном процессе, наряду с исправлением речи, широко использую исследовательскую работу. Проектная деятельность направлена на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, навыков подготовки к учебной деятельности, правильного распределения времени, планирования и самоконтроля. Логопедическое обучение дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется при взаимодействии взрослого и ребенка. Это сотрудничество способствует обучению детей самостоятельному поиску путей и способов решения собственных проблем. Ребенок с нарушением речи перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.
Как показывает практика, в последние годы количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет. Стандартизованные методы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, не всегда дают ожидаемого результата. В связи с этим актуальным становится поиск эффективных форм и методов, необходимость включения в содержание образования дошкольника поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем. Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, мы искали такие, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех компонентов речи, когнитивных процессов, коммуникативных навыков, и пришли к выводу о модернизации совместных детских проектов в практику работы учителя-логопеда.
ОФОРМЛЕНИЕ ПРОЕКТА
Титульный лист: вверху – название учреждения; середина – название проекта большими буквами, ФИО автора; внизу – город, год.
2 страница: Девиз или афоризм проекта
3 страница: — вид проекта (по составу, по сроку, по типу)
; — участники;
-авторы проекта (если много)
.
4 страница: структура проекта:
1. Проблема (четкое, лаконичное предложение, в чем проблема)
.
Формулировка проблемы обычно «вытекает»
из актуальности.
2. Актуальность (если проект на срок более 6 месяцев)
3.Цель: Формирование….
4. Задачи (три
: образовательная, развивающая, воспитательная)
С 5 страницы:
Описание этапов реализации проекта
1.) Подготовительный (что-то готовим, собираем)
Сбор информации о, анкетирование, подбор аудио или видеоматериалов и т. п. 2.) Основной (само проведение)
Образовательные области (указать какие задействованы, НОД
(указать какие были экскурсии, подвижные игры и т. д.)
по реализации
проекта). Работа с родителями: совместная деятельность (например, изготовление творческих работ, совместные выезды и т. д.).
3.)Заключительный:
-1-2 итоговых мероприятия (праздник, утренник, развлечение и т. п.)
;
-продукт проекта;
— ожидаемые результаты.
Диагностические исследования (на начало и на конец, если долгосрочный проект)
.
Список литературы (если проект долгосрочный)
.
Приложение:
Портфолио проекта: конспекты НОД, сценарии, любой материал.
Фотоприложения: фотографии материалов проекта.
Цель проектного метода:
Создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов.
Проекты классифицируются:
1. По составу участников
2. По целевой установке
3. По тематике
4. По срокам реализации.
Типы проектов по целевой установке
Исследовательско – творческие (дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна).
Ролево — игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают поставленные проблемы по-своему).
Информационно-практико-ориентированные (дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы – оформление группы, витражи и т. п.)
Творческие – (оформление результатов в виде детского праздника, детского дизайна,например: «Космическая неделя»
).
Смешанные типы проектов:
• межпредметные по предметно — содержательной области;
• творческие монопроекты – проводятся в рамках узкой проблемы, одного раздела обучения.
По срокам реализации
Краткосрочные
(проекты, продолжительностью от 1 дня до недели)
;
Среднесрочные
(проекты от 1 недели до 1 месяца)
;
Долгосрочные
(проекты, продолжительностью от 1 месяца и более)
.
Логомаг
В дошкольном возрасте у детей должен появиться опыт создания собственного замысла и воплощения своих проектов. Дети могут задумывать и реализовать исследовательские, творческие проекты.
Важнейшим образовательным ориентиром, в соответсвии с ФГОС, является развитие детской самостоятельности (инициативности, самостоятельности и активности). Для этого педагогам рекомендуется:
-проявлять уважение к личности ребенка и развивать демократический стиль взаимодействия с ним,
-создавать условия для принятия ребенком ответсвенности и проявления эмпатии к детям и взрослым;
-обсуждать с детьми важные жизненные вопросы, стимулировать проявление позиции ребенка;
-обсуждать с родителями целевые ориентиры, на достижение которых направлена деятельность педагогов ДОУ и включать членов семьи в совместное взаимодейтсиве по достижению этих целей.
Содржание проектной деятельности планируется в соответсвии с возрастом ребенка.
Старшая группа
Проектная деятельность входит в область «Познавательное развитие» и предполагает
в старшем возрасте:
-создание условий для реализации детьми проектов трех типов :
*исследовательских
*творческих (индивидуального характера)
-организация презентации проектов;
-формирование у детей представления об авторстве проекта;
В подготовительной к школе группе:
—создание условий для реализации детьми проектов трех типов :
*исследовательских
*творческих
-формировать умение уделять внимание анализу эффективности источников информации;
-поощрять обсуждение проекта в кругу сверстников;
-содействовать творческой деятельности индивидуального и группового характера;
-в работе над нормативными проектами поощрять обсуждение ситуаций и отрицательных последствий;
-помогать детям в символическом отображении ситауции, проживании её основных смыслов и выражении их в образной форме.
Работа над проектов, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов
:
-постановка цели;
-поиск форм реализации проекта;
-разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
-организация развивающей познавательной предметной среды;
-определение направлений поисковой и практической деятельности;
-организация совместной с педагогами, родителями и детьми творческой поисковой и практической деятельности;
-работа над частями проекта и его коррекция;
-коллективная реализация проекта и его демонстрация.
Имеено проектный метод создает условия для проявления у детей таких качеств, как инициативность, жизнерадостность, любопытство, стремление узнавать новое и проявлять свою индивидуальность, то есть обеспечивает успешную социализацию ребенка и становление его личности.
Интересы детей выступают как материал для достижения целей образовательной работы – развития способностей и инициативы ребенка, овладения доступными для дошкольного возраста культурными средствами. Благодаря использованию метода проектирования в совместной деятельности, дети приучаются к умению разумно и творчески относиться к действительности, быть инициативным и самостоятельно принимать решения.
С 2014 года я продолжила внедрение проектной деятельности в условиях логопункта дошкольного образовательного учреждения №33. Деятельность учителя-логопеда на логопункте отличается от работы в группах компенсирующего вида.
Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, на логопункте являются индивидуальные занятия, продолжительностью 15-20 мин. и подгрупповые – продолжительностью 20-35 мин. (в соответствии с сеткой занятий специалиста). Групповая работа не предполагается.
Основными задачами логопедической службы являются:
— выявление воспитанников, имеющих нарушения в речевом развитии;
— осуществление необходимой коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста;
— формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи;
— воспитание стремления детей к преодолению недостатков речи, сохранению эмоционального благополучия в своей адаптивной среде;
— реализация возможности интегрировать воспитание и обучение в обычной группе с получением специализированной помощи в развитии речи;
— взаимодействие с педагогами образовательного учреждения и родителями по формированию речевого развития детей.
Изучив и проанализировав большое количество источников информации, был сделан вывод, что использованию проектной деятельности в условиях логопункта уделяется небольшое внимание. Учителя-логопеды используют на логопункте, в основном, тематические проекты, мотивируя это отсутсвием групповых занятий лексического содержания.
Результатом первого информационно-аналитического этапа явилось создание картотеки по теме самообразования.
Рассмотрев общие основания использования проектирования в дошкольной практике, намечен проект «Такие нужные звуковички»,
основной целью которого стало
формирование навыков самоконтроля поставленных звуков речи у детей.
С целью поддержания детской инициативы детям было предложено самостоятельно придумать имя звуковичка и его образ. Имя звуковичка должно было содержать автоматизируемый звук. Оказалось, что большинство детей ассоциируют образ звуковичка с гномиками из сказочной звуковой страны, но детьми были предложены и другие образы: девочка Рая, тигренок Игрунок, машинка Груня, пингвиненок Шкипер и другие.
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.
Проектная деятельность создает условия для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей в вопросах коррекции недоразвития речи у детей, а так же обеспечивает право родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Анкетирование
родителей было направлено на изучение отношения родителей к организации коррекционной работы на логопункте ДОУ, выявление трудностей в закрепление логопедического материала, а так же на поиск путей создания более эффективного процесса коррекции речи.
Родители были проинформированы о системе работы над звукопроизношением (информация в уголке логопеда, практикум по работе над звукопроизношением, оформление стенда «Любимые звуки», индивидуальные беседы),
были созданы условия для решения поставленных задач, поощрение родителей и детей за участие в проектной деятельности и внимательное отношение к индивидуальному самовыражению детей (награждение дипломами за участие в проектной деятельности).
Особенно интересной явилась такая форма презентация детьми своих проектов
, как самостоятельное проведение занятий со своими Звуковичками в подгруппе детей, объединенных по сходности нарушения звукопроизношения. Дети копировали учителя-логопеда, стараясь четко и эмоционально вести путешествие, строго следили за произношением автоматизируемых звуков. На дальнейших занятиях дети уже самостоятельно выбирали, с кем они сегодня будут играть. Интересными были и высказывания детей о важности проектной деятельности.
Таким образом, проект «Такие нужные звуковички» способствовал не только автоматизации поставленных звуков, но и совершенствованию всех сторон речи ребенка, становлению детской инициативы и самостоятельности, развитию партнерских отношений и умения работать «в команде», овладеть способами коллективной мыслительной деятельности, объединить усилия педагогов, родителей и детей с целью реализации проекта.
Список литературы
1.От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-М.: Мозаика-Синтез, 2014.-368 с.
2.«Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»/ письмо от 14 декабря 2000г. №2
3.О.И Давыдова. Проекты в работе с семьей.-Сфера, М.-2012
Статья:
В связи с обновлением содержания дошкольного образования, необходимость корректировки методов реализации программы встала особо остро. Для увеличения эффективности работы требуется нахождение новых подходов и форм обучения и воспитания разносторонней личности ребенка, вовлечение всех полноправных участников в педагогический процесс: специалистов, воспитателей, родителей, детей. Только в совместной деятельности ребенка и взрослого, где ребенок выступает, как партнер возможно добиться высоких результатов.
Опираясь на многолетний опыт, мы пришли к выводу о необходимости разработки коррекционно-развивающих проектов, которые обеспечат эффективную работу учителя-логопеда, специалистов и воспитателя с учетом интересов ребенка, а также повысят мотивацию к дальнейшему получению знаний и умений. Этот метод или форма познания окружающего мира дает ребенку возможность, используя различные виды деятельности (познавательно-исследовательскую, игровую, творческую и т. д) обогащать свой жизненный опыт. Развиваясь, ребенок постепенно может выявить проблему, осмыслить цель и выбрать пути решения. Воспитывая самостоятельность, желание познать себя и окружающий мир ребенок получает шанс быть реализованным в жизни, возможность достичь поставленной цели.
В разработке программы группы участвовали музыкальный руководитель, руководитель по физическому развитию, учитель-логопед, воспитатели. Построить работу решили в виде лексико-тематических проектов разной продолжительности: короткосрочные, долгосрочные и т. д. в зависимости от лексической темы и объема работы.
В рамках проекта, удачно интегрируются различные виды деятельности: аппликация, рисование, лепка, познавательное, речевое развитие и т. д. Проект по лексической теме рассчитан, в основном, на одну неделю, в течение которой все участники (специалисты, логопед, воспитатели, родители, дети) всесторонне познают и исследуют данную тему. Метод проекта позволяет активно включаться в исследовательскую работу всех участников непрерывно-образовательной деятельности, развивать коммуникативные навыки, развивать умение видеть проблему и находить пути решения её, устанавливать партнерские отношения.
В результате в рамках проекта были достигнуты более эффективные показатели развитияв различных областях:
— коррекция и развитие всех компонентов речи детей (звукопроизношение, лексико-грамматический строй, слоговая структура, анализ и синтез, связная речь, просодика);
— развитие продуктивной деятельности (аппликация, рисование, лепка);
— развитие коммуникативности;
— развитие самостоятельности и самореализации.
Вывод: Совместная исследовательская, познавательная, творческая работа учителя-логопеда и воспитателей, родителей и детей, специалистов в рамках проекта способствует более эффективному воспитанию, развитию и коррекции речи и развитию всесторонней личности.