Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда.учебно-методический материал по логопедии


Статья:

Здоровьесберегающие технологии — это специально организованное взаимодействие детей и педагога; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.
Вопрос о внедрении в практику работы логопеда здоровьесберегающих образовательных технологий становится весьма актуальным. Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения одна из важнейших задач стоящих перед логопедом. Для детей с нарушениями речи это особенно значимо, поскольку, как правило, эти дети соматически ослаблены, могут иметь хронические заболевания, нарушения в эмоционально-волевой сфере. Для детей с общим недоразвитием речи характерна недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, таких как слухоречевая память и внимание, вербально-логическое мышление, пространственная и временная ориентировки, нарушение в артикуляционной, мелкой моторике и общей моторике. Многие дети имеют повышенную утомляемость, быструю истощаемость и лабильность эмоциональной сферы. Таким образом, здоровьесберегающие технологии в логопедической работе позволяют значительно улучшить результативность коррекционной работы, разнообразить приемы и методы логопедического воздействия и способствовать оздоровлению детей, ведь качественное развитие, обучение и воспитание детей невозможно без внимания к сохранению и укреплению здоровья.

Задачи стоящие перед логопедом:

1. Повысить результативность воспитательно-образовательного процесса;

2. Сохранить и укрепить здоровье воспитанников;

3.Стимулировать работоспособность, способствовать восстановлению сил, снятия напряжения;

4. Создать благоприятную психоэмоциональную атмосферу, поддержать психологическое здоровье;

5. Пропагандировать здоровый образ жизни.

На логопедических занятиях используются следующие здоровьесберегающие технологии:

Дыхательная гимнастика

Дыхательные упражнения играют большую роль в воспитании правильной речи. Они развивают продолжительный, равномерный выдох, формируют сильную воздушную струю, тренируют умение экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора, тренируют ситуативную фразовую речь.

Параллельно с этим логопедом решается и ряд оздоровительных задач, таких как:

— насыщение организма кислородом

— улучшение обменных процессов

— нормализация психо-эмоционального состояния

— повышение иммунитета

Интерес к дыхательным упражнениям поддерживается сочетанием наглядности, игровых приемов, стихотворных форм, атрибутами. Дыхательная гимнастика в начале занятия, активизирует внимание, снижает излишнюю эмоциональную и двигательную активность, создает положительный эмоциональный фон, обеспечивая плавный переход к коррекционному процессу.

Гимнастика для глаз

Комплекс упражнений направленных на профилактику нарушений зрения, позволяет снять напряжение и расслабить мышцы глаз, укрепляет мышцы глаз. Они также:

-развивают концентрацию внимания

-обеспечивают межполушарное взаимодействие

-развивают навыки волевой регуляции и умение управлять движениями

-улучшает аккомодацию

Такие упражнения как “Бегающие огоньки”, “Солнечные зайчики” и др. во время выполнения письменных заданий, после длительной зрительной нагрузки являются хорошей паузой для отдыха, способствуют снижению напряжения на мышцы глаз, развивают зрительное внимание. В сочетании с заданиями на пространственную ориентировку («Куда приведет дорожка» и т. п.) способствуют решению еще одной очень важной задачи ? развитию оптико-пространственных представлений.

Развитие тонкой моторики рук. (Пальчиковая гимнастика)

Мелкая моторика и уровень речевого развития находятся в прямой зависимости друг от друга, Следовательно, целенаправленная работа по развитию моторики рук, напрямую влияет на речевое развитие, облегчая ребенку процесс коррекции речевых нарушений. В зависимости от поставленной цели применяются расслабляющие, статические и динамические упражнения. Что немаловажно, не только на логопедических занятиях, но и в самостоятельной деятельности эти упражнения, подготавливает руку к письму, помогает снять напряжение особенно после длительной нагрузки, развивает ручную умелость.

На логопедических занятиях достаточно широкий спектр применения пальчиковых и ручных игр. Это наиболее удобный вид заданий на этапе автоматизации звукопроизношения, позволяющий разнообразить работу, сделать ее интересной для ребенка, избежать излишнего напряжения, сохранив интерес к коррекционному процессу.

При работе над просодической стороной речи, диалогической формой связной речи, целесообразно применение небольших пальчиковых игрушек, которые создают положительный эмоциональный фон, способствуют снятию напряженности на занятии, стимулируют речевую активность, внося в занятие элементы театрализованной деятельности.

Логопедическая ритмика.

Логоритмика как специальная наука является важной составляющей в коррекционной работе логопеда. Она является своеобразной формой активной терапии, средством воздействия в комплексе методик, синтезом музыки, слова и движения. Не случайно наряду с воспитательной и коррекционной задачами выделяется оздоровительная. В результате решения именно оздоровительных задач у людей с речевыми нарушениями укрепляется костно-мышечный аппарат, развиваются дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывается чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений (Г.А. Волкова)

Логоритмика полезна детям, имеющим задержки речевого развития, алалию, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр.

Самомассаж. Су-Джок терапия. Ауриколо терапия.

В логопедической работе все большую популярность получают новые лечебно-оздоровительные приемы, которые обладают достаточно высокой эффективностью, безопасны и просты в применении, а так же успешно дополняют работу по коррекции речи.

По концепции микроакупунктурных систем организма, на коже ушных раковин, ладоней и подошв, представлены все части тела и органы, дисфункция которых приводит к нарушению чувствительности соответствующих зон на коже. Массаж этих зон позволяет «разбудить» заторможенные и затормозить возбужденные биологически активные точки, что заметно отражается на общем состоянии ребенка.

Стимуляция высокоактивных акупунктурных точек расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, колючие валики, орехи и др. При стимуляция рецепторов в мышцах возникают импульсы, которые достигают коры головного мозга, тонизируют ЦНС в результате чего повышается регулирующая роль в ЦНС в отношении работы всех систем и органов.

Сочетание таких упражнений как самомассаж, су-джок терапия, с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-логопедического воздействия, повышая физическую и умственную раотоспособность.

Система воздействия на область ушных раковин, путем легкого массажа (надавливания, растирания, поглаживания) оказывает общеукрепляющее воздействие, улучшает кровообращение, стимулирует деятельность нервных центров, повышает тонус, активизирует внимание. Наиболее эффективно использовать эти упражнения в утреннее время, предваряя логопедическое занятие.

Кинезеологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия

Любая психическая функция осуществляется совместной работой двух полушарий, каждая из которых вносит в построение психических процессов свой личный вклад. Координация и взаимодействие полушарий головного мозга является необходимым условием успешности любой деятельности. (Б.Г. Ананьев)

Данный вид упражнений направлены на формирование и развитие межполушарного взаимодействия, развитие точности движения пальцев и способность переключения с одного движения на другое («Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос», «Колечко», «Лягушка», «Замок» и др.). Они одинаково хорошо подходят как для работы с детьми-логопатами, так и с детьми без речевых нарушений, так как решают ряд важнейших задач:

-развитие специализации полушарий головного мозга;

-синхронизация полушарий головного мозга;

-развитие мышления, памяти, внимания;

-развитие способности к произвольному контролю;

-снятие психо-эмоционального напряжения;

Применительно к логопедической работе, этот вид упражнений целесообразно использовать для активизации внимания вначале занятия, во время смены деятельности, как и динамические паузы или в конце занятия, для снятия напряжения и помощи ребенку в переключении на другой вид деятельности.

У детей с ОНР достаточно часто определяется недостаточное развитие пространственного гнозиса, в этом случае, данные упражнения включаются в план индивидуальной работы с такими детьми и даются для закрепления в группе с воспитателем.

Т.О. оздоровительные технологии в образовательном процессе внедряются в условиях здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей среды, обеспечивающей благоприятную гигиеническую, психологическую и педагогическую обстановку. Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития и социальной адаптации. Применение в работе здоровьесберегающих технологий повышают результативность образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья, формируют мотивацию на здоровый образ жизни.

Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда

Аннотация:

Актуальность здоровьесберегающего направления в системе методической работы ДОУ подтверждается рядом следующих противоречий:

  • противоречие между возросшей потребностью в педагоге, обладающем глубокими знаниями о здоровьесберегающих подходах, технологиях и недостаточной разработкой научных основ проблемы здоровьесбережения;
  • противоречие между большим резервом здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе и недостаточной реализацией этих возможностей;
  • высоким уровнем требований к здоровью детей и ограниченными возможностями педагогических кадров создавать здоровьесберегающую среду.

Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда.

Дошкольное детство – самоценный этап в жизни, а не только подготовка к школе. Необходимо развивать в детях любопытство и любознательность, познавательный интерес, для того, чтобы ребёнок подошёл к школе с мотивацией: «Хочу учиться!». Этого можно достичь лишь при сохранении и укреплении здоровья воспитанников дошкольных учреждениях.

Именно поэтому я определяю в качестве одного из приоритетных направлений своей деятельности здоровье сберегающий аспект воспитательно-образовательного процесса.

Здоровьесбережение, как необходимый аспект комплексной реабилитации детей с речевой патологией.

Понятие «здоровьесберегающие технологии».

На современном этапе здоровьесберегающая технология определяется, как система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.

Существуют различные мнения, различные понятия, определяющие содержание здоровьесберегающих технологий. Но когда ты впервые слышишь сочетание «здоровьесберегающие технологии» и вспоминаешь своих маленьких воспитанников, в голове формируется свое собственное определение.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать детей, чтобы они росли здоровыми и счастливыми и смогли потом вырастить здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным.

Задачи коррекционно-развивающей работы с внедрением здоровьесберегающих технологий.

  • повышение умственной и физической работоспособности;
  • охрана нервной системы, снятие психического и нервного напряжения;
  • стимулирование речевых зон коры головного мозга;
  • формирование орального праксиса;
  • совершенствование общей, мелкой моторики и зрительно-пространственного гнозиса;
  • повышение резервов дыхательной системы;
  • профилактика нарушения зрения;
  • создание благоприятного эмоционального фона.

При применении здоровьесберегающих технологий необходимо знать и строго соблюдать основные принципы здоровьесберегающих технологий в ДОУ:

  1. доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастом детей);
  2. систематичности (реализация оздоровительных мероприятий постоянно);
  3. оптимальности (разумно сбалансированная психофизическая нагрузка);
  4. последовательности (последовательное усложнение и увеличение нагрузки);
  5. комплексного воздействия на все анализаторы;
  6. совместного – педагогического воздействия (учителя-логопеда, воспитателя, психолога, медицинского персонала, родителей).

А теперь мне хотелось бы коснуться классификации здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

Современные здоровьесберегающие технологии можно условно разделить на следующие виды:

  • Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

игровой стретчинг, гимнастика для глаз, развитие мелкой моторики и зрительно-пространственного гнозиса, кинезеологические упражнения, дыхательная гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения, артикуляционная гимнастика, Су-джок терапия.

  • Технологии обучения здоровому образу жизни:

игротреннинги и игротерапия, коммуникативные игры, самомассаж, биологическая обратная связь (БОС, аурикулотерапия.

  • Коррекционные технологии:

арттерапия, сказкотерапия, цветотерапия, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика, игры с водой, аромотерапия, музыкотерапия, пескотерапия, биоэнергопластика.

Организация коррекционно – развивающей работы с использованием здоровьесберегающих технологий:

  • ознакомление педагогов ДОУ и родителей с комплексом оздоровительных мероприятий;
  • накопление практического материала;
  • составление годового планирования;
  • организация НОД с детьми с использованием здоровьесберегающих технологий;
  • работа с родителями (консультации, практикумы, беседы);
  • внесение изменений и дополнений в развивающую среду ДОУ;
  • выступление с анализом проделанной работы на итоговом педсовете ДОУ;
  • выступление с анализом достижений детей на психолого – медико — педагогическом консилиуме ДОУ.

Методы и приёмы здоровьесберегающих технологий в процессе проведения НОД.

Рассмотрим методы и приёмы здоровьесберегающих технологий, которые я применяю в коррекционной работе на разных этапах НОД. Первый этап НОД – организационный. Его цель – введение в тему занятия, создание положительного настроя на учение, пробуждение интереса к познанию, а также коррекция психофизических функций. В организационные моменты включаю релаксационные, мимические и имитирующие упражнения.

Одним из следующих этапов НОД может быть работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата, которая проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Проводить её нужно эмоционально, в игровой форме, например: «Сказка о весёлом язычке», «Сказка о комарике».

  • Артикуляционную гимнастику можно проводить не только традиционно, но в нетрадиционной форме:
  • «Упражнения для пальчиков и Язычка» (или сопряженная гимнастика);
  • Использование дидактических кукол;
  • Адаптированные сказки с движениями;
  • Сочинение историй из жизни Язычка с использованием картинок-образов;
  • Нетрадиционные упражнения с бусиной, драже и ложкой для совершенствования артикуляционной моторики.

Ко всем артикуляционным упражнениям добавляю движение кистью. Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

На основном этапе НОД применяю:

  • упражнения дыхательной гимнастики и дыхательно-голосовые упражнения.
  • упражнения на развитие мелкой моторики и зрительно-пространственного гнозиса: — пальчиковые игры согласно темам занятий;
  • планирование графических диктантов по темам;
  • обводка шаблонов и штриховка согласно лексическим темам;
  • игры с тренажёрами;
  • игры с камушками; — рисуем по крупе;
  • упражнение «Чудо — бусы»; — игры с прищепками, катушками;
  • точечный массаж и самомассаж (су-джок-терапия, аурикулотерапия).

Функциональная анатомическая незрелость зрительной системы и значительные зрительные нагрузки, которые испытывает глаз ребенка в процессе чтения и письма, обуславливают необходимость применения гимнастики для глаз.

Целесообразно включенные в НОД игры, игровые упражнения придают образовательной задаче конкретный смысл, мобилизуют мыслительные силы ребёнка. Игровые технологии помогают решать не только проблемы мотивации, развития детей, но и здоровьесбережения, социализации.

Прекрасным стимулом для детей и средством создания речевых ситуаций является пальчиковый театр, который есть в арсенале логопедического кабинета.

В своей работе широко использую песочную терапию и семянотерапию. Развивая сенсорные эталоны, в процессе песочной терапии я решаю типично речевые задачи: развиваю фонематический слух, автоматизирую поставленные звуки, активизирую словарь, формирую связную речь и грамматические категории, а также мелкую моторикую.

При проявлении утомления, снижении работоспособности, при потере интереса и внимания в структуру НОД включаю физкультурные минутки, упражнения логопедической ритмики.

Использую кинезиологический комплекс упражнений. Такие упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении. На заключительном этапе НОД подводятся итоги. Обязательное условие — нужно помнить: ребёнка ценят, а не оценивают! В заключительном «аккорде» НОД должна звучать положительная оценка и уверенность в том, что завтра получится ещё лучше.

Заключение.

Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования разнообразных методов и приёмов здоровьесберегающих технологий, направленных на укрепление и сохранение здоровья детей. Данные приёмы использую в своей работе и могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на детей: повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование здоровьесберегающих технологий в НОД способствует не только сохранению и укреплению здоровья детей с проблемами в развитии речи, но и улучшению адаптивных и компенсаторных возможностей детского организма.

Литература

  1. Ахутина, Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С. 21 – 28.
  2. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2001 г.
  3. Евдакимова Е. С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ// Управление ДОУ. 2004. N1.
  4. М. Ю. Картушина. Логоритмические занятия в дет. саду. М.:Сфера, 2003 г.
  5. С. В. Коноваленко. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 до 14 лет. Москва, 1999 г.
  6. Кувшинова, И. А. Здоровьесбережение, как необходимый аспект комплексной реабилитации детей с речевой патологией [Текст]/ И. А. Кувшинова. -М:2009.(библиотека журнала «Логопед».вып. 6) 13 с.
  7. Кучма В. Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. — М., 2001.
  8. Кучма В. Р., Сердюковская Г. Н., Демин А. К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. — М., 2000.
  9. Леонова С. В. «Веселая разминка. Комплекс дыхательных физических упражнений под чтение стихотворных текстов». Логопед. 2004. №6. с. 83.
  10. Маханева М. Д. Работа ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка. Управление ДОУ. 2005. N 5.
  11. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения /Под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. -М., 2002.
  12. Назаренко Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений. — М., 2002.
  13. Панкратова И. В. Растим здоровое поколение // Управление ДОУ. 2004. N1.

Битюкова И.В., учитель-логопед

  1. Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
  2. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ЗПР
  3. Здоровьесберегающие технологии в логопедии
  4. Использование технологии совместной проектной деятельности в работе учителя-логопеда ДОУ
  5. Нетрадиционные педагогические технологии в работе с ОНР

(Никто еще не оценивал эту статью.)

Loading …

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда

В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей.

Тенденция к ухудшению речи детей дошкольного возраста, снижение уровня коммуникативных умений и навыков (А. Г. Арушанова, О.С. Ушакова, Т.А. Ткаченко, Ю.В. Филлипова, Л.М. Шипицына) — все это определяет необходимость повышения знаний о важности коррекционно-развивающей работы и развития речи детей. Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, логоритмику, массаж и самомассаж.

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познание окружающей действительности, содержательнее и полноценнее его отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Внимание, память, мышление, восприятие, воображение формируется с прямым участием речи. Современный ребенок в дошкольном возрасте должен овладеть системой русского языка: говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения; правильно произносить все звуки, воспроизводить слова со сложной слоговой структурой. В последнее время, наблюдается рост числа детей, имеющих речевые нарушения.

Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе позволяют значительно улучшить результативность коррекционной работы, разнообразить приемы и методы логопедического воздействия и способствовать оздоровлению детей, качественное развитие, воспитание и обучение детей невозможно без внимания к сохранению и укреплению здоровья.

Авторы коррекционных методик значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с указанными речевыми патологиями нарушено (Л. С. Волкова, Бутейко К.П., В. И. Селиверстов, М. Е. Хватцев, А. Г. Ипполитова, 3. А. Репина, и другие).

В связи с этим, весьма актуальным становится вопрос внедрения в практику здоровьесберегающих технологий, т.е. такой организации образовательного процесса, при котором качественное обучение, развитие и воспитание детей происходит без ущерба их здоровью, способствует его укреплению. Новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Исходя из вышесказанного, поставила перед собой следующую

Цель:

оптимизировать процесс коррекции речи и обеспечить оздоровление, поддержание и обогащение здоровья детей

Для достижения поставленной цели в процессе коррекционно-развивающего обучения выделяются и решаются следующие задачи:

Развивать навыки общения, формировать фонетическую сторону речи, обучать связной, грамматически правильной речи, подготовить детей к обучению в школе;

Создать благоприятный климат и рациональный режим для детей с нарушением речи;

Ознакомить с простыми приемами по сохранению собственного здоровья;

Внедрить и адаптировать технологии к условиям работы с детьми на логопедическом пункте в соответствии с индивидуальными, возрастными особенностями;

Совершенствовать общую, мелкую моторику;

Повышать резерв дыхательной системы;

Привлечь родителей к решению проблемы по формированию здорового образа жизни.

Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда стало перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста.

Оздоровительные технологии в образовательный процесс детского сада должны внедрятся в условиях здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей среды.

Первое что можно выделить это различные виды гимнастик:

артикуляционная, дыхательная.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Регулярное выполнение поможет:

  • улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию, (нервную проводимость)
  • улучшить подвижность артикуляционных органов
  • укрепить мышечную систему языка, губ, щёк
  • уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать.

Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки

подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы.

Дыхательная гимнастика – упражнения, способствующие развитию речевого дыхания, формированию длительного, направленного выдоха.

Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмального – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения – выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм ребенка комплексное лечебное воздействие.

К коррекционным технологиям относятся: логоритмика, упражнения на развитие мелкой и общей моторики, пальчиковые игры, релаксация и массаж и самомассаж.

массаж и самомассаж – совокупность приемов механического, дозированного воздействия в виде трения, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека руками,

Стимулирую активные точки, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев.

самомассаж –

Развитие мелкой моторики.

На развитие мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяю особое внимание, так как этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков.

Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика занимает прочное место в моих занятиях с детьми.

У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие – может развиться дисграфия (нарушение письма). Развитие движения пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития речи.

Развитие общей моторики

Оздоровительные паузы – физминутки, проводятся в игровой форме в середине занятия. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции.

Сочетание речи с определёнными движениями даёт ряд преимуществ для детей, посещающих логопедические занятия.

Релаксация – специальный метод, появившийся за рубежом в 30-40-х гг. ХХ века, направлен на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных техник.

Релаксация — произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением.

Логоритмика – широко известная и эффективная технология. В результате применения логоритмических упражнений улучшается выразительность движений, ритмичность, четкость, плавность, слитность. Это система двигательных упражнений, в которых движения рук, ног, головы, корпуса сочетаются с произнесением речевого материала. Все упражнения направлены на нормализацию речевого дыхания, формирования умения изменять силу и высоту голоса, правильное произнесение звуков и их сочетаний, умение регулировать темп речи.

Литература:

  1. Буденная Т.В. «Логопедическая гимнастика». – СПб., 2003.
  2. Гаврючина Л.В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ». – М.: ТЦ Сфера, 2006
  3. Гомзяк О.С. «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников». – М., 2009
  4. Кузнецова С.В., Е.В. Котова, Т.А. Романова «Система работы с узкими специалистами ДОУ». – М.: ТЦ Сфера, 2008г.
  5. Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду». — М., 2004.
  6. Мальгавко Н.В. «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОНР» – Журнал «Логопед», 2012- №1.
  7. Нищева Н. В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи». – СПб., 2003
  8. Пожиленко Е.А. «Артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста». – СПб., КАРО, 2007.
  9. Панфёрова И.В. «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике». – Журнал «Логопед», 2011 — №2.
  10. Панферова И.В., Л.Н. Филиппова «Преемственность в работе логопеда и других специалистов» Журнал «Логопед», 2007- №4.
  11. Степанова О.А. «Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении
Следующая >
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]