Как научить ребенка читать: эффективные приемы и методики обучения чтению


В каком возрасте начинать обучение чтению?

Единого мнения о том, когда лучше приступать к занятиям, нет – у каждого родителя или учителя есть свои мысли на этот счет. Однако большинство специалистов рекомендует начинать учить читать не ранее 5 лет. К этому возрасту уже формируются нужные способности – умение запоминать, воспроизводить в памяти и распознавать различные символы.

Но возраст – далеко не единственный показатель готовности к обучению. Поэтому важно убедиться в том, что он уже обладает всеми необходимыми способностями.

Буквенный конструктор

  • Как научить читать ребенка 5 лет так, чтобы он не забывал буквы? Купите ему разрезную азбуку или сделайте набор «Алфавит» сами. Отберите необходимые буквы и предложите составить из них слово. Правило игры – использовать все карточки. Например: Т, К, О – КОТ, Д, М,Ы – ДЫМ и т.д. Немного позже, когда кроха разберется с этим заданием, усложните правила. Добавьте ненужную букву, увеличивайте длину слова.
  • Сделайте разрезной алфавит – каждую букву разрежьте на 2 части и пусть малыш собирает!
  • Предложите чаду кусок мягкой проволоки длиной 10-15см – из нее получаются интересные буквы.

Как понять о готовности ребенка начать обучение

Для начала стоит убедиться, что учащийся уже обладает всеми нужными навыками. В первую очередь, это касается уровня развития устной речи. Дошкольник должен уметь понятно и логично изъясняться, правильно строить предложения, выговаривать все звуки, рассуждать на те или иные темы, пересказывать какие-либо события.

Также важно учитывать и уровень концентрации внимания. Далеко не все дети способны долгое время концентрироваться на занятии, не отвлекаясь на сторонние раздражители. Если им не хватает усидчивости, то они не смогут полноценно воспринимать предложенный родителями или педагогом материал, а значит и эффективность занятий снизится.

Только убедившись в готовности ученика, можно приступать к освоению грамоты, и для этого требуется выбрать из списка всевозможных программ наиболее подходящую. Рассмотрим их подробнее.

Приемы для расширения угла зрения

В процессе чтения имеет значение количество знаков, которые попадают в поле зрения ребенка. Для расширения угла периферического зрения рекомендуется предлагать детям следующие упражнения.

Таблицы Шульте

Таблицы Шульте содержат числа от 1 до 30, которые расположены в хаотичном порядке. Школьникам нужно за 30 секунд отыскать и указать по порядку каждое число. Через несколько дней следует предложить другой вариант таблицы.

  • См. Онлайн-генератор таблицы Шульте.

Найди слово

Суть этого упражнения аналогична предыдущему. На листе бумаги нужно в произвольном порядке написать несколько разных, не очень длинных слов. Задание для школьников — как можно быстрее отыскивать на листе слова, которые поочередно будет называть учитель.

Пирамидки слов

Для таких упражнений слова записываются в столбик, начиная со слова с наименьшим количеством букв. Каждое слово делится на две части, которые записывают на некотором расстоянии друг от друга. На каждой последующей строчке это расстояние увеличивается.

Первый — последний

Для этого упражнения можно использовать любой текст. Детям нужно читать только первый и последний слог в каждой строчке.

Рамка для чтения

Необходимо подготовить полоску картона с прорезью, высота которой чуть больше высоты букв в учебнике. Ширина должна быть небольшой, примерно на 3 – 4 буквы. В процессе чтения ребенок перемещает эту рамочку по тексту. Через определенное время ширину рамки нужно постепенно увеличивать.

Со временем дети запоминают многие слова, которые часто встречаются в текстах, и воспринимают их как единое целое. Они уже не читают такие слова, а называют сразу. Подобное умение заметно экономит время при чтении, поэтому данный навык нужно целенаправленно развивать.

Методики обучения дошкольников чтению

Методик, позволяющих научить малышей читать, существует огромное множество, но самой популярной является фонетический метод. Именно на его основе дошкольники учатся в детском саду, и именно по нему первоклассников обучают грамоте в школах. Фонетический (или звуковой) метод предполагает последовательное изучение звуков, а затем букв и слогов вплоть до освоения фразового восприятия текста. Родители и педагоги ценят этот подход за последовательность и за возможность плавного перехода от одной темы к другой.

Но наряду с этим методом популярностью пользуются и другие:

  • Методика Монтессори. Отличие этого метода заключается в том, что малыши сначала учатся писать буквы, обводя их пальцем по специальным контурным пособиям, и только потом их изучают. К плюсам можно отнести дополнительное моторное развитие и игровую форму, позволяющую заниматься с интересом. Но есть и минусы – требуется большое количество методических материалов. Также педагог или родитель, использующий этот метод, не столько учит, сколько наблюдает за процессом, из-за чего страдает эффективность.

  • Кубики Зайцева. Для занятий используются специальные кубики, на которых изображены различные буквы или их сочетания – склады. Они отличаются от привычных всем слогов. Если в слоге обязательно должна присутствовать гласная, то склады могут состоять, как из сочетания гласной и согласной, так и из одной согласной или ее сочетания со знаком твердости/мягкости. Например, воспроизведение слов «паровоз» и «лебедь» по складам будет выглядеть как «па-ро-во-з» и «ле-бе-дь». Считается, что так малышам намного проще освоить основы. Но стоит помнить, что в школе ребятам придется производить слоговой разбор и демонстрировать навыки послогового чтения. Если они обучались по кубикам Зайцева, то им придется переучиваться.
  • Методика Соболевой. В ее основе лежит задействование воображения малыша, а сама программа учитывает то, как он лучше воспринимает информацию – визуально, кинетически, на слух. Ученик осваивает ту или иную букву через какой-либо образ – изображение узнаваемого персонажа или объекта. Используется игровой подход, что позволяет не только научить ребенка читать, но и увлечь его чтением. При всех плюсах этой программы ей не хватает системности, но ее элементы нередко используются в других форматах обучения.

  • Карточки Домана. Данная программа отличается от всех перечисленных – она учит малышей сразу воспринимать целые слова, пропуская другие этапы. Сторонники данного метода утверждают, что обучать по нему можно с самого раннего возраста. Однако, если взрослые учат ребенка читать по карточкам, то это может вызвать проблемы в школьном возрасте – ученикам будет сложно производить разбор слова, так как звуковой, буквенный и послоговой этапы они пропустили.

Начните с развития речи

Прежде чем научиться читать, ребенок должен научиться разговаривать. И правильность речевого развития напрямую зависит от их окружения. Чем интеллигентнее родители, чем больше внимания они уделяют подрастающему поколению, тем легче ребенку развиваться.


С первых дней надо заниматься с малышом над развитием речи

Начиная первые общения с взрослыми посредством гуканья, постепенно малыш пробует имитировать речевые звуки, которые слышит ежедневно. И если сначала это всего лишь отдельные слоги, то уже лет с 2-х нормального развития ребенок может оперировать простыми предложениями.

Дальше – больше, малыш переходит к словоформам. И чем активнее будут родители общаться с ребенком, тем более разговорчивым он будет (в хорошем смысле). Основным подспорьем в развитии речи малыша станет чтение, т.е. книги, которые будут читать вслух взрослые своим детям.

Развивайте интерес малыша к чтению

Естественно, маленький ребенок самостоятельно читать не может. Но приучать его к общению с литературой можно уже с первых лет жизни. Именно детские книги формируют правильное речевое развитие малыша. Чем чаще ребенок будет видеть книгу в руках родителей, тем больше доверия у него возникает к ней, и тем быстрее со временем появляется желание научиться самостоятельному чтению.


Интерес к чтению развивается в игровой форме

Следует превратить чтение в своеобразный ритуал – сказки, потешки, колыбельные лучше всего воспринимаются перед сном. Чем четче и правильнее будет произношение взрослого во время чтения, с эмоциональной окрашенностью, тем более запоминающимися будут услышанные ребенком фразы.

И тем яснее у малыша будут возникать зрительные образы. А это в дальнейшем поможет в обучении чтению. Ведь чем лучше ребенок мыслит образами, тем быстрее и легче он учится.

О пользе семейного чтения

Чтобы развить умение детей, им следует читать вслух сказки с дошкольного возраста. У малыша должен развиться не просто интерес к литературе – книга обязана стать символом психологического «удовольствия».


Семейное чтение развивает интерес к нему у детей

И в дальнейшем даже журналы и книги, стоящие на полках (а не в руках у родителей), будут ассоциироваться с положительными эмоциями и притягивать к себе внимание ребенка. Иными словами, чтение малышу книг прививает любовь к литературе на всю жизнь, давая толчок к быстрейшему обучению самостоятельному чтению.

К тому же чтение для детей способствует их духовному единению с родителями, доставляя всем радость. И у ребенка формируется ощущение семейного комфорта, которое он ассоциирует с книгами. В семье, где присутствует культ книги, у детей быстрее развивается тяга к чтению.

Читайте вместе с детьми

Лучший способ, позволяющий подготовить ребенка к самостоятельному чтению, читать книгу, сидя с малышом рядом. Он должен видеть страницы книги, на которых прописан текст. Это позволит сначала визуально привыкнуть к буквам, вовлекающим в мир таинства.


Первые книжки ребенка должны быть качественными и яркими

Первые детские книги не зря богаты красочными иллюстрациями. С их помощью можно воспринимать услышанное образами, прорисованными на картинках. И когда ребенок пойдет в первый класс и начнет буквы складывать в слова, знакомые фразы уже будут восприниматься именно образно, что позволит быстрее и легче научиться читать.

Постарайтесь во время чтения сказки или потешки водить пальчиком ребенка по буквам, чтобы малыш видел, какое именно слово вы читаете. Зрительная память в дальнейшем поможет правильному обучению.

Важный этап: чтение по слогам

Некоторые программы, а также несистемные самостоятельные занятия не позволяют проработать один из самых значимых этапов – слоговой. В дальнейшем это приводит к тому, что ученику сложно освоить фразовое воспроизведение. Ему не удается плавно перейти к нему после слогового этапа, так как страдает скорость и качество восприятия прочитанного.

Поэтому после изучения алфавита и освоения побуквенного воспроизведения, требуется изучить и слоги, начиная с простых и постепенно переходя к сложным. Именно такой подход используется в звуковом методе, поэтому он лучше всего подходит для обучения детей чтению.

Прием «Буксир»

Прием «Буксир» используется для увеличения темпа чтения. В качестве ведущего может выступать учитель или ученик с высокой техникой чтения. Он читает текст, а остальные должны стараться успевать читать за ним. Такое упражнение можно проводить для всего класса или в парах.

Чтобы контролировать процесс чтения всеми учениками можно делать внезапные остановки и просить ребят показать в тексте последнее прочитанное слово. Еще один способ — делать во время чтения ошибки. Те, кто читают «на буксире», должны их замечать и исправлять.

Игры, которые обучают чтению

Даже проверенный классический метод требуется адаптировать для дошкольников, и для этого стоит внедрить в него игровые элементы. Так удастся вовлечь учеников в процесс урока, благодаря чему они смогут заниматься с интересом. В ходе занятий можно использовать следующие игры:

  • «назови предметы, которые начинаются на …». Родители называют малышу букву, а он придумывает как можно больше слов, которые с нее начинаются. Эта игра не только закрепляет знания об алфавите, но и тренирует воображение, а также расширяет словарный запас.

  • «найди загаданную букву». Дошкольнику называется буква, а он должен быстро найти ее среди других. Выполняя это задание, он сможет закрепить уже изученный материал и повысит скорость реакции.
  • «найди новые слова». Взрослые придумывают и записывают какое-нибудь длинное слово, например, «образование», а малыш составляет слова из его букв: «образ», «раз», «зов», «воз» и так далее.
  • «сопоставь с картинкой». Предлагается прочитать два слова и объединить одно из них с картинкой. Это задание тренирует образное мышление и навыки воспроизведения текста, а также учит более осознанно воспринимать прочитанное.

Метод целых слов

Метод обучения целыми словами (его еще называют «глобальное чтение») в нашей стране часто связывают с именем Глена Домана, хотя метод этот в Западной Европе применялся испокон веков, задолго до Домана. Доман всего лишь предложил обучать этим классическим методом детишек с самых первых дней от рождения, считая, что этим закладывается база к ускоренному интеллектуальному развитию ребенка. Так как глаза новорожденного младенца не различают никаких цветов, кроме красного, Доман предложил показывать малышам слова, напечатанные ярко-красным шрифтом — именно в этом заключается новшество Домана. Приходится признать, что идея раннего интеллектуального форсирования у многих специалистов вызывает большой скепсис. Как признает сам Глен Доман, примерно до четырехлетнего возраста дети хоть и оказываются способны визуально узнавать сотни заученных слов, однако с чтением новых слов всё-таки не справляются.

На этом мы заканчиваем обзор основных методов обучения чтению. Надеемся, что эта информация окажется кому-то полезной. Необходимо еще сказать, что на сегодняшний день по каждому из названных методов разработаны десятки, даже сотни авторских методик. Все они имеют какую-нибудь собственную прелесть, свои достоинства и свои недостатки. Некоторые авторы соединили в своих методиках элементы и принципы разных методов — иногда логично, иногда нет. Перечислить и проанализировать их все в объемах данной статьи, конечно же, невозможно. Родители должны сами сориентироваться, какое из направлений они желают выбрать, или какие из методик могут удачно дополнить друг друга. Мы желаем вашим детям полезных и успешных занятий!

Упражнения для обучения чтению

Для тренировки навыков можно использовать и различные упражнения. Например, если алфавит уже изучен, то можно назвать какую-либо букву и попросить определить то, какая она – гласная или согласная, мягкая или твердая (для согласных), ударная или безударная (для гласных). В дальнейшем это упражнение поможет лучше справляться со звуко-буквенным разбором, который изучается в начальных классах. Малыш уже будет знать основные характеристики и свойства звуков, что существенно облегчит процесс обучения.

Еще одним важным упражнением является обычное воспроизведение текста. Чем чаще ребенок читает, тем эффективнее ему удается совершенствовать свои навыки. Однако перед тем, как перейти к этому этапу, нужно убедиться, что все предыдущие хорошо закреплены и проработаны. Важно последовательно изучить все необходимые темы, а для этого требуется заниматься по проверенной методике.

Прием «Спрятанные буквы»

Улучшению техники чтения способствует развитие умения предугадывать слова, а не прочитывать их побуквенно. Для этого можно предлагать такие задания:

  • слова с кляксами — на карточке написано слово, часть которого закрыта пятном;
  • слова с пропущенными буквами — на карточке слово, в котором несколько букв отсутствуют;
  • разрезанное слово — карточку с написанным словом разрезают вдоль и предлагают детям прочитать слово или по верхней, или по нижней его части (слово можно не разрезать на части, а закрыть его половину линейкой);
  • более сложный вариант этого упражнения — предугадать недостающее слово. Для него можно использовать крылатые выражения, фразеологизмы, известные фразы из сказок или стихотворений, загадки с рифмованной отгадкой.

Основные методики – какую выбрать?

При выборе программы важно обращать внимание на множество критериев – узнать, какие этапы она в себя включает, в какой форме проводятся занятия, будут ли они интересны, легко ли будет учиться читать. Стоит помнить, что задача того или иного метода – не только обучить грамоте, но и заинтересовать, пробудить желание знакомиться сначала с небольшими текстами, а затем и с книгами. Для этого занятия должны вестись профессиональными педагогами по той программе, которая учитывает возрастные особенности учащихся.

Дошкольникам от 5 лет и младшим школьникам подойдет методика обучения чтению от академии развития интеллекта AMAkids. Ее ключевой особенностью является игровой формат, а также принцип постепенного перехода от простых тем к сложным. Перед тем, как перейти к новому этапу, знания учеников проверяются и при необходимости дополнительно закрепляются. Так удается более эффективно освоить весь материал и научиться читать бегло. Запишитесь на курсы от AMAkids и начните учить ребенка грамоте уже сейчас.

Когда начинать учить ребенка читать?

Многие родители беспокоятся, что ребенок не научится читать до школы и начинают это делать чуть ли не с 2-х лет. Но как я описала на собственном примере, это все очень индивидуально. Не следует торопиться — наблюдайте за малышом.

  1. В 3 — 4 года чаще всего малыш еще не готов к обучению чтению. Ему трудно долго сидеть на одном месте и удерживать внимание. Поэтому в это время лучше обогащайте его знания об окружающем, пополняйте словарь и развивайте речь.
  2. Учитывайте индивидуальные особенности своего ребенка. Не равняйтесь на других детей.
  3. Лучшее время для обучения чтению 5 — 6 лет. Если ребенок не посещает дошкольное учреждение или различные развивающие курсы начните это делать сами. Ниже мы расскажем как.

Прием «Губы»

При внешнем проговаривании скорость чтения замедляется. Поэтому детей следует также учить читать молча, без внешних признаков проговаривания. В ходе чтения, когда учитель даст команду «Губы!», школьники должны начать читать «про себя». При этом им нужно прижать палец к сомкнутым губам, чтобы не давать им шевелиться. После команды «Вслух!» палец следует убрать и перейти к чтению вслух.

Работая над улучшением техники чтения важно учитывать, что количественный показатель зависит от типа темперамента ребенка, уровня развития его мыслительных процессов. Поэтому, конечно же, не удастся всех учеников «подтянуть» к нужным нормам, но улучшить результаты каждого несомненно получится. Кроме того, параллельно с увеличением скорости чтения обязательно нужно уделять внимание развитию выразительности и осознанности чтения, приучать детей читать правильно, без ошибок.

Об авторе-составителе: Гладко Марина Геннадьева, учитель начальных классов, стаж работы около 25 лет.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]