Проект создания системы взаимодействия логопеда и специалистов в ДОУ при работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих речевую патологию


Взаимодействие логопеда с другими специалистами.

Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Автор: Яковлева Анастасия Сергеевна

Организация: МБДОУ «Детский сад № 66»

Населенный пункт: Чувашская Республика, г. Чебоксары

ВВЕДЕНИЕ

Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования, которое учитывает социальный заказ государства и семьи на образовательные услуги, организует активное взаимодействие всех участников образовательного сообщества, направлено на формирование у ребёнка предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, интегративных качеств и развитие личности в целом.

Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе дошкольного образования, очень заметным стало количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Такие дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, несмотря на то, что они имеют полноценный слух и интеллект. Адекватные методы, организационные формы работы с детьми, имеющими тяжелые речевые расстройства, целенаправленное воздействие, способствуют преодолению имеющихся у детей речевых недостатков. Поэтому, говоря о работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи, нельзя рассматривать только деятельность учителя-логопеда. Чтобы устранить речевые нарушения и сформировать речевую базу, необходимо тесное взаимодействие всех участников педагогического процесса, где ведущая и координирующая роль принадлежит учителю-логопеду.

В данное время происходит переосмысление и продуманность коррекционной программы с учетом Федерального государственного стандарта дошкольного образования. Эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи будет существенно повышена в условиях взаимодействия всех специалистов образовательного учреждения.

  1. Взаимодействие в работе учителя-логопеда и воспитателя

Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе диктуют необходимость овладения всеми видами деятельности, которые предусмотрены основной общеобразовательной программой дошкольного образования.

В процессе овладения разными видами деятельности по пяти образовательным областям, в соответствии с ФГОС ДО, воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности детей с нарушениями речи, способствовать развитию как речевых, так и внеречевых процессов (мышления, восприятия, памяти) воспитанников.

В задачу воспитателя входит создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление веры в собственные возможности, снятие отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью. Реализация образовательно-воспитательных задач возможна на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей детей.

Коррекционно-развивающая работа осуществляется в различных направлениях в зависимости от задач, поставленных логопедом. Во многих случаях она предшествует логопедической непосредственно образовательной деятельности, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений, в других случаях воспитатель сосредоточивает свое внимание на закреплении достигнутых на занятиях логопеда результатов в коррекции речевых нарушений.

В задачу воспитателя также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса. Воспитатель наблюдает за проявлениями речевой активности детей, за правильным использованием поставленных или исправленных звуков в собственной речи дошкольников, усвоенных грамматических форм и т. п. В случае необходимости воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребенка. Исправляя ошибку, не следует повторять неверную форму или слово, указав на сам факт ошибки, нужно дать речевой образец и предложить ребенку произнести слово правильно. Важно, чтобы дети под руководством воспитателя научились слышать грамматические и фонетические ошибки в своей речи и самостоятельно исправлять их, для этого воспитатель привлекает внимание ребенка к его речи, побуждает к самостоятельному исправлению ошибок. Если диалог воспитателя с ребенком носит ярко эмоциональный характер, не всегда целесообразно прерывать речь ребенка для исправления ошибок, предпочтительнее использовать «отсроченное исправление». Речь воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной. Следует избегать при обращении к детям сложных инвертированных конструкций, повторов, вводных слов, усложняющих понимание речи.

Таким образом, воспитатель обязан хорошо знать реальные и потенциальные способности дошкольников, тщательно изучать, что ребенок умеет делать сам, а что может сделать с помощью взрослого.

В процессе воспитания важно организовать возможность межличностного общения детей, совместные игры. У дошкольников при этом формируются и закрепляются не только коммуникативные умения, но и создается положительный фон для регуляции речевого поведения.

Основой для проведения непосредственно образовательной деятельности по развитию речи служат постепенно расширяющиеся знания детей об окружающей жизни в соответствии с намеченной тематикой («Осень», «Профессии», «Одежда», «Посуда», «Продукты питания», «Игрушки», «Осень», «Овощи», «Фрукты» и т. д.).

В дидактических играх с предметами дети усваивают названия предметов, их отличительных признаков по всем лексическим группам. Дошкольники ведут элементарные наблюдения за явлениями природы, выделяют характерные признаки времени года.

Формирование лексического запаса и грамматического строя на непосредственно образовательной деятельности воспитателя осуществляется поэтапно: 1) дети знакомятся непосредственно с изучаемым явлением;

2) дети с помощью отчетливого образца речи воспитателя учатся понимать словесные обозначения этих явлений;

3) воспитатель организует речевую практику детей, в которой закрепляются словесные выражения, относящиеся к изучаемым явлениям. Значимость перечисленных этапов различна в каждом периоде обучения. Сначала ведущими являются такие формы работы, как ознакомление с художественной литературой, рассматривание картин и беседы по вопросам, повторение рассказов-описаний, использование воспитателем дидактических игр. Особое внимание уделяется обучению детей умению точно отвечать на поставленный вопрос (одним словом или полным ответом). Усложнение речевых заданий соотносится с коррекционной работой логопеда. Определённое место в этой работе отводится и коррекции звукопроизношения. При изучении каждой темы намечается совместно с логопедом тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети должны усвоить сначала в понимании, а затем и в практическом употреблении. Словарь, предназначенный для понимания речи, должен быть значительно шире, чем для активного использования в речи. Воспитатель уточняет с логопедом, какие типы предложений должны преобладать в соответствующий период обучения, а также уровень требований, предъявляемых к самостоятельной речи детей.

Все перечисленные направления работы отражаются на фронтальных занятиях, проводимых логопедом, где немаловажная роль отводится воспитателю в виде индивидуальной помощи (по образцу, совместные действия, по аналогии).

Взаимодействие и преемственность в работе логопеда и воспитателя отражается в «Журнале взаимосвязи логопеда и воспитателей», где на каждую неделю разработаны логопедические игры и упражнения по каждой лексической группе на весь учебный год (1 неделя- 1 лексическая тема), с учётом календарно-тематического планирования.

  1. Взаимодействие в работе учителя-логопеда и специалистов ДОУ

Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами ДОУ осуществляется в следующем:

  • учитель-логопед и воспитатель — педагогическая диагностика, составление и реализация индивидуальных программ развития, реализация образовательных программ, участие в психолого-медико-педагогических консилиумах;
  • учитель-логопед и заместитель заведующей по воспитательной работе -помощь в организации взаимодействия, координационное функционирование, отслеживание результатов, анализ коррекционной работы;
  • учитель-логопед и медицинские работники — медицинское обследование детей, изучение анамнеза, определение возможной нагрузки по каждому ребенку, подготовка консилиумов;
  • учитель-логопед и музыкальный руководитель — педагогическая диагностика, логоритмика, музыкально-речевые игры, попевки-распевки на основе чистоговорок;
  • учитель-логопед и инструктор по физической культуре — педагогическая диагностика, двигательная активность, дыхательная гимнастика, речевая нагрузка, игры и упражнения по развитию мелкой моторики, координации речи с движением.

Учитель-логопед проводит запланированные и индивидуальные консультации по запросу специалистов.

Основные задачи взаимодействия специалистов ДОУ:

1. Создание команды единомышленников из всех специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) и повышение их профессионального уровня.

2. Организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.

3. Разработка карты взаимодействия со специалистами, построенной на основе комплексной диагностики.

4. Разработка «Логопедических пятиминуток» с учетом календарно-тематического плана, которые рассчитаны на целый учебный год и охвачены определенными лексическими темами с учетом федерального государственного стандарта к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

5. Подбор игр и упражнений по развитию:

  • общей и мелкой моторики (включают в себя подвижные игры, игры с мячом, пальчиковую гимнастику);
  • лексико–грамматических категорий и связной речи (игры и упражнения на обобщение, дифференциацию, образование относительных прилагательных, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, употребление предлогов и т.п.);
  • просодической стороны речи (упражнения на развитие диафрагмального дыхания, длительного плавного выдоха, глубокого вдоха, речевого дыхания, силы голоса, темпа и ритма речи);
  • фонетической стороны речи,
  • слухового внимания и фонематического слуха (игры «Внимательные ушки», «Подскажи словечко».);
  • психических процессов (игры на развитие зрительного и слухового внимания, восприятия, памяти, воображения и мыслительных операций).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ взаимодействия учителя-логопеда и всех специалистов детского сада позволяет сделать обоснованные выводы, что у выпускников ДОУ:

  • достаточно развита артикуляционная, мелкая и общая моторика;
  • сформировано произношение, фонематический слух и восприятие;
  • сформированы навыки звуко-слогового анализа и синтеза слов;
  • достаточно развито восприятие, внимание, память, логическое мышление;
  • обогащена и активизирована лексика;
  • сформирован грамматический строй речи;
  • развиты коммуникативные способности.

Положительная динамика речевого развития воспитанников дает основание полагать, что взаимодействие всех участников образовательного процесса в группах компенсирующей направленности приводит к положительным результатам. Взаимодействие эффективно за счет координирующей роли учителя-логопеда, разработанной системы игр и упражнений для детей с нарушениями речи и нормальных детей («Логопедические пятиминутки») и журналы взаимодействия специалистов ДОУ. Все это позволяет детям намного легче адаптироваться в следующем этапе образования – начальной школе.

Таким образом, взаимодействие учителя-логопеда и специалистов ДОУ позволяет эффективно реализовать систему коррекционно-педагогической работы по устранению речевых недостатков у детей с общим недоразвитием речи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Воробьева, Т.А., Крупенчук, О.И. Мяч и речь. /Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. КАРО. С-Пб.: 2003. 88с.
  2. Киселева, Т.В., Останина, А.И. Логопедическая зарядка в коррекционно-воспитательной работе с детьми, имеющими тяжелые дефекты речи./ Т.В. Киселева, А.И. Останина. Екатеринбург: 1992. 150с.
  3. Логопедия под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. М.: Владос: 1998 678с.
  4. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР./Н.В. Нищева. С-Пб.: Детство-пресс. 2005. 655с.
  5. Нищева, Н.В. Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада./Н.В. Нищева. С-Пб.: Детство-пресс. 2004.120с.
  6. Примерный план образовательной работы воспитателя дошкольного образовательного учреждения. ГОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования». Челябинск. 2011. 885с.
  7. Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой М.: Мозаика-Синтез. 2007. 303с.
  8. Смирнова, Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4-5 лет. /Л.Н. Смирнова. Мозаика-Синтез. Москва: 2007.70с.
  9. Филичева, Т. Б., Туманова, Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. /Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. М.: Изд-во Гном и Д. 2000. 128с.

Особенности взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в современных условиях ДОУ

Особенности взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в современных условиях ДОУ.

Аннотация: Организация комплексной коррекционной работы по преодолению речевых нарушений у детей с участием специалистов разного профиля является актуальной задачей. Её успешное решение возможно только при наличии единства требований, предъявляемых воспитателем и учителем-логопедом. С учетом этого особого внимания заслуживает создание системы взаимодействия специалистов ДОУ.

Отличительной особенностью воспитательного процесса с детьми, имеющими речевые нарушения, является то, что кроме обучающих, развивающих, воспитательных, перед педагогом стоят и коррекционные задачи. Воспитатель активно участвует в устранении речевого дефекта у дошкольников. Поэтому выбор методов и средств взаимодействия с воспитанниками этой категории имеет важное значение в их обучении и воспитании.

Формирование правильной речи имеет большое значение для развития полноценной личности ребенка. Последовательное освоение дошкольником всех компонентов речи без ускорения этого процесса станет в дальнейшем залогом его успешного обучения в школе. При этом эффективность работы по развитию речи детей напрямую зависит от умения учителя-логопеда и воспитателя грамотно ее планировать.

С учетом этого особого внимания заслуживает создание системы взаимодействия специалистов ДОУ. Процесс взаимодействия в условиях современного ДОУ должен быть отлажен как по форме (наличие партнерского отношения, понимания интересов и профессиональных задач сторон), так и по содержанию (создание совместных программ для оптимизации развития детей).

При разработке содержания деятельности в данном направлении учитывалось, что процесс взаимодействия должен быть основан на принципах партнерства, диалогичности, а также взаимодополняемости и преемственности. Поэтому в течении учебного года проводились встречи, в ходе которых воспитатели и учитель-логопед обменивались мнениями о формах и содержании совместной работы, процессе подготовки детей к школе.

В начале учебного года учитель-логопед знакомит воспитателей с результатами обследования детей, а так — же программой коррекционной работы на учебный год, разъясняет цели, задачи и методы реализации программы, определяет сроки и продолжительность ее осуществления, проводит совместное обсуждение путей реализации поставленных задач по реабилитации детей с речевыми нарушениями. При определении содержания коррекционно-развивающей работы обсуждается перспективный план, уточняются наиболее рациональные приёмы проведения коррекции речи у каждого ребёнка.

Цель:

  • выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей ДОУ

Задачи:

  • Разработать единые (вариативные) подходы по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя ДОУ.
  • Подобрать новые действенные и обменяться имеющимися формами взаимодействия в условиях специализированного ДОУ.
  • Разграничить зоны ответственности учителя-логопеда и воспитателей ДОУ в коррекционно-развивающей работе.
  • Отобрать программное обеспечение по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя c использованием ИКТ.

План работы:

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей при диагностике, определение объемов и сфер влияния, формы сотрудничества.

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей при проведении коррекционно-развивающих мероприятий, формы сотрудничества.

Функционал учителя-логопеда и воспитателей.

Выстраивание взаимодействия с использованием информационно-компьютерных технологий.

Планируемый результат: подбор и разработка единых (вариативных) подходов по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателей ДОУ.

В основе слаженной работы учителя-логопеда и воспитателей лежат следующие принципы:

  1. Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса.
  2. Принцип единства диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса
  3. Принцип сотрудничества между учителем-логопедом, воспитателями и детьми
  4. Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса.
  5. Принцип дифференцированного подхода к логопатам в процессе воспитания у них правильной речи.

Для удобства работы нами были разработаны:

  1. Перспективный план взаимодействия со специалистами.
  2. Тетради взаимосвязи с воспитателями групп компенсирующей направленности для организации коррекционно-развивающей работы во второй половине дня.
  3. Звуковой экран, в котором отображают этапы работы над звуками речи у каждого ребенка.

Совместная коррекционная работа в речевой группе предусматривает решение следующих задач:

  • логопед формирует первичные речевые навыки у детей-логопатов
  • воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки

Основные виды организации совместной деятельности логопеда и воспитателя

1. Совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в специальном дошкольном учреждении и составление совместного плана работы.

2. Совместное планирование занятий воспитателя, обеспечивающее необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей.

3. Обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и в повседневной жизни.

4. Совместная подготовка ко всем детским праздникам (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его).

5. Разработка общих рекомендаций для родителей.

Учителю-логопеду необходимо не только научить воспитателей, как работать с каждым ребенком, но и контролировать выполнение своих рекомендаций. Тетрадь взаимосвязи, куда учитель-логопед заносит свои задания, заполняется один раз в неделю.

Содержание работы раскрывается по трем разделам:

1. Логопедические пятиминутки.

2. Игры и упражнения.

3. Коррекционно-развивающая деятельность в индивидуальной форме.

Логопедические пятиминутки могут быть использованы воспитателями в разных ситуациях и других видах деятельности. Пятиминутки должны быть достаточно короткими, не следует их превращать их в долгий процесс. Проводить их следует в игровой и занимательной форме на хорошем эмоциональном фоне. Пятиминутки должны соответствовать изучаемой на неделе лексической теме и способствовать развитию всех компонентов речи у детей. Учитель-логопед в свою очередь должен указать цели, задачи, которые преследуются при выполнении каждого задания, и дать подробное их описание.

Игры и упражнения, рекомендуемые учителем-логопедом, могут проводиться воспитателями во второй половине дня или использоваться во время динамических пауз.

Коррекционно-развивающая деятельность в индивидуальной форме проводится воспитателем, как в первой, так и во второй половине дня. Ежедневно воспитатель занимается с 2–3 детьми и проводит артикуляционную гимнастику, задания на автоматизацию и дифференциацию звуков, а также задания по тем разделам программы, которые дети усваивают с наибольшим трудом. Учитывая, что у педагогов есть картотеки игр, упражнений на развитие зрительного и слухового внимания (памяти), мелкой моторики, упражнений на развитие координации речи с движением и каждая карточка в картотеке имеет свой номер, логопеду достаточно указать номер карточки. Это облегчает учителю-логопеду написание ежедневных заданий для воспитателей.

Учитель-логопед наблюдает за работой воспитателя с детьми, посещая непосредственно-образовательную деятельность, отмечая положительные моменты, а также анализирует те виды работы, которые были неудачными и не дали ожидаемого результата. Такие посещения показывают учителю-логопеду полную картину коррекционно-развивающей работы, расширяет их представление о коррекционной работе, они овладевают приемами, методиками, технологиями обучения, которыми владеет специалист.

Только тесная взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателей позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи дошкольников.

Взаимодействие логопеда с воспитателем с использованием ИКТ

  • проведение воспитателем логопедической группы в режимные моменты и на логопедическом часе во второй половине дня по рекомендации логопеда пальчиковых игр с детьми, дыхательных упражнений с использованием компьютера
  • использование определенного видеоряда (например, картинный материал по лексическим темам) для демонстрации на комплексных занятиях, проводимых совместно воспитателем и логопедом логопедической группы, а также для закрепления воспитателем учебного материала на его занятиях и в режимные моменты во второй половине дня
  • использование различных логопедических игр, упражнений на индивидуальных занятиях воспитателя по заданию логопеда.

Логопедические занятия с применением компьютерных программ и технологий проводятся с соблюдением норм СанПиНов:

  • использование новых моделей компьютера
  • работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 минут) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, его нервной системы)
  • проведение гигиенической гимнастики для глаз, во время работы периодически переводим взгляд ребенка с монитора каждые 1,5 — 2 минуты на несколько секунд
  • включение в логопедические занятия игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений

В конце учебного года проводятся заключительные встречи воспитателей и учителя –логопеда, в оде которых обсуждается трудности в организации совместной коррекционно-воспитательной работы, определяются результативность и перспективы деятельности, оценивается динамика развития детей.

Следует отметить, что организованное таким образом взаимодействие воспитателей учителя-логопеда позволило обеспечить положительную динамику речевого развития детей, что является одним из ключевых показателей готовности детей к обучению в школе.

Ярошенко Л.Ю., учитель-логопед

  1. Взаимодействие музыкального руководителя, учителя-логопеда и воспитателя
  2. План взаимодействия учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса
  3. Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе для детей с ОНР (из опыта работы)
  4. Самоанализ работы учителя-логопеда по методической теме: «Современные формы взаимодействия учитель-логопед — семья»
  5. Использование в практической деятельности учителя-логопеда ДОУ современных образовательных технологий

(1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)

Loading …

Статья:

ВЗАИМОСВЯЗЬ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С МЕДИЦИНСКИМ ПЕРСОНАЛОМ
1.Работа с медицинскими картами детей поступающих в ДОУ для сбора анамнеза с целью ранней диагностики и отбора детей в группы с нарушениями речи.

2.Подготовка и организация на базе ДОУ районного ПМПК по отбору детей в речевую группу.

3.Подготовка документов и организация медицинского обследования детей речевой группы следующими врачами: педиатр, невропатолог, отоларинголог, хирург, окулист.

4.Своевременное направление на медицинское обследование детей с тяжелыми нарушениями речи (дизартрия, алалия, заикание) с целью оказания помощи в работе логопеда через медикаментозное лечение и физиотерапевтические процедуры.

ВЗАИМОСВЯЗЬ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ПЕДАГОГОМ-ПСИХОЛОГОМ

1.Организация на занятиях психогимнастики.

2.Снижение эмоционального напряжения через разные виды деятельности.

3.Развитие психических процессов: внимания, памяти, восприятия, логического

мышления через различные формы занятий.

4.Развитие зрительного гнозиса.

5.Расширять запас знаний у детей через ознакомление с окружающей

действительностью.

6.Формировать умение классифицировать, группировать, обобщать предметы.

ВЗАИМОСВЯЗЬ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ -ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.Отрабатывать на занятиях с детьми знания основных цветов и их оттенков.

2.Развивать ориентировку в пространстве через разные виды деятельности.

3.Развитие зрительного восприятия.

4.Развитие мелкой моторики пальцев рук с использованием лексических тем (с

учетом перспективного плана логопедической группы).

ВЗАИМОСВЯЗЬ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ИНСТРУКТОРОМ – ФИЗО

1.Развитие общей моторики через игры и упражнения на занятиях.

2.Формировать правильное речевое дыхание (длительность выдоха, дифференциация ротового и носового дыхания).

3.Проводить расслабляющие упражнения (релаксация) для снятия мышечного напряжения с элементами психогимнастики.

4.Развитие координации движений, ориентировки в пространстве в соответствии со словесными указаниями педагога:

а/Коррекционные задания для развития восприятия, внимания, памяти и др. высших функций;

в/Формировать умение сосредотачивать свое внимание на действиях -словесной инструкции педагога.

Запоминать последовательность двух и более заданий, а также запоминать

словесную инструкцию педагога с постепенным усложнением (имитация движения

животных, птиц и т.п.)

ВЗАИМОСВЯЗЬ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С МУЗЫКАЛЬНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ

ЗАДАЧИ ЛОГОРИТМИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ:

— Подготовительный этап

1.Развитие музыкального, звуковысотного, тембрового, динамического

слуха; чувства ритма; слухового внимания; пространственной организации

движений; мимики; общей и тонкой моторики, речевой моторики для

формирования артикуляционного уклада звуков.

— Этап формирования первичных произносительных умений и навыков

постановка, автоматизация, дифференциация звуков.

1.Автоматизация звуков в распевках.

2.Продолжать развивать неречевые функции.

3.Совершенствовать речевую моторику (переключаемость, координацию; точность выполнения движений).

4.Развитие звуковысотного и динамического слуха; фонематического восприятия.

5.Воспитание умения восстанавливать связи между звуком и его музыкальным образом

— Этап формирования коммуникативных умений и навыков –

1.Закрепление двигательных умений через разные приемы на занятии.

2.Совершенствовать музыкальный слух; фонематическое восприятие; певческий диапазон голоса.

3.Формировать умение правильно употреблять звуки родного языка в различных формах и видах речи на музыкальных занятиях; а также во всех ситуациях общения.

ВЗАИМОСВЯЗЬ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ

Большой проблемой в реализации основных направлений содержательной работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Ш уровня является осуществление конкретного взаимодействия воспитателя и логопеда, обеспечение единства их требований при выполнении основных задач программного обучения. Без этой взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной направленности образовательно-воспитательного процесса и построения «индивидуального образовательного маршрута», преодоления речевой недостаточности и трудностей социальной адаптации детей.

Основными задачами совместной коррекционной работы логопеда и воспитателя являются:

-Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.

-Формирование правильного произношения.

-Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.

-Развитие навыка связной речи.

Вместе с тем функции воспитателя и логопеда должны быть достаточно четко определены и разграничены (табл. 1).

Таблица 1.

Совместная коррекционная деятельность логопеда и воспитателя.

Учитель-логопед Воспитатель
1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма 1.Создание обстановки эмоционального

благополучия детей в группе.

2.Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков. 2.Обследование общего развития детей,

состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы.

3.Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка. 3.Заполнение протокола обследования, изучение результатов его с цель перспективного планирования коррекционной работы.
4.Обсуждение результатов обследования 4.Составление психолого-педагогической характеристики группы в целом.
5.Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи. 5.Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового
6.Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти. 6. Расширение кругозора детей.
7.Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий 7.Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам
8. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям. 8. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание).
9.Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения. 9.Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей.
10.Развитие фонематического восприятия детей. 10.Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда.
11. Обучение детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений. 11.Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях.
12. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова. 12.Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида.
13. Совершенствование навыков словоизменения и словообразования. 13.Закрепление навыков словообразования в различных играх и упражнениях.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]