Беседа для младших школьников на тему «Лесные ягоды»
О лесных ягодах для школьников. Конспект внеурочного занятия с презентацией
Автор: Данильченко Оксана Анатольевна, заведующий отделом по основной деятельности ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся» Описание: Сценарная разработка предназначена для учащихся начальной школы и представляет интерес для учителей начальных классов, воспитателей дошкольных учреждений образования, а также педагогов дополнительного образования эколого-биологического профиля. Материал знакомит с лесными ягодами Республики Беларусь, содержит стихи, которые способствуют развитию эстетического вкуса у ребят. К публикации прилагается презентация, которую рекомендуется демонстрировать по ходу беседы.
Продолжительность занятия: 2 академических часа (по 45 минут) Цель: способствовать расширению знаний учащихся о лесных растениях. Задачи: Обучающая – способствовать расширению знаний о многообразии ягодных растений Республики Беларусь. Развивающая – способствовать формированию любознательности и внимательности. Воспитывающая – способствовать воспитанию культуры общения и бережному отношению к природе. Методы обучения, используемые на учебном занятии: — словесный метод; — наглядный метод; — игровой. Материально-техническое обеспечение учебного занятия: бумага, ручки, цветные карандаши, иллюстрации лесных ягод, подборка заданий о лесных ягодах Беларуси, мультимедийная презентация «Съедобные лесные ягоды Республики Беларусь». Подготовка к занятию: 1. Беседа о мерах безопасности. 2. Ознакомление с целью занятия. 3. Подготовка учащимися стихов о лесных ягодах.
Проведение беседы
Вступление
Педагог: Сегодня мы познакомимся с лесными ягодными культурами, узнаем о местах их произрастания, их роли в природе и в жизни человека. Человек уже многие годы выращивает ягодные культуры. Это смородина, крыжовник, облепиха и многие другие. Но сегодня речь пойдет о лесных ягодах.
Основная часть беседы
Педагог: Ребята, представьте, что сейчас теплый июньский денек, и мы с вами находимся на лесной полянке. На припеке у пеньков Много тонких огоньков Каждый тонкий стебелек Держит алый стебелек. Разгребали стебельки Собирали огоньки. Как вы думаете, о какой ягоде идет речь? Правильно это земляника. (Демонстрируется иллюстрация земляники)Один из учащихся зачитывает стихотворение о землянике.Земляника На проталинке лесной Земляничка под сосной. Земляничка-невеличка Хорошо цвела весной. На нее садились пчелы, Майский жук летал над ней. У нее сосед веселый — Родничок среди камней. Солнце грело много дней Пышный кустик у камней. Становилась земляничка Все прихожей да крупней. Покраснела каждым боком, Налилась душистым соком. Е. ТрутневаПедагог: Земляника – это многолетнее травянистое растение с коротким корневищем и ползучими побегами, которые укореняясь, дают начало новым растениям. Цветки у растения белые, а ягоды красные с тонким приятным ароматом. Дом земляники – это лесные опушки, вырубки. Ей нужно много света и тепла. Используется земляника для приготовления компотов, варенья, джемов. Очень полезна она в свежем виде. Лист и корень применяются для лечения почек и простуды. Чтобы собрать ягоды земляники нужно приложить немало труда. Один из учащихся зачитывает стихотворение о землянике.
Лето – земляничинка, Приникшая к земле, Запрятавшая личико В некошеной траве. То явится, то скроется, До встречи покраснев, Отчаянная скромница Из ягод-королев. Но, чтоб потом не каяться, (Ведь сан ее высок!) Коль будешь в ноги кланяться – Наполнишь туесок.
Н.Перминова(Можно предложить просмотр мультипликационного фильма «Дудочка и кувшинчик»)Задание: Учащимся предлагается рассмотреть гербарий земляники и зарисовать растение, а также подписать лист, цветок, корень.
Педагог: По соседству с земляникой растет другая ягода. Она характерна для хвойного леса и любит более влажные места, чем земляника. Один из учащихся зачитывает стихотворение о чернике.
Рассыпает солнце стрелы, Сосны зажигая. Что за ягода созрела, Синяя такая? На кусочки, под листочки Кто-то бусы бросил, Все поляны в синих точках У зеленых сосен. Мы чернику собирали В кузовок, в лукошко… Только рты с чего-то стали Черные немножко.
Е.Трутнева(Демонстрируется иллюстрация черники)Педагог: Посмотрите, у черники бледно-розовые, зеленоватые мелкие цветочки, Они похожи на шарики величиной с горошину. Цветение длится недолго, Ягоды черники сочные, нежные. А свое название это растение получило от цвета зрелых ягод. Была зеленой, маленькой, Потом я стала аленькой, На солнце почернела я И вот теперь я спелая. Черника – это невысокий кустарничек. С лекарственной целью используются ягоды и листья для улучшения зрения и лечения кишечника. Вкусны черничные компоты и варенья. Ягоды черники созревают в июле. Педагог: В лесах можно встретить ягоду очень похожую на чернику. Посмотрите на иллюстрацию. Чем эти ягоды похожи и чем отличаются? (Демонстрируется иллюстрация голубики)
Ягоды голубики крупнее и с сизым налетом. Само растение любит много влаги. Голубика тоже кустарник. Ягоды используются в основном в свежем виде. Они полезны для улучшения зрения и пищеварения. Там, где чаща лесная тениста, Где земля кочковата и мшиста, Голубика роскошно растет – Так и просятся ягоды в рот!
Холодковский Н.Педагог: Если мы пойдем гулять по лесу в конце лета – начале осени наше внимание обязательно привлечет костяника. Костяника – ягода редкая, вкусная и очень полезная. В царские времена бедняки её собирали и за большие деньги продавали богачам. Поэтому её иногда называли княжьей ягодой. (Демонстрация иллюстрации костяники)Один из учащихся зачитывает стихотворение о костянике.
Красная и вкусная, но не земляника На околице растет — костяника. Ешьте, как приправу к мясным и рыбным блюдам — Ягодка полезна очень-очень людям. Отваром растения Моют волосы для укрепления. Лист костяники подскажет погоду: Если он скручен, то будет вёдро. Кисели, сиропы, морс, желе, варенье Из ягод костяники ешьте с наслажденьем. Ягоды лечат даже цингу, И помогает — я вовсе не лгу. Кто костяники не ел и не брал, Тот витаминчика «С» не добрал. Я костянику всегда собираю, О пользе её и вам сообщаю.
Конева Н.Задание: Рассмотреть гербарий костяники. Зарисовать растение и указать на рисунке лист, стебель, корень. Сравнить с рисунком земляники. Чем эти ягодные растения похожи, чем отличаются? Педагог: В сухих сосновых, еловых и смешанных лесах, на сфагновых болотах растет еще одна ягода. Листики — с глянцем, Ягодки — с румянцем, А сами кусточки — Не выше кочки. Как вы думаете, о какой ягоде идет речь? Правильно, это брусника. (Демонстрируется иллюстрация брусники)
Брусника – вечнозелёный кустарничек, высотой до 30 сантиметров. Ветви ползучие. Листья живут до 3-х лет, цветет брусника в конце весны. Цветки небольшие, изящные, снежно-белые. Плод – шаровидная, темно-красная с белым боком, блестящая ягода. Вкус она имеет кисловато-терпкий. Созревает в конце августа – начале сентября. «Растёт брусника в тихой роще, Смолистым воздухом дыша, Ведёт всю жизнь как можно проще И от того так хороша».
Н.А. Холодковский
О лекарственных свойствах брусники
А. Харитонов
написал так: Мочегонное прекрасно, если листья отварить! Если мучает подагра, надо этот отвар пить! Листья свежие брусники изгоняют камни прочь … Ягодный настой с водою удаляет жажду летом … Да и помощь в лихорадках он даёт больным при этом… Хочешь зрение усилить — кушай ягоды живые …
Педагог: Я красна, я кисла На болоте я росла Дозревала под снежком Ну-ка, кто со мной знаком? Конечно, это клюква. (Демонстрируется иллюстрация клюквы)
Клюква – это вечнозеленый кустарничек со стелющимися и укореняющимися стеблями, с мелкими розовыми цветами. В сентябре-октябре ягоды краснеют и становятся зрелыми.
Один из учащихся зачитывает стихотворение о клюкве.
В лесу на болоте Вы клюкву найдёте. В плетёной корзине Домой принесёте. Потом очень тщательно Переберёте, И, сахар добавив, Её перетрёте. Когда вы вкуснятину Эту лизнёте — С любовью подумаете О болоте.
Симбирская Ю.Задание: Учащимся предлагается собрать пазлы и назвать ягоды.
Это малина и ежевика. Педагог: Посмотрите на иллюстрации (Демонстрируются иллюстрации малины и ежевики)
Чем похожи и чем различаются растения малины и ежевики?
Ответы ребят: Малина и ежевика — колючие кустарники. У малины – ягоды красные, а у ежевики – черные. Педагог: О малине и ежевике есть легенда. В одном селении жил-был богатый, но скупой человек. И было у него две дочери — очень красивые, но тоже жадные. Из-за этого никто не хотел на них жениться. Отправился их отец к черту и стал просить, чтобы ни его добро, ни его дочери никому не достались, и чтобы черт превратил бы дочерей в колючки, преградившие путь к его сокровищам. Черт с радостью согласился. И заколдовал он в ежевику старшую дочь. Но в это время пролетал мимо добрый маг и превратил младшую дочь в малину. Один из учащихся зачитывает стихотворение о морошке.
Морошка На краю болота, Там, где пахнут ели, К середине лета Ягоды поспели. Возле каждой кочки На точеных ножках Стайками собрались Крупные морошки: Розовато-желтые, Словно янтари, И у каждой спрятано Солнышко внутри.
В. Денисов(Демонстрируется иллюстрация морошки)Педагог: Морошка приземистая растёт на болотах. В Республике Беларусь это охраняемое растение и находится в Красной книге. Интересно, что это ближайшая родственница малины. Но морошка — не кустарник, а многолетнее травянистое растение. У неё тонкое ползучее корневище, от которого весной отрастают невысокие стебли с 2—3 листьями. В мае — июне распускаются довольно крупные цветки с пятью белыми, иногда розоватыми лепестками. Плоды морошки приземистой довольно любопытные. Их называют ягодами. Но с научной точки зрения это неправильно. У морошки, как и у её родственниц малины и ежевики, плод состоит из множества маленьких сочных плодиков, сросшихся вместе. Каждый плодик похож на крошечную вишню: снаружи мякоть, а внутри косточка. И знаете, что ещё удивительно? Когда плоды незрелые, они у морошки красные. А когда созревают (это происходит в августе), становятся жёлто-оранжевыми и приобретают приятный вкус. Очень важно сохранить этот редкий вид растений нашей страны. Педагог: Вкусные и полезные ягоды есть не только у лесных трав и кустарников, но и у деревьев. Один из учащихся зачитывает стихотворение о рябине.
Откуда столько яркой крови, Рябинушка, в твоих гроздях? Царица на осеннем троне, Тебе пора себя раздать! Дроздам и птицам красногрудым, Туда летящим, где жилье. Они давно считают чудом Лекарство горькое твое. Гори, гори, моя рябина, Слетайся, птичья голытьба! И Родина у нас едина, А в чем-то даже и судьба!
В.Боков(Демонстрируется иллюстрация рябины)Педагог: Рябину можно встретить повсеместно. Ее легко узнать по собранным в гроздья маленьким ярким красно-оранжевым ягодам, похожим на искусно сделанные бусинки. Смотрится это дерево очень нарядно и празднично. Однако люди не только любуются его красотой, но и используют его плоды, если нужно лечиться от различных заболеваний. Один из учащихся зачитывает стихотворение о черемухе.
Её ломают ветками огромными. Молоденьких деревьев не щадят. И тянется за дачными вагонами На плач похожий горький аромат. Беззвучный плач возник не от того ли, Что, если сплошь все гроздья оборвут, Лишат её и материнской доли, Душистых ягод холить не дадут! …Всё дальше в глушь черёмуха уходит. В чащобе укрывается от нас. Так прячется предание в народе. Так исчезают лебеди из глаз…
Л.Татьяничева(Демонстрируется иллюстрация черемухи)Педагог: Существует примета, когда весной зацветает черемуха, обязательно похолодает. О том, что ягоды черемухи благотворно влияют на организм человека, наши предки узнали еще в каменном веке. С того времени из поколения в поколение люди передают друг другу ценные рецепты приготовления различных отваров и настоек из целебных ягодок для улучшения общего состояния здоровья и лечения множества болезней. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ
Задание 1 Вспомните и запишите, все лесные ягоды, о которых мы говорили сегодня. Ответ: Малина, ежевика, рябина, черемуха, земляника, черника, голубика, клюква, брусника, костяника, морошка. Задание 2 Учащиеся получают раскраски лесных ягод. Задание: раскрасить и подписать ягоды.
Задание 3 Ответить на вопросы о лесных ягодах. 1. Какая лесная ягода в Красной книге Республике Беларусь? (Морошка) 2. Какая ягода делает губы черными? (Черника) 3. Какую ягоду больше всего любят медведи? (Малину) 4. Какая ягода самая колючая? (Ежевика) 5. Какие ягоды растут на болоте? (Морошка, клюква, брусника) 6. Цветение, какого дерева сопровождается весенним похолоданием? (Черемуха) 7. Какие ягоды служат лакомством многим птицам? (Рябина) 8. Какую ягоду в старину называли княжьей ягодой? (Костяника) 9. Какая ягода имеет сизый налет? (Голубика) 10. Это травянистое растение, дающее сладкие ягоды красного цвета. Что это? (Земляника)
Заключение
Педагог: Как вы думаете, ребята, какую роль играют лесные ягоды для обитателей леса? Ответы учащихся: Лесные ягоды это пища для многих птиц, насекомых, моллюсков, зверей. Кроме этого многие животные лечатся ягодами. Мало кто знает, что лисица любит лакомиться черникой. Кроме этого, как и остальные растения, ягодники выделяют кислород в атмосферу. Обогащают биоразнообразие растений леса. Педагог: А какая роль ягод в жизни человека? Ответы учащихся: Ягоды служат пищей и лекарством. Черника, например, используется для изготовления лекарств. Рябина и черемуха играют эстетическую роль – радуют глаз своими ягодами и цветами. Костяника Думал заинька всерьёз Подружиться с белкой. Костяники её набрал Полную тарелку. Витаминная она И красней граната. Только косточка внутри Всё же крупновата. Зайка к белочке спешил С костяникой яркой. Получать приятно всем Вкусные подарки. Костянику растерял, Прыгая по кочкам. И теперь она растёт По его следочкам
Вот и подошла наша беседа к концу.
Презентация на тему: Лесные ягоды Республики Беларусь
Рекомендуем посмотреть:
Тематическая беседа для учащихся начальной школы с презентацией. Птица Эму Тематическая беседа для учащихся начальной школы с презентацией. Маисовый полоз Тематическая беседа для учащихся начальной школы с презентацией. Африканский ежик Тематическая беседа с презентацией для учащихся начальной школы на тему: Павлины
Похожие статьи:
Рассказ про смородину для детей, 1-2 класс. Окружающий мир