“Лучше бы вы писали звуки английского языка с русским произношением”,
– просят нас некоторые изучающие, имея в виду транскрипции в стиле “
вондерфул, бъютифул, дарлинг”
.
Нет, друзья, все же мы (Lingualeo-вцы) призываем вас не приравнивать русские и английские звуки. Они не идентичны! Писать “русские транскрипции” – это вообще ТАБУ! Лучше разобраться с устрашающими знаками английской транскрипции. Научиться произносить каждый из этих звуков. При этом найти и отработать каждое отличие английского звука от нашего “аналога”.
Статья о том, как не сделать из Дикого Запада дикий жилет
Сегодня мы разберем целых 6 согласных английского языка. Нажимай на ссылку, чтобы перейти к интересующему тебя звуку:
- / b /
- / p /
- / m /
- / w /
- / v /
- / f /
Выбор сделан не случайно: все 6 звуков образованы при участии губ.
Отрабатывать звуки будем по схеме, которую мы использовали в прошлых статьях:
- Теория: детально разберемся с тем, какие ошибки в произношении допускают многие изучающие,
- Практика: потренируемся на специальном наборе слов, видео и скороговорках,
- Примеры: найдем показательные примеры использования звука в известной песне.
Английские парные согласные / b – p /
Теперь поговорим про обещанное отсутствие оглушения / озвончения звука. В русском языке есть процессы:
- когда глухой звук находится перед звонким, он тоже становится звонким: Топ десятка /тобд’ис’аткъ/,
- когда звонкий звук стоит в конце слова, он становится глухим: дуб /дуп/.
В английском языке глухой / p / не озвончается, находясь перед звонким звуком: stop B
ob /stɒ
p b
ɒb/.
А звонкий / b / не оглушается в конечной позиции. Он становится более слабым и кратким, но остается ЗВОНКИМ! В противном случае ты можешь изменить смысл слова: cab (такси) – cap (крышка)
.
Послушай, как Chris Rock произносит слово club
.
We stay in the club. We live in the club. We die in the club. We get our car washed in the club. We go to school in the club. We go to the cleaners in the club.
С самого начала видео
ЗАДАНИЕ.
Перед тобой слова, оканчивающихся на / b / и / p /. Проговори их в соответствии с транскрипцией, не оглушая звук / b / на конце. Помни, что звук / b / становится более слабым, а / p / произносится с частичным придыханием.
cub
/kʌ
b/ cup
/kʌ
p/
lib
/lɪ
b/ lip
/lɪ
p/
pub
/pʌ
b/ pup
/pʌ
p/
robe
/rəʊ
b/ rope
/rəʊ
p/
tab
/tæ
b/ tap
/tæ
p/
cab
/kæ
b/ cap
/kæ
p/
rib
/rɪ
b/ rip
/rɪ
p/
bub
/bʌ
b/ bump
/bʌm
p/
club
/klʌ
b/ clump
/klʌm
p/
Когда ты освоил все детали правильного произношения, закрепи результат скороговорками.
Для звука / b /
- A British builder built a building of brown bricks. A Bulgarian builder built a building of black bricks.
- A big black bug bit a big black bear, a big black bear bit a big black bug.
- Betty’s baby’s name is Barby. Betty’s Barby is a bad-bad boy. Baby Barby is a badbad baby. Betty bought a bright blue blanket for her baby-boy.
Для звука / p /
- Pretty Polly Perkins has a pair of pretty plaits.
- Peter Piper picked a peck of pickled pepper, a peck of pickled pepper Peter Piper picked. If Peter Piper picked a peck of pickled pepper, where’s the peck of pickled pepper Peter Piper picked?
- Pablo Picasso put off his palette, paintbox and paintbrushes. And painted with pen a picture of a peaceful place in Paris. With a pink palace and a paled park plenty of pretty plants. What’s the possible picture’s price?
Конспект занятия по теме: «Постановка звука Ф»
Конспект индивидуального логопедического занятия. Логопедическое заключение: ОНР III при дизартрическом компоненте.
Тема: Постановка звука [ф].
Цель: Обучение правильному произношению звука [ф].
Задачи:
Образовательные:
- формирование правильной артикуляции звука [ф], знаний об акустических особенностях звука;
- обучение выполнению движений по подражанию, словесной инструкции.
Коррекционные:
- развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания и направленной воздушной струи;
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие фонематического слуха и восприятия, концентрации внимания;
- развитие ориентировки на листе бумаги в клетку и пространственной ориентации.
Воспитательные:
- воспитание положительного интереса к занятию, художественным произведениям.
Оборудование: зеркало, профиль артикуляции звука [ф], игрушка ежик, картинки – артикуляционная гимнастика, лист в клетку, карандаш, картинка – раскраска с изображением ежа.
План занятия:
I. Оргмомент. Установка на занятие.
II. Основная часть.
- Артикуляционная гимнастика.
- Самомассаж лица.
- Физкультминутка.
- Упражнения для развития речевого дыхания, направленной воздушной струи.
- Уточнение артикуляции звука [ф].
- Постановка звука [ф] по подражанию.
- Упражнение для развития фонематического восприятия.
- Графический диктант.
III. Итог занятия.
Ход занятия:
I. Оргмомент. Установка на занятие.
Логопед. Ты любишь ходить в гости? Ребенок. Да. Логопед. Тогда в путь! Но, кто же сегодня пригласил тебя? Отгадай загадку.
(Логопед загадывает загадку.)
Это кто в траве шуршит И забавно так фырчит – ф-ф-ф… Весь в иголках, не возьмешь, Кто же это, (имя ребенка)? Ребенок. Еж!
Логопед. Сегодня тебя ждет веселый ежик. С ним никогда не бывает скучно потому, что этот забавный зверек знает много игр.
II. Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика.
1.1. Упражнения для губ.
Логопед. Вместе с ежиком выполни гимнастику для губ.
(Логопед читает стихотворение.)
«Улыбка». Ежик наш знаком всем детям, Он тебя улыбкой встретил.
(Ребенок широко улыбается, растягивая губы, удерживает до 7 секунд.)
«Спрячем зубки». Губу верхнюю поднял, Зубки верхние показал. А теперь наоборот Плотно закрываю рот.
(Ребенок повторяет несколько раз, увеличивая время показа верхних зубов до 7 секунд.)
«Расчешем нижнюю губу». Посмотри, расческа – зубы Ежу причесывает губы. (Ребенок проводит верхними зубами по нижней губе 6 – 8 раз, массируя ее.)
1.2. Упражнения для языка.
Логопед. Посмотри и послушай, как встречает утро веселый ежик. Выполняй упражнения для языка вместе с ним неспеша, правильно.
(Логопед читает стихотворение.) Ежик рано утром встал, Чистить зубки побежал. Вправо – влево, вправо – влево Чистит зубки он умело.
(Ребенок потягивается. В улыбке открывает рот, кончиком языка «чистит» 5 – 6 раз за нижними зубами.)
Ежик наш расческу взял, Он причесываться стал. Мы за ним не отстаем, Все покажем языком.
(Ребенок в улыбке прикусывает язык зубами и «протаскивает» его вперед – назад.)
Дальше по порядку Делаем зарядку! Ежик спинку выгибает, Ежик спинку прогибает.
(Ребенок широко открывает рот, поднимает спинку языка, уперев кончик за нижние зубы. Затем поднимает язык за верхние зубы. Выполняет 6 – 8 раз.)
Вот и завтракать пора: Еж тебе напек блины, Со сметанкой они.
(Ребенок в улыбке открывает рот, широкий язык кладет на нижнюю губу. Удерживает под счет до 8.)
Как сметану любит ежик? Оближи скорее ротик!
(Ребенок широко открывает рот. Облизывает широким языком верхнюю губу, затем нижнюю.)
А теперь чаек попьем. Чай мы в чашку нальем. Ежик сыт, ежик рад, Ежик любит всех ребят!
(Ребенок открывает рот, высовывает язык, загибая боковые края и кончик языка вверх. Ритмично хлопает в ладоши.)
2. Самомассаж лица.
Логопед. А теперь ты научи друга выполнять массаж лица, который помогает быть умным, внимательным и произносить четко все звуки.
(Логопед читает стихотворение.)
Оттяну вперед я ушки, А потом назад. Ежик мой колючий Будет очень рад. Раз, два, три — скажу, четыре, Пять, и шесть, и семь. Не забудь: массаж для ушек Нужно делать всем!
Ребенок. Взявшись за середину ушной раковины, оттягивает ее вперед, а затем назад, считая медленно до 10. (1 раз.)
А теперь по кругу щечки Быстро разотру: Ежику колючему Память разовью. Раз, два, три — скажу, четыре, Пять и шесть, и семь. Не забудь: массаж для щечек Нужно делать всем!
Ребенок. Указательным и средним пальцами рук одновременно интенсивно «рисует» круги на щеках. (Делает 1 мин.)
На подбородке круг черчу: Ежику помочь хочу Четко, быстро говорить, Звуки все произносить. Раз, два, три — скажу, четыре, Пять, и шесть, и семь. Не забудь: массаж такой Нужно делать всем! Чтобы думал лучше Ежик озорной, Я поглажу лобик, Друг мой дорогой. Раз, два, три — скажу, четыре, Пять, и шесть, и семь. Не забудь: массаж такой Нужно делать всем!
Ребенок. Теми же двумя пальцами «рисует» круги на подбородке, круги на лбу – 1 минуту. (Делает по 1 разу.)
Чтобы ежик лучше видел, Стал внимательней, шустрей, Я волшебные очки Нарисую поскорей. Раз, два, три — скажу, четыре, Пять, и шесть, и семь. Не забудь: массаж такой Нужно делать всем!
Ребенок. Массирует двумя пальцами верхние и нижние веки, не закрывая глаз. (Делает 1 мин.)
Массаж носа.
Ребенок. Подушечками указательных пальцев обеих рук нажимает на обозначенные точки. На каждую точку необходимо нажать и держать, не отпуская, под счет до 10. (Делает по 1 разу.)
Точка 1 чуть ниже крыльев носа. Справа и слева. (Логопед читает стихотворение.) Я подушечками пальцев В точки попаду: Ежику колючему Носик разомну. Раз, два, три — скажу, четыре Точка 2 чуть выше крыльев носа, тоже справа и слева. Пять, и шесть, и семь. Не забудь: массаж для носа Нужно делать всем!
Ребенок. Откинувшись назад на спинку стула, делает длительные вдох и выдох, руки свободно опущены вдоль туловища.
Ох, устал наш ежик, Выполнял старательно. Знает: польза от массажа Будет обязательно!
3. Физкультминутка.
Логопед. А сейчас выходи на полянку, где ежик любит порезвиться с друзьями. (Логопед читает стихотворение.) По сухой лесной дорожке Топ – топ – топ – топочут ножки. Ходит, бродит вдоль дорожек Весь в иголках серый ежик.
Ребенок стоит, слегка согнувшись. Руки согнуты в локтях – перед грудью, кисти рук опущены вниз. Ноги, согнутые в коленях, делают частые шажки.
Если подкрадется волк – Превратится еж в клубок. Ох, ох, ох! Ребенок приседает, обхватив руками колени. Ощетинит еж иголки – Не достанется он волку. Еж не тронет никого, Но и ты не тронь его!
Ребенок встает, раскрыв пальцы рук перед грудью, продолжает делать частые шажки.
4. Упражнения для развития речевого дыхания, направленной воздушной струи.
Логопед. Приятно наслаждаться красотой леса, свежим воздухом. Упражнение «Подышим свежим воздухом». Ребенок делает вдох носом, плавный выдох через неплотно сомкнутые губы — 3 раза. Логопед. Кажется, подул сильный ветер. Упражнение «Ветерок».
Ребенок делает вдох ртом, почувствовав, как при этом надувается живот; выдох с силой, слегка прикусив верхними зубами нижнюю губу.
5. Уточнение артикуляции звука [Ф].
Логопед. Ежику очень понравилось с тобой играть. Он от радости зафыркал ф – ф – ф.. Что делают губы, зубы и язык, когда произносим звук [Ф]? (Логопед показывает профиль звука [Ф].) Ребенок рассказывает. При произнесении звука [Ф]: — нижняя губа слегка прижата к верхним зубам, посередине остается узкая щель для прохода воздуха, верхняя губа слегка приподнята; — верхние зубы видны, нижние закрыты нижней губой; — язык принимает положение следующего гласного звука; — голосовые связки не работают, голос не звучит. (Если ребенок затрудняется, логопед уточняет правильность артикуляции звука [Ф].)
6. Постановка звука [Ф] по подражанию.
Логопед. А сейчас ты попробуй произнести звук [Ф]. Как фыркает еж? Ребенок произносит звук [Ф].
7. Упражнение для развития фонематического восприятия.
Логопед. Забавный ежик приготовил для тебя еще одну игру. «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [Ф]». (Логопед произносит звуки, слоги, слова, а ребенок хлопает в ладоши.)
Изолированно: Ф, М, Н, Ф, П, Ф, Д, Ф Т, Б. В слогах: ФА, АП, ФУ, БЫ, ОФ, УТ, ФЫ, ДА, АФ. В словах: ФОНАРЬ, ДОМ, ТЕЛЕФОН, КОТ, КОФТА, ШАРФ, БАНКА, ШКАФ, ЛУК.
8. Графический диктант.
Логопед. Тебе понравилось гостить у ежика? Но пришло время возвращаться. Нарисуй дорожку, по которой пойдешь домой.
(Ребенок по словесной инструкции рисует дорожку: от точки клетка вправо, клетка вверх, 3 клетки вправо, клетка вниз, клетка вправо, 3 клетки вверх, клетка вправо, 2 клетки вниз, клетка вправо, 2 клетки вверх, клетка вправо,3 клетки вниз, 2 клетки вправо, клетка вверх, клетка вправо, клетка вверх, клетка вправо, клетка вниз, клетка вправо, клетка вниз, клетка вправо – там и дом).
III. Итог занятия
Логопед. Какой звук ты сегодня учился произносить? Ребенок. Звук [Ф]. Логопед. Молодец! Ты очень старался, поэтому у тебя все получилось. Веселый ежик дарит свою фотографию, которую ты раскрасишь дома. И не забудь потренироваться правильно произносить звук [Ф].
Автор материала учитель-логопед МБОУ гимназия № 16: Михайленко Наталья Константиновна
Также по теме:
Постановка свистящих звуков
Особенности произношения [в] — [ф]
Звуки [в] — [ф] не требуют, чтобы губы и язык были очень подвижны в процессе произнесения. Артикуляция заключается лишь в лёгком вытягивании и выворачивании нижней губы, которая слегка прижимается к верхним зубам.
Верхнюю губу следует приподнять, при этом обе губы без напряжения открывают верхние зубы. Выдыхаемый воздух свободно проходит в пространство между верхними зубами и нижней губой.
Когда произносится звук [ф], в расслабленном состоянии находятся голосовые связки, при этом голос не используется.
Произношение [в] требует добавления голоса. Лишь этим и различается звукопроизношение [в] — [ф]. Начинать постановку следует с глухого парного, а лишь потом переходить к звонкому, где уже используется голос и необходимо лёгкое напряжение губ.