Публицистический стиль речи – это уникальный способ воздействия на огромные массы людей. Именно тексты такого вида прослеживается в различных газетных статьях, журналах, и прочих источниках, которые выражают основные общественные проблемы.
Подстили публицистического стиля:
- газетно-публицистический;
- тележурналистский;
- радиожурналистский;
- прямой контакт с аудиторией.
Признаки публицистического стиля
Понять, что перед вами рассматриваемый стиль речи, можно по следующим чертам:
- Обоснованность и действительность утверждений, которые используются в речи. То есть автор текста не намерен каким-либо способом исказить действительность, а наоборот, стремится показать реальные стороны общественной жизни.
- Предложения в тексте должны быть логически связаны. Люди, которым адресуется текст в публицистическом стиле, должны чётко понимать проблему текста, его смысл и основную идею, чтобы сделать для себя правильные выводы.
- Употребление большого количества вопросов и восклицаний для украшения речи во время выступления. Такие статьи наиболее мотивируют общество, привлекают его.
- Текст наполнен эмоциями, оценочными предложениями автора по поводу проблемы речи. Речь способна воздействовать на огромный класс народа, поэтому и текст должен быть для людей. Этим и отличается публицистический стиль речи от таких стилей, как научный, деловой или художественный. Здесь используются разговорно-языковые средства, которые понятны для всех.
- Наличие общественно-политического набора слов (граждане, демократия).
- Здесь используются различные сленги, короткие, но экспрессивные предложения.
- Частое использование имён собственных.
Что это такое
Что такое публицистика? Это произведения литературы, журналистики, отражающие злободневные вопросы жизни социума. Прилагательное «публицистический» переводится с латинского как «общественный». Публицисты и журналисты пишут о том, что интересует большую часть общества.
Поэтому главная задача авторов – влиять на мысли, чувства, поступки адресата посредством информации, побуждать к действию, воздействовать на формирование общественного мнения, нравственный выбор, духовное развитие читателей. В публицистике нет места вымыслу, условности, она ориентирует читательскую аудиторию на конкретный факт, размышление о нём.
Важно! Публицистический стиль используется в основном для насущных вопросов политической, социальной, бытовой, экономической, спортивной, культурной жизни общества.
Признаки публицистического стиля
Сфера употребления | СМИ: газеты, журналы, телевидение, радио, интернет, собрания, митинги, съезды |
Функции | · коммуникативная (передача информации о событиях в стране, мире), · познавательная, · побудительная (мотивация к действиям, размышлениям, сопереживанию), · оценочная. |
Подстили | Газетный, художественно-публицистический, ораторский |
Форма речи | Устная, письменная |
Виды речи | Монолог, диалог, полилог |
Тип речи | Рассуждение с элементами повествования, описания |
Характеристика публицистического стиля, текста:
- проблематика сегодняшнего дня,
- адресация массовому читателю,
- передача информации,
- разнообразие тем,
- эмоциональность,
- призыв к действию,
- открытая авторская позиция,
- логичность,
- точность фактов,
- образность.
Функции
Данный стиль речи выполняет следующие функции:
- Уведомительная
— данная функция направлена на передачу информации огромной аудитории и притом за довольно быстрый период времени.
- Влияющая
— такая функция решает проблему заинтересованности людей в решении описываемой проблемы, то есть публицистический стиль речи направлен на привлечение аудитории.
- Призывная
— люди должны быть не только заинтересованы в проблеме, но должны загореться желанием её решить, предпринять какие-либо действия.
Жанровое своеобразие публицистики
Публицистические произведения поднимают довольно много тем. Среди них — быт, философия, экономика, социум, политика, культура, педагогика и многое другое. Все эти вопросы раскрываются в абсолютно различных жанрах, а именно:
- информационном. Произведения больше напоминают документы (заметки, репортажи, отчеты), а по оформлению схожи с официально-деловым стилем;
- аналитическом. К этой группе публицистического стиля относятся статьи, комментарии, рецензии и обзоры. В них проводится анализ определенных проблем. Близок к научному стилю;
- художественно-публицистическом — это очерки, фельетоны, зарисовки и памфлеты. Присутствуют тропы и фигуры речи.
Сфера применения
Если цель данного стиля речи — донести до аудитории проблему общественности, то и используется он там, где читателей / слушателей / подписчиков будет больше всего:
- газеты, журналы;
- радиожурналистика, тележурналистика;
- выступления политических партий, митинги, призывы к забастовкам и т. д.
Пишем публицистическую статью на актуальную тему
Светлана Берестовицкая » Читательский дневник » Пишем публицистическую статью на актуальную тему
Пишем публицистическую статью на актуальную тему
Не забудьте о ярком, оригинальном названии!
Возврат к списку
Страницы: 1 След.
0 Дмитрий Пустовалов 17.01.2016 |
Опять! « Митя, Митя, ну дай списать,»- эту фразу я слышу очень часто. Услышав эту фразу, я вспоминаю, через что я прошёл, чтобы сделать домашку, закончив вспоминать, хочется взять столовую ложку и стукнуть полбу. Кулаки сжались, и … я даю им списать. Так нельзя делать, потому что мои одноклассники что-то не узнают и в будущем у них могут быть проблемы. Придя домой, их, конечно, похвалят, но за что? Получив двойку и придя домой, моих одноклассников накажут или … я не знаю, что с ними сделают, но точно им придётся что- то выучить. И сдав следующую работу, они получат приличную или отличную оценку. Ура! План гениален. Но почему так нельзя сделать, какого чёрта вы лезете списывать? |
Имя Цитировать 0 |
0 Гайкова Диана 17.01.2016 |
Оценки и уроки. Школа. Когда ты учишься в начальных классах, оценка — для тебя все. Помню, что когда получала 4, дома рыдала и говорила все маме, она же меня всегда успокаивала. Сейчас я учусь в 7 классе, и, получая 2, отношусь к этому просто без всяких эмоций. Ближе к 5 классу, ты уже должен осознавать, кем ты хочешь стать. Будешь работать продавцом в магазине или же адвокатом… Я, честно не понимаю, зачем мне нужны те или иные предметы. Было бы хорошо, если мы могли бы ходить только на те уроки, которые идут по специальности твоей профессии, но так же можно и ходить на другие уроки.. А оценки – показатель твоих трудов. Иногда мне кажется, что оценки ставятся не объективно. Больше по вкус мне приходит 10 бальная шкала. Потому что, здесь больше вариантов оценки. Вот допустим, написано сочинение, а это не тянет на 4 и не очень плохое, что бы ставить 3. Учитель же, чаще всего ставит не в пользу ученика. И в итоге – плохая оценка, ты естественно расстраиваешься и тд… |
Имя Цитировать 0 |
0 Сайгушева Анастасия 17.01.2016 |
Списав домашнюю работу, ты не закрепляешь знания, полученные на уроке. Меня часто просят: «Дай, списать!». «Дай, тетрадь по истории!». «Ты сделала алгебру?». И я даю, потому что не умею отказывать. Проблема списывания очень важная и часто затрагиваемая тема. Лично я считаю, что списывать не нужно. Списав домашнюю работу, ты не закрепляешь знания, полученные на уроке. За всю свою учебу я списала только одни раз. Сюда я считаю все сайты гдз и тетради товарищей. Это была домашняя работа по истории СПб в 5 классе. Я не смогла узнать, что было задано и только, когда пришла в школу узнала. Я списала всего два предложения, но совесть меня мучила долго. Я давно знаю, что учеба для меня является самым важным, потому что я думаю о своей будущей профессии и дальнейшей судьбе. Если у меня что-то не получается, то я прошу о помощи, а не закрываю тетрадь со словами: « Ладно, спишу у кого-нибудь.». Во многих случаях причиной, чтобы не делать домашнюю работу, становится лень. Про нее даже говорить мне не чего. Если ты не можешь побороть свою лень, то что ты вообще можешь. Мне кажется, что есть случаи, когда можно списать. Это случается очень редко и по-настоящему уважительной причине. Однажды я столкнулась с такой просьбой, но это было только один раз. У моего друга заболела бабушка, которая живет загородом. Он единственный кто мог поехать туда, чтобы узнать все подробнее. Но была одна проблема, мешающая ему, ехать спокойно. Он уезжал в 16:25, а вернутся мог только в 5 утра. Сделать письменную домашнюю работу было невозможно. Он попросил меня решить его алгебру, хотя бы 3 номера из 5. Я сделала всю его домашнюю работу, именно сделала, потому что он учится в другой школе. Я знаю, что если у меня будет сложная ситуация, то он поможет мне, чем сможет, но тогда я даже не думала об этом. На вопрос «Можно ли списывать?» я скажу, что можно, но это не должно повторятся каждый раз. Жизнь очень сложная и может правда произойти сложная ситуация. Нельзя, чтобы лень мешала делать домашние работы. Боритесь с ленью! Она очень страшная! Мне часто лень делать многое, но я борюсь. Не смотря на то, что я знаю, что люди, списывающие у меня, не делают задания именно из-за лени, я буду продолжать давать списывать, потому что жизнь – бумеранг и, когда мне будет нужна помощь, кто-нибудь откликнется. |
Имя Цитировать 0 |
0 Бородулин Иван 17.01.2016 |
Публицистическая статья на тему «Мы слишком взрослые?» Каждый человек должен уважать окружающих и себя в том числе. У каждого человека есть свои обязанности, которые он должен выполнять. Взять, например, того-же учителя. Учитель каждый день выполняет свои обязанности — учит. А мы — ученики должны выполнять свои обязанности — учиться. Ведь учиться, мы должны в первую очередь для себя и это аксиома. Мы не должны никому мешать выполнять свою работу. Когда мы кому-то мешаем, он что-то сделает не так. А значит плохо выполнит свою работу. Опять возьмём в пример учителя. Если мы поняли тему, а конец урока ещё не близок, не надо начинать болтать и отвлекаться, а тем более отвлекать других. Нужно продолжать слушать учителя, а не срывать урок. Мы не обязаны любить всех. Но уважать окружающих, мы обязаны. Поэтому срывая уроки, мы не только не уважаем учителя, но и себя самих. Видимо некоторые этого не понимают. Или им родители не объясняли, как вести себя на уроках. Мы должны ценить учителей. Ведь благодаря им, мы получаем знания. Тем самым строя своё будущее. Не научившись вести себя достойно в школьные годы, мы не знаем сколько шишек набьём себе в будущем. Наше поведение не будут склонять к нашему возрасту, нас просто перестанут уважать. |
Имя Цитировать 0 |
0 Стафурин Александр 17.01.2016 |
Школьная форма Мне очень не нравятся школьные стандарты, из нас как- будто делают один тупой строй. Школьная форма делает из нас стадо. Так- же, форма лично мне не удобна, особенно школьные туфли, которые положено носить, очень дорогие, либо есть дешёвые, но это вариант для людей которым плевать на свои ноги, так как в дешёвых туфлях используются плохие материалы, которые не удобно сидят на ноге. Пиджак тоже не удобен, но только под курткой. |
Имя Цитировать 0 |
0 Алексей Добрянский 17.01.2016 |
Объем статьи — 1 страница. Это не статья, а отписка. С.Э. |
Имя Цитировать 0 |
0 Скаскевич Ульяна 17.01.2016 |
Школьная форма? Не моё!! Всем известный факт что, школьники любят свободную школьную форму. Если сделать опрос школьников, что они хотят носить в школе, то большинство будут за свободную форму. Я считаю, что успеваемость учащихся не зависит от того что они носят. Успеваемость зависит от того как он относится к учёбе, внимательно ли он слушает учителя и правильно ли он делает домашнее задание. Я думаю, что любую проблему можно решить. Дайте школьникам больше свободы в одежде! Например, носить джинсы, футболки, свитшоты (толстовки) и т.д. Конечно, надо ввести запрет на вызывающую одежду! Школьную форму надо каждый год покупать, Мы же растём, а она дорогая! Уже сегодня многие ученики не соблюдают школьную форму, сколько бы учителя не делали замечаний. Лучше тогда ввести свободную школьную форму и не тратить время на пререкания между учителями и учениками , и не нервировать друг друга из- за формы. Я согласна, в отношении причесок, волосы должны быть убраны это гигиенично и не портит зрение, маникюр и макияж не должны привлекать внимание. Украшения не должны быть массивными и яркими. Пожалуйста, обратите внимание на нашу просьбу! |
Имя Цитировать 0 |
0 Касаткин Михаил 17.01.2016 |
Списывание – дурная привычка или полезный навык? Я уверен что каждый из вас когда-либо списывал, или давал списывать кому-то из своих друзей и знакомых или же просто одноклассников. И огромное количество школьников списывает уже вошло в привычку, и порой даже понимая материал и успевая все сделать, люди все равно списывают – вот, что значит сила привычки. Этим текстом я не хочу оправдать списывающих людей, но пытаюсь показать вам что списывание это не так ужасно и неправильно как нам говорят. Человек – очень хитрое существо, которое всегда найдёт как все сделать проще, быстрее и с минимальными затратами энергии и умственных сил, и списывание – прекрасное этого подтверждение. Лично я подразделяют списывание на три типа: 1) Ты не понимаешь материал, но боишься получить плохую отметку, поэтому тебе приходится списать. 2) У тебя просто не хватает времени чтобы самому решить, и поэтому ты списываешь чтобы успеть куда-то, а не тратить много времени на решение. 3) И третий тип — тебе просто лень, да-да, многие списывают именно из-за того, что им лень решать самим. У них есть время, и в принципе они могут понять материал, но им просто лень. Из этих трёх типов,первый и третий самые неправильные, и лишь второй тип можно хоть как-то оправдать. Я согласен что списывание это неправильно, ведь списывая ты практически не приобретаешь знаний, и не закрепляешь те которые у тебя есть. Ты лишь ставишь ложную отметку, что якобы ты это сделал сам, и якобы понял этот материал. Но всё же в списывании есть два плюса, которые действительно помогут в жизни. (Но это всё равно не оправдывает списывание) 1) Списывание улучшает и порождает товарищеские отношения. Списывая, и давая списывать вы создаёте взаимовыгодные ситуации – сегодня ты дал ему списать, а завтра или через неделю, он поможет тебе в замен. 2) Когда тебе необходимо списать, ты сразу анализируешь большое кол-во информации : кто сделал, кто даст списать, кто сделал правильно, и т.д. Это развивает в тебе умение быстро выкручиваться из сложных ситуаций, а это в свою очередь – очень полезный в жизни навык. Конечно списывать не хорошо, но и в этом есть свои плюсы. Поэтому списывайте с умом, и особо не увлекайтесь.) |
Имя Цитировать 0 |
0 Кочкарева Лиза 17.01.2016 |
Вопрос школьной формы поднимается всегда. Зачем её носить? Я не понимаю. Зачем этот никому не нужный флешмоб? Ради дисциплины? Ха, это никак не помешает устраивать драки. Ради единодушия и ощущения принадлежности? Нет, ну это даже не смешно. Форма не для страны в которой ценится индивидуальность. Мы не промышленные товары в конце- концов чтобы как из под одного конвейера выпущеные. Тем более что школьную форму, иногда, просто игнорируют. Зачем заставлять её носить если заранее знаешь как это кончится? Всё равно многие будут ходить так как они захотят. Надевают деловые пиджаки поверх футболок с яркими принтами, покупают чёрные джинсы и как не бейся девочки будут ходить с распущенными волосами. Все видят это, но уже просто устали бороться. Для чего это? Интеллект что ли повысится? Внимательность? Усидчивость? Вряд ли. Так в чем же смысл этой формы? Мне не понять. Но может другие знают, раз этот флешмоб всё ещё продолжается |
Имя Цитировать 0 |
0 Азарова Лера 17.01.2016 |
Губители природы. Планета Земля-это наш дом. Но почему-то большинство людей засоряют его и относятся к нему неуважительно. Такими темпами мы стремительно разрушаем наш дом. И никто в этом не виноват, кроме каждого из нас. Большинство людей заболевают и даже умирают из-за загрязнения окружающей среды: воды, почвы и атмосферы. Загрязнение воды приводит к размножению малярийных комаров, из-за которых развивается болезнь малярия, а всем известно, что она очень опасная и приводит к смерти. Оставляя пакет с мусором в лесу или на озере, человек даже не задумывается о последствиях. Существует такое понятие, как подземные воды. Перегнивая, остатки отходов проникают в подземные воды, которые несут потоки воды в те же самые озера, где тот же человек будет потом купаться или ловить рыбу. Загрязнение воздуха выбросами выхлопных газов или других промышленных отходов в атмосферу-это отдельная история. У людей разрушается иммунная система, а дети рождаются с врожденными патологиями и различными болезнями. Люди! Давайте попытаемся спасти нашу планету от разрушения. Начните с себя и уже появится шанс на спасение. Неужели так сложно, уезжая с озера взять мусор и выкинуть его в помойку. Не надо устраивать из природы свалку! Вы сами страдаете от испорченной экологии. Задумайтесь и попробуйте хоть что-нибудь предпринять ради будущего нашей прекрасной планеты. |
Имя Цитировать 0 |
Страницы: 1 След.
Лексические особенности
Можно отметить некоторые лексические особенности стиля:
- преобладание разговорной и общественно-политической лексики;
- употребление частиц и междометий;
- слова окрашены эмоционально, экспрессивно;
- употребление чрезмерного преувеличения – гиперболы.
Аналитические жанры журналистики: статья
Статья — жанр журналистики, в котором выражается аргументированная точка зрения автора на общественные процессы, на различные актуальные события или явления.
Прочитав аналитическую статью, читатель получает нужную ему информацию и далее самостоятельно размышляет над интересующими его вопросами.
Предметом статьи является не само событие, процессы или явления, а последствия, которые они вызывают.
Пример: общеисследовательская статья о политическом развитии страны, практико-аналитическая статья о росте цен на продукты, полемическая статья (спор) о преподавании основ православной культуры.
Морфологические особенности
Из морфологических особенностей выделяются:
- частое использование синекдохи — множественное число заменяется единственным или наоборот (отцы, деды, русский, француз
);
- частое употребление глаголов повелительного наклонения (взгляните, подумайте
);
- использование всех форм прилагательных (обычная, сравнительная и превосходная).
Задачи аналитических жанров журналистики
Основными задачами аналитических жанров журналистики являются:
- сообщение информации;
- ее анализ и исследование;
- обоснование и комментирование происходящих событий, явлений и фактов.
В текстах аналитических жанров журналистики присутствуют рассуждения автора, аргументация, анализ события, личные выводы и оценка происходящего.
Как и в информационных жанрах журналистики, отправной точкой и главным элементом любого аналитического жанра является некий факт или событие. Под событиями подразумеваются те процессы, которые происходят в социуме ежедневно и даже ежесекундно, и вызывают определенные изменения и перемены.
Синтаксические особенности
Применяются следующие:
- Употребление различных изобразительно-выразительных средств языка, экспрессивных предложений и тропов для украшения речи (например: эпитеты, риторические вопросы, обращения, парцелляция, восклицание, градация и т. п.).
- Привлекающий заголовок текста.
- Экспрессивность коротких предложений.
- Прямая речь.
- Обособленные конструкции.
Языковые средства публицистического стиля
Среди них:
- эпитеты
, выраженные оценочными и эмоциональными чувствами;
- сравнение
с помощью слов
«как», «словно»
; - метафора
– перенос признаков и свойств с одного объекта на другой;
- метонимия
– замена одного понятия другим. Например:
«Россия ликует»
(то есть население страны, русские); - гипербола
;
- ирония
;
- перифраза
– избежание повтора. Например:
«братья наши меньшие»
(животные).
Аналитический отчет
Отчет — хронологически последовательное, детализированное сообщение о событии. Центральным элементом в данном случае выступает описание или анализ деятельности людей.
Примеры: отчет о военных действиях, отчет о результатах собрания, о конференции, о правительственном или судебном заседании, отчет-коммюнике о международных переговорах.
В отчет могут быть включены не только мнения и суждения людей по какому-то вопросу, но и их дискуссии, споры, реплики, а также комментарии самого автора.
Отчет относится как к информационным жанрам журналистики, так и к аналитическим. Все зависит от того, какая задача стоит перед журналистом. Если необходимо провести авторский анализ какого-то мероприятия, допустим, с комментариями и личным мнением, тогда имеем дело с аналитическим отчетом.
Но, если журналисту необходимо проинформировать общественность о мероприятии, кратко сообщить о произошедшем, в строгой последовательности описать развитие действия, тогда перед автором стоит задача — написать информационный отчет.