Дыхание – энергетическая основа звучащей речи. От развития речевого дыхания во многом зависит формирование у ребенка связной речи, а именно правильное звукопроизношение, способность поддерживать нормальную громкость речи, ее плавность и интонационная выразительность. Уделяя внимание постановке правильного речевого дыхания малыша в раннем детстве, можно избежать многих речевых нарушений в будущем. В этой статье мы расскажем Вам об особенностях речевого дыхания и о способах его развития у детей дошкольного возраста.
Особенности речевого дыхания у дошкольников
Речевое дыхание у детей дошкольного возраста отличается от дыхания взрослых людей и имеет свои особенности:
- Недостаточное развитие дыхательного аппарата. Если вдох и выдох слабые, то речь ребенка будет звучать тихо и неразборчиво. Иногда из-за нехватки воздуха дети не договаривают фразы до конца. Бывают случаи, когда малыш пытается успеть произнести всю фразу на вдохе, поэтому говорит быстро и не соблюдает логических пауз. Слабое развитие дыхательного аппарата может быть связано с наличием у ребенка хронических заболеваний дыхательных путей, таких как синуситы и гаймориты, а также малоподвижным образом жизни.
- Нерациональное распределение выдыхаемого воздуха. У детей, которые недавно научились говорить, часто запас воздуха заканчивается на первом слоге, поэтому конец слова или фразы они произносят значительно тише или вовсе «проглатывают».
- Неумение распределить дыхание по словам. Чтобы восполнить запах воздуха, ребенку приходится брать паузу, во время которой он может забыть, о чем он хотел сказать.
- Из-за неправильно выдыхаемого воздуха могут искажаться звуки речи.
Речевое дыхание у большинства детей дошкольного возраста несовершенно. Но зачастую родителям сложно это заметить из-за того, что они общаются с малышом постоянно.
Существуют примерные нормы количества произносимых на выдохе слов, на которые можно ориентироваться при оценке речевого дыхания малыша:
Возраст ребенка | Количество слов на выдохе |
2-3 года | 2-3 слова |
3-4 года | 3-5 слов |
4-6 лет | 4-6 слов |
6-7 лет | 5-7 слов |
Итоги
Речевое дыхание — это сила, запускающая в движение механизм образования звуков, с помощью которых звучит речь.
Правильное речевое дыхание позволяет верно произносить звуки, говорить чётко, выразительно плавно. Дыхательные упражнения можно пробовать проводить, начиная с года. Такие игры положительно сказываются не только на речевом развитии, но и, в целом, на здоровье ребёнка. Дыхательная гимнастика способствует насыщению организма кислородом, стимулирует работу сердца, мозга, нервной системы.
Как правильно дышать?
При диагностике речевого развития логопеды всегда обращают внимание на то, как ребенок дышит во время разговора, какой силы и продолжительности его вдохи и выдохи, как он расставляет паузы. Формирование речевого дыхания – это один из первых этапов коррекционной работы с малышом, имеющим какие-либо речевые нарушения. Правильное речевое дыхание имеет следующие признаки:
- Короткий вдох через нос;
- Плавный выдох, воздух выходит через рот;
- Выдох осуществляется до конца;
- После каждого выдоха должна быть небольшая пауза (2-3 секунды).
Развитие речевого дыхания тесно связано с функционированием физиологического дыхания.
Физиологическое дыхание | Речевое дыхание |
Непроизвольное | Произвольное |
Вдох – выдох — пауза | Вдох – пауза — выдох |
Вдох и выдох осуществляется одним импульсом. | Вдох осуществляется одним импульсом, выдох – несколькими (в зависимости от содержания высказывания). |
Только научившись правильно дышать (глубокий короткий вдох и плавный длинный выдох) ребенок сможет в полной мере овладеть своим голосом. Наиболее эффективными методами работы с дошкольниками являются дыхательные упражнения. Условно их можно разделить на две большие группы, в зависимости от их цели:
- Формирование правильного выдоха;
- Тренировка дыхания с использованием различного речевого материала (отработка произношения звуков и их сочетаний, разучивание стихов).
Развитие речевого дыхания у дошкольников позволяет:
- Ускорить процесс постановки и автоматизации звуков речи;
- Увеличить количество слов, которые малыш произносит на одном выдохе;
- Сформировать внятную связную речь;
- Скоординировать процессы речи, дыхания и движений.
Воздушный волейбол
Дома очень часто не хватает подвижных игр. Соседи снизу не очень любят футбол и прыжки, соседи сбоку не радуются стуку мяча об стену. То ли дело воздушный волейбол, когда можно и дыхание прокачать и вволю наиграться.
Правила простые: нужно передавать друг другу воздушный шар без помощи рук и ног. Только одним дыханием. Есть конечно риск, что дети будут носиться по комнате. Но оно того стоит.
Если же очень хочется, чтобы игра была тихой, предложите поддерживать воздушный шар в воздухе на время. Кто дольше сможет удерживать его на весу? Кстати, попробуйте посоревноваться с детьми. Не факт, что вы выиграете.
Рекомендации по выполнению дыхательных упражнений
- Занятия необходимо проводить в хорошо проветренном помещении;
- Все упражнения стоит выполнять до еды;
- Одежда не должна сковывать движения малыша;
- Мышцы шеи, плеч, рук, груди и живота у ребенка должны быть расслаблены;
- Вдох должен происходить через нос;
- Выдох должен быть длинным и плавным;
- Следите за тем, чтобы, выполняя дыхательные упражнения, ребенок не надувал щеки. Первое время можно придерживать их ладонями;
- Достаточно 3-5 повторений каждого упражнения, между которыми следует сделать 2-3 секундную паузу. Общая продолжительность дыхательной гимнастики не должна превышать 5 минут.
Очень важно дозировать количество дыхательных упражнений и выполнять их в умеренном темпе, чтобы избежать гипервентиляции.
Делаем пену
Это развлечение обожают малыши, но, как показывает практика, даже школьники с удовольствием придаются этому хулиганству.
Вам потребуется большой поднос (или застелите стол клеенкой), 2-5 стаканов или мисок с водой. Лучше прозрачных. В каждую наливаем воду, добавляем пару капель моющего средства и волшебный ингредиент – пищевой краситель. Количество цветов безгранично как вы понимаете.
Вооружаем детей коктейльными соломинками и начинаем активно дуть. Разноцветная пена вызывает абсолютный восторг у всех.
Ею, кстати, можно рисовать. Достаточно раскатать рулон бумаги под всеми этими стаканами.
Упражнения для развития силы и длительности выдоха
- Ветерок. К нитке или шнурку привяжите несколько ленточек серпантина или елочного дождика. Предложите малышу подуть на них и устроить ветерок. Усложнить задание можно попросив подуть на ленты определенного цвета. Расстояние между лицом и лентами должно быть примерно 10-15 см.
- Листопад. Вырежьте из бумаги или соберите на улице настоящие осенние листья. Вместе с ребенком вы можете устроить настоящий листопад, сдувая их со стола. В зимнее время года так же можно играть со снежинками из бумаги.
- Лети, перышко! Пусть кроха подбросит перышко вверх и дует на него снизу вверх, не давая ему упасть.
- Карандаши-спортсмены. На столе начертите линии старта и финиша. На старт положите два карандаша разного цвета. По очереди дуйте вместе с малышом каждый на свой карандаш и устройте соревнование, кто из них «прибежит» к финишу первым.
- Мореплаватели. Из бумаги или пробки сделайте кораблики и опустите их в таз с водой. На море сильный ветер – дуем на корабли, заставляя их двигаться.
- Задуй свечи. Можно разыграть с ребенком ситуацию дня рождения. Подготовьте игрушечный сервиз, торт и настоящие свечи. Задувая свечи, можно загадать желание.
- Вертушка. Для формирования правильного выдоха отлично подходит игрушка-вертушка. Дети обожают наблюдать за крутящимися лопастями и гордятся результатом своих стараний.
- Свистульки со звуками различных животных и птиц также порадуют малыша и будут очень полезны для развития его речевого дыхания.
- Еще одним простым способом тренировки дыхания являются мыльные пузыри.
Следите за тем, чтобы ребенок делал плавные и длительные выдохи. Постепенно усложняйте упражнения, увеличивая расстояние между лицом и сдуваемым объектом.
Игры на постановку дыхания
Для проведения этих игр понадобится нехитрый инвентарь: бумажные приспособления, игрушки-свистульки, воздушные шарики.
- Летящие бабочки.
Необходимо вырезать несколько бумажных бабочек и привязать их за ниточку к прочной веревке на небольшом расстоянии друг от друга. Бабочки должны располагаться на уровне лица ребенка. Взрослый показывает ему, как нужно подуть на бабочек, чтобы они начали «порхать», а затем предлагает повторить. Важно, чтобы малыш стоял ровно, не поднимал плечи на выдохе, не раздувал щеки, не добирал воздух, губы немного вытягивал вперед.
- Радужные пузыри.
Мама показывает ребенку, как надувают мыльные пузыри с помощью соломинки, коктейльной трубочки или специальной рамки, идущей в комплекте с пузырями. Затем малыш пробует повторить. У него могут возникнуть сложности, поэтому задача взрослых – поддержать кроху, мотивировать его.
- Свистульки.
Понадобятся деревянные, глиняные или пластиковые игрушки-свистульки. Ребенку предлагают посвистеть, чтобы услышать, как поет его птичка или зверушка. Это весьма увлекательная игра для дошколят, они с удовольствием будут «свиристеть».
- Волшебный ветерок.
Нужно подготовить «деревца» — метелочки из нарезанной на полоски цветной бумаги, прикрепленной к палочке (можно вместо бумаги взять елочный «дождик»). Взрослый показывает ребенку волшебное дерево и предлагает подуть на него, чтобы услышать легкий волшебный ветерок.
- Летящий шарик.
Для игры нужен надутый воздушный шар, который подвешивают на уровне лица малыша. Родитель показывает ребенку, как подуть на шарик, чтобы он взлетел вверх. Маленький игрок должен повторить упражнение. Более сложный вариант – шарик не привязывают, а задача ребенка – поднять его вверх и удерживать там, используя лишь силу выдоха.
Упражнения для отработки правильного произношения звуков и слогов
Чтобы научить малыша правильно произносить гласные и согласные звуки, слоги и звукосочетания, нужно тренировать их произнесение на одном выдохе. Предложите крохе спеть «песенки», имитирующие различные звуки:
- «А-а-а!» — плачет малыш;
- «У-у-у!» — летит самолет;
- «Ы-ы-ы!» — гудит пароход;
- «О-о-о» — вздыхает зайка;
- «Ф-ф-ф» — сдувается шарик;
- «Ш-ш-ш» — шипит змея;
- «С-с-с» — работает насос;
- «Би-би!» — сигналит машина;
- «Ту-ту» — едет паровоз;
- «Ля-ля-ля» — поёт кукла;
- «Топ-топ-топ» — идет мишка;
- «Кап-кап-кап» — какает дождь.
Чтобы увлечь ребенка, создайте игровую ситуацию, используя на занятиях любимые игрушки малыша. Подкрепляйте речь соответствующими действиями, и пусть кроха повторяет за Вами.
Играем с тем, что под рукой
Чтобы играть, развивая силу выдоха, не обязательно использовать какой-то инвентарь. Существуют игры, которые проводятся «без ничего», или с предметами, которые всегда есть под рукой.
- Давай споем!
Во время этой игры песенки представляют собой плавное протягивание разных гласных звуков. Сначала мама показывает ребенку, как спеть звук А, затем О, У, Ы, И, Э, и т.д. Когда у малыша начнут получаться довольно длинные «песенки», можно предложить ему их объединять: песенка может состоять из последовательности гласных: А-О-И, А-У-Э, и т.д.
- Снежок пошел!
Для игры понадобятся небольшие кусочки обычной ваты, которая есть в каждом доме. Их раскладывают на столе, и взрослый предлагает малышу представить, что наступила зима и пошел снег. Для этого нужно подуть на «снежинки», чтобы они слетели со стола. В групповом варианте игры дети могут соревноваться, например, чьи снежинки слетят первыми, или у кого они улетят дальше.
- Живые карандаши.
На столе раскладывают цветные карандаши (для начала удобнее круглые, в дальнейшем можно взять ребристые). Задача ребенка – докатить каждый карандаш силой выдоха до другого конца стола. В групповом варианте дети садятся напротив и перекатывают карандаши друг другу от одного края к другому.
До самого края
Дети обожают булькать чаем, какао и не очень любят вытирать после этих игр стол. Отлично. Тогда предлагаем им в совершенстве овладеть навыками бульканья.
Берем два стакана, лучше прозрачных. В один наливаем много воды (чая или сока), во второй чуть-чуть. Задача: максимально долго булькать, но так, чтобы пузырьки поднимались до края, но ни капли не пролилось мимо.
Попробуйте сами: это не так уж и просто. Игра прокачает навык контроля за силой выдоха и за его правильным распределением.
Морской бой
Если в доме есть сиблинги, то это просто идеальная игра для купания в ванной. Собственно, нужно два участника (но можно и больше), емкость с водой (тазик на столе тоже подойдет), флотилия (можно использовать бумажные кораблики, а можно использовать упаковки из-под киндера сюрпризов, снабдив их парусом из бумаги, например).
Итак, регата начинается. Чей кораблик первым доберется до финиша? Здесь дыхание должно быть легким и направленным, чтобы кораблик не перевернулся, сильным, чтобы плыл дальше других и размеренным, чтобы дыхания хватило довести корабль до финиша.
По аналогии можно устраивать гонки бумажных шариков на столе, разметив его предварительно скотчем. В соревновании должны участвовать все члены семьи: у кого самое сильное дыхание?
Литература:
- Большакова С. Е. Речевые нарушения и их преодоление: Сборник упражнений. — М.: Творческий Центр Сфера, 2005.
- Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном воз¬расте: Методическое пособие / Сост. И.Ю. Кондратенко. — М.: Ай¬рис-пресс, 2005.
- Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие. — СПб.: КОРОНА-принт, 2004.
- Леонова СВ. Веселая разминка // Логопед. — 2004. — №6.
- Цвынтарный В.В. Радость правильно говорить. — М.: Центр-полиграф, 2002.
- Т. А. Воробьёва, П. А. Воробьёва Дыхание и речь: Работа над дыханием в комплексной методике коррекции звукопроизношения. — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2014.
II. Практическая часть.
Игры на развитие диафрагмального дыхания.
«Надуй шарик»Выбрать удобную позу (сидя, стоя), положить одну руку на живот, дру¬гую — сбоку, на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глубокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается вперёд, а нижняя часть грудной клетки расширяется, что контролируется одной или другой рукой). После вдоха сразу же произвести свободный, плавный вдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение).
Вот мы шарик надуваем, А рукою проверяем: Шарик лопнул — выдыхаем, Наши мышцы расслабляем.
«Маятник»И.п. — сесть по-турецки, руки на затылке. Спокойно вдохнуть — пауза Зс. — наклониться вперёд — выдох, возвратиться в исходное положение — вдох. Повторить 3-4 раза.
«Охота»Педагоги закрывают глаза, логопед выкладывает перед ними апельсин, яблоко, лимон, варенье, духи. Необходимо глубоко, с закрытыми глазами, вдохнуть и по запаху определить, что за предмет перед ними.
«Ёжик по лесу идет» Положение стоя, руки на поясе, ноги на ширине плеч. Делаем вдох с одновременным поворотом головы вправо и отведение правой руки в сторону. После выдоха и возврата в исходное положение упражнение выполняется с поворотом влево.
Игры для развития речевого дыхания
После подготовительного периода, направленного на развитие физиологического дыхания, следует постепенно переходить к развитию собственно речевого дыхания.
Работа по развитию речевого дыхания проводится в следующей последовательности:
- без участия речи,
- на материале гласных звуков,
- согласных звуков,
- слогов, слов,
- предложений, фраз.
Мы остановимся на первом этапе работы: развитие речевого дыхания без голоса.
Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно.
• Упражнения для развития ротового выдоха. «Подуем на вертушки» или «Султанчики», «Снежинки», «Подуем на листочки». Аналогично дети дуют на цветы, на бабочек, на птичек, на елочки и т. д. «Загони мяч в ворота», «Самый быстрый карандаш», «Горячий чай», «Мыльные пузыри»
Игры с водой: «Весёлые пузырьки», «Кораблик» и т.д.
• Упражнения, направленные на закрепление центрального выдоха. «Подуем на пальчик», «Подуем в бутылочку», «Фокус» и т.д.