Не секрет, что количество детей с проблемами речи год от года стремительно растет. Логопедов в детских садах не хватает. А те, кто есть, берут ограниченное количество детей, как правило, только с тяжелыми нарушениями речи.
Остается искать частнопрактикующего логопеда.
И тут родители в растерянности: как же его найти?
Может быть, по бесплатным объявлениям в Интернете? Но есть мнение, что там обитают только неопытные, начинающие или «плохие» специалисты, имеющие хронический дефицит клиентов.
Часто слышишь от родителей: «К хорошему логопеду идут только по рекомендациям!» Но логопед, которого вам порекомендовала подруга или знакомая, может не уложиться в срок, в который он исправил такой же дефект речи у чужого ребенка. Одинаковых детей не бывает, так же, как и одинаковых сроков устранения речевых проблем. Отсюда и последующие обиды на логопеда.
Сейчас легко найти логопеда. Труднее узнать, нашли ли вы того, кто подойдет именно вам
На что надо обращать внимание при выборе логопеда?
Вот вам примерный список вопросов, который поможет выбрать подходящего специалиста для вас или вашего ребенка.
Когда начинать тревожиться, а когда – просто ждать?
— Бывает, родители жалуются, что ребенок долго не начинает говорить. Что значит «долго»?
— У «безречья» могут быть разные причины. Не говорят дети не только с нарушением речи, но и при нарушении слуха, интеллекта, расстройствах аутистического спектра.
«Долго» — это когда ребенку год, а он не откликается на свое имя, не понимает простого обращения («идем спать», «мыть ручки» и т.п.). Либо когда после трех лет ребенок понимает обращенную речь, у него много жестов, но самостоятельной речи нет.
Если при этом ребенок излишне «самостоятелен», не смотрит в глаза, избегает телесного контакта или, наоборот, излишне любит объятия, если у него снижено чувство боли, то нужно быстрее обращаться к специалисту.
В этих случаях нужно в первую очередь проверить слух, лучше не один раз. Посетить невролога, в два года получить консультацию логопеда. Есть такое замечательное исследование – вызванные потенциалы (метод исследования нервной системы, основанный на регистрации электрических потенциалов мозга в ответ на какое-либо воздействие – прим.Ред.), оно достаточно объективно.
— Какие особенности в развитии речи ребенка должны вызывать тревогу родителей? В каком случае нужно немедленно обратиться к специалисту, а когда лучше подождать?
— В том, что касается речи, я не люблю ждать. Допустимо до года не произносить слова, до двух лет может не быть короткой фразы, а до трех лет — развернутой. Если до двух лет ребёнок социален, коммуникативен, хорошо понимает обращённую речь, то ещё три-четыре месяца наблюдаем. Но три года – это «рубикон». В пять лет речь заканчивает своё развитие, оставляя возможность на протяжении всей жизни копить словарь. Если появление звукокомплексов (сочетания звуков, например «ау» — прим. Ред.), слов и предложений не укладывается в сроки, это повод показаться врачу и логопеду.
Тревожиться надо, если у ребенка бедный лексикон (словарь не по возрасту); неправильное употребление слов – речевые аграмматизмы; несвязная речь (плохо пересказывает сказки); не выговаривание звуков и, возможно, особенности формирования фонематического слуха.
Кроме этого, нужно обращать внимание на понимание обращённой речи, умение коммуницировать и эмоциональное развитие ребёнка.
— Наиболее часто встречающиеся причины нарушений речи – нейробиологические, анатомические (строение речевого аппарата), психологические или еще какие-нибудь?
— Чаще всего невозможно назвать одну конкретную причину. Скажем, мама курила по пачке в день (пример из практики) – это может быть причиной.
Если это проблемы со звукопроизношением, то причины могут быть и в нарушении строения артикуляционного аппарата или мышечного тонуса, и сочетанными.
Если ребёнок не говорит, например, при моторной алалии (отсутствии или недоразвитии речи у ребенка при нормальном слухе – прим. Ред.), чаще всего это патология беременности и родов: быстрые или затяжные роды, асфиксия.
Всё чаще первопричиной нарушений речи называют шейно-головные травмы во время родов.
Так считали, в частности, А. Ю. Ратнер и П. Г. Замаратский. «Достаточно 10-15 мин. кислородного голодания мозга, чтобы это отразилось на его функционировании. У 70-80% новорождённых детей страдает шейный отдел спинного мозга, у 35-40% — грудной и поясничный отдел», — писал профессор Ратнер. В будущем это выливается в головные боли, речевые проблемы, сложности с усвоением учебной программы, непослушание, неадекватное поведение.
Должно быть время на увлечение
– «Логопедические» дети требуют больше внимания. А на какие-то кружки стоит отдавать? Как же тогда время выделить, чтобы ребенок просто поиграл, побездельничал?
– Мы сказали, что в младших классах нужно научиться трем базовым функциям: читать, писать и считать. Не москвоведение изучить и биологию, а именно это. И мы обязательно должны заложить какой-то интерес, который, возможно, поможет в жизни, а может быть, станет стартом к выбору профессии. Мы все чем-то интересуемся.
Младшая школа – тот период, когда ребенок должен пробовать. Пошел он, например, на картинг. Какой мальчишка не хочет ходить на картинг: там машины. Но попался такой педагог, который только эти картинги заставляет чистить и драить. И все, желание пропало. Ну вот, хорошо, мы это не хотим, мы теперь хотим пойти на другой кружок.
Пришли на борьбу. Там то же самое: взрослые борются, а остальные все смотрят. И опять можно искать. Надо найти специалиста, который заинтересует, влюбит, даст перекувыркнуться, ударить в грушу. Это тоже непростой поиск. Любого специалиста найти трудно. Надо искать.
Я за то, чтобы у ребенка было увлечение. И время на него должно быть отведено. Или уж тогда совсем без увлечений, только школа. Но мне так не нравится.
А чтобы на все хватало времени и оставалось еще на отдых, может помочь расписание. Просто его неправильно составляют. Дети же любят, когда очень красиво. Прикрепили на картон клеящуюся ленту, сфотографировали самого ребенка: вот он читает, вот он пишет, вот он считает, вот он ест, и выстроили на эту липкую ленту весь его распорядок дня. Сделал – отклеил. Ему комфортно, у него на все остается время. Он успевает. Он живет в хорошем таком ритме. А там посмотрите, если нагрузка большая, значит, нужно что-то будет менять, убирать.
Если ребенка дразнят за картавость-шепелявость
— Насколько усердно можно заниматься с ребенком развитием речи, чтобы не вызвать других проблем – психологических?
— Сейчас есть яркая тенденция к тому, чтобы поголовно со всеми детьми заниматься как можно раньше: «чтение с пеленок», «говорить раньше, чем ходить» и т. д.
Я категорически против, когда ребёнка развивают для профилактики: «пусть ребёнок позанимается, хуже не будет». Я считаю, что будет хуже.
И последствия могут быть отсроченными. Потому что те люди, которые в детстве вместо игры просиживали на занятиях, чтобы выучить пару-тройку английских слов, во взрослой жизни пытаются «поиграть в жизнь» и «в дочки-матери».
Дошкольник не обязан обучаться, у него другая ведущая деятельность – игра. До школы ребенок должен уметь качественно и много играть, уметь взаимодействовать в игре, понимать правила, соответствовать предложенной роли. Как это ни парадоксально прозвучит в устах логопеда, но лучше пусть шепелявят, но только катаются с гор и играют в прятки. Пользы для дальнейшей социальной жизни будет больше.
Единственно, когда логопед должен быть непримирим, это если у ребенка нет совсем речи и нарушена коммуникация.
— Часто ли родители жалуются, что их детей дразнят сверстники из-за нарушений речи?
— Дети не очень хорошо слышат и различают нарушения звукопроизношения. У меня было два прекрасных мальчика. Миша не выговаривал [р], учился во втором классе, на учёбу [р] не влияло, оценки были хорошие. Ничего исправлять он не хотел — его всё устраивало. Мама в качестве мотивации к занятиям сказала, что нужно исправить, иначе будут ребята дразнить. На что Миша ответил: «Какие они тогда друзья?»
Второй мальчик, Виталий, учился в шестом классе, звуков для исправления было чуть больше, в остальном ситуация похожая. Мама к сыну обратилась с той же мотивацией, ответ был такой: «С чего это вдруг будут дразнить? Почему раньше не дразнили?»
Звуки я рекомендую всё-таки поставить, и лучше до школы, чтобы в дальнейшем не сужать спектр доступных профессий. Дикторы, лекторы, политики – все они должны иметь чёткую, внятную речь с правильным звучанием звуков.
Кроме того, неправильное звукопроизношение часто сопровождается нарушением фонематического слуха, а значит, если не корригировать, то будут ошибки на письме.
Комфортно ли вам обоим с новым логопедом?
Прислушайтесь к своим чувствам и чувствам вашего ребенка.
Естественно, что не каждый малыш пойдет на контакт с педагогом сразу же на первом занятии. В свою очередь, умный родитель всегда поможет построить отношения со специалистом.
Но если логопед не нашел подход к малышу после трех встреч, есть повод задуматься над вопросом: «А стоит ли дальше тратить время и деньги?»
И, наконец, вот два вопроса, которые чаще всего задают родители логопеду.
Как проверить профессионализм логопеда?
— Когда специалист может помочь ребенку справиться с нарушениями речи, а когда — нет? Как определить, что проблема нерешаема и перестать досаждать ребенку упражнениями?
— Нельзя сдаваться и опускать руки. Помогают тем семьям, где есть железная воля и упорство родителей. Сам ребенок не может организовать себе занятия.
В детстве я часто ездила к бабушке в деревню. У бабушки была сестра. Во время своей беременности она упала с воза и сильно ударилась животом, ребенок родился больным. Не знаю, это семейная легенда или именно так всё и было, но Володя, ныне уже покойный, был из тех, кого беззлобно называют деревенскими дурачками. Он не говорил, если не считать пяти — десяти слов. Как профессионал я теперь понимаю, что Володе можно было помочь, если бы с ним занимались развитием речи в детстве. Но тогда это было невозможно, и родители, наверное, приняли случившееся как судьбу.
В институте нас учили: «любого ребёнка вы должны тянуть в норму». Конечно, не все, в силу тяжести проблемы, смогут дотянуть, но мы должны создавать все условия.
— Бывает, что один специалист помогает, а другой – нет. Как родителям правильно выстроить «маршрут» при поиске подходящего логопеда?
— Профессионализм – это моя больная тема. Я преподаю в университете и знаю, что вузы «трясёт» давно. Пересмотрены программы, сокращены часы преподавания. Но самая большая проблема, на мой взгляд, это заочная форма обучения логопедов, когда на практику отведено непозволительно мало времени. Клинические случаи, конкретные кейсы коррекции и обучения — это невозможно «пройти» самостоятельно.
Давайте попробуем дать конкретные советы по поиску логопеда:
Образование специалиста. Это диплом о высшем специальном (дефектологическом) образовании, лучше очной формы обучения.
Повышение квалификации и дополнительное образование. Например, если специалист позиционирует себя как профессионал в области коррекции речи детей с аутизмом, то он обязан знать АВА терапию. Если занимается коррекцией дизартрий (нарушением произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата – прим. Ред), то необходимы знания для проведения логопедического массажа, умение работать с просодикой (интонационно-выразительной окраской речи – прим.Ред.).
Преемственность: у кого логопед учился. Учитель должен быть уважаемым в профессии человеком. Конечно, хорошо иметь и обратную связь: знает ли учитель этого специалиста, ведь ученик — это «штучная» работа. Например, я ученица Марии Фёдоровны Фомичёвой.
В каких учреждениях работал специалист, и где работает сейчас. Есть так называемые «брендовые» места, которые позволяют судить о статусе. Правда, нужно еще спросить, как долго там человек проработал.
Следует задать конкретные вопросы по вашей проблеме. Например, умеет ли специалист работать с неговорящим ребёнком и какие системы работы знает. В логопедии, как ни странно это прозвучит, не существует методики работы с алалией. Есть методы, приемы, подходы, связанные с конкретными именами, но методики до сих пор нет. Важно, чтобы специалист не только назвал фамилии, но и рассказал, что именно он собирается делать.
Важно, сколько детей было в его практике. С малышом может заниматься и начинающий логопед, но родитель имеет право знать, что его ребёнок – профессиональный старт. Обычно такой специалист взамен предлагает старательность.
Логопед обязан дать прогноз и назвать количество необходимых занятий. Конечно, при сложных речевых нарушениях сделать это сразу не получится, но можно поставить промежуточные цели. Родителей не должен устраивать ответ «посмотрим, как пойдёт». Я обычно говорю: дайте мне несколько занятий, чтобы определить, как ребёнок со мной будет взаимодействовать. Ребёнок, как и взрослый, может быть не выспавшимся, взволнованным, «не в настроении» и т.д. А на следующем занятии всё будет по-другому: выспался, не капризничал, был сыт и работоспособен.
Важны профессиональные междисциплинарные связи – с кем сотрудничает логопед. Когда у ребёнка сложный диагноз, то важен комплексный подход в коррекции.
— Бесплатно консультацию логопеда можно получить только в детском саду или поликлинике. Как Вы оцениваете квалификацию логопедов, работающих в этих учреждениях?
— Бесплатные консультации есть только в государственных учреждениях, но там же могут быть и платные, сейчас это разрешено. Что касается квалификации, то она, как и совесть, или есть, или ее нет. Само учреждение ни при чём.
Мне кажется, проблема в формальном подходе к работе контролирующих органов, который сводится к проверке документации. Проблема еще и в том, что практически нет профессиональных ассоциаций. В профессиональном пространстве нет секций, круглых столов. А если есть, то они только платные. Вот здесь и ответ. Основной критерий – совесть специалиста. Только он сам, заплатив, может пойти и научиться — или купить сертификат, не обучаясь. Выбрать тему для самообразования и оттачивать мастерство — или остановиться на достигнутом.
Каковы квалификация и опыт логопеда?
Наверное, с этого вопроса вы начнете общение с незнакомым логопедом, которого вы нашли сами.
Хорошо, если логопед сам предложит посмотреть копию своего диплома с квалификацией «Учитель-дефектолог, логопед».
Еще лучше, если есть возможность ознакомится с его профессиональным портфолио, при изучении которого нужно обратить внимание на то, как часто специалист проходит курсы повышения квалификации. Это показатель того, развивается ли человек профессионально, стремится ли он улучшать результаты своей работы.
Об очень конкретном
— Какие существуют современные эффективные способы коррекции дизартрии, дислалии, заикания, алалии, афазии и т.п., помимо занятий с логопедом?
— Способов три: медицинский, психолого-педагогический и аппаратный (немедикаментозный). Важен подбор методов работы по разным направлениям.
Для коррекции дислалии (нарушении звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата, проявляющееся в искаженном произнесении звуков, в заменах звуков или их смешении – прим. Ред.) достаточно знаний и умений логопеда. Логопед, который занимается дизартриями (нарушением произносительной стороны речи, обусловленным недостаточностью иннервации речевого аппарата — прим. Ред.), ринолалиями (нарушением тембра голоса и звукопроизношения, обусловленным анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата (врожденными расщелинами нёба) – прим. Ред.), заиканием, обязан знать приёмы логопедического массажа. При дизартрии необходимо, кроме классических приёмов по постановке звуков, работать с нормализацией мышечного тонуса, просодическим компонентом, дыханием. Для заикающегося ребёнка нужен общий и логопедический массаж по расслабляющемуся типу.
При дизартрии и заикании важно работать над постановкой длительного ротового выдоха и постановкой диафрагмального типа дыхания. Эта функция хорошо тренируется и стабилизируется на аппарате БОС-логотренажёр, ребёнок сам контролирует процесс.
На коррекцию нарушений речи направлен также очень большой блок физиотерапевтических процедур: амплипульстерапия, лазеротерапия, транскраниальная микрополяризация.
Речь требует качественного слухового восприятия и «фонематического слуха». С 1940 года существует слуховая терапия по методу Альфреда Томатиса. Более современный способ — компьютерная коррекционная речевая программа Fast ForWord, она развивает фонематический слух, концентрацию внимания и когнитивные функции.
Речь – координированный двигательный акт. Поэтому важно проводить не только логопедический, но и лечебный массаж, ЛФК, мозжечковую стимуляцию (упражнения в балансе), использовать БОС-миотренажёр.
Что касается занятий дома с родителями, то тут мы больше должны говорить о сотрудничестве логопеда и семьи. В трио: специалист-родитель-ребенок должны хотеть заниматься двое. Специалист априори хочет помочь. Если не хочет ребёнок, то профессионализм специалиста и любовь мамы помогут включить его в занятия. Если мама не участвует, то время на коррекцию растягивается.
Очень важно, чтобы родители с ребёнком много читали, играли и выполняли задания разных специалистов. Если мама берет на себя функции профессионала, то это чаще всего происходит тогда, когда она получает дополнительное образование (логопеда или психолога), либо в случае, когда по месту жительства нет конкретного специалиста.
Как связаны психика и речь?
— С какими психологическими особенностями ребенка могут сочетаться нарушения речи? Как это влияет на работу логопеда?
— Психологические проблемы возникают у совершенно разных людей, и запускают их отнюдь не речевые проблемы. Но вторичные факторы, связанные с речевыми нарушениями, могут иногда коррелировать с особенностями психологии.
Например, ребёнок при ринолалии много времени проводит в стационарах: операции, реабилитация. При этом нарушается процесс его социализации. Но я знаю огромное количество детей и взрослых, которые не испытывают никаких коммуникативных проблем из-за особенностей звучания голоса или следов перенесённых операций. В детстве у меня был такой друг, который вырос и стал успешным в бизнесе. Это касается и людей с заиканием, дизартриями. Если человек — душа компании, то заикание этому не помешает.
В случае речевого негативизма (отказа говорить – прим.Ред.) очень важно, как принимает ребёнка семья. Какие бы конфликтные ситуации не возникали «в песочнице», мама должна всегда быть на стороне своего ребёнка.
Что касается работы логопеда, то его компетенции позволяют учитывать любые особенности ребёнка, и психологические в том числе. Логопед обязан уметь увлечь, организовать игру, переключить. Сейчас малыша уже трудно заинтересовать картинками, вырезанными в прошлом веке и наклеенными на серый картон. Для занятий с детьми требуется знание и умение использовать компьютерные обучающие программы, сенсорные игры, современные девайсы, всякие хитрости, специально организованное особое рабочее пространство.
— Если у ребенка была дислалия или другие отклонения в развитии речи, это значит, что в дальнейшем ему будет трудно учить иностранные языки?
— Никаких ограничений и особых трудностей в изучении любого другого языка нет. Даже общее недоразвитие речи (ОНР) не является препятствием для этого. Мой опыт работы показал, что детям с ОНР в школе иностранный язык (английский, немецкий, французский) даётся проще, чем письменный русский.
У нас много общего в организации фонетической системы, звуки различаются по бинарным оппозициям (глухости — звонкости, твёрдости – мягкости и т.д.), а значит, и в устной речи, и на письме могут быть их замены.
На что обращать внимание при выборе
Следует смотреть на следующее:
- Наличие высшего образования. У дефектолога должен быть диплом, подтверждающий, окончание соответствующего университета и возможность работать с детьми.
- Стаж. Важный критерий. Однако порой начинающие логопеды разбираются в своей специальности лучше опытных.
- Методика. У эксперта есть специальные методики, которых он придерживается, чтобы помочь малышу восстановить речь. Подбирать их нужно в индивидуальном порядке, порой совмещается несколько методик.
- План работы. Уточните у педагога, как будут проводиться занятия. Он обязан рассказать, что запланировано. Можно попросить эксперта, чтобы он сказал названия используемых книг и пособий.
Про нарушения письменной речи
— Каковы самые распространенные причины нарушений письменной речи, таких как дислексия и дисграфия?
— Самая популярная дисграфия – это нарушение языкового анализа и синтеза и акустические проблемы. Не последнюю отрицательную роль здесь выполняет фонематический метод обучения, который выбран за основу изучения грамоты в последние 20-30 лет.
Дети пропускают буквы и слоги, заменяют близкие по звучанию звуки. Многие авторы считают, что у детей нарушен фонематический слух. Но не может быть нарушение поголовным. При такой логике слабослышащие дети никогда не научились бы читать и писать.
При дислексии кроме основных симптомов нарушения (анализ и синтез, фонематический слух) чаще всего проблемой является скорость и способ чтения. Даже если дети не допускают ошибок, но читают медленно и по слогам, «угадывая» окончания слов и фраз – это дислексическое нарушение.
Самое важное – ребенок старался
– Если родители вроде бы довольны, видно, что действительно их «логопедический» ребенок делает какие-то успехи, старается, а учителю кажется, что ребенок слаб, и он продолжает ставить тройки?
– Это, конечно, плохо. Самое важное – ребенок старался. Он же не на тройку старался. Так за старание и стоит поставить оценку. Не случайно, например, в музыкальных школах есть минусы. Например, ставят пять с тремя минусами. Эти минусы – степень градации успеха. А иногда можно ничего не поставить. Старался, и хорошо, и молодец. Потому что, если человек старается, его за старания нужно поощрять.
Система поощрений должна быть гибкой. У нашего центра большой опыт работы с детьми с аутизмом. На занятиях их не поощряют только за конечный результат. Когда он еще будет!
Поощрение от учителя может быть и словом за какое-то конкретное маленькое задание: «Где ты старался, давай я посмотрю». Я говорю школьникам: «Давай выберем три самые лучшие буквы и поставим им плюс». Или: «Давай для папы напишем. Ведь для папы мы будем стараться».
Можно ставить конкретную задачу: «Давай ты будешь сейчас писать текст на память». И не смотрим ошибки, а ребенок рад, он же успел. Про ошибки будем говорить потом, в другом задании.
Когда я работала школьным логопедом, поощряла детей за маленькие фрагменты работы. Я им говорила: «Вся работа не очень получилась, я оценю только вот это упражнение, и здесь ты сделал все просто замечательно!» Мне кажется, такой подход разумен.
– А родителям ребенку предлагать какие-то материальные бонусы можно за занятия?
– Конечно! Просто все поощрения нужно продумывать. Для кого-то это поощрение, а для кого-то это совсем не поощрение.
Я иногда задаю родителям вопрос: «Что для вас будет поощрением?» Умные и быстрые отвечают: «Деньги». Это естественно, взрослый человек хочет деньги, потому что на них он может купить любое свое поощрение. Детям сложно. Детям нельзя как-то так напрямую.
Хотя в моей жизни была такая история, когда мама у меня, ученицы четвертого класса, решила спросить, знаю ли я природоведение. И я ей все рассказала, ответила на все ее вопросы и получила в награду металлический рубль. Это был предел мечтаний, потому что рубль – это очень, очень много. На рубль можно было купить много мороженого, например. Мама никогда не баловала деньгами, все исчислялось 20 копейками на пирожок и чай, условно говоря. А тут подарен рубль. Этот пример как раз – об индивидуальном подходе.
Поэтому кому-то подойдут смайлики, флажки, плюсики как поощрение, кому-то – конфетки. Мы в центре детей поощряем – конфетку, печенье разрезаем на кусочки и за небольшое выполненное задание, часть задания – микропоощрение: «Ты справился!»
– А если учитель ставит тройку, думая, что так ребенок получит мотивацию учиться лучше?
– Прямо так и хочется сказать: а можно уйти от этого учителя? По-моему, перепутаны понятия мотивации и поощрения, вернее даже наказания. Оценка в данном случае не мотивация, а наказание.
При обучении не работает наказание, только поощрение за любой успех, даже минимальный.
Нужно такого учителя как-то подталкивать в сторону чтения книг по бихевиоризму, изучению поведения людей. Если ребенок учился, его нельзя за это наказать. Наказание за проступок, а не за обучение.
– Как вообще ребенка мотивировать? Вот он пишет с ошибками, считает с ошибками, и его это не волнует. Как объяснить, для чего исправлять ситуацию?
– Привык. Видимо, его поставили в такую ситуацию, что он уже перестал за это переживать. Ошибок много, они нарастают. Должны быть виды работ, в которых не будет ошибок. Например, задание: просто списывать текст. Не аккуратное списывание, не грамотное письмо, а только списывание. Или диктант и только диктовка на скорость. И оценка за скорость. А у нас же сразу несколько: мы и диктуем быстро, и ставим оценку за грамотность, да еще и аккуратность. А если сочинение, то еще и за эстетику, за лирику и за ошибки. Поэтому это не подойдет такому ребенку. Надо ему показать, что он может, что он справляется.
Когда ты начинаешь заниматься с такими детьми, они сначала тебя «ненавидят»: ты заставляешь их делать то, что они делать не любят. Я обычно вкрадываюсь в доверие к ребенку и говорю: «Я тебя научу так, что будет не страшно. Точно не страшно».
Очень часто даю не весь текст проверять, а выбираю пару предложений и говорю, что в них ребенок допустил ошибку. Ставлю точку на полях – на строчке есть ошибка. Это уже не очень страшно, ведь не весь текст. И ребенок с ходу мне находит эту ошибку. «Ничего себе, почти не проверяя, «видишь» ошибки, отлично просто!» И он горд, что все быстро получается и при этом я его не ругаю за исправление, как обычно ругают за допущенные ошибки, а хвалю.
– Все логопедические проблемы должны быть к какому классу решены?
– Все? Следы многих сложных системных нарушений могут оставаться на всю жизнь. Если речь в целом к школе была сформирована, а уже в 1-2-м классе появились нарушения письма и чтения, то желательно к концу начальной школы закончить коррекцию. Если должную помощь ребенок в начальной школе не получал, а проблемы сохранились, то к логопеду можно будет обращаться на протяжении всего времени обучения в школе. Давайте я перечислю оптимальные сроки коррекции.
Итак, если в процесс включены трое: мама, ребенок и специалист, то при условии, что у ребенка 4-5 по математике, за год нарушения письменной речи можно исправить. Если специалист трудится без помощи родителей, то за два года. Если когнитивные функции у ребенка снижены, то процесс растягивается на долгие годы.
Области риска
— Как родители могут обнаружить проблему до того, как на нее укажет учитель?
— Есть так называемые группы риска: дети с перинатальными и натальными патологиями, дети с отставанием в речевом развитии, с задержкой психического развития, с выраженным отставанием формирования графических навыков, дети-билингвы, переученные левши.
Что делать родителям? Если у ребёнка есть речевое отставание до школы, то его нужно исправить, или, если это невозможно, то минимизировать. Не обучать детей слишком рано читать, потому что у них не сформировано селективное внимание, без которого невозможно чтение и письмо, а также не сформирована произвольность, память и речь.
Проблемы памяти – это результат сверхраннего обучения, потому что создаётся система неадекватных требований.
Вовлечение новых мозговых структур в организацию внимания начинается только в 6-8 лет, когда активно начинают созревать лобные доли и формироваться эффективные зрительные дифференцировки. Если же ребёнок начинает читать рано, то у него формируется неадекватный механизм чтения, при котором воспринимается несколько букв и взгляд убегает, а потом много раз возвращается. Формируется так называемое «угадывающее чтение».
Когда проблема обнаружена, то нужно идти к специалистам: неврологу, психологу и логопеду. Они предложат медикаментозную поддержку, методы и способы коррекции, посоветуют современные методы реабилитации.
— Дислексия и дисграфия корректируются, или ребенку придется просто приспосабливаться и как-то обходить возникающие при чтении и письме трудности?
— Если дислексия или дисграфия — это самостоятельное нарушение, без сочетанных проблем и вторичных нарушений в виде сохраняющихся проблем с речью, когнитивных трудностей, то они прекрасно поддаются коррекции. Важно вовремя начать.
В моей практике был ребёнок, у которого до школы отмечались речевые проблемы, они были скорректированы, в начальной школе он справлялся с программой, особенно хорошо успевал по математике. Но к средней школе, за счёт усложнения словаря и увеличения объёма заданий, начались серьёзные проблемы, сформировалась стойкая нелюбовь к предмету «русский язык».
Трудности проявлялись в следующих случаях: при подборе проверочных слов; при овладении морфемным анализом слов; при дифференциации приставок и предлогов; при выделении и дифференциации по значению словообразующих и формообразующих морфем. Когда мы в процессе коррекционных занятий достигли успеха, ребенок пришел к выводу, что русский язык не такой уж и сложный, у него улучшились оценки.
Но есть и те, кто просто приспосабливается, всячески избегая письменной речи.
Ребенку нужно дать освобождение, как от физкультуры
– Получается, что ребенок с логопедическими школьными проблемами находится в состоянии стресса. Стресс в школе, ведь не получается, да и учитель не всегда понимает, почему. Кроме школьных занятий – занятия с логопедом, порой – невролог дает какие-то упражнения.
– Механизмы поддержки такого ребенка существуют. Проведу параллель. Например, ребенок сломал ногу и у него – освобождение от физкультуры. Ведь никто же его на занятия не зазывает и два за несдачу нормативов не ставит. А вот почему-то логопедические ошибки и сложности в учебе не трактуют как нарушение или патологию, которая требует в каком-то смысле снисхождения. Нужно, чтобы учитель проявил не то что толерантность, а просто общечеловеческую мудрость.
Вот пришел в класс ученик, и он сам по себе прекрасен. И ничего в нем необычного нет. Такой, как и все. Но у него наметилась проблема в виде нарушения письма, дисграфии, потому что до школы это был «речевой» ребенок, или не успел за общим темпом развития, или не уложился в отведенные рамки для усвоения письма.
Отчего бы ему просто все эти ошибки временно не считать как одну? Или вообще не считать их за ошибки. Дать освобождение, как от физкультуры. Он же все равно ходит на уроки, обучается, занимается. И не говорить все время: «Пока я тебя терплю, а придет время, я тебя накажу, если не исправишься!» Если уж мы беремся помогать, то надо помогать до конца.
В конце концов, мы пишем, читаем, считаем для того, чтобы получать информацию, а не для того, чтобы сказать: ошибка, не ошибка. Поэтому надо ребенку помогать. И за каждый, любой минимальный его личный успех хвалить.
Со мной занимался мальчик, который говорил: «Учитель никогда не увидит то, на что я способен, потому что он привык, что я всегда делаю ошибки. С вами же я занимаюсь, и у меня все получается». Я предложила маме: «Попроситесь к этому учителю на дополнительные занятия, чтобы он, наконец, посмотрел на ребенка пристальнее, не на фоне общей успеваемости, а его личных успехов». После дополнительных занятий учитель сказал: «А ты, оказывается, не дурак!»
– Что опасно пропустить в начальной школе? Что важно не упустить?
– В начальной школе нужно только три навыка: читать, писать и считать. Точка. Больше ничего. И надо, чтобы этому учила хорошая учительница. Потому что, если учительница сложная, она закладывает испуг и нежелание учиться на весь последующий период. Учительница должна нравиться.
Влиять на микроклимат в классе должен учитель, чтобы детям было комфортно.
Все родители стремятся к тому, чтобы учитель был самый сильный, самый умный. Когда родители выбирают школу для ребенка, то нужно обращать внимание не только на то, «сильная» учительница или нет, но и на то, подойдет ли она ребенку. Вообще абсолютно все вспоминают ДОБРЫХ людей и добрых учителей, нравственные вещи прививаются хорошими людьми. Насколько учительница требовательная, готова ли дифференцированно оценивать ребенка. Ребенка с раннего детства оценивают, но в школе это достигает апогея.
Я могу на эту ситуацию посмотреть как бы со стороны, потому что когда я работала школьным логопедом, то видела, как дети тянутся к тем учителям, которые умеют поделиться, могут разрешить сложную ситуацию в игре.
Все дети любят молодых и красивых, и тех, кого можно взять за руку и идти с ней в паре в столовую, не боясь, что она закричит «встань в строй». И все за эту руку борются.
И может быть, эта учительница не самая титулованная, но она может спокойно объяснять материал и ставить адекватные оценки. А в классе – нормальная, здоровая обстановка.
Вот многие говорят, что современные дети жестокие. Конечно, будут жестокие, если учительница станет кричать: «Чем бегать, где-то тренировать ноги, ты уже давным-давно должен был математику учить». Ну кому это понравится? Если про ребенка, наоборот, скажут: «Ребята, смотрите, какой он мальчик. А он у нас умеет рисовать», – ребенок раскроется навстречу. Это же все очень просто организовать и у каждого ученика найти и выделить его сильные стороны, способности.
Я всегда делала ставку на хулиганчиков. Если их привлечешь к себе, то микроклимат сформируется правильно. Мне всегда нравились именно неординарные дети, и не важно, с особенностями они были или нет. Разные дети встречаются в практике: ребенок-ребус, к которому нужно найти ключик, или ребенок-неудачник, который как магнитом притягивает проблемы, попадает в нелепые ситуации, или такой «колючий ежик», все его уже обидели, он защищается.
Ты видишь, что ребенок требует твоего внимания, ему нужна поддержка, похвала, интересное поручение, и тут даже уже не в дисграфии дело, а просто если человека поддержать, все идет по-другому, другой эмоциональный настрой.