Оратор и его аудитория. Подготовка речи и публичное выступление

Главная цель любой речи, а, следовательно, и любого оратора, — оказать на определенный круг слушателей то или иное воздействие, донести до них конкретную мысль и, как правило, получить необходимую отдачу. При этом риторика настолько гибкая, что действует по-разному в руках каждого отдельного оратора. Данная статья рассматривает несколько классификаций, раскрывающих типы ораторов.

Искусство красноречия, или риторика, почитается с давних времен, и уже сегодня никто не станет отрицать силу слова. Риторика, как и любой другой вид искусства, не однородна и оказывает разный эффект в зависимости от того, какой тип ораторов к ней обращается.

Классификация по Цицерону

Цицерон одним из первых предложил свое разделение ораторов на три типа, согласно тому, чем они пользуются для убеждения публики, — четко выстроенными рассуждениями или эмоциональным воздействием.

Первый тип

Первый тип ораторов по Цицерону отличается скромностью и сдержанностью. Их речь кажется стройной и логичной и, будучи по сути своей монологом одного ритора, тем не менее, напоминает диалог двух интеллектуалов: оратора и его публики. Такой эффект живого общения достигается за счет активного использования риторических вопросов и вопросно-ответной формы общения.

Сила убеждения такого автора заключается в его способности рассуждать и делать определенные выводы. Донося до аудитории сложные вещи простым языком и раскрывая очевидное, оратор располагает к себе слушателей. Как правило, их подкупает рациональность суждений автора, его холодный расчет по отношению к тому, о чем он ведет речь.

В данном случае есть и свои недостатки: риторам первого типа достаточно сложно сделать сухую речь, лишенную каких бы то ни было эмоций, живой. Человек устроен так, что после первых 20 минут восприятия информации внимание становится более рассеянным, появляется скука. Именно поэтому монотонная речь сдержанных ораторов вызывает у многих слушателей сонливость.

Второй тип

Второй тип является своеобразной противоположностью первого и строится на эмоциональной подаче информации. Автор такого типа по-своему вспыльчив, импульсивен и «горит» той идеей, которую он пытается донести до своей публики. Такие люди притягивают к себе внимание и держат в напряжении от начала речи и до самого ее конца.

Оратора захватывают собственные чувства и не столько желание, сколько жажда раскрыть публике глаза на то, что ясно видит сам оратор. Из-за своей горячности он упускает из виду одну важную деталь, а именно – структуру речи. Как правило, речь таких ораторов при всей своей пышности и торжественности достаточно сбивчива и непоследовательна, что вызывает вполне понятные сложности при восприятии.

Кроме того, ритор, бросающий слушателя с места в карьер своими бурными высказываниями, рискует выглядеть не просто странным, но даже пугающим и безумным.

Третий тип

Третий тип ораторов по Цицерону умеренный и располагается между двумя крайностями: слишком сдержанным первым типом и чрезмерно импульсивным вторым. В доступной и привлекательной для публики речи всего должно быть в меру, начиная с логически выстроенной структуры и заканчивая эмоциональным посылом оратора.

Разумно сочетая качества первых двух типов, можно получить идеального оратора, владеющего своей речью и умеющего воздействовать не только на разум, но и на чувства слушателя.

Учебные материалы

Слово «оратор» появилось в русском языке в начале XVIII столетия, а более широкое распространение получило в первой трети XIX века.

Оно происходит от латинского слова orare, что в переводе означает «говорить». Близкие ему по значению слова и словосочетания вития, краснослов, речистый человек, мастер говорить подчёркивают, что оратор – это человек, умеющий говорить красно, т.е. красиво, образно, выразительно.

Сегодня под словом «оратор» мы понимаем, во-первых, лицо, профессионально занимающееся искусством красноречия; во-вторых, лицо, произносящее речь, выступающее, говорящее перед аудиторией, а также человека, обладающего даром произносить речи. Сам термин «оратор» не имеет качественной характеристики, поэтому нуждается в дополнительных определениях: хороший оратор, плохой оратор, выдающийся оратор, блестящий оратор.

Каждый выступающий имеет свои индивидуальные особенности, которые влияют на стиль речи, проявляются в манере выступления. Поэтому теоретики ораторского искусства издавна выделяли разные типы ораторов. Так, Цицерон называл три типа. К первому типу он относил «велеречивых, с возвышенной силой мысли и торжественностью выражений». По его мнению, это ораторы «решительные, разнообразные, неистощимые, могучие, во всеоружии готовые трогать и обращать сердца». Ко второму типу принадлежат ораторы «сдержанные и проницательные, всему поучающие, всё разъясняющие, а не возвеличивающие, отточенные в своей прозрачной и сжатой речи». Третий тип ораторов Цицерон охарактеризовал как «средний и умеренный род, не применяющий ни тонкой предусмотрительности последних, ни бурного натиска первых».

К современным ораторам предъявляются определённые требования. Человек, выступающий с трибуны, должен быть высоконравственной личностью, ведь его слово может оказать влияние на судьбы людей, помочь им принять то или иное решение в жизни. Речи оратора должны быть направлены на достижение нравственных целей, вызывать у слушателей добрые чувства и намерения.

Оратор должен быть человеком эрудированным, т.е. начитанным, осведомлённым в области науки и техники, литературы и искусства, разбираться в политике и экономике, уметь анализировать события, происходящие в стране и за рубежом. Он обязан хорошо знать предмет своей речи, только тогда он может рассчитывать на внимание и уважение слушателей.

Чтобы выступать публично, оратор должен обладать рядом специальных навыков (навык отбора литературы, навык изучения отобранной литературы, навык составления плана, навык написания текста речи, навык самообладания перед аудиторией, навык ориентации во времени) и умений (самостоятельно подготовить выступление, доходчиво и убедительно излагать материал, отвечать на вопросы слушателей, устанавливать и поддерживать контакт с аудиторией).

Слово «аудитория» имеет прямую связь с латинскими словами audire «слышать» и auditor «слушатель». Аудитория определяется как пространственно расположенная группа людей, объединённых интересом к предмету высказывания и взаимодействующих с оратором и друг с другом в процессе восприятия речевого сообщения. Это сложная социально-психологическая общность людей с своеобразными особенностями коллективных переживаний.

Хорошее знание аудитории, в которой предстоит выступать, умение учитывать её состояние и настроение позволяют оратору лучше подготовиться к выступлению, установить контакт со слушателями, добиться успеха в общении.

К основным характеристикам аудитории относится прежде всего степень её однородности / неоднородности, которая определяется социально-демографическими признаками слушателей. К ним относятся: национальность, пол, возраст, образование, профессиональные интересы, жизненный опыт и т.п. Чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция слушателей на выступление, тем легче выступать оратору.

Существенный признак аудитории – количественный состав слушателей. Поведение слушателей и их реакции в большой и маленькой аудитории различны: большая аудитория не предназначена для дискуссионного обсуждения вопросов, в ней трудно использовать аргументы, уместные и понятные для всех присутствующих. В маленькой же аудитории от оратора ждут не длинного монолога, а живого, непосредственного диалога, умения вовлечь в разговор всех присутствующих.

Для аудитории характерно и чувство общности, которое проявляется в определённом эмоциональном настрое слушателей. Одни из них бессознательно повторяют действия окружающих (заражение), другие осознанно воспроизводят образцы поведения рядом сидящих (подражание), на третьих оказывают влияние мнение и поведение большинства присутствующих (конформизм). В результате действия этих механизмов в аудитории создаётся общий настрой, который существенно влияет на установление контакта между оратором и аудиторией.

Важная характеристика аудитории – мотив действия слушателей. Психологи выделяют три группы мотивов: мотивы интеллектуально-познавательного плана (слушателю интересно, он хочет расширить свои знания), мотивы морального плана (слушатель обязан присутствовать), мотивы эмоционально-эстетического плана (оратор доставляет удовольствие).

Итак, говоря об ораторе и его аудитории, мы подразумеваем участников речевого общения, успешность сотрудничества которых зависит и от говорящего, и от слушателя. Но в центре внимания оказывается оратор, который должен соответствовать риторическому идеалу. Под риторическим идеалом понимают гармонию взаимоотношений оратора и аудитории. Такой идеал воплотили в себе Демосфен и Сократ, Платон и Цицерон, Ломоносов и Ключевский, Кони и Плевако, Сахаров и Лихачёв и др.

Важнейшее условие эффективности ораторской речи – это контакт с аудиторией, который возникает на основе совместной мыслительной деятельности оратора и слушателя. На установление контакта способствует ряд факторов: актуальность обсуждаемого вопроса, личность оратора, особенности аудитории.

Существуют некоторые правила произнесения речи:

– говорить достаточно громко, чтобы все присутствующие могли хорошо слышать оратора;

– избегать монотонности, попеременно повышая или понижая голос;

– не говорить слишком быстро (скороговоркой) или, наоборот, слишком медленно – следует замедлять или ускорять темп речи в зависимости от её содержания, придерживаясь в основном среднего темпа;

– не переводить слишком громко дыхание;

– делать время от времени логические, оправданные паузы, особенно после важной информации, предоставляя слушателям возможность глубже осознать её и подчёркивая её значимость;

– не вытирать постоянно лицо платком;

– не злоупотреблять жестами, используя их в основном лишь в эмоциональных местах речи;

– не демонстрировать слишком обильную мимику, а также не допускать её полного отсутствия;

– не расставлять широко ноги, не переступать постоянно с ноги на ногу, не стоять на одной ноге;

– не смотреть постоянно в одну точку или на потолок, а равномерно обозревать всех своих слушателей;

– не расхаживать перед аудиторией.

Наряду с соблюдением указанных правил необходимо стараться избегать типичных недостатков ораторской речи. К ним относятся:

Бедность словаря. Выступающий постоянно повторяет многие слова в своей речи. Это свидетельствует о слабой образованности и низком интеллектуальном уровне оратора. Словесное однообразие, банальность стиля наводят на мысль, что и содержание речи тоже банально.

Стилевое несоответствие. Следует помнить, что о предметах разного духовно-нравственного достоинства нужно говорить, используя разные стили, т.е. о делах ничтожных нельзя говорить высоким стилем, о важных – низким, о печальных – весёлым.

Длинноты. Слишком длинные замысловатые рассуждения, доказательства, описания подлежат сокращению, а сложные предложения, состоящие из 4-5 и более простых предложений, – разбивке на 2-3 предложения.

Излишняя краткость. Оратор, опуская какую-то информацию, что-то необоснованно не договаривая, делает своё выступление не совсем понятным для слушателей. Излагая ключевые мысли, рассуждая, оратор должен дать пояснения, подчеркнуть суть своих высказываний.

Неясность речи могут вызвать и малоизвестные иностранные слова, и узкопрофессиональные термины, и устаревшие слова. Если их избежать нельзя, нужно кратко объяснить их значения.

Момент неблагозвучия. Необходимо избегать многочисленных звуковых заполнителей пауз – слов-паразитов, повторов слов, не несущих информации.

Основные виды аргументов > Русский язык и культура речи >

Классификация по С.Ф. Ивановой

Согласно мысли педагога, лектора и автора многочисленных работ по риторике С.Ф. Ивановой, человек проявляет себя в ораторском искусстве в зависимости от того, к какому типу личности он относится. Так, С.Ф. Иванова рассматривает в своей классификации следующие типы ораторов.

Эмоционально-интуитивный

Данный тип личности соотносится со вторым типом по Цицерону. Так же, как и у Цицерона, эмоционально-интуитивный оратор овладевает вниманием публики при помощи страстной и экспрессивной речи, богатой ироничными замечаниями, злободневными шутками, яркими сравнениями и лирическими отступлениями.

Ораторы этого типа зачастую выглядят немного эксцентрично из-за особенностей поведения за трибуной. Опасность для таких авторов заключается в том, что их сумбурная речь выглядит для многих слушателей пустой болтовней и, следовательно, не получает необходимого серьезного отношения со стороны аудитории и ее отклика, что, собственно, и является целью любого высказывания. Для того чтобы оставаться не только оригинальным автором, но и востребованным, ораторы этого типа проводят особую работу над своей речью.

Такие авторы обычно готовятся к выступлениям в два этапа. Для начала они записывают свою речь в том виде, в каком она исходит от сердца со всеми эмоциональными выражениями и отступлениями. На втором этапе происходит проработка полученного текста. Автор анализирует свою работу и отсекает лишнее. Во время самого выступления им рекомендуется иметь при себе четкий план, отражающий структуру речи, и предохраняющий от ненужных высказываний и затягивания выступления.

Рационально логический

Ораторы, относящиеся к рационально-логическому типу, ведут себя более сдержанно. Как правило, такие люди более молчаливы и не произносят пустых речей. Каждое высказывание является плодом долгих и глубоких размышлений. Такие люди склонны к постоянному отслеживанию и анализу всего происходящего вокруг, а также того, что происходит внутри самого оратора и его слушателей. Эта привычка к рефлексии рождает точно выверенные высказывания, лишенные при этом краски и особой «сочности», которыми должна обладать хорошая речь.

Как показывает первый тип ораторов классификации Цицерона, лишенная некоторой доли экспрессии речь становится практически безжизненной при всей своей логической красоте. Анализ ситуации и той речи, которая готовится по поводу этой ситуации, очень важны, как важна и структура выступления. Однако этого мало для того, чтобы «достучаться» до аудитории и получить ее отклик.

Именно поэтому, готовясь к выступлениям, этот тип много времени посвящает письменному редактированию своей речи в сторону ее обогащения различными художественными средствами наподобие метафор, сравнений, эпитетов, а также многочисленных афоризмов и пословиц.

Философский

Этому типу ораторов сложнее дать характеристику, так как они не относятся к той или иной крайности, но время от времени могут быть, то слишком последовательными, то, напротив, сбивчивыми. Как правило, люди этого типа несколько замкнуты и зациклены на интересующей их теме. Им нравится изучать объект со всех сторон, проводя немало времени в работе с архивами и общении с людьми, причастными или близкими к предмету изучения.

Такой автор обычно нечасто выступает на публике, но как оратор он характеризуется своим глубокомыслием и всесторонним анализом изучаемой проблемы. Риторам, представляющим философский тип, хорошо даются письменные рассуждения, потому письма единомышленникам или научные статьи, выходящие в свет из-под пера этих авторов, отличаются логичными рассуждениями и глубоким пониманием всего, что касается объекта изучения.

Публика любит и внимательно слушает таких риторов, благодаря их способности подавать информацию в умеренном стиле, сохраняя оригинальность своих суждений при достаточной образности речи.

Лирический или художественно-образный

Ораторы этого типа редко встречаются в чистом виде и обычно являются философами, увлекшимися лирическими рассуждениями. Ритор-лирик – творческая натура, которой, как и философам, свойственно глубокомыслие и склонность к постоянной рефлексии.

Главная особенность речи такого оратора – ее образность. Он мыслит не логическими структурами, а образными проявлениями окружающей действительности. Благодаря такому восприятию мира, ораторы лирического типа произносят речи, богатые метафорами, сравнениями, метонимиями, цитатами, пословицами, поговорками и другими средствами выразительности языка.

Список использованной литературы

Использованная литература

1. Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика: Учебное пособие. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2001. — 432 с.

2. Кохтев Н.Н. Риторика: Учеб.пособ./ -М.: Просвещение, 1994. -207c.

3. Михальская А.К. Русский язык: Риторика. 10-11кл. – М.: Дрофа, 2011. – 491с.

4. Стюард К., Уилкинсон М..Ораторское искусство (притворись его знатоком) . – СПб:. Амфора/Эврика, 2001 год. https://koob.ru

5. Сурин Н. Риторика: Учебное пособие. – М.:МГИУ, 2007. – 246с.

Похожие работы

тему «Определение целевой аудитории, особенности определения целевой аудитории в Интернет. Методика определения целевой аудитории и поиска ее в Интернет. Виды целевой аудитории в Интернет. Взаимосвязь целевой аудитории и типа рекламной кампании, используемых рекламных инструментов»
Межличностная совместимость, классификация типов межличностной совместимости
Черная риторика: основные проявления и причины. Манипулирование выступающим, основные признаки. Методы защиты оратора от манипулирования, черной риторики и т.п
Тема «маленького человека» в русской литературе
Оценки и анализ показателей финансовой устойчивости. Классификация типов финансовой устойчивости
1.Денежные агрегаты в России и США. 2.Коммерческие банки: понятие, функции, классификация типов. 3.Система органов управления финансами в РФ. 4. Ре
Классификация типов брака
«Тема «маленького человека» в русской литературе XIX века»
Образ «маленького человека» в русской литературе

Классификация по С.А. Минеевой

Первые два подхода к классификации типов ораторов основывались на психологических особенностях личности автора, в то время как третья классификация, предложенная автором многих книг по искусству риторики, С.А. Минеевой, обращается к тому, что оратор ставит во главе своего выступления: свою речь, аудиторию или самого себя.

Конструктивный

Конструктивный оратор расставляет приоритеты так, что на первом месте оказывается речь, именно поэтому такой автор много времени уделяет на формулировку тезиса своего выступления и того, каким способом наиболее эффективно донести его до аудитории.

Для авторов этого типа важно не просто произнести речь, а полностью раскрыть перед публикой проблему и рассмотреть все возможные пути ее решения. Им необходимо, чтобы после их выступления остался конкретный результат, который станет толчком к разрешению обсуждаемой ситуации.

Как правило, риторы конструктивного типа проводят кропотливую работу над своей речью, тщательно продумывая структуру выступления и избирательно наполняя ее языковыми средствами для установления необходимой связи между оратором и его аудиторией. Отдельное внимание уделяется подготовке убедительной аргументации в пользу предлагаемых решений.

Риторика в руках таких авторов становится настоящим оружием по достижению убеждения аудитории любыми доступными риторике способами.

Так, Аристотель писал, что риторика — это «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета».

Именно таким подходом к риторике пользуются конструктивные ораторы.

Популист

Популизм – яркий пример практически всех речей, произносимых политиками в период предвыборной кампании. Исходя из одной только этой мысли, можно догадаться, что оратор-популист ориентируется, в первую очередь, на привлечение массовой аудитории.

Как правило, речи таких ораторов – зеркальное отражение того, что желает услышать публика. Отсюда многочисленные предвыборные обещания, о которых оратор забывает после достижения своей цели. К слову, цель популиста – привлечение общественного внимания к определенной личности. Эта личность обычно выражается в образе героя (которым чаще всего является сам оратор или тот, за кого оратор агитирует) либо в образе врага, против которого необходимо объединиться под руководством образа героя.

Средства, которыми пользуется популист, обычно заключаются в обильной критике оппонентов, в обещаниях привести аудиторию к лучшей жизни, в ярком описании решений всех имеющихся в обществе проблем. Оратор-популист своими выступлениями создает имитацию бурной деятельности по восстановлению субъективной справедливости.

Популистские методы привлечения аудитории отличаются своей деструктивностью и, в отличие от созидательного призыва конструктивных ораторов к практическому решению проблем, создает лишь иллюзию разрешения наболевших вопросов, а свойственной им критикой и вовсе порождает в обществе негативное отношение к оппонентам, вплоть до конфликтов и столкновений.

Демагог

Для оратора этого типа риторика является способом самовыражения и привлечения внимания к самому себе, таким образом, в приоритете оказывается сам оратор.

Речь представителя этого типа ораторов отличается неточностью и обобщенностью формулировок, отсутствием ссылок на конкретные события и личности.

Как говорил римский ритор Квинтилиан, риторика – это «наука хорошо говорить», а ритор – «достойный муж, готовый к речи».

Именно это отличает настоящего демагога – он готов говорить в любой ситуации, по поводу и без повода.

В речи демагога отсутствует идея и цель. Как правило, такое выступление превращается в необдуманный поток общих фраз, лишенный какой бы то ни было конкретики.

Качества хорошего оратора

Независимо от того, какой тип представляет тот или иной оратор, ему необходимо обладать определенными качествами для того, чтобы быть достойным объектом внимания публики. К таким качествам можно отнести следующие:

  • начитанность и безупречное владение языком – неотъемлемое качество хорошего оратора;
  • оратор также должен быть внимательным и наблюдательным, так как для него важно фиксировать и анализировать изменения, происходящие в мире и в обществе. Кроме того,
  • важно подмечать перемены настроения в аудитории для того, чтобы уметь на нее воздействовать;
  • смекалка и умение логически мыслить поможет оратору наделять свои речи рациональными суждениями и четкой структурой;
  • широкий кругозор и развитый интеллект необходимы автору для формулирования собственного мнения на основе изученных фактов и полученных данных;
  • умеренная экспрессивность необходима оратору для демонстрации личной заинтересованности в обсуждаемой теме и для эмоционального сближения с аудиторией;
  • оратору необходимо развивать личностные качества, чтобы выглядеть достойным человеком в глазах публики.

Талант красноречия не дается каждому от рождения, но, тем не менее, каждый человек за свою жизнь хотя бы раз выступает в роли выступающего, тем самым проявляя в себе качества тех или иных типов ораторов, что доказывает важность риторики в жизни всего общества.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]