Использование пиктограмм в работе с детьми с общим недоразвитием речи дошкольного возраста


Использование пиктограмм в работе с детьми с общим недоразвитием речи дошкольного возраста

богданова Александра

Использование пиктограмм в работе с детьми с общим недоразвитием речи дошкольного возраста

Использование пиктограмм в работе с детьми с общим недоразвитием речи дошкольного возраста.

Составители : Богданова А. С., Лущ Н. И., Субботина А. Б.

ГКУ ЦССВ «Школа циркового искусства имени Ю. В. Никулина»

Овладение словарем является важным аспектом развития ребенка. Нарушение в овладении лексической системой языка существенно затрудняет общение и сотрудничество ребенка со взрослыми и сверстниками, отрицательно влияет на формирование его познавательной деятельности, задерживает развитие как устной, так и письменной речи, служит препятствием для овладения школьной программой. Особое место для активного усвоения всех структур родного языка, в становлении и развитии лексикона принадлежит дошкольному возрасту. Вопросы развития речи, в том числе лексикона, детей дошкольного возраста раскрыты в работах М. М. Алексеевой, А. Н. Гвоздева, В. В. Гербовой, Ф. А. Сохина, Е. М. Струниной, Е. И. Тихеевой, В. И. Яшиной и др.

Исследователи отмечают, что для детей с общим недоразвитием речи (ОНР)
дошкольного возраста характерны существенные отклонения от нормально развивающихся сверстников, как в количественной, так и в качественной характеристике словарного запаса. У детей с ОНР отмечается бедность активного и пассивного словаря, неточное, недифференцированное употребление слов, расширение родовых понятий, недостаточная дифференциация обобщающих понятий, ошибки в соотнесении слов с конкретными и обобщающим значением.
В связи с этим, выбранная нами тема «Использование пиктограмм в работе с детьми ОНР дошкольного возраста» является актуальной.

Актуальность использования пиктограмм в работе с дошкольниками состоит в том что:

1. Пиктограммы облегчают детям с ОНР (общим недоразвитием речи)

овладение связной речью.

2. Пиктограммы используют естественные механизмы памяти, увеличивают объём памяти, развивают речемыслительную деятельность детей.

3. Использование метода пиктограмм повышает интерес к занятиям.

Пиктограмма- это рисуночное письмо, совокупность графических образов, которые человек придумывает сам с целью запоминания и последующего воспроизведения каких-либо слов и выражений.

Пиктограммы являются наглядным, демонстрационным материалом и каждому слову, словосочетанию соответствует своё изображение, отражающее основной отличительный признак. Такой метод позволяет детям гораздо быстрее запоминать новые слова и применять их в построении фразы и предложения. Дошкольники получают возможность не только слышать свою и обращенную речь, но и «видеть»

её.В своей деятельности мы реализуем следующие задачи:

1. Формирование фонетической стороны речи.

2. Развитие связной речи

3. Развитие высших психических функций, а именно коррекция внимания, памяти, зрительного восприятия.

4. Развитие творческих способностей и воображения.

5. Повышение мотивации на логопедических занятиях.

6. Адаптация в окружающей реальности.

С детьми дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи, работа проводится поэтапно:

1. Ознакомление ребенка со знаком символом и уточнение его понимания.

2. Установление связи между изображением предметов и их функций (предлагаем соединить пиктограмму-предмет с пиктограммой-действием: пирамидка- играть, ложка- есть, карандаш- рисовать).

3. Самостоятельное построение фразы путем выбора символов.

Метод пиктограмм можно использоватьв любой образовательной деятельности:

1. Формирование здорового образа жизни (физминутки)

.

2. Пересказ произведений.

3. Заучивание стихотворений, загадок.

4. Дидактические игры.

Пиктограммы к стихотворениям, рассказам и сказкам, загадкам хорошо использовать для развития связной речи.

В своей работе мы используем пиктограммы, детям это очень нравится и облегчает процесс запоминания нового материала.

Продемонстрируем заучивание стихотворения с помощью пиктограмм с примерами детских работ:

Тема «Весна»

Смотрит Солнышко в окошко

В гости к нам пришла весна

Мы захлопаем в ладоши

Очень ждали мы тепла.

Таким образом, пиктограмма создаёт образ, что важно для использования механизма зрительной памяти. Поэтому пиктограммы не только ускоряют запись, но и способствуют запоминанию материала, заставляют работать зрительную память и воспринимать не слова, а образы. Использование пиктограмм для формирования словаря- это современный, актуальный, доступный способ обучения дошкольников с ОНР, который делает возможным применение пиктограмм в качестве средства, облегчающего развитие речи, когнитивных функций, и сокращающего время изучения материала. Овладение приёмами работы с пиктограммами расширяет возможности коррекционно — образовательного процесса.У ребенка развиваются все анализаторы: зрительное, двигательная, слуховая. А так же формируется у ребенка навык составления описательного рассказа, происходит накопления пассивного, так и активного словаря. Развивается наглядно-образное мышление, символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчают процесс запоминания и увеличивает объём памяти Использование наглядности в методе пиктограмм позволяет задействовать наиболее эффективный для восприятия информации анализатор. У детей с ОНР – зрительная система принимает до 90% всей сенсорной информации, поступающей извне.

Используемая литература

1. Большова Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб. ,2005.

2. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. //М., Просвещение,1990.

3. Омельченко Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. Логопед. 2008.№4.

4. Лингвистический энциклопедический словарь (1990)

.

5. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. // М., Владос, 2003

С какого числа карточек PECS стоит начать?

У ребёнка, конечно же, не сразу появится целый альбом карточек PECS. Начинать стоит с одной мотивационной или двух карточек «да/нет». Если ребёнок все понимает и быстро поддается обучению, добавляется еще одна карточка – и постепенно их объём доводится до нужного размера.

Можно сделать карточки PECS по темам: «поездка к бабушке, «просмотр мультиков», «чистка зубов», «расписания дня», «карточки с нуждами» и т.д.

Все карточки для занятий должны быть в доступе, чтобы ребенок смог в любой момент ими пользоваться.

Что дети должны знать об эмоциях

К старшему дошкольному возрасту у ребенка уже сформировано представление об человеческих эмоциях, к которым относятся:

  • радость
  • грусть
  • страх
  • гнев
  • обида
  • удивление

Дети определяют, называют психологические состояния, кратко описывают, приводят примеры житейских ситуаций, в которых человек их испытывает.

Картинки для детей с изображением эмоций учат ребенка рассуждать, описывать причинно-следственные связи, анализировать собственный жизненный опыт.

В ходе логопедической работы полезно предлагать детям дошкольного возраста для составления рассказов-рассуждений темы, связанные с переживаниями людей. Например:

  • Только ли у человека есть чувства?
  • Что такое положительные и отрицательные эмоции?
  • Когда я рад, а когда огорчаюсь?

Эмоции можно разделить на пары с противоположным значением. Например: радость — печаль, отвращение — восхищение, скука — интерес и др. Дети должны уметь узнавать и назвать чувство персонажа на рисунке, но и подбирать антонимы к определению. Упражнения в таком формате позволяют прочнее закрепить характеристики эмоций.

Дети должны знать, что о психологическом состоянии человека мы можем узнать как из слов, так и наблюдая за поступками, поведением. Каждой эмоции соответствует как словарь, так и набор:

  • жестов
  • мимики,
  • действий

Со старшими дошкольниками полезны беседы о том, что эмоциональным состоянием нужно управлять, особенно, если речь идет о негативных чувствах. Нельзя давать волю гневу, раздражению, печали. Переживания выражать только допустимыми в обществе способами. Детям будет интересно узнать, что в странах мира люди выражают чувства разными способами.

Описание теста «Пиктограмма» по методу А.Р. Лурии

Александр Романович Лурия — последователь Льва Семёновича Выготского, один из основоположников отечественной нейропсихологии. Тест «Пиктограмма», разработанный им в рамках развития этого направления науки, позволяет выявить особенности запоминания через ассоциативные связи. Целями исследования является:

  • выявление нюансов опосредованного запоминания;
  • оценка продуктивности памяти;
  • определение характера мыслительной деятельности;
  • изучение уровня развития образного мышления.

Методика не используется для диагностики дошкольников и младших школьников, а годится только для проведения тестирования среди испытуемых, имеющих как минимум 6–7 классов образования.


Тестирование можно проводить только среди детей, достигших возраста 12 лет

Как сделать карточки PECS своими руками

Карточки PECS очень просто сделать своими руками. Лучше всего использовать фотографии, т.к. изображении более реалистичное и его лучше воспринять ребенку.

Также можно распечатать на цветном принтере картинки, найденные в интернете. Картинки легко сделать нужного размера сохраняя в предварительно созданной таблице в Microsoft Word.

После распечатки карточки лучше заламинировать или заклеить скотчем. На обратной стороне приклеить липучки на клейкой основе, которые продаются в магазине для шитья.

Статья в тему: Наборы игр для детей с аутизмом

Нарисованные картинки

Эмоции в картинках для детей, используемые для занятий по развитию речи представлены в нескольких вариантах: изображения взрослых и детей, людей или сказочных персонажей. Для развития речи дошкольников подходят печатные картинки и рисунки, созданные детьми.

Предложите ребятам нарисовать себя или другого человека, испытывающих определенное чувство. Составление словесного пояснения к такой картинке — логопедическое упражнение, которое ребята выполняют охотно.

Если дети пока еще не могут справиться с самостоятельным изображением эмоциональных состояний, стоит предложить им создать коллаж из заранее подготовленных и распечатанных деталей лица. Дошкольники 6-7 лет способны воссоздать эмоции на бумаге самостоятельно, а вот для ребят младшего возраста стоит использовать готовые шаблоны и образцы.

В логопедической работе можно использовать не только рисование, но и раскрашивание. Тематические раскраски — это полезный и увлекательный материал, который незаменим для девочек и мальчиков в детском саду и дома.

Важно предварительно хорошо изучить с детьми не только названия разных эмоций, но и те художественные приемы, которые позволяют точно передать то или иное психологическое состояние человек. В этом очень большую помощь может оказать использование пиктограмм.

Применение методики для тестирования школьников

Стимульный материал для теста представляет собой набор из 15–20 слов или словосочетаний конкретного («голодный ребёнок») или абстрактного содержания («сомнение»):

  • весёлый праздник;
  • тяжёлая работа;
  • развитие;
  • вкусный ужин;
  • смелый поступок;
  • болезнь;
  • счастье;
  • разлука;
  • ядовитый вопрос;
  • дружба;
  • тёмная ночь;
  • печаль;
  • справедливость;
  • сомнение;
  • тёплый ветер;
  • обман;
  • богатство;
  • голодный ребёнок.

Причём методика не предполагает использование стандартизированного списка слов, экспериментатор может составить собственный набор или заменить лишь несколько предложенных вариантов. Таким образом, тест можно проводить столько раз, сколько того требует работа с конкретным испытуемым.


Организатору теста под силу придумать собственный набор несложных фраз для диагностики

Диагностика организуется как в групповой форме, так и в индивидуальной. Для проведения исследования испытуемому потребуется выдать лист бумаги и ручку или карандаш.

Инструкция для школьников 12–16 лет:

  1. Экспериментатор озвучивает условия проведения исследования: «Мы будем исследовать вашу зрительную память. Я начну называть слова, а ваша задача — нарисовать картинку, которая потом поможет вспомнить услышанное. Записывать, а также изображать отдельные буквы нельзя».
  2. Затем взрослый чётко и громко называет слова, оговаривая перед этим порядковый номер каждого выражения. Интервал между произнесением не должен быть более 1 минуты.
  3. В процессе рисования ребёнку можно задавать наводящие вопросы («Что ты рисуешь?» или «Как это поможет тебе вспомнить слово?»).
  4. Через 40–60 минут после окончания теста, во время которых экспериментатор разрешает школьникам заниматься другими делами, испытуемым предоставляются бланки с их ответами.
  5. После этого взрослый предлагает детям самостоятельно воспроизвести все услышанные слова, глядя на изображённые картинки (при групповой форме проведения теста школьникам потребуется подписать свои пиктограммы, а при индивидуальной ребёнку рекомендуется называть понятия не по порядку).

Для испытуемых более старшего возраста слова следует зачитывать с интервалом всего лишь в 30 секунд.

В процессе работы экспериментатор обязательно должен обратить внимание учащихся на то, что результаты теста не зависят от уровня их изобразительных способностей.

Обработка и интерпретация результатов


Если испытуемый рисует человечков в качестве иллюстраций ко всем понятиям, то это говорит о его общительности

Содержание рисунков отображает запас знаний испытуемого, а также некоторые особенности его жизненного опыта, способность к абстрагированию. Пиктограммы классифицируются по 5 типам:

  • А — абстрактные (нарисованные линии не оформлены в отдельный образ);
  • З — знаковые или символические (изображения представляют собой стрелки, квадраты, трапеции и так далее);
  • К — конкретные (представлены вполне определённые предметы);
  • С — сюжетные (нарисованные картинки объединены конкретной ситуацией);
  • М — метафорические (рисунки являются художественным вымыслом испытуемого; например, для понятия «радость» изображён подпрыгивающий человек).

Экспериментатор отмечает тип каждого рисунка, а затем подсчитывает частоту использования каждого из типов:

  • Если преобладают абстрактные и знаковые изображения (более 55%), то человек может быть отнесён к группе «мыслителей», которые нацелены на синтез получаемой информации, обобщение. Такие люди обладают высокой степенью развития абстрактно-логического мышления.
  • При часто встречающихся сюжетных и метафорических рисунках можно сделать вывод о творческом мышлении школьника. Подобных испытуемых называют «художниками». Такой результат характерен в основном для детей 12–14 лет.
  • Когда изображения в большинстве своём представлены определёнными предметами окружающего мира, это говорит о преобладании конкретно-действенного способа мышления. Такие люди стремятся к решению всех вопросов подходить с точки зрения рациональности. Их называют «практиками». Но обычно подобные результаты наблюдаются лишь у взрослых людей (чаще всего у учителей и руководящих работников).

Сделать заключение об уровне сформированности понятийного аппарата можно по тому, как свободно испытуемый воспроизводит слова по изображениям в финале тестирования.

Ещё один дополнительный параметр, который можно определить, — общительность. Если испытуемый рисует человечков и без заминок вспоминает слова, то он, вероятно, любит находиться в окружении людей. А вот когда по рисункам-человечкам ребёнку трудно сориентироваться, это говорит об инфантильности тестируемого.

Автор методики, кроме диагностики качества запоминания, предложил ещё оценивать истощаемость внимания. Для этого полагается проанализировать твёрдость нажима, а также нарастающую небрежность в выполнении задания. Чем ярче выражены изменения в этих характеристиках, тем выше истощаемость.

Оценка качественных показателей мышления проводится по 4 критериям:

  • Адекватность. Для понимания этого свойства достаточно посмотреть на 1–2 рисунка. Иногда требуется обратить внимание и на комментарий автора. Если заметна логичная и обоснованная связь между понятием и изображением, то экспериментатор отмечает пиктограмму знаком «+», при отсутствии таковой – «-». Нормой считается более 70% положительных отметок.
  • Умение восстанавливать образы спустя определёное количество времени. Оценивается количество правильно названных слов в финале тестирования. Норма — больше 80% слов и словосочетаний.
  • Соответствие пиктограммы реальному объекту. Конкретные рисунки оцениваются в 1 балл, абстрактные — в 3 балла. Если изображение сложно классифицировать, то засчитывается 2 очка. Затем определяется средний показатель. Норма — больше 2 баллов.
  • Оригинальность. При совпадении сюжета рисунков у нескольких тестируемых изображение оценивается в 1 балл, что говорит о заурядности подхода к выполнению поставленной задачи. Если пиктограмма уникальна, то за неё ставится 3 балла. Промежуточный вариант заслуживает 2 баллов. Нормой, как и в предыдущем случае, считается результат в 2 балла.

Пиктограмма Лурии позволяет оценить не только качество и скорость запоминания информации, но также составить представление о способности выстраивать ассоциативные связи между понятием и его образом и о таком важном показателе внимания, как истощённость. Таким образом, за короткий промежуток времени экспериментатор получает полную картину развития основных свойств мышления тестируемого.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]