Высказывания великих людей о развитии речи ребенка


Цитаты про культуру речи

Культура речи – понятие, которым в своей работе частенько оперируют лингвисты. И речь, что интересно, идет не только о знании основ устного и письменного языка, но и об умении выражать свои мысли точно и красиво. Соответствующий талант в себе можно развивать самыми разными способами, в том числе и путем регулярного чтения крутых афоризмов. Пригодятся вам, в том числе и цитаты про культуру речи.

Не торопитесь искать их на сторонних ресурсах, ведь именно наш предоставляет вам доступ к уникальной подборке тематических высказываний. Воспользуйтесь шансом узнать, что о языковой культуре думали и говорили известные филологи, философы и не только.

Точность словоупотребления – основной закон культуры речи. Л.Н. Толстой.

В звуке голоса, в глазах и во всём облике говорящего заключено не меньше красноречия, чем в выборе слов. Ларошфуко.

Часто неясность происходит столько же от многословия, сколько и от излишней краткости. Аламбер Жан Ле Рон.

Говорить не думая – всё равно что стрелять не целясь. М. Сервантес.

Красноречие есть дар потрясать души, переливать в них свои страсти и сообщать им образ понятий. М. Сперанский.

Только интонация убеждает. Дельфина Жирарден.

Смирение узнаётся если обуздываешь язык и не бываешь криклив. Преп. Иоанн Лествичник.

Чтобы добиться чистоты языка, нужно биться за чистоту человеческих чувств и мыслей. Корней Чуковский “Живой как жизнь”.

Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах. Плутарх.

Чем больше я стараюсь быть честным, тем глубже тонут во мраке нужные слова. Х. Мураками.

Самые важные слова в своей жизни мы произносим молча. П. Коэльо.

Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель.

Самое лучшее – прямо и просто сказанное слово. У. Шекспир.

Высказывания о развитии речи детей великих людей

Тематика статьи: Высказывания о развитии речи детей великих людей. Ревность — это искусство причинять себе еще больше зла, чем другим. Александр Дюма-сын

Мало кому нравятся советы, и меньше всех их любят те, кто больше в них нуждаются. Ф. Честерфилд

Дети хотят невозможного: чтобы ничто никогда не менялось

Моя мама всегда говорила, Жизнь — как коробка шоколадных конфет, ты никогда не знаешь, какая тебе попадется. Форест Гамп.

Писатели, как родители, любят наделять свои детища свойствами, которых лишены сами. Оттого герои у Мопассана всегда глупы, а у Толстого — умны. Василий Осипович Ключевский

Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит — и историю мира. А. С. Макаренко

Никакие успехи в общественной жизни не смогут компенсировать неудачу в доме.

Думаю постоянно про две вещи: о том, что нужно взрослеть, серьезнее становиться и о том, где проводят снегири лето.

Мой отец был государственным мужем. Я — всего лишь женщина-политик. Индира Ганди

Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых. Карл Маркс

Ревность — признак любви. А. Дюма-отец

Счастье это путь, а не пункт назначения. Нет другого времени для того, чтобы быть счастливым кроме сейчас! Живи, наслаждайся данным моментом.

Не будь скор языком твоим, и ленив и нерадив в делах твоих. Да не будет рука твоя распростертою к принятию и сжатою при отдании. Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова

Отметим наши успехи минутой молчания. Михаил Мамчич

Каждая ворона считает своего птенца самым прекрасным на свете. Роберт Бертон

Не делайся врагом из друга, ибо худое имя получает в удел стыд и позор. Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова

Совершенно неразумен тот, кто считает необходимым учить детей не в той мере, в какой они могут усваивать, а в какой только сам он желает. Я. Каменский

Кто обзавелся женой и детьми, тот отдал заложников судьбе; ибо они — помеха во всех начинаниях, как благородных, так и недостойных. Фрэнсис Бэкон

Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую. В. О. Ключевский

Образование можно иметь и среднее, а вот воспитание должно быть высшим!

Отношение к детям — безошибочная мера духовного достоинства человека. Янка Брыль

Лучшее, что мы можем дать нашим детям, это научить их любить себя.

Перед нашим учительством стоит труднейшая задача коммунистического воспитания, формирования коммунистического сознания у советских людей. Успешно разрешить эту задачу можно лишь при условии, что наши учителя будут не только высокообразованными, но и марксистски образованными людьми. М. И. Калинин

Создатель объединил весь род человеческий цепью любви. Я часто думаю, что нет на свете такого человека, который никогда бы не испытывал к другому человеку добрые чувства и сам не пользовался чьей-то добротой; ибо все мы — единая семья, идущая от Адама. Уильям Теккерей

Наука должна быть веселая, увлекательная и простая. Таковыми же должны быть и ученые. Петр Капица

Ужиться можно с кем угодно, если живешь порознь. Михаил Задорнов

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель. Л. Н. Толстой

До женитьбы у меня было шесть теорий относительно воспитания детей; теперь у меня шестеро детей и ни одной теории. Джон Уилмот

Орудием и посредником воспитания должна быть любовь. В. Г. Белинский

Детей надо баловать тогда из них вырастают настоящие разбойники. Евгений Шварц

Было время, когда от детей не ожидали ничего, кроме послушания; теперь от них ожидают всего, кроме послушания. Анатоль Бройяр

Учатся у тех, кого любят. И. Гете

Самое эффективное лечение травамии в детстве — это крапивой по жопе.

Самое эффективное лечение травамии в детстве — это крапивой по жопе.

Премудрость возвышает сынов своих и поддерживает ищущих ее: любящий ее любит жизнь, и ищущий ее с раннего утра исполняется радости. Книга Екклесиаста

Совет подобен снегу: чем мягче ложится, тем дольше лежит и глубже проникает. Н. Колеридж

Тайная гордость живет в сердце каждого человека, который восстает против тирании. Вы можете приказывать человеку, командовать им, но вы не можете заставит его уважать вас. Хейцлитт

Неблагодарность самая гнусная, но вместе с тем самая обыкновенная и самая исконная — это неблагодарность детей к родителям. Л. Вовенарг

Подобно тому как тень не может родиться и держать ся сама по себе, так и слава: если фундаментом ей не служит добродетель, она не может быть ни истинной, ни прочной. Франческо Петрарка

Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни. К. Д. Ушинский

Открывающий тайны потерял доверие и не найдет друга по душе своей. Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова

Человек, действительно уважающий человеческую личность должен уважать ее в своем ребенке начиная с той минуты, когда ребенок почувствовал свое я и отделил себя от окружающего мира. Д. И. Писарев

Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в его первую пору жизни. Коменский Я.

Многие нынешние семейства — что-то вроде пародии на конституционную монархию, где король царствует, но не управляет. Д. Жирарден

Если хочешь, чтобы твои дети наконец повзрослели, постарайся повзрослеть первой.

Изнурять себя благочестием, стараться превзойти всех в добродетели — это не от хорошего воспитания. Хун Цзычэн

Мы любим сестру, и жену, и отца, но в муках мы мать вспоминаем. Н. А. Некрасов

Иногда, счастье приходит не с появлением денег, славы или власти.Вы просто счастливы, если у вас хорошие друзья, семья и вы достигли спокойной мирной жизни.

В семье прав тот, кто громче всех. А. Марков.

Как раз те родители, которые плохо воспитывают своих детей, и вообще те люди, которые отличаются полным отсутствием педагогического такта, — все они слишком преувеличивают значение педагогических бесед. А. С. Макаренко

Ужиться можно с кем угодно, если живешь порознь. Михаил Задорнов

Друзья знают вас только отчасти — то, что вы готовы им показать. Только ваши родные знают все о вас, даже скрытое от чужих глаз.

Мужчина, да отчасти и женщина, которые не способны в полной мере выразить себя в общественной, профессиональной деятельности, стремятся к компенсации в семье. И в большинстве случаев их активность в этом плане принимает деспотичный, эгоистичный характер. В. Зубков

Помните, Бог — часть вашей династии.

Коль добр отец — люби его, коль зол — терпи. Публилий Сир

Воспитание мужчины или женщины проверяется тем, как они ведут себя во время ссоры. Бернард Шоу

Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети. В. А. Сухомлинский

Воспитай в себе чувство кротости, не будь привержен страстям и отринь чувства гнева и ярости.

От чужих детей мы требуем, чтобы они вели себя так, как должны были бы вести себя мы.

Человек не знает своего времени. Как рыбы попадаются в пагубную сеть и как птицы запутываются в силках, так сыны человеческие уловляются в бедственное время, когда оно неожиданно находит на них. Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова

Дети больше походят на свое время, чем на своих родителей

Чрезмерная строгость и слепая дисциплина — это проклятые учителя для детей. Ф. Э. Дзержинский

Дети — это завтрашние судьи наши, это критики наших воззрений, деяний, это люди, которые идут в мир на великую работу строительства новых форм жизни. М. Горький

Хорошие учителя создают хороших учеников. М. В. Остроградский

Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях. К. Д. Ушинский — Высказывания о развитии речи детей великих людей.

Считай несчастным тот день и тот час, в которые не усвоил ничего нового и не прибавил к своему образованию. Я.А. Коменский

Кто больший друг, как не брату брат? Саллюстий (Гай Саллюстий Крисп)

Высказывания о языке и речиматериал по русскому языку на тему

Высказывания о языке и речи

Афоризмы (греч.) – краткие, отрывистые, фразы, заключающие в сжатой, удобной для запоминания, форме какую-нибудь определённую мысль, сентенцию, обобщение и т. п. Афористическая манера писания и речи означает сжатый, отрывистый способ выражения мыслей.

Афоризмы или краткие поучительные изречения особенно были любимы в повествовательной литературе эпохи Возрождения и вместе с заимствованными сочинениями они распространились и в России. Так например, особенно обильным афоризмами является «Разговор Соломона с Морольфом», где почти исключительно оба разговаривающие лица обмениваются афоризмами. То же самое мы замечаем в русских повестях, перешедших к нам с Востока и Запада: так например, множество афоризмов мы встречаем в повести «Синагрип царь Адоров и Наливские страны», где поучение премудрого Акира сыну состоит из афоризмов. На Западе афористические разговоры Соломона с Морольфом обращались особой статьёй, – в России тоже случилось с поучением Акира, которое выделено было из рассказа и обращалось как самостоятельное целое, обогащаясь новыми изречениями практической мудрости и пословицами. Афоризмами говорят тоже лица других заимствованных рассказов, например. в «Александрии». Пор высказывает такую мысль: «нет на земле радости, где не принялось бы жалости». Афоризмы, однако, явились в России не только в это позднее время; в XVII в. Они стали только выделяться из общих рассказов, как самостоятельный литературный сборник, но уже давно были в обращении: в доказательство этого стоит только припомнить себе богатое такими изречениями «Моление» Даниила Заточника.

Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. Энциклопедический словарь.

Писатели, поэты, философы, лингвисты, государственные деятели России

о языке и речи

Указую господам сенаторам, чтобы речь держать не по писаному, а своими словами, чтобы дурь видна была каждого. (ПетрI)
Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни. (Константин Дмитриевич Ушинский)
Не бросай слова на ветер, не давай легкомысленных обещаний. Будь хозяином своего слова. (Василий Александрович Сухомлинский)
Читайте простонародные сказки, молодые писатели, чтоб видеть свойства русского языка. (Александр Сергеевич Пушкин)
Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими. (Александр Сергеевич Пушкин)
Перед нами громада – русский язык. Наслаждение глубокое зовёт Вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его. (Николай Васильевич Гоголь)
Знание точного значения слов и их различия между собой, хотя бы и самого лёгкого, есть необходимое условие всякого истинного мышления. (Виссарион Григорьевич Белинский)
Правилу следуй упорно; чтобы словам было тесно, мыслям – просторно. (Николай Алексеевич Некрасов)
Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей. (Лев Николаевич Толстой)
Люди учатся, как говорить, а главная наука – как и когда молчать. (Лев Николаевич Толстой)
Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как. (Лев Николаевич Толстой)
Язык – важнейшее средство общения друг с другом. Это оружие мысли и культуры. (Фёдор Михайлович Достоевский)
Учёная литература спасает людей от невежества, а изящная – от грубости и пошлости. (Николай Гаврилович Чернышевский)
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. (Иван Сергеевич Тургенев)
Берегите чистоту языка как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас. (Иван Сергеевич Тургенев)
В сущности, ведь для интеллигентного человека дурно говорить можно бы считать таким же неприличием, как не уметь читать и писать… (Антон Павлович Чехов)
Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. (Александр Иванович Куприн)
Не умея держать в руке топор – дерева не обтешешь, а не зная языка хорошо – красиво и всем понятно – не напишешь. (Максим Горький)
Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. (Константин Георгиевич Паустовский)
Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. (Константин Георгиевич Паустовский)

Высказывания о языке и речи зарубежных мыслителей, философов, политиков, писателей и поэтов мира

Знать много языков – значит иметь много ключей к одному замку. (Вольтер)
Язык – лучший посредник для установления дружбы и согласия. (Эразм Роттердамский)
Можно объясняться с теми, кто говорит на другом языке, но не с теми, кто в те же слова вкладывает совсем другой смысл. (Жан Ростан)
Гибок язык человека; речей в нём – край непочатый. Царство словесное неистощимо по всем направлениям. (Гомер)
Язык дан человеку для того, чтобы излагать свои мысли. (Мольер)
Грамматика повелевает даже царями. (Мольер)
Говорить туманно умеет всякий, говорить ясно – немногие. (Галилей)
Речь – великая сила: она убеждает, обращает, принуждает. (Ральф Уолдо Эмерсон)
Никогда не следует говорить: «Вы меня не поняли». Лучше сказать: «Я плохо выразил свою мысль». (Робер)
Краткость – душа остроумия. (Уильям Шекспир)
Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. (Гегель)
Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается. (Джонатан Свифт)

Пословицы и поговорки о языке

Больше дела, меньше слов.
В добрый час молвить, в худой промолчать.
Верёвка хороша длинная, а речь короткая.
Всякую корову можно подоить, да не всякое слово можно сказать.
Выстрелив, пулю не схватишь, слово сказав – не воротишь.
Говори, да не заговаривайся.
Говорит день до вечера, а послушать нечего.
Говорит, словно реченька журчит.
Ешь пироги с грибами, а язык держи за зубами.
За словом в карман не полезет (ему слово, а он – десять).
Мягко стелет, да жёстко спать.
Скажешь – не воротишь, напишешь – не сотрёшь, отрубишь – не приставишь.
Словами туда и сюда, а делами никуда.
Поменьше говори – побольше услышишь.
Речами тих, да сердцем лих.
Речь красна слушанием.
Сказал бы словечко, да волк недалечко.
Слово давать, так слово держать.
От приветливых слов язык не отсохнет.
Твои бы речи да Богу бы в уши.
Слушай больше, а говори меньше.
Умей вовремя сказать, умей и смолчать.
Одно доброе слово – от тысяч бед спасает.
Язык мой – враг мой: прежде ума глаголет.
Язык, сказавший глупые слова, не виноват, виновата голова.
Языком и лаптя не сплетёшь.
Слово толковое стоит целкового.
На языке мёд, да под языком лёд.
Дурное слово как смола: пристанет — не отлепишь.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Автор: Коваленко Лидия Александровна

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Родной язык играет важную роль в становлении личности ребенка. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышления, воображения, памяти и эмоций.

Проблемами развития речи детей дошкольного возраста занимались такие ученые как Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Е.И. Тихеева, С.Л. Рубинштейн, О.И. Соловьева и др.

Рассмотрим, как раскрывается понятие «речь» в психолого-педагогической литературе, и какое значение она имеет для развития.

А.А. Леонтьев рассматривает речь следующим образом: «Деятельность познания, т.е. такая деятельность, которая заключается в «распределении» действительности при помощи языка познавательных задач, выделенных ходом общественной практики.

Эта деятельность общения, коммуникативная деятельность. Речь может выступать как орудие планирования речевых или неречевых действий» [13, с.18].

Раскрывая структуру, которую имеет любое речевое высказывание, А.А. Леонтьев отмечает целый ряд умений: быструю ориентировку в условиях общения, умение спланировать свою речь и выбрать содержание, а для этого надо найти языковые средства для его передачи и уметь обеспечить обратную связь, иначе общение будет неэффективным и не даст ожидаемых результатов. При этом важнейшее средство приобретения речевых навыков — это легкость перенесения единиц языка на новые, еще не встречавшиеся сочетания. Вот здесь и вступает в силу так называемое чувство языка, которое дает ребенку возможность применять речевые навыки на незнакомом языковом материале, отличить правильные грамматические формы от неправильных. Если ребенок мгновенно ориентируется в языковом материале и относит новое слово к какому-то классу явлений языка, уже известных ему (например, определение рода или числа), то можно говорить о развитом у него чувстве языка.

Существуют различные аспекты развития речи.

Физиологической основой развития речи является учение И.П. Павлова о двух сигнальных системах высшей нервной деятельности человека, объясняющее механизм формирования речи. Речевая деятельность обеспечивается разными, очень сложными физиологическими механизмами в зависимости от содержания различных речевых явлений (называние предметов, понимание слов, фразовая речь и т.д.). При восприятии и воспроизведении речи происходит прежде всего бессознательный или сознательный выбор слов на основе их значения. В физиологии слово рассматривается как особый сигнал, замещающий непосредственные сигналы: ощущения, восприятия и представления, а язык в целом – как вторая сигнальная система.

Лингвистическую основу развития речи составляет учение о языке, как знаковой системе. При этом решается вопрос о различии и взаимосвязи понятий «язык» и «речь».

Язык целесообразно рассматривать как знаковую систему, кодирующую окружающую человека действительность.

Речь представляет собой разные формы применения языка в различных ситуациях общения. Она трактуется как деятельность, включенная в общую систему деятельности человека.

Речь без усвоения языка не возможна, в то время как я зык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением. Языкознание изучает язык как абстрактную систему, как систему в единстве всех его уровней: фонетического, лексического, словообразовательного, морфологического и синтаксического.

Психологический аспект развития речи опирается на положение Л.С. Выготского, что развитие речи тесно связано с развитием мышления и сознания. Рассматривая проблему формирования понятий, Выготский говорил, что накопление ассоциаций и групп представлений не приводит к их образованию, «понятие невозможно без слов, мышление в понятиях невозможно вне речевого мышления» [1, с. 124]

Большое значение взаимодействию речи и мышления придавал А.В. Запорожец. Приводя примеры исследований речи детей раннего возраста, он подчеркивал, что только в дошкольном возрасте складывается сложная система речевых связей. Запорожец о. [2, с. 98]

С.Л. Рубинштейн так говорил о взаимодействии мышления и речи: «Речь – не просто внешняя одежда мысли, которую она сбрасывает или одевает, не изменяя этим своего существа. Речь, слово служит не только для того, чтобы выразить, вынести во вне, передать другому уже готовую без речи мысль. В речи мы формулируем мысль, но, формулируя ее, мы сплошь и рядом ее формируем. Речь здесь нечто большее, чем внешнее орудие мысли; она включается в самый процесс мышления как форма, связанная с его содержанием. Мышление и речь, не отождествляясь, включаются в единство одного процесса. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается». [5, с.117]

Именно в тот момент, когда ребенок находит новое речевое решение в какой-либо конкретной ситуации, происходит развитие языковой способности. И здесь важнейшей задачей становится обучение, формирование у ребенка этой способности, основой которой является семантический компонент.

Рассматривая педагогические основы можно отметить, что еще Ян Амос Коменский, великий славянский педагог, устанавливая последовательность изучения разных дисциплин, считал, что сначала надо освоить язык (грамматику), затем реальные науки и, наконец, риторику.

Работы К.Д. Ушинского до настоящего времени не потеряли свою значимость. Именно ему принадлежит мысль о том, что родной язык составляет главный, центральный предмет, входящий во все другие предметы и собирающий их результат.

Все педагогические исследования, относящиеся к вопросам развития речи детей, обращаются к наследию Ушинского, так как ему принадлежат произведения, подчеркивающие роль родного языка в воспитании ребенка и раскрывающие конкретные методы обучения.

Идеи Л.Н. Толстого и особенно К.Д. Ушинского разрабатывала Е.И. Тихеева, которая является основоположником методики развития речи. Она считала, что владеть всеми видами и проявлениями речи – значит владеть орудием умственного развития человека.

Большой вклад в разработку проблемы развития речи внесла A.M. Леушина, которая предлагала вскрыть сильные позитивные стороны детской речи, уяснить для себя все богатство ее потенциальных возможностей для того чтобы, опираясь на них, развивать то, что уже имеется в детской речи. [4, с.232]

В развитии монологической речи многие исследователи отводили вопросам восприятия художественной литературы: А.В. Запорожец, О.И. Никифорова, Н.С. Карпинская, А.Е. Шибицкая, Л.Я. Панкратова, С.М. Чемортан, Л.М. Гурович.

Хочется отметить, что вопросы развития речи издавна интересовали многих исследователей. У каждого из них свое понимание проблемы обучения, свое отношение к методическому решению проблемы, свои позиции в разработке содержания и методов развития речи.

Рассматривая основные задачи, направленные на развитие речи детей, следует отметить, что дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонематической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Исследования психологов, педагогов, лингвистов (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба, А.А. Пешковский, А.Н. Гвоздев, В.В. Виноградов, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Ф.А. Сохин, Л.А. Пеньевская, A.M. Леушина, О.II. Соловьева, М.М. Конина) создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников.

О.С. Ушакова говорит о том, что выделяют три основных направления разработки психолого-педагогических проблем развития речи дошкольников, совершенствования содержания и методов обучения родному языку. Во-первых, структурное (формирование разных уровней системы языка: фонетического, лексического, грамматического); во-вторых, функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции: развитие речи, речевого общения); в-третьих, когнитивное, познавательное (формирование способностей к элементарному осознанию явлений языка и речи). Все три направления взаимосвязаны, так как вопросы развития осознания явлений включаются в проблематику всех исследований, изучающих разные стороны развития речи дошкольников. [6, с.203]

Проблема развития речи дошкольников была и остается в центре внимания психологов и педагогов. Правильная, грамотная речь залог успешной адаптации человека в обществе. Поэтому многие педагоги и психологи направляли свои силы на решение именной этой проблемы.

Список литературы

1. Выготский Л. С. Мышление и речь. — Собр. соч. в 6 т. — М.: «Педагогика», 1983. — Т.2. — 340 с.

2. Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником. // Психология дошкольника. Хрестоматия/ Сост. Г.А.Урунтаева -М.: изд. «Педагогика», 1998.- 138 с.

3. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Просвещение, 1969. -214с.

4. Леушина A.M. Развитие связной речи у дошкольника. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. / Сост. М.М.Алексеева, В. И.Яшина. -М.: Издательский , 1999. -560с.

5. Рубинштейн С.Л. Развитие связной речи. //Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. / Сост.М.М.Алексеева, В.И.Яшина.-М.: Издательский , 1999.-560с.

6. Ушакова О.С. Развитие речи детей четырех – семи лет // Дошкольное воспитание. – 1995. — №1. – С.59-66
comments powered by HyperComments

Самые интересные пословицы и поговорки о языке и речи для детей: сборник с объяснением смысла

Не только русские народные пословицы и поговорки являются интересными и поучительными. Красноречивые высказывания других народов мира так же отличаются актуальностью и популярностью.

  • Когда ты говоришь, слова твои должны быть лучше молчания. (Арабская). Молчание, как известно, золото и порой именно молчание ценится больше, нежели слова. Пословица учит нас тому, что говорить нужно лишь в том случае, если уверен, что сказанное будет важнее и ценнее тишины. Если уверенности такой нет, лучше отказаться от любых речей.
  • Что силой не сделаешь, то сделаешь словом. (Азербайджанская). Физическая сила не является показателем силы духа и разума. Смысл поговорки заключается в том, что с помощью правильно подобранных слов можно решить любую проблему, вселить в человека веру, найти новых друзей и т.д.
  • Обдумай то, о чем говоришь, даже когда шутишь. (Уйгурская). «В каждой шутке есть доля правды», такое изречение, наверное, слышали практически все мы. Действительно зачастую самые серьезные вещи люди могут преподносить в форме шутки. Суть пословицы в том, что даже шуткой можно обидеть и ранить человека, поэтому и такие слова нужно хорошо обдумывать, прежде чем произносить.
  • Прежде чем сказать, поверни язык семь раз. (Вьетнамская). Поверни язык семь раз, значит, хорошо подумай, взвесь все «за» и «против». Высказывание учит нас тому, что прежде чем сказать слово, нужно подумать о последствиях сказанного.
  • Когда говоришь – думай. (Китайская). Данная пословица также призывает людей быть более осторожными со своими словами и думать, прежде чем произносить их.


Поговорки народов мира

  • Обдумывай то, что говоришь, пережевывай то, что ешь. (Тибетская). Процесс приема пищи и разговор имеют некоторые сходства. Человек редко глотает еду, плохо пережевав ее, а даже если так и происходит, то для организма это крайне нехорошо. Вот так и с произнесенными словами – сказать, не подумав можно, но какие последствия это повлечет неизвестно. Изречение учит внимательно относиться к своим мыслям и речам.
  • Одно теплое слово и в жесткий мороз согреет. (Китайская). Слово имеет огромную силу, поэтому с его помощью можно творить чудеса. Смысл пословицы не буквальный, однако, приятным словом можно растопить сердце человека, помочь ему вернуться к жизни.
  • Слово – ключ, открывающий сердца. (Китайская). Эта поговорка еще раз подтверждает то, что с помощью слова можно найти подход к любому человеку и выход из любой ситуации.
  • Раненный мечом вылечится, словом – никогда. (Азербайджанская). Физические раны и недуги со временем и благодаря правильному лечению вылечиваются и, как правило, не оставляют следа. А вот с душевными ранами, полученными из-за жестоких и злых слов, дела обстоят иначе. Забыть плохие слова очень тяжело, и они все время будут напоминать о себе.
  • Языком убивают, как кинжалом, только кровь не льется. (Китайская). Смысл высказывания в том, что сказав неосторожное, обидное и жестокое слово, можно убить человека. Конечно же, «убить» имеется в виду не буквально. В этом случае человек умирает душей.
  • Лучше хорошо поступать, чем хорошо говорить. (Английская). Суть поговорки в том, что красиво говорить – не значит красиво делать. Лучше молчать и при этом совершать правильные и благородные поступки, нежели все время болтать и ничего из сказанного не делать.
  • Язык твой – лев, дашь ему свободу, он тебя съест. (Африканская). Лев – царь зверей. Данное животное олицетворяет силу, мужество, отвагу и выносливость. Язык сравнивается со львом, поскольку он также могуществен в своей возможности высказываться и говорить разные слова. Если не контролировать то, что говоришь, то рано или поздно это сыграет против тебя.
  • Между «говорить» и «делать» – длинная дорога. (Испанская). Вести беседы и давать обещания очень просто, а вот осуществлять обещанное и сказанное очень трудно, поэтому принято говорить, что между этими процессами очень длинная дорога.
  • Мало правды в том, из кого сыплется много слов. (Литовская). Пустые разговоры и постоянная болтовня редко когда принимались за что-то серьезное и то, что стоит внимания. Поэтому принято считать, что человек, который мало говорит, обычно много делает, а тот, кто болтает, как правило, ничего из сказанного в жизнь не воплощает.


Развитие ребенка

  • Скорее вечный снег растает, чем у болтуна слова иссякнут. (Азербайджанская). Пословица объясняет нам то, что люди, которые болтливы по натуре, всегда такими будут. В этом суть такого человека. Сравнение приводится с вечным снегом, который никогда не тает, поскольку болтливость таких людей также является вечной.
  • О чем тебя не спрашивают, о том много не говори. (Осетинская). Пословица учит нас тому, что мы должны ценить свои слова и уметь не высказываться тогда, когда от нас этого не ждут и не просят.

Популярные русские народные пословицы и поговорки о языке и речи: сборник с объяснением смысла

Русское народное творчество не обходится без пословиц и красноречивых изречений. Некоторые из поговорок уже не употребляются в повседневной речи, но есть и такие, которые актуальны и сегодня.

  • В сладких речах всегда таится горечь. Смысл пословицы в том, что красивые слова не всегда являются правдивыми. Пословица учит нас объективно оценивать ту информацию, которую преподносят нам люди.
  • Где много слов, там мало дел. Поговорка объясняет нам, что болтливые люди зачастую умеют только красиво говорить, а когда приходит время действовать и исполнять обещанное, они отступают.
  • Говорить легко, делать трудно. Язык наш не устает практически никогда, поэтому много людей так сильно любят болтать. Зачастую воплотить в жизнь сказанное гораздо сложнее, чем просто сказать об этом, поэтому и говорят, что легко рассказывать как нужно, а вот взять и сделать так – трудно.
  • Доброе слово окрыляет. Слова, как известно, могут и лечить, и калечить. Добрым и приятным словом можно вселить в человека веру, доброту и уверенность. Поэтому и говорят, что от добрых речей человек словно крылья получает.


Популярные пословицы

  • Доброе слово человеку, что дождь в засуху. Когда наступает засуха, все живое замирает, жизнь, будто останавливается, однако, с приходом дождя все возвращается на свои круги. Вот так и в жизни с человеком. Доброе слово может воодушевить человека, подарить ему веру в себя.
  • За ее языком не поспеешь и босиком. Так говорят о людях, которые много и быстро говорят.
  • Каков ум, такова и речь. Смысл пословицы в том, что зачастую то, что человек позволяет говорить себе, зависит от его мудрости и разума. Глупые люди не говорят умных вещей, так же и с мудрыми. От мудрого человека редко услышишь дурость.
  • Когда говоришь, хорошенько думай. Поговорка призывает нас думать о том, о чем мы собираемся сказать. Обдуманные высказывания никогда не поставят нас в неловкое положение.
  • Лучшее лекарство – всегда говорить правду. Изречение объясняет нам, как важна правда, и учит нас тому, что во всех ситуациях мы должны говорить только правду.
  • Многословие – не мудрость. Пословица объясняет нам, что человек, который постоянно и много говорит, не обязательно является умным и мудрым. Наоборот, безудержные речи зачастую говорят о глупости человека.
  • Одно дело – говорить много, другое – говорить дело. Говорить дело, значит говорить правильные, толковые слова, которые касаются сути какого-то дела. Суть высказывания в том, что есть большая разница между тем человеком, который болтает пустые слова и тем, кто говорит информацию со смыслом.
  • Правдивое слово – как лекарство: горько, зато излечивает. Порой правда не совсем такая, какой бы мы хотели ее знать. Несмотря на это, гораздо лучше знать правду и жить, сделав выводы, нежели тешить себя неправдой и создавать иллюзию счастья.
  • Рана, нанесенная словом, тяжелее, чем рана от стрелы. Смысл изречения в том, что иногда сказанное слово может принести больше боли и вреда, нежели какое-то оружие, поскольку страдания душевные порой гораздо сильнее, нежели физические.
  • Слово – полководец человечьей силы. Поговорка объясняет нам то, что слова это не просто звуки. Все слова наделены огромной силой и при правильном их использовании, можно свернуть горы.
  • Словом пронзишь то, что иглой не проткнешь. Человеческая душа является невидимым другим людям местом. Однако ее владелец всегда знает и чувствует как она болит. Смысл пословицы в том, что словом можно ранить душу.
  • У плохих людей язык злодей. Суть изречения заключается в том, что недобрые люди всегда говорят много гадостей.
  • Хорошую речь приятно слушать. Поговорка объясняет нам о том, что человека, который говорит приятные, добрые слова и правду всегда приятно слушать.


Развитие с детишками

  • Что в лицо сказано, со злом не связано. Все мы знаем, что за спиной говорятся, как правило, только плохие вещи о нас. Поговорка учит нас тому, что сказанные в лицо слова, пусть даже и неприятные, нельзя считать подлыми.
  • Язык без костей. Так говорят о человеке, который говорит много и зачастую только глупые речи.
  • Язык у сплетницы длиннее лестницы. Под длинным языком принято подразумевать такое человеческое качество как болтливость. Люди, которые сплетничают, все время кого-то обсуждают, осуждают, поэтому и говорят, что у сплетниц очень длинный язык.
  • Языком не торопись, а делом не ленись. Смысл поговорки в том, что говорить нужно лишь после того, как подумаешь о том, что хочешь сказать, а вот исполнять сказанное нужно быстро.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]