Воображение – это процесс создания новых образов будущего, основанный на предыдущем опыте и творческом мышлении. Оно играет важную роль в создании образов, которые не принимались человеком в действительности, влияет на силу эмоций и чувств и является важным фактором в развитии человеческое личности.
“ «Воображение – необходимый и неотъемлемый момент мышления, так как в мышление всегда включены процессы прогнозирования и предвосхищения». Л.С. Выготский
Оно имеет свойство развиваться под влиянием расширения кругозора, накопления опыта, образов и информации. Развитию воображения уделяется внимание с самого детства, на него направлены многие детские игры, упражнения в дошкольных и средних учебных заведениях.
Еще одно свойство воображения – оно не постоянно, периоды спада чередуются с подъемом, так называемым вдохновением, но научно доказано, что вдохновение и свежие идеи чаще приходят к нам именно в процессе работы, после определенного количества усилий.
Классификации
По степени активности:
- Активное (стимулирует к реализации созданных образов, активизирует творческую деятельность, иногда требует больших усилий, если создание образов необходимо для трудовой деятельности, например, как у писателей, сценаристов, декораторов).
- Пассивное (не побуждает человека к активным действиям, а только порождает в его сознании образы, которыми он удовлетворяется, не реализовав их, либо они в принципе не реализуемые).
По видам:
- Продуктивное (создает новые элементы, так называемые продукты фантазии, то что ранее не существовало).
- Репродуктивное (воображение на основании существующих явлений и объектов).
- Мечты (процесс воображения, нацеленный на реальное будущее).
- Галлюцинации (образы, которые создает измененное сознание).
- Сновидения.
По связи с прошлым опытом:
- Воссоздающее (воображение, которое основывается на опыте).
- Творческое (создание новых образов с минимальной опорой на опыт)
Концепция воображения, его типы, функции, механизмы, физиологическая основа
Процесс воображения выражается в том, что человек создает нечто новое — мысли и образы, на основе которых создаются новые действия и объекты. Это создание чего-то, чего еще не существовало в реальности.
Образы, с которыми оперирует человек, включают в себя не только воспринимаемые процессы и явления. Это могут быть события, факты, явления, свидетели, которых человек не испытывал и не мог испытать. Изображения воображения могут содержать неотвратимые, желаемые, возможные события и явления. И в то же время что-то новое, созданное в воображении, всегда связано с реально существующим. Изображения воображения основаны на представлениях памяти, но подвержены трансформации в воображении. По мнению Р.С. Немова, воображение — это способность воображать отсутствующий или нереальный объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.
Воображение связано со всеми аспектами человеческой деятельности, с памятью, восприятием, мышлением. Таким образом, восприятие картины становится более значимым, более эмоциональным, когда оно включает в себя воображение.
Типы воображения различаются в зависимости от степени активности и сознания человека для создания новых образов. В зависимости от этого различают недобровольное (пассивное) и добровольное (активное) воображение. В непроизвольном воображении новые образы создаются под влиянием малосознательных потребностей, стремлений, установок. Такое воображение работает, когда человек спит, в сонном состоянии, в задумчивости и т.п.
Добровольное воображение — это процесс сознательного построения образов в связи с целью, преследуемой тем или иным видом деятельности. Произвольное (активное) воображение возникает в раннем возрасте, оно наиболее развито в детской игре. В ролевой игре дети берут на себя разные роли, во время игры необходима активная работа воображения, так как необходимо правильно выстраивать свое поведение в соответствии с предполагаемой ролью. Кроме того, необходимо представить себе недостающие объекты и сюжет игры.
Произвольное воображение делится на воссоздаваемое и творческое. Воссоздание характеризуется тем, что в его процессе субъективно возникают новые образы, новые для индивида, и объективно уже существуют, воплощенные в определенных объектах культуры. Суть воссоздаваемого воображения заключается в том, что человек воспроизводит, воспроизводит то, что он не воспринимал, а то, что другие люди ему передают через язык, рисунки, схемы, знаки и так далее.
Здесь должна быть связь между изображениями и обычными символами, а также декодирование сигналов, символов и знаков.
Итак, реконструктивное воображение — это создание нового образа на основе словесных описаний, восприятие образов в виде картинок, диаграмм, карт, рисунков, мысленных и материальных моделей.
Творческое воображение играет важную роль в жизни человека. Она позволяет обмениваться опытом, помогает каждому человеку овладеть опытом и достижениями других людей.
Творческая фантазия — это самостоятельное создание новых образов, которые трансформируются в оригинальные продукты деятельности. Это создание оригинального изображения, не полагаясь на готовое описание или обычное изображение. Такое воображение играет важную роль во всех видах творческой деятельности людей.
Особая форма воображения — это сон. Мечта всегда направлена в будущее, в перспективы человеческой жизни. Образы, которые человек создает во сне, характеризуются ярким, живым, конкретным характером и эмоциональной насыщенностью. Но сон полезен только в том случае, если он ежедневно связывает желаемое будущее с настоящим; если же нет, то сон может превратиться из стимула к действию в викарийное действие и превратиться в фантазию.
Нейрофизиологической основой воображения является формирование временных нейронных связей в области первой и второй сигнальных систем, их диссоциация (распад на отдельные элементы) и объединение в новые системы под влиянием различных мотивов. Воображение связано с эмоциями, активностью подкорковых образований мозга, но исследования последних лет подтверждают, что физиологические механизмы воображения расположены не только в коре головного мозга, но и в более глубоких отделах головного мозга — в гипоталамолимбической системе.
Основой воображения всегда является восприятие, то есть материал, из которого строится новый материал. Затем этот материал обрабатывается — комбинируется и перекомбинируется. Анализ и синтез того, что воспринимается, являются компонентами этого процесса.
Вся дальнейшая деятельность воображения происходит с помощью следующих механизмов: агглютинация, акцентуация, гиперболизация, схематизация, типизация, реконструкция. Давайте рассмотрим их подробно.
Агглютинация — это слияние элементов или частей нескольких объектов в причудливое изображение.
Подчёркивание — подчёркивание и подчеркивание определённых особенностей объектов таким образом, чтобы одна часть могла доминировать. Гипербола — преувеличение или преуменьшение объекта или его частей.
Реконструкция — создание целого изображения из частей объекта.
Схематизация — Сглаживание различий и сходств между объектами.
Типизация — отличительные характеристики разных объектов на изображении.
Человеческое воображение многофункционально. В числе самых важных:
- гностико-эвристика — позволяет воображению находить наиболее существенные, значимые аспекты реальности и выражать их в образах;
- защитный — позволяет регулировать эмоциональное состояние (удовлетворять потребности, снимать напряжение и т.д.).
- Коммуникативно-инвестиционный — вовлекает коммуникацию либо в процесс создания воображаемого продукта, либо в процесс оценки результата;
- Прогноз — состоит в том, что продукт воображения — это цель, к которой стремится субъект.
Приемы творческого воображения
- Агглютинация (создания нового образа из двух или более уже существующих, например, сказочная «Избушка на курьих ножках» появилась как сочетание «избы» и «курицы»).
- Аналогия (образ строится на основании существующего, но с преувеличенными, либо преуменьшенными характеристиками, например, былинные богатыри, которые обладали сказочной силой и могли сражаться с врагом один на один).
- Типизация (единичное изображение типичного, существующего образа, например, картины художников-пейзажистов).
- Ассоциация (создание целостного образа на основании мелких единиц уже существующих образов).
- Олицетворение (создание одушевленного образа на основание элементов неодушевленных. Чаще всего используется в мифах и сказках).
Творческое воображение может быть научным, художественным, технологическим – одним словом, применяться практически во всех сферах жизнедеятельности человека. Важно различать творческое воображение и мечты, так как оно относится к активному виду и направлено в дальнейшем на реализацию созданных образов, а мечты – это пассивный вид, они могут не мотивировать человека к действиям.
Метод ТРИЗ «Золотая рыбка»
Основная задача – взять за основу нереальную ситуацию и поэтапно «препарировать» ее до момента решения, постепенно отсекая все реальные составляющие.
Например: палеонтологи на раскопках нашли яйцо динозавра. Условия под землей были таковы, что яйцо не окаменело, а зародыш впал в состояние анабиоза. И вот оказавшись на поверхности земли, согретое солнышком, яйцо проснулось, и внутри послышались шевеления. Вдруг скорлупа лопнула, и ученые увидели голову детеныша – четырехкрылого микрораптора.
Итак, начнем разбор с использованием элементов ТРИЗ технологии.
— Палеонтологи на раскопках – ситуация вполне реальна.
— Нашли яйцо динозавра – тоже вполне допустимо.
— Яйцо не окаменело, а зародыш впал в состояние анабиоза – вот здесь начинается фантастическая составляющая, которую снова расчленяем и убираем всю реальность.
По этому методу можно создавать целые проекты ТРИЗ в детском саду. Брать истории из различных областей жизни человека, природы, науки и доказывать самим себе и окружающим, что невозможное возможно. Единственное, чего не стоит делать по данному методу – это разбирать существующие сказки. Это может негативно повлиять на воспитательную составляющую сказки и восприятия ее в целом.
Методы развития творческого воображения
Существует множество конкретных упражнений для развития творческого воображения, но стоит отметить, что основным фактором является накопление и расширение опыта – научного, творческого, технического. Чем больше в сознании человека информации и образов, тем активнее будет работать его воображение, опираясь на них, синтезируя и рождая новые.
Накопление опыта может проходить самыми простыми способами – чтение книг разных жанров (особенно полезны фантастика, детективы, поэзия), посещение музеев, театров, просмотр фильмов, путешествия, общение с разными людьми, освоение новых навыков.
Помимо расширения кругозора важно развивать наблюдательность – обращайте внимание на мелкие детали окружающего вас мира, старайтесь их запоминать, например, мелкие детали на фасаде исторического здания, вывески магазинов, объявления, внешний вид прохожих. Нам кажется, что мы не запоминаем эти детали, но они остаются в нашем подсознании и при необходимости, всплывают во время творческого процесса, помогая ему.
Упражнения на развитие воображения
- Придумать название и описание картине. Для этого упражнения желательно пойти в музей современного изобразительного искусства или найти галерею художников-сюрреалистов в интернете. Главное условие – картина не должна быть реалистичной и очевидной по содержанию. Изучайте ее взглядом и записывайте, либо проговаривайте варианты названий и сюжета. Для этой тренировки хорошо подойдут картины Сальвадора Дали или Пабло Пикассо.
- Разгадывание визуальных загадок или друдлов. Это лаконичные изображения, которые можно трактовать по-разному, правильного ответа содержанию нет, все образы, которые создает ваше изображение будут верными и чем их больше, тем лучше.
- Придумывание биографии прохожим на улице или пассажирам в транспорте. Старайтесь, описывая жизнь человека, продумать как можно больше деталей: кто у него семья, какой институт он заканчивал, где работает и так далее.
- Буриме или коллективное сочинение стихов. Это не только веселая популярная игра, но и эффективное упражнения для развития творческого потенциала. Принцип игры: первый участник пишет на листке несколько рифмующихся строчек, заворачивает лист, так, чтобы было видно только последнюю строчку и передает следующему участнику, который на основании этой строчки так же придумывает стих, заворачивает лист и передает дальше. В конце лист разворачивается и, сочиненная общим трудом «поэма» зачитывается одним из игроков.
Чтобы результат получился интересным, лучше избегать банальных рифм, не использовать однокоренные слова и местоимения. Чем неожиданнее будет рифма – тем лучше. Можно играть в буриме заранее обговорив правила (например, размер стиха и содержание), а можно просто придумывать смешные стишки без определенной направленности.
- Крокодил. Эта всем известная игра для шумных компаний является идеальным тренажером для творческого воображения. Правила упражнения просты и всем знакомы – один участник сообщает другому на ухо слово (это может быть существительное, устойчивое сочетание, глагол или прилагательное, можно в начале установить правила, что, к примеру, используются только существительные или только глаголы) и тот должен только при помощи жестов объяснить это слово остальным участникам.
- Активити. Так же является не только упражнением, но и популярной игрой и имеет множество разновидностей. Классическим вариантом является набор карточек разной сложности, в которых игрокам нужно нарисовать, показать или описать словесно написанное на них слово.
Еще больше упражнений на развитие творческого воображения и фантазии можно найти на сайте: .