Ринолалия — нарушение речи, проявляющееся выраженным искажением речи и неправильным произношением отдельных звуков. Как правило, развитие данной речевой патологии вызвано неправильным строением речевого аппарата. Речь ребенка при ринолалии имеет специфическое звучание: так как данная патология предполагает нарушение резонаторной функции носа, воздух поступает неправильно, что и провоцирует деформацию звуков.
Помимо звуковых искажений, ринолалия может стать причиной трудностей лексического и грамматического развития речи ребенка. Для исключения развития проблем психологического характера необходима специализированная работа с ребенком с ринолалией.
Формы ринолалии
Развитие ринолалии обусловлено неправильным взаимодействием носоглотки и ротовой полости. Выделяют следующие формы ринолалии:
- Открытая ринолалия – для данной формы нарушения характерно прохождение потоков воздуха одновременно через нос и рот, что формирует носовой резонанс при звучании. —
- Закрытая ринолалия – при данной форме затруднен выход воздуха через нос из-за наличия какой-либо преграды. В этом случае особенно искажено произношение согласных звуков, а также отмечается искажение тональности и звонкости при произношении гласных звуков.
- Смешанная ринолалия – в данном случае характерно сочетание носовой непроходимости с недостаточностью небно-глоточного затвора. При этом отмечается искажение произношения носовых звуков. Речь ребенка со смешанной ринолалией отличается назальным звучанием.
Данные разновидности речевой патологии могут быть органическими и функциональными. Органическая ринолалия, как правило, вызвана:
- врожденными дефектами;
- травмами и опухолями;
- деформацией носовой полости.
Причиной функциональной ринолалии, как правило, служит гиперфункция мягкого неба при низком тонусе мышц, в результате чего поток воздуха направляется через рот.
Причины ринолалии
Ринолалия у детей может иметь как врожденный, так и приобретенный характер. К причинам врожденной ринолалии относят:
- расщелины неба;
- деформацию носа;
- деформацию верхней челюсти;
- укорочение мягкого неба.
Подобного рода дефекты формируются на ранних сроках беременности и являются следствием заболеваний беременной женщины (краснухой, гриппом и пр.). Кроме того, причиной развития дефектов могут послужить: курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ, а также химические отравления.
К причинам возникновения приобретенной ринолалии принято относить:
- различные травмы (лица, носа, головы);
- опухоли;
- удаление аденоидов;
- фибромы носоглотки;
- полипы носа;
- кровоизлияние в мозг;
- неврологические расстройства.
Кроме того, специалисты отмечают случаи, что развитие гнусавости голоса может быть связано с тем, что маленький ребенок на том этапе, когда учится говорить, копирует гнусавый голос кого-то из своего окружения (родители, сверстники), в результате чего развивается нарушение речи.
Центр лечения ринолалии
Как правило, диагностика ринолалии не вызывает особых затруднений. Трудности могут возникнуть на этапе определения конкретного вида патологии. Для более точной дигностики обследование детей с ринолалией должно начинаться с посещения таких специалистов как: отоларинголог, стоматолог и логопед.
В первую очередь, необходимо определить причины возникновения ринолалии. Для этого нужно выполнить ряд исследований:
- рентген носоглотки;
- риноскопия;
- фарингоскопия и пр.
У ребенка обязательно проверяется произношение всех звуков, как гласных, так и согласных, а также лексика и грамматика, чтение и письменная речь. Лечение ринолалии, как правило, предполагает комплексный подход:
- хирургическое вмешательство (необходимо при органических формах ринолалии);
- физиотерапия;
- психотерапевтическая помощь;
- занятия с логопедом.
Коррекционная работа при ринолалии должна начинаться как можно раньше, это позволит достичь желаемого эффекта в более короткие сроки.
Коррекция ринолалии в Первом детском медицинском центре включает в себя следующее:
- логопедические занятия, направленные на исправление звукопроизношения;
- коррекция тембра голоса;
- дыхательная гимнастика;
- логопедический массаж;
- работу, связанную с расширением словарного запаса ребенка, а также с формированием слухового внимания;
- артикуляционная гимнастика.
В случаях, когда коррекция ринолалии включала в себя хирургическое вмешательство, специалисты Центра проводят логопедическую работу, направленную на обучение маленького пациента произносить звуки при новых анатомических условиях. В этом случае проводят дыхательную гимнастику и массаж неба.
Обращаясь в наш Центр, Вы получите квалифицированную помощь логопеда, который уделит особое внимание Вашему ребенку и даст ответы на все волнующие Вас вопросы. Мы рады Вам помочь! Первый детский медицинский центр: Здоровье детей – спокойствие родителей!
Поделиться в соцсетях:
Записаться к Врачу
Выбрать врача
Коррекционные возможности логопедического массажа
Логопеду часто приходится сталкиваться с трудностями при подготовке и постановке многих звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи. Особенно это касается учащихся с ринолалией и различными формами дизартрий. При коррекции звукопроизношения в их речи нередко оставался носовой оттенок голоса.
Огромным подспорьем в тяжелой работе логопеда с детьми имеющими врожденные несращения губ, твердого и мягкого нёба и оперированной подъязычной связкой, будут: массаж оперированного нёба, тренировка в опускании корня языка и удержании кончика языка у нижних резцов.
Предлагаемые приемы массажа доступны каждому, дают отличный результат в оптимально короткие сроки при систематических занятиях логопеда и родителей с детьми. Наблюдать динамику в улучшении звукопроизношения можно, используя контрольные магнитофонные записи речи ребенка. Самое главное в нашей методике массажа – последовательность, огромное терпение и систематичность.
А.Г. Ипполитова о (1983).
Общие сведения о массаже
Ошибаются те, кто считает, что действие массажа сводится лишь к механическому влиянию на определенные участки тела. Он стимулирует организм в целом, усиливает обменные процессы в определенных тканях и органах, что способствует улучшению сна, увеличению силы и эластичности мышц. Массаж облегчает продвижение крови по капиллярам, ускоряет венозный отток, а значит, помогает скорейшему заживлению ран и созреванию рубцов. Массаж мягкого нёба может несколько удлинить его.
Массаж в ротовой полости противопоказан при стоматитах, ангинах, острых респираторных заболеваниях, повышенной температуре тела. В этом случае его следует заменить (!) полосканием горла настоями трав (шалфей, ромашка, календула и др.) 2-3 раза в день. Обучить этому следует самого ребенка и окружающих его взрослых.
Выполняется массаж только чистыми, сухими, теплыми руками с коротко остриженными ногтями, подушечками пальцев. Нагрузку увеличивают постепенно. Массаж может длиться от 2 до 10 минут. Проводить его необходимо ежедневно, а для органов ротовой полости – натощак.
Не массируйте ребенка, если он в плохом настроении. Массаж и все виды ЛФК ребенок должен воспринимать как интересную игру.
Ребенку, страдающему врожденными несращениями верхней губы, твердого и мягкого нёба, до и после операции показан массаж лица, особенно круговой мышцы рта, твердого и мягкого нёба, увулы.
Приемы массажа
В логопедической работе с детьми применяют четыре приема массажа в такой последовательности: поглаживание; растирание; разминание; вибрация.
Поглаживание улучшает кожное дыхание, усиливает выделительную функцию кожных желез, повышает кожно-мышечный тонус, сократительную функцию мышц, способствует раскрытию резервных капилляров, от чего кожа становится гладкой и упругой.
Поглаживание артикуляционных органов проводят медленно, ритмично. А мягкое нёбо и подъязычную связку массируют только по направлению их удлинения. Существует прямолинейное, спиралевидное и комбинированное поглаживание. Именно поглаживанием начинают и заканчивают массаж.
Растирание производится в местах, склонных к застойным явлениям (например, область рубца). Кожа вместе с подлежащими тканями растягивается или смещается в различных направлениях. При растягивании усиливается кровообращение и происходит местное повышение температуры тела на 1-2 С. Существует прямолинейное, спиралевидное, кругообразное растирание и растирание «щипками».
Разминание — основной прием действия на мышечную ткань. Это пассивная гимнастика для мышц. Здесь происходит захватывание, оттягивание, отодвигание мышцы и попеременное давление на ткань. Производят разминание подушечками большого и указательного пальцев.
Вибрация делается кончиками пальцев, установленными перпендикулярно к массируемому участку. Движения выполняются с максимальной частотой. Вибрация стимулирует рефлексы, приводит к восстановлению угасших рефлексов, имеет выраженное обезболивающее действие.
Массаж круговой мышцы рта
Он начинается с поглаживания от узелка левой ушной раковины вторым и третьим пальцами. Указательный палец поглаживает верхнюю губу, а средний – нижнюю, соединяясь у правого угла рта. Это же движение повторяют левой рукой от правого узелка ушной раковины к левому углу рта. Движение выполняется 6-8 раз каждой рукой. Затем обоими большими пальцами от середины верхней губы производят поглаживание и растирание к углам рта. То же делают сверху вниз по верхней губе из-под носа.
Затем указательный палец вводится под губу, а большой ложится снаружи и начинается разминание. Пальцы двигаются влево-вправо, сверху вниз, как бы раздавливая и растягивая губу вниз. Разминание производят в области рубца, а также справа и слева от него. Рубец растягивают в длину постепенно. При оттягивании губу можно захватывать куском стерильного бинта, чтобы пальцы не скользили. Вибрация верхней губы осуществляется указательными пальцами, установленными перпендикулярно к ней. Нужно двигаться от середины губы к углам рта одновременно двумя пальцами. Заканчивается массаж поглаживанием.
Массаж твердого и мягкого нёба
Массаж можно начинать через две недели после операции. Он должен размягчить операционные рубцы и обеспечить хорошую подвижность мягкого нёба. Массаж нужно проводить ежедневно по нескольку раз, особенно в первые 6-8 месяцев. Массажист должен на указательный палец надеть напальчник. Ребенок облизывает его (чтобы было скольжение) и можно начинать. Ребенок сидит на стуле. Массажист стоит справа от него. Ладонь его левой руки должна лежать на темени ребенка (потому что он старается приподняться и «убежать» от пальца, выполняющего необходимые движения). При этом взрослый непрерывно, ласково и мягко рассказывает ребенку о необходимости массажа, о том, что все получится, что потом он научится лучше говорить, что нужно немного потерпеть, пережить неприятные ощущения во рту и т.п.
Начинается массаж от верхних передних зубов по своду нёба назад, по мягкому нёбу до глотки. Нёбо поглаживают несколько раз, затем растирают по прямой линии шва спереди назад, спиралевидно. Давление пальца на нёбо и рубец должно быть настолько сильным, насколько может вытерпеть ребенок. Оно постепенно усиливается от начала к концу сеанса и от сеанса к сеансу. Через 5-6 месяцев рубец становится мягче, эластичнее.
После прямых и спиралевидных движений на нёбе «рисуются» две-три «елочки». При этом взрослый ласково говорит ребенку:
— Сейчас тебе на нёбе нарисуем елочку. Вот это ее вершина. (Место за передними зубами.) Это корень нашей елочки. (Мягкое нёбо и свисающий язычок.) Теперь нарисуем на нёбушке ствол елочки. (Палец движется от передних верхних резцов к свисающему язычку мягкого нёба, нажимая на ткани рубца.) А теперь я буду рисовать лапки у елочки. (Палец достаточно сильно, сдвигая ткани по направлению к глотке, надавливает от воображаемого «ствола елочки» к зубам.)
Очень эффективно поднимать пальцем возможно выше мягкое нёбо, следуя за его естественным движением при произнесении звуков [а], [э].
Движения мягкого нёба нужно пронаблюдать сначала у себя перед зеркалом, а затем показать ребенку. Необходимо сравнить высоту подъема мягкого нёба, стараясь поднять его выше. Если не получается зрительный контроль, можно ощупывать нёбо пальцами (большим у себя, указательным или средним у ребенка). Следует и ребенку дать возможность ощутить движения нёба взрослого.
Ребенок произносит звук [а], взрослый пальцем двигается за нёбом вверх, просит поднять его еще выше: «Пусть нёбушко убегает от моего пальчика». Так делается несколько раз до возникновения рвотного рефлекса. Так же работают со звуком [э]. В конце занятия обязательно нужно поблагодарить ребенка, похвалить его.
Как правило, сразу после массажа носовой оттенок в речи ребенка уменьшается. Но не надо тешить себя надеждой, что он сам себе (как пишут в некоторых пособиях) будет делать подушечкой большого пальца необходимый массаж, вызывать рвотный рефлекс, надавливать с максимальной силой на свежий, очень болезненный послеоперационный рубец. Таких сознательных детей просто не существует. Хотя некоторые “артисты” научились прекрасно имитировать процесс массажа. Но результат получается не тот! Даже одно-, двухдневный пропуск массажа делает рубец плотнее (это ощущается пальцем сразу, а зондом – никогда). Естественно, объяснять ребенку необходимость самомассажа надо обязательно, ведь несколько раз в день взрослый не сможет выполнять его.
Итак, только палец логопеда или родителя, заинтересованного в быстрой и качественной коррекции речи ребенка, сможет за короткое время сотворить чудеса с укороченным рубцовым нёбом, превратив его в эластичный, послушный и очень важный орган артикуляции.
Если ребенок кусается во время массажа (возможно непроизвольное, достаточно сильное сжатие челюстей), следует забинтовать верхнюю фалангу указательного пальца несколькими слоями узкого бинта, надеть на него и протереть спиртом напальчник. Можно приобрести в аптеке песочные часы (1 мин., 2 мин., 5 мин.), и для ребенка эта неприятная процедура станет не такой утомительной. Закончить массаж можно игрой с пипеткой, капая в рот ребенку по 3-5 капель вкусной жидкости, чтобы он ее глотал. Это дает отличный результат при тренировке мышц мягкого нёба и глотки.
Вибрация язычка мягкого нёба
Она выполняется средним или указательным пальцем, который вводится в рот и устанавливается перпендикулярно к язычку мягкого нёба. Затем начинается вибрация влево-вправо с максимальной частотой. Как правило, при этом возникает рвотный рефлекс, который полезен для тренировки мышц глотки и нёба. (Затухание реакций глоточных мышц на раздражитель может начаться в 5 и закончиться в 7 лет.)
Все описанные манипуляции нужно выполнять спокойно и уверенно! Очень важно проявить при этом выдержку и терпение, проводить большую разъяснительную и психологическую работу как с самим ребенком, так и с его ближайшим окружением.
Детям необходимо постепенно привыкать к массажу, который не должен превращаться в истязание, поскольку его приходится делать очень длительное время (6-12 месяцев, а иногда и больше).
Кроме массажа необходимо регулярно заниматься ЛФК и дыхательной гимнастикой.
Мы рады помочь Вам и Вашим детям!