Сборник игр и упражнений на развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста «Вместе играем — речь развиваем»


Ход игры

Постепенно упражнения можно усложнять, добавляя новые признаки предметов и расширяя их.

Перед ребенком следует поставить несколько игрушек животных и описать их.

Лиса – это животное, которое живет в лесу. У лисы рыжая шерсть и длинный хвост. Она ест других мелких животных.

Заяц – это небольшое животное, которое прыгает. Он любит морковку. У зайца длинные уши и очень маленький хвостик.

«Как ты узнал?»

Цель: формировать у детей умение подбирать доказательства при составлении рассказов, выбирая существенные признаки.

Материал: предметные картинки.

Ход игры

Дети учатся составлять рассказы о профессиях.

Педагог дает образец: «Это доктор. Он лечит людей. Каждому больному он прописывает разные лекарства. Доктор смотрит горло, слушает, меряет температуру, делает уколы.

Следуя образцу, дети составляют по картинкам короткие рассказы о профессии продавца, парикмахера, летчика и т. д.

«Пословицы, поговорки»

Цель: развивать логическое мышление: умение наблюдать, сопоставлять, анализировать делать выводы; умение работать со словом.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям: «Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит.Надо соблюдать правила игры: когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали. Говорите только о тех предметах, которые находятся в комнате». После небольшой паузы (дети должны выбрать предмет для описания, приготовиться к ответу)

воспитатель кладет камешек на колени любому играющему. Ребёнок встает и дает описание предмета, а затем передает камешек тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребёнок описывает свой предмет и передаёт камешек другому играющему, чтобы тот отгадал.

План описания предмета: Он разноцветный, круглой формы. Его можно бросать вверх, катать по земле, а в группе нельзя им играть, так как можно разбить стекло.

«Опиши и угадай»

Цель: формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем. Развивать монологическую форму речи.

Игры и упражнения для развития связной речи

Игры и упражнения для развития связной речи.

«Исправь ошибку»

Цель

: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их.

Взрослый рисует сам или показывает картинку и предлагает ребенку найти неточности: цыпленок красного цвета клюет морковку; медвежонок с ушами зайца; лиса синяя без хвоста и т.п. Ребенок исправляет: цыпленок желтый, клюет зернышки; у медвежонка круглые маленькие ушки; у лисы длинный хвост и рыжая шубка.

Сравни разных зверят»

Цель

: учить сравнивать разных
«
животных, выделяя противоположные признаки.

Педагог предлагает рассмотреть мишку и мышку. — Мишка большой, а мышка… (маленькая). Еще какой Мишка… (толстый, толстопятый, косолапый)? А мышка какая… (маленькая, серенькая, быстрая, ловкая)? Что любит Мишка… (мед, малину), а мышка любит… (сыр, сухарики). — Лапы у Мишки толстые, а у мышки… (тоненькие). Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка… (тоненьким). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки… (короткий). Аналогично можно сравнить и других животных — лису и зайца, волка и медведя. На основе наглядности дети учатся называть слова с противоположным значением: кукла Катя большая, а Таня… (маленькая); красный карандаш длинный, а синий… (короткий), зеленая лента узкая, а белая… (широкая); одно дерево высокое, а другое… (низкое); волосы у куклы Кати светлые, а у Тани… (темные). У детей формируется понимание и употребление обобщающих понятий (платье, рубашка — это… одежда; кукла, мяч — это игрушки; чашка, тарелка — это посуда), развивается умение сравнивать предметы (игрушки, картинки), соотносить целое и его части (паровоз, трубы, окна, вагоны, колеса — поезд). Детей учат понимать семантические отношения слов разных частей речи в едином тематическом пространстве: птица летит, рыба… (плывет); дом строят, суп… (варят); мяч сделан из резины, карандаш… (из дерева). Они могут продолжить начатый ряд слов: тарелки, чашки… (ложки, вилки); кофта, платье… (рубашка, юбка, брюки). На основе наглядности проводится работа и с ознакомлением с многозначными словами (ножка стула — ножка стола — ножка у гриба; ручка у сумки — ручка у зонтика — ручка у чашки; иголка швейная — иголка у ежа на спине — иголка у елки).

«Разложи картинки»

Цель:

выделять начало и конец действия и правильно называть их.

Детям раздают по две картинки, изображающих два последовательных действия (рис. 1) (мальчик спит и делает зарядку; девочка обедает и моет посуду; мама стирает и вешает белье и т.п.). Ребенок должен назвать действия персонажей и составить короткий рассказ, в котором должны быть четко видны начало и конец действия.

«Кто что умеет делать»

Цель

: подобрать глаголы, обозначающие характерные действия животных.

Ребенку показывают картинки животных, а он говорит, что они любят делать, как кричат (рис. 2). Например, кошка — мяукает, мурлычет, царапается, лакает молоко, ловит мышей, играет с клубком; собака — лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает. Такую игру можно проводить на разные темы. Например, животные и птицы: воробей чирикает, петух кукарекает, свинья хрюкает, утка крякает, лягушка квакает.

«Кто назовет больше действий»

Цель

: подобрать глаголы, обозначающие действия.

— Что можно делать с цветами? (Рвать, сажать, поливать, смотреть, любоваться, дарить, нюхать, ставить в вазу.) Что делает дворник? (Подметает, убирает, поливает цветы, чистит дорожки от снега, посыпает их песком.) Что делает самолет? (Летит, гудит, поднимается, взлетает, садится.) Что можно делать с куклой? (Играть, гулять, кормить, лечить, купать, наряжать.) За каждый правильный ответ ребенку дается цветная ленточка. Побеждает тот, кто наберет ленточки всех расцветок.

«Как сказать по-другому?»

Цель

: заменять многозначные слова в словосочетаниях.— Скажи по-другому! Часы идут… (ходят). Мальчик идет… (шагает). Снег идет… (падает). Поезд идет… (едет, мчится). Весна идет… (наступает). Пароход идет… (плывет). Закончи предложения. Мальчик пошел… Девочка ушла… Люди вышли… Я пришел… Саша идет медленно, а Вова идет… Можно сказать, что он не идет, а…

Составление сказки «Приключения Маши в лесу»

Воспитатель спрашивает: «Зачем Маша пошла в лес? Зачем вообще ходят в лес? (За грибами, ягодами, цветами, погулять.) Что с ней могло случиться? (Заблудилась, встретила кого-то.) Этот прием предотвращает появление одинаковых сюжетов и показывает детям возможные варианты его развития.

«Кто у кого»

Цель

: соотносить название животных и их детенышей, подбирать действия к названию животных.

Ребенок рассматривает рисунки (рис. 6) — животные с детенышами: курица и цыпленок клюют зернышки (или пьют воду), кошка и котенок лакают молоко (вариант — играют клубочком), собака и щенок грызут кость (вариант — лают), корова и теленок щиплют траву (вариант — мычат), лошадь и жеребенок жуют сено (вариант — скачут), утка и утенок плавают (крякают). — Назови животных и их детенышей. — Подбери определения к названиям детенышей животных: скажи, какая курица (кошка, собака, корова, утка, лошадь), какой цыпленок (котенок, щенок, теленок, жеребенок, утенок)?

«Составь описание»

Цель

: учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.

— Опиши ягоду или фрукт, который ты больше всего любишь, а мы отгадаем. («Он круглый, красный, сочный, вкусный — это мой любимый… помидор»; «Он темно-бордового цвета, а внутри у него много-много разных зернышек, сладких и спелых, это мой любимый фрукт… гранат».) Приведем пример занятий, где тесно переплетаются все речевые задачи: воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи и развитие связной речи.

«Придумай рассказ»

Цель

: учить детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют свое значение, и переносить их в связное высказывание.

— Закончи фразу:

1. Подушка мягкая, а скамейка… (жесткая). Пластилин мягкий, а камень… (твердый).

2. Ручей мелкий, а речка… (глубокая). Ягоды смородины мелкие, а клубники… (крупные).

3. Кашу варят густую, а суп… (жидкий). Лес густой, а иногда… (редкий).

4. После дождя земля сырая, а в солнечную погоду… (сухая). Покупаем картофель сырой, а едим… (вареный).

5. Купили свежий хлеб, а на другой день он стал… (черствый). Летом мы ели свежие огурцы, а зимой… (соленые). Сейчас воротничок свежий, а завтра он будет… (грязный).

— Объясни, как ты понимаешь эти выражения: дождь озорничал; лес дремлет; дом растет; ручьи бегут; песня льется. — Как сказать по-другому: злая зима (очень холодная); колючий ветер (резкий); легкий ветерок (прохладный); золотые руки (все умеют делать красиво); золотые волосы (красивые, блестящие)? — Где ты встречал выражение «злая зима»? (В сказках.) К кому относится слово «злая»? (Злая мачеха, злая ведьма, злая Баба Яга.) — Придумай складное окончание к фразам: «Медвежонок, где гулял? (Мед на дереве искал.) Медвежата, где вы были? (По малину в лес ходили, на полянке мы бродили.) Медвежонок мед искал (и братишку потерял)». — Придумай рассказ про двух медвежат, а я запишу его, потом почитаем папе (бабушке, сестре).

Ход игры

Детям предлагается продолжить и закончить начатое логопедом предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например,воспитатель начинает предложение так: «Дети идут. (Куда? Зачем)

»Или более усложненный вариант:
«Дети идут в школу, чтобы.»
Этот вариант помимо обогащения грамматического опыта может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребенка по отношению к различным жизненным ситуациям.

«Если бы.»

Цель: развивать у детей связную речь, воображение, высших форм мышления – синтез, прогнозирование, экспериментирование.

«Запиши рассказ» (для детей 5-6 лет)

Каждый участник игры получает большую карточку ( по принципу лото), состоящую из 8 отдельных друг от друга линиями картинок. Они расположены по две в одном ряду. Последняя картинка предыдущего ряда соответствует первой картинке следующего ряда. Так же детям дают по комплекту точно таких же отдельных (разрезанных) картинок.

Педагог зачитывает:

Кошка любила сосиски. Сосиски были в сумке. Сумку охраняла собака. Собака не дала утащить сосиски кошке.

На первых порах дети слушают рассказ с опорой на большую карточку, затем она переворачивается, и играющие «записывают» рассказ с помощью отдельных разрезанных картинок, располагая их в следующем порядке:

кошка-сосиски сосиски-сумка сумка-собака собака-кошка

Далее игроки по очереди рассказывают с опорой на свой план, что у них получилось. Затем с педагогом обсуждают, чей рассказ точнее. Когда дети усвоят принцип «записи», следующий рассказ они уже могут прослушивать без опоры на большую карточку и пробовать «записать» его сразу отдельными картинками.

Например:

Соня ела конфеты. Конфетный запах почуяла собака. Собака открыла буфет. В буфете лежали конфеты.

Еще одним вариантом этой игры может быть рассказ, придуманный самим ребенком. Ему предлагается рассмотреть большую картинку, ребенок «нанизывает» одно предложение на другое, закрывая отдельной картинкой ее аналог на большой карточке. Данная игра используется мною на подгрупповых занятиях, когда одновременно могут играть два-три человека.

Ход игры.

Ребенку предлагается не только составить рассказ по сказке, используя картинки, но и восстановить их последовательность. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.

«Как ты узнал?»

Задача: при составлении рассказа упражнять в подборе доказательств, делая акцент на существенных признаках описываемого предмета.

Ход игры. Перед детьми находятся предметы или картинки, которые им предстоит описывать. Ребёнок выбирает любой предмет и называет его.Ведущий спрашивает: «Как ты узнал, что это телевизор?»

Играющий должен описать предмет, выбирая только существенные признаки, отличающие этот предмет от остальных. За каждый правильно названный признак получает фишку. Выиграет тот, кто наберёт больше всего фишек.

«Сочини-ка!»

Задача: упражнять детей в составлении предложений с использованием заданного глагола.

Оборудование. Флажки, значки.

Описание игры. Педагог произносит одно слово (глагол, например, «готовит»

. Дети придумывают с этим словом предложения,например:
«Бабушка готовит вкусные пирожки»
,
«Повар готовит вкусно»
,
«Таня готовит суп»
. У кого самое интересное предложение, тот получает фишку, значок. Выигрывает тот, у кого больше фишек, значков.

Примечание. За основу предложения можно взять не только глагол. Педагог может назвать любую часть речи (прилагательное, наречие и т. д., в зависимости от цели занятия.

«Какая картинка не нужна

Цель: формировать у детей умение находить лишние для данного рассказа детали.

Основные выводы

К концу дошкольного возраста дети должны овладеть навыками связной речи. Развитие всех сторон связной речи нужно стимулировать различными методами, используя сюжетно-ролевую игру, театрализованную деятельность, речевые наборы карточек, дидактические игры на развитие логики, последовательности и выразительности, мнемотехнику.

При регулярном использовании этих приемов речь ребенка при обследовании перед поступлением в первый класс будет находиться на высоком уровне. Быстрее всего речь развивается в игре – ведущей деятельности детей дошкольного возраста.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Ход игры

Ребенок должен объяснить значение, смысл пословицы, поговорки, затем повторить ее четко, выразительно.

-Не имей сто рублей, а имей сто друзей

– Скучен день до вечера, коли делать нечего

– Аккуратность человека красит

– Маленькое дело лучше всякого безделья

– За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь

«А я бы…»

Цель: развивать творческое воображение. Учить свободному рассказыванию.

Ход игры

Перед детьми находятся предметы или картинки, которые им предстоит описывать. Ребёнок выбирает любой предмет и называет его.Ведущий спрашивает: «Как ты узнал, что это телевизор?»

Играющий должен описать предмет, выбирая только существенные признаки, отличающие этот предмет от остальных. За каждый правильно названный признак получает фишку. Выиграет тот, кто наберёт больше всего фишек.

«Верно ли это?»

Цель: формировать у детей умение замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]