Консультация для педагогов «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста»консультация по развитию речи по теме

Речевая активность детей зависит от того, как устроена окружающая среда его жизни. Из какого иллюстративного материала, из каких игрушек, из какого оборудования и из каких пособий она состоит. Она зависит и от того, каков развивающий потенциал в играх, как они располагаются, доступны ли они для того, чтобы ребенок мог осуществлять самостоятельную деятельность.

Оборудование в группах нужно размещать таким образом, чтобы воспитатель мог легко подходить ко всем детям во время занятий и игр.

Формирующая речевая среда

Формирующая речевая среда дает большие возможности для речевого развития.

Детям можно предлагать самостоятельно рассматривать картинки, игрушки, книги, рассказывать им об этих предметах, а также о разных событиях. С помощью поручений можно давать детям возможность общаться с ровесниками и со взрослыми. Для того, чтобы развивать инициативную речь, нужно предоставить детям возможность самостоятельно рассказать о предметах из ближнего окружения. Также нужно подсказывать детям образцы обращения к взрослым.

Также обсудим игры и игровые упражнения.

Консультация для педагогов «Развитие речевой активности у детей старшего дошкольного возраста»

Татьяна Черкашина

Консультация для педагогов «Развитие речевой активности у детей старшего дошкольного возраста»

Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе и активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе.

«Чтобы научиться говорить, надо говорить»

М. Р. Львов.

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию и построению своей личности, своего мира через диалог с другими личностями.

Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, т. е. обладал определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности.

Всестороннее развитие ребенка осуществляется на основе усвоения многовекового опыта человечества. Этот опыт к детям приходит от взрослых, он передается с помощью языка.

Развитию речи — Это обучение родному языку, правильной речи, развитию речевого общения, расширению словаря, обучение пересказу. Компонентами речевой активности является быстрота речевых реакций и в диалоге и в других ситуациях, выбор игр и игровых увлечений, связанных с речью, речевое воображение, овладение на определенном уровне системой языка.

Овладение связной речью — это не только умение правильно построить предложение, а именно цепочку слов, объединенную одним глаголом.

Предметно-развивающая среда группы должна способствовать развитию речи детей: книжный, театральный, речевой уголки, сюжетные игры по ознакомлению детей с социальной действительностью.

Нужно стремиться к тому, чтобы дети самостоятельно называли предметы, их признаки, действия, могли классифицировать. Для этого можно оформить речевую коробочку, где размещены различные сюжетные и предметные картинки. Дети смогут самостоятельно составлять загадки-описания, рассказы по картинкам.

Следует чаще использовать в работе пальчиковые игры и игры с элементами оригами (Дети делают для своих пальчиков стаканчики-колпачки, а затем играют в игру): «Пять помощников у нас есть в резерве каждый раз,

Бреют, клеят и стирают, месят, гладят, убирают.

Шляпками накрою я, пальцы — все мои друзья.

Повышение уровня коммуникативных навыков, расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, совершенствование звуковой культуры, в том числе звукопроизношение и общие речевые навыки, практическое осознание детьми элементов языка, развитие связной речи (монологической и диалогической)

происходит на занятиях с играми следующего содержания:

«Найди (придумай)

слова со звуком…»

(соберём слова в корзинку,

«Лови слова, если услышишь в них звук…»

или Хлопушка

«Помоги найти место в слове звуку»

, (звуковые дорожки,

«Кто победит — гласные или согласные звуки в слове….? Посчитай, каких звуков больше?»,

«Сколько звуков ты слышишь в слове….?»

, «Определи последовательность звуков в слове»

,

«Придумай слово на звук (слог….».

«Давай делить слова на части и считать, сколько получилось!»

(конусы, кубики, хлопки, шаги, пуговки на Слоговичке,

«Волшебные превращения»

или рифмы
(упражнения на словообразование и словоизменение)
.

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю… (Снег.)

С неба всё скользят пушинки – Серебристые…
(Снежинки.)
На посёлки, на лужок Всё снижается…
(Снежок.)
Вот веселье для ребят – Все сильнее…
(Снегопад.)
Все бегут вперегонки, Все хотят играть в…
(Снежки.)
Словно в белый пуховик Нарядился…
(Снеговик.)
Рядом снежная фигурка – Это девочка –
(Снегурка.)
На снегу-то, посмотри – С красной грудкой…
(Снегири.)
Словно в сказке, как во сне, Землю всю украсил…
(Снег.)«Подбери родственное слово»
: Стрекоза – стрекозы, стрекозка; Зима –зимний, зимующий, зимовье; Лето –летний, однолетний, многолетний; Лист – листья, листопад, лиственный; Стол – столы, столешница, столовая; Дом – домашний, домовой, домовитый; Муравей – муравьи, муравейник, муравушка; День – дни, дневной, полдень; Час – часы, часовой, часом; Голова – головной, головы, головастик.
«Придумай предложение с заданным словом или по картинкам»
,

«Закончи предложение»

: На улице стало сухо, потому что…

Ночью темно, потому что…

Начался дождь, поэтому…

Реки и озёра замерзают ночью, так как…

Дети поливают морковь для того, чтобы…

Мы пойдём гулять, если…

«Чтобы слова не потерялись»

(составление схем предложений,

«Паровозик»

(распространение предложений,

«А дело было так!»
(составление рассказов по серии сюжетных картинок)
.
«Однажды….»(составление рассказа по заданному плану или сюжетной картинке)«Давай раскрашивать слова!»(подбор эпитетов)
Ёжик, ёжик, где гулял?

Где колючки потерял? Ты беги скорей к нам, ёжик. Мы сейчас тебе поможем! «Найди похожее!»

(подбор синонимов,

«Упрямый ослик»

(подбор антонимов,

«Если буква заблудилась…»
(подбор паронимов)
и т. д.

Загадывание загадок :

Солнышко утром рано встаёт. Лучики тянет – тепло нам даёт.

Летом снег! Просто смех! Снег по городу летает, Почему же он не тает? (тополиный пух)

У этого крошки Столбики – ножки. У этого крошки. Глаза поварёшки А ушки покуда С кухонное блюдо (слонёнок)

. Рассказ
«Для чего руки нужны?»
Е. Пермяк Петя с дедушкой были большими друзьями и любили задавать друг другу разные вопросы.Спросил как-то дедушка внука: — А для чего, Петенька, людям руки нужны? — А чтобы в мячик играть, — ответил Петя. — А ещё для чего? – спросил дед — Чтобы ложку держать — А ещё? — Чтобы кошку гладить. — А ещё? — Чтобы камешки в речку бросать. А как бы вы ответили на вопрос Петиного дедушки?

Сказка – один из наиболее доступных для детей жанров художественной литературы. Язык сказки прост и доступен. Пересказывая сказку, формируется звуковая выразительность речи, дикция, фонематическое восприятие, словарь. Дети любят показывать настольные и пальчиковые театры по сказкам. Также, детям проще выполнить математическое задание со своими любимыми сказочными персонажами.

Заучивание стихов — это утомительный процесс, поэтому полезно использование таких приемов,как: «расскажите парами»

,
«нарисуй стихотворение»
,
«пропой»
.

Зарисовка стихов — это прекрасный помощник для решения многих образовательных задач. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

К. Д.Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Упражнения для развития речевого творчества у детей: 1. Составлять рассказ по наблюдаемым действиям. 2. Составлять рассказ по нескольким сюжетным картинкам. 3. Составлять рассказ по прослушанному тексту и картине. 4. Составлять рассказ по одной сюжетной картине. 5. Составлять рассказ по памяти. 6. Составлять рассказ по символам. 7. Составлять рассказ по схемам. 8. Составлять рассказ по натуральным предметам. 9. Составлять рассказ по предметным картинкам. 10. Составлять рассказ по заданным словам. 11. Составлять рассказ с заменой в представленном тексте какой-нибудь одной детали или эпизода. 12. Составлять конец рассказа, начатый воспитателем 13. Составлять рассказ на заданную тему. 14. Сочинение сказок.

Полезно проводить игры с глобусом и географической картой. Здесь развивается не только речь, но и кругозор. Ребенок становится путешественником, он покоряет моря и страны, запоминает названия городов, растительный и животный мир других стран.

Можно изготовить интересные очки разной геометрической формы. Надев их, дети находят предметы такой же формы и придумывают различные названия этих предметов.

Пословицы и поговорки являются жанрами устного народного творчества. В них нашли отражение разнообразные стороны жизни и быта людей. Они расширяют кругозор детей, помогают лучше узнать народное творчество. В России считают, что поговорка — это цветочек, а пословица — ягодка. В свободное время можно поиграть в отгадывание пословиц, инсценирование их, в игру «Закончи пословицу»

.

Многие слова русского языка имеют не одно, а два-три, иногда – по десятку и более значений.Существует закономерность: чем чаще употребляется слово в речи, тем более оно многозначно. Многозначные слова образуют смысловое единство. Толкование их значений обязательно обнаруживает определенное сходство между обозначаемыми ими предметами и явлениями окружающего мира. Слово «нос»

нарасхват. Оно понадобилось людям и животным, а еще лодкам, кораблям и катерам, которые стали с гордостью бороздить своими носами воды морей, океанов, озер и рек. Слово
«хвост»
пригодилось всем животным, птицам, а также поездам, самолетам, ракетам и кометам. Работа над многозначностью слов обеспечивает
речевое развитие ребенка и способствует формированию качественной стороны детской лексики, развития произвольности речи, умению сознательно выбирать наиболее уместные для данного высказывания языковые средства. В конечном итоге данная работа служит для развития уровня общей речевой культуры.
Особое значение имеют литературно-речевые праздники, посвященные творчеству детских писателей. Главная задача таких праздников -дарить радость от встречи с любимыми произведениями, и при этом, решаются речевые задачи.

Заучивание стихов, оформление книжек-малышек, проведение речевых викторин, конкурсов, турниров помогают развивать мышление у детей, учат отражать основные эмоциональные состояния.

Речевое развитие старшего дошкольника определяется степенью сформированности его знаний, умений и навыков, познавательных и социальных мотивов, потребностей и интересов, а также других психических новообразований, которые составляют базис его личностной культуры. Высокий уровень речевых достижений дает ему возможность реализовать как социальную, так и интеллектуальную активность в кругу сверстников и взрослых людей.Расширение содержания потребностей в общении направляет внимание ребенка на новые аспекты действительности: на познание мира людей и взаимоотношений с окружающими, мира природы, предметно-практической и художественной действительности. Новые потребности общения обусловливают потребность и в новых средствах, которые должны помочь реализовать новые цели.

Вывод: Развитие творческих способностей, позволит пробудить скрытый потенциал, резервы, нестандартность и талант, заложенные в любом ребенке. Однако способность творить, в том числе и речевая творческая способность, будет развиваться наиболее успешно только в том случае, если ее развитие будет своевременно обеспечено соответствующими стимулами и оптимальными условиями среды, в которой ребенок находится.

Игра как средство речевой активности

Игра – это первая ступенька воспитательного процесса. Игра формирует язык. Язык при этом организует игру. Характером игры определяются речевые функции, средства общения и содержания. Слово для детей – это часть действительности. Из слов вытекает, насколько важно стимулировать деятельность детей и формировать их язык.

Для этого необходимо грамотно организовать игровое пространство, предоставить детям подходящие игрушки и предметы, которые позволят питать деятельность детей, обогащать запас определенных представлений и формировать их язык. Упражнения и игры дают положительный результат только в тех случаях, когда воспитатель представляет, какие именно задачи решаются в процессе их проведении и каковы особенности организации игр в раннем детстве.

Особенности развития общения у детей раннего возраста.

автор: Топычканова Татьяна Николаевна

Учитель-логопед, дефектолог МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №50» Петропавловск-Камчатского городского округа

Особенности развития общения у детей раннего возраста.

Особенности развития общения у детей раннего возраста.

Учитель-логопед, дефектолог Топычканова Т.Н.

Первые три года жизни являются чрезвычайно важным и ответственным периодом в развитии ребенка. В этом возрастном периоде закладываются фундаментальные личностные образования, такие как общая самооценка, доверие к людям, интерес к окружающему миру и др. Недоразвитие или изменение этих качеств в раннем возрасте с трудом поддаются коррекции в старшем возрасте.

В раннем возрасте необходим контроль над развитием для раннего выявления отклонений, планирования индивидуальных мер коррекции и профилактики, направленных на создание условий для полноценного развития всех сторон психики ребенка. Работа на этапах раннего онтогенеза связана с исключительным значением для развития личности. Благодаря быстрым темпам развития в период раннего детства незамеченные или показавшиеся незначительными отклонения от нормального могут привести к выраженным сдвигам в более зрелом возрасте. Кроме того, ранний возраст за счет пластичности детской психики, чувствительности к воздействиям, направленным на оптимизацию психического развития ребенка имеет более широкие возможности коррекции.

Выдающиеся отечественные психологи Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн показали, что психика ребенка развивается в основном путем «социального наследования», «присвоения» общественного опыта. Важную роль для человека играет общественно-исторический опыт предшествующих поколений людей, воплощенный в продуктах материальной и духовной культуры. Поскольку исторически сформировавшееся содержание человеческого опыта обобщено в словесной форме, то передача и усвоение его предполагают участие речи в этом процессе. Речь открывает ребенку доступ ко всем достижениям человеческой культуры. С развитием речи у ребенка связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов (восприятия, мышления и др.) [3, 29].

На протяжении детства ребенок усваивает этот опыт. В процессе такого усвоения — обучения в широком смысле слова происходит подлинное развитие его психики. Ребенок усваивает не только отдельные знания и умения — у него происходят коренные изменения различных психических процессов. Обучение ведет за собой развитие, говорил Л. С. Выготский.

Л. С. Выготскому принадлежит сама идея развивающего обучения. Ребенок не может самостоятельно открыть и освоить не только систему научных понятий, но и любое культурное орудие. Поэтому развитие детской психики обусловлено взаимодействием со взрослым, который открывает ребенку правила употребления различных орудий, раскрывает значения знаков и способов движения в системе научных понятий. Именно это приводит в конечном счете к высшим достижениям: осознанности и произвольности психики. Значит, роль взрослого, по Л.С. Выготскому, заключается не только в обеспечении его жизнедеятельности, но и в руководстве детским развитием [2,14].

Таким образом, определилось понятие общения. Общение-взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

По мнению М.И. Лисиной, «общение имеет самое прямое отношение к развитию личности у детей, так как уже в своей самой примитивной, непосредственно-эмоциональной, форме оно приводит к установлению связей ребенка с окружающими людьми и становится первым компонентом того «ансамбля», или «целокупности» (термин А.Н. Леонтьева), общественных взаимоотношений, который и составляет сущность личности». Предложенный М.И. Лисиной подход к изучению формирования личности в контексте общения основан на общеметодологической концепции, разрабатывавшейся в отечественной психологии Б.Г. Ананьевым, А.Н. Леонтьевым, В.Н. Мясищевым, С.Л. Рубинштейном [7,7].

В концепции М.И. Лисиной общение рассматривается как особый вид деятельности — коммуникативная деятельность. Такая деятельность включат в себя следующие специфические структурные компоненты, такие как потребность, предмет, мотивы и средства. Предметом деятельности общения является другой человек

партнер по общению. Потребность в общении состоит в стремлении к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью — к самопознанию и самооценке. Конкретными мотивами, побуждающими коммуникативную деятельность, являются те качества самого человека и других людей, ради которых человек вступает в общение. Средствами общения являются операции, с помощью которых осуществляется коммуникативная деятельность. Эти средства могут быть экспрессивно-мимическими, предметно-действенными и речевыми [1,32].

Отличительной чертой данного этапа развития, по словам Д.Б. Эльконина, является то, что теперь ребенок «…живет не вместе со взрослым, а через взрослого, с его помощью. Взрослый делает не вместо него, а совместно с ним». Взрослый становится для ребенка не только источником внимания и доброжелательности, не только ≪поставщиком≫ самих предметов, но и образцом человеческих, специфических предметных действий.

Используя такие критерии как социальная ситуация развития, ведущая деятельность (по А.Н. Леонтьеву) и основные новообразования Д.Б. Элькониным были выделены следующие возрастные периоды детства актуальные для нашего исследования:

— младенчество (первый год жизни);

— ранний возраст (1-3 года) [6, 7].

Изучая поведения детей в период младенчества было выявлено, что в первое время после рождения потребность в общении с окружающими людьми у ребенка отсутствует. Позднее она возникает при наличии определенных условий. Таких условий два:

1) Объективная нужда младенца в уходе и заботе окружающих. В первые дни жизни ребенок может выжить только благодаря взрослым находящимся рядом. Так как он сам не может удовлетворить свои органические потребности, что являете потребностью в общении. Как известно, в первые же дни после рождения ребенок научается использовать взрослых для устранения дискомфорта и получения того, что ему необходимо, с помощью разнообразных криков, хныканья, гримас, аморфных движений, захватывающих все его тело. Малыш в этот период не адресует свои сигналы конкретному лицу, пока еще нет общения.

2) Поведение взрослого, обращенного к ребенку. Взрослый разговаривает с младенцем и неустанно ищет любого ответного знака, по которому можно судить, что ребенок включился в общение.

Ещё в первые месяцы жизни младенец вводится в ситуацию общения со взрослыми. В процессе общения всегда проявляется направленность одного человека на другого. Происходит взаимодействие участников коммуникации. Взрослый, обращаясь к ребенку, предполагает его ответное действие и внутренне на него рассчитывает.

Эмоционально общаясь с детьми в возрасте двух — четырех месяцев можно увидеть, какой глубокий восторг вызывает у них ласковый разговор взрослого человека, который не участвовал в их пеленании и кормлении, но теперь, нагнувшись, улыбается и нежно гладит.

В процесс общения изначально младенца втягивает мама, позже у него возникает потребность контакта, и отрабатываются средства для включения в общение других людей. Наиважнейшим средством общения в младенчестве являются экспрессивные действия (улыбки вокализация, активные двигательные реакции).

Потребность общения является основой для возникновения подражания звукам человеческой речи. Ребенок рано начинает затихать, прислушиваться, если взрослый с ним заговаривает. После трёх месяцев, когда ребенок в хорошем расположении духа, он постоянно издает звуки, гулит. Часто гуление становится интенсивнее и разнообразней, если взрослый наклоняется над кроваткой. Издавая звуки, младенец сам прислушивается к ним. Бывает, что произнеся звук случайно, малыш начинает подражать сам себе, подолгу воспроизводя их. В возрасте четырёх месяцев ребенок может довольно выразительно подражать ритму произносимых звуков. Например, когда его укачивают и при этом напевают: «А-а-а! А-а-а!», младенец воспроизводит ритм и необязательно сам звук (звук может быть различным:«Ы-ы-ы!» или «О-о-о!»).

Интересно отметить, что мама всякий раз, подходя к младенцу, общаясь с ним, говорит ему милые безделицы нежным, ласковым тоном. Ребенок очень рано начинает реагировать на эмоциональный тон речи взрослых. Эмоциональное состояние способствует поднятию общей активности. Во втором полугодии первого года жизни нормально развивающийся здоровый ребенок много и с удовольствием лепечет: подолгу произносит различные слоги, пытается подражать слогам, произнесенным взрослым.

Через лепет малыш выражает готовность к общению, лепеча, он научается произносить и различать новые речевые звуки. Повторение этих звуков приятно ребенку, поэтому его лепет продолжается иногда на протяжении всего бодрствования. Значение лепета для развития речи младенца трудно переоценить. Лепету сопутствует постепенное совершенствование употребления губ, языка и дыхания. С такой подготовкой в дальнейшем ребенок может усвоить звуки любого языка.

Примерно с середины первого года жизни взрослые используют речь, стараясь создавать специальные условия для развития понимания речи, в отличие от первых месяцев жизни, когда речевые обращения используются для эмоционального расположения к ребенку. Зрительное восприятие подкрепляет понимание речи ребенком. Обучение детей пониманию речи обычно происходит определенным образом. Взрослый спрашивает ребенка: «Где это?» Малыш, ориентируясь на поведение взрослого, показывает названный предмет. В результате неоднократных повторений образуется связь между словом и предметом, на который указывают. В возрасте до года на понимание речи влияет интонация, с которой задан вопрос [5, 104].

Взрослый не только удовлетворяет растущие потребности ребёнка и учит его действовать с предметами. Он определенным образом оценивает поведение ребенка, улыбается или хмурит брови, грозит пальцем, если малыш поступает не так, как следует. Это способствует постепенному изучению и в дальнейшем использованию положительных привычек, правильному поведению в различных ситуациях.

Реакция на слово в общении, обозначающее предмет, зависит от развития возможностей ребенка: вначале он только смотрит на предмет, несколько позднее стремится к нему и, наконец, подает требуемый предмет взрослому или указывает на предмет издали. В конце первого года у детей появляются первые простые слова в ответ на слово взрослого.

С развитием понимания речи взрослого и употреблением первых слов ребенок сам обращается к взрослому, вызывая от него общения, названий все новых и новых предметов. Так, к концу младенческого возраста ребенок активно усваивает речь, которая является одним из важных средств расширения возможностей общения ребенка со взрослым.

В раннем возрасте через общение с мамой, папой и бабушкой он постепенно овладевает нормативным поведением. И это способствует формированию внутреннего мира ребенка. Через овладение предметной деятельностью, под влиянием взрослых, происходит изменение форм общения со взрослым, что является важным показателем в развитии ребенка. В предметной деятельности создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений окружающего мира. Растущий интерес ребенка к предметам, их свойствам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться к взрослым. Деловые качества взрослого выступают для ребенка на первый план, поэтому такое общение назвали ситуативно-деловое [5, 19]

В ходе такого общения ребенок получает внимание взрослого и одновременно действует, а главное овладевает новыми культурными способами действий с предметами. Взрослый разъясняет ребенку назначение различных предметов, показывает, как ими пользоваться, помогает овладеть действиями, оценивает правильность их выполнения, корректирует их.

Таким образом, в ходе ситуативно-делового общения у взрослого появляются следующие функции:

— выступает как партнер и помощник в совместной деятельности;

— дает образцы для подражания;

— действует как «эксперт» по оценке умений и знаний малыша.

При этой форме общения со взрослыми ребенок пользуется разными экспрессивно-мимическими средствами общения: мимика (взгляды, улыбки, выражения недовольства и др.), жесты, вокализации, выражающие внимание, интерес к другому человеку, расположение к нему, или, наоборот, недовольство, нежелание общаться.

Постепенно в совместной с взрослым деятельности ребенок осваивает новый вид коммуникативных средств — предметно-действенные средства.

При их использовании ребенок выражает готовность к взаимодействию, приглашает к совместным занятиям. Такой способ общения наиболее часто встречается на втором году жизни ребенка, когда он еще не умеет говорить. Привлекая взрослого в совместную деятельность, все чаще ребенок использует указательные жесты на предмет, протягивает его взрослому, вкладывает игрушки в руку. Иногда принося взрослому все свои игрушки, складывая их рядом или кладя ему на колени, ребенок, таким образом, выражает свою симпатию.

К предметно-действенным средствам относятся также движения и позы ребенка, с помощью которых он выражает готовность к взаимодействию и показывает, чем он хочет заниматься со взрослым. Например, малыш изображает «рисунок» действия, которое ему ранее показывал взрослый (совершает движения рукой, как будто заводит юлу, разбирает матрешку и т.п.).

— В итоге, на протяжении раннего возраста появляются речевые средства общения: сначала это лепет, потом автономная детская речь, а затем и практически полноценная активная речь. Общение со взрослыми оказывает решающее влияние на развитие речи. В процессе ситуативно-делового общения у ребенка формируется такое отношение к предметной среде, которое требует обозначения в речи. Использование речи расширяет возможности общения и влияет на другие виды деятельности ребенка.

Ситуативно-деловое общение имеет большое значение для социально-личностного развития ребенка. В раннем возрасте ребенок проявляет ярко выраженную избирательность в общении с окружающими людьми. С близкими взрослыми малыш легко вступает как в эмоциональные контакты, так и в игры с предметами. Незнакомые люди, особенно в новой ситуации, часто вызывают у ребенка скованность, зажатость, а иногда и страх. Познавательная активность и исследовательская деятельность малыша во многом определяется его отношениями с близкими взрослыми. Отсутствие привязанностей к ним тормозит развитие интереса ребенка к внешнему миру и его познавательную активность. Если у ребенка сформирована привязанность к близким, их присутствие стимулирует познавательный интерес и исследовательскую активность даже в новой, вызывающей у малыша опасение ситуации. Рядом с мамой малыш чувствует себя в безопасности, старается привлечь ее к игре, поделиться с ней своими впечатлениями[8, 22].

В раннем детстве наиболее выражено проявляется привязанность к близким взрослым. Это становится заметно в реакции ребенка на разлуку с мамой. Придя в ясли, он не отпускает ее от себя, боится остаться один хотя бы на минуту. Однако по мере накопления опыта общения с разными людьми ребенок становится все более самостоятельным и независимым от близких взрослых. Овладение ситуативно-деловой формой общения помогает ребенку вступать в контакт не только с близкими взрослыми, но и с посторонними людьми.

Общение со взрослыми является одним из решающих факторов развития личности и самосознания ребенка. В результате взаимодействия у детей расширяются представления о себе, своих возможностях, формируются любознательность, тяга к самостоятельности, настойчивость, целенаправленность в деятельности. В совместной деятельности ребенок становится равным соучастником взаимодействия, как личность. В раннем детстве общение представляет собой ситуацию совместной деятельности. Такая деятельность служит основой для роста речевого взаимодействия ребенка со взрослыми [4,16].

В ходе ситуативно-делового общения закладываются предпосылки для появления новой его формы — внеситуативно-познавательного общения. Эта форма общения возникает к концу третьего года жизни, когда у ребенка развивается активная речь, появляются вопросы «Где? Куда?», начинает рассуждать о том что, он увидел на картинках, о том, что ему прочитали в книжках. У ребенка присутствуют не только практические способы познания, а и инициативность чисто познавательного, «теоретического» общения, в котором взрослый является источником новых знаний о предметах и окружающем мире. Появление новой формы общения говорит о происходящих важных изменениях внутреннего мира ребенка. У малыша возникает потребность в уважении взрослых к его стремлению в изучении окружающего мира, в том, что он имеет право задавать вопросы и получать основательные ответы, иметь свое мнение.

Общение ребенка со взрослыми, которые организуют стимулирующую развитие предметную среду, привлекают его внимание к новым объектам, поощряют и поддерживают детскую любознательность, является одним из важных условий развития познавательной активности малыша.

В раннем возрасте начинает складываться и полноценное общение между детьми. В яслях, на детской площадке во дворе малыши все чаще оказываются рядом друг с другом. Это помогает возникновению первых контактов между детьми, способствуют развитию интереса к другим ребятам. Но изначально дети играют не вместе, а около друг друга со своими игрушками. Часто в процессе такой игры возникает конфликт из-за игрушки. Общение со сверстником складывается постепенно и проходит в своем развитии путь, отличный от развития общения со взрослым.

Сначала, на втором году жизни, дети проявляют только интерес и внимание друг к другу, окрашенные положительными эмоциями, а контакты между ними эпизодичны и кратковременны. Общение в этом возрасте отличается особенностью контактов детей и проявляется в двойственном отношении к сверстникам. Малыши так же друг другу смотрят в глазки, улыбаются, смеются и лепечут показывая игрушки. Но они обращаются друг с другом, как с интересным предметом, игрушкой. Посадив возле годовалого малыша сверстника или положив куклу, можно увидеть, что ребенок будет вести себя с ними практически одинаково.

В конце второго года жизни интерес к сверстнику усиливается и малыши становятся к партнерами по общению, при этом резко увеличивается чувствительность к воздействиям ровесника. Дети начинают интересовать друг друга как партнеры по общению, а не как объект манипулирования. В этот момент можно сказать, что общение становится полноценным. В конце второго года жизни и на третьем году между детьми появляется особый вид общения в виде эмоционально-практической игры.

Такое взаимодействие детей возникает стихийно, без взрослого. Малышей очень привлекает такое взаимодействие, но потребность в общении с ровесниками проявляется слабее, чем потребность в взаимодействии со взрослыми с предметами.

Роль взрослого в дальнейшем развитии общения малышей со сверстниками, в разнообразии его содержания, заключается в налаживании положительных взаимоотношений между детьми. Общение со сверстниками в раннем детстве, имеет большое значение в психическом и социальном развитии ребенка. Дети начинают лучше чувствовать и понимать друг друга. Опыт общения со сверстниками учит ребенка жить в коллективе, ладить с другими людьми. Играя со сверстниками, он учится согласовывать свои действия с действиями другого ребенка, отстаивать свои права, развивают познавательную активность[8, 29].

Контакты со сверстниками дают ребенку дополнительные впечатления, возможность обнаружить и продемонстрировать свои способности и силы, стимулируют яркие переживания, являются полем для проявления инициативы. Все эти качества и способности важны для развития самосознания детей.

Таким образом, общение имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства. Но в раннем возрасте оно особенно важно, так как зарождается основа личности и деятельности растущего человека. Причем чем меньше ребенку лет, тем большее значение для него имеет общение с взрослыми. Общение является важнейшим условием развития ребенка в процессе онтогенеза — развития как внутреннего (личностного, эмоционального, мотивационного), так и внешнего (двигательная активность, общий статус развития и др.). И только полноценное общение между взрослыми и ребенком нормальному развитию, и может быть «лекарством» при неблагополучном генетическом фоне.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.

  1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 272 с.
  2. Выготский Л.С. Психология М.:Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.-1008с
  3. Громова О.А. Признаки речевых нарушений в раннем возрасте/ О.А. Громова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2008.-№ 4-С. 57-65.
  4. Истратова О.Н. Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет. — Изд.2-.-Ростов Н/Д: Феникс, 2009.-317с.
  5. Смирнова Е.О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности ≪Дошкольная педагогика и психология≫. — М.: ВЛАДОС, 2008. — 366 с.
  6. Мухина В.С. Возрастная психология: феноминалогия развития, детство, отрочество: Учебник для студ.вузов.-4-е изд., стериотип.- М.: Академия, 1999-456с.
  7. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми /Под ред. М. И. Лисиной; На-уч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1985.-208 с
  8. Потакова, А. В., Развитие речи детей с ЗРР. // Логопед.-2014. -№ 5 С. 61-65.

Особенности развития общения у детей раннего возраста.

Специфика дидактических игр

Дидактические игры содержат в себе все структурные компоненты, которые характерны для игровой деятельности дошкольников. Но проявляются они в другой форме, так как их роль носит воспитательный и обучающий характер.

Дидактическая задача делает игру нацеленной на обучение, направляет ее содержание на формирование познавательной деятельности ребят. В отличие от прямой задачи во время занятий дидактическая игра побуждает ребенку самому ставить перед собой игровую задачу.

Чтобы формировать у детей способность внимательно слушать, а также усваивать последовательность событий в сюжете, свободно ориентироваться в услышанном чтении, представлять литературных персонажей, нужно внедрять в занятия специальные упражнения и проблемные ситуации.

К примеру, воспитатель должен читать отрывок из сказки и спрашивать: «Вы согласны с тем, что эта песня должна принадлежать волку, а не козе? Почему вы так считаете?». Или же можно спросить детей: «Как вы думаете, это лиса из сказки про лису, петуха и зайца? Почему?»

Когда дети отвечают на подобные вопросы и объясняют, почему у них такая точка зрения, им приходится воспринимать текст и представлять определенные образы.

Во время обучения детей средствам выразительности, нужно использовать любимые и знакомые для них сказки, которые бы вмещали в себя весь комплекс выразительных языковых средств, представляли бы детям возможность естественным образом познакомиться с богатой культурой родного языка.

Более того, использование сказок дает возможность обучить детей использовать разнообразные выразительные средства в их комплексе.

Сначала фрагменты из сказок используются в качестве упражнений. К примеру, дети должны проситься в теремок подобно медведю и лягушке, после чего педагог должен спрашивать, кто из них имеет более похожую манеру или голос на этих персонажей.

Более подробно остановится на том, как применяются в процессе обучения дидактические игры по формированию речи младших дошкольников.

Формирование речевой активности

Что же следует понимать под речевой активностью?

  • Во-первых, начало возникновения речи. Нормой считается появление первых слов у ребёнка в 1 год, а начало фразовой речи (ребенок говорит предложениями, а не словами) около 1,5 лет. Если у малыша запоздалые сроки возникновения речи (в 3 года или позднее), то он попадает в группу ортодонтического риска. Патология прикуса практически неизбежна!
  • Во-вторых, речевая активность может рассматриваться и с психологической точки зрения. Если коротко, то у интровертов больше шансов заполучить неправильный прикус, чем у экстравертов. Как правило, речь — это всегда вопрос собственной инициативы, наличия потребности в самовыражении. Если ребёнок имеет проблемы в реализации высказывания, то родители должны знать, что данные особенности в общении поддаются коррекции.
  • В-третьих, учитывается уровень владения языком. Дефектное произношение звуков, сложности в выборе подходящего слова или выражения, соответствующих ситуации, страхи быть неправильно понятым, иногда приводят к снижению самооценки, и ребёнок превращается в молчуна вторичной природы.

Вот такой букет речевых и психологических проблем может повлиять на эстетику прикуса. Раннее обращение к специалисту-логопеду позволит «разговорить» ребёнка и предотвратить нежелательные осложнения! Итак, экстраверты, звоните! Интроверты, пишите! Не выращивайте проблему!

Записаться на консультацию к логопеду Семейного стоматологического Татьяне Борисовне Цукор можно по телефону клиники +7-499-110-18-01 или через форму на сайте. Задать вопросы по логопедии можно Т.Б. Цукор на ее странице в .

Предметные игры в развитии речи

Игры с игрушками или предметами используются для того, чтобы формировать тактильные ощущения, манипулировать разными игрушками и предметами, формировать творческое мышление и воображение. Когда дети знакомятся с разными частями тела, я стараюсь провести игру «Олины помощники». В этой игре ребята не только знакомятся с разными частями тела, но и учатся образовывать множественное число у глаголов.

Играя в «Что это за предмет?», дошкольники учатся правильно называть предметы. Дети достают из мешочка предметы и называют их. Подобным образом проводится игра «Разноцветный сундучок».

Дети должны достать картинку из сундучка и назвать то, что на ней нарисовано.

Чтобы закрепить приобретенные знания и четкое звукопроизношение, я применяю игру «Волшебный кубик». Дети бросают кубики так, чтобы те крутились. Затем дети изображают то, что выпадает на верхней грани и стараются произнести подходящий звук.

Чтобы сравнить предметы по размеру, мы предлагаем детям находить для трех медведей каждому свою тарелочку.

Чтобы дети запоминали специфические особенности разных животных и птиц, проводится игра «Чья это шубка?».

Словесные игры и развитие речевой активности

Словесные игры строятся на словах и практических действиях с игрушками. Эти игры позволяют развивать память, учат ребенка использовать диалогическую речь, формируют их внимание и желание ясно выражать свои мысли.

Педагог старается активизировать, закрепить и расширить лексический словарь детей. Для этого используются игры, которые помогают детям четко и правильно произносить разные звуки.

Настолько-печатные игры

Эти игры позволяют расширить детский кругозор, формируют их внимание и сообразительность, помогают им ориентироваться в меняющихся игровых условиях, учат их предвидеть результаты своих действий.

Принимая участие в игре, дети проявляют выдержку, стараются строго придерживаться правил и доставляют детям много радости. Для этого проводятся игры с подбором картинок, с собиранием разрезных кубиков и картинок, с нахождением похожих предметов и с забавными человечками.

Эти игры помогают детям сравнивать предметы, находить среди них одинаковые, закреплять знания о фигурах, о цветах, сравнивать предметы на иллюстрациях с определенными предметами.

Чтобы активизировать бытовой словарь детей, нужно организовывать игры с дидактической куклой.

Занятие как стимулирование речевой активности

Важной формой педагогического процесса в детском саду становятся занятия. Они позволяют конкретизировать и уточнить детские знания, которые они получают на практике и которые они получали, когда действовали с предметами из своего окружения.

В младших группах дошкольники еще не могли заниматься в коллективе, не относили к себе речь, которая была бы обращена ко всей группе, не могли слушать товарищей. Большим раздражителем, которые был способен привлекать детское внимание, становится речь педагога.

В этих группах нужно широко использовать наглядность, эмоциональные приемы обучения, сюрпризные и игровые моменты. Перед дошкольниками нельзя ставить учебную задачу. Занятия должны быть оформлены в индивидуальные и групповые формы.

Структура занятий должна быть простой и не требовать от дошкольников индивидуальных ответов. На вопросы воспитателей должны отвечать те, кто захотят или же вся группа одновременно. Общение детей в этом возрасте носит ситуативный характер, часто инициируется взрослыми. Оно обычно кратковременное и неустойчивое.

При этом появляется новый вид общения со взрослыми – это познавательное общение, которое обычно включается в совместную деятельность, а затем и в самостоятельную.

Консультация «Речевая активность детей на занятиях и в повседневной жизни»

Анастасия Тарасова

Консультация «Речевая активность детей на занятиях и в повседневной жизни»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«детский сад комбинированного вида №13 с. Кременкуль»

Консультация учителя-логопеда

для воспитателей ДОУ на тему:

«Речевая активность детей на занятии и в повседневной жизни»

Подготовила:

учитель-логопед

Тарасова Анастасия Сергеевна

Дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. В результате общения ребенок к 6-7 годам обычно обладает значительным словарным запасом и в основном овладевает грамматическими формами родного языка.

В этот период происходит интенсивное обогащение словарного запаса ребенка, в результате приобретения ребенком новых знаний о незнакомых предметах и явлениях, стоящих вне рамок его личного опыта, что особенно важно для его будущего обучения. Таким образом, в результате усилий воспитателей, с их помощью ребенок учиться правильно говорить.

Выделяются две основные сферы общения дошкольника — со взрослыми и со сверстниками. Опыт речевого общения со взрослым ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками. У дошкольника ярко выражена потребность в самопрезентации, потребность во внимании сверстника, желание донести до партнера цели и содержание своих действий.

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ними.

Чтобы ребёнок своевременно и качественно овладевал устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками, и взрослыми т. е. обладал определённой речевой активностью. Чтобы словарный запас возрастал, необходимо вызывать у детей потребность в речевом общении, как в детском саду, так и в семье, побуждать обращаться к взрослым с просьбой или вопросами.

Разговорная речь должна быть связной, понятной, логически выдержанной, иначе она не может служить средством общения. Дети дошкольного возраста овладевают разговорной речью под руководством взрослых. Развитие диалогической речи зависит от становления мышления, памяти, внимания, грамматического строя, обогащения словаря.

В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в общение со взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребенку поводы для разговоров с другими детьми. Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детском саду и семье)

В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях. Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Постепенно он приобщает детей к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей.

В старших группах следует учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Особое внимание необходимо уделять умениям формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей.

Проводя беседы с детьми на разные темы, стараемся учить детей вести диалог, задавать вопросы, делать простейшие выводы. Учим пересказывать несложные сказки, описывать героев сказок, иллюстрации, картины, предметы и т. д. Также используем элементы драматизации в театральной деятельности. Заучиваем стихотворения, песни, потешки и прочее. Следим за правильностью речи детей, при необходимости поправляем, стараемся дать образец правильной культурной речи.

Стараемся вовлекать детей в речевые игры такие как: «Кто как разговаривает?»
(Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции)
;
«Кто где живёт?»
(Цель: закрепление знания
детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в»
);
«Подскажи словечко»(Цель: развитие мышления, быстроты реакции)
;
«Кто как передвигается?»
(Цель: обогащение глагольного словаря
детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости); «Горячий – холодный»
(Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов);
«Что происходит в природе?»
(Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении);
«Кто может совершать эти действия?»
(Цель:
активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости); «Что бывает осенью?»
(Цель: учить временам года, их последовательности и основным признакам);
«Чего не стало?»(Цель: развитие внимания и наблюдательности)
;
«Четвёртый лишний»
(Цель: закрепление умения
детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению); «Один – много»
(Цель: закрепление в речи
детей различных типов окончаний имён существительных); «Животные и их детёныши»
(Цель: закрепление в речи
детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти); «Назови ласково»
(Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции).

Разговоры с детьми проходят индивидуально и коллективно. В свою очередь происходит также общение между детьми в играх, труде, наблюдениях и т. д. Они рассказывают, что то друг другу, делятся впечатлениями, учатся говорить более понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в общении со взрослым ребёнок учится говорить и делать как надо, слушать и понимать другого, усваивать новые знания. В общении со сверстниками — выражать себя, управлять другими, вступать в разнообразные отношения.

Очевидно, что для нормального развития ребёнка нужен не только взрослый, но и другие дети. Дошкольники стремятся к общению, потребность быть понятыми заставляет их высказываться яснее и правильнее. Дети остро нуждаются в помощи взрослого в процессе освое-ния общения со сверстниками. Для этого необходимо правильно организовывать повседневное общение дошкольников со взрослыми и сверстниками.

Речь воспитателя, постоянно находящегося в поле зрения ребёнка, является важным источником, из которого дети черпают образец родного языка, культуры речи. Какие же требования предъявляются к речи воспитателя и какие недостатки в речи присущи педагогам.

К сожалению, на практике бывает,что в речи воспитателя встречаются следующие недостатки:

• нечёткое артикулирование звуков в процессе речи;

• произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями местного говора;

• неправильное ударение в словах;

• монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания;

• ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми;

• многословие, наслоение лишних фраз, деталей;

• насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами;

• использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов;

• частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Танечка, вымой ручки!»

,
«Катенька, убери чашечку со столика!»
);

• засоренность речи словами – паразитами (ну, вот, так сказать и т. д.)

;

• копирование речи малышей, «сюсюканье»

;

• использование в речи слов, не понятных детям, без уточнения их значения и т. д.

К речи воспитателя предъявляются следующие требования:

• правильно произносить все звуки родного языка;

• чётко произносить и артикулировать звуки, ясно проговаривать окончания слов и каждое слово во фразе;

• строго придерживаться в речи орфоэпических норм правильно ставить ударения в словах;

• использовать средства интонационной выразительности речи (силу голоса, ритм, темп, логические ударения, паузы)

;

• в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости;

• связно, в доступной форме передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции с учётом возраста ребёнка и уровня его речевого развития;

• использовать в разговоре с детьми и персоналом доброжелательный тон.

Игра – конкурс «Исправь ошибки». Типичные ошибки в речи взрослых.

«Дети в садик бежат. Ты за ними бежи. Из домика вылазь. Ехай на санках. Видишь, как я ездию. Надевай варюжку, пальцы сунь скорее. Айдате в группу. Подежурь заместо меня. Давай вместе играться, искайте машинку. Лопатку вон сюда нужно ложить, положь. Он не понимат меня. Ляжь на правый бок. Я чистию свое пальто. Сколько разов тебе говорить, дожидайся меня». Я (надеваю, одеваю)

шапку. Я
(одела, надела)
девочку Таню. Это ихние игрушки».

Итог:

Каждый педагог и его речевое поведение – образец для подражания. Не забывайте, с нами рядом дети, следите за своей речью и помогайте ребенку овладеть культурой родного языка.

Речевая активность на интегрированных занятиях

Интегрированные занятия – это объединение разных типов деятельности, что вызывает у детей интерес и помогает им снять перенапряжение, разгрузить детей, переключив их на разные типы деятельности. Обычные занятия могут способствовать формированию речи, расширять детский кругозор, помогают развивать гармонически и интеллектуально развитую личность.

Интегрированные занятия позволяют ребенку получить возможность использовать свои творческие способности. Дети сочиняют и фантазируют, размышляют, познают особенности своего родного языка.

Ряд обстоятельств определяют значение занятий для обучения родному языку и формирования речи:

  1. обучение во время занятий дает возможность выполнять все программные задачи планомерно, систематически и последовательно;
  2. во время занятий детское внимание можно целенаправленно фиксировать на конкретных языковых явлениях, которые могут постепенно стать предметом осознания;
  3. целый ряд речевых навыков и умений, которые составляют основу языковой способности, развиваются лишь в специальных условиях обучения;
  4. во время занятий кроме воздействия преподавателя на детскую речь осуществляется взаимное воздействие на речь детей друг у друга.

Также в игровой форме можно активно обогащать лексический словарь детей, формировать у них грамматическую речевую структуру и коммуникативные умения. Дети учатся свободно высказывать свои мысли, делиться впечатлениями, рассказывать о чем-то.

Также у дошкольников формируется познавательная активность, ведь задания и вопросы требуют от них активизации существующего речевого опыта и использования его в реальной жизни.

На что влияет речевая активность детей?

«Речевая активность влияет на форму зубной дуги и структуры верхней челюсти, особенно на свод нёба», — утверждает профессор Рудольф Славичек. Думаю, данное утверждение известного во всем мире гнатолога и автора собственной теории окклюзии ни у кого не вызывает сомнений. Язык — достаточно сильный мышечный орган, оказывающий давление на зубную дугу весом около 500 г. Следовательно, в случае выраженной дисфункции языка, смещается точка приложения этой силы, что и вызывает изменения прикуса.

Нарушение речевой активности, конечно, относится к дисфункции языка. Почему? По той причине, что этот дефект подразумевает малую подвижность языка и его неправильное положению (низкое, призубное или межзубное), как в момент говорения, так и в состоянии покоя. Речь идёт, в данном случае, о средней и низкой степени речевой активности. В свою очередь, ни при одном из выше перечисленных положений язык не выполняет функцию поддержки нёба, что вызывает его деформацию.

Обогащение словаря и лексического запаса

Развитие словаря осуществляется при помощи разных предметов.

Формировать способность находить предметы по размеру, цвету и по названию. Также нужно обогащать названия предметов быта и игрушек, детенышей и домашних животных. Формировать способность понимать обобщенные слова, обращать внимание детей на похожие по значению слова. Также нужно называть существенные детали предметов, детенышей и домашних животных.

Для формирования лексического запаса у младших дошкольников используются разнообразные приемы и методы обучения.

Для того, чтобы обогатить словарь, используются наблюдения, рассматриваются игрушки и картины, проводятся игры-беседы, чередуются игровые и речевые действия.

Чтобы уточнить и активизировать словарь, необходимо использовать игры, рассматривать картинки, рассказывать по картинкам, организовывать практическое и чувственное восприятие, проводить речевые упражнения и ситуации для употребления разучиваемых словосочетаний и слов. Также нужно использовать приемы эмоционального воздействие: сюрпризность, динамику действий, элементы драматизации.

Чтобы развивать понимание значения слов, нужно применять лексические упражнения, активизировать прилагательные, существительные и глаголы, внедрять широкий спектр наглядных материалов – игрушек и картин. Большое значение в этом играет речь самого воспитателя, являющаяся важнейшим источником обогащения речи ребенка.

Чтобы дети осваивали обобщающие понятия, необходимо играть, подбирать предметы из одной родовой принадлежности.

Статья:

В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья (родители) и воспитатель в детском саду. От культуры речи взрослых и от того, как они разговаривают с ребёнком, сколько времени уделяют речевому общению и зависят успехи малыша в усвоении языка.
Таким образом, речь взрослого должна соответствовать нормам литературного языка и литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны (дикция, темп, произнесение звуков и слов) и в отношении богатства словаря, точности словоупотребления, грамматической правильности и связности.

Так же большое значение для развития речи ребенка имеет жизненная обстановка, в которой он воспитывается, отношение окружающих взрослых, уход, воспитательные воздействия и собственная активность ребёнка в различных видах деятельности.

Важное значение для своевременного развития речи имеет отношение взрослого к развитию ребенка. Внимательное, бережное и доброжелательное отношение обеспечивает развитие ответных положительных эмоций и разнообразных реакций ребенка. Без этого невозможно устанавливать тесный контакт с малышом и развивать его речь.

В младшем возрасте общение является основной формой воспитательного воздействия на детей. Общение – это взаимоотношение взрослого и ребёнка, которое включает обращение взрослого к ребёнку и ответную реакцию ребёнка взрослому.

Для развития речевой активности детей широко используются картинки с изображением предметов в действии, отдельно расположенных предметов, сюжетные картинки. Это повышает интерес к тому, что изображено, помогает развивать различные мыслительные операции и обобщать знания. В результате у ребёнка формируется умение не только повторять слова за взрослыми, но и самостоятельно высказывать свои суждения. Так же особое значение имеет чтение ребенку книг с иллюстрациями, последующее рассматривание картинок, и пересказ о том, что написано в книге. Все это развивает внимание, память и заставляет ребёнка мыслить.

В случае отсутствия систематической деятельности контакт между детьми и взрослыми практически не устанавливается. Общение ребенка со взрослыми и с другими детьми способствует тому, что он учится более сложным формам общения, не только просит или помогает, но и соотносит свои действия с действиями других. Необходимо внимательно следить за речью ребенка: слушать, как он говорит и повторять за ним все слова и фразы, ведь при повторении мы подтверждаем правильность произносимых слов, а в случае необходимости даём верные образцы для усвоения. Этот приём имеет важное значение для упражнения в правильном звукопроизношении и употреблении грамматических форм. Важными так же являются приёмы договаривания (потешки, стихотворения) и подсказывания нужного слова (ребёнок в ходе пересказа или чтения наизусть может испытывать затруднение в употребления какого-то слова, необходимо вовремя помочь ему).

Умелое использование всех перечисленных приёмов будет способствовать своевременному развитию речи ваших детей.

Развитие мелкой моторики, как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста.

Почему мы развиваем мелкую моторику рук у детей?

У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Сейчас вся обувь у детей на липучках, куртки на молниях. Ещё 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать бельё, вязать, вышивать.

Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновение у них заикания.

Следствие слабого развития общей моторики, и в частности — руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием.

Для чего мы развиваем мелкую моторику рук у детей?

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики большинство родителей задумываются только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения новой информации, приходится ещё удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание. Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5 — 6 годам станут его пальчики, зависят его успехи в обучении. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорно не только в младшем дошкольном возрасте, но и в старшем, и даже в начальных классах.

Учёными в процессе исследований установлено, что развитие речи малыша начинается только после того, как тонкие движения пальцев рук достигают определённого уровня развития, т. е. развитие мелкой моторики подготавливает соответствующие участки головного мозга к формированию речи. Известно, что двигательная система, особенно мелкая моторика рук, оказывает большое влияние на развитие всего организма (прежде всего головного мозга и центральной нервной системы). Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственном восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью. Развитие навыков мелкой моторики является источником ускоренного совершенствования речи, мышления и психического развития.

Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.

Как мы развиваем мелкую моторику рук у детей?

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически и ежедневно.

Благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев руки оказывает самомосаж (пальчиковые упражнения, а также занятия ИЗО деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом(изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, природного материала и т. д.). Пластилин или тесто тоже могут стать отличным способом развития мелкой моторики.

Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают так называемые «пальчиковые игры».

Пальчиковые игры — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Эти игры очень эмоциональны и увлекательны, способствуют развитию творческой деятельности. «Пальчиковые игры» отображают окружающий мир — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.

Во время пальчиковых игр ребёнок слышит и повторяет за взрослым стихи, песенки. Затем запоминает их и произносит уже без посторонней помощи.

Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.

Мелкую моторику рук развивают:

  • различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности;
  • игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку (только под контролем взрослых) ;
  • игры, где требуется что — то брать или вытаскивать, сжимать — разжимать, выливать — наливать, насыпать — высыпать, проталкивать в отверстия т. д. ;
  • рисование;
  • застёгивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д.

Как в домашних условиях развивать мелкую моторику рук детей?

В настоящее время в магазине можно купить различные игрушки, которые предназначены для совершенствования тонких движений пальчиков ребёнка: пирамидки, мозаику, вкладыши, кубики, развивающий коврик и т. д.

Для этого необязательно покупать дорогие игры — достаточно воспользоваться остатками тканей, и получатся оригинальные развивающие игрушки. Можно просто подобрать насколько лоскутков различной ткани, чтобы ребёнок поглаживал их. Также можно сшить лоскутные мячики и набить их шерстью, ватой, камушками, различными крупами.

Можно самостоятельно из самых простых предметов сделать многочисленные пособия для игр. Например, из различных круп, макаронных изделий, ваты делают сенсорные подушечки. Используют для игр прищепки, бусины, пуговицы, ленты, шпагат, карандаши, орехи, пустые коробки, пробки и т. п.

Хорошо на развитие мелкой моторики руки ребёнка влияют игры с различными небольшими предметами.

Можно воспользоваться обыкновенными макаронами различной формы, пуговицами, прищепками и другими мелкими предметами, которые так любят перебирать пальчиками маленькие дети. Конечно, такая забава должна происходить только под присмотром взрослых. Выбрав пуговицы разного размера и цвета можно вместе с ребёнком выложить солнышко, котика или домик.

Малыш любит перекладывать предметы из одной кучки в другую. Можно предложить ребёнку поиграть самыми простыми предметами обихода. Например, попросить его найти одинаковые пуговицы. Конечно, необходимо следить за тем, чтобы малыш не взял в рот мелкую деталь. Можно поставить перед ребёнком несколько мисок или стаканов, в которые насыпаны фасоль и горох. Надо показать ребёнку, как можно перекладывать их ложкой или горстями из одной ёмкости в другую, или двумя пальчиками.

Лепка из любого пластичного материала успешно развивает мелкую моторику. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки, легко изменяет по своему желанию. Основным инструментом в лепке являются руки. Из одного комка пластилина или солёного теста можно создать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы. В процессе лепки можно использовать различные природные материалы. Работы из теста можно просушить и использовать для дальнейшей игры.

Конечно, развитие мелкой моторики — не единственный фактор, способствующий развитию речи. Необходимо развивать речь ребёнка в комплексе: много и активно общаться с ним, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами.

Речевая культура дошкольника

Звуковая речевая культура очень важна для речевого развития младшего дошкольника.

Нужно упражнять детей в том, чтобы произносить изолированные гласные и согласные. Нужно формировать артикуляционный аппарат. Нужно развивать способность использовать высоту и силу голоса. Нужно развивать способность отчетливо произносить фразы и слова. Нужно развивать артикуляцию звуков. Нужно учить детей говорить спокойно и использовать естественную интонацию.

Грамматический речевой строй способствует построению более правильных высказываний дошкольников.

Нужно учить детей согласовывать существительные и местоимения, применять в речи разные предлоги. Нужно учить детей получать распространенные предложения из простого нераспространенного. Нужно вводить дополнения, определения, обстоятельства. Нужно учить детей составлять предложения из однородных членов. Нужно активно пользоваться в речи предлогами.

Формирование связной речи посредством фольклора

Связная речь способствует эффективному общению дошкольников с окружающими.

Нужно помогать детям отвечать как на простые, так и на сложные вопросы. Нужно учить их задавать вопросы, формировать у них инициативную речь. Нужно развивать способность вести диалог с детьми, со взрослыми, с педагогами.

Один из главных источников развития выразительности речи детей – это фольклорные произведения и другие устные произведения народного творчества.

Фольклор обладает огромным эстетическим, познавательным и воспитательным значением, ведь он позволяет расширить детские знания об окружающей действительности, формирует способности тонко чувствовать художественность, ритм и мелодику родного языка.

Фольклор – это одно из ярких речевых средств, который таит в себе большие дидактические возможности.

Использование устного народного творчества возможно лишь в том случае, если широко включать в жизнь младших дошкольников словесное фольклорное творчество.

Детям нужно каждый день читать новые или уже знакомые художественные произведения. Также для чтения подходят разные хрестоматии и книги, специально опубликованные для младших дошкольников.

Во многих литературных сборниках находятся произведения, позволяющие делать обобщения с детьми за тот или иной временной отрезок режимного момента: во время приема пищи или умывания, во время отхода ко сну или в игре, на прогулках и других мероприятиях. Также используются разного рода шуточные стихи. К примеру, произведения Маршака.

Во время прогулки дети показывают, как могут шагать большие ноги и бегать маленькие ножки. Потешки позволяют малышам рассказать о том, как у них прошли выходные и праздничные дни, кто побывал в гостях у бабушек, чем их угощала бабушка и как встречала.

Исходя из всего этого, знакомство дошкольников с произведениями фольклора позволяет формировать их речь, обогащать и пополнять их словарный запас.

Обращение к знакомым фольклорным жанрам позволяет обеспечить результативность развития самостоятельной речи у дошкольников.

Применение всех доступных для детей русских фольклорных жанров в процессе развития, обучения и воспитания детей младшего дошкольного возраста дает возможность детям приобретать необходимые навыки и умения, чтобы использовать их в процессе речевого общения, в сюжетных и театрализованных играх.

Для младших дошкольников это прежде всего заклички, загадки, потешки и сказки.

В устном народном творчестве, хранятся специфические особенности русского народа, которые вмещают в себя нравственные ценности, представления людей о храбрости, красоте, верности и правде, а также о добре.

Все это можно встретить в русских народных произведениях. Именно сказки становятся хорошим материалом для обучения младших дошкольников формированию речи.

Персонажи сказок знакомы для детей, их черты характера выражаются ярко, их мотивы поступков очень понятны. Сказочный язык невероятно богат и выразителен, он наполнен образными сравнениями, содержит в себе простые формы прямой речи. Это дает возможность вовлекать детей в активную речевую деятельность.

Таким образом, если создать формирующую среду, если чередовать обучение и игры, внедрить игровые упражнения – все это позволяет поддерживать детское внимание, повышает их речевую активность, вызывает стремление у детей обобщать. Учитывая это, можно сделать вывод, что создание педагогических условий обладает важным значением для развития речи младших дошкольников.

Похожие записи:

  1. Что такое фольклор и как использовать его формы? Малые формы фольклора успешно используются в разных видах деятельности для…
  2. Логоритмические занятия и коррекционные средства Разными средствами логопедические занятия способствуют эффективной коррекции речи у детей…
  3. Игра в сенсорном воспитании Роль игры в сенсорном развитии — какие дидактические игры подходят…
  4. Из опыта работы по диагностике и формированию творческого воображения Исследования творческого воображения — диагностика и его формирование у детей…

Этапы формирования речи

Классическая логопедия выделяет 5 этапов формирования речи. Давайте рассмотрим эти этапы внимательнее (обратите внимание, что все сроки и длительности этапов достаточно приблизительны и определяются специалистом-логопедом после индивидуального осмотра ребенка):

Доречевой период. В этот период у ребенка появляются первые голосовые реакции (гуление, лепетание, крик). Гуление можно услышать в 3-4 месяца, лепет — в 5-6 месяцев. Эти звуки еще не являются речью, но, тем не менее, у ребёнка идет активная работа по развитию артикуляционного и речевого аппаратов. Контакт со взрослыми людьми или старшими детьми приводит к тому, что голосовые реакции малыша приобретают более выразительные черты. Появляются новые модуляции, интонации, тона. Дети очень рано (после полугода) начинают понимать обращенные к ним интонации и различать тембры. Доречевой период длится примерно до года. Таким образом, на вопрос «Когда ребенок начинает говорить?», мы можем ответить — в возрасте около года, но обратите внимание, что это не будет речью в привычном для нас понимании!

Первый период формирования речи. Во время этого этапа у ребенка появляются первые «слова» активной речи. Обычно это происходит в возрасте 1 года. Кавычки говорят о том, что первые слова могут состоять из нескольких звуков и часто дополняются активной мимикой или выразительными движениями ребенка. Например: муууу (корова), биби (машина) и т.п. Некоторые дети могут повторять ударный слог в сказанном им слове: ма (мама), па (папа), ка (каша). Чем дальше, тем более усложняются структуры. Первый период формирования речи длится примерно до 2 лет. Ближе к двум годам в речи могут появиться первые фразы из 2 слов. У девочек это происходит обычно в возрасте 1,5-1,7 лет, у мальчиков чуть позднее к 2 годам.

Если ребенок в год не говорит, надо посмотреть, не предъявляете ли вы слишком высокие требования к способностям малыша. Если в речи есть звукоподражание, ребенок может донести до вас хоть что-то словами — просто подождите немного. Также проанализируйте свою речь — как вы общаетесь? Говорите медленно, внятно, спокойно, немного нараспев, чтобы ребенок хорошо расслышал звуки? Читаете малышу детские стихи, потешки и т.п.? Обращаете внимание ребенка на новые предметы, даете их изучить, пощупать, повторяете несколько раз название? Если на все эти вопросы вы ответили утвердительно, кроме этого, вы уделяете много внимания развитию малыша, и ребенок не говорит в 2 года, то обратитесь с этим вопросом к детскому неврологу или логопеду. Лучше развеять сомнения, обратившись к опытному специалисту, чем переживать и волноваться, почему ребенок не говорит. Чаще всего задержка речевого развития может быть вариантом нормы, но иногда ребенку все-таки нужна помощь. Что именно нужно в вашем конкретном случае — лучше всего определит специалист.

Второй период формирования речи. Этот бурный период характеризуется усложнением фонетических и лексических конструкций. В речи ребенка появляются слова из 2-3 слогов (могут присутствовать искажения звуков). Ребенок все активнее повторяет то, что слышит вокруг (именно поэтому так полезно читать и постоянно разговаривать с ребенком) и постепенно отказывается от лепетания. Вместе с появлением новых слов расширяется круг представлений. Чаще всего этот этап приходится на первое полугодие третьего года жизни ребенка. Если ребенок не говорит в 3 года, то это повод начать занятия у логопеда (если исключены нелогопедические причины задержки речи).

Третий период формирования речи. Этот период характеризуется появлением в речи малыша сложных слов из трех и более слогов (сначала с проглатыванием звуков и сокращением) и началом устойчивого произношения звуков. Этот этап можно назвать наладкой или уточнением звукового восприятия. В этот период ребенок начинает говорить предложениями. Этот период приходится на возраст 2,5-3 года. Зачастую первый, второй и третий периоды имеют смазанные границы и могут сливаться в один этап.

Четвертый период формирования речи. Улучшается способность к произношению сложных слов, предложений, завершается этап формирования правильного произношения. Именно в этом периоде возникает активное словотворчество. Этот этап приходится на возраст 4-5 лет. Чистая речь без нарушенного звукопроизношения обычно устанавливается к возрасту 5-5,5 лет.

Каждый отдельный случай «почему ребенок не говорит» нужно рассматривать индивидуально со специалистами. В некоторых случаях в этом могут быть виноваты проблемы неврологического характера, дефекты слуха либо проблемы, связанные с дисфункцией языка (подробнее об этой проблеме чуть ниже).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]