Формирование и развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста


Понятие речевого слуха

Система человеческого слуха имеет неречевой и речевой слух, как две самостоятельные формы. Первая форма – это способность к ориентированию в неречевых звуках, к которым относятся музыка, мелодии, шумы. Речевой слух – это умение анализировать услышанные звуки речи. При этом происхождение услышанных слов неважно – они могут быть взяты из родного языка или иностранного. Речевой слух может нарушиться вследствие травмы височной области с левой стороны головы. Неречевой же нарушается при травмировании правой височной области.

Речевой слух делят на:

  • фонематический – различие, узнавание фонем в речи;
  • физический – умение воспринимать звуки разного звучания, высоты и громкости;
  • звуковысотный – умение улавливать мелодику речи;
  • тональный – умение слышать и повторять изменения тембра голоса;
  • ритмический – ощущение внутреннего темпа речи и умение воспроизводить его.

Речевой слух позволяет осуществлять контроль над произносимым текстом, приспосабливаться к тону собеседника, контролировать слуховое восприятие речи и звучание собственного голоса. При нарушениях речевого слуха возникают проблемы обучения чтению и письму.

Какое полушарие отвечает за речевой слух?

Человек воспринимает звуки с помощью кортиева органа – лабиринта, в котором плавают в лимфе звуковые клетки. Отсюда начинается сложный путь звуков от уха в височную часть коры больших полушарий – 41 поле. Эту зону также называют слуховой.

В зависимости от частоты звуковых колебаний в отдельных частях кортиева органа возбуждаются разные клетки. Они воздействуют на нервные окончания, и колебания преобразуются в нервные импульсы, поступающие в кору головного мозга. Звуки разной высоты направляются в разные области коры.

Вся информация с левого и правого уха сначала попадает в оба полушария мозга. Однако обрабатываются звуки по отдельности в специальных зонах коры. Левое полушарие мозга отвечает за распознавание фонем. Но и правое полушарие в речевом слухе участвует – анализирует разные голоса и интонации.

Что такое фонематический слух?

Как говорилось ранее, фонематическим слухом называют умение человека анализировать и синтезировать речевые звуки, которые обеспечивают восприятие фонем иностранного или родного языка. Фонемами называют минимальные единицы звукового строения языка, за счет которых осуществляется построение и различение морфем, слов и целых предложений.

В фонематическом слухе включены 3 речевые операции:

  1. Умение распознавать наличие конкретного звука в слове.
  2. Умение различать слова, где есть одинаковые фонемы, что расположены в разном порядке.
  3. Умение различать слова, разные по значению, но с одинаковым или близким звучанием.

Каждый известный нам язык имеет собственный набор фонематических признаков, что создает их звуковую структуру.

Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи

Развитие речевого восприятия находится в тесной связи с формированием речи. Ощущения, связанные с работой органов артикуляции, совершенствуют преставления о фонемах. По мере развития восприятия ребенок начинает анализировать правильность произношения, выявлять и исправлять ошибки.

Положительное влияние на формирование слуха и речи оказывают игры. Например:

  • «Испорченный телефон». Дети садятся в ряд. Первый игрок придумывает слово и шепчет его на ухо соседу. Тот передает услышанное дальше. Последний в цепочке называет слово вслух. Цель игры – правильно услышать и передать сказанное.
  • «Волшебное зеркало». Ребята выбирают ведущего. Он подходит к одному из игроков на выбор и произносит: «Ну-ка, зеркальце, смотри, все нам верно повтори! Встану я перед тобой, а ты повторяй за мной». Дальше он делает движение и говорит короткую фразу. Игрок должен в точности все повторить. Если ошибается, выбывает из игры, нет – становится ведущим.

Развитие произносительной стороны речи заканчивается к 4–5 годам. В 5 лет органы артикуляции достаточно сформированы, чтобы ясно воспроизводить все звуки, за исключением [р], [р‘]. В норме пятилетний ребенок также способен регулировать громкость речи, правильно произносить слова, строить предложения, использовать разные интонации.

Как развивается речевой слух у дошкольников?

Формирование речевого слуха у детей происходит еще в дошкольном возрасте. Этот период характеризуется активным усвоением разговорного языка, формированием и всесторонним развитием речи. Раннее обучение родному языку – главное условие в решении задач умственного и нравственно-эстетического воспитания. И чем раньше начать обучение речевому развитию, тем проще ребенку в дальнейшем будет пользоваться правилами родного языка.

У развития речевого слуха есть несколько задач:

  1. Воспитание звуковой культуры речи.
  2. Расширение словарного запаса и его активизация.
  3. Формирование грамматического построения речи.
  4. Привитие навыков связной речи.

Все эти задачи должны решаться в дошкольном возрасте. Однако на каждом этапе методика обучения меняется, а содержание речевой работы усложняется. Кроме того, в каждой задаче есть свой круг проблем, которые нужно решать своевременно. Ведь если не делать этого, неправильное развитие речи приведет к сложностям в воспитании и обучении, нарушится психическое развитие ребенка, что включает и память, и мышление, и воображение.

Владеть языком – значит, уметь общаться с людьми, понимать общество. В возрасте 2-х лет речевой слух развит недостаточно – малыш произносит отдельные слоги и звуки. Однако речи как таковой еще нет.

К 3 годам малыш все еще плохо говорит, он меняет слоги в словах, путает звуки, сокращает слова или пропускает в них фрагменты. К четырем годам удлиняется структура слов с большим количеством слогов. Порой заметна замена звуков. В 5-6 лет дошкольник говорит четко, воспроизводит правильную структуру слов.

Но все это возможно, если у малыша хорошо развит речевой слух. В противном случае у детей определяют нарушение формирования произношения из-за дефектов воспроизведения и восприятия фонем. Более того, недоразвитие фонематического слуха приводит к невозможности совершать звуковой анализ слов.

Развитие речевого фонематического слуха у дошкольников осуществляют посредством дидактических игр, различных упражнений, занятий. Конечно, лучше, если этим будут заниматься педагоги. Но и родительская работа будет к стати. Но главное, если есть проблема с речевым слухом ребенка, не стоит пускать ее на самотек – серьезно займитесь ее решением самостоятельно или с помощью педагогов.

Комментарии ()

Особенности развития

Речевое восприятие начинает формироваться с первых месяцев жизни ребенка. В 1 месяц малыш уже улавливать речь. В 3–4 месяца он пытается ее повторить, что проявляется гулением. С каждым месяцем у него это получается все лучше.

На развитие способности понимать речь оказывают большое влияние слуховое внимание и слуховая память. В долговременной памяти имеется запоминающее устройство – «фонемная решетка». В ней для каждой фонемы отводится определенный эталон (допускающий отклонения в определенных пределах). Иными словами, при формировании речевого слуха в памяти откладываются значимые признаки звуков. Ребенок накапливает некий «багаж» фонем.

По мере увеличения концентрации внимания и развития других психических функций восприятие речи тоже совершенствуется. Основное развитие речевого слуха приходится на первые 2–3 года жизни человека. И хотя ребенок пока еще не в силах все правильно воспроизвести, при отсутствии нарушений он полностью понимает родной язык.

Речевой слух и культура речи

Культура речи – это умение правильно использовать все языковые средства: звуки, интонацию, лексический запас, грамматические формы. Высокая культура речи свойственна ораторам, актерам, поэтам, журналистам. Дети овладевают ею в процессе общения, слушания сказок и стихов. Речевой слух обеспечивает правильное произношение, улавливание интонаций, пауз и т. д.

Для поднятия культуры речи необходимо вырабатывать:

  • правильное речевое дыхание,
  • контроль над силой голоса, скоростью речи, интонацией.

Особенности речевого развития детей с нарушением слуха

Преодоление нарушения фонематического восприятия – одно из основных направлений логопедической работы. Правильно составленный комплекс занятий помогает полностью решить проблему за 3–12 месяцев. При наличии показаний коррекция проводится на фоне медикаментозного лечения или после такового.

Логопедическая работа включает 3 этапа:

  1. Развитие способности выделять звук на фоне слова.
  2. Вырабатывание навыка на вычленение звука в начале, конце и середине слова.
  3. Формирование сложного фонематического анализа: количество, последовательность звуков, местоположение и т. д.

Все упражнения завуалированы – они проводятся в виде интересных игр. Комплекс разрабатывается для каждого ребенка индивидуально, в зависимости от выраженности и характера нарушений. Основную работу проводит специалист. В домашних условиях с ребенком также полезно играть в игры, развивающие физиологическое дыхание, фонематический слух, анализ, слуховое внимание и память.

Если вовремя не вмешаться, проблема будет усугубляться. Особенности развития детей с нарушением речевого слуха отчетливо проявляются в школе. Уже с первого года обучения они оказываются в категории отстающих учеников. Нарушенное восприятие речи влечет за собой грубейшие ошибки в письме: «бретлошение» вместо «предложение», «лесте» вместо «листья».

Речевой слух – способность, которая развивается самостоятельно при отсутствии заболеваний и в благоприятной социальной среде. Принимая звуки речи, мозг запоминает их и создает некие «эталоны». Позже он ориентируется на них, корректируя правильность произношения. Именно поэтому так важно в первые годы жизни часто разговаривать с ребенком, не прибегая к «сюсюканью», много читать, учить стихи, скороговорки. Но даже если время упущено или восприятие было нарушено в результате болезни, отчаиваться не следует. Речевой слух, как и музыкальный, можно развивать на протяжении всей жизни. Главное не пускать проблему на самотек!

Развитие речевого слуха и дыхания

Правильное речевое дыхание – неотъемлемый компонент выразительной речи. Чтобы свободно говорить фразами, нужно уметь делать короткий вдох и плавный продолжительный выдох. Дети, не владеющие дыханием, «захлебываются» на полуслове, теряют звучность голоса, комкают слова. Страдает произношение, а вместе с ним не развивается речевой слух.

Для формирования фонематического слуха проводятся занятия, в том числе на развитие речевого дыхания. Пример упражнения:

«Пузыри». Дети повторяют за взрослым стихотворение и одновременно машут кистями к себе: «Эй, мышонок, посмотри, мы пускаем пузыри». В следующей части стишка, перед тем как назвать цвет, нужно сильно надуть щеки и быстро выдохнуть: «Синий, красный, голубой, – выбирай себе любой!»

В норме ребенок 2–3 лет может на выдохе произнести 2–3 слова, 3–4 лет – 3–5 слов, 4–6 лет – 5–6 слов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]