Конспект занятия по обучению грамоте «Первый звук в слове» Для детей 5-6 лет

Крик ребенка — начальные попытки общения

Все голосовые реакции ребёнка можно разделить на две группы:

  • рефлекторные звуки,
  • социализированные звуки.

Среди рефлекторных выделяют крик и звуки удовольствия.

Уже ко 2-му месяцу жизни крик ребёнка начинает приобретать всё новые и новые оттенки, а к 3 месяцам мама уже может определить, почему кричит малыш: голоден ли он, мокрый ли он или у него что-то болит. Во всех случаях крик имеет свои особенности.

У здорового младенца интонационная окраска крика отчётливо выражена начиная с 3-го месяца жизни. У детей, перенёсших родовую травму, асфиксию в родах и другие патологические состояния, интонационные особенности крика могут отсутствовать. Голос у таких детей тихий, монотонный.

Нарушения в развитии интонационной окрашенности крика часто сочетаются с трудностями кормления. Малыш может плохо сосать, поперхиваться и захлёбываться во время кормления, иногда молоко вытекает у него через нос. Такого малыша следует обязательно показать невропатологу.

В первые месяцы в крике ребёнка преобладают гласноподобные звуки, имеющие некоторый носовой оттенок. Это звуки типа «э», «ай». Иногда звуки напоминают согласные «г», «к», «н». Но поскольку они рефлекторной природы, их не считают предшественниками фонем.

И тем не менее, произнося эти звуки, малыш учится координировать работу дыхательной, фонаторной и артикуляционной мускулатуры. Развивается и обратная связь между артикуляционными движениями и их слуховым восприятием.

Рекомендуем вам внимательно прислушиваться к крику ребёнка. Характер крика имеет важное диагностическое значение. У здорового младенца 2-го месяца жизни крик громкий, чистый, с коротким вдохом и удлинённым выдохом.

Дети с поражением центральной нервной системы, у которых в дальнейшем возникают расстройства речи, в первые месяцы могут не кричать. Или крик у них бывает пронзительным, либо, наоборот, очень тихим. На выдохе ребёнок всхлипывает или вскрикивает. Признаком неблагополучия является и значительный носовой оттенок голоса.

Если у здорового младенца интонационные особенности крика формируются к 3 месяцам жизни, то при органическом поражении центральной нервной системы, например при детском церебральном параличе, крик остаётся однообразным, невыразительным.

В 2-3 месяца во время крика у здорового ребёнка начинают усиливаться общие некоординированные движения рук и ног. Появляются и первые слёзы. Кроме того, если в период новорожденности ребёнок кричал только от холода, голода, дискомфорта и боли, то с 2 месяцев он начинает возмущённо кричать, если мама прекращает общение или меняет его положение тела. С этого же возраста ребёнок нередко кричит перед сном от перевозбуждения.

⇡#Первый звук во Вселенной

Каким был самый первый звук? Простой вопрос, но найти на него ответ очень и очень сложно. Вероятно, первый звук должен был родиться вместе с нашей Вселенной. Если придерживаться теории Большого взрыва, то Вселенная по мере остывания (примерный возраст — 400 тысяч лет) была заполнена газом. А раз так, то и звук теоретически мог распространяться в пространстве. Конечно, услышать его не мог никто, но некоторые исследователи космоса убеждены, что сейчас его можно воссоздать. В качестве источника данных, по которым можно представить себе процессы, происходившие в далеком прошлом, ученые предлагают взять карту реликтового излучения, панораму со следами неравномерного остывания Вселенной. Эта неравномерность и есть следствие звуковых колебаний, вероятно, первых акустических процессов в нашем мире.

Данной проблемой заинтересовался профессор Марк Уиттл из Университета Вирджинии. На основе анализа реликтового излучения он создал аудио, которое многие окрестили «криком рождения Вселенной».

Эти космические звуковые волны, которые Уиттл синтезировал на компьютере, имеют протяженность 30000 световых лет. Чтобы их можно было услышать человеческим ухом, ученый сдвинул звучание записи на 55 октав ниже, в слышимый диапазон.

Несмотря на то, что Уиттл смог заглянуть в прошлое, сам он с юмором относится к своему эксперименту. «Прослушав эту запись, должен признать, что Вселенная — это паршивый музыкальный инструмент», — смеется Марк. Однако не все согласны с утверждением Уиттла.

Первое АГУ

Звуки удовольствия, как мы говорили, также имеют рефлекторную природу. Обычно после кормления или после того, как вы переодели мокрого или грязного малыша, вы слышите звуки довольного кряхтения, удовлетворённого ворчания, гуканья, гуления или начального лепета. Среди них чаще встречаются передние гласные и задние согласные.

В отличие от крика, они не имеют носового оттенка.

Специалисты считают, что речь развивается быстрее, когда слух стимулируется звуками удовольствия. Наибольшее значение среди них имеют гуление и лепет.

⇡#Музыка небесных тел

Владельцы звукозаписывающих лейблов часто твердят о том, какой ущерб несет сегодня музыкальная индустрия. Все им не так — и формат MP3 практически погубил аудиодиски, и файлообменные сети лишают прибыли, и радиостанции не делают отчисления за использование музыкального контента. Доля правды в их словах есть, хотя вопрос этот очень и очень спорный. Композиции хорошего исполнителя поклонники будут покупать всегда и в любом формате. Более того, если запись на диске уникальная, то она может вызвать интерес даже у тех, кто вообще музыку не слушает.

И вот вам пример — Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (NASA) поспособствовала выпуску компакт-дисков с необычной музыкой — космическими мелодиями, которые исполнил сам космос и его небесные тела.

Чтобы получить «космическую музыку», ученые применили несколько приемов. Во-первых, использовались записи звуковых колебаний заряженных частиц, которые возникли в результате взаимодействия магнитосферы планеты с солнечным ветром. Кроме этого, записывался «голос» самой магнитосферы и шум электромагнитного поля в космосе. Электронные датчики также фиксировали реакцию радиоволн, попавших в «ловушку» и многократно отражающихся между нижнем слоем атмосферы и самой планетой. В основу «космической музыки» также легли записи процесса испускания заряженных частиц кольцами некоторых планет.

Большинство мелодий, которые были записаны на музыкальных CD, — это обработанные данные, полученные с легендарных Voyager-1 и Voyager-2. Эти космические аппараты, запущенные в 1977 году в рамках проекта по изучению дальних планет Солнечной системы, до сих пор продолжают удивлять человечество.

⇡#Spacesounds navigator — космическая музыка

В Солнечной системе, равно как и во всей Вселенной, звучит космическая музыка. Разговаривают планеты, кометы, звезды — чтобы их услышать, нужно просто знать, где, каким образом и что слушать. Иногда аудио выглядит как хаос, иногда напоминает творения известных экспериментаторов в электронной музыке, вроде Kraftwerk. Подобные космические звуки вдохновили авторов проекта spacesounds.com на создание Spacesounds navigator — интерактивной карты звуков в Солнечной системе. Вы можете посмотреть на нее в режиме онлайн или загрузить на диск в виде Flash-приложения. Достаточно выбрать на этой карте объект Солнечной системы, и вы тут же услышите воспроизводимые им звуки, записанные космическими аппаратами.

⇡#Шум Авроры: как послушать северное сияние

Дома и на улице нас окружает постоянный шум — смесь звуков самого разного происхождения. Гудят автомобили, шумит листва, раздаются голоса животных и т.д. Все это — звуки жизни, которыми наполнена Земля. Услышать голос Голубой планеты можно даже там, где, казалось бы, никаких звуков быть вообще не должно. Например, на севере, где часто можно наблюдать очень красивое природное явление — северное сияние. Когда солнечный ветер достигает верхних слоев атмосферы, заряженные частицы начинают взаимодействовать с магнитосферой Земли, и небо озаряется свечением. Кроме того, иногда в тишине можно услышать необычные звуки, которые сопровождают это событие. Обычно они напоминают своеобразное постукивание и негромкий треск.

До определенного момента ученые полагали, что источник подобного шума находится высоко над землей. Однако в 2012 году это предположение было опровергнуто. В регионе, где можно было наблюдать северное сияние, финские ученые установили несколько микрофонов. Когда проявилось сияние и раздался шум, он был записан приборами, а его источник можно было легко запеленговать. Точка, в которой рождались звуки, оказалась всего в 70 метрах над поверхностью Земли.

Среди ученых пока нет однозначного мнения относительно того, какие именно физические процессы вызывают эту «мелодию» северного сияния.

⇡#Солнечный акцент

Эта мелодия была записана космическим аппаратом SOHO, основной задачей которого было изучение Солнца. Его название расшифровывается как Solar and Heliospheric Observatory («солнечная и гелиосферическая обсерватория»). Помимо разного сложного оборудования, включая датчики потоков ультрафиолетового излучения, измерителя доплеровского смещения, широкоугольного спектрометрического коронографа, ультрафиолетового телескопа и прочих приборов, аппарат вооружен устройством для наблюдения низкочастотных глобальных колебаний Солнца. Именно с его помощью и удалось записать этот аудиофайл. На нем слышно, как атмосферная циркуляция внутри Солнца вызывает звук очень низкой частоты.

Целую серию подобных звуков опубликовал на своей университетской странице ученый Стенфордского университета Александр Косовичев.

⇡#Флейта в космосе: первый космический дуэт

Небесные звуки пугают, завораживают и навевают задумчивость. Но музыкальная ценность такой компиляции, откровенно говоря, невелика. И тут мы полностью согласны с утверждением Марка Уиттла о том, что Вселенная — не самый красивый музыкальный инструмент. Куда более приятно слушать обычную земную музыку, придуманную человеком. А если ее проиграть в космосе, она тоже будет по-своему «космической».

Астронавт NASA Кэтрин Колман, находясь на орбите Земли, на борту Международной космической станции, вместе с известнейшим музыкантом Иэном Андерсоном, основателем рок-группы Jethro Tull, в 2011 году сыграла на флейте классическую композицию Bourree Иоганна Себастьяна Баха. Основатель легендарной группы в это время находился на Земле, на гастролях в Перми.

Свое выступление Иэн и Кэтрин посвятили Дню космонавтики и 50-летию первого полета человека в космос. Если не считать веселого экспромта древнейшей песенки The Fountain in the Park (I was strolling on the Moon one day), который выдали во время прогулки по Луне астронавты Harrison Schmitt и Eugene Cernan, дуэт Колман—Андерсон можно считать первым профессиональным космическим исполнением.

Скороговорки на английском языке на звук / ə /

Прежде чем тренироваться на скороговорках посмотри это видео. Помнишь, в начале этого раздела статьи я писала, что звуком “шва” заменяются очень многие звуки, когда слово находится в слабой позиции? Именно эта особенность речи создает эффект native speaker. После просмотра видео, попробуй применить эти знания на скороговорках.

  • Canada is colder than Korea, Korea is hotter than Canada.
  • Debora’s family is her father and mother, Helena’s family is her sister and brother.
  • Jonathan addresses his letters to Nicholas, Nicholas addresses his letters to Jonathan.

И последний на сегодня песенный пример. Для звука / ə / отлично подойдет известная строчка из песни Дэвида Боуи “Space Oddity” – Ground Control to
Major Tom.
Потому что, во-первых, этот звук там встречается 3 раза и четко (насколько это возможно для безликого “шва”) прослушивается, а во-вторых, слоги с ним находятся в слабой безударной позиции и по отношению к ритму

песни:

Grо́und Co

ntrо́l t
o
Máj
o
r Tо́m.

С 0:33 минуты. Но послушай песню целиком: это же шедевр!

Подведение итогов: как улучшить английское произношение самостоятельно

  1. Краткий / ɪ / шире, чем наш: язык отводится назад сильнее, спинка языка поднимается, но ниже; рот более расслаблен (почти как для нашего Э); звук короче. Немного напоминает русский звук ИЭ, как в слове че
    тыре.
  2. Долгий / i: / тоже шире, чем наш (но не настолько широкий, как краткий ɪ), и более долгий, чем наш. Рот в положении “улыбки”. Это звук дифтонгоид: спинка языка во время произнесения скользит вперед и вверх, поэтому слышен “призвук двух звуков”.
  3. Звук / e / более краткий и закрытый, чем наш: средняя спинка языка поднимается выше к нёбу и продвигается сильнее вперед, челюсти ставятся ближе друг к другу.
  4. Безударный нейтральный звук “шва” не нужно произносить, как русское / э /. Он произносится в совершенно расслабленном положении: язык в середине, рот не напряжен. Аналог в русском языке – заударный и 2-й предударный А, О или Э.

Квинтовое родство звуков

Что роднит все природные музыкальные звуки так это присутствие ярко выраженных октавного и квинтового обертона в их тембре. Сравним звуки находящиеся на этих интервалах. Возьмем звук(верхняя половина), а затем октаву от него(нижняя половина рисунка ниже). Мозг понимает что такой звук, октаву, он уже слышал как самый громкий, первый обертон предыдущего звука(1 на верхнем рисунке). Частоты гармоник нового повторяют всё те же частоты старого, только пропорционально в 2 раза выше. Звуки на расстоянии октавы музыканты обозначают одной нотой(здесь это Bb).


Звук и октава от него. Числа — номера их обертонов. 1й обертон первого звука(1) и основной тон второго(0) совпадают по частоте

Пойдём далее по интервалам меж гармониками. 2й обертон октава+квинта(2 на верхней половине рисунка ниже). Берём и тут уже видим новые звуки в первых обертонах(2 нижняя половина). Взятая квинта(нота F от Bb) сформировала свои обертоны и тоже свою квинту — качественно новый звук(C).


После взятия квинты от Bb, звука F, возникает новый звук C как квинта от квинты

Звук на интервале октавы воспринимается нами пустым так как его призвуки не несут новой информации — не создают новых звуков и их и соотношений, поэтому и качественно звук и октавы от него не отличаются друг от друга. Октавы будем сокращать. Теперь во внимании не Bb-Bb-F или октава+квинта а просто квинта Bb-F.

Вернемся к квинте. Мы связали нижний звук Bb со звуком на квинту выше F что уже содержался в первом звуке(2 на верхнем рисунке). Второй звук также имеет свой звук квинты(уже третий звук, C) и первый связан с ним опосредованно через 2ой. С каждым таким квинтовым шагом мы получаем новый интервал от первого звука до нового. Чем дальше мы удаляемся от первого звука тем отдаленнее связь с ним. С расстоянием связь теряется.

Мозг так работает, что ищет во всём закономерности. Одна из них — родство разных звуков по интервалу квинта что содержится в каждом музыкальном звуке и всегда сопровождает его в виде призвука. Квинта — первое что даёт новую информацию при воспроизведении его как самостоятельного звука(октава же лишена этого) и самый слышимый обертон из подобных.

Теперь опустим первую квинту(Bb-F) на октаву(получим F-Bb) и почувствуем что с первым звуком при одновременном(гармоническом) взятии оно стало звучать по другому. Пойдём мелодически вверх в стартовый звук и откроем новый интервал-кварту. У этого интервала другое соотношение частот — 4:3, но при этом это те же 2 звука(F-Bb). Разнится лишь высота относительно друг друга. Выходит что эти интервалы кварта и квинта связаны1(к этому вернёмся ниже).

Скороговорки на английском на гласный звук / e /

  • Jen spent ten pence on a dress, Jem spent seven pence on a sweater.
  • Fresh bread smells better than fresh eggs, fresh eggs smell better than fresh lemons.
  • Better to do well than to say well.

Пример из песни более чем запоминающийся: The Beatles “Help”.

Help me if you can, I’m feeling down. And I do appreciate you being ’round. Help me get my feet back on the ground. Won’t you please, please help me.

Кстати, предлагаю тебе “заценить” еще один песенный пример, который объединяет и помогает увидеть разницу между всеми 3-мя звуками, которые мы изучили выше, причем в том же порядке:

Linkin Park “In the End”

/ ɪn ði: end /.

С 1:40 – по 1:45

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]