Развитие речи у детей дошкольного возраста (особенности речевого развития дошкольников)


Этапы развития речи у детей от рождения до школы

Языковые способности, несомненно, заложены в человеке, но пока не выражены в новорожденном. Овладение языком придерживается некоторых общих, универсальных закономерностей. Однако, без окружения, которое предусматривает моделирование языка и взаимодействие, ребенок не развивает способностей к языку, с которым он или она родились. Развитие языка дает старт жизни ребенка, хотя экспрессивный язык возникнет не позже, чем через несколько месяцев после рождения. Однако к тому времени как ребенок достигнет 5 лет, его или ее словарный запас будет включать в себя несколько тысяч слов.

0-2 месяцаНоворожденные дети только кричат.
3-4 месяцаПоявляется гуление.
С 6 месяцевМалыш начинает лепетать, знает свое имя, с удовольствием играет с мамой в ладушки, сороку-ворону, козу рогатую.
1-1.5 годаПроизносит первые осознанные слова.
После 1 годаПостепенно словарный запас расширяется и улучшается произношение. До 3-4 лет ошибки нормальны. Дети могут неправильно обобщать слова, сокращать их до одного ударного слога или переставлять слоги местами.
После 3 летВ речи ребенка появляются простые и сложные предложения. В 3-4 года с ребенком можно вести диалог. Дети в это время часто говорят торопливо, взахлеб.
5 летУ ребенка значительно расширяется словарный запас. Он может пересказывать, сочинять рифмы, правильно произносить слова.

Развитие речи детей дошкольного возраста должно завершиться хорошим овладением родного языка, достаточным словарным запасом. К сожалению, не все дети это осваивают. Поэтому образовательные стандарты для детских садов и развивающих центров делают основной упор на формирование речи.

Психологические особенности и этапы формирования речи дошкольников

В первые годы жизни ребенок развивается умственно и физически, учится управлять своим телом, думать, усваивает родной язык. Становление речи происходит последовательно, разным возрастным промежуткам соответствуют свои нормы.

Умение говорить — приобретенный навык, который у всех детей формируется по схожему сценарию. Чтобы своевременно заметить отклонения в речевом развитии, необходимо знать закономерности созревания психики в раннем возрасте.

Как формируется речь ребенка от рождения до 3 лет

В первый год после рождения активно развиваются все системы новорожденного: созревает и усложняется структура головного мозга, формируется фонематический слух, во время плача или непроизвольных звуков тренируется речевой аппарат.


Этапы развития речи ребенка.

На чем основан начальный этап:

  • слушание бытовых звуков, обращенной речи и собственного голоса;
  • подражание взрослому (повторение услышанных звуков, слогов, в возрасте около 12 месяцев — слов);
  • азы понимания смысла сказанного (преимущественно за счет эмоций, интонаций и мимики);
  • состояние артикуляционного аппарата (определяет связность в произношении, подвижность речевых органов).

Во второй год жизни отмечается скачок в развитии активной речи.

Для общения в этом возрасте характерно следующее:

  • попытки осмысленно употреблять слова (для названия предмета);
  • до 1,5-1,8 лет нет распространенных предложений, их заменяет 1 слово («Пить» в качестве просьбы);
  • в 1,8-2 года состав фраз расширяется, но еще нет грамматической связи между словами;
  • увеличивается словарный запас (100-300 слов в зависимости от условий, частоты и качества общения со взрослыми);
  • продолжается развитие артикуляционных органов, но голос еще не окреп;
  • осваиваются интонации;
  • неправильно произносятся отдельные звуки (смягчаются гласные, пропускаются согласные, путаница в слогах), упрощаются слова («Би-би» вместо «Машина»).

Становление речи ребенка от 3 до 4 лет

На третьем году жизни увеличивается познавательная функция речи. Ребенок интересуется окружающим миром, начинает задавать простые вопросы, вести диалог со сверстниками.

Речевое развитие трехлетки включает в себя такие этапы:

  • обогащается словарный запас (в 2-3 раза по сравнению с двухлетним возрастом);
  • чаще используются глаголы (до 30% активного запаса слов), предлоги и местоимения;
  • наблюдаются ошибки в согласовании рода прилагательных для именования предметов;
  • в речи появляются сложные бессоюзные предложения (к концу 3 года — сложноподчиненные);
  • улучшается восприятие на слух детской литературы;
  • речевой аппарат становится подвижным, но связность речи и громкость голоса остаются слабыми;
  • при произношении длинные слова со сложной структурой часто укорачиваются, слоги меняются местами или выпадают;
  • улучшается память, начинает развиваться творческое мышление, фантазия;
  • внимание остается неустойчивым, ребенок отвлекается.

Интерес к окружающим предметам стимулирует дошкольника общаться со взрослыми, первым начинать разговор. В диалоге ребенок учится рассуждать, начинает определять простую взаимосвязь между явлениями.

Какие особенности развития речи отличают 4-летний этап:

  • возрастает способность подбирать названия для любых предметов, действий, в т. ч. для тех, которые не окружают ребенка постоянно;
  • расширяется арсенал слов (активно применяются прилагательные, числительные, наречия, местоимения);
  • пересказ событий или чужой речи, рассказ о своих впечатлениях остаются неточными из-за неумения корректно выбирать нужные слова;
  • сохраняется нелогичность, непоследовательность изложения, но улучшается грамматическая структура речи;
  • общение остается ситуативным, требует уточнений, рассказ привязан к ситуации;
  • улучшается запоминание стихотворений, загадок, сказок, ребенок легко их повторяет, но преимущественно не понимает смысла;
  • речевой аппарат совершенствуется в индивидуальном темпе (к концу 4 года дети уже могут говорить понятно, разборчиво или продолжать упрощать звуки).


Становление речи ребенка 3-4 лет.

Формирование речевых навыков у детей от 4 до 5 лет

В пятилетнем возрасте дошкольник становится восприимчивым к социальной среде. Появляется интерес к развитию речевого слуха через словотворчество, попытки рифмовать или пение. Становление речи происходит интенсивно, ребенок подражает манере общения в семье или детском саду.

Какие этапы речевого развития проходят дети 5 лет:

  • возрастает красочность, разнообразие речи (кроме названий предметов ребенок знает их признаки, умеет логически связать несколько объектов между собой, опираясь на свойства);
  • внимание не рассеивается, становится устойчивым;
  • словарный запас пополняется до 2,5-3 тыс. слов, что стимулирует развитие навыка монолога, но повышает количество ошибок и несогласованных словосочетаний в речи;
  • речевые органы достаточно натренированы для корректного произношения, улучшается связность и четкость звуков, речь становится понятной посторонним людям и другим детям;
  • в 30% случаев наблюдаются трудности с произношением звука р, л, шипящих;
  • развивается фонетический слух, умение различать тонкости произношения (высоту голоса, тембр, интонации, темп).

Особенности развития речи дошкольника 5-7 лет

Дети старшего дошкольного возраста овладевают связной речью, составляют монолог из сложных предложений и развернутых фраз. Окружающие понимают ребенка без дополнительных вопросов.

Признаки формирования контекстной речи у детей 6 лет:

  • развивается абстрактно-логическое мышление, улучшается понимание связей и отношений между явлениями, предметами, людьми;
  • словарный запас пополняется формами уже знакомых слов (добавляются приставки или суффиксы), активно используются 4-6 тыс. слов;
  • ребенок оперирует обобщающими словами, собирает слова в группы по общему свойству, способен подобрать пары антонимов;
  • уменьшается количество грамматических ошибок;
  • завершается развитие основных функций артикуляционных органов, подвижной мускулатуры лица, из-за чего звуки проговариваются четко;
  • при регулярном выполнении развивающих устных упражнений к 7 годам удается улучшить произношение шипящих звуков, р, л.

Речь семилетнего ребенка практически не отличается от взрослой.


Творческие методы и приемы.

Развитие в этом возрасте направлено на закрепление навыков:

  • продолжает расширяться запас слов, которые используются ежедневно, причем одинаковые понятия ребенок разделяет по признакам (зимняя или летняя одежда);
  • применяются средства выразительности (метафоры, эпитеты, сравнения), слова в переносном значении (легкий мяч или легкая рука);
  • монолог становится развернутым, логичным, ребенок не перескакивает с одной мысли на другую;
  • грамматические ошибки случаются редко, преимущественно при отсутствии подсказок со стороны взрослых;
  • голос становится громким, произношение четким, при этом ребенок управляет интонацией и темпом;
  • в высказываниях появляется эмоциональность, личное отношение и точка зрения, активно развивается индивидуальность.

Значение языкового развития детей

У маленьких детей языковое развитие совпадает с развитием мысли. Когнитивные навыки стоят рядом с языковыми, поэтому ребенок, который прикладывает усилия в развитии языка, будет также усерден и при изучении других учебных предметов и областей развития.

Язык – это общение, как выразительное, так и рецептивное. На выразительном языке говорят или общаются с помощью языка жеста. Рецептивный язык – это речь или информация, которую передают или понимают.

Влияние речи на письмо и чтение

Речь и грамотность (письмо и чтение) развиваются вместе. Ранние навыки речи и грамотности развиваются за несколько лет перед тем, как ребенок пойдет в школу и будет нуждаться в социальном взаимодействии и окружении, которое вовлечет ребенка в общение. Ранее эксперты считали, что у ребенка развитие языковых навыков происходило вразброс, а затем только приобреталась грамотность. Однако сейчас мы допускаем, что эти навыки взаимосвязаны и что ребенок не развивает их в изоляции от других.

Влияние речи на успехи в школе

Развитие речи ребенка непосредственно влияет на его успехи в школе. Это один из лучших способов предсказать, какие у него будут достижения в школе. Когда у ребенка выдающиеся навыки в речи, это влияет и на все другие учебные предметы. По существу чтение имеет непосредственное отношение к печати, и ребенок способен воспринимать эти написанные символы и придавать им смысл из-за раннего языкового развития.

Влияние речи на эмоциональное развитие

Развитие языка также важно и в способности ребенка выражать и передавать эмоции. Это начинается с лепетания и воркования младенца и связью, которая строится между ребенком и его воспитателями. Ранняя речь состоит больше из криков, выражающих потребности, и постепенно уступает место большей вербализации. Когда языковое развитие ребенка улучшается, обычно эмоциональных всплесков и истерик становится меньше. Ребенку, который может выражать эмоции через слова, будет легче справиться со школьными и учебными задачами, и он будет более успешен в школьной социальной среде.

Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста

Диагностика речевого развития призвана выявить лексический запас ребенка, понимание им употребляемых слов. Обследование детей проводится индивидуально. Для этого им демонстрируются предметы или картинки с их изображением, так же на картинках могут быть отражены признаки предметов и некие действия.

Ребенок должен ответить на вопросы:

  • Кто (что) это?
  • Какой?
  • Что делает?

Проверяется и наличие в лексике обобщающих слов при предъявлении группы предметов.

Результаты обследования фиксируются и анализируются.

Принято использовать несколько уровней при оценке словаря детей по конкретным словам:

  • нулевой – в активном и в пассивном словаре ребенка слово отсутствует;
  • первый – слово присутствует в активном словаре, но понимание его неверно или вовсе отсутствует;
  • второй – слово присутствует в словаре, но при его использовании имеются ошибки или оно применяется в речи ограниченно (только в определенных ситуациях);
  • третий – слово, независимо от ситуации, употребляется и понимается правильно.

Речевое развитие дошкольников

Речевое развитие дошкольников по ФГОС

Дошкольное образование – главный этап в развитии ребенка. В дошкольном возрасте малыш учится учиться, что так будет ему потом необходимо в школе. Он с радостью познает новое, и речь дошкольника должна стать ему помощником. Поэтому развитие речи в дошкольном возрасте – это одна из первостепенных задач педагогов.

В детском саду каждая программа, направленная на развитие речи у дошкольников, подразумевает коммуникацию, общение с ребенком. Ребенок учится задавать вопросы и отвечать на них, учится вести диалог и высказывать различные просьбы.

В этом возрасте необходимо приложить все усилия, чтобы ребенок научился свободно и легко высказываться. Для обучения языку в детских садах практикуется проведение различных тематических занятий. Эти занятия включают в себя разные методики по развитию речи у дошкольников.

Развитие речи дошкольников по ФГОС решает такие задачи, как:

  • Формирование речи детей таким образом, чтобы они свободно общались со сверстниками и взрослыми.
  • Обогащение активного словарного запаса ребенка.
  • Развитие творческой речи: сочинение рассказов, сказок, стихов.
  • Приобщение к чтению книг, знакомство с разными жанрами детской литературы.
  • Развитие фонематического слуха, чтобы дети правильно усваивали ударение, слышали звуки в словах.

Эти задачи специалисты дошкольных учреждений выполняют с помощью различных методик и упражнений. Но одних только занятий в пределах детского сада недостаточно, развитие речи – это систематическая работа и только в повседневной жизни ребенок сможет накапливать словарный запас и набираться опыта в общении.

Особенности речевого развития или что можно сказать о компонентах речевой активности?

М.Р. Львовой отмечалось, что к компонентам речевой активности относятся:

  • скорость проявления речевых реакций во время диалога,
  • подбор игр, в которых требуется применение речевых компонентов,
  • быстрота выбора слов,
  • особенности высказываний.

А в число условий, при которых речь детей активизируется, входят: овладение системой языка на определенном речевом уровне развития, потребность и особенности в общении у детей, включение дошкольников в деятельность, которая доступна для конкретного возрастного этапа.

Методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду и дома

Существует несколько методик, учитывающих особенности развития речи дошкольников и помогающих детям освоить речь. Применять их нужно в комплексе, чтобы ребенок правильно слышал, говорил и понимал слова.

В первые годы жизни словарный запас ребенка стремительно пополняется. К тому времени, как малышу исполнится три года, он, в среднем, будет знать около 2 000 слов. Развитие речи в детском саду и дома должно происходить целенаправленно, но ненавязчиво. Задача педагогов и родителей – помочь ребенку развить речевые навыки, превратив такие занятия, как чтение, пение и заучивание стихов в развлечение.

Через разговоры

Развитие речи у ребенка невозможно без постоянного общения. Обязательно разговаривайте с детьми в течение дня, чтобы они могли практиковать речевые навыки. У ребенка должна быть возможность слышать вашу речь постоянно, поэтому постарайтесь комментировать свои действия, даже самые обыденные.

Не забывайте задавать малышу вопросы, чтобы он мог не только слушать, но и самостоятельно реагировать на чужую речь. Например, если ребенок играет с кубиками, спросите, что он строит. Во время занятий прикладным творчеством или рисованием поинтересуйтесь, что он лепит или рисует, какого цвета краски или пластилин использует, какие инструменты ему понадобятся. У детей постарше спрашивайте о том, как они провели день, что понравилось, запомнилось, не понравилось и почему.

Ваша задача – организовывать общение так часто, как это возможно.

Через пальчиковую и дыхательную гимнастику

Занимайтесь пальчиковой гимнастикой и играми ежедневно по 15 минут. Уже доказано, что мелкая моторика положительно влияет на умственное развитие ребенка. Любые действия ручками и пальчиками благотворно сказываются на речи.

Дыхательная гимнастика также способствует правильной речи за счет формирования длительного выдоха. Можно дуть на перышко, кусочки ваты как будто они снежинки, сдувать семена одуванчика.

Через чтение и сочинения

Чтение книжек расширяет кругозор, дает повод обсудить сюжет и героев, сближает взрослого и ребенка. Постарайтесь каждый день читать детям, и посоветуйте родителям делать то же самое. Выбирайте небольшие книжечки и уделяйте внимание рассматриванию иллюстраций, указывайте малышам на различные детали изображений, просите их найти того или иного героя книги, задавайте вопросы о форме и цвете изображенных предметов.

Если вы занимаетесь с ребенком индивидуально – указывайте на слово, когда произносите его вслух, чтобы малыш смог соотнести написанное со сказанным. При групповой работе попросите детей составить короткую историю и продиктовать ее вам. Запишите то, что говорят дети, на большом листе бумаги или на доске. Предложите малышам истории собственного сочинения и попросите их нарисовать к ним иллюстрации.

Через окружение

На развитие речи в детском саду существенно влияет и обстановка вокруг. Продумайте интерьер группы детского сада таким образом, чтобы он помог детям развивать речевые навыки. Развесьте по стенам плакаты с буквами алфавита, называйте каждую букву и одновременно указывайте на ее изображение, или пропойте весь алфавит, также показывая соответствующие символы на плакатах.

Принесите в группу как можно больше разнообразных книг: книжек-малышек с короткими текстами, книг с картинками, комиксов, детских журналов. Украсьте стены постерами с различными картинками и словами или цитатами. Организуйте уголок для занятий письмом, в котором будет бумага, карандаши и цветные мелки, чтобы малыши в любое время могли поупражняться в письме.

Советуем прочитать: «Оформление уголков в детском саду (зонирование группы)»

Через стихи, песни, игры

С помощью песенок и коротких стишков также можно помочь малышам развивать речевые навыки. Песенки, в которых нужно сопровождать пение соответствующими движениями тела или действиями, позволят детям выучить простые бытовые фразы. Разучите с группой несколько забавных детских стишков и сделайте их неотъемлемой частью каждого занятия. Например, определенное стихотворение или песенка может предшествовать каждому занятию. Во время занятий предлагайте детям игры, в которых нужно будет петь или рассказывать стихи, запоминать или вспоминать определенные слова.

Через дидактические игры

Используйте дидактические игры. Для одной из самых простых игр можно использовать матрешку, на ее примере можно показать, как различаются предметы по цвету или по величине. А для развития слухового восприятия можно организовать игру, в которой ребенок должен угадывать по звуку предмет или животное.

Через просмотр мультфильмов

Речь у детей хорошо развивается благодаря просмотру мультфильмов с последующим обсуждением сюжетов и персонажей. Благодаря мультфильмам создается положительный эмоциональный фон, способствующий хорошему усвоению материала.

Вы можете подобрать и другие эффективные и интересные методы развития речи дошкольников. Только помните, что все занятия по развитию речи, как и другие, надо проводить в игровой форме, ненавязчиво, чтобы ребенок получал удовольствие.

Развитие речи дошкольников

Упражнения для развития речи ребенка

Специальные упражнения помогают ребенку лучше усвоить речь соответственно возрасту. Подбирая задания, важно помнить, что речевое развитие детей дошкольного возраста необходимо проводить в ненавязчивой игровой форме.

Вот некоторые упражнения на развитие речи, которые можно использовать в садике и дома:

  1. Назвать предметы одним словом, какого предмета не стало.
  2. Упражнения на сравнение, сочинение рифмы к слову, сочинение сказок по картинкам.
  3. Нахождение ошибок в описании, их исправление.
  4. Назвать предметы во множественном и единственном числе.
  5. Для развития артикуляции проговаривать звукоподражательные слова, имитировать голоса животных.
  6. Для дикции подойдут чистоговорки, стишки с определенной группой звуков, упражнения, где ребенок должен закончить слово.
  7. Упражнения на образование глаголов: добавить слово; назвать действия животных, людей; назвать все возможные действия с предметом.
  8. Образовать глаголы с помощью суффиксов (на дудочке дудят, на гитаре играют).
  9. Упражнение на правильное использование пространственных предлогов.
  10. Придумывание продолжения сказки, пересказывание.
  11. Упражнения на звучание слова, нахождение первого звука, слова на заданный звук, проговаривание слов близких и разных по звучанию.
  12. Упражнения на понимание структуры текста: что такое начало, основная часть, что бывает в конце.
  13. Упражнения на отработку фонетической стороны речи: скороговорки, загадки, потешки, стихи.

Это далеко не полный список упражнений, которые желательно делать регулярно, чтобы стимулировать развитие речи у детей дошкольного возраста.

Подводя итоги, можно сказать, что в раннем возрасте происходит становление разговорных навыков. Родителям важно знать и помнить, что постоянные, систематические игровые занятия с детьми помогут им вовремя освоить правильную и грамотную речь. Основой для развития речи становится повседневное общение – это является одной из основных методик в развитии речи дошкольников. Следует не забывать, что ребенка важно хвалить во время занятий, ни в коем случае не ругать, а ошибки следует исправлять крайне аккуратно и не спеша.

Формирование навыков словообразования

В 5 лет ребенок начинает использовать в общении все основные части речи. У него осуществляется постепенное становление и развитие словообразование дошкольников. У малышей идет процесс активизации словаря, дети начинают осмысленно использовать слова. У дошкольников совершенствуется словоизменение.

5-6 лет — период активного становления фонетической стороны речи. Детям уже характерны умения разделять слова на слоги, наполнять слова звуками. Ошибки допускаются только в незнакомых детям словах.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]