Составитель: учитель – логопед МАДОУ ЦРР – детский сад № 50 города Тюмени С.С. Бадрызлова
Изменение тембра голоса, который становится глухим и приобретает гнусавый оттенок, специалисты называют ринофонией. Виной всему — особенности мягкого нёба, которое у ребенка может быть недостаточно подвижным. При малоподвижном нёбе не образуется так называемое нёбно-глоточное кольцо, которое в процессе речевого выдоха призвано препятствовать выходу воздуха через нос. В результате голос ребенка перестает быть легким, а речь теряет выразительность.
В чем причина данного расстройства?
Существует два вида ринофонии: открытая и закрытая. Первая может быть врожденной, если малыш появился на свет с укороченным мягким нёбом. Однако иногда проблема связана с инфекционным заболеванием типа дифтерии или гриппа, осложненным параличом или парезом нёба. Приобретенная ринофония может появиться и после того, как малышу удалят глоточные миндалины: послеоперационные рубцы стягивают нёбо и ограничивают подвижность.
Поэтому маме и папе стоит прислушаться, как звучит голос выздоравливающего. Если у него появился стойкий гнусавый оттенок, вам лучше проконсультироваться у отоларинголога или логопеда. Открытая ринофония очень часто встречается у ослабленных детишек астенического типа с вялой артикуляцией и поверхностным дыханием. В этом случае мягкое нёбо в силу своей мышечной слабости просто не дотягивается до стенки глотки. Поэтому у малыша и возникает прононс. А поскольку такая особенность русскому языку, в отличие от французского, несвойственна, дефект лучше исправить.
Закрытая ринофония встречается при заболеваниях носоглотки: разрастаниях аденоидов, полипов, а также вследствие искривления носовой перегородки. Иногда достаточно банального насморка, чтобы у малыша возникли проблемы с голосом. Хорошо, если явления ринофонии пройдут вместе с исчезновением симптомов простуды или аллергии. Но к сожалению, так бывает не всегда. В последнее время все чаще можно наблюдать, что и после выздоровления голос у ребенка остается тусклым, монотонным, глуховатым, хотя видимых причин для этого вроде бы и нет. В таком случае специалисты говорят о привычной закрытой ринофонии.
При этом нарушается нормальное физиологическое дыхание: ребенок не может дышать носом, его рот постоянно открыт. То есть существует реальная угроза простуды. Кроме того, малыш не получает достаточное количество кислорода, поэтому быстро утомляется, теряет способность сосредоточиться, испытывает головные боли, головокружения, плохо спит. Тусклый, искаженный тембр голоса создает для ребенка и определенные психологические трудности в общении: он стесняется говорить, избегает сверстников, становится замкнутым. В его поведении появляются раздражительность, плаксивость, излишняя обидчивость.
Как исправить?
Для устранения носового голоса (открытой ринофонии) придется много потрудиться и малышу, и логопеду, и, конечно, родителям. Сейчас наша общая задача — активизировать мягкое нёбо и заставить его двигаться. И здесь понадобится массаж. Если малыш слишком мал, помогите ему выполнить эту процедуру.
• Для начала протрите спиртом свой указательный палец на правой руке. А затем его подушечкой начните поглаживать и растирать в поперечном направлении слизистую оболочку на границе мягкого и твердого нёба. • Проделайте те же самые движения, одновременно произнося звук „а». • Сделайте несколько зигзагообразных движений по границе мягкого и твердого нёба слева направо, а затем то же самое, но уже в обратном направлении. • Помассируйте мягкое нёбо, совершая указательным пальцем толчкообразные движения. Если, ваш ребенок большой, он может делать те же приемы и сам. В данном случае главным исполнителем массажа будет кончик детского языка.
Чтобы малыш все делал правильно, проведите с ним репетицию с зеркальцем в руке. Глядя на свое отражение, малыш должен открыть пошире рот и язычком проделать каждое из четырех упражнений. Если у него все получается, пусть продолжит с закрытым ртом. Такая тренировка возможна в любое время и в любом месте, и незаметно для всех окружающих! А тот, кто чаще делает массаж, скорее добивается нужного результата.
Кроме массажа необходимы и упражнения. Вот некоторые из них. 1. Дайте своему ребенку стакан с теплой водичкой и предложите ему выпить ее небольшими глотками. 2. Пусть он продемонстрирует, как хорошо умеет полоскать горло, набирая порции теплой воды в рот. 3. А теперь предложите ребенку широко открыть рот и покашлять: на выдохе не менее 3 раз. 4. Затем из того же исходного положения — с широко открытым ртом — попробуйте вместе позевать. 5. Следующее задание постарайтесь проделать энергично и утрированно, на твердой атаке произнося звуки: „а», „о», „ у», „э», „и», „ы».
Чтобы избавиться от закрытой ринофонии или отсутствия носового резонанса на звуках „н», „м», придется предпринять решительные действия. Во-первых, нужно устранить причины, которые привели к этому явлению. То есть избавиться от полипов, аденоидов, искривления носовой перегородки, отека слизистой носа при аллергическом рините и насморке. Во-вторых, следует восстановить физиологическое и речевое дыхание. Кстати, работу над дыханием следует проводить и при открытой ринофонии.
Речевые игры для устранения назализации
Бахрома под ветром
Ниточки с ваткой нам заменит лист бумаги, нарезанный бахромой. Крохе необходимо дуть на эту бахрому, чтобы она отклонялась: чем больше, тем лучше.
Поиграем в мяч
Язычок любит игры с большим круглым мячом! Демонстрируя это, малышу придется широко и равномерно надувать щеки. Мяч сдулся! Мяч тоже устает. При этом он теряет округлость и из него выходит воздух. Подскажите ребенку, что теперь надо сильно раздуть щеки, а после медленно выпустить воздух, вытянув губы трубочкой.
Наладим насос
Он поможет нам надуть мячик! Пусть малыш покажет руками, как работает насос, а голосом озвучит картину, произнося часто звук „с»: губы растянуты, зубы сжаты, а язык упирается в передние зубы. Воздух выходит сильными толчками.
Футбол
Кто не любит играть в футбол? Только не язычок! Ему по душе забивать голы. Итак, поставим на стол подальше от малыша два кубика. Это будут ворота. А ближе к крохе положим кусочек ватки. А вот и задание — точно „забивать голы», дуя на тампон с языка, просунутого между губами, стараясь попасть в цель. Щеки не должны сильно раздуваться. Воздух струей стекает посередине языка. Следите, чтобы ребенок, выполняя это упражнение, нечаянно не вдохнул вату в себя.
Свирель
А еще язык умеет хорошо играть на свирели. Мелодия совсем не слышна, но ощущается струя воздуха, вырывающаяся из свирели. Малышу придется свернуть язык трубочкой и дуть в нее. Наличие струи воздуха ребенок проверяет на ладошке.
1.Общие сведения
Такое общеизвестное явление, как гнусавость, только на уровне обыденного сознания или псевдомедицинских практик может показаться самоочевидным, простым, не требующим особых разъяснений. В действительности же этот сложный акустический феномен обусловлен патологическими изменениями в уникальном фонационно-артикуляционном (речезвуковом) аппарате человека, могущими возникать под действием множества причин и принимать ряд существенно разных клинических форм.
Следует отметить, что объем и содержание самого понятия «гнусавость», а также терминология, используемая в посвященных данному феномену текстах, – различаются в зависимости от того, к какой именно медицинской специальности относится публикация – к фониатрии, логопедии, детской или общей оториноларингологии, ЛОР-хирургии и т.д. В несколько разном значении употребляются, в частности, такие термины, как ринолалия («носовая речь»), ринофония («носовой звук»), палатофония/лалия (небный звук/речь). В англоязычной литературе можно также встретить выражение «гиперназальная речь», эквивалентное русскому «говорить в нос», и т.д.
В целом, гнусавость голоса и/или речи представляет собой серьезную проблему, нарушающую социальное функционирование, снижающую качество жизни и, – даже при умеренной выраженности, – исключающую пригодность к ряду профессий. Устранить данное нарушение, как правило, достаточно сложно, для этого требуется время и значительные усилия, в т.ч. от самого пациента.
Обязательно для ознакомления! Помощь в лечении и госпитализации!
2.Причины
Чисто и правильно произносить отдельные фонемы, слова и целостные фразы ребенок учится в течение нескольких лет. С точки зрения биологической эволюции и адаптации это непозволительная, но, вместе с тем, вынужденная, необходимая трата времени, поскольку именно речь стала одним из важнейших факторов, обеспечивших сначала выживание вида Homo Sapiens, а затем и доминирующее его положение на планете. В сложнейшем акте фонации и артикуляции участвуют голосовые связки, гортань, полость рта и носовая полость, зубы, язык, множество мышц, черепные резонаторы – синусы (четыре пары придаточных пазух носа). Аномалия или патология в любом из этих элементов может привести к дисфонии, дизартрии, дислалии и другим нарушениям речевого акта, в том числе и к гнусавости.
Ринолалия может быть как врожденной, так и приобретенной. Различают также несколько степеней выраженности.
Наиболее распространенные причины гнусавости:
- внутриутробные аномалии развития носовых ходов, мягкого и твердого неба;
- искривления носовой перегородки;
- травматические деформации и смещения костно-хрящевых структур;
- гипертрофические, гиперпластические, неопластические разрастания (полипы, аденоиды, опухоли и другие механические блоки в воздухоносных путях);
- дефекты вследствие перенесенных хирургических вмешательств;
- отечность при острых или хронических воспалениях носоглотки;
- спаечные и другие фиброзирующие процессы;
- распад тканей вследствие специфических агрессивно-деструктивных инфекций (туберкулез, сифилис);
- дисфункция или несостоятельность (параличи, парезы и т.д.) мягкого неба и/или участвующих в артикуляции мышц, – данный фактор особенно значим в случае перенесенных острых нарушений мозгового кровообращения.
Посетите нашу страницу Отоларингология (ЛОР)
4.Лечение
Вышеупомянутая сложность устранения гнусавости заключается, прежде всего, в том, что практически во всех случаях (независимо от возраста пациента и характера проблемы) необходим мультидисциплинарный подход. Параллельно с хирургическим вмешательством (устранение механических препятствий или анатомических дефектов) проводится курс логопедической коррекции и физиотерапевтических процедур (электротерапия, массажная стимуляция, механические обтураторы и т.п.). Именно комплексная терапевтическая стратегия в сочетании с готовностью пациента (или его родителей, если речь идет о ребенке) выполнять все предписания и назначения, – обеспечивает благоприятный прогноз.
3.Симптомы и диагностика
Как указано выше, гнусавость с точки зрения акустики представляет собой существенное искажение естественных для человека амплитудно-частотных характеристик речи, тембровой окраски и четкости акцентов. В более простых выражениях, голос становится глухим, а речь невнятной; слова произносятся «в нос», т.е. звук «м» звучит как «б» или «мб», звук «н» – как «д», звук «к» – как «г», и т.д.
В зависимости от того, как распределяется выдыхаемый звуковой поток, несущий волновые колебания слышимой частоты, различают гнусавость открытую (часть потока идет через нос, часть через рот) и закрытую (носовые пути и входы в резонансные пазухи блокированы полностью, артикуляция и фонация осуществляется исключительно ртом). Открытая встречается значительно чаще.
Каждый из указанных типов гнусавости, кроме того, может быть передним (блокированы носовые ходы) и задним (перекрыты устья-хоаны, соединяющие носовые ходы с полостью рта).
Констатация самого факта гнусавости, оценка ее выраженности и характера (открытая, закрытая, передняя, задняя, смешанная), для специалиста не составляет никакого труда – достаточно услышать от пациента несколько фраз. Однако идентификация причин в ряде случаев оказывается значительно сложнее. Наряду со стандартным осмотром ЛОР-органов, назначают рентгенографические и томографические исследования, назометрию (измерение пропорции между ротовым и носовым звуковыми потоками), реже эндоскопию и другие исследования.
Практикуются и более простые функциональные пробы, особенно ценные при обследовании детей раннего возраста (проба с зеркалом, проба давления на спинку носа и мн.др.).
О нашей клинике м. Чистые пруды Страница Мединтерком!