Зеркальное письмо или зеркальный почерк – феномен, при котором человек пишет справа налево. Что делать, если ребенку удобней писать не так, как принято в кириллице, и сами буквы выглядят так, будто написаны в зеркальном отражении? Если вы заметили подобное нарушение письма у своего ребенка, помогите ему справиться с этой проблемой. В этой статье мы ответим на такие вопросы: что такое зеркальное письмо, причины развития этого нарушения, и как можно помочь малышу научиться писать правильно.
Почему ребенок пишет цифры и буквы в зеркальном отражении: причины
Что является причиной появления зеркального письма у детей? Изучение этого феномена проводится с учетом специальных выборок: зеркальное написание рассматривается как дисграфия, также выделяется феномен правшей с «пишущей» правой рукой.
- Зеркальный почерк (буквы и цифры пишутся справа налево) наблюдается при низком уровне развития пространственного мышления относительно собственного тела.
Записи в дневнике Леонардо да Винчи
- Дети с выраженным зеркальным почерком допускают ошибки при определении сторон: где правая, а где – левая, не могут указать, где какая рука или нога.
- Восприятие визуального ряда и его обобщение формируется в недостаточной степени.
- Среди причин «почерка Леонардо» специалисты выделяют и слишком быстрое освоение техники письма печатными символами.
- Связь между буквенным символом и его значением дети могут не улавливать или усваивают взаимосвязь в недостаточной степени.
Дисграфия наблюдается у детей начальной школы
Леонардо да Винчи в многочисленных дневниках писал зеркально, о чем свидетельствуют последние исследования. В честь гения этот феномен и обрел название «почерк Леонардо». Такой способ написания наблюдается у детишек с типичным развитием.
Дети, у которых наблюдается дисграфия, отличаются особым восприятием 3D объемного изображения (трехмерного) – когда правое или левое поля центрального или периферического зрения фиксируют пространство в искаженном варианте.
- «Окно дефекта» включает ближнее 3D изображение, а именно расстояние до 30-40 см. Оказываясь в этом участке, картинка отображается словно в обратной перспективе.
- Здесь изображение зеркально перевернуто.
Зеркальное письмо у детей
- Ребенку, у которого наблюдается феномен зеркального письма, ничего не остается, как писать графические символы, попавшие на участок «окна дефекта» так, как он их видит, а именно – перевернутыми зеркально.
- Дисграфия может наблюдаться и у детей без выраженного нарушения восприятия 3D объемного пространства. Это может быть нарушение восприятия изображения на коротком расстоянии. Что касается дальнего расстояния, то здесь нарушения восприятия могут и не наблюдаться.
Локализацию обратной перспективы можно сравнить со своеобразным «окном». В этом участке и кроется дефект ближнего 3D пространства, который именуется в научной среде «пространством Лобачевского».
Дисграфия у детей
Символы и цифры, попадая в пространство Лобачевского, оказываются зеркально перевернутыми как в вертикальном направлении, так и в горизонтальном. Зеркальный почерк наблюдается при попадании в процессе письма буквы или цифры в зону дефекта. Ребенок просто воспринимает изображение «как видит».
- Наличие подобных механизмов, способствующих возникновению дисграфии на физиологическом уровне у ребенка, – критерий диагностический.
Переучивание леворукого ребенка писать правой рукой — одна из причин дисграфии
- Обнаруживаются они как изменение восприятия, и являются маркерами эффективности работы по психофизиологическому или нейропсихологическому корректированию.
- Ребенок с выраженным патогномоничным явлением, переписывая с книги или журнала текст, допускает немного зеркальных ошибок. Однако, пытаясь писать по памяти, он «переворачивает» буквенные и цифровые символы зеркально.
- Феномен зеркального почерка проявляется на этапе освоения навыка письма вместе с другими ошибками на фоне нормального развития ребенка.
У ребенка с дисграфией связь между полушариями головного мозга сформирована в недостаточной степени
В чем же кроются причины того, что ребенок зеркалит (пишет зеркально)?
- Как одна из причин — психологические факторы. Влияние оказывают право — и леворукость, половая принадлежность.
- Написанные раннее тексты также могут стать причиной возникновения зеркального написания. Страница, с которой ребенок начал писать текст, место на странице приводят к возникновению «почерка Леонардо».
Пример зеркального почерка у ребенка
Среди факторов оптической дисграфии можно назвать следующие:
- Анализ зрительных образов и пространства формируется в недостаточной степени (у ребенка нарушено понимание формы, размеров окружающих предметов, то, какое место они занимают относительно других вещей и относительно друг друга).
- Зрительный анализ и синтез не дает цельной пространственной картинки.
- Видимые образы букв не диференциируются. Не в полной мере формируется буквенный гносис – зрительное восприятие и узнавание буквенных и цифровых значений.
Какие дети находятся в зоне риска возникновения зеркального письма?
- Обнаруживается «почерк Леонардо» у детей 6-7 лет в процессе освоения письменных навыков.
- Дети дошкольного возраста, которые не усвоили в достаточной степени информацию о величине и форме окружающих вещей.
- Дети, которые с трудом определяют пространственное расположение вещей.
- Дети начальных классов, допускающие ошибки при употреблении предлогов для обозначения места локализации (расположения) предметов в пространстве, или не знающие значения этих предлогов.
- Дети, у которых рабочая рука – левая, но «переученные» писать правой рукой. Такие ученики воспроизводят строчки, направленные справа налево, буквы и цифры у них направлены снизу вверх.
Обнаруживается зеркальное написание у детей 6-7 лет
Выводы
В норме зеркальное написание цифр и букв должно пройти в начальной школе. Если этого не происходит, нарушение приобретает устойчивый характер. Закреплённый навык искажает мышление, что негативно сказывается на умственных способностях и успеваемости школьников. Помочь детям могут врачи и сами родители. Заметив отклонения, приступайте к коррекционным занятиям. Если не справляетесь, обращайтесь к специалистам. Главное, не оставлять ошибки в написании букв и цифр без внимания и надеяться, что с возрастом всё наладится.
Предыдущая запись Почему малыш в 4 месяца плохо держит голову
Следующая запись Как завернуть ребёнка в плед без пояса
Как исправить зеркальное написание у детей: советы
Как вовремя выявить предпосылки возникновения «почерка Леонардо»?
- Расположить перед ребенком две ручки или палочки: одну проставить перед собой вертикально. Другая рука ставится справа под прямым углом к первой.
- Предложить ребенку повторить ваши действия с другими палочками. Он может приложить вторую ручку или палочку к вертикально расположенной «зеркально» — слева.
- Подобное происходит при переносе на бумагу объемного изображения, простых форм, фигур. Ребенок копирует увиденный образец, но переносит его на бумагу в зеркальном отражении.
- Если зеркальный почерк проявляется частично, то это свидетельствует о несистематичном, случайном проявлении феномена. Речь идет о написании в зеркальном отражении отдельных букв.
Феномен дисграфии у детей
Потому исправлять «почерк Леонардо», который имеет место в случае написания некоторых букв – не имеет смысла. Нужно избавляться от проблемы в целом.
Советы по устранению зеркального написания:
- Перед началом работы по исправлению зеркального почерка необходимо провести подготовительный этап. Цель предварительной работы – обучение ребенка навыку ориентировки в пространстве, относительно себя, на листе бумаги.
- Ребенку нужно усвоить, где правая, а где – левая стороны, знать, с какой стороны находится определенная часть тела.
- После приобретения устойчивого навыка по распознаванию правой и левой сторон, можно переходить к следующему этапу: развитию навыка безошибочно ориентироваться в собственном теле. Предлагать ребенку показать свое левое ухо, правую руку, правую ногу, левую щеку.
- Учитывая правую и левую стороны, ребенок должен научиться ориентироваться в окружающем пространстве. Задачей взрослого на этом этапе будет объяснение места расположения предметов относительно его тела, относительно других предметов: например, то, что ближе к правой руке находится справа, предметы по левую руку находятся слева.
- Такие же упражнения проводятся относительно расположения тетради по отношению к журналу, книге. После усвоения особенностей пространственного расположения вещей, ребенок поймет, справа или слева от вертикальной палочки нужно проводить черту, и с какой стороны в букве «ю» писать овал.
Причины возникновения дисграфии
Письменные упражнения
Эффективность занятий по коррекции зеркального почерка зависит от последовательности. Необязательно тренировать технику исполнения сразу всех элементов. Ребенку сложно воспринимать и запоминать большой объём информации. Более результативной будет работа над ошибками по исправлению 1–2 буквы и цифры в день.
Не усложняйте занятия, предлагая слоги и целые предложения. Начинать нужно с буквенных знаков. Их в русском алфавите 33 и не все вызывают затруднения. Чтобы упростить задачу, родители должны знать, в каких буквах чаще допускаются ошибки. Выделим 3 группы:
- Буквы А, Д, Ж, М, Н, О, П, Т, Ф, Х, Ш симметричны и написать их зеркально не получится. Этот буквенный ряд, а также цифры 0 и 8, можно сразу исключить.
- Буквы, развернутые в левую сторону (3, Л, У, Ч, Э, Я) логопеды называют хулиганками. Именно их чаще всего пишут не в ту сторону. Здесь может помочь слуховая и зрительная память. Детям необходимо просто запомнить и заучить их до автоматизма.
- Работая с буквами Б, В, Г, Е, И, К, Р, С, Ц, Щ, Ы, Ь, Ъ, подробно объясняйте правильность написания. Пусть ребёнок расскажет из каких элементов буква состоит и куда направлена (вправо или влево). Очень эффективны занятия по прописям, когда есть возможность обводить готовые контуры отдельных элементов буквенных знаков. Во время занятий внимательно следите за процессом, указывайте на неправильные действия и сразу исправляйте ошибки.
С цифрами проводится аналогичная работа. Зеркальность в математике проявляется ярко, почти все цифры можно написать в искаженном виде. Очень хорошо тренироваться правильному написанию, используя тетрадки в клеточку. Ребёнок должен научиться отделять необходимое количество клеток вверх, вниз, вправо и влево. К полноценному написанию цифр можно приступать после освоения отдельных элементов (палочки, кружочки, косые линии и т. д.).
Убедившись, что ребёнок пишет правильно, продолжайте отслеживать его письменные работы. Привычка писать в зеркальном отражении может вернуться. Для профилактики проверяйте направление письма и своевременно исправляйте ошибки.
Как исправить зеркальное написание букв и цифр у детей: упражнения
Упражнения для коррекции «зеркального» письма:
- Подготовить карточки, трафареты, кубики для воспроизведения ребенком букв-эталонов.
- В процессе письма предложить ребенку проводить пальчиком по букве, по строчке письма.
- Предложить ребенку обвести букву пальчиком в воздухе, сопровождая взглядом и проговаривая.
- Писать графические диктанты: тире, точка, клетка вниз, две клетки вверх, четыре клетки вправо, клетка вверх, две клетки вправо).
- Развивать способность запоминать зрительные образы. Повторять различные движения, воспроизводить рядоговорение (месяцы, дни недели).
- Развивать мелкую моторику рук, применяя такие техники как массаж, самомассаж пальцев, пальчиковые игры, лепка пластилином, обводка, штрихование картинок.
- Предложить ребенку смоделировать буквы из палочек, из элементов других букв: буква «Н» может трансформироваться в букву «П», путем перемещения одной палочки. Назвать или показать буквы, которые состоят из трех элементов (Ж, И, Ы, Я), или из двух (У, Ч, Т). Реконструировать букву из нескольких элементов – овала, полуовала, длинной или короткой палочки.