Игры для детей 5 лет для развития речи и советы родителям


Речевое развитие детей 5-6 лет: нормы и отклонения

Большинство родителей осознают, что их малышу нужна консультация логопеда, когда начинается подготовка к школе. В этом возрасте детей начинают готовить к овладению навыками чтения и письма. Для этого нужна база — грамотная речь. Занятия усложняются, и у некоторых ребят на этом этапе появляются затруднения.

Развивающее занятие

Нормы развития детской речи в возрасте от 5 до 6 лет

Чтобы определить, имеется ли у дошкольника отставание в речевом развитии, нужно знать что к пяти-шести годам является нормой:

  • ребенок общается посредством развернутых предложений с использованием мимики и жестов;
  • в речи использует обобщающие слова;
  • правильно употребляет числительные, наречия, местоимения, союзы, частицы;
  • дошкольник учится использовать причастные и деепричастные обороты;
  • имеется обширный словарный запас;
  • овладевает навыками словообразования (например, уменьшительно-ласкательными формами слова);
  • звукопроизношение практически сформировано;
  • слоговая структура сформирована полностью;
  • дошкольник может составить маленький рассказ-описание по картинке.

Обратите внимание! В этот возрастной период детская речь уже максимально приближена к взрослой.

Встречаются ошибки, если ребенок рассказывает о малознакомом ему явлении или использует новое слово. Звукопроизносительная сторона практически сформирована полностью: на пятом году могут быть нарушения произношения сонорных звуков – Р и Л.

В этом возрасте дошкольник умеет пользоваться интонацией, поэтому с детьми ставят театрализованные представления. В шесть лет он уже хорошо запоминает стихотворения, может пересказать короткие рассказы. Уровень развития детской речи зависит от усилий, которые прикладывают взрослые для воспитания ребенка.

Чтение

Симптомы задержки речевого развития в 5-6 лет

Если на шестом году дошкольник общается простыми нераспространенными предложениями или фразами, а произношение большинства звуков нарушено, то родителям следует обратиться к логопеду. Взрослые с трудом понимают детскую речь, она невыразительна, малыш с трудом заучивает стихотворения и пересказывает короткие тексты.

Обратите внимание! У детей с речевыми нарушениями пассивный словарь значительно превышает активный. При этом некоторые слова он может использовать неточно.

Лексика преимущественно состоит из существительных, в меньшем количестве встречаются прилагательные и глаголы. Фразы и предложения отличаются аграмматичностью: нарушены нормы согласования, опускаются предлоги и союзы. Если взрослые заметили вышеперечисленные признаки, то необходимо записаться на логопедический прием.

Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками

Как развивать речь ребенка

Мы про­дол­жаем раз­го­вор о раз­ви­тии речи ребенка, нача­тый в пер­вой части ста­тьи, посвя­щен­ной этой проблеме.

Дви­же­ния орга­низма и орга­нов, участ­ву­ю­щих в вос­про­из­ве­де­нии речи, имеют еди­ные меха­низмы, поэтому раз­ви­тие мел­кой мото­рики рук напря­мую вли­яет на раз­ви­тие речи. Именно по этой при­чине паль­чи­ко­вая гим­на­стика для раз­ви­тия речи малы­шей должна занять проч­ное место в ваших заня­тиях с ребенком.

Тре­ни­ровка дви­же­ний паль­цев как бы под­го­то­вит плат­форму для даль­ней­шего раз­ви­тия речи. Начать тре­ни­ро­вать паль­чики ребенка вы можете уже в тече­ние пер­вых 5 месяцев.

А теперь давайте посмот­рим, как можно помо­гать сво­ему ребенку осва­и­вать род­ную речь, учить его пра­виль­ному про­из­но­ше­нию, постро­е­нию фраз и оформ­ле­нию мыслей.

Помните: заня­тия должны про­хо­дить в мак­си­мально лег­кой, весе­лой и игро­вой форме. Тогда они и при­не­сут реаль­ную пользу, и доста­вят насто­я­щее удо­воль­ствие вам обоим.

Ком­плекс мер по раз­ви­тию речи (для про­ве­де­ния в домаш­них условиях):

  • Раз­ви­тие мел­кой моторики
  • Рече­вая гимнастика
  • Лого­рит­мика

Мы не упо­ми­наем здесь такие направ­ле­ния работы по раз­ви­тию речи, как лого­пе­ди­че­ский мас­саж, спе­ци­аль­ные упраж­не­ния на отра­ботку раз­лич­ных зву­ков, на раз­ви­тие фоне­ма­ти­че­ского слуха и неко­то­рые дру­гие. Они явля­ются обла­стью при­ме­не­ния исклю­чи­тельно про­фес­си­о­наль­ных зна­ний и уме­ний. Здесь лучше дове­риться спе­ци­а­ли­сту, а не пытаться спра­виться с этой зада­чей самостоятельно.

Посо­бия для раз­ви­тия мел­кой моторики:

  • Мат­решки
  • Бар­хат­ная бумага
  • Пла­сти­лин
  • Моза­ика
  • Шну­ровки
  • Фасоль, горох
  • Ман­ная крупа
  • Соле­ное тесто
  • Счет­ные палочки
  • Раз­но­цвет­ные прищепки
  • Бусины
  • Тря­почки с при­ши­тыми пуговицами
  • Тра­фа­реты
  • Мас­саж­ный мячик
  • Дере­вян­ные конструкторы

Мел­кая моторика:

  • Пас­сив­ная гим­на­стика — мас­саж для раз­ви­тия мел­кой моторики.
  • Актив­ная гим­на­стика — игры для раз­ви­тия мел­кой мото­рики: стихи и потешки, паль­чи­ко­вые игры, паль­чи­ко­вый театр.

Информация для родителей

Взрослые для детей являются примером для подражания и источником знаний. Поэтому важно, чтобы родители принимали активное участие в детском развитии и выполняли все рекомендации педагогов.

Самостоятельная диагностика задержки речевого развития

Логопед проводит обследование в детском саду и подбирает группу детей, с которыми будет проводить коррекцию. Но не стоит ждать, когда ребенка запишут на уроки. Родители должны уметь самостоятельно диагностировать его речевое развитие.

  1. Ребенку предлагают описать показываемый предмет — игрушку или другой предмет.
  2. Взрослый описывает предмет, а дошкольник должен назвать его.
  3. Нужно проверить выразительность речи: попросить проговорить предложения с разной интонацией и высотой голоса.
  4. Ребенку показывают картинку и предлагают описать, что на ней изображено. Если у него возникли трудности — взрослый задает наводящие вопросы. Во время рассказа нужно обратить внимание на состав предложения, лексику и общую выразительность речи.
  5. Родители должны обратить внимание на грамматическое оформление предложения: согласование слов, использование союзов, частиц, предлогов.
  6. Во время диагностики оценивают сформированность звукопроизношения.

Диагностическая беседа

Важно! Предлагая ребенку выполнить задания, взрослый должен дать образец на своем примере. Например, он просит дошкольника назвать слово и сначала сам его произносит.

В старшем дошкольном возрасте некоторые ошибки являются нормальным явлением, потому что в шесть лет не все дети сразу усваивают большой поток информации. Но с помощью дидактических игр есть возможность справиться с речевыми ошибками. Такие упражнения будут полезны и детям с развитием, соответствующим норме.

Как развивать речь у ребенка 5 лет

Стоит приобрести книги следующих авторов: Гербовой В.В., Кузнецовой Е.В., Разумовской Юлии, Тихоновой И.А., Ушаковой О.С. В их книгах родители и педагоги смогут найти конспекты занятий на развитие речи 5-6 лет, соответствующим требованиям ФГОС.

Специалисты выступают на родительских собраниях, на которых подробно объясняют, как правильно выполнять упражнения, и выдают памятки с расписанными рекомендациями. Основная цель заданий в работе с данной возрастной категорией — развить связную логическую речь и сформировать грамматический строй.

В картотеку стоит включить следующие упражнения:

  • подбор синонимов и антонимов;
  • классификация предметов по одному признаку;
  • угадывание слов по описанию;
  • склонение слов по числам и падежам;
  • составление из слов предложения;
  • объяснение смысла пословиц, поговорок;
  • заучивание стихотворений;
  • выполнение артикуляционной гимнастики.

Урок развития речи

Важно! При пересказе сказки, стихотворения следить за выразительностью речи и четкостью произношения звуков.

Объяснительная и другие виды речи как уровень развития дошкольника

Благотворное влияние на развитие речи оказывают разговоры об окружающем мире во время прогулок; беседа с малышом на тему того, как прошел его день, и на другие интересные ему темы.

Популярны развивающие онлайн-игры: в этом случае взрослым не нужно готовить наглядный материал и продумывать упражнение. Но нужно следить за тем, чтобы время нахождения за компьютером не превышало 10 мин. Лучше чередовать информационные технологии и устные упражнения.

Активная гимнастика: игры для развития речи с помощью мелкой моторики

Посо­бия для игр:

  • Бабочки из цвет­ной бумаги
  • Листочки из цвет­ной бумаги
  • Вер­тушка
  • Ват­ные шарики
  • Бумаж­ный кораблик

Игры для детей от 2 месяцев:

  • Вот какие раз­ные. Ребенку вкла­ды­вают в руку раз­лич­ные по фак­туре и форме пред­меты. Малыш дол­жен схва­тить пред­мет и удер­жать его неко­то­рое время. Такое упраж­не­ние раз­ви­вает не только мото­рику, но и так­тиль­ные ощу­ще­ния. Хорошо, если вы будете при этом ком­мен­ти­ро­вать про­ис­хо­дя­щее: «Этот шарик глад­кий», «Этот ежик колю­чий» и т. д.

Игры для детей от 9 месяцев

  • Сбор­ные мат­решки. Сна­чала нужно соби­рать одну куколку, затем посте­пенно услож­нять игру; после 2 лет это должна быть уже трой­ная матрешка.
  • Пира­мидки. Для начала нужно исполь­зо­вать клас­си­че­скую пира­мидку, раз­мер колец кото­рой умень­ша­ется к вершине.
  • Обведи по кон­туру. Нужно сде­лать кар­точки с изоб­ра­же­ни­ями извест­ных малышу пред­ме­тов, напри­мер домика, дерева, машинки, и обкле­ить их кон­туры бар­хат­ной бума­гой. Суть игры: взрос­лый ведет паль­чик малыша по кон­туру и назы­вает пред­мет. Потом кон­тур обкле­и­вают буси­нами или горо­ши­нами и повто­ряют игру.
  • Чашки-ложки. Ребе­нок пере­сы­пает лож­кой сахар или ман­ную крупу из одной чашки в дру­гую. Можно также пере­кла­ды­вать рукой фасоль, горох или орехи.
  • Лепка из пла­сти­лина. Начи­нать надо с цилин­дра, а со вре­ме­нем услож­нять зада­ния: шарик, мор­ковка, змейка.

Во время про­ве­де­ния игр не забы­вайте ком­мен­ти­ро­вать свои дей­ствия и объ­яс­няйте ребенку все, что вы делаете.

Игры для детей от 1 года:

  • Силь­ные ладо­шки. Ребе­нок сжи­мает рези­но­вые игрушки. Самое луч­шее — рези­но­вый ежик: иголки воз­дей­ствуют как массажер.
  • Моза­ика. Сна­чала нужно выкла­ды­вать про­стые фигуры: дорожки, цве­точки, квад­ра­тики, — а затем пере­хо­дить к более слож­ным: домики, машинки, елочки.
  • Кон­струк­тор. Вели­чина дета­лей и слож­ность кон­струк­ции зави­сят от воз­раста малыша: начи­нать нужно с самых круп­ных дета­лей и с самых про­стых кон­струк­ций, напри­мер с постро­е­ния башенки.
  • Бусины. Вели­чина бусин также зави­сит от воз­раста ребенка. Сна­чала вме­сто бусин можно исполь­зо­вать шарики от пира­ми­док с круг­лыми дета­лями и нани­зы­вать их на тол­стый шну­рок; затем раз­мер дета­лей нужно посте­пенно умень­шать, пере­ходя к насто­я­щим буси­нам. Для упраж­не­ния исполь­зу­ются уже нани­зан­ные бусы сред­ней вели­чины. Цель — научить ребенка выкла­ды­вать из бус кон­туры пред­ме­тов. Напри­мер, можно выло­жить круг, квад­рат, сер­дечко, спи­раль и т. д.
  • Шну­ровки. Так как шну­ровки бывают раз­ными по содер­жа­нию, имеет смысл обыг­рать про­цесс шну­ро­ва­ния — напри­мер, попро­сить ребенка сшить пла­тье для мамы (шну­ровка-пуго­вица) или зашну­ро­вать обувь (шну­ровка-боти­нок).
  • Вол­шеб­ный под­нос. На под­нос тон­ким слоем насы­пают манку и про­во­дят паль­чи­ком ребенка по крупе. Затем малышу пока­зы­вают, как рисо­вать раз­лич­ные фигуры. В воз­расте 2 – 3 лет можно рисо­вать цифры и буквы.
  • Раз­но­цвет­ные при­щепки. Суть игры состоит в том, чтобы научить ребенка само­сто­я­тельно при­щеп­лять при­щепки, а чтобы игра была инте­рес­ной, можно делать это по тема­ти­че­скому прин­ципу: лучики — к солнцу, иголки — к ежику, дож­дик — к тучке, травку — к земле. Конечно, для этого вам сна­чала пред­стоит сде­лать заго­товки. Это довольно слож­ное зада­ние для ребенка. Не пытай­тесь добиться резуль­тата сразу. Для начала возь­мите руки крохи в свои и выпол­ните упраж­не­ние вме­сте с ним.
  • Золушка. Нужно сме­шать белую и крас­ную фасоль и попро­сить ребенка разо­брать ее по цвету.
  • Забав­ные кар­тинки. По листу кар­тона рав­но­мерно рас­пре­де­лите пла­сти­лин и пока­жите ребенку, как с помо­щью горо­шин выкла­ды­вать рисунки.
  • Счет­ные палочки. Пока­жите малышу, как с помо­щью счет­ных пало­чек выкла­ды­вать раз­лич­ные фигурки. Жела­тельно, чтобы счет­ные палочки были не глад­кие, а реб­ри­стые: это слу­жит допол­ни­тель­ным мас­са­жем для пальчиков.
  • Малень­кий скуль­птор. Лепка из теста (рецепт теста: 1 ста­кан муки, 1/2 ста­кана соли, немного воды). Пре­иму­ще­ство теста перед пла­сти­ли­ном в дан­ном слу­чае заклю­ча­ется в том, что поделки впо­след­ствии можно исполь­зо­вать в каче­стве игрушек.
  • Застегни пуговку. Вам пона­до­бятся два кусочка плот­ной ткани. На один из них нашейте три пуго­вицы раз­ного диа­метра, во вто­ром про­режьте соот­вет­ству­ю­щие по раз­меру петли. Сна­чала пока­жите малышу, как надо засте­ги­вать пуговки, ком­мен­ти­руя свои дей­ствия: «Боль­шую пуго­вицу мы встав­ляем в боль­шую петельку, сред­нюю пуговку — в сред­нюю, а малень­кую — в малень­кую». Затем возь­мите руки ребенка в свои и повто­рите упраж­не­ние. После этого можно пред­ло­жить малышу само­сто­я­тельно попро­бо­вать застег­нуть пуго­вицы. Не наста­и­вайте, если кроха не захо­чет или у него не будет полу­чаться. Это очень слож­ное упраж­не­ние, и для его успеш­ного выпол­не­ния тре­бу­ется тренировка.
  • Тра­фа­реты. Начи­нать реко­мен­ду­ется с тра­фа­ре­тов для внут­рен­ней обводки (ребенку легче обво­дить внутри, чем сна­ружи) и с самых про­стых форм (круг или квад­рат). Прак­ти­че­ский совет: вы можете при­об­ре­сти гото­вые тра­фа­реты, но лучше изго­то­вить их самим. Дело в том, что боль­шин­ство стан­дарт­ных тра­фа­ре­тов имеет малень­кую тол­щину, и ребенку неудобно их обво­дить, так как каран­даш все время соскаль­зы­вает. Поэтому тра­фа­реты должны быть доста­точно объ­ем­ными. Хоро­ший выход — выре­зать их из куска лино­ле­ума или обув­ной коробки.

Для ребёнка в 2 года

Детские стихи для развития речи. С 2 лет деткам можно читать логопедические стихотворения. Они замечательно тренируют произношение определённых звуков, закрепляют уже четко поставленные буквы и слоги. 2 года — подходящий возраст для обучения ребёнка таким стишкам.

Кошка — мошка

На окно уселась кошка

Хочет скушать мошку кошка

Кошка мошку лапой — хвать

Где же мошка? Не видать.

Куча — туча

Ветер с моря гонит тучу

Мы сгребаем листья в кучу

Туча в небе дождевая

Куча мусора большая.

Печка — речка

Затопил хозяин печку

Лягушонок прыгнул в речку

Разгорелся уголь в печке

У лягушек домик в речке.

Веселые логопедические стишки для детей

Пальчиковый театр

Паль­чи­ко­вый театр — это увле­ка­тель­ная игра, которая:

  • Сти­му­ли­рует раз­ви­тие мел­кой моторики;
  • Зна­ко­мит ребенка с такими поня­ти­ями формы, цвета, размера;
  • Помо­гает раз­ви­вать про­стран­ствен­ное вос­при­я­тие (поня­тия «справа», «слева», «рядом», «друг за дру­гом» и т. д.);
  • Раз­ви­вает вооб­ра­же­ние, память, мыш­ле­ние и внимание;
  • Помо­гает раз­ви­вать сло­вар­ный запас и акти­ви­зи­рует рече­вые функции;
  • Фор­ми­рует твор­че­ские спо­соб­но­сти и арти­сти­че­ские умения;
  • Зна­ко­мит с эле­мен­тар­ными мате­ма­ти­че­скими понятиями.

Для детей в воз­расте 1 – 2 года (на при­мере сказки «Коло­бок»):

  • Сна­чала позна­комьте ребенка с пер­со­на­жами сказки. Пред­ло­жите малышу рас­смот­реть и потро­гать фигурки. Затем наденьте по оче­реди каж­дый пер­со­наж себе на палец и опи­шите его.
  • Позна­комьте ребенка с назва­нием каж­дого пальца на руке. Напри­мер, можно ска­зать так: «На ука­за­тель­ном пальце у меня сидит Колобок».
  • Затем разыг­райте перед малы­шом сказку. Наденьте пер­со­нажи себе на пальцы и скре­стите руки в замок. Начи­найте рас­ска­зы­вать сказку, под­ни­мая пальцы с дей­ству­ю­щими лицами по ходу дей­ствия. Напри­мер, сказку «Коло­бок» можно начать рас­ска­зы­вать сле­ду­ю­щим обра­зом. Под­ни­мите вверх палец с пер­со­на­жем «бабка». Ска­жите малышу о том, что сего­дня этот герой будет выпе­кать Колобка. Рит­мично посту­ки­вайте друг о друга осно­ва­ни­ями ладо­ней, не рас­цеп­ляя паль­цев. При этом гово­рите: «Бабушка тесто заме­ши­вает». По такому же прин­ципу обыг­райте появ­ле­ние каж­дого персонажа.

Для детей в воз­расте 2 – 4 лет (на при­мере сказки «Коло­бок»):

  • Поин­те­ре­суй­тесь у ребенка, пом­нит ли он сказку «Коло­бок». При необ­хо­ди­мо­сти напом­ните ему.
  • Затем попро­сите малыша выста­вить пер­со­на­жей на столе в порядке их появ­ле­ния в сказке. При этом попро­сите дать харак­те­ри­стику каж­дому из них по прин­ципу: «Бабка — ста­рая, доб­рая забот­ли­вая; Коло­бок — круг­лый румя­ный, озор­ной» и т. д.
  • Задайте ребенку вопросы по сказке. Напри­мер: «Почему бабка решила испечь Колобка? Почему он ушел от бабки и от деда? Кто встре­тился ему на пути?»
  • Затем разыг­райте перед малень­ким зри­те­лем сказку с помо­щью паль­чи­ко­вого театра.
  • В конце попро­сите ребенка само­сто­я­тельно разыг­рать перед вами сказку, исполь­зуя паль­чи­ко­вый театр. При необ­хо­ди­мо­сти под­ска­зы­вайте ему.

Пальчиковые игры для развития речи

Суть заня­тия на паль­чи­ко­вую мото­рику состоит в том, чтобы научить ребенка с помо­щью паль­цев изоб­ра­жать какие-то пред­меты или живых существ. При этом все дви­же­ния паль­цев должны объ­яс­няться малышу. Это помо­жет ребенку разо­браться с такими поня­ти­ями, как «сверху», «снизу», «пра­вый», «левый» и т. д. После того как ребе­нок научится сам выпол­нять упраж­не­ния, можно попы­таться разыг­рать сценки или неболь­шие сказки, рас­пре­де­лив роли между собой и вашим малень­ким акте­ром (напри­мер, встреча ежика и зай­чика в лесу). Вот несколько при­ме­ров таких упражнений.

  • Паль­чи­ко­вая игра “Зай­чик”. Ука­за­тель­ный и сред­ний пальцы выпрям­лены, осталь­ные сжаты в кулак. Чело­ве­чек. «Бегаем» ука­за­тель­ным и сред­ним паль­цами по столу. Паль­чи­ко­вая игра “Ежик”. Руки сце­пить в замок, пальцы одной руки и боль­шой палец дру­гой выпря­мить. Кошка. Соеди­нить сред­ний и безы­мян­ный пальцы с боль­шим, ука­за­тель­ный и мизи­нец под­нять вверх. Коза рога­тая. Ука­за­тель­ный и мизи­нец выпрям­лены, боль­шой палец — на согну­тых безы­мян­ном и сред­нем. Бабочка. Руки скре­стить в запя­стьях и при­жать ладони тыль­ными сто­ро­нами друг к другу, пальцы пря­мые; ладони с пря­мыми паль­цами совер­шают лег­кие дви­же­ния в запя­стьях — «бабочка летит». Очки. Пальцы пра­вой и левой руки сло­жить колеч­ками, под­не­сти их к глазам.

Кроме этих при­ме­ров, вы сами можете при­ду­мать мно­же­ство инте­рес­ных и зани­ма­тель­ных упраж­не­ний для ребенка для раз­ви­тия речи.

Правила для логопедических занятий дома

Успешность домашних уроков зависит не только от наличия нужных пособий и плана работы, согласованного с логопедом. Очень большое значение имеет сама организация занятий. Вот несколько простых правил, которые помогут добиться отличного результата:

  • Все логопедические упражнения для детей нужно проводить регулярно, но по чуть-чуть. Не стоит стараться сделать сразу артикуляционную гимнастику, поиграть в речевые игры, заполнить рабочую тетрадь. Лучше каждому виду упражнений уделять несколько минут, а не устраивать целый «день логопедии».
  • Не заставляйте выполнять задания «из-под палки», развивающие занятия для детей должны напоминать игру. Придумайте несложный сюжет (например, путешествие во вселенную звуков), подготовьте небольшие призы-оценки (наклейки, бумажные звездочки), устраивайте физ-минутки.
  • Хвалите, поддерживайте маленького ученика, если он делает хотя бы крошечные успехи. Акцентируйте внимание на достижениях, пусть даже небольших, постепенно прогресс будет все более очевидным.
  • Подберите для домашней тренировки хорошие рабочие тетради. Они должны быть не только профессиональными по содержанию, но и яркими, красочными, увлекательными. Идеально, если в заданиях есть элементы интерактива (возможность что-то дописать, дорисовать). Такой материал позволяет заинтересовать дошкольника, наглядно показывает ему «пройденный путь», успех.
  • Не ждите мгновенных результатов, проявите терпение, мягкую настойчивость. Процесс постановки, закрепления, дифференциации звуков — сложный, на него уходят месяцы даже у опытных логопедов. Соблюдайте намеченный план и результаты постепенно появятся.


Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]