Картотека заданий для автоматизации и дифференциации шипящих звуков «Звук [Ш]»


Работа в словах

Выбирать нужно только те слова, которые содержат отработанный слог. Работа строится в таком порядке:

  • звук находится в начале;
  • в середине;
  • в конце.

Начинают автоматизацию со слов с прямыми и обратными слогами. Каждое наименование желательно иллюстрировать, приглашать «в гости» игрушки – все это сделает занятие не только интереснее, но и эффективнее.

Примеры упражнений

Аналогично предыдущему этапу, на первых уроках речевой материал проговаривает взрослый, затем совместно с учеником, а потом ребенок повторяет самостоятельно. Постепенно, когда отработанных слов будет больше, малыш называет их без подсказок логопеда.

На этапе автоматизации фонемы в словах параллельно проводится работа по развитию фонетико-фонематических процессов. Ребенку объясняют, где у слова начало, середина и конец. На занятиях составляют схемы слов и предлагают задания на развитие слухового самоконтроля.

На этом же этапе автоматизации начинается постепенное введение автоматизируемой фонемы в связную речь. Делают это на примере словосочетаний, Ш или Ж могут быть как в одном, так и в каждом слове:

  • Повторение слов:

ША: шар, шапка, шайба.

ШУ: шум, шуба, шутка.

ЖА: жаба, жара, жало.

И таким образом подбирают слова на каждый отработанный слог.

  • Ребенку предлагают внимательно прослушать слова и поправить взрослого. Взрослый специально в некоторых словах делает ошибки в произношении автоматизируемого звука. Это задание направлено на воспитание слухового контроля за речью.
  • Добавить нужный слог, чтобы получилось слово. С детьми младшего и среднего дошкольного возраста используют картинки, чтобы им было легче выполнить это задание. Например, дано изображение шапки и второй слог – ПКА. Ребенку нужно добавить слог из предложенных вариантов (ША).
  • Повторение слов с двумя звуками Ш или Ж. Например: шишка, штанишки, шутишь и т. д.
  • Повторение словосочетаний: На Ш: дедушкины шашки, новая шапка, смешная шутка, швейная машинка.
  • На Ж: жук жужжит, оранжевый жакет, жидкое желе.
  • Составить словосочетание. Перед ребенком раскладывают карточки и предлагают составить словосочетание самостоятельно.
  • Назови ласково. Например: штаны – штанишки. Это упражнение не только закрепляет правильное произношение шипящих, но и формирует навык словообразования с использованием суффикса.
  • Игра «Кто назовет больше слов со звуком Ш или Ж».
  • «Посчитай, сколько здесь предметов». Это упражнение помогает дополнительно отработать навык счета.
  • Когда у ребенка получится произносить звук в словах правильно, переходят к более сложному этапу коррекционной работы – автоматизации звуков в предложениях. Этот блок уже объемней по предлагаемому материалу, потому что является подготовкой к введению автоматизируемой фонемы в связную речь.

    Подросток

    У детей от 14 лет автоматизация звука начинается с самостоятельного составления слогов, их чтения с выделением проблемного звука. Сначала нужно произносить сочетания, где Ш находится в открытой позиции: аш, уш, иш, ыш, юш, еш. После переходить на слоги с закрытой позицией: ша, шу, ши, ше, шэ. От слогов переходят к чтению слов, сначала начинающихся на нужную букву, затем в конце и в середине слова:

    • Шакал, шум, шалаш, шорох, шепот, шоколад, шершень, шмель, шутка, шик, шея, шина, шайба, шелк, шаланда, шулер, шампиньон, шторы, шоры, шелуха, ширма.
    • Малыш, брошь, тушь, брешь, тишь, хорош, ложь (ш), рожь (ш), багаж (ш), гараж (ш).
    • Лапша, тушканчик, боярышник, горшок, аршин, пушнина, крошка, лукошко, матрешка, дедушка, порошок, сушка, брошка, кошмар, пушка, лягушка.

    Далее из слов составляют словосочетания. Можно предложить подростку самостоятельно соединить слова, либо прочитать готовые примеры:

    • Широкий горшок.
    • Большая чашка.
    • Хороший порошок.
    • Лучшая брошка.
    • Большая лягушка.
    • Прыж(ш)ки тушканчика.

    С подростком можно выполнять упражнения, подразумевающие подбор слов, противоположных по смыслу или синонимов, составлять фразы:

    • Шагаю по шоссе.
    • Большая лягушка ушла в лес.
    • Хороший горшок помыть порошком.
    • У него большой шарф.
    • Он вышивает шарф.
    • Я ношу шапку-ушанку и шубу.

    Использовать можно скороговорки, пословицы, поговорки. Важно не просто произносить, но и работать над интонацией: говорить громко, четко, тихо, медленно, протяжно, быстро, на ускорение, выделять нужный звук.

    ПословицыНеумелой швее и иголка с ниткой шить мешает.
    Шила в мешке не утаишь.

    От капли уйдешь, а под дождь попадешь.

    СкороговоркиМышонку шепчет мышь:
    −Ты все шумишь, шумишь!

    Мышонок шепчет мыши:

    −Шуметь я буду тише.

    Кукушка кукушонку шьёт капюшон,

    Наденет кукушонок капюшон.

    Как в капюшоне он смешон!

    ПоговоркиМилости прошу к нашему шалашу.
    На пирушке и колотушки пляшут.

    Раньше начнешь, раньше поспеешь.

    Работа с текстами у подростков является неотъемлемой частью. С помощью них можно проверить насколько автоматизировался звук в речи. Работу проводят, используя несколько методик:

    • чтение текста с выделением нужного звука;
    • пересказ текста;
    • поиск в тексте слов с буквой Ш, чтение;
    • сочинение текста с многообразием слов на нужную букву.

    Важной частью является пересказ и сочинение, так как позволяет проверить естественное говорение. Когда ребенок читает текст, видит заранее проблемную букву и концентрирует на ней внимание, он старается прочесть правильно. При пересказе или составлении текста речь не контролируема подростком, особенно, если произносить слова не прерываясь, не делая пауз.

    Правила успешной автоматизации

    При автоматизации звука важную роль играет правильная постановка речевого аппарата. Иногда дети забывают после занятий с логопедом, как работают язык, губы при произношении проблемного звука. Перед каждым занятием нужно проговаривать верную позицию. Работу следует проводить до упражнений со слогами.

    С чего начать работу

    Ребенок и взрослый должны понимать, где находится язык, как расположены зубы, губы. Это непросто понять, когда рядом нет помощника-профессионала. При произношении звука Ш губы выдвигаются вперед, зубы должны быть частично замкнуты. Язык вытягивается вперед, кончик поднимается к небу, не касаясь его. Боковые стороны органа должны соприкасаться с коренными зубами. Голосовые связки не участвуют в произношении, голоса нет.

    При автоматизации в домашних условиях нужно проговорить с ребенком правильную артикуляцию перед выполнением заданий:

    • вытяни губы вперед, представь, что это труба или трубочка;
    • язык вытяни вперед к зубам, приподними кончик вверх, нащупай небо;
    • опусти немного язык вниз, чтобы он не касался неба, образуй щель между ними;
    • представь, что язык − это чашечка, из которой кошечка будет лакать молочко, нужно, чтобы оно не пролилось, сделай ее глубокой (нужно показать, что края органа должны касаться коренных зубов);
    • попробуй произнести звук без участия голоса, как будто шипит змея.

    Родители начинают работу над автоматизацией звука, убедившись, что ребенок владеет правильной артикуляцией, может повторить его несколько раз без грубых нарушений.

    Артикуляционная разминка

    Для успешной автоматизации каждое занятие должно начинаться с артикуляционной разминки. Она позволяет разогреть мышцы речевого аппарата. Проводить ее необходимо детям и взрослым. Для подготовки артикуляционного аппарата используют классические упражнения, направленные на оттачивание произношения звука Ш: лопата, маляр, пирожок.

    Лопата

    Упражнение помогает преодолевать тонус мышц посредством расслабления органов артикуляции. Нужно высунуть язык вперед, сначала он может быть напряженным. После детям предлагается улыбнуться, но без напряжения губ. Конец языка ложится на нижнюю губу, боковые стороны легко соприкасаются с уголками рта. Нужно добиться расслабления органа, продержаться в таком положении следует несколько секунд. В последующие разы можно увеличивать время расслабления для тренировки мышц. Упражнение «Лопата» − базовое при коррекции шипящих звуков.

    Маляр

    Детям предлагается представить себя маляром, которому нужно покрасить нёбо. Для этого следует приоткрыть рот в легкой улыбке, без напряжения губ. Челюсть должна быть вне движения. Упражнение сложное, подразумевает «покраску» верхней части рта языком от глотки к зубам и обратно. Важно: ребенок должен держать язык в постоянном напряжении, контролировать его, чтобы он не вышел наружу. Задание позволяет малышу понять, как и куда нужно направлять язык при постановке звука Ш.

    Пирожок

    Упражнение часто применяется в логопедии, является сложным, тренирует боковые мышцы языка. Не стоит расстраиваться, если ребенок не выполнил задание с первого раза. Не каждый взрослый сможет повторить за логопедом движения. У детей при регулярных занятиях успех приходит на 5-7-й день.

    Нужно расслабить язык, как в упражнении «Лопата», чтобы он лежал спокойно на нижней губе. После попросить малыша, не напрягая орган, постараться загнуть боковые его части вовнутрь, образуя воронку. В результате в зеркале малыш должен увидеть смешной «пирожок» из языка. Продержаться в таком положении необходимо 5-10 секунд.

    Тренировать нужно не только органы артикуляционного аппарата перед автоматизацией, но и правильное дыхание.

    Логопеды советуют для развития дыхания у малышей использовать мыльные пузыри, трубочки, свистульки, снежинки из бумаги или ватные шарики, которые нужно сдуть. С дошкольником можно поиграть в день рождения, задуть свечи на торте или пироге, который мама приготовила для куклы. Взрослому можно надувать воздушные шары.

    Слова со слогом ША

    Игра «Раздели»

    Рассмотри картинки. Назови их. Распредели картинки на две группы.

    Игра «Наоборот»

    Прочитай слова наоборот. Какое слово получилось? Соедини полученное слово с картинкой.

    Игра «Посчитай слоги»

    Прочти слово, определи, сколько в нём слогов. Не забудь о правильном произношении звука [Ш].

    Игра «Вставь букву»

    Прочитай слова, вставляя пропущенную букву Ш.

    Игра «Четвертый лишний»

    Назови предметы, чётко проговаривая звук [Ш]. Найди лишнюю картинку. Подсказка: лишняя картинка без звука [Ш].

    Четвёртый лишний

    Игра «Лабиринт»

    Собери в лабиринте картинки, в названии которых есть звук [Ш]. Называй то, что ты берёшь.

    Игра «Самолёт»

    Управляй самолётом и собери картинки, в названии которых есть звук [Ш]. Называй то, что ты берёшь.

    Автоматизация звука [Ш] в словах со стечением согласных в середине слов

    Игра «Один-много»

    Составь пары картинок: один предмет — много предметов. Говори так: «мышка-мышки». Четко проговаривай звук [Ш].

    Игра «4 лишний»

    Прочитай или повтори за взрослым все слова. Найди лишнее слово. Обоснуй ответ.

    Игра «Назови ласково»

    Назови ласково, например: «изба-избушка». Чётко и правильно проговаривай звук [Ш].

    Игра «Найди слово»

    Прочитай слова, которые написаны справа. Чётко выговаривай звук [Ш]. Найди эти слова в таблице. Они могу быть по горизонтали и вертикали. Удерживая левую кнопку мыши, проведи по слову. Еще раз прочитай эти слова.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]