Сказки о звуках для детей
Обучающие сказки для детей
В стране Звуков
Жили в одной волшебной стране звуки. Страна эта была совсем крохотная. И жителей в ней было всего 31. Никто их не видел, так как были они невидимками. А вот слышать их было можно. Шесть звуков были певцами: А, У, Ы, И, Э, О. За певучесть и голосистость прозвали их гласными. Им подпевали Я, Ё, Ю,Е. Остальные 21 тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь не умели. Вот послушайте: Б,В,Г,Д,Ж,З,Й,К,Л,М,Н,П,Р,С,Т,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ. Они очень дружили, во всем соглашались с гласными, любили с ними стоять рядышком. И назывались они согласными. Вы тоже можете петь вместе с ними, но для этого нужно уметь узнавать все звуки и правильно их произносить.
«Как звуки научились превращаться в буквы»
Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной стране звуки. Были они невидимками, но зато любили петь. Однажды в той стране появился волшебник из другого королевства. Ему так там понравилось, что он захотел поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все жители – невидимки, то очень огорчился. Но он все – таки был волшебником, причем очень добрым. И решил он каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другие. Стоило его надеть, как сразу звук становился видимым и превращался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, нарисовать, написать. Волшебник был очень доволен. Ведь теперь, прочитав или пропев ее, или прошептав, он называл звук по имени. Так они и познакомились.
Всегда вместе
Однажды не поладили гласные и согласные и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучку, хотели поговорить — , и никак… Кашлянули: -Кх! Чихнули: Пчх! Зачем то позвали кошку: -Кс, кс, кс! И заскучали…. Вдруг: -Тсс! Показалось им, что кто –то где-то рыдает… Прислушались. -А-а-а-а! О-о-о!- кричали гласные. Они плакали, как малые дети: -Уа! Уа! Аукали: -Ау! Ау! И согласные крикнули им (вернее, хотели крикнуть, но у них получилось лишь невнятное бормотание): -БДМ ВСГД ВМСТ! И услышали радостное, но тоже невнятное: -У-Е-Е-А-Е-Е! Заключили они мир, снова стали рядом, внятно сказали: -БУДЕМ ВСЕГДА ВМЕСТЕ! И с тех пор больше никогда не разлучались.
Парад букв
Когда в волшебной стране Азбуковедения поселились два брата Ъ и Ь, жителей стало ровно 33. Каждый имел свое жилище, но не мог менять его на другое. Такие уж строгие законы там были. Как – то раз Алфавит и королева Азбука решили устроить праздник. Все звуки надели платья, превратились в буквы и отправились на главную площадь. Король дал команду буквам построиться и встать каждому на свое место, по номеру жилища. Вот в каком порядке стояли там буквы: А,Б,В,Г,Д,Е,Ё,Ж,З,И,Й,К,Л,М,Н,О,П,Р,С,Т,У,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ,Ъ,Ы,Ь,Э,Ю,Я. Королеве Азбуке очень понравился строй букв. С тех пор строй букв в данном порядке и стали называть по имени короля – АЛФАВИТ или королевы – АЗБУКА. Каждый, кто захочет узнать тайны этой великолепной страны, должен, как король, знать наизусть порядок букв.
Ударение
Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли слова пригласить на свой совет УДАРЕНИЕ. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, Ударение вдруг выскочило и закричало: -Что вы без меня знаете? Если захочу, возьму и изменю значения у вас! Слова, конечно, не поверили. Вышел замОк и сказал: -Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким – то УДАРЕНИЕМ. Ведь Ударение – это же просто черточка! Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез замОк, и возник зАмок. Слова стали возмущаться, стыдить Ударение, а оно продолжало доказывать свою значимость. Вот уж вместо Атлас получился атлАс, вместо кАпель-капЕль, вместо дорОга-дорогА. Видят слова, что дело плохо – не обойтись им без Ударения! Отвели ему почетное место на свое собрании и с тех пор к Ударению с большим уважением относятся.
Рекомендуем посмотреть:
Математические сказки для школьников Психологические сказки для детей Как правильно читать сказки детям Старая сказка на новый лад «Репка» (с использованием пословиц и поговорок)
Похожие статьи:
Сказки для детей. Лисичка-сестричка и серый волк
Сказки для младших школьников. Тёплый хлеб
Иван — крестьянский сын и чудо-юдо
Несмеяна-царевна. Сказка
Марья Моревна. Сказка. Читать
Урок-сказка «Путешествие ёжика» [гласные и согласные звуки]
В зависимости от возраста учащихся, данный материал может использоваться с разной целью и на разных этапах работы. Так, детям школьного возраста можно предложить эту сказку на этапе знакомства с понятиями гласный, согласный звук, глухой, звонкий. Дошкольникам сказка поможет обобщить представления по данной теме, закрепить терминологию, благодаря сюжету, образным сравнениям и элементам шуточной этимологии.
При желании материал урока можно использовать частями (отдельно гласные и согласные звуки).
Урок проводится на фоне демонстрации презентации, в которую включено звуковое сопровождение и анимация.
Урок – сказка «Путешествие ёжика»
Тема – Гласные и согласные звуки.
Цели:
— обобщить представления детей о гласных и согласных звуках; — закрепить понятия: гласный, согласный звук, глухой, звонкий.
Оборудование: разрезная азбука, презентация, символы звуков.
1. Организационный момент
Логопед раздаёт детям буквы (по 3 штуки: 1гласн., 1 звонкий согл., 1 глухой согласный) и спрашивает:
— Что это? (Дети: — Это буквы)
Логопед: А это что? Послушайте: а, о, м, с, и, г»? (Дети: — Это звуки)
— Прочитайте свои буквы – назовите звуки. (Дети называют свои буквы)
Логопед: — Найдите к каждой букве свой символ. (Дети кладут под гласной буквой красный символ, под звонкой согласной — синий с колокольчиком, под глухой – синий символ без колокольчика)
2. Объявление темы занятия.
Сегодня я расскажу вам сказку о том, как ёжик познакомился со звуками в своём лесу. Вы уже знаете много звуков, поэтому будете мне помогать.
3. Сказка.
(Слайд 2) В одном лесу жил ёжик. Он очень любил гулять по лесу. Однажды он шёл долго–долго и увидел красный домик.
(Слайд 3) В домике кто-то пел. Ёжик услышал песенку. (Слайд 3 — звук)
— Какие чудесные звуки! Как поют!– подумал ёжик и тихонько постучал в дверь.
Дверь открылась и его встретили звуковички в красных платьях. (Слайд 4-с анимацией)
— Здравствуй, — сказали они, — кто ты?
— Я – обыкновенный ёж, зовут меня Ёжик, а фамилия моя – Лесной. А вы кто?
— А мы звуки.
— Как же вас зовут?
(По артикуляции гласных, изображённых символически на слайде, дети определяют звуки. Каждый ребёнок должен назвать свой звук, соответствующий букве, которая у него есть. Ребёнок называет звук, показывает букву, после этого на слайде появляется данная буква. Модель ответа детей: «Меня зовут А»)
— Очень приятно познакомиться! – сказал Ёжик.
— А фамилия у нас у всех одна»,- сказали звуки.
-Да? — удивился ёжик,- Какая же у вас фамилия?
— Все мы — ….?» (Дети отвечают «Гласные!»)
— Спасибо вам, гласные, за песенку! Вы так хорошо поёте! Можно, я еще к вам приду?
— Будем очень рады!
3. И пошёл ёжик дальше. Вдруг видит – стоит синий домик .(Слайд 5) Остановился ёжик, стал слушать. Но песенку не услышал. Зато в домике кто-то рычал (как? – Дети определяют 1-й звук в слове «рычал») шипел (как?…), жужжал (как?), фыркал (как?..), пыхтел (как?..), ворчал (как?..), бурчал (как?..), хрипел (как?..) , мычал (как?..) и т.д.
(На слайде 5 есть возможность продемонстрировать разные звуки щелчком по изображениям динамика)
Вдруг дверь открылась и ёжик услышал:
— Привет! Ты кто?
— Я – обыкновенный ёж, зовут меня Ёжик, а фамилия моя – Лесной. А вы кто?
— Мы звуки.
— Ой, как много звуков в нашем лесу! Я вас всех и не запомню сразу!
— Это ничего! Запомни наши фамилии.
И тут же все звуки разбежались в разные стороны и построились в две колонны. Только теперь Ёжик заметил, что у одних (они стали слева) на шее висели колокольчики, а у других (они стали справа) колокольчиков не было.
Звуки с колокольчиками хором сказали:
— Наша фамилия … (Дети: — Звонкие!)
Звуки без колокольчиков тоже сказали хором, но очень тихо:
— Наша фамилия … (Дети: — Глухие!)
— А зовут нас…
И тут поднялся страшный шум, потому, что они все вместе назвали свои имена. (Дети хором произносят по согласному звуку)
— Всё! Всё! Тихо! – закричал ёжик. Но звуки шумели. Тогда ёжик закричал: «Тихо! Я что-то придумал!». Звуки замолчали, а потом спросили хором:
— Что?
— Вам нужна еще одна фамилия, чтобы сразу было понятно, что вы все умеете шуметь! Вы согласны?
— Да! ДА! — закричали звуки. — Мы согласны!
И так они кричали долго-долго: «Мы согласны! Мы согласны! Мы согласны! Мы согласны! Мы согласны! Мы согласны!»…
— СТОП!- Крикнул Ёжик. Если вы согласны, значит – вы СОГЛАСНЫЕ!
— Ура!!! Мы согласные! Мы согласные! Мы согласные!
— Вы будете ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ, потому чтоу вас громкий голос, а вы – ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ, потому что у вас нет голоса.
— Какая длинная фамилия получилась! – сказал один из звуков.
— Вам не нравится?
— Нравится! Нравится! Мы согласные! Мы согласные!
— Ой-ой-ой! — закричал Ёжик, — Как же вы шумите! Пойду-ка я в другой домик. Там живут другие звуки – Гласные. Они песни поют, а вы только шумите!
— А мы тоже хотим петь, но не умеем,- сказали согласные грустно. Может, ты что-нибудь придумаешь?
— Я придумал! Вам надо подружиться с гласными и петь вместе.
— Но как? Мы же не умеем петь!
— И не надо. Вы будете помогать – произносить свои звуки, а гласные будут петь свои. Вместе получатся слоги и слова. А слоги и слова можно и произносить, и петь, и даже читать. Пойдёмте к гласным в гости! Они будут рады!
И они пошли. По дороге Ёжик учил имена звуков и старался запомнить, кто же из них звонкий, а кто глухой.
— А вы, ребята, помните?
(Слайд 6 — с анимацией)
— Дети классифицируют согласные, представленные на слайде, а Логопед управляет презентацией: после каждого ответа Логопед делает щелчок мышкой, и буква «отправляется» в нужную колонку, что позволяет детям проверить правильность своих ответов)
(Слайд 7 — со звуком)
Логопед: — Давайте послушаем, какие песенки получились у согласного С с гласными звуками.
… Давайте выучим эту песенку.
Примечания. В зависимости от возраста учащихся, данный материал может использоваться с разной целью и на разных этапах работы. Так, детям школьного возраста можно предложить эту сказку на этапе знакомства с понятиями гласный, согласный звук, глухой, звонкий уже на первых занятиях.
Соответственно, следующим этапом может быть чтение слов, звукобуквенный анализ, синтез слогов и слов и др.
Пядышева Эльвира Владиславовна, учитель-логопед, Центр образования № 1429, г. Москва
- Конспект логопедического занятия: Гласные звуки и буквы
- Презентация «Звуки и буквы»
- Презентация [Упражнения для профилактики акустической дисграфии — Звуки С-Ш]
- Конспект урока в первом классе для группы учащихся с ФНР — Звуки [С]-[Ц]
- Конспект индивидуального логопедического занятия: Звуки и буквы Р, Л, автоматизация в слогах, словах
(6 понравилось, средний балл: 4,83 из 5)
Loading …
- Ник Бромли «Осторожно! Эта книга кусается!»
- Борис Заходер «Кит и кот»
- Ирина Токмакова «Аля, Кляксич и буква “А”»
- Георгий Юдин «Букваренок. Волшебная азбука в картинках и сказках»
- Михаил Раскатов «Пропавшая буква»
- Александр Шаров «Приключения Ёженьки и других нарисованных человечков»
Ник Бромли «Осторожно! Эта книга кусается!» Художник Никола О’Бирн Перевод с английского Марии Пак Издательство «Лабиринт Пресс», 2017
Книги французской художницы Никола О’Бирн отличаются прежде всего интересной интерактивной составляющей, поэтому их хорошо читать с маленьким ребенком. Но благодаря крупному шрифту эти книги подходят еще и для начального самостоятельного чтения. «Осторожно! Эта книга кусается!», текст которой написал Ник Бромли, вполне можно рассматривать как сказку «про буквы». Правда, крокодил, забравшийся в книжку, съел всего две буквы – «О» и «В». И только на одном развороте «конфликт» строится вокруг этих букв. Но разве этого мало? Можно с уверенностью сказать, что «О» и «В» ребенок точно запомнит. А если он уже знает буквы, то, вполне возможно, ему будет интересно узнать, что значит «пропавшая буква» и «пустое место» в слове. Слово от этого разрушается, перестает быть словом! Это, между прочим, важнейшее знание. Кроме того, крокодил, как сообщает нам автор, «глотает слова и целые предложения»… Ужасное существо – крокодил. Но ребенок между делом узнает о существовании грамматических единиц!
Конечно, и трехлетний, и четырехлетний малыш эту информацию, скорее всего, пропустит (хотя это не избавит его от негодования по поводу крокодиловых действий). Но можно и нужно обратить на это внимание ребенка, уже начинающего читать.
Борис Заходер «Кит и кот» Художник Евгений Мешков Издательство «Речь», 2017
Сказка «Кит и кот» Бориса Заходера – самая что ни на есть «буквенная». Ее сюжет строится вокруг перепутанных букв: «кто-то против всяких правил в сказке буквы переставил». В результате кит оказался на месте кита, и наоборот. Возникает веселая путаница. Эта сказка нравилась детям прошлых десятилетий, родителям и бабушкам нынешних детей. И сейчас ее юмор не устарел, а рифмы легко впечатываются в память. За карнавалом с котами и китами детям открывается важное знание: замена одна единственной буквы, маленького значка, совершенно меняет смысл слова.
Поскольку «кит» и «кот» ‒ слова короткие и простые с точки зрения графики, можно предложить ребенку их нарисовать. А можно нарисовать картинки к сказке с «правильными» китом и котом и с «неправильными», а потом подписать, где кто.
Ирина Токмакова «Аля, Кляксич и буква “А”» Художник Виктор Чижиков Издательство «Лабиринт», 2019
Сказочная повесть Ирины Токмаковой может считаться идеальным введением в мир грамоты для малыша четырех-пяти лет (т.е. с того момента, когда ребенок уже способен слушать сказочные повести).
В основе сказки – захватывающий динамичный сюжет с оттенком детектива (похищение злодеем буквы «Я», для спасения которой требуется разгадать загадку), с путешествием и приключениями. Здесь есть понятное дошкольнику противоборство хороших и плохих персонажей и благополучный конец: все спасены, миссия добрых героев выполнена.
Большая часть сказочных персонажей – буквы. Но это не буквы-знаки, а буквы-существа, художественные образы – буквы. У них свои характеры и манера речи, они совершают поступки. А это как нельзя более соответствует детскому восприятию. То, что буквы выступают здесь в качестве «веселых человечков», мгновенно встраивает их в мир образного измерения ребенка: о них можно думать как о «живых», с ними можно играть, можно сочинять истории.
При этом сказка еще и наполнена звукописью, которая особенно наглядна и различима в «монологах» отдельных букв. Автор показывает малышу, что буква вслух произносится как определенный звук и что звуки при слиянии образуют слово. Но делается это без тени дидактизма, является органичной частью сюжета, который и держит внимание ребенка.
Об этой книге можно также прочитать в статьях «Буквы: приключения и превращения» и «Свет мой, зеркальце, скажи!».
Георгий Юдин «Букваренок. Волшебная азбука в картинках и сказках» Иллюстрации автора Издательство «Детская литература», 2018
Книга Георгия Юдина действительно может заменить собою букварь для дошкольника, поскольку буквы здесь изображены как «слепок» с какого-нибудь предмета или явления, как его трансформированное изображение.
Но, наряду с картинками, важное место в книге занимают сказки. Сказка «вокруг буквы» и рисованный образ буквы составляют здесь неразделимое единство. Ребенок смотрит на картинку, отыскивая в ней букву, а взрослый в это время читает ему текст, в котором используются разные слова, начинающиеся на соответствующий звук.
Об этой книге можно также прочитать в статье «Турецкие трусы, или как нарисовать иероглиф».
Михаил Раскатов «Пропавшая буква» Художник Евгений Медведев Издательство «КомпасГид», 2017
В основе сюжета – таинственное исчезновение из Буквограда (и из речи) буквы Ш, необходимость ее отыскать и освободить. Главные герои – близнецы-первоклассники, Саша и Алеша, имена которых с исчезновением буквы видоизменяются самым плачевным образом.
Принцип построения сюжета, вроде бы, очень похож на тот, что использует Ирина Токмакова в своей сказочной повести «Аля, Кляксич и буква А».
Но книга Михаила Раскатова намного сложнее. Здесь гораздо больше действующих лиц, вступающих между собой в разнообразные отношения. Характеры главных героев развиваются по ходу повествования (а в сказке Токмаковой, которая адресована детям более раннего возраста, характеры героев остаются практически неизменными). Саа и Алеа должны преодолевать себя, чтобы вновь обрести нормальные имена. «Восстановление» имени связано с воцарением порядка в целом. Кроме того, в «Пропавшей букве» появляются по-настоящему страшные персонажи, которых называют «буквоедами». Они живут в особой стране, где вся жизнь подчинена жестким правилам, малейшее отступление от которых беспощадно карается. Буквоеды противостоят жителям Буквограда, буквам и знакам препинания.
Во время чтения слушателям книги предстоит пережить с героями опасные приключения и принять участие в разгадывании довольно сложного шифра.
Эту сказку хорошо читать детям, которые уже знают буквы и понемногу начинают осваивать навык чтения. Детям, у которых уже есть опыт восприятия сказочных повестей и которые любят «страшные сказки».
Об этой книге можно также прочитать в статье «Пропавшая буква»: детектив для маленьких».
Александр Шаров «Приключения Ёженьки и других нарисованных человечков» Художник Рафаил Вольский Издательство «ИД Мещерякова», 2016
В основе сказки Александра Шарова лежит противостояние между двумя братьями – Добрым Художником и Злым Художником. Добрый Художник создает образы и свой добрый сказочный мир. Злой Художник тоже видоизменяет мир, но всегда в ущерб Доброму, пытаясь погубить им сотворенное. Это совершенно новый для ребенка взгляд на вещи: оказывается, и творчество может быть разрушительным.
Желая окончательно погубить доброго брата, Злой Художник создает бешеные буквы. Создает он их из нарисованных змей. Главное качество новых букв – жалить и составлять запрещающие слова. Появление бешеных букв приводит к тому, что все вокруг становится «как мертвое». Черствая буква Ч сторожит попавшего в плен Доброго Художника. Кровожадная, клыкастая, коварная буква К руководит войском, посланным Злым Волшебником. Но в конце концов бешеные буквы лишаются своих ядовитых жал и превращаются в «добрых». Довольно сложный образ, через который ребенку открывается, что уметь писать, уметь управлять буквами – это не безусловное благо.
Оказывается, буквы могут нести угрозу всему человечному в мире. Такой вот своеобразный урок философии для детей.
Если думать просто о знакомстве с буквами, то лучше отложить эту книжку на более позднее время.
Пусть ребенок сначала узнает, что такое буквы и зачем они, а уже потом – что они могут быть «бешеными».
Но вообще это невероятно поэтичная и в то же время драматичная сказка с непредсказуемо развивающимся сюжетом, неожиданными образами и неотпускающим напряжением: героям, не успевшим избегнуть одной опасности, уже грозит новая беда. Однако по воле сказочника все злые персонажи непременно превращаются в добрых. Все – кроме главного злодея. Он просто прячется. И это оставляет в глубине души чувство тревоги.
Так как сказка построена на сложной игре значений и непростых образах, ее лучше читать ребенку не раньше пяти лет. А можно предложить для самостоятельного чтения читателю лет восьми: простенькой и неинтересной она не покажется.
Материал подготовили Марина Аромштам и Елизавета Прудовская
LiveInternetLiveInternet
– Это что же получается? Одни мы без постоянного места жительства! — возмутились ЭиЫ.
Подумали-подумали, да и начали себе дома мастерить, А да И нашли по три палочки.
А сделал шалаш с перекладиной,
И к двум столбикам перекладинку наискосок приладил и остался очень доволен.
У и Ы взяли по две палочки. У смастерил себе домик, похожий на дерево с сучком. Ы к одной палочке пристроил половинку маленького колесика, вторую палочку поставил рядом для надежности.
О увидел колесо, оно ему и подошло.
Э долго смотрел на треснувший ободок от колеса, потом приделал к нему палочку и устроился — домик появился и у него.
Довольные звуки на радостях и названия своим домам придумали, стали их называть буквами.
У звука А — домик-буква А, у звука У — домик-буква У, у звука О — домик- буква О, у звука И — домик-буква И, у звука Э — домик-буква Э, у звука Ы — домик-буква Ы.
С тех пор, глядя на домики-буквы, все узнают, какие звуки в них живут.
Часть 2
Сидят однажды гласные в своих домах-буквах, распевают песни на все голоса. Вдруг слышат они что-то странное, непонятное:
— Й.Й.Й, Й…
Смотрят, какой-то непохожий на них звук в зеленой рубашке что-то пытается им объяснить, да уж очень кратко говорит:
— Й, Й, Й.
Прислушался И и узнал в нем своего дальнего родственника, которого звали И-кратким, потому что звучит он отрывисто, коротко и расслышать его не всегда легко.
Слушали-слушали, наконец-то поняли — И-краткий в хор к ним просится.
Вышли гласные, встали в кружок стали думу думать, как же И-краткогопеть научить. Всё у него хорошо: голос звонкий,, мягкий, нежный, а звук тянут не может…
Для начала домик ему построили такой же, как у его родственника, звука И, но с козырьком — для отличия.
Домик И-краткого назвали буквой И краткое. Обрадовался И-краткий, благодарит всех за домик-букву:
— Й.Й.Й.
Поселился И-краткий в своем домике-букве, слушает, как гласные поют, и сам пытается им подпевать:
— й… й… й…
Слушал-слушал А, да и говорит:
— Адавай-ка попробуем спеть вдвоем. Ты начинай, а я подхвачу
И-краткий согласился, и они запели:
— ЙА, ЙА, ЙА!
— У вас здорово получается, — задумчиво протянул У, — ну а со мной петь будешь? — обратился он к И-краткому.
— Буду, — ответил тот не задумываясь.
И тут же все услышали:
— ЙУ, ЙУ. ЙУ.
— О, как хорошо! Спой теперь со мной! — попросил О.
— Пожалуйста.
— ЙО, ЙО, ЙО! — полилась новая песня.
— Э, я не хочу оставаться в стороне, — рассудил Э, — споем вместе, — предложил он И-краткому.
Следующая песня звучала так:
— ЙЭ, ЙЭ, ЙЭ!
Радуется И-краткий: поет с А — получается «ЙА, ЙА, ЙА», поет с У — получается «ЙУ, ЙУ, ЙУ», поет с О — получается -ЙО, ЙО. ЙО», поет с Э — получается -ЙЭ, ЙЭ, ЙЭ».
Опечалены были только И да Ы
— Мило, очень мило, — вздыхал И, слушая пение друзей. — хотелось бы мне спеть с И-кратким, но если я запою, его вообще никто не услышит: мы же родственники.
— Мы с И-кратким тоже петь вместе не сможем. Он такой высокий, а я такой низкий, — горевал Ы
Так сидели они. слушали песни, тихонько переговаривались инадумали построить такие домики, где бы И-краткий мог выступать с концертами со звуком А, со звуком У, со звуком О, со звуком Э.
Подумали-подумали, да и смастерили четыре домика.
Первый домик назвали буквой Я, в нем И-краткий стал петь со звуком А.
Второй домик назвали буквой Ю, в нем И-краткий стал петь со звуком У.
Третий домик назвали буквой Ё, в нем И-краткий стал петь со звуком О.
Четвертый домик назвали буквой Е, в нем И-краткий стал петь со звуком Э.
Так до сих пор и поют в домиках- буквах Я, Ю, Ё, Е,
А звук И-краткий за то, что согласился петь с гласными, стали называть согласным да прибавлять к имени: звонкий, мягкий, голосок-то у И-краткого действительно удивительно звонкий и удивительно мягкий.
Пели звуки много и дома, и на концертах.
Выступали гласные звуки всегда в красных рубашках, а И-краткий — в зеленой.
Глядя на него, все мягкие звуки стали носить рубашки зеленого цвета, а твердые звуки решили ходить в синих рубашках.
Так с тех пор и повелось в русском языке:
• шесть гласных звуков обозначают кружочками красного цвета;
• все остальные звуки —согласные;
• мягкие согласные обозначаются зелеными кружками,
• твердые согласные — синими.
Вот и сказочке конец, кто запомнил — молодец.
Что такое алфавит?
Слышите песенку, которая доносится с острова? Прислушаемся к ней. О чем это поют жители?
Как это интересно. Пора осмотреть окрестности. А вот и карта острова.
Эта карта непростая,
Это-русский АЛФАВИТ!
Буквы по местам расставит.
И порядок в нем царит.
Азбуку всем нужно знать,
Дружно в школе изучать!
Какой удивительный остров! Пожалуй, нужно выучить весь алфавит, знание букв поможет нам отработать умение читать.
Задание
Посмотри на картинку выше, вспомни или посчитай: сколько букв в русском алфавите?
Ответ: 33 буквы.
Пройдемся по острову. Здесь написано, как произошел русский алфавит.
Как это интересно! Но нужно расспросить жителей рассказать об этой истории еще подробнее. Нам навстречу кто-то идет, это вроде буква А!
А теперь ребята, послушайте историю, связанную с появлением алфавита, ее нам расскажет старейший житель города — Аз.
Сказание об алфавите
Появились на земле Русской великие ученые мужи, которые хотели сделать наше государство славным и могучим. Это были братья-монахи Кирилл и Мефодий. Свой путь они избрали благородный – сделать людей русских умными, всех грамоте обучить и письму. А до них не было еще единого порядка букв. Взяв за основу греческий алфавит, братья славно потрудились.
Они смогли упорядочить все буквы. Так появилась глаголица – первый алфавит, произошедший от слова «глаголить» — говорить.
А потом ее еще проще сделали и назвали кириллицей. 43 буквы вошли в этот алфавит. И каждую буковку выделили, дали свое название. Первые буквы названы были Аз, Буки – так слово Азбука и появилось.
Несколько столетий менялась эта азбука. Пережила много реформ. И ныне мы имеем совершенно новый, но очень удобный алфавит, который должен знать каждый ребенок.
Слава азбуке! Спасибо вам, Кирилл и Мефодий за бесценный дар людям.
Знаете ли вы, что раньше все книги были написаны вручную! Их писали монахи, тщательно прописывая каждую букву. Такую книгу писали год, а иногда и еще дольше. Написанную книгу мы бы даже не смогли отличить от печатной, ведь писали с соблюдением всех правил начертания. Создателей книг называли летописцами. Они были необычайно талантливы, трудолюбивы. Немало сил и терпения приходилось проявлять первым создателям рукописных книг.
Но вскоре Иван Федоров стал основателем книгопечатания. Появились печатные книги. Их создавали для обучения. В дальнейшем стали выходить и светские книги, которые приобретали знатные и богатые люди. С тех пор прошло много времени, книги стали повседневным предметом обихода, прочно вошли в нашу жизнь.
В настоящее время все буквы имеют два варианта начертания: печатный и прописной. Прописные буквы русского алфавита необходимы для быстрого письма. Печатные буквы используются в книгах и других изданиях. При этом, обучение выразительному чтению происходит при помощи печатных букв.
В первом классе вы будете развивать умение читать и писать прописные буквы.
Такое умение очень важно для каждого человека. Ведь писать печатные буквы долго и совершенно неудобно. Освоив замечательный способ быстрого письма, вы справитесь с переписыванием любого текста гораздо быстрее. Этот путь сложный, понадобится усердие и старание. Именно поэтому у любого человека формируется именно его уникальный подчерк.