Логопедические онлайн упражнения
Логопедия гласных букв:
| | | | | | | | | |
Трудные гласные буквы:
е;ё;ю;я | ё;у;е;ы;а;о;э;я;и;ю |
Постановка согласных звуков и букв:
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Трудные согласные буквы:
б;п | ж;ш | з;с | г;к | с;ц | в;ф | р;л | п;л | р;п;л | з;с;ц | ч;ж;ш;щ;ц;х |
Лучше заниматься часто и короткими порциями, чем устраивать долгие уроки, но с большими перерывами. Лучше всего, если занятия будут проходить попутно. Например, идете в садик и учитесь говорить определенное слово. Или учите песенку. Благодаря сайту () ребенок научится преодолеть речевые нарушения и сформировать уверенность в своих силах. В данном разделе сайта, Вы найдете занятия по развитию речи, предназначенные для занятий с детьми от 1 до 7-и лет. На индивидуальных занятиях с логопедом ведётся работа по постановке звуков и развитию фонематического восприятия.
Когда нужна коррекция речи ребенка
Формирование звукового произношения начинается с первых месяцев жизни. Первые звуки возникают непроизвольно, обычно они самые простые в произношении («а», «о», «у»). До 3-х лет замена звуков, искажения в их произношении считается возрастной нормой. К 5-ти годам активно формируется полноценный фонематический ряд.
Если к 5 годам у ребенка не получается правильно произносить «ш», необходимо помочь ему с произношением звука артикуляционной гимнастикой и другими методами.
Постановка звука «Ш» возникает между третьим и пятым годом жизни. Первое время произношение ребенка страдает, звук получается нечетким. Иногда дети используют свистящий С вместо шипящего.
Наиболее распространены такие причины отставания в этапах речевого произношения: неправильное развитие речевого аппарата (проблемы с прикусом или уздечкой языка); малоподвижная нижняя челюсть.
Чтобы приступить к правильному формированию звукопроизношения, сперва необходимо разобраться в звуках, которые ребенку трудно произносить, в чем заключается трудность. Первой в обязательном порядке проверяется группа шипящих, свистящих и сонорных. Для корректной проверки нужно попросить ребенка рассказать стихотворение, историю, сказку.
Использовать можно специальные карточки с изображениями на букву, которую необходимо проверить.
Нарушение твердой согласной чаще всего сопровождается неправильным произношением мягкой. При этом проверяется произношение звука отдельно от слова. Если в таком виде ребенок правильно произносит звук, тогда заниматься нужно путем повторения фраз и слов. Когда понятно, что звук искажается, необходимо начинать работу по его постановке.
Почему возникают проблемы с выговариванием шипящих звуков?
Есть разные причины неправильного произношения. Чаще всего проблема вызвана слабостью мышц языка – орган вместо того, чтобы подниматься вверх при выговаривании слов с буквой Ш, лежит на дне рта.
Распространенные проблемы с произношением шипящих звуков:
- замена Ш на Т или отсутствие шипящего звука в речи. К примеру, вместо слова «шепот» ребенок говорит «тепот», а вместо «мишка» – «мика». Это может быть спровоцировано нарушением фонематического слуха, ранним возрастом;
- замена Ш на Ф. Например, малыш вместо «шишка» говорит «фифка». Это нарушение называется губно-зубным сигматизмом. Проблема заключается в укороченной подъязычной уздечки, слишком активной работе губ, нарушении фонематического восприятия;
- замена Ш на С. Например, ребенок говорит не «школа», а «скола». Эта проблема носит название свистящего сигматизма. Ее вызывает нарушение фонематического восприятия;
- шепелявость. Возникает, если язык не повторяет форму ковшика, просовывается между нижними и верхними резцами, образуя щель. Воздушная струя рассеянная и слабая при произношении шипящих звуков;
- вместо Ш слышится хлюпающий звук. Такая проблема называется боковой сигматизм. В этом случае один из углов губ немного оттянут либо опущен. Иногда у ребенка присутствует легкое смещение нижней челюсти вправо либо влево. При этом воздушная струя при произнесении звука Ш выходит по краям языка либо идет вбок;
- вместо Ш слышится храп. Это нарушение называется носовой сигматизм. При наличии такой проблемы органы речи занимают нейтральное положение, язык оттянут вглубь рта, его задняя часть поднята и соединяется с мягким небом, а края опущены. Воздушная струя проходит через полость носа. Это случается при излишнем напряжении задней части языка.
Причины отсутствия правильного «Ш»
Если речь идёт о здоровом ребенке с нормальным слухом и сохранным интеллектом, выделяют следующие причины искаженного звукопроизношения:
- Неправильное речевое дыхание. При проблемах с дыханием речь ребенка остается тихой, запинается на каждом слове, конец предложения проглатывается из-за нехватки воздуха. Такой же процесс наблюдается в звукопроизношении, многие звуки искажаются из-за затрудненности речевого дыхания. Заметить трудности можно, когда выход при разговоре резкий, через нос. Также ребенок может добирать воздух, чтобы закончить предложение маленькими вдохами. Заниматься можно в домашних условиях. При ежедневной практике, которая будет длиться не более пяти минут, результаты проявятся в течение месяца, что значительно ускорит процесс постановки звука.
- Проблема в речевом слухе. Благодаря фонематическому слуху появляется возможность отличить созвучные слова. Проявляется отклонение, когда ребенок не замечает различия в своем произношении от других людей. Нарушение речевого слуха приводит к трудностям в обучении письму, чтению. В некоторых случая развивается дислексия. Формированием речевого слуха следует заниматься с момента беременности, когда у плода начинают формироваться слуховые рецепторы. Фонематический слух развивается к четырем годам, поэтому если после этого возрастного периода ребенок всё ещё неправильно произносит звуки, не согласовывает окончания в словах — это повод обратится к специалисту. Комплексное обследование, картина анамнеза помогут точнее определиться с направлением корректирования нарушения.
- Плохое развитие артикуляционного аппарата. Качество звукопроизношения зависит от функционирования речевого аппарата и отдельной работой органов ротовой полости. Звуки образовываются в полости рта, поэтому правильное расположение органов, которые отвечают за речь играет важную роль для звукопроизношения. Неправильное строение может заключаться в неправильном прикусе, строении неба, формировании зубов. Всё это приводит к образованию смазанной речи, нечеткому произношению слов, звуков. Для точного звукопроизношения необходимо развивать двигательную активность языка, подвижность губ (улыбка, округление), фиксированность нижней челюсти.
- Индивидуальное строение уздечки. У всех людей разная длина подъязычной уздечки. Проблемы с правильной постановкой звуков могут возникнуть если родители замечают, что ребенок не достает языком до верхнего неба, кончик языка не высовывается, ребенок не может издать цокающий звук. Короткая уздечка препятствует возникновению сосательного рефлекса, формирует неправильный прикус. Исправить возникнувшую проблему можно с помощью логопеда, стоматолога. Операция по подрезанию уздечки требуется детям, у которых проявляется уплотнение или прикрепление фактически к кончику языка. В случаях, когда проблемы строения не выявлены — предлагают разрабатывать связку специальными упражнениями, массажем. Обычно выявление проблем происходит при осмотрах новорождённых, которым сразу в роддоме могут подрезать уздечку.
Логопедическая диагностика
Логопед оценивает сформированность всех компонентов речи, чтобы определить речевой дефект. При искаженном произношении звуков во время диагностики особое внимание он обращает на:
- внешний вид губ, состояние прикуса, мышечный тонус языка;
- артикуляционную и мимическую моторику;
- длительность и силу выдоха;
- произношение звука изолированно, в слогах, словах, фразах и связной речи;
- выделяет ли ребенок его среди других фонем.
При оценке анатомии артикуляционного аппарата специалист смотрит на прикус, небо, внешний вид языка (слишком узкий или неповоротливый широкий), подъязычной уздечки. Если будут какие-либо отклонения, которые могут быть причиной искажения, логопед может направить к другим специалистам (хирургу, ортодонту).
При проверке работы мимических мышц логопед просит ребенка изобразить эмоции (радость, грусть, удивление и т. д.); проверяет как работают мышцы лица по отдельности (просит поднять брови, улыбнуться и т. д.); кроме моторики, ребенку показывают изображения различных эмоций и он должен подобрать соответствующее настроение к каждой картинке.
Во время диагностики артикуляционной моторики логопед дает задания на статику (удержание) и динамику:
- Улыбка, вытягивание губ «трубочкой» или принятие положения как во время произношения О. Нужно зафиксировать их в определенной позе на несколько секунд.
- Подвигать челюстью в разные стороны.
- Расслабить язык, сделать его широким, поместить и удерживать на нижней губе, или сделать узким, вытянув как можно дальше.
- Выполнить упражнение «чашечка».
- Поднимать − опускать язык.
- Двигать им в разные стороны.
- Изобразить лошадку.
Все упражнения выполняются по показу, то есть сначала показывает взрослый, а ребенок затем повторяет. Логопед отмечает, с какого раза ребенок смог правильно выполнить задание или у него оно не получилось; обращает внимание на состояние мышечного тонуса артикуляционного аппарата.
Для проверки силы и длительности выдоха предлагают выполнить следующие задания:
- сдуть легкий предмет (перо, кусочек ватки);
- поиграть в игру «Кто дальше загонит мяч» − ребенок соревнуется со взрослым, кто дальше задует предмет;
- поиграть на дудочке.
Перед выполнением заданий логопед объясняет, как нужно дышать правильно. Во время диагностики он обращает внимание и на сформированность речевого дыхания.
При обследовании звукопроизносительной стороны речи логопед обследует все группы звуков. Когда ребенок проговаривает звук, логопед обращает внимание на положение органов артикуляции. Вначале фонему произносят отдельно от других. Затем в различных слогах (ША, ОШ, УШУ, ШПА и т. д.); в словах, при этом звук должен стоять в начале, середине или конце (ШАПКА, МЫШКА, КАМЫШ и т. д.).
Потом речевой материал усложняют, и ребенок повторяет за взрослым фразы и предложения (БОЛЬШИЕ УШИ, ДАШИНА ШУБА, ШИРОКИЙ ШАРФ и т. д.). Чтобы проверить произношение Ш в самостоятельной связной речи, используют следующие задания:
- составить из предложенных слов фразу/предложение;
- кто больше назовет предметов, в названии которых есть Ш;
- рассказать, что нарисовано на сюжетной картинке.
Подбирать речевой и наглядный материал нужно с учетом возраста ребенка. При проверке произношения определенного звука не нужно использовать слова, содержащие смешиваемые группы и оппозиционные фонемы.
Также логопед проверяет состояние фонематического слуха и владение навыком звуко-буквенного анализа. Для этого подбирают специальные задания:
- сделать какое-либо действие, услышав заданный звук (его произносят отдельно, в сочетании с другими фонемами);
- определить позицию звука в слове.
По итогам обследования логопед составляет план коррекционной работы и подбирает подходящие способы постановки звука.
Артикуляционная гимнастика
Согласный звук «Ш» не имеет парного мягкого, по своей природе он глухой, твердый. При произношении речевой аппарат выстраивается особым образом:
- губы немного выдвигаются вперед;
- кончик языка не касается неба при подъеме;
- сам язык по форме похож на ковш, не выпуская по бокам выдыхаемый воздух;
- между связками есть пространство, струя воздуха ощущается теплой при подставленной руке.
Постановка звука Ш ребенку поэтапно заключается в формировании правильного артикуляционного аппарата.
Артикуляционная гимнастика служит для вырабатывания правильного расположения органов с последующим звукопроизношением шипящих. Проводится методика по несколько раз каждый день, продолжительностью в пять-шесть минут. Подбор упражнения стоит начинать от простых к более усложненным.
Проводить с дошкольниками, младшими школьниками лучше в игровой форме, которая является основной деятельностью в этом возрасте. Так ребенок не потеряет интерес, мотивированность. Упражнения на закрепление стоит разбавлять новыми после того, как наладится выполнение первых.
Тренироваться начинают, используя зеркало, чтобы ребенок видел не только взрослого и его артикуляцию, но и свои ошибки, успехи. Родитель или специалист при проведении специальных упражнений старается только контролировать процесс выполнения.
Подкреплять результаты важно позитивной оценкой любых действий. Улучшение эмоционального фона приводит к старательности выполнения гимнастики.
Упражнения постановки от звука С
Самый распространенный способ постановки звука Ш от С. Такой способ используют, когда нарушений подвижности речевого аппарата не обнаружено. Для постановки шипящих будет полезен даже не звонко свистящий звук. Ребенку необходимо поднимать язык к небу, без напряжения озвучить С. После чего необходимо выпускать воздух при произношении. Таким образом получается шипящая Ш.
Воздух должен выходить без лишних усилий, ребенку не следует напрягать мышцы лица, излишнюю мимику. Постановка звука «Ш» ребенку поэтапно совершается для того, чтобы наглядно объяснить различия в принимаемом положении языка. Верхнее положение при звуке С дети часто путают с нижним звука Ш, из-за чего происходит смешение свистящих и шипящих.
Упражнения постановки от звука Т
При наличии межзубного сигматизма ребенку поэтапно ставят шипящий от звука Т. Предварительно учат дотрагиваться кончиком языка верхних зубов, немного выходя за них. Таким образом начинается отработка звука Т.
Ребенку предлагается несколько раз в замедленном ритме произносить мягкую Т, прикасаясь кончиком языка к корням верхних зубов. Затем, удлиняя выдыхаемый воздух, не прикасаясь к зубам вырабатывается звук Ш.
Упражнения постановки от звука Р
В случаях, когда у ребенка нормальное произношение звука Р — постановка звука «Ш» производится от него. Упражнение производят совместно с ребенком перед зеркалом. Произносить звук Р необходимо шепотом, поэтапно убирая напор воздуха при выдохе до прекращения вибрации. После появления легкого шипения звук Ш будет становиться без произнесения Р.
Упражнения постановки от звука А, Э, Ы
Когда возникает проблема постановки звука Ш от согласных звуков рекомендуют использовать гласные. Такой прием трудно использовать дома, потому что он требует наличие навыков управления логопедическим зондом. Ребенок произносит гласные звуки, специальным инструментом поднимают язык к нёбу.
Способы постановки фонемы Ш
Специалисты используют механическое становление правильного звука «Ш» с помощью других фонем:
Постановка от фонемы «с». В момент произношения звука язык поднимается медицинским зондом
, похожим на шпатель. Также можно использовать любую стерильную
палочку
. Когда звук «ш» появится
изолированно
, нужно пытаться его выговорить без посторонней помощи.- Постановка от фонемы «р». Выполняется при условии хорошо выговариваемого звука. При воспроизведении инструментом придерживают кончик языка, устраняя вибрирующие движения. Предварительно можно выполнить с малышом упражнение «парус», чтобы правильно поставить язык.
- Постановка с помощью гласных. Здесь наиболее подходят звуки «а», «ы», «э». Ребенка просят воспроизвести одну из фонем и поднимают язычок зондом. Должно получиться аш-ыш-эш.
На заметку: становление «ш» с помощью гласных чаще всего используют при дизартрии. При тяжелых нарушениях речи – этот вариант наиболее действенный особенно, если в лексиконе совсем мало правильно выговариваемых звуков.
Постановка звука «ШЬ»
Звук «Щ» — глухой, мягкий в произношении, описывается в некоторых случаях как ШЬ.
Артикуляция звука «Щ»: кончик языка необходимо поднять к альвеолам при этом прижимать боковые края языка к верхним зубам. Мышцы должны быть в напряжении. При выдохе давить кончиком языка на нёбо. Губы принимают округленную форму. Расстояние между зубами должно быть не больше пяти миллиметров.
Поднеся руку ко рту, на выдохе можно почувствовать струю теплого воздуха. Вибрация отсутствует, потому что звук глухой. Постановка звука ШЬ происходит после нормализации произношения Ш. Звук ШЬ в отличие от Ш произносится более тянущимся, напряженным. Язык при произношении давит на нёбо.
«Щ» может самостоятельно возникать после постановки всех шипящих звуков. Если этого не произошло — используют специальные логопедические приёмы. Начинать следует с упражнений на подражание. В таком случае ребенку предлагаются игровые приемы (представить шипящую змею, маленький паровозик).
Обязательно использование тактильных приемов для проверки правильной артикуляции.
При возникновении правильного звукопроизношения Ш ребенку предлагают длительно, растягивая улыбку и проталкивая язык вперед, произносит звук до появления Щ.
Произношение Ш в норме
Этот звук является базовым в шипящей группе. Освоив его артикуляцию, ребенок легко научится правильно произносить и другие звуки из этой группы. Губы принимают положение «рупора»: их немного выдвигают вперед так, чтобы получилась форма «окошка». Во время произношения звука зубы должны быть сомкнуты.
Язык должен находиться в положении «чашечки»: кончик за верхними зубами, а его боковые стороны плотно прижаты к зубам. Это позволяет направить выдыхаемую струю посередине. Если все сделано правильно, то она получится широкой и теплой. Голосовые связки разомкнуты, поэтому Ш – глухой согласный.
Автоматизация звука [ш] в слогах
Закрепление звука в слогах, словах, предложениях необходимо проводить в форме полноценного занятия или домашнего задания. Для того, чтобы ребенок активно включился в процесс занятия, оно должно происходить в игровой форме.
Необходимо заранее подготовить оборудование, которое будет использоваться. Это могут быть игрушки, рисунки под звук, методические разработки, логопедические инструменты.
Мимическая гимнастика
Занятия начинают с особой артикуляционной гимнастики, которая подготовит речевой аппарат к проведению упражнений, расслабит мышцы лица.
Мимическая гимнастика включает в себя следующие упражнения:
- Двигать губами вправо-влево, разминая лицевую мускулатуру. Выполнить пять раз в одну и другую сторону, отдохнуть, повторить ещё четыре раза.
- Попеременно надувать щеки, повторяя упражнение пять раз с недолгим отдыхом.
- Хмурить брови, надувать губы делая обиженное, капризное лицо. Практиковать злое выражение лица поджимая губы. Делать удивленное выражение поднимая брови вверх. Повторять каждое упражнение четыре-пять раз.
- Быстрое моргание чередовать со спокойным, расслабленным открыванием-закрыванием глаз.
- Обводить контур губ языком, словно облизывая остатки варенья, мороженного на лице.
- Корчить рожи, делать смешное выражение лица, складывать губы «уточкой».
Каждое упражнение можно сопровождать стихотворной рифмой, занимательным рассказом. Таким образом ребенок будет не только развивать мимику, но и тренировать речь, память.
Дыхательная гимнастика. Постановка звука Ш на вдохе
Постановка звука Ш ребенку поэтапно может совершаться при помощи дыхательных упражнений.
Наиболее удачной оказывается звукопроизношение через Т. Для начала необходимо попросить ребенка длительно произносить звук Т прикасаясь кончиком языка к внутренней стороне верхних зубов. Звук должен выдавать струю воздуха, которая ощутима при поднесении ладони ко рту. Затем необходимо выдохнуть воздух, и на коротком вздохе произнести звук Т.
Ребенок должен втягивать в себя воздух, не используя при этом гортань. Необходимо втягивать в себя воздух до тех пор, пока язык плотно не ляжет на альвеолы. Звук должен получатся похожий на шорох, который вместе с тем пускает холодок на полость верхних зубов.
После того, как шорох будет слышаться важно после втягивания выталкивать воздух со звуком обратно. На этом этапе должен получится мягкий Ш.
Постановку необходимо выполнять осторожно с небольшими отдыхами, чтобы избежать гипервентиляции, которая может привести к головокружению.
Постановка с механической помощью
Для постановки некоторых звуков используют специальные логопедические инструменты, которые помогают управлять движением языка, губ.
Механическую постановку можно совершать от звука С. При длительном произношении специальным зондом в виде шпателя поднимают язык ребенка к верхним зубам, отодвигая немного назад. После получения звука Ш стоит пробовать произносить без помощи инструментов.
Возможно воздействие при произнесении звука Р. Для этого ребенок должен без голоса, растягивая, произносить звук Р. Кончиком инструмента необходимо приостановить вибрацию под языком до появления шипения. Спустя некоторое количество повторов шипение будет возникать непроизвольно.
Закрепляем произношение
Упражнения для автоматизации звука «Ш»
Упражнение на добавление окончаний со звуком «Ш»:
ША | ШИ | ШУ |
Кукла Да… (ша). | Маша чистит у… (ши). | В библиотеке надо быть ти… (ШЕ). |
Девочка Ната… (ша). | Пищат мы… (ши). | Мама подарила конфету Ма…(ШЕ). |
Сын Але… (ша). | В лесу собирают ланды… (ши). | |
Попугай Кирю… (ша). | В школу не ходят малы… (ши). |
Заменить первый звук на Ш: тапки – шапки, губы – шубы, мыло – шило, пар – шар.
Образовать уменьшительно-ласкательное слово: зима – зимушка, тётя – тетушка, хозяйка – хозяюшка, хлеб – хлебушек, пятно – пятнышко.
Упражнения для улучшения речевого слуха:
- Угадай животное. Необходим магнитофон с записями звуков различных животных. Ребенку необходимо дифференцировать и назвать животное.
- Пальчиковая игра «Погодные явления». Тому, кто проводит игру, необходимо называть одно из явлений, ребенок должен стучать по столу. Например, изображая гром ребенку необходимо кулаками стучать по столу. Молнию изображать легкими ударами пальцев, произнося при этом продолжительный звук Ш.
Как способствовать развитию речи у детей
- Создать благоприятную, разговорную среду. Первые года жизни ребенок учится языку путем подражания родителям. Поэтому выстраивая правильные предложения, используя полные слова, грамотную речь можно помочь ребенку в формировании речи.
- Важно комментировать все действия, совершаемы не только ребенком, но и родителями. Это способствует активному усвоению понятий, действенной части речи.
- Поэтапно вводить обобщение понятий, смыслообразующие связи. Показывать действия с различными предметами, просить выполнять манипуляции обязательно озвучивая их.
- Игровая деятельность, сопровождающая ребенка на первом этапе жизни, является благоприятной средой для использования в своей речи различных стихотворений, прибауток. Ими можно озвучивать действия.
Постановка правильного произношения всех звуков, в т. звука «Ш» ребенку совершается поэтапно для развития правильной речи. Помочь в этом может не только логопед, но и ежедневные самостоятельные занятия, которые можно превратить в игру, чтобы малыш шел на контакт более активно.