НОД по обучению грамоте на тему «Звуки Д, Дь. Буква Д»

Речь каждого человека состоит из звуков. От того насколько правильно произносятся буквы зависит развитие ребенка. Если кроха до 5 – 6 лет допускает ошибки в воспроизведении фонем необходимо обратиться за помощью к специалисту.

В последнее время среди детей все чаще встречается неправильное произношение буквы Д. Чтобы устранить дефект следует проводить постановку и автоматизацию звуков «Д» и «Дь».

Виды отклонений

Характеристика дефектов произношения:


  1. Оглушение.

    Согласный звонкий
    звук «Д» на разных позициях в словах переходит в
    парную
    глухую
    согласную
    «Т». Нарушение возникает из-за сходности расположения артикуляционного аппарата при воспроизведении, плохого развития фонематического восприятия и органических недостатков речевых органов. Устранение дефекта проводится заново с помощью фонемы «Б».
  2. Открытая гнусавость. Замена звука
    «Д» на «Н». Занавеска неба опущена. Кончик языка не отталкивается от резцов. Отсутствует толчок воздушной струи из ротовой полости. Воздух выходит сплошным образом из носовой полости.
  3. Щелкающий «Д». Коррекция проводится с помощью регулирования дыхания во время произношения.

Провести проверку правильного воспроизведения можно в виде маленького тестирования подходит для старшей

группы
дошкольников
:

  1. Взрослый проговаривает предложения с частым повторением буквы. Например, Дина дует в дудку. Малыша просят повторить услышанное.
  2. С помощью иллюстраций предметов со звуком «Д» и «Дь». Расположить картинки
    перед ребенком. Попросить назвать, что изображено на них (дуб, дом, дыня, дети, дупло и т.д.)
  3. Поиск нужного рисунка. Взрослый говорит название одного изображенного предмета среди представленных картинок, а малыш отыскивает его и называет.

Такие простые задачи используются в подготовительных группах

для определения дефектов звукопроизношения и с целью развить мыслительные способности детей. Подобные занятия применяются для всех видов фонем.

III. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ Д — ДЬ

Звуки д

и
дь
в слогах

1. Произнести ряды слогов.

ду-дю до-дё ду-дю-дю вды-вде-вда

да-дя ды-ди да-дя-дя зды-зди-зде

2. Повторить ряды слогов (каждый слог 3—5 раз).

Ди-ды-ды, ди-ды-ды, … и т.д. Ды-ди-ди, ды-ди-ди, … и т. д.

Звуки д ч дь в

словах

1. Назвать слова со звуками д

и
дь
по картинкам или отраженно (см. сло­ варь на с. 79).

2. Назвать картинки. Выбрать из них те, в названиях которых есть звук д, а

потом — звук
дь. Расставить картинки в два ряда: со звуком д
и со звуком
дь.
Льдина, диван, доски, дельфин, дыни, дым, лебеди, один, вода, два, люди, дом.

3. Запомнить и произнести ряд слов, расставить картинки в той же последовательности.

Люди, дома, дыни, медведи. Лебеди, индюки, дубы, доски.

85

Звуки д

и
дь
в словосочетаниях и в предложениях

1. Кратко ответить на вопросы учителя с опорой на предметные картинки.

Человек живёт (где?) … (в доме).

Рыба плавает (где?) …
(в воде).
Белка живёт (где?) … (в
дупле).
2. На наборном полотне — картинка с изображением одного или двух однородных предметов. Учитель спрашивает: «Угадайте, какое слово я задумал (а). Один …?» (одна …? два .. .? две . ..? …?).

Образец. Один дуб, одна доска

и т. д. Лексический материал:
дуб, доска, диван, льдина.
3. Повторить за учителем вопросы к картинкам и ответить на них полным предложением, ф Рис. 153—156.

Куда ходили Вадик и Лида? (В кино.)

Куда Вадик и Лида водили Диму?
(В бассейн.)
Куда Вадик и Лида налили воду?
(В бидон.)
Где сидели Вадик и Лида?
(На диване.)
Звуки д

и
дь
в текстах

1. Выучить поговорку.

Двое не один — в обиду не дадим.

2. Прослушать текст и повторить его за учителем. Ответить на вопросы к картинкам. » Рис. 157.

На воде домики для лебедей. Два лебедя в воде. А два маленьких лебедя на досках у домика. Федя и Дима кидали лебедям крошки.

Где домики для лебедей? Где два маленьких лебедя?

3. Прослушать текст. Ответить на вопросы и выучить текст. Назвать слова из текста со звуком д,

а потом — со звуком
дь. 9
Рис. 158.

У нас в садике скамейка. Мы её сбили из двух пеньков и одной доски. Посидим на ней и пойдём из садика домой.

Где скамейка? Из чего сбили скамейку?

IV. РАЗВИТИГ. НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

1. Назвать картинки: бидон, два, диван. Произвести анализ слов. Выбрать из них слова, подходящие к схеме ш

27.

2. Прослушать предложение Дима был дома.

Произнести слова со звуками
д
и
дь.
Назвать ударный слог в этих словах. Какое слово получится из слогов
до
и
ма, ди
и лш? Какие слоги в этих словах разные?

ЗВУКИ Т, ТЬ — Д, ДЬ

I. ХАРАКТЕРИСТИКА И СРАВНЕНИЕ ЗВУКОВ

1. Произнести звуки т, тпь

и
д, дь.
2.

Охарактеризовать звуки.

II. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

1. Поднять руку, услышав в слоге звуки д, дь, а

потом—звуки т, т« Та, тя, дя, да, ду, дю, ты, ти, те, то, ды, ди, ту, тю, …

2. Поднять руку, услышав в слове звуки д, дь,

а потом — звуки т,
ть
Делаю, дую, топаю, дёргаю, тяну, дышу, даю, держу, теряю, толкаю догоняю, трогаю.

III. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ Т, ТЬ — Д, ДЬ

Звуки
т, ть и д, дь в
слогах

1. Повторить ряды слогов.

да-тати-дида-та-дади-ти-диста-зда
до-тоди-тидо-то-дотё-дё-тёвда-фта
ду-туде-теду-ту-дуде -те-дезде-сте
ды-тыте-деды-ты-дыти -ди-тикте-где

2. Повторить ряды слогов.

Та-да-да, та-да-да, та-да-да и т. д. Ду-ту-ту, ду-ту-ту, ду-ту-ту и т. д.

3. Закончить последнее слово в предложении при повторном прослуши вании. —

На станции пассажиры ждут пое(зда).

В небе горит яркая зве(здс) На грядке растёт капу(ста). В альбоме не хватает одного
ли(ста).
Звуки т, ть и д, дь в

словах

1. Игра с Соревнование».Дети делятся на две команды. Каждая командг получает одинаковое количество различных картинок на звуки т(ть) i д(дь) и выполняет задание учителя — разложить картинки на две стопки со звуком т(ть) и со звуком д(дь). Учитель проверяет результаты. Выигры вает та команда, которая быстрее и без ошибок справится с заданием А Рис. 332—343.

Лексический материал: дом, доска, дуб, туфли, телёнок, лебеди домино, телефон, котёнок, посуда, утёнок, индюк, автобус, диван капуста.

2. Прослушать предложения и произнести слова со звуком д(дь), а

потом — со звуком
т(ть).
Садовник сажал кустысирени. Дикие уткиосенью улетаютна юг. Мама покупает Вадимудомино. На диванележит котёнок.

3. Изменить слова. Образец: Год — годик.

Сад, мост, кот, куст, завод.

4. Дополнить предложения по смыслу.

На горе построили … . В этом доме живёт … После утра наступает ..

Том

или
дом? день
или тень?

От деревьев на землю падает прохладная ….

5. Произнести слова, постепенно ускоряя темп. Сад — садовник, танк — танкист.

6. Кратко ответить на вопросы к сюжетной картинке. • Рис. 159.

Кто идёт с мамой? Кому мама купила игрушки? Кого мама ведёт из магазина?

Определить ударный слог в словах дети, детям, детей.

Звуки т, ть
ид, дьв предложениях

Причины нарушения произношения

Возникновению неправильного воспроизведения мягкого и твердого

«Д» сопутствуют:

  • отсутствие правильной артикуляции
    органов речи;
  • недоразвитость фонематического слуха (ребенок не отличает звуки между собой);
  • повторение ошибок за окружающими;
  • слабая двигательная активность нижней челюсти и остальных органов речевого аппарата (возникает при дизартрии).

На заметку: дизартрия – это нарушения иннервации органов речи. Отклонение появляется вследствие поражения ЦНС.

Установить точный диагноз и причину возникновения возможно после логопедического

обследования. После сбора подробного анамнеза
логопед
назначает коррекционные
задания
. Некоторые занятия следует проводить в домашних условиях.

Правильная артикуляция для звука Д и Дь

При воспроизведении звука «Д» речевой аппарат принимает положение:


  1. Губы полностью нейтральны. Постановка зависит от последующей гласной фонемы. Расстояние между губами и резцами около 5 мм.

  2. Кончик языка делает упор в верхнюю челюсть. Может касаться альвеол за верхними зубами.
  3. Мягкая часть неба опускается.
  4. Гортань вибрирует.
  5. Голосовые складки сомкнуты. Присутствие голосового оформления.

Артикуляция мягкого «Дь» отличается от твердого только положением языка. Его кончик опускается за нижние резцы.

Важно: Проводить занятия направленные на постановку фонемы следует после освоения ребенком простых гласных и согласных звуков (а, у, о, и, э, ы) и (б бь, п пь, м мь, в вь, ф фь).

Упражнения для постановки

Перед тем как приступать к освоению фонемы следует пройти подготовительный этап. Он заключается в выполнении специальных артикуляционных и дыхательных упражнений (тут). Ребенка необходимо обучить правильной артикуляции (положению органов речи) и дыханию во время произношения изолированного звука.

Артикуляционная гимнастика

Занятия рассчитаны на тренировку органов, задействованных в произношении звука «Д» и «Дь» описание

:

  1. Нижняя челюсть. Широко открыть ротовую полость. Нижней челюстью имитировать жевательные движения. Выполнять 10-15 секунд.
  2. Губы и щеки:
  • губы сомкнуты, а в ротовую полость следует набрать воздух. Далее имитировать полоскание, как после утренней чистки зубов;
  • губами выполнять характерные звуки для лошади (фырканье);
  • надувание губ по очереди. Сначала верхнюю, потом нижнюю.

3. Язык:

Упражнение «Грибок»

  • «Грибок». Широко улыбнуться с открытым ртом. Плоский язычок присосать к небу. При этом орган должен находиться за верхними резцами. Удерживать положение 10-15 секунд.
  • «Лошадка». Цокать язычком по твердому небу, имитируя стук копыт лошадки.
  • «Качели». Широко открыть рот, слегка обнажив зубы. Язычок по очереди заводить за верхние и нижние зубы. Выполняется 5 раз.

4.Мягкое небо. Кроху просят воспроизводить гласные звуки. Сначала произношение мягкое, а после применяется твердая атака.

Совет: чтобы крохе не наскучило выполнение одинаковых упражнений можно использовать занятия, прописанные для логопедов. Многие варианты присутствуют в открытом доступе интернета.

Дыхательная гимнастика

Специалисты предлагают выполнять парадоксальную гимнастику по Стрельниковой. Но ее применение разрешается детям 7-8 лет (1 класс

). Выполнять занятия следует под контролем родителей или специалиста. Начальные упражнения:

  1. Ладошки. Ребенок становится прямо. Руки сгибает в локтях, а ладошки показывает взрослому. Руки сжимают в кулачки на вдохе и разжимают на выдохе. Дышать нужно носом. Выполнить упражнение 4 раза.

  2. Погончики. Малыш стоит прямо. Руки сжаты в кулачки. Их прижимают к поясу. Во время вдоха кулаками «бить» в пол. Постепенно разжимая руки. На выдохе стать в исходную позицию. Выполнять 4 раза.

  3. Насос. Из ровной стойки сделать легкий наклон вперед. Руки свешены по бокам. Имитировать накачивание шины. Наклоняясь вперед делать вдох. На выдохе вернуться в согнутое положение.

Важно: методика имеет множество противопоказаний, поэтому перед выполнением следует проконсультироваться у педиатра.

Для тренировки дыхания малышей используют упражнение «трубочка». Губы вытягивают вперед. Вдох делают через носовую полость, выдыхают воздушную струю с помощью сформированной трубочки.Выполняют 4-5 раз.

Приемы постановки звуков Т Д

Классическими приемами логопедической работы являются подготовительный этап и постановка звука, которые активно можно использовать и в домашних занятиях. Если правильно подобрать упражнения, то родителям нетрудно будет справиться с речевыми нарушениями своего дитя.

Важно: прежде чем научить ребенка правильной артикуляции звука Т (Д), взрослый должен сам отработать положение губ и языка перед зеркалом: губы занимают позицию того гласного, который следует за Т (та — та — та); язык фиксируется в верхних зубах; нёбо приподнято. Кроме того, артикуляционная гимнастика также должна быть предварительно отрепетирована взрослым.

Подготовительный этап

Логопеды настаивают, если язык малыша недостаточно окреп для постановки звуков, необходимо сначала укрепить мышцы языка и губ. Поэтому в подготовительный этап обязательно входит артикуляционная гимнастика. Подготовить к ней речевой аппарат помогут упражнения логопедического массажа::

  1. Взрослый при помощи зеркала учит дошколенка принять правильное положение губ и язычка, показывая различения при произношении, например, Т (кончик язычка) и К (хвостик язычка): «Торт едят», «Капли капают».
  2. Постановка звука Т требует резкого и сильного выдоха. Поэтому необходимо сформировать умения правильно выдыхать. Можно использовать упражнения: «Мыльные пузыри», «Воздушный шарик», «Летающие снежинки (из салфетки или комочков ваты)».
  3. Затем следует артикуляционная гимнастика:
  • «Широкая улыбка» – зубы соединить, широко растянуть губы и держать такое положение до 7 сек.
  • «Часы тик-так» — язычок быстро движется влево — вправо по верхней губе.
  • «Язычок не слушается» – произнести пя-пя-пя, постучав верхней губой по языку, постепенно проводя дифференциацию (различение) звуков П Т.
  • «Язычок – лопаточка» – расслабить язык, сделав его широким, расположить на расслабленной нижней губе.

Важно: надо постараться, чтобы ребенку было интересно выполнять довольно монотонные подготовительные задания. Для этого необходимо на каждом домашнем занятии вводить Для этого необходимо на каждом домашнем занятии вводить новые упражнения артикуляционной гимнастики, которые можно позаимствовать из логопедической практики.

Постановка звуков

Как поставить звук в домашних условиях? Специалисты предлагают несколько способов постановки звука, родитель может попробовать все из них и выбрать тот, который более доступен и понятен малышу.

  1. Постановка Т по подражанию: взрослый предлагает дошколенку повторять сначала слоги, а потом слова, целесообразно начинать со слога «та». Например: та-та-та, та-ты-то-ту, ты-ты-ты, ты-та-то-ту, то-то-то, то-ту-та-ты. Затем переход к словам — чистоговоркам: та-та-та, та-та-та, вот такая красота; ты-ты-ты, ты-ты-ты, подарили нам цветы; ту-ту-ту, ту-ту-ту, мы наводим чистоту; то-то-то, то-то-то, я надела пальто. Творческий подход к речевым занятиям позволит родителям самостоятельно составлять подобные чистоговорки на звук, привлекая к творчеству детей.
  2. Межзубной способ: взрослый показывает ребенку положение язычка (язык зажимается губами, в таком положении нужно сильно выдохнуть до получения звука, затем расположить язычок за зубами). Можно научить контролировать выдох, если поиграть в «заборчик» для воздуха, подставив ладошку перед ртом. Или устроить игру в «мяч» (ватный комочек струей воздуха загоняется в импровизированные ворота).
  3. Логопеды пользуются способом постановки Т от звука П. Ребенок повторяет па-па-па, расположив широкий кончик языка на нижней губе, затем, широко улыбаясь, произносит П, получается Т.
  4. При постановке Д идет идентичная работа, лишь при выдыхании добавляется голос.

Автоматизация звуков Т Д

Когда звуки Т Д будут поставлены (появилась правильная артикуляция), и ребёнок научится их произносить, наступает следующая ступень — автоматизация (отработка навыка). Здесь важно добиваться свободного произношения. Так как это является новым для дошколенка, значит, требуется длительная тренировка. Логопеды рекомендуют вводить отработанный навык постепенно: сначала через слоги, затем слова, далее предложения. Хорошо помогут в этой работе артикуляционные упражнения, игры в опоре на стихи, рассказы, загадки, что также поддержит интерес к занятиям. При этом не забывать, что каждое домашнее занятие необходимо начинать с артикуляционной гимнастики.

Важно: родителям нужно приложить все усилия, чтобы неправильное произношение звуков Т Д как можно быстрее исчезло из речи ребенка. При этом учитывать, что новый материал вводится только после того, как будет усвоен предыдущий.

Что может предпринять взрослый, чтобы сохранить у ребенка интерес к занятиям и при этом многократно повторять монотонные действия? Помогут игровые приёмы, при помощи которых отрабатываются слоги, например: та-та-та, да-да-да, то-то-то, до-до-до, та-ты-то-ту, ат-ат-ат, да-ды-ду, ыт-ыт-ыт, уд-уд-уд. Сюжеты могут быть самые разнообразные:

  • Научим куклу чистить зубы, покажем ей, что такое артикуляционная гимнастика: «почистим зубки» (разнообразные движения язычком по зубкам снаружи и изнутри вверх — вниз, влево — вправо).
  • Споем игрушкам песенку: «тра-та-та, тра-та-та, мы везем с собой кота»;
  • Сыграй на барабане для мишки: трам-та-та-там; на дудочке для собачки: ду-ду-ду.
  • Я начинаю говорить, а ты заканчивай (взрослый произносит часть слова, которое обязательно заканчивается на слог со звуками Т Д): цве-ты, красо-та, конфе-ты, мач-та, паль-то, буке-ты; велосипе-ды, ке-ды, боро-да.
  • Здравствуй, пальчик! (большой палец выставляется вперед, и каждый пальчик поочередно «здоровается с ним» слогами: та, то, ту, ты; да, до, ду, ды).

После того, как у дошкольника будут автоматизированы звуки, работа усложняется, произношение звука закрепляется в словах.

Упражнение «Соберем бусы»

Эффективное упражнение на автоматизации звука Т со старшими дошколятами. Взрослый предлагает дошкольнику собрать необычные бусы, предварительно договорившись, какой слог за каким следует. Например, может быть такая очередность: та — то — ты — ту — та — то. Аналогично ведется работа со звуком д. На первых порах можно сделать опору на наглядность (цветные бусинки, кружочки из цветной бумаги, карандаши). В дальнейшем наглядность убирается, ребенок действует по памяти.

Упражнение «Придумай слова со звуками Т Д»

Предложить ребенку повторить за взрослым слова со звуками Т Д в начале, середине, конце слова. Например, взрослый начинает с более понятного слога та: тапочки, тачка, тарелка; малыш продолжает: танк, табурет, танец, такси. Затем переходит к другой позиции Т Д: котик, петушок, каток, листок; салат, играет, собирает, лает, помогает. Или дудочка, дай, день, подарки, солдат (ударение голосом на выделенное). Если дошколенку на первых порах трудно продолжить словарный ряд, можно поработать с картинками. Аналогично идет работа со слогами ты ды: тыква, дырка, ты, дым; то до: топор, торт, толстый, добрый, точка, дочка; ту ду: тучка, тулуп, радуга, дуга. Словарный ряд лучше подготовить заранее. Еще интереснее упражнение на автоматизацию пройдет с мячом. Взрослый бросает мяч ребенку со своим словом, ребёнок отвечает своим.

Упражнение «Звук т и звук д в предложении»

Аналогичная работа проходит с предложениями, дошкольник повторяет за взрослым, выделяя голосом Т Д:

  • Таня и Тома едут в трамвае.
  • Трофим едет в такси.
  • Летит самолет.
  • Тётя Тоня сажает цветы.
  • Дима и Толя катаются на катке.
  • Даша и Денис поделили дыню.
  • Дети идут в детский сад.

Для того чтобы дошкольник мог самостоятельно составить предложение, используются сюжетные картинки. Необходимо следить, чтобы все слова предложения имели звук, который автоматизируется (Т Д).

Потешки, чистоговорки для автоматизации звуков Т Д

Чтобы родителям было нетрудно подобрать художественный ряд для отработки звуков Т Д, можно воспользоваться логопедическими подборками или придумывать чистоговорки на звучание вместе с детьми. Например, родитель начинает со слогов, а ребенок дальше рифмует предложение:

  • Та — та — та, та — та — та, (в море видели кита).
  • Ту — ту — ту, ту — ту — ту, (молока нальем коту).
  • Да — да — да, да — да- да, (расплескалась вся вода).
  • Ды — ды — ды, ды — ды — ды, (в стакане нет воды).
  • Да — да — да, да — да — да, (не ходите вы туда).
  • Ду — ду — ду, ду — ду — ду, (все равно туда пойду).

Очень много потешек можно найти на детских сайтах или в детских книжках. Главная их задача — автоматизация звука Т (Д), его правильное произношение, например:

Тень, Тень, поТеТень, выше гороДа плеТень. Сели звери на плеТень, похвалялися весь День. Похвалялася лиса: Всему свеТу я краса! Похвалялся зайка: ПойДи, Догоняй-ка!

Тяни холсТы, ХолсТы просТы. Тяни, Тяни, поТягивай, Поперек, поперек переклаДывай.

Знаем, знаем: Да-Да-Да! В кране прячеТся воДа! ВыхоДи, воДица! Мы пришли умыТься!

ЛаДушки, лаДушки, Испечём олаДушки. На окно посТавим. ОсТываТь засТавим. Немного погоДим, Всем олаДушек ДаДим.

Дифференциация звуков Д Т

Важным этапом в логопедической работе является дифференциация звуков (различение сходных по звучанию, Т Д, Д ДЬ, Т ТЬ). Этот этап проводится параллельно с автоматизацией и необходим для того, чтобы сравнивать звучание (мягкое и твердое), отработать произношение. Можно научить дошкольника новым специальным приемам на различение звуков: рука прикладывается к горлу во время звучания, определяется звук (Д — звонкий, голосовой; Т — глухой, без голоса). Для дифференциации можно использовать уже известные приемы: слоги, слова, предложения в упражнениях, играх, чистоговорках, потешках.

Дифференциация звуков Т ТЬ в упражнении «Сравним звуки в отгадках»

Взрослый предлагает ребенку отгадать загадки, а потом спрашивает, одинаково ли звучание Т во всех отгадках? Главное — дать возможность понять различие в произношении звуков Т (твердый) ТЬ (мягкий).

Кругла, а не месяц, желта, а не масло, Сладка, а не сахар, с хвостом, а не мышь (тыква).

Кланяется, кланяется, придет домой — растянется (топор).

Над водой застыла глыба, На обед ей снится рыба. Ласты есть да плавать лень, Рыбу съест другой (тюлень).

Упражнение «Правильные чистоговорки»

Цель — научить правильно и четко выговаривать и различать Д ДЬ.

Дед Додон в дуду дудел, Даньку дед дудой задел.

Дятел дерево долбит, День — деньской кору дробит.

Игра «Придумай предложение»

Для постановки и закрепления произношения Т Д взрослые могут научить детей придумывать красивые предложения при опоре на словесных помощников. Затем определить, в каких словах твердый Т Д, а в каких мягкий ТЬ ДЬ:

Денис — телефон (Денису подарили телефон); Дом — кот (Наш кот не гуляет, он дома); Таня — дыня (Таня любит дыню); Тёма — дудка (Тёма учится играть на дудке); Дуся — картинки (Дуся любит смотреть картинки);

Важно: родители должны понимать, что домашние занятия на правильное произношение заключаются в формировании навыка произнесения звуков родного языка. Это процесс долгий, систематичный, требует терпения и упорной тренировки по автоматизации, дифференциации звучания. Вдумчивый подбор артикуляционной гимнастики, упражнений, игры, словесного материала поможет добиться хороших результатов в становлении грамотной красивой речи у дошколят.

Постановка

Осуществляется после освоения ребенком положения органов речи при воспроизведении фонемы. Обычно используются 2 метода постановки звука «Д» и «Дь»:


  1. Подражание

    . Кроха и взрослый садятся перед зеркалом. Родитель или специалист демонстрируют правильное произношения звука. Малыша просят повторить. Чтобы было проще используются гласные звуки. Для твердого «Д» (да – до – ду – ды), а для мягкого «Дь» (ди – дю – де).
  2. Механический метод. Ребенок произносит звук «Б». Язычок в это время находится между губами. Специальным шпателем логопед надавливает на кончик органа. После просовывает его за верхние резцы.

Часто специалисты предлагают такие способы постановки в качестве домашнего задания

. В знакомой обстановке рядом с близким человеком малыш освоит занятия быстрее.

Важно: при выполнении упражнений указать на отличительные характеристики фонемы «Д» от «Т». Особенностью звука «Д» является вибрация голосовых складок. Чтобы малыш почувствовал разницу его руку кладут на гортань взрослого, произносящего по очереди буквы.

Материал для автоматизации звука «Д»учебно-методический материал по логопедии

Материал по автоматизации звука Д.

1. Повтори слоги.

Да-да-да Да-да-да Да-да-да

Да-до-ду-ды Ды-ду-да-до До-ду-ды-да

2. Повтори слова.Звук в начале слова: Дам, дай, дама, дата, Даня, дача, Даша, даль, дар, даром; дым, дыня, дымок, дымка, дыхание, дышать, дыра, дырка; дон, дом, домик, дока, дойка, дочь, домино, домыть, добыть добить, допить, долить, дождь, дорога, добрый, доктор; дуб, Дуня, дума, дуть, дуга, духи, дубок, думать, душ, душа, душно, дул, дуло, дупло, дудка.

Звук в середине слова: Еда, вода, беда, погода, кидать, Люда, медаль, педаль, удаль, колода, посуда, свобода, слобода, среда, руда, удар, карандаш, ограда, отрада, эстрада, преграда, награда, мода, ягоды, водопады, сады, заводы, следы, плоды, пруды; удой, гудок, ходок, молодой; пойду, найду, упаду, воздух, надуло, колдун, кладу, радуга.

Стечение согласных звуков в слогах и словах:

Два, дво, дно; еда, дло, дра, дро, дру.

Два, двадцать, дважды; двое, двойка, двор, дворник, дворняга, дворовый, дворец; дно, модно, поднос, судно, ладно; сдал, сдавить, сдаваться; подло, подлость, надлом; драма, драка, дракон, драп, драпать, дразнить; дробь, дробить, дрозды, дрожать; друг, другой, друзья, дружина, дружба.

3. Повтори предложения.Даша дома. Даня на даче. В доме есть душ. Дама идет по дороге. У неё дыня. Дуня думает: «Я не упаду». У Даши на платье дырка. Вдали видна дорога. В дупле дятел. Даня получил медаль. Дворник подметает двор. На дворе дует ветер. Дуня играет на дудке. Возле пруда много ягод. Даня и Даша собирают ягоды. У Дани дача. Дача далеко. Наш дом на Дону. Дон — река. По Дону идут суда. В саду дуб. Колдун построил дворец. У дочки карандаш. Даня и Даша — друзья. У них нет двоек. В лесу надо дышать свежим воздухом. Люда, пора домой.

4. Повтори чистоговорки.

Да — да — да — бежит вода. Ду — ду — ду — тебя найду. До — до — до — звучит гудок. Ды — ды — ды — цветут сады.

5. Повтори пословицы и поговорки. Один за всех — все за одного. Шуба нова, да в подоле дыра. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Лесом шёл, а дров не видал. Даром ничего не дают. Ссора до добра не доведет.

6. Повтори скороговорки.Дарья дарит Дане дыни. Дон, дон, дон — загорелся кошкин дом. Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду — все равно тебя найду.

Звук в середине слова: Еда, вода, беда, погода, кидать, Люда, медаль, педаль, удаль, колода, посуда, свобода, слобода, среда, руда, удар, карандаш, ограда, отрада, эстрада, преграда, награда, мода, ягоды, водопады, сады, заводы, следы, плоды, пруды; удой, гудок, ходок, молодой; пойду, найду, упаду, воздух, надуло, колдун, кладу, радуга.

Стечение согласных звуков в слогах и словах:

Два, дво, дно; еда, дло, дра, дро, дру.

Два, двадцать, дважды; двое, двойка, двор, дворник, дворняга, дворовый, дворец; дно, модно, поднос, судно, ладно; сдал, сдавить, сдаваться; подло, подлость, надлом; драма, драка, дракон, драп, драпать, дразнить; дробь, дробить, дрозды, дрожать; друг, другой, друзья, дружина, дружба.

Радуга-дуга, радуга-дуга — не давай дождя!

7. Повтори загадки.Шумит он в поле и в лесу, А в дом не попадает. И никуда я не пойду Покуда он гуляет. (Дождь)

Белый столб стоит на крыше И растет все выше, выше. Вот дорос он до небес – И исчез. (Дым)

Новая посуда, а вся в дырках. (Сито)

На дворе горой, а в избе водой. (Снег)

Кругом вода, а с питьем беда. (Море)

8. Выучи стихотворение.

Дрессировщики зверей! Дайте сахару скорей! Долго звери вас учили, Чтоб награду им вручили. (В. Берестов)

9. Игра «Подскажи словечко».

Взрослый предлагает ребенку послушать стихотворения и подсказать нужное слово в конце каждого из них.

Ходит мальчик наш с трудом, В первый раз обходит… (дом).

Дождь! Дождь! Надо нам Расходиться по… (домам).

Я пришью ему новые ножки, Он опять побежит по… (дорожке).

10. Игра «Назови ласково».

Взрослый просит ребенка назвать ласково следующие предметы: Дом — (домик) дудка — (дудочка) Дуб — (дубок) дыра — (дырочка) Дорога — (дорожка) дым — (дымок)

11. Игра «Будь внимательным».

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ и назвать все слова со звуком Д, которые в нём встречаются.

Вот домик тёти Люды. У дома сад. Тётя Люда — садовод. В саду растут яблони, сливы, малина. Тётя Люда любит ухаживать за своим садом. Осенью она собирает много плодов. Тётя Люда раздаёт яблоки, сливы, малину своим друзьям.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]