Чистоговорки для детей: буквы М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ


Чистоговорки на букву Д

Ду-до-да – гудят провода. Да-да-да – теплая вода. Ду-ду-ду – спать я не пойду. Де-де-де – я не знаю где. Ди-ди-ди – спокойно посиди.
Да-да-да, да-да-да — не ходи, Вадим, туда! Ду-ду-ду, ду-ду-ду — все равно туда пойду. Ди-ди-ди, ди-ди-ди — ты ж одетый, не ходи! Да-да-да, да-да-да — ой! Холодная вода! Де-де-де, де-де-де — вот беда! Вадим, ты где? Ды-ды-ды, ды-ды-ды — только слышно из воды.

Дятел дуб долбил, да не до долбил. Дятел дерево долбит, день-деньской кору долбит. Дятел лечит древний дуб, добрый дятел дубу люб.

Дарья дарит Дине дыни. День у Дины, два — у Димы.

Дождик, дождик, не дожди! Дождик, дождик, подожди! Дай дойти до дому дедушке седому!

Скороговорки на букву Т

Главная / Детский раздел / Коллекции скороговорок / На букву Т

Веселые скороговорки на букву Т, которые обязательно понравятся детям. Скороговорки или как их еще называют — чистоговорки по буквам чаще всего востребованы логопедами и родителям. Их цель научить ребенка четко произносить и закрепить проблемный звук, в данном случае, звук Т.

Для многих деток буква Т не самая сложная буква, однако четкое произношение «Т» важно не только для дикции, но и для дальнейшего обучения грамотности ребенка.

Рекомендуем также:

На букву Б / На букву В / На букву Г / На букву Д / На букву Ж / На букву З / На букву К / На букву Л / На букву М / На букву Н / На букву П / На букву Р / На букву С / На букву Ф / На букву Х / На букву Ц / На букву Ч / На букву Ш / На букву Щ Все скороговорки Сложные скороговорки Русские народные скороговорки Современные скороговорки для взрослой аудитории

Тра-та-та, тра-та-та, мы везем с собой кота. Встретил кит в воде кита, в океане суета. © Тик-так, тик-так, часы тикают вот так. © Тучи темные плывут, тучи нам грозу везут. © По тарифу от таксиста от метро к театру – триста. ©

Танец с топотом у дома, Танцевали три тритона. © Толст тот, кто ест торт. Три сороки, три трещотки Потеряли по три щетки. Вырастил Толя тополь за полем. По полю, по полю, шел к тополю Толя. Таракан живет за печкой, То — то теплое местечко. Тридцать три вагона в ряд Тараторят, тарахтят. У тридцати трех полосатых поросят, Тридцать три хвостика висят. Тигры смотрят на тропу, Не пройти там никому. © От топота копыт пыль по полю летит. Триста тридцать три трамплина На трассе у спортсменов, длинной. Ткёт ткач ткани На платки Тани. Три сороки-тараторки Тараторили на горке. Трясогузка птичка вьется, Хвост ее весь день трясется. © На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора. Тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом. Тракторист на танк смотрел, Там танкист внутри сидел. © Потерял Терентий терку Не натер на терки корку. Тарелка для торта, Тарталетка для творога. Толком толковать, да без толку расперетолковывать. Течет речка, печет печка, течёт печка, печёт печка. Небогатый Филат, чем богат, тем и рад. Мой тигренок тоже тигр, Только маленький и милый, Мой тигренок он игрушка, Я с тигренком очень дружен. © Тридцать три тетерева Танцевать пошли в поля, Там сегодня будет бал, Птичьих танцев карнавал. © Что за странные танцоры, у кого на туфлях шпоры, Это наши петухи, танцы петухов лихи. © Вытри Толя табуретку, тряпкой три и три салфеткой, Табуретка вся в торте, надо вытереть везде. © В телевизор смотрит кот, как кит, как теплоход плывет. © Только Таня утром встанет. Танцевать Танюшу тянет. Что тут долго объяснять? Таня любит танцевать. Толя с хрустом ест капусту. © Трубил поутру Трубач Ту-ру-ру. Тревожил трубой Народ трудовой. Топали да топали, Дотопали до тополя, До тополя дотопали Да ноги все истопали. Молоток стучит тук-тук, Топору знакомый звук, А топор ему в дровах Отвечает звуком «Трах». © Тарахтели трактора на полях уже с утра. © Тарарам тарарам тетя Тоня едет к нам, Тут и там бедлам, тряпкой вытрем тут и там. © Торопился торопыжка, в гости ждет его братишка. © В трубы трубачи трубят, будят трубами ребят. © Тень – тень на плетень опустилась на весь день, Утром нету тени, все в свету плетени. © Тарталетки с антрекотом со стола съел тут же кто-то. © Там в углу таракан, таракан уже не там. Таракан торопится, кухня пылесосится. © ТА-ТА-ТА – везем коТА ТЕ-ТЕ-ТЕ – жена в фаТЕ ТИ-ТИ-ТИ – нам по пуТИ ТО-ТО-ТО –сыграй в лоТО ТУ-ТУ-ТУ – я подрасТУ ТЯ-ТЯ-ТЯ – мало диТЯ

Скороговорки помогают формировать речь и дикцию. Умение четко выговаривать слова полезно не только детям и представителям творческих, телевизионных профессий, блогосферы. На протяжении всей жизни мы общаемся с людьми, в быту и на работе, четкая речь помогает донести информацию до окружающих, и расположить к конструктивному диалогу. Если же вам по роду вашей деятельности необходимо выступать перед большими аудиториями, скороговорки это то, с чего стоит начинать подготовку к каждому выступлению.

Не забудьте, поделиться ссылкой с друзьями !

Автоматизация звука Д в словах

И. Демьянов 1. Дятел лечит древний дуб, добрый дятел дубу люб. 2. Дятел дерево долбит, день-деньскойкору долбит. 3. Дятел дуб долбил, да недодобил. 4. Дятел дерево долбил, деда стуком разбудил. 5. Ехал в санках Дёма к дому. Повстречала дрёма Дему,одолела Дёму дрёма, дремлет Дёма возле дома. 6. Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел. 7. Дарья дарит Дине дыни. 8. Не буди медведя – обидит. 9. В команде «Динамо» — Диана, у Дианы домино. 10. Вадик, не подведи, — подведи деда к подводе. 11. Увидим Вадима и удивим, а не увидим – не удивим. 12. Один Дима дома, но Дима дома не один. Дома один Дима и два Вадима. 13. Не делю, Люда, неделю. 14. Дорога ли дорога? 15. У Дали медали, у Дины ордена. 16. У дяди Федора дом в деревне, а у Гудвина – в городе. 17. У Лады в ведре вода, а у Димы в дневнике двойка. 18. На дворе дрова, за двором дрова, дрова вширь двора. Не вместит дров двор. Выходи, дроворуб Дрон. Надо дрова выдворить, на дровяной двор выставить. 19. На дворе трава, на траве дрова; не руби дрова на траве двора. 20. Стоит гора посреди двора, на дворе – трава, на траве – дрова. 21. На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три двора. Отвори, Варвара, ворота, у двора на траве коли дрова. 22. У нас на дворе – подворье. 23. Два дровосека, два дроворуба, два дровокола отточили топоры. Топоры остры-то до поры. До поры остры топоры, до времени. Два дровосека, два дроворуба, два дровокола лес топором рубили, лес в дровишки превратили. 24. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларю, про Ларьку, про Ларину жену («др-р»). 21. Одеяло в пододеяльнике, а радиоприемник на подоконнике. 25. Еда удода у деда, а дуда деда у дяди. 26. На дуб не дуй губ, не дуй губ на дуб. 27. Дед Данило делил дыню – дольку Диме, дольку Дине.

Постановка и автоматизация звука «Т»

Подготовительный этап

Комплекс артикуляционной гимнастики для звука «Т»

(каждое упражнение выполняется 5-8 раз под счет от 5 до 15; на одном занятии не следует предлагать детям более 3 – 4 упражнений; упражнения выполняются от простого к сложному; упражнения выполняются сидя перед зеркалом; из выполняемых упражнений, новым может быть только одно, остальные даются для повторения и закрепления):

Упражнение «Заборчик»: максимально растянуть губы (улыбнуться), показать верхние и нижние зубы; верхние зубы находятся напротив нижних, расстояние между ними -1 мм.

Упражнение «Блинчик»: рот приоткрыт, губы не напряжены, расслаблены; широкий, плоский язык-блинчик спокойно лежит ни нижней губе; удерживать это положение не менее 10 секунд.

Упражнение «Чистим зубы»: открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы; кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние); кончик языка должен находиться за зубами; губы улыбаются все время, нижняя челюсть не двигается.

Упражнение «Лошадка»: приоткрыть рот, улыбнуться, показав зубы; цокать языком медленно-быстро-медленно; смотреть на язык и не двигать нижней челюстью.

Упражнение «Вкусное варенье»: широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз; нижняя губа оттянута вниз, зубы не прикусывают язык – видны нижние зубы.

Дыхательная гимнастика

Постановка звука «Т» требует резкого и сильного выдоха, поэтому необходимо сформировать умения правильно выдыхать.

Комплекс дыхательной гимнастики:

Упражнение «Снежинка»: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку-снежинку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Упражнение «Футбольный поединок»: дуть на ватный шарик — «мяч», пытаясь «забить гол» в ворота (два кубика) — вата должна оказаться между кубиками. Упражнение «Перышко, лети!»: подбросить перышко вверх и дуть на него, не давая упасть вниз. Обратите внимание на то, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на перышко снизу вверх.

Упражнение «Карандаш»: на столе на расстоянии 20 см от ребенка лежит карандаш; с силой подуть на карандаш, что бы он перекатился на противоположный край стола.

Упражнение «Флажок»: дуть на бумажную полоску, поднеся ее к нижней губе (полоску следует держать большим и указательным пальцами): превратить бумажные полоски в настоящие флажки.

Постановка звука «Т»

• Губы в нейтральном положении принимают позицию следующего гласного звука, • Расстояние между зубами 5 мм. • Кончик языка при произнесении с гласными звуками А, О, У, Ы упирается в верхние зубы или альвеолы, образует смычку. • Мягкое нёбо поднято, голосовые складки разомкнуты, воздушная струя толчкообразная • Демонстрация правильного положения губ и языка: логопед показывает различия при произношении Т (кончик язычка) и К (хвостик язычка).

• Постановка по подражанию: логопед предлагает ребенку повторять сначала слоги, а потом слова, целесообразно начинать со слога «та» (та-та-та, та-ты-то-ту, ты-ты-ты, ты-та-то-ту, то-то-то, то-ту-та-ты).

• Межзубной способ: логопед показывает ребенку положение языка (язык зажимается губами, в таком положении нужно сильно выдохнуть до получения звука, затем расположить язык за зубами).

• Постановка звука «Т» от звука «П»: ребенок повторяет па-па-па, расположив широкий кончик языка на нижней губе, затем, широко улыбаясь, произносит – П (получается – Т).

• Постановка от Ц (прием от обратного): звук Ц «прячет» за собой два звука — с-т.

Чистоговорки — игры для речи, или учимся чисто говорить…

У всех деток развитие речи происходит неодинаково: у каких-то малышей словарный запас пополняется быстро, совершенствуется звуковое оформление слов, фразы становятся более развернутыми, а каким-то ребятишкам без дополнительной помощи от окружающих взрослых не обойтись.

По этой причине важно учить ребенка правильно и четко произносить слова, а также различать и слышать в них звуки. Чистоговорка является одним из игровых упражнений, используемых для развития у деток слухового внимания и верного восприятия речи.


Чистоговорка — это речевой ритмичный материал, в котором содержатся сложные сочетания слов, слогов и звуков, сложных для произношения. Также чистоговорки называют логопедическими загадками. Подобные упражнения помогают ребенку в освоении интонации вопроса и в развитии у них чувства ритма.

Ритм и рифмы этих шуток помогают облегчать запоминание и произношение звуков. Слоговые компоненты шутки – чистоговорки способствуют формированию верного звукопроизношения, а также стимулируют совершенствование слухового восприятия речи. Для ребятишек младшего, а также среднего дошкольного возраста наиболее подходящими являются маленькие шутки — чистоговорки с использованием картинок и игрушек.

Следует помнить, что в речевых играх от малыша требуется применение ранее приобретенных знаний в новых обстоятельствах и связях. А вот помочь ему в этой задаче могут именно: родители, дедушки и бабушки – самые близкие и первые его воспитатели и наставники.

Для чего необходимы чистоговорки?

Формирование правильного звукопроизношении и выразительности речи.

Применение чистоговорок довольно часто является одним из особенно эффективных методов отработки и закрепления в речи звуков. Примечательно то, что наряду с уже готовыми вариантами, вы можете и сами придумывать на изучаемый звук слова, составлять фразы и чистоговорки к ним. С целью автоматизации звука, развития четкой дикции, артикуляционной моторики и выразительности речи детские логопеды рекомендуют произносить каждую чистоговорку по несколько раз, выполняя при этом разнообразные задания.

К примеру, при автоматизации звука [C] применяется чистоговорка:»Са-са-са – идет хитрая лиса». Разновидности заданий:

Автоматизация звуков, работа над дикцией и выразительностью

  • произносим громко или тихо;
  • произносим с разной интонацией (восклицательной, вопросительной, грустно и т.п.);
  • произносим в разном темпе (быстро или же медленно);
  • произносим, изменяя логическое место ударения (стучим молоточком по разным словам);
  • проговариваем разным по тембру голосом (как мышка или как медведь).

Развитие фонематического восприятия, слогового, звукового синтеза и анализа.

Чистоговорки помогают привлечению внимания ребенка к звучащему слову, его слоговому и звуковому составу.

Виды заданий:

— Прошагаем по слогам: Ча-ча-ча – на-ша ка-ша го-ря-ча.

Ла-ла-ла – ост-ра-я пи-ла. Ще-ще-ще – в дож-дик мы и-дём в пла-ще и т.п. — Добавляем слог с определенным звуком: Сы-су-со – покатилось коле… (со).

Су-са-сы – у девчушки две ко… (сы).

Сы-со-са – на бумаге поло… (са). Са-со-су – маме я цветы не… (су) и пр.

— Повторяем без ошибок: За-жа, за-жа – есть иголки у ежа.

Ща-ча, ща-ча – у Танюши два мяча

Су-шу, су-шу – я письмо пишу и т.д. — Закончим чистоговорку (подбираем слова с соответствующим слогом): Ча-ча-ча – (гуща, куча, суша)? Ча-ча-ча – куча.

Ро-ро-ро – (ведро, весло, верно)? Ро-ро-ро – ведро.

Са-са-са – … (каша, коза, коса)? Са-са-са – коса и пр. — Поменяем звуки: «ш» на»с»: Ша-ша-ша – крыша. Са-са-са – крыса.

«л» на»р»: Ал-ал-ал – бал. Ар-ар-ар – бар.

Совершенствование лексико-грамматического строя и связной речи.

На универсальном материале чистоговорок возможно учить ребенка изменять форму слова и образовывать слова, употреблять предлоги и согласовывать слова между собой, составлять несложные предложения¸ а также небольшие рассказы.

Виды заданий: — Изменяем форму слова:Сы-сы-сы – прибежали две … (лисы).

Са-са-са – вот опять идёт … (лиса). Ис-ис-ис – в лесу есть много … (лис). Су-су-су – дети видели … (лису).

Се-се-се – много сказок о … (лисе). Сой-сой-сой – волк погнался за …(лисой) и т.д.

— Называем слова, имеющие противоположное значение:Ра-ра-ра – высокая гора. Ра-ра-ра – низкая гора. Ро-ро-ро – полное ведро. Ро-ро-ро – пустое ведро и т.д.

— Отвечаем чистоговоркой на вопрос (можно использовать схемы, картинки): Ла-ла-ла – где юла? Ла-ла-ла – в столе юла, под столом юла, на столе юла и т.п.

— Отвечаем чистоговоркой на вопрос (признаки, действия): Ра-ра-ра – что делает детвора? Ра-ра-ра – играет, напевает, танцует детвора и т.д.

Ра-ра-ра – какая детвора? Ра-ра-ра – весёлая, шумная, дружная детвора и т.д. — Подбираем слово с заданным звуком (с опорой на слова-признаки):Са-са-са – хитрая, рыжая, пушистая? Са-са-са – это лиса. — Называем слова»ласково»:Ре-ре-ре – искра в костре. Ре-ре-ре – искорка в костре.

Лу-лу-лу – стул в углу. Лу-лу-лу – стульчик в углу и т.д

Придумываем рассказ по картинке или вопросам:

Са-са-са – какая лиса? Са-са-са – рыжая лиса.

Са-са-са – кто это? Са-са-са – это лиса.

Са-са-са – кого встретила лиса? Са-са-са – волка встретила лиса. Са-са-са – что же делает лиса? Са-са-са – гуляет по лесу лиса и т.д.

Эффективность применения чистоговорок для автоматизации звуков возрастает у дошкольников и школьников с использованием тактильно-кинестетической стимуляции. Так, к примеру, для дифференциации шипящих и свистящих ребенку можно в одну руку дать чурбачок (звук [C]), а в другую руку — шишку (звук [Ш]) и осуществлять произнесение смешиваемых звуков, по очереди нажимая на каждый раздражитель, воздействуя тем самым на речедвигательный и речеслуховой анализаторы. Данные упражнения позволяют развивать тактильную чувствительность, усиливать кинестетические ощущения и совершенствуют мелкую моторику.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]