Подборка дидактических игр по теме: «Звуки гласные и согласные»учебно-методический материал по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему


А — «плач» Алёнушки; её рот открыт так же широко, как расставлены концы буквы А — ааа.

О — у ребёнка «болят зубы», он «стонет»: ооо; его губы по форме напоминают букву О.

У — гудок паровоза; дети гудят, открыв рот и вытянув губы трубочкой, их внимание обращается на форму буквы У, которая тоже вытянута и похожа на трубочку (кулёчек).

И — две вертикальные палочки изображают верхнюю и нижнюю губы в улыбке, рот приоткрыт; дети подражают крику жеребёнка: иии.

Э — лицо с опущенной нижней челюстью, даже виден во рту язык — у буквы Э в середине тоже видна волнистая перекладина; Э — отдалённое эхо.

Ы — опираясь на зрительный образ буквы И (рот открыт «на палец»), предложить детям открыть рот ещё шире, чтобы внутри был виден закруглённый конец языка, ведь и у буквы Ы, в отличие от И, внизу есть тоже закругление — овал; Ы — звукоподражание улетающему самолету.

Игры с гласными звуками и буквами (А, О, У, Э, И, Ы)

1. «Изобразим и споём».

По заданию обучающего ребёнок, глядя в зеркало, придаёт губам форму гласных букв, а затем поёт их: А — открывает широко рот; И — губы в улыбке, рот открыт на палец и др.

2. «Что я хочу спеть?»

Дети отгадывают буквы по немой артикуляции.

3. «Что надо сделать?»

Чтобы правильно произнести Э, надо опустить нижнюю челюсть, во рту будет виден конец языка; на Ы рот откроем пошире, чем при И, и улыбнёмся, во рту тоже виден язык.

4. «Сравни и найди букву».

Обучающий говорит, например: «Алёнушка плачет», — ребёнок произносит звук ааа, затем находит букву А.

5. «Назови и покажи».

Один ребёнок произносит гласный звук, а другой произносит звукоподражание и находит букву. Пример: О — «зубки болят» (поёт звук и находит букву).

6. «Назови части букв».

В каких гласных буквах есть палочки, перекладины, овал?

7. «Отгадай по описанию».

Две палочки наверху соединились, внизу разошлись в стороны, образуя шалаш, в середине — перекладина — это буква А; овал, бублик — О; длинная наклонная палочка, а впереди к ней присоединяется короткая — У; полуовал, открытый слева, в середине — волнистая перекладина — Э; две палочки и косая перекладина от нижнего конца первой палочки к верхнему концу второй — И; две палочки, на первой справа внизу — овал — Ы.

8. «А что иначе?»

Маленькая буква «а» пишется не так, как большая: палочка с закруглением внизу, слева наверху — ещё закругление, а внизу — овал.

9. «Опиши букву».

Дети дают описания заданных букв, взяв их с наборного полотна.

10. «Сравни буквы».

Пример сравнения написания букв О, Э: О — полный овал; Э — половина овала (неполный овал) и в середине перекладина.

Изучение согласных букв начинается лишь после того, как дети приобретают умение безошибочно выделять эти звуки в начале слова, или после овладения полным звуковым анализом слов типа мак.

Усвоение каждой печатной буквы основано на её сходстве с предметом, название которого начинается с того же звука. Дети быстро запоминают похожие предметы, а уж потом буквы.

Так, глядя на Д, ребёнок в первую очередь произносит домик, а затем добавляет — Д.

Для правильного называния предметов на все согласные буквы, кроме И, детям требуется не более двух-трёх занятий, после чего им предлагают вспоминать о предмете молча, а вслух произносить только звук в начале слова и показывать соответствующую букву. При назывании звука рот рекомендуется почти не открывать во избежание получения призвука «э» — бэ, дэ, мешающего в будущем соединению звуков в слоги и слова при овладении чтением и составлении слов.

Подборка игр по обучению грамоте «Играем со звуками»

Лариса Гацко

Подборка игр по обучению грамоте «Играем со звуками»

Подборка игр по обучению грамоте «Играем со звуками».

Блог. Лариса Гацко.

Игра «Звукомор».

Воспитатель надевает на руку куклу Петрушка.

— Ребята, с Петрушкой случилась беда, злой волшебник Звукомор съедает первые звуки в словах, которые произносит Петрушка. И слово портится. А когда портится слово, ломается или исчезает то, что этим словом называется. Помогите Петрушке: угадайте или произнесите вместо него первый звук в слове.

Воспитатель показывает на картинку, где изображена малина и произносит от имени Петрушки: «Алина». Дети находят и произносят первый звук: [М], малина.

Игра «Тренировка вратаря».

Предварительно в слове, заданном воспитателем, дети находят первый звук. Например, нашли путем протягивания первый звук в слове ШАЙБА, Ш-Ш-Ш.

Детям предлагается поставить на стол согнутые в локтях руки. Это хоккейные ворота.

— Проверим, кто из вас лучший вратарь. Я буду говорить слова, все они начинаются со звука [Ш]. Эти слова вы должны пропустить через ворота. Но я, конечно, попытаюсь забросить «шайбу». Шайба у нас слово, которое начинается на другой звук, не на [Ш]. Как только я постараюсь забросить «шайбу», захлопывайте ворота.

— Шар, Шуба, Шорты, Шурик, Ширма, Молодцы!

— Ай-ай-ай! Что же вы не захлопнули ворота? Слово Молодцы с какого звука начинается? Верно с [М]. Значит это шайба!

— Продолжаем: шина, машина, молодцы, шерсть, весть, шесть!

Игра повторяется с другими звуками в начале слова.

Игра «Волк, собака и охотник».

— Ребята, сейчас в лесу идет большая охота: волки охотятся за зайцами, а охотники с собаками – за волками. Пусть волком будет звук [Р], а собакой звук [Рь], остальные звуки – зайцами, а вы – охотники. Теперь будьте внимательны. Как только услышите [Р] в словах, которые я произнесу, стреляйте – хлопайте в ладоши. Только не заденьте зайца или свою охотничью собаку. Внимание! Начинаем охоту!

Игра «Внимательные покупатели».

Воспитатель раскладывает на столе различные предметы. Среди них те, названия которых начинаются на один и тот же звук. Например, кукла, кубик, кошка; матрешка, мишка, мяч и т. п.

— Вы пришли в магазин. Ваши родители заплатили за игрушки, названия которых начинаются на звук[К] (или [М]). Эти игрушки вы можете взять. Выбирайте, но не будьте рассеянными, не ошибитесь: не берите игрушку, за которую не платили.

Вариант игры: в качестве покупателей или продавца могут выступать дети в роли литературных персонажей.

Игра «Дом для рыбы».

На мольберте картинка с изображением рыбы.

Под ней схема.

— В доме из трех комнат живет слово – название рыбы. Как называется эта усатая рыба? (сом). Давайте поселим каждый звук в его комнату. Сколько в домике комнат? (три). Попробуем найти, из каких трех звуков состоит слово СОМ. Назовем первый звук, для этого произнесем слово так, чтобы хорошо слышался первый звук, протянем его: [С- С – С -С ом].

— Поселим первого жильца [С] в первую комнату, прикроем первую клеточку фишкой, чтобы все знали, что комната занята!

Так же проводится работа с каждым последующим звуком. Если дети теряют второй звук [О] педагог удивляется: «Разве, в этом домике живет [СМ]? Я думаю, здесь живет [СООООМ].

Игра «Кто в домике живет?»

— Вот домик для зверей. Кто здесь может поселиться: слон, волк, лось или енот?

— А это чей домик? Кто в нем живет: ёж или ёрш?

Игра «Живые звуки».

Детей обычно увлекает работа с такими живыми звуковыми схемами. На начальных этапах в игре «Живые звуки» каждый ребенок изображает собой любой звук. В дальнейшем можно условиться о том, что мальчики изображают собой согласные, а девочки – гласные звуки, или наоборот.

«Звукомор распоясался».

— Звукомор совсем распоясался. Он съедает первые звуки в словах, которые хочет произнести Петрушка, они портятся, разрушаются. Встал Петрушка на мост и сказал: «Ост», так мост тут же и развалился, и Звукомор не отремонтирует его, пока в звуковой схеме слова «мост» мы не закроем первую комнату нужным значком.

Дети называют недостающий звук [М], закрывают первую клеточку на звуковой схеме «мост» фишкой. Так же проводится работа со словом арбуз.

Игру «Звукомор» можно развить.

— Этот обжора, оказывается любит обеды из трёх звуков: на первое съедает первый звук, на второе – второй, на третье – третий. Чтобы вернуть Петрушке предмет, нужно произнести по очереди все три звука в названии пропавшего предмета и обозначить их фишками на звуковой схеме слова.

Игра «Найди свою схему».

Три ребенка «назначаются» словами: КОТ, КИТ, КРОТ. Из трёх изображенных на мольберте моделей каждый должен выбрать свою, и доказать, что это его схема.

«Найди свою дорогу».

На большом листе бумаги три схемы, а справа три рисунка. Надо подойти, и провести дорожку от своей схемы к своему рисунку.

«Кто знает больше слов».

Дети должны подобрать как можно больше слов, к которым подходит данная схема.

А данные игры легко изготовить своими руками.

«Звуковые часы».

«Круги Луллия».

«Сложи слово».

Благодарю за внимание!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]