Развивающие игры с голосом на развитие певческих навыков.


Отличие звукоподражательных слов от междометий

Отдельно следует отметить отличие звукоподражательных слов от междометий. Несмотря на внешнюю схожесть, это — не одно и то же: первые передают звук, вторые — эмоции.

Примеры междометий:

  • Многозначительное “Тсс” — это, без сомнения, просьба соблюдать тишину.
  • “Ух-ты, здорово!” — очевидны радость, восторг.
  • “Круто!”, “Бла-бла-бла” — модные формы междометий в современном сленге, говорящие — “хорошо, замечательно”, либо о чем-то понятном или пустом.

В отдельную группу относятся слова, являющиеся и междометиями, и звукоподражаниями. Например, “Гы-гы-гы” своим звучанием выражает смех и одновременно передает чувство радости и веселья.

Виды

Звукоподражание для малышей служит важным способом познания окружающего мира. Звукоподражательные слова в русском языке имитируют:

  • крик птиц (вороны: кар-кар, курицы: ко-ко-ко);
  • голоса животных (собаки: гав-гав, лошади: иго-го);
  • звучание музыкальных инструментов (балалайки: трень-брень, колокольчика: дили-дон);
  • звуки природных явлений (дождя: кап-кап, грома: ба-бах);
  • звуки, издаваемые людьми (кашля: кхе-кхе, ходьбы: топ-топ).

Все разнообразие звуков, которые нас окружают, можно отобразить звукоподражательными словами. И они будут понятны каждому без дополнительных объяснений!

Функции

Основная роль звукоподражательных слов — повторить звучание.

Например, если мы хотим воспроизвести звон летающего комара, то это будет “ззз”. А тиканье часов выглядит как “тик-так”.

Кроме этого, звукоподражание — способ создания выразительного эффекта. Например, сравните:

  • Собака маленькая. Щенок резвился и смешно тявкал “тяв-тяв” на летающих бабочек.
  • Собака большая. У ворот сидел огромный пес и важно лаял “гав-гав”, если кто-то проходил мимо.
  • Собака злая. Собака ощетинилась и зарычала “ррр”, кот не испугался, но попятился назад.
  • Собака скулящая. Где-то жалобно скулила собака “ууу”, навевая тоску.

Здесь звукоподражательные слова передают оттенки и интонации по сути одного действия. Согласитесь, в каждом случае в воображении представляется совершенно разное животное с определенным набором эмоций.

Применение

Звуковое подражание широко используется во многих сферах жизни человека.

В педагогике

Подражание — один из методов постановки звуков у плохо говорящих детей.

На занятиях с логопедом такому ребенку предлагают покаркать как ворона (каррр) или пошипеть как змея (шшш). А также поучаствовать в играх с озвучиванием определенных действий: плюх-плюх (поросенок купается в луже), бу-бух (мишка свалился с дерева).

Подражание звукам животных и природы особенно полезно для малышей. Так они с удовольствием учатся и быстрее начинают говорить.

В художественной литературе

В литературных произведениях с помощью звукоподражания достигается эффект звукового присутствия. Словами с шипящими звуками можно воспроизвести шум или шорох. Пример: Слышался шепот дождя в шуршащей листве деревьев.

Также звукоподражательными словами можно передать эмоциональный фон описываемой сцены, выразить состояние героя и действующих лиц, ощущения от происходящих действий.

Музыканты прибежали, В барабаны застучали, Бом! Бом! Бом! Бом! Пляшет муха с комаром. А за нею клоп, клоп Сапогами топ-топ.

К. Чуковский

Звукоподражание дарит ощущение праздника, плясок, веселья! Не правда ли, зажигательно?

В фольклоре

Народные песенки, стишки, потешки, которые очень любит детвора, изобилуют звукоподражательными словами.

Пример: Пиф-паф! Ой-ой-ой! Убегает зайчик мой.

А вот еще:

А совища из лесища Глазами-то: хлоп-хлоп! А козлище из хлевища Ногами-то: топ-топ!

Звукоподражание помогает образному восприятию и поэтому так нравится детям.

В разговорной лексике

В повседневной речи звукоподражательные слова усиливают передаваемые эмоции, придают экспрессию разговору:

  • Твое треньканье мне надоело!
  • Я позвонил, в ответ — ни гу-гу.

В рекламе

Звуковое подражание расширяет восприятие, цепляет внимание, привлекая потенциального покупателя. А, главное, очень хорошо запоминается: Кубики бульонные — буль-буль.

Как помочь ребенку?

Ниже даны советы и рекомендации родителям, касающиеся учебного материала, который дети обычно изучают в школе, а также некоторые идеи по поводу того, как помочь ребенку, если он испытывает трудности.

Делайте это непринужденно

Помните, что цель фонетики — помочь ребенку научиться читать как можно быстрее так, чтобы он мог свободно читать все, что ему нравится! Никто не хочет, чтобы чтение превратилось в рутину, поэтому обучение должно носить характер игры, заинтересованности и вовлеченности.

На какой бы стадии обучения ни находился ребенок, не забывайте:

  • Фонетические уроки должны быть короткими и целенаправленными. Старайтесь останавливаться до того, как ребенку домашний урок надоест! Как правило, это должно быть не более 10 минут.
  • Сделайте процесс обучения как можно более веселей для ребенка, в игрофой форме.
  • Выберите такое время для занятий, когда ребенок еще не устал, и найдите тихое место, где его не будет отвлекать телевизор или шумные братья и сестры.
  • Даже тогда, когда ваш ребенок уже научился читать самостоятельно, продолжайте читать ему книги вслух! В этот период важны сказки и рассказы, качественная научно-популярная литература, а также приятное тихое времяпрепровождение с обсуждением прочитанного!
  • Если вы обеспокоены неважными успехами вашего ребенка, зайдите на https://zvukibukvy.ru/, где представлен фонетический разбор слов во всем его многообразии, или поговорите с учителем. Расскажите о своих опасениях и попросите совета. Это часто помогает и может стать отличным источником новых идей для поддержки ребенка!

Особенности звукоподражания в русском языке

Для звукоподражательных слов характерны:

  • повторы (бом-бом, ко-ко-ко), звукоподражательные слова усиливают эмоциональное воздействие;
  • употребление как отдельного существительного (Громкое тик-так резало слух.);
  • преобразование в другие части речи (хохот, хохотать, хохочущий).

Таким образом звукоподражание передает атмосферу, создает образ. Давайте попробуем рассказать о часах по-разному:

  1. Часы висели на стене. Показывали точное время.
  2. Мерно тикали часы, на стене играл солнечный зайчик.

Как вам больше нравится? Для создания образа, настроения звукоподражательные слова необходимы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]