Отличие звукоподражательных слов от междометий
Отдельно следует отметить отличие звукоподражательных слов от междометий. Несмотря на внешнюю схожесть, это — не одно и то же: первые передают звук, вторые — эмоции.
Примеры междометий:
- Многозначительное “Тсс” — это, без сомнения, просьба соблюдать тишину.
- “Ух-ты, здорово!” — очевидны радость, восторг.
- “Круто!”, “Бла-бла-бла” — модные формы междометий в современном сленге, говорящие — “хорошо, замечательно”, либо о чем-то понятном или пустом.
В отдельную группу относятся слова, являющиеся и междометиями, и звукоподражаниями. Например, “Гы-гы-гы” своим звучанием выражает смех и одновременно передает чувство радости и веселья.
Виды
Звукоподражание для малышей служит важным способом познания окружающего мира. Звукоподражательные слова в русском языке имитируют:
- крик птиц (вороны: кар-кар, курицы: ко-ко-ко);
- голоса животных (собаки: гав-гав, лошади: иго-го);
- звучание музыкальных инструментов (балалайки: трень-брень, колокольчика: дили-дон);
- звуки природных явлений (дождя: кап-кап, грома: ба-бах);
- звуки, издаваемые людьми (кашля: кхе-кхе, ходьбы: топ-топ).
Все разнообразие звуков, которые нас окружают, можно отобразить звукоподражательными словами. И они будут понятны каждому без дополнительных объяснений!
Функции
Основная роль звукоподражательных слов — повторить звучание.
Например, если мы хотим воспроизвести звон летающего комара, то это будет “ззз”. А тиканье часов выглядит как “тик-так”.
Кроме этого, звукоподражание — способ создания выразительного эффекта. Например, сравните:
- Собака маленькая. Щенок резвился и смешно тявкал “тяв-тяв” на летающих бабочек.
- Собака большая. У ворот сидел огромный пес и важно лаял “гав-гав”, если кто-то проходил мимо.
- Собака злая. Собака ощетинилась и зарычала “ррр”, кот не испугался, но попятился назад.
- Собака скулящая. Где-то жалобно скулила собака “ууу”, навевая тоску.
Здесь звукоподражательные слова передают оттенки и интонации по сути одного действия. Согласитесь, в каждом случае в воображении представляется совершенно разное животное с определенным набором эмоций.
Применение
Звуковое подражание широко используется во многих сферах жизни человека.
В педагогике
Подражание — один из методов постановки звуков у плохо говорящих детей.
На занятиях с логопедом такому ребенку предлагают покаркать как ворона (каррр) или пошипеть как змея (шшш). А также поучаствовать в играх с озвучиванием определенных действий: плюх-плюх (поросенок купается в луже), бу-бух (мишка свалился с дерева).
Подражание звукам животных и природы особенно полезно для малышей. Так они с удовольствием учатся и быстрее начинают говорить.
В художественной литературе
В литературных произведениях с помощью звукоподражания достигается эффект звукового присутствия. Словами с шипящими звуками можно воспроизвести шум или шорох. Пример: Слышался шепот дождя в шуршащей листве деревьев.
Также звукоподражательными словами можно передать эмоциональный фон описываемой сцены, выразить состояние героя и действующих лиц, ощущения от происходящих действий.
Музыканты прибежали, В барабаны застучали, Бом! Бом! Бом! Бом! Пляшет муха с комаром. А за нею клоп, клоп Сапогами топ-топ.
К. Чуковский
Звукоподражание дарит ощущение праздника, плясок, веселья! Не правда ли, зажигательно?
В фольклоре
Народные песенки, стишки, потешки, которые очень любит детвора, изобилуют звукоподражательными словами.
Пример: Пиф-паф! Ой-ой-ой! Убегает зайчик мой.
А вот еще:
А совища из лесища Глазами-то: хлоп-хлоп! А козлище из хлевища Ногами-то: топ-топ!
Звукоподражание помогает образному восприятию и поэтому так нравится детям.
В разговорной лексике
В повседневной речи звукоподражательные слова усиливают передаваемые эмоции, придают экспрессию разговору:
- Твое треньканье мне надоело!
- Я позвонил, в ответ — ни гу-гу.
В рекламе
Звуковое подражание расширяет восприятие, цепляет внимание, привлекая потенциального покупателя. А, главное, очень хорошо запоминается: Кубики бульонные — буль-буль.
Как помочь ребенку?
Ниже даны советы и рекомендации родителям, касающиеся учебного материала, который дети обычно изучают в школе, а также некоторые идеи по поводу того, как помочь ребенку, если он испытывает трудности.
Делайте это непринужденно
Помните, что цель фонетики — помочь ребенку научиться читать как можно быстрее так, чтобы он мог свободно читать все, что ему нравится! Никто не хочет, чтобы чтение превратилось в рутину, поэтому обучение должно носить характер игры, заинтересованности и вовлеченности.
На какой бы стадии обучения ни находился ребенок, не забывайте:
- Фонетические уроки должны быть короткими и целенаправленными. Старайтесь останавливаться до того, как ребенку домашний урок надоест! Как правило, это должно быть не более 10 минут.
- Сделайте процесс обучения как можно более веселей для ребенка, в игрофой форме.
- Выберите такое время для занятий, когда ребенок еще не устал, и найдите тихое место, где его не будет отвлекать телевизор или шумные братья и сестры.
- Даже тогда, когда ваш ребенок уже научился читать самостоятельно, продолжайте читать ему книги вслух! В этот период важны сказки и рассказы, качественная научно-популярная литература, а также приятное тихое времяпрепровождение с обсуждением прочитанного!
- Если вы обеспокоены неважными успехами вашего ребенка, зайдите на https://zvukibukvy.ru/, где представлен фонетический разбор слов во всем его многообразии, или поговорите с учителем. Расскажите о своих опасениях и попросите совета. Это часто помогает и может стать отличным источником новых идей для поддержки ребенка!
Особенности звукоподражания в русском языке
Для звукоподражательных слов характерны:
- повторы (бом-бом, ко-ко-ко), звукоподражательные слова усиливают эмоциональное воздействие;
- употребление как отдельного существительного (Громкое тик-так резало слух.);
- преобразование в другие части речи (хохот, хохотать, хохочущий).
Таким образом звукоподражание передает атмосферу, создает образ. Давайте попробуем рассказать о часах по-разному:
- Часы висели на стене. Показывали точное время.
- Мерно тикали часы, на стене играл солнечный зайчик.
Как вам больше нравится? Для создания образа, настроения звукоподражательные слова необходимы.