Развитие понимания речи.консультация по логопедии на тему


Развитие понимания речи.консультация по логопедии на тему

Развитие понимания речи.

Важным направлением педагогической работы с детьми раннего возраста является создание условий для развития речи. В этой сфере выделяется несколько конкретных задач: развитие активной речи, понимания речи, формирование фонематического слуха, развитие речи как средства управления своим поведением (то есть планирующей и регулятивной функций речи).

Для развития понимания речи необходимо пробуждать и поддерживать у детей интерес к слышимой речи, развивать умение слушать речь взрослого. Развитие понимания речи подразумевает установление адекватной связи слова с предметом и действием. В этом процессе важную роль играет побуждение детей к выполнению речевых инструкций взрослого разной сложности: от самых простых одношаговых у детей младшего возраста («дай», «покажи», «возьми», «принеси» и т. п.), до более сложных (по мере взросления ребенка) двух- и трехшаговых инструкций.

Выделяется несколько уровней становления понимания речи у детей с речевым недоразвитием:

  • Нулевой: ребёнок с сохранным слухом не воспринимает речи окружающих, иногда реагирует на своё имя, реже на интонации запрещения или поощрения;
  • Ситуативный: ребёнок понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром. Знает имена близких и названия своих игрушек, может показать части тела у себя, у родителей, у куклы, но не различает по словесной просьбе изображений предметов, игрушек, хорошо ему знакомых.
  • Номинативный: ребенок хорошо ориентируется в названиях предметов, изображённых на картинках, но с трудом ориентируется в названиях действий, изображённых на сюжетных картинках. Совершенно не понимает вопросов косвенных падежей (Чем? Кому? С кем?…)
  • Предикативный: ребёнок знает много названий действий, легко ориентируется в вопросах косвенных падежей, поставленных к объектам действий, изображённых на сюжетных картинках, различает значения нескольких простых предлогов (положи на коробку, в коробку, около коробки). Не различает грамматических форм слов.
  • Расчленённый: ребёнок различает изменение значений, вносимых отдельными частями слова (морфемами) – флексиями (окончаниями), приставками, суффиксами.

Когда же начинается развитие понимания речи у ребёнка? С 5-6 месяцев дети становятся более подвижными. Именно в этом возрастном периоде главной задачей является развитие у детей понимания речи и умения повторять слоги за взрослыми. Мама должна называть окружающие ребенка предметы и производимые ребенком или самой мамой действия. Таким образом, она сочетает предметы и действия с их словесным обозначением. Можно поиграть в такие игры:

«Где Ляля?» Цель. Развивать умение по слову находить названный предмет (после 7 месяцев). Для занятия используются крупные сюжетные игрушки (кукла, кошка, собака, петух, заяц и т.п.), которые должны постоянно находиться на одном и том же месте, чтобы малыш их все время видел.

«Потешки» Цель. Развивать понимание названия простых движений и подражание движениям, например “Ладушки”, “До свидания”, “Дай ручку” (с 7 месяцев) .

«Перекличка» Цель. Развитие артикуляционного аппарата и умения подражать (с 7-8 месяцев).

«Прятки « Цель. Познакомить ребенка с его именем и именами других детей и взрослых (с 8-9 месяцев). «Где Маша? Нет Маши».

От 9-10 месяцев до 1 года увеличивается количество понимаемых ребёнком слов и предложений. Следует учить ребенка по слову выполнять определенные движения (сядь, встань) и производить ряд различных действий с предметами (ставить один кубик на другой, снимать и надевать кольцо на палочку — “поставь”, “сними”, “надень”).

Необходимо создание речевой среды. Под этим подразумевается следующее: с ребенком нужно постоянно говорить, многократно проговаривая все режимные моменты (одевание и раздевание, умывание, еда, прогулка, подготовка ко сну), и различные бытовые ситуации (раскладывание игрушек по местам, приготовление еды, уборка со стола и др.). Такую же работу следует проводить во время игр с игрушками и картинками, при чтении книжек.

При этом взрослый говорит простыми короткими предложениями из 2-4 слов, одни и те же словосочетания употребляет по несколько раз, делает паузы, использует различные интонации, различную силу голоса. Слова произносятся четко, с выделением ударного слога, для чего ударный слог немного растягивается.

Взрослый часто обращается к ребенку, задает вопросы. Но не следует требовать немедленного ответа. Таким образом, взрослый задает вопрос, делает паузу, затем отвечает на вопрос сам.

В процессе коррекционных занятий по развитию понимания речи основная задача – накопление пассивного словарного запаса детей: слова – предметы, слова – действия, а также слова, обозначающие некоторые явления и состояния.

Группы слов, предлагаемые для запоминания.

1. Предметный словарь.

Игрушки: мячик, кубик, машинка, кукла, мишка, зайчик, шарик, юла, ведёрко, лопатка, карандаши, книжка и др.Части тела, лицо: ноги, руки, живот, спина, палец, голова, шея, волосы, глаза, уши, рот, губы, зубы, нос, щеки, брови, лоб. Одежда и обувь: шапка, шарф, варежки, куртка, пальто, платье, юбка, кофта, рубашка, брюки, колготки, трусы, майка, носки, тапочки, сапоги, ботинки, босоножки и др.Предметы туалета: мыло, зубная щетка, зубная паста, губка, полотенце, расческа, носовой платочек и др.Дом, квартира: дом, дверь, замок, ключ, лестница, лифт, окно, кухня, комната, ванная, лампа, пол, потолок, стена и др.Мебель: стол, стул, диван, кровать, шкаф, полка, вешалка и др.Предметы домашнего обихода: телевизор, телефон, часы, плита, холодильник, вилка, ложка, тарелка, чашка, одеяло, подушка, зеркало и др.Продукты питания и блюда: хлеб, булка, сыр, колбаса, сосиски, молоко, масло, сметана, творожок, йогурт, печенье, сок, яичко; каша, суп, салат, бутерброд, чай, компот и др.Овощи и фрукты: капуста, картошка, морковка, лук, огурец, помидор; апельсин, банан, яблоко, груша, слива и др.Растения: дерево, кустик, трава, цветы, ягоды и др.Названия животных и птиц, которых ребенок часто видит: собака, кошка, птичка, голубь, воробей, ворона, лошадка и др.Отдельные названия предметов окружающей жизни: улица, дорога, светофор, машины, самолет, качели, горка, парк и др.Отдельные названия явлений окружающей жизни: вода, земля, солнце, небо, дождь, снег, ночь, день и др.

2. Глагольный словарь.

Собственные действия ребенка: идёт, сидит, стоит, бежит, прыгает, спит, ест, играет, рисует, строит, гуляет, катается, умывается, купается, одевается, раздевается, причёсывается, несёт, падает, кричит, говорит, подметает, вытирает и др.Названия действий, которые совершают близкие ребенку люди: читает, пишет, рисует, убирает, моет, гладит, варит, жарит, подметает и др.Другие действия: телефон звонит; машина едет, гудит; самолёт летит; листья падают и др.

3. Прилагательные, наречия.

Названия некоторых ощущений и состояний: сладкий, соленый, кислый, мокрый; холодно, тепло, жарко, больно, вкусно.

Название некоторых понятий: большой, маленький; много, мало.

Последовательность работы над пониманием речи.

Основное правило, которое совершенно необходимо соблюдать для успешного понимания речи: соотнесение слова и того, что оно означает должно быть максимально очевидным для ребёнка.

Начинаются занятия с того, что ребёнка учат понимать слово в определённой ситуации. Обычно это слова – существительные, затем глаголы, затем простые признаки. Знакомство происходит постепенно, лучше в специально организованной игре, потом закрепляется в быту. Самая удобная и интересная игра – это прятки. Во время этой игры происходит многократное появление и исчезновение объекта, например, игрушки с одновременным называнием.

Последовательность накопления словаря:

Существительные.

  • Предмет предъявляется и называется.
  • Ребёнка знакомят с назначением предмета.
  • Организуется игра, во время которой предмет называется неоднократно (например, прятки: «Вот мячик! Спрятали мячик! Нет мячика! Где мячик? Вот мячик! Бросай маме мячик!»).
  • Ребёнок по слову находит предмет при выборе из двух.
  • Ребёнок находит предмет по просьбе, выбирая его из большего количества предметов.
  • Для формирования понятия, ребёнку предлагаются аналогичные, но отличающиеся по цвету, величине, текстуре предметы и их изображения.
  • Название предмета включается в игры, песенки, начинается работа над включением слова в активный словарь ребёнка.

Примечание: к каждому последующему пункту приступаем только после того, как ребёнок справляется с предыдущим.

Глаголы.

  • Знакомство ребёнка с действием или с изображающей действие картинкой. Например, знакомство с глаголом «ест».
  • Организуется игра, во время которой это действие многократно обыгрывается и называется («мишка ест, зайка ест, кукла ест»).
  • Ребёнок выбирает одно из двух действий (кукла ест – кукла спит).
  • Выбор из большего количества вариантов.
  • Включение слова в быт и игры.
  • Включение слова в активный словарь.

Знакомство с другими частями речи происходит по аналогичной методике.

Работа над предложением:

Виды простых предложений:

  • Инструкции: Дай мне машинку.
  • Описания: Дай мне большую машинку.
  • Вопросы: Ты хочешь машинку?
  • Отрицания: Это машинка? (показывать кубик).

Усложнение происходит после отработки простого предложения. Сложность будет зависеть от количества слов, влияющих на понимание, так называемых ключевых слов.

Работая над пониманием речи необходимо использовать предложения разных типов, слова в них должны выполнять разные функции. Например,

  • Принадлежность: «Помой Машину тарелку».
  • Перемещение объекта: «Положи машинку в стол».
  • Передача предмета: «Дай мне мяч».
  • Действие, совершаемое над субъектом или объектом: «Погладь собачку».
  • Вопросы: « Где лежит мишка?»
  • Отрицания: « Покажи мишку, который не лежит».

Итак, для развития понимания речи необходимо:

  • помогать ребенку устанавливать связи между предметами и действиями с одной стороны, и словами, их обозначающими, — с другой;
  • расширять ориентировку ребенка в окружающей обстановке;
  • научить ребенка узнавать знакомые предметы даже в незнакомой обстановке;
  • научить ребенка узнавать в натуре и на картинке сходные, но различные по цвету, величине или форме предметы;
  • побуждать ребенка выполнять по просьбе взрослого различные поручения (принести, показать);
  • научить ребенка пониманию содержания простых предложений;
  • научить ребенка пониманию показов несложных сюжетов, сопровождаемых словами взрослого.

4.1. Заказчик обязуется:

4.1.1. Оплачивать Услуги в порядке, размере и сроки, предусмотренные Договором и условиями, опубликованными на Сайте, а также в любом другом информационном канале распространения информации.

4.1.2. Надлежащим образом выполнять все условия и требования, необходимые для оказания Услуги, указанные на Сайте, а также в любом другом информационном канале распространения информации.

4.1.3. Соблюдать требования Исполнителя, соблюдать дисциплину и общепринятые нормы поведения, в частности, проявлять уважение к персоналу Исполнителя и другим Заказчикам, не посягать на их честь и достоинство.

4.1.4. Своевременно передавать все необходимые документы и информацию Исполнителю.

4.1.5. Возмещать ущерб, причиненный имуществу Исполнителя в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.1.6. Не использовать информацию, полученную от Исполнителя и во время получения Услуги от Исполнителя способами, способными привести к нанесению ущерба интересам или испортить репутацию Исполнителя.

4.1.7. Незамедлительно информировать Исполнителя обо всех обстоятельствах, которые могут повлиять на исполнение Сторонами своих обязательств;

4.1.8. Самостоятельно и своевременно знакомиться с датами временем, стоимостью, условиями оказания Услуг;

4.1.9. Посещать все занятия, входящие в объем оказываемых Услуг, а также посещать все необходимые медицинские консультации, рекомендованные врачами и являющиеся общепринятыми для ребенка определенного возраста. Это является одним из обязательных условий продолжения предоставления Услуг;

4.1.10. Уведомить Исполнителя об изменениях своих контактных данных в письменной форме незамедлительно с момента таких изменений;

4.1.11. Письменно (в том числе и посредством контактного e-mail) путем направления в адрес Исполнителя соответствующего заявления, уведомить Исполнителя об отказе от участия в занятиях в порядке, установленном главами 10 и 5 настоящего Договора.

4.1.12. Не вести фото-, аудио-, видеозапись предоставления Услуг без письменного согласования с Исполнителем.

4.1.13. Использовать любые раздаточные материалы, полностью или частично, в том числе фото-, аудио-, видеозаписи только для личного использования. Все материалы защищены авторским правом и Законодательством РФ.

4.2. Исполнитель обязуется:

4.2.1. Организовать и обеспечить надлежащее оказание Услуг в соответствии с условиями, опубликованными на Сайте и в Офертах.

4.2.2. Заблаговременно размещать изменения в расписании на Сайте, а также в любом другом информационном канале распространения информации и соблюдать Расписание, размещенное на Сайте, а также в любом другом информационном канале распространения информации.

4.2.3. Давать устные и письменные консультации Заказчику, в том числе за дополнительную плату, по дополнительным вопросам Заказчика. Сложность вопроса, объем, и сроки консультирования определяется отдельно в каждом конкретном случае.

4.2.4. Возместить ущерб, причиненный имуществу Заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.2.5. Привлекать к оказанию Услуг профессионалов в темах и в области, а также иных лиц, необходимых для предоставления Услуг.

4.3. Заказчик вправе:

4.3.1. Требовать от Исполнителя предоставления информации по вопросам организации и обеспечения надлежащего оказания Услуг.

4.3.2. Требовать надлежащего и своевременного оказания Услуг Исполнителем.

4.3.3. Отказаться от исполнения Договора в порядке и на условиях, указанных в главе 10 настоящего Договора.

4.3.4. Обращаться к Исполнителю по всем вопросам, связанным с оказанием Услуг.

4.3.5. Высказывать свои пожелания по повышению Качества предоставления услуг.

4.3.6. Получить специальные скидки и условия по оплате в отдельно оговариваемых с Исполнителем случаях.

4.3.7. Вправе получить средства за не посещённые занятия по согласованию с Исполнителем, в случае наступления объективных обстоятельств, непреодолимо препятствующих посещению или прослушиванию курсов/событий по предварительном согласованию с Исполнителем, в частности в случае выявления противопоказаний к получению услуг, подтвержденных документальными заключениями врачей.

4.4. Исполнитель вправе:

4.4.1. Самостоятельно определять формы и методы оказания Услуг, учитывая требования законодательства РФ, а также условия Договора.

4.4.2. Самостоятельно определять и привлекать специалистов, оказывающих Услуги, и по своему усмотрению распределять между ними работу.

4.4.3. Требовать оплату за оказанные или оказываемые Услуги.

4.4.4. Отказаться от исполнения Договора в порядке и на условиях, указанных в главе 10 настоящего Договора.

4.4.5. Получать от Заказчика любую информацию, необходимую для выполнения своих обязательств по Договору. В случае непредставления информации, либо неполного или неверного представления Заказчиком информации, Исполнитель вправе приостановить исполнение своих обязательств по Договору до представления необходимой информации.

4.4.6. Осуществлять фотосъемку, видео- и (или) аудиозапись мероприятий, связанных с оказанием Услуг. Заказчик дает свое согласие на осуществление Исполнителем вышеназванных действий и предоставляет Исполнителю право обнародовать, публиковать на Сайте и в иных источниках, доводить до всеобщего сведения, делать доступными неопределенному кругу лиц, распространять, воспроизводить, копировать, редактировать и иным образом использовать фотографии, аудио- и видеозаписи со своим изображением и (или) голосом, в том числе передает все авторские, исключительные и иные права на такие произведения со своим участием или изображением Исполнителю в полном объеме (договор отчуждения).

4.4.7. Отменить или перенести проведение мероприятий, обусловленных оказанием Услуг, на другой период при отсутствии более 50% (Пятьдесят процентов) Заказчиков, если Услуги оказываются совместно в группе с другими Заказчиками. Деньги за неоказанные Услуги возмещаются полностью.

4.4.8. Временно приостановить (а при необходимости, перенести Занятие) оказание Заказчику Услуг по техническим, технологическим, организационным или иным причинам, препятствующим оказанию Услуг не зависящим от воли Исполнителя, на время устранения таких причин. При возникновении таких обстоятельствах Исполнитель вправе переносить занятие в том числе и непосредственно в день его проведения.

4.4.9. Открывать доступ к занятиям в соответствии с расписанием, если другое не предусмотрено дополнительными соглашениями.

4.4.10. Закрыть доступ к Сайту и другим ресурсам, прекратить оказание Услуг без права на возврат денежных средств в случае нарушения Заказчиком правил поведения, в частности нарушения правил, указанных в п. 4.1.3. Под нарушением также понимается использование Заказчиком ненормативной лексики в период оказания Услуги, в том числе онлайн, общие призывы к недоверию Исполнителю очно и в сети Интернет, реклама сторонних интернет ресурсов на Сайте и в социальных сетях Исполнителя, оскорбление и угрозы в адрес сотрудников Исполнителя, попытки хакерских атак, факт нарушения Заказчиком исключительных авторских и/или имущественных прав, а также прав интеллектуальной собственности Исполнителя. Обо всех нарушениях сообщить через социальные сети и иные средства информирования.

4.4.11. Закрыть доступ к Сайту, другим ресурсам и материалам, прекратить оказание Услуг в одностороннем порядке без права на возврат денежных средств в случае нарушения Заказчиком правил, изложенных в п. 14.6.2., а также за любое нарушение Заказчиком авторских, исключительных и иных интеллектуальных прав Исполнителя.

4.4.12. Отказать Заказчику в оказании Услуг в случае не поступления от последнего оплаты за соответствующие Услуги до начала ее оказания.

4.4.13. Вернуть Заказчику средства только за непосещенные занятия/события по предварительному согласованию при наличие объективных обстоятельств, непреодолимо препятствующих посещению и/или прослушиванию занятий/событий/мероприятий.

Уровни понимания речи у детей

Давай разберемся в том, как развивается понимание речи ребенком:

  • Новорожденный до 1 месяца. В каждый момент, когда он бодрствует, младенец использует свои чувства, дабы получить новую информацию об окружающем мире. Пока он не знает всего того, что взрослые и старшие дети используют для интерпретации своего восприятия, но он ежедневно формирует этот запас знаний.Малыш эмоционально настроен на самых близких ему людей. Он реагирует на тональность голоса, улыбку и теплоту твоих прикосновений, когда ты его кормишь. Он создает свою версию реальности из того, как ты реагируешь на него, и чувствует себя в безопасности, потому что ты приходишь к нему, когда он плачет, с любовью смотришь в глаза и кормишь его, когда он голоден.По мере развития двигательных навыков у крохи улучшается память и способность говорить, увеличивается объем внимания и совершенствуются социальные навыки.
  • 2 – 3 месяца. В этом возрасте грудничок продолжает собирать информацию. Его любимое занятие – наблюдать за тем, что происходит вокруг. Теперь он знает, что ты будешь успокаивать, кормить и играть с ним тогда, когда ему это нужно.Также малыш порадует тебя своей первой настоящей улыбкой и ему будет нравится то, как ты на нее реагируешь. Он поймет, что улыбка – это один из способов сообщить тебе, что ему все нравится.А к 3 месяцам младенец добавит немного ворчания и булькающих звуков к своей улыбке, начав примитивную форму разговора с тобой.
  • 4 – 7 месяцев. Теперь ребенок знает свое имя и понимает, что ты обращаешься к нему, когда произносишь его вслух, и может даже ответить, повернувшись к тебе лицом.Также он продолжает ориентироваться по твоему голосу: когда ты говоришь с ним радостно, он радостно отвечает, а если ты заговоришь с ним резко и серьезно, то он расстроится или даже заплачет.Кроме того, малыш начнет отличать незнакомцев от родных. Он может плакать, если ты позволишь кому-нибудь другому, кого он не знает, взять его на руки.
  • 8 – 12 месяцев. К этому времени кроха уже начинает понимать простые указания. Скажи «Нет», например, когда она попытается дотронуться до розетки. Она остановится и посмотрит на твое лицо, возможно, даже отрицательно покачает головой в ответ.Кроха проверяет твою реакцию на свое поведение не потому, что непослушная, а для того, чтобы лучше понять, как устроен мир вокруг нее. Она скидывает еду на пол, дабы посмотреть, что ты будешь делать, а затем сохраняет твою реакцию в своей памяти. Позже она снова провернет этот трюк, чтобы увидеть, отреагируешь ли ты также.Помимо этого кроха начнет ассоциировать жесты с определенными действиями и словами. Например, она может помахать рукой, когда кто-то покидает комнату, или отрицательно качать головой, чтобы отказаться от еды.
  • 13 – 18 месяцев. К 18 месяцам малыш должен понимать и использовать некоторые слова. Простыми словами, он поймет значение слова прежде, чем сможет его использовать в своей речи.Также он сможет выполнить твои указания, даже если они подразумевают два отдельных действия. Например, возьми эти кубики и положи их в сундук для игрушек.
  • 19 – 23 месяца. Ребенок начнет осознавать, что его желания могут не соответствовать твоим. Поэтому он попытается заявить о себе, к примеру, решительно спрятав руки под мышками, когда ты захочешь, чтобы он держал тебя за руку.Малыш разберется в таких понятиях, как пространство и измерение. А это значит, что теперь он может отличить круг от квадрата и собрать головоломку, поместив каждую фигуру в отведенное для нее место в сортере.Также он продолжит выяснять, как работает все то, что его окружает. Ребенок выяснит, что нажимая на рычаг, из коробки выпрыгнет клоун. Этот навык пригодится ему, когда он будет готов к туалету.В частности, прежде чем малыш сможет отказаться от памперсов, он должен установить связь между опорожнением своего кишечника и использованием горшка, а также понять, что когда он потянет ручку унитаза, чтобы спустить бочок, его испражнения исчезнут в канализацию. Помни, что в этом возрасте он только начинает узнавать об этом процессе.
  • 24 – 36 месяцев. Сейчас ребенок уже хорошо понимает речь и знает намного больше слов, чем может сказать. Эксперты по развитию говорят, что у большинства 2-летних детей словарный запас составляет не менее 50 слов, а к 3 годам он увеличивается до 200.Поскольку овладение языком идет полным ходом, ребенок теперь может обратить свое внимание на более сложные понятия, которые включают эмоции. В возрасте от 2 до 3 лет он поймет основные составляющие отношений: любовь и доверие.Благодаря тому, как к нему относились в первые годы жизни: осыпали любовью, удовлетворяли все потребности и обеспечивали безопасность, он понял, что ты и остальные члены семьи заботитесь о нем и всегда защищаете. Это помогло ему стать уверенным и оптимистичным.

Наблюдая за тем, как ты проводишь свой день, малыш начнет осознавать и некоторые из более сложных аспектов повседневной жизни, такие как покупка продуктов и определение времени по часам. Он также получит более глубокое понимание того, как он должен относиться к другим людям. Поэтому, если ты хочешь, чтобы твой ребенок вырос добрым и отзывчивым человеком, убедись, что относишься к нему и другим людям таким образом.

Как формируется речь

В формировании речи важное значение имеет левшество и правшество. У правшей и левшей по-разному развивается и речь. Если у взрослого грамотного человека (правши) корковые поля средних отделов левого полушария играют ведущую роль в мозговом обеспечении речевых процессов, то у детей, (левшей и правшей) еще не владеющих грамотой (до 5-6 лет), речевые процессы (понимание устной речи и активная речь) обеспечиваются мозговыми структурами и левого, и правого полушарий. У взрослых левшей активное участие в речи и восприятии мира проходит при заинтересованности правого полушария.

Таким образом, мозговая организация высших психических функций меняется в процессе жизни и развития человека, а также отличается у левшей и правшей. Ребенок дошкольного возраста заполняет целые часы речью для себя. У него возникают новые связи, новые отношения между функциями, такие, которые в первоначальных связях его функций не были даны.

Особое, центральное значение это имеет для овладения собственным поведением, как саморегуляция и самоконтроль, проблемы с этими функциями (расторможенность, гиперактивность или наоборот вялость) напрямую мешают развитию речи.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]