Сопряженная речь — логопедический прием, заключающийся в одновременном созвучном произнесении двумя или несколькими людьми слов и фраз.

Заикание — это не болезнь, а проявление болезни, один из её симптомов. Соответственно, чтобы говорить о тактике лечения заикания, нужно точно установить, проявлением какого расстройства оно является…

Разработано большое количество методик избавления от заикания. Какая методика подойдет в каждом конкретном случае, сказать трудно. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию методику, описанную в книге В.М.Лыкова «Заикание у дошкольников» (М., 1978).

Сущность заикания

Заикание — явление довольно распространенное. Однако повседневные наблюдения показывают, что у взрослых нет четкого представления о заикании, отчетливого понимания психологии заикающихся, знания научно-обоснованных путей профилактики и лечения.

Заикание — не только сложное речевое расстройство, но и заболевание всего организма. И поэтому наряду с педагогическими мерами заикающиеся дети нуждаются в специальном общеукрепляющем лечении.

Опросы родителей показали, что в большинстве своем они понимают заикание как некую «механическую поломку» звукопроизношения, не связывают его со сложными психическими процессами. Отсюда и чисто формальный подход к воспитанию и обучению заикающихся.

Как же современная наука трактует этот феномен? Исходя из учения И. П. Павлова, заикание рассматривают как частный вид невроза — логоневроз (речевой невроз), возникающий в результате функционального нарушения высшей нервной деятельности.

Известно, что в коре головного мозга непрерывно протекают два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса — возбуждение и торможение. В норме, уравновешивая друг друга, они создают покой и благополучие для всего организма, так называемое состояние комфорта. Но когда взаимоуравновешенность этих процессов нарушается, возникает явление, которое И. П. Павлов образно назвал «сшибкой».

Образовавшийся в результате такой «сшибки» больной очаг изменяет взаимодействие между корой и подкоркой. Выйдя из-под контроля коры, подкорковые образования начинают рассылать беспорядочные импульсы в кору, в том числе и в зону воспроизведения речи, обусловливая появление судорог в различных отделах речевого аппарата (гортань, глотка, язык, губы). В результате отдельные его компоненты срабатывают раньше, другие — позже. Темп и плавность речевых движений нарушается — голосовые связки плотно смыкаются или размыкаются, голос внезапно исчезает, слова произносятся шепотом и пролангированно (удлиненно) — пп-поле, ббб-бе-береза, отчего мысль высказывается расплывчато, не доводится до конца, становится непонятной для окружающих.

В этой связи встает вопрос: «Какие же факторы отрицательно влияют на нормальное протекание возбуждения и торможения?»

Причин несколько. Но главная из них — это слабость нервной системы, чаще всего обусловленная инфекционными заболеваниями (осложнения после кори, скарлатины, менингита, энцефалита), вяло текущая хроническая патология — ревматизм, воспаление легких и т. д.

Иногда дети рождаются с ослабленной нервной системой, которая явилась следствием неблагоприятного протекания беременности.

Мы назвали группу причин болезнетворного характера, но есть и другая группа — дефекты воспитания. Ненормальная бытовая обстановка, ссоры родителей в присутствии ребенка, неровное отношение к нему (окрики, запугивания, наказания), наконец, разные требования в семье ранят детскую психику и влекут за собой речевое расстройство.

Науке и практике известны и многие другие факторы, например, леворукость, подражание, запинки в речи, нарушение звукопроизношения, речевое недоразвитие и т. д. Кстати, нежелательно как отставание, так и чрезмерно бурное развитие речи, побуждение детей к освоению сложных слов и предложений. Бывает и так, что ребенок, подражая неряшливой речи окружающих, стремится поскорее высказать свои мысли, сбивается, путается в звуках и начинает заикаться.

Однако для проявления заикания недостаточно перечисленных факторов. Своего рода толчком, пусковым механизмом заикания служат такие раздражители, как испуг, конфликтные ситуации, тяжелые эмоциональные переживания. Отсюда становится понятным, почему дети чаще начинают заикаться после перенесенных заболеваний: ослабленная нервная система резко реагирует на сильные раздражители, на грубый окрик и т. д.

Заикание в большинстве случаев связывают с испугом (нападение животных, наезд автомашин, пожары, утопление, крик петуха, наказания, эмоциональные напряжения). И действительно, около 70 процентов случаев заикания связано с психическими травмами.

Могут возразить: «Многие дети пугаются, однако далеко не все из них заикаются». Что верно, то верно. Быть или не быть заиканию всецело зависит, как мы заметили, от ряда привходящих обстоятельств — состояния нервной системы в момент психического травмирования, силы травмирующего раздражителя и т. д.

Заикание развивается обычно у детей от двух до пяти лет, т. е. в самый бурный период становления речи. В системе других психических процессов речь наиболее хрупкая и уязвимая в силу своей «молодости», и поэтому нагрузки на нервную систему прямо или косвенно влияют на речевую деятельность. У маленьких детей отсутствуют прочные тормозные реакции. Малыши легко возбуждаются, а возбуждение может приводить к судорогам, в том числе и к судорогам речевого аппарата — заиканию. У мальчиков заикание встречается в три раза чаще, чем у девочек. Ученые объясняют это явление тем, что мальчики ввиду их более активного образа жизни подвергаются более частым травмирующим возможностям. У сельских школьников заикание наблюдается реже, чем у городских. В сельской местности меньше травмирующих факторов, там более спокойный и размеренный ритм жизни.

Механизм возникновения семантико-прагматического нарушения речи

Детский поведенческий невролог Чарльз Ньокиктьен обобщил данные различных исследований о развитии мозга в онтогенезе и описал процесс нормального становления речи и личности таким образом:

  • В доречевом периоде развития (от рождения до 1.5-2 лет) развивается наиболее активно кора правого полушария головного мозга, где происходит становление схемы тела, пространственных представлений и образа «Я». Для формирования этих внутренних конструктов важнейшее значение имеет правильная обработка сенсорной информации на уровне подкорковых нервных узлов и проводящих путей, адекватная внешняя предметная, психологическая и информационная среда (все мы помним «госпитальный синдром», когда развитие ребенка задерживается из-за сенсорной и коммуникативной, эмоциональной депривации). Причем образ «Я» проистекает из образа тела, на который накладывается эмоционально-коммуникативная «обложка» (мама и близкие родственники взаимодействуют с ребенком, оречевляют свои действия, поют ему песенки, читают книжки, рассказывают потешки, часто эта речь ритмизована). Таким образом, ребенок начинает осознавать себя личностью с возможностями воздействия на окружающий мир (это уже этап так называемого нормального детского эго, то есть ребенок в начале осознания себя собой считает, что весь мир крутится вокруг него и это НОРМАЛЬНО). На этом же этапе появляется первая отраженная речь (нормальные эхолалии) и первые произвольные слова. Именно поэтому часто после поражения левой височной доли у взрослых (после инсульта или опухоли) в речи остаются детские стишки-потешки – они локализуются в правом полушарии.
  • С появлением фразы речь как психическая функция переходит в левое полушарие в процессе латерализации, то есть усиления межполушарной асимметрии. С возрастом эта асимметрия усиливается: правое полушарие отвечает за пространственные представления, целостное восприятие объектов, интонации, эмоциональный компонент восприятия и экспрессию, а левое – за анализ, знаки, символы, схемы, восприятие и порождение речи.

В каком же моменте процесс «ломается» так, что возникает семантико-прагматическое нарушение речи? Достоверно пока это неизвестно, но есть научные предположения, что причина в неправильной работе зеркальных нейронов, которые отвечают за врожденные процессы имитации действий окружающих. То есть зеркальные нейроны помогают ребенку развить социальное взаимодействие еще на доречевом уровне, тем самым адекватно сформировать свой внутренний образ «Я». Если же эмоциональное развитие было нарушено, то даже при условии нормального развития речевых зон мозга содержание речи будет неадекватным.

Ч. Ньокиктьен также упоминает, что семантико-прагматическое нарушение может быть связано с повреждением белого вещества головного мозга, например, при гидроцефалии. В таком случае механизм возникновения будет несколько иной.

Симптомы заикания

Заикание протекает по-разному, но определить заболевание не трудно. Оно проявляется либо в навязчивом повторении звуков и слогов, либо в непроизвольных остановках, задержках, часто сопровождающихся судорогами речевых органов. Судорогами поражаются голосовые связки, мышцы глотки, языка, губ. Наличие судорог в речевом потоке является главным феноменом заикания. Они различаются по частоте, месту поражения и продолжительности. От характера судорог зависит тяжесть заикания. Напряженность органов произношения не позволяет заикающемуся точно, ясно, ритмично вести разговор. Расстраивается и голос — у заикающихся он неуверенный, хриплый, слабый.

Существует мнение, что в основе заикания лежит блокирование (выключение) голосообразования. И действительно, ряд опытов подтверждает эту мысль. Заикаясь, ребенок тратит большие физические силы. При разговоре его лицо покрывается красными пятнами, липким холодным потом, а после высказывания он нередко испытывает ощущение усталости.

Отдельные звуки, слоги, слова становятся настолько трудными, что дети избегают употреблять их, от чего речь обедняется, упрощается, становится неточной, малопонятной. Особенно большие трудности возникают при воспроизведении связных рассказов. И, чтобы облегчить свое положение, малыши начинают употреблять звуки, слова или даже целые словосочетания, которые не имеют никакого отношения к предмету высказывания. Эти «чужеродные» звуки и слова называются уловками. В качестве речевых уловок используются «а», «э», «вот», «ну», «и».

Помимо речевых, у заикающихся детей формируются и двигательные уловки: дети сжимают кулаки, переступают с ноги на ногу, взмахивают руками, пожимают плечами, шмыгают носом и т. д. Эти вспомогательные движения облегчают ребенку высказывание, а в дальнейшем, закрепляясь, становятся составной частью речевого акта. Лишние движения вносят разлад в координированную моторику, загружают психику дополнительной работой.

У некоторых дошкольников появляется страх перед речью. Еще не приступив к разговору, ребенок начинает волноваться от того, что станет заикаться, что его не поймут, плохо оценят. Появляется неуверенность в речи, настороженность, мнительность.

Дети болезненно ощущают разницу между собой и сверстниками. Если к тому же товарищи смеются над ними, передразнивают, а взрослые бранят за неправильную речь, заикающиеся дети уходят в себя, становятся раздражительными, пугливыми, у них появляется чувство собственной неполноценности, что еще больше угнетает психику, усугубляет заикание.

Психологические наслоения бывают настолько выраженными, что в первую очередь приходится направлять усилия на упорядочение поведения, а уже затем на борьбу с заиканием.

У заикающихся нарушена координированность в движениях. У одних — двигательное беспокойство и расторможенность, у других — угловатость и скованность. Вот почему заикающиеся обычно избегают поделок, требующих тонких движений пальцев. Но на этом признаки заикания не исчерпываются. У заикающихся формируются нежелательные черты характера — раздражительность, плаксивость, обидчивость, замкнутость, недоверчивость, негативизм, упрямство и даже агрессивность.

Заикающиеся дошкольники более подвержены простудным заболеваниям, чем обычные дети, у них чаще нарушаются сон, аппетит. Если говорить о динамике заикания, то оно поражает рядом характерных особенностей — непостоянством клинической картины, приспособляемостью и видоизменяемостью. Нередко более сложная форма речи произносится свободнее, чем облегченная.

В весенне-летний период заикание сглаживается, в осенне-зимний — усиливается. В незнакомой обстановке оно проявляется сильнее, чем в знакомой. На тяжесть заикания оказывает влияние и ситуация, в которой находится ребенок. В детском саду оно усугубляется, в кругу товарищей и семьи ребенок чувствует себя свободнее. На занятиях по труду речь гораздо увереннее, чем на занятиях по родному языку.

Заикание усугубляется по мере нарастания утомления. В начале дня дефект проявляется менее грубо, чем в конце. Отсюда вывод, что с заикающимися надо проводить занятия в утреннее время.

Когда ребенок находится один, он не заикается. Не заикаются дети при пении, чтении стихов, декламации заученных рассказов. Из изложенного можно сделать вывод, что для исправления дефекта необходимо воздействовать не только на речь заикающегося, но и на личность в целом.

Преодоление заикания

Прежде, чем перейти к конкретным рекомендациям по преодолению заикания, нелишним будет напомнить о некоторых общих положениях. Первое, что должны сделать родители, — это посоветоваться с врачом-психоневрологом и логопедом, вместе с ними, исходя из особенностей личности ребенка, наметить и реализовать программу медико-педагогического воздействия.

В настоящее время широкое распространение получил комплексный метод преодоления заикания, в котором видная роль отведена родителям. В чем его суть?

В структурном отношении он состоит из двух взаимосвязанных частей — лечебно-оздоровительной и коррекционно-воспитательной. Каждая из них, дополняя друг друга, преследует свои цели и задачи: лечебно-оздоровительная направлена на нормализацию нервно-психических процессов, на оздоровление нервной системы; коррекционно-воспитательная — на выработку и закрепление правильных речевых навыков.

Для укрепления здоровья ребенка проводят различные мероприятия, назначают успокаивающие средства, препараты кальция, а также различные витамины. Медикаментозная терапия сочетается с физио- и климатотерапией, сном и т. д.

Родителям крайне важно создать для малыша благоприятную, спокойную обстановку, вселять в него жизнерадостность, отвлекать от неприятных мыслей. Речь взрослых должна быть доброжелательной, неторопливой, простой. Не допускаются одергивания, окрики, наказания.

Поскольку организм заикающегося ребенка в большинстве случаев ослаблен, он очень нуждается в правильном и твердом режиме дня, рациональном чередовании труда и отдыха. Размеренный ритм жизни способствует нормализации работы организма и, в частности, высшей нервной деятельности. При этом большую роль играет сон. Заикающиеся дети должны спать 10-12 часов ночью и 2-3 часа днем.

В режиме дня предусматривают время для игр, прогулок. Причем важно для подвижных ребят подбирать спокойные игры, для инертных — веселые, подвижные.

Родители должны уделять пристальное внимание питанию ребёнка — сделать его разнообразным, достаточно калорийным, хорошо витаминизированным. Заикающимся рекомендуется четырехразовое питание с постоянным временем приема пищи.

Исключительно благоприятное воздействие на здоровье ребенка оказывают закаливающие процедуры — обтирание, обливание, купание. Обязательны прогулки, катание на санках и лыжах. Не следует забывать об утренней гимнастике и физических упражнениях, которые способствуют развитию координации движений, улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В режим дня следует включать и элементы детского труда: ребенок может принести посуду, убрать со стола ложки, кусочки хлеба, привести в порядок детский уголок, приготовить предметы для игры. Ребенку поручают уход за растениями и т. д.

Медицинские и оздоровительные мероприятия создают физиологический фундамент для проведения специальных речевых занятий. Коррекционно-воспитательные мероприятия направлены на нормализацию темпа, плавности и ритма речи, на выработку умения целенаправленно работать, активизацию речевого общения, а также на устранение дефектов звукопроизношения.

Программа коррекционно-воспитательных мероприятий реализуется в процессе повседневной деятельности ребенка, максимально приближается к его запросам, интересам, увлечениям, словом, коррекция речи должна протекать в естественных условиях. Ни в коем случае нельзя насильно заставлять ребенка выполнять те или иные задания. Он должен все делать без особого принуждения.

Речевые занятия

Речевые занятия строятся в форме бесед, просмотра дидактических материалов, диафильмов, работы над поделками. На занятиях надо использовать книги, игрушки, настольные игры. При этом родители должны следить за речью детей, помогать им правильно высказывать мысль, не заостряя внимания на речевом дефекте.
Речевые занятия должны проводиться регулярно и в соответствии с принципом от простого к сложному, от знакомого к незнакомому. От простейших ситуативных форм к развернутому высказыванию — таков путь преодоления заикания. Это очень нелегкая задача, и успех здесь сопутствует тем родителям, которых не останавливают первые неудачи.

Обычно преодоление заикания у дошкольников в домашних условиях занимает 3-4 месяца. Все это время надо быть рядом с ребенком и «прожить» с ним все этапы перевоспитания речи. Никогда не теряйте надежды на исправление заикания. Помните: заикание — недуг устранимый.

Курс преодоления заикания условно подразделяют на три периода: подготовительный, тренировочный, закрепительный.

Подготовительный период

К этому периоду относятся лечебно-оздоровительные и охранительные мероприятия: посещение врача, логопеда, организация режима труда и отдыха. В это время нужно ограничить речевое общение заикающегося ребенка с другими детьми. Члены семьи должны тщательно следить за тем, чтобы их собственная речь была внятной, выразительной и неторопливой. Необходимо на каждый день составлять план работы с ребенком и делать пометки о ее выполнении. С ребенком проводят непринужденные беседы о том, что вместе (с мамой, папой) он будет учиться правильно и красиво говорить, рассказывать интересные сказки или рассказы. При этом проиграйте ребенку детскую пластинку или дайте прослушать магнитофонную запись сказок «Теремок», «Колобок», «Три медведя» и других. Настроить его на предстоящую речевую работу помогают игры, рисование, лепка. Занимайтесь воспитанием правильной речи во время прогулок и игр на свежем воздухе.

В подготовительный период организуются простые речевые занятия — три-четыре раза в день продолжительностью 10-15 минут каждое. Занятия лучше начинать с речевой зарядки. Ребенку предлагают считать до пяти, до десяти, а затем вслед за родителями произносить короткие фразы: «Я учусь говорить медленно». «Я учусь говорить громко».

Материалом для речевой зарядки могут служить отрывки из детских стихотворений. Цель речевой зарядки — настроить ребенка на предстоящее занятие, дать почувствовать, что он может правильно говорить. Важно при этом, чтобы в разговоре ребенок не напрягался, не приподнимал плечи, дышал бесшумно, спокойно.

После зарядки начинают речевые занятия, которые состоят из специальных упражнений, нормализующих речь. Речевые упражнения строятся в определенной последовательности — от простой формы речи к сложной.

Сопряженная речь — наиболее легкая для заикающихся детей. Ребенок с родителями одновременно называет предметы, изображенные на картинках, буквы алфавита, говорит короткие фразы (по картинкам), декламирует стихи. Методика занятий довольно проста. Рассматривая картинку, одновременно с ребенком плавно, неспеша проговаривайте: «Это Мишка. Мишка купается. У Мишки большие лапы».

Можно взять любую игрушку и рассказать, из каких частей она состоит: «Это кукла Лена. У Лены глазки, рот, нос. У Лены новое платье и белые туфли». Видя перед собой предметы, ребенок легче и увереннее выражает свою мысль.

Занятие можно закончить игрой в лото с картинками или чтением стихотворения. Как только ребенок свободно овладеет сопряженной речью, переходите к следующей форме речи.

Отраженная речь — это более сложная форма, которая допускает рассказывание с опорой на предметы, картинки, игрушки. Родители произносят фразу, ребенок повторяет: «У меня карандаш». «Я рисую». «Жила-была коза, и было у нее семеро козлят». С детьми желательно проговаривать «Теремок», «Колобок», рассказ М. Пришвина «Храбрый ежик», стихи А. Барто «Зайка», «Мишка». Со старшими дошкольниками нужно разучивать алфавит, а также следует обучать их грамоте по «Азбуке».

В этот период вводятся упражнения на координацию слова с движением. Вместе с ребенком маршируйте по кругу: «Научились мы считать: раз, два, три, четыре, пять». И так три раза. Или другое упражнение. Дайте ребенку мяч и каждый бросок мяча о пол сопровождайте счетом. Занятие заканчивается речевой настольной игрой. Например, можно приготовить любое предметное лото. Покажите ребенку картинку и спокойно произнесите: «У меня белка». Затем вы только показываете картинку, а ребенок называет ее.

Таков схематичный план занятий по воспитанию отраженной формы речи, опираясь на который можно самим составлять последующие занятия.

В этот период разучите с ребенком стихотворение Н. Найденовой «Весна». В качестве речевой зарядки используйте дни недели, месяцы, времена года. Если ребенок читает, подбирайте для него народные сказки, интересные стихотворения.

После двух-трех занятий ребенок сам начинает проявлять активность и уверенно повторяет текст, охотно играет, подбрасывает мяч вверх, ударяет о пол, стенку. Движение сопровождает словами. Особенно удобны для подобных упражнений считалки, прибаутки, загадки (их можно найти в журналах «Веселые картинки», «Мурзилка»).

На этом подготовительный период заканчивается. Его продолжительность может быть разной в зависимости от успешности освоения сопряженно-отраженной формы речи. Свободное владение ими дает основание для перехода к следующему периоду — тренировочному. Нередки случаи, когда уже на начальном этапе отдельные формы заикания (особенно легкие) успешно преодолеваются. В профилактических целях занятия следует продолжить. Однако распорядок дня, щадящий режим должны оставаться прежними. Спустя месяц ребенка можно водить в обычный детский сад.

Занятие № 3 (5 — 6). Сопряженная речь

Цель занятия:отработка дыхания, голоса, артикуляции, плавной, замедленной речи, чувства ритма, общей расслабленности.

Пособия:те же самые, что на двух предыдущих, сюжетные кар­тинки, стихи, считалочки.

Дыхательные, голосовые, артикуляционные, упражнения на рас­слабление, ритмические упражнения приводятся выше. Можно взять несколько новых или повторить предыдущие.

Дыхательные упражнения:сдуваем вату на столе, увеличивая рас­стояние до нее. Дуем на лодочку, сделанную из пенопласта, пускаем мыльные пузыри. Отрабатываем длительность выдоха.

Голосовые упражнения:отрабатываем гласные А. О. Тянем А — баюкаем куклу — а-а-а-а. Тянем О — болят зубы — о-о-о-о. Произ­носим звуки тихо и громко.

Артикуляционные упражнения:для языка — вперед-назад, в сто­роны — «часики», «шишки» — языком в щечки. Облизываем верх­нюю губу. «Лошадка» — пощелкаем языком. Покусаем широкий язык. «Колокольчик» — постучим языком по верхним альвеолам — ля-ля. «Молоточек» — постучим языком по верхним альвеолам, произнося — дддд. Для губ — «трубочка» — о, «улыбка» — и и в динамике про­износим вместе оба звука ои, ои. Для нижней челюсти — раскроем несколько раз широко рот.

Упражнения на расслабление:«полоскание белья» — наклонимся вперед, опустим руки вниз Отработка сопряженной речи:

1. Картинка «Семья за обедом». Стараемся подбирать предложе­ние с союзом «И».

Краткое изложение картинки.


и плавно, без напряжения их раскачиваем.

Ритмические упражнения:маршировка под счет, с пением марше­вой песни.

3. Игра «Детское домино». На фишках могут быть изображены животные, птицы, игрушки и т. д. Например лото животные. Ста­- вим фишку с изображением зайчика и белки и говорим «Яставлю зайчика и белку». Ребенок смотрит на свои фишки и ставитподходящую: «Я ставлю белку и лисенка» и т. д.

Следим, чтобы ребенок говорил плавно, медленно и слитно без напряжения.

Стишки произносим и с мячом и в маршировке.

Для логоритмических упражнений можно использовать следую­щие приемы:

1. Проводим игру «Лесенка». Рисуем в профиль лестничные марши (лист не меньше 30×20) — «лесенка». И на каждой ступеньке отклады­ваем слово — произносим. Ребенку объясняем, что когда мы поднима­емся или спускаемся по лестнице, мы постоянно перебираем ногами, не останавливаясь. Поэтому фраза звучит слитно и ритмично.

2. Можно провести игру «Горка». На листе бумаги (30 х 20) рису­ем горку. Объясняем ребенку, что когда мы катимся с горки, мы не можем сразу остановиться. Поэтому и слова, которые «катятся» с горки в предложении, произносятся слитно.

Для наращивания фразы увеличиваем количество ступенек лесен­ки и длину спуска горки.

Эти занятия носят элементы игры, что положительно сказывается на поведении ребенка. Он легко вступает в контакт, и занятие прохо­дит на высоком эмоциональном уровне. Особенно такие занятия ре­комендуются для детей младшего дошкольного возраста.

Цель занятия: обучение навыкам правильной речи, т. е. соблю­дение речевых правил при сопряженном произношении несколько удлиненных фраз

Пособия: мяч, бубен, предметы для развития длительного выдо­ха (вата, полоски бумаги, серпантин для поддувания, губная гар­мошка и т. д.), сюжетные картинки, небольшие рассказы, сказки, стишки, считалки. Дыхательные упражнения: собаке жарко, хомя­чок лежит на спине. При вдохе надуть животик (выпячиватьего), а при выдохе — втянуть его в себя. Игра — при вдохе — живот вперед (шарик надулся), при выдохе — живот в себя (шарик лопнул). Что­бы контролировать подвижность стенки живота, можно на него по­ложить книгу и следить, как она при вдохе поднимается, а при вы­дохе опускается.

Это упражнение нужно научиться выполнять четко и без особого напряжения. Ребенок должен самостоятельно контролировать пра­вильный вдох, вдыхая воздух «животом» и длительный свой выдох (длительно поддерживать полоску бумаги в горизонтальном поло­жении при выдохе).

На начальных занятиях большое внимание уделяется обучению ребенка правильному вдоху и выдоху.

Голосовые упражнения:возглас восхищения — «ААААХ» (в груд­ном регистре и не кричать — произносить мягко). Возглас сожаления — «ЭЭЭЭХ». Возглас удивления — «ООООХ», «УУУУХ». Желатель­но передать интонационную разницу. Можно это сделать с помощью примеров: «ААААХ, как хорошо в лесу» и т. д.

Артикуляционные упражнения:проводить различные упражнения для языка, губ, нижней челюсти. Упражнения можно подбирать и при­думывать самостоятельно, вместе с ребенком.

Упражнения на расслабление:«Походка моряка» — ноги расста­вить на ширину плеч и перемещать вес тела то на одну, то на другую стопу. Выполнять в замедленном темпе, несколько раз в одну и дру­гую стороны.

Ритмические упражнения:набивание мяча под счет. Упражнение можно усложнить: мяч бросать и перед собой, и с правой стороны от себя с легким поворотом, и с левой стороны от себя. На одном выдо­хе до 3, 4, 5, 6, 7, 8 и…

Шагистика под счет по кругу, фигурная ходьба (восьмерка, змей­ка и т. д.).

1. Отработка рассказа по сюжетной картинке.

Картинка «Весна в саду».

При изложения содержания подбираются уже сложные предложе­ния. Краткое изложение картинки.

Проработка рассказа проводится в режиме сопряженной речи. Со­блюдаются все речевые правила и установки, которые были даны выше. 2. Отработка рассказа без зрительной опоры.

На занятии можно проводить игру в предметное лото. При рабо­те с текстами по картинке и прослушанному можно использовать при­емы игры «Лесенка», «Горка».

Проводим различные игры: детское лото, домино. Детское лото пред­ставляет собой различные тематические наборыкарт потематике с картинками. Раздаются по одной или две большие картинки, на кото­рых могут быть изображены тематические предметы: мебель, транспорт, животные и т. д. К ним прилагаются картинки, которыеизображают эти предметы в уменьшенном виде. Вы спрашиваете у ребенка и у игра­ющих, например: «У кого стол?» Ребенок отыскивает на большой кар­тинке квадрат с изображением стола и накладывает своюмаленькую карточку с изображением стола на этот квадрат. На этомэтапе игра про­водится молча, хотя, если ребенок проявляет речевую активность, то в этом случае ему нужно правильно сформулировать предложение: «Стол у меня». Далее идет наращивание фразы. Но к самостоятельным фразам мы перейдем только на вопросно-ответном этапе.

На этапе сопряженной речи мы ставим цель научиться правильно пользоваться речью совместно с родителями, т. е. родители прогова­ривают фразу вместе с ребенком. Родители помогают ребенку акцен­тировать внимание на дыхание, голос, артикуляцию, ритм, плавность, расслабленность во время речи. У ребенка вырабатывается уверен­ность, смелость в выполнении задания.

Здесь приводится примерный ход занятий при отработке сопря­женной речи. В зависимости от возраста подбирается и речевой мате­риал. Если речевые навыки формируются с трудом, то можно увели­чить количество занятий с новым материалом или же повторять каж­дое занятие по нескольку раз до формирования определенных навы­ков. Главное, не спешить, терпеливо относиться к стараниям своего ребенка, подбадривать его, не скупиться на похвалы при успешном выполнении задания.

Кроме специального задания родители могут проводить самосто­ятельно и другие развивающие, эмоциональные игры, сказки.

Итак, занятия в сопряженной речи могут продолжаться до тех пор, пока ребенок не будет их выполнять легко и непринужденно. Здесь нет ограничения в количестве заданий и во времени, главное требо­вание — СИСТЕМАТИЧНОСТЬ. Всегда нужно помнить, что толь­ко от вас, в первую очередь, зависит выздоровление вашего ребенка.

Как только будут отработаны речевые навыки (дыхание, ритм за счет выделения ударных гласных в каждом слове и голосоведение — слитное произнесение слов в предложении как одно целое) в сопря­женной речи, переходим к следующему этапу занятий: к отраженной речи.

На этом этапе речевых занятий речевая работа сводится к следую­щему: вы произносите словосочетание или короткую фразу в чуть за­медленном темпе, соблюдая речевые правила и просите ребенка по­вторить это самостоятельно за вами. Он должен легко и правильно передать ритмический и интонационный рисунок предложенного вами словосочетания или фразы. Например: «Это большой мячик», «Пав­лик и Коля ловят рыбу». Затем просите это повторить ребенка само­стоятельно, соблюдая речевые правила. Вы произносите после каж­дой фразы: «Теперь ты это повтори сам». Ребенок повторяет, а вы следите, как он выполняет задание.

Сначала фразы даются простые, затем постепенно наращиваются и в дальнейшем переходят к сложным сочиненным или подчиненным. Речевые правила сохраняются те же, что и в заданиях по отработке сопряженной речи.

Задание1 (1 — 2). Отраженная речь

На каждом занятии обязательно отрабатываются ритмические уп­ражнения для развития чувства ритма, дыхательные, голосовые и ар­тикуляционные упражнения, логоритмические упражнения и упраж­нения на расслабление.

Цель занятий:отработка артикуляции, дыхания и голоса, замед­ленного темпа, чувства расслабленности в отраженной речи.

Пособия:те же, что использовались на предыдущих занятиях. Мяч, бубен, магнитофонные записи музыки, песен в медленном, среднем, быстром темпе, различные тематические лото, игры, сюжетные кар­тинки, серии сюжетных картинок, сборники детских стихов, расска­зов и сказок.

Все артикуляционные, голосовые и дыхательные упражнения пе­речислены.

Маршировка включает следующее: на четыре шага руки вперед, на четыре шага руки вверх, на четыре шага руки в стороны и на четы­ре шага руки на пояс. Ребенок постоянно идет по кругу (периметру комнаты) и на четыре счета выполняет последовательно эти связки несколько раз не прерывая ритм ходьбы. Использовать следует сна­чала чуть замедленный темп, чтобы отработать двигательные, голо­совые синхронизации; четыре шага и сразу смена положения рук. Руки вперед — раз, два, три, четыре шага; руки вверх — раз, два, три, че­тыре шага; руки в стороны — раз, два, три, четыре шага; и руки на пояс — раз, два, три, четыре шага. И так непрерывно повторить не­сколько раз до легкого, четкого выполнения. В дальнейшем это уп­ражнение каждый раз будет усложняться. Оно имеет целью включить в синхронную работу левое и правое полушария головного мозга: речь плюс движения.

Если занятия проводятся в группе, то каждый ребенок повторяет фразу отдельно, но ни в коем случае все вместе! В сопряженной речи все дети вместе с логопедом повторяют фразу, а в отраженной речи каждый ребенок повторяет ее самостоятельно.

Ребенок повторяет за вами фразу и следит, совпадает ли она по зву­чанию по ритмическим и мелодическим параметрам. Он уже начинает самостоятельно чувствовать речевой ритм, мелодику, голосоведение. Появляется уверенность в своих возможностях говорить как родители, а I далее и желание общаться с окружающими. Но это происходит не сразу. Можно начинать отрабатывать темы: «Мебель», «Посуда», «Одеж­да», «Транспорт», «Животные» и т. д., обобщающие понятия, обыг-рывая величину, цвет, форму, запах и т. д.

Всё эти занятия проводятся в логоритмическом режиме: с рукой, с мячом в шагистике, в игре «Горка», «Лесенка», хлопки.

Можно проводить игры в предметное лото, домино. Например: игра — фруктово-ягодное домино, на карточках которого изображе­ны ягоды, фрукты. Вы ставите карточку и говорите: «Я ставлю ябло­ко и сливу», а ребенок повторяет фразу, изменяя одно слово в ней: «Я ставлю яблоко и вишенку». И так далее, пока не закончите игру.

Лото и домино могут иметь различную лексику в зависимости от тематики. Эти упражнения помогают формировать не только рече­вые правила, но и развивать лексические знания.

Для развития памяти, внимания учите с ребенком небольшие стишки, считал очки, которые также воспроизводятся в логоритмическом режиме.

Стишок проговорить с хлопками (для малышей), с рукой, с мя­чом. Стих идет на счет раз, два, три. Каждую строчку начинать после короткого вдоха. Вдох делать спокойно, без шума, не поднимая плеч.

Задание № 2 (3 — 4). Отраженная речь

С каждым занятием мы стараемся вводить в речь ребенка для по­вторения за вами все более усложненные формы предложений: от про­стых до сложных.

Цель занятия:выработка навыков легко и свободно, без напряже­ния воспроизводить самостоятельно вашу речь, выраженных в раз­личных по сложности предложениях.

При этом нужно добиваться, чтобы он уже сам контролировал свою речь, т. е. сравнивал по параметрам свою и вашу речь.

Задания также включают артикуляционные, дыхательные, голо­совые, ритмические, расслабляющие, логоритмические упражнения. Все эти упражнения перечислены выше.

Теперь вернемся к маршировке. На 1-м занятии мы на четыре счета вытягивали руки вперед, затем вверх, в стороны, на пояс. Теперь это же упражнение (счет и маршировка с движениями) выполняем на два счета: руки вперед — раз, два, руки вверх — раз, два, руки в стороны — раз, два и руки на пояс — раз, два. Затем это же упражнение проводит­ся только на счет раз — руки вперед — раз, руки вверх — раз, руки в стороны — раз, руки на пояс — раз, т. е. четыре счета и подряд четыре смены движений. В начале упражнения мы на четыре счета меняли одно движение, затем на два счета, и последняя фаза такого упражнения более сложная, т. к. при ней смена движения меняется на каждый счет.

Это упражнение вырабатывает у ребенка чувство ритма, внима­ния, координацию сложных движений в сопровождении самостоятель­но озвученного ритма, т. е. своим счетом он сам задает ритм. При этом упражнении начинают активно и синхронно работать правое и левое полушарие. Эти упражнения очень полезны для детей с невро­тическим заиканием, а также и с неврозоподобным.

Это упражнение выполняется в постоянном движении не менее 2— 4 минут. Доводить выполнение до автоматизма, до легкости исинх­ронности, четкости и ритмичности.

Работа по зрительной опоре.Сюжетные, серийные картинки, пред­меты (детская посуда, мебель и т. д.), ролевые игры (куклы).

В задании по отраженной речи постоянно выполняются речевые правила, которые на своем примере вы демонстрируете ребенку и про­сите выполнить его это самостоятельно. На занятии используются все виды логоритмических упражнений. На занятии можно изменять формы различных частей речи:


Здесь одновременно закрепляются грамматические навыки в со­гласовании в роде, числе, падеже. Учим небольшие стишки и считалочки.

Материал занятий по отраженной речи можно повторять по не­скольку раз, чтобы ребенок легко выполнил требования на этом этапе. На этих занятиях можно использовать и собственный материал. Далее переходим к более сложной вопросно-ответной речи (диалогической).

В чем же заключается наша задача на этом этапе? Учим ребенка отвечать на вопросы одним словом или развернутой фразой. Учим его самого самостоятельно задавать вопросы. Эта работа проводит­ся как со зрительной опорой (зрительный анализатор), так и со слу­ховой (слуховой анализатор). Учим умению самостоятельно плани­ровать свои действия, выражая собственные мысли вслух. Дыхатель­ные, голосовые, артикуляторные, ритмические, логоритмические, рас­слабляющие упражнения выборочно проводятся на занятиях на воп­росно-ответном этапе. По-прежнему отрабатываются навыки рече­вых физиологических правил — речь начинать только после корот­кого вдоха, в важном слове выделять ударный гласный и все слова в предложении произносить слитно, т. е. голос, а это смычка связок, звучит постоянно, не прерываясь (голосоведение).

На этом этапе мы постоянно об этом напоминаем ребенку во вре­мя выполнения задания, он в любую минуту должен чувствовать вашу поддержку.

Предыдущая6Следующая

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот…

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между…

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор…

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все…

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]