Логопедический массаж языка и щек — что это и зачем нужен

Логопедический массаж является одним из основных элементов программы реабилитации пациентов, страдающих дизартрией. Реабилитологи Юсуповской больницы применяют различные виды массажа при дизартрии: зондовый, точечный, мышц лица, языка. В зависимости от вида, степени нарушения функции артикуляционной и мимической мускулатуры специалисты подбирают тот или иной вид воздействия.

Программа логопедического массажа при дизартрии у пациентов в острой фазе инсульта, черепно-мозговой травмы, при демиелинизирующих заболеваниях нервной системы обсуждается на заседании Экспертного Совета, в работе которого принимают участие доктора и кандидаты медицинских наук, врачи высшей категории. Медицинский персонал внимательно относится к проблемам пациентов с нарушением речевой функции.

Виды массажа языка?

Массаж языка может быть ручной. Ручной логопедический массаж выполняет специалист логопед подушечками пальцев. Ручной логопедический массаж является как самостоятельным этапом массажа языка, так и может быть подготовительным этапом ко второму виду логопедического массажа – зондовому массажу языка.

Второй вид логопедического массажа – зондовый массаж. Зондовый логопедический массаж выполняется специальными логопедическими зондами. Логопедические зонды — это особые «палочки», имеющие различную форму для воздействия на разные структуры полости рта. Логопедический зондовый массаж является более глубоким по сравнению с ручным массажем языка. В ряде случаев специалист может заменить зонд зубной щеткой или другим устройством. Главное, чтобы специалист четко понимал, чего он хочет добиться!

Какие приемы используются при оказании логопедической помощи

Речевые терапевты и логопеды используют различные методы, в том числе:

Мероприятия по языковому вмешательству: специалист будет взаимодействовать с ребенком, играя и разговаривая, используя картинки, книги, предметы или игры, чтобы стимулировать развитие языка. Логопед помогает моделировать правильный словарный запас и грамматику, используя упражнения на повторение для развития языковых навыков.

  • Артикуляционная терапия: артикуляционные упражнения предполагают, логопед исправляет звуки и слоги в словах и предложениях, произносимых ребенком во время игровых занятий, чтения стишков, распевания песенок. Уровень игры соответствует возрасту и уровню развития ребенка, и связан с конкретными терапевтическими потребностями ребенка. Логопед показывает и учит физически ребенка, как издавать определенные звуки, такие как звук «Р», и может продемонстрировать, как двигать языком, чтобы издавать особые звуки.
  • Орально-моторная и глотательная терапия: логопед может использовать различные оральные упражнения — в том числе массаж лица и различные упражнения для языка, губ и челюстей — для укрепления мышц рта при приеме пищи, питье и глотании. Терапевт также может вводить различные текстуры пищи и предметы различной температуры для повышения проприоцептивной осведомленности ребенка во время процессов поедания пищи.
  • Кто делает массаж языка? У кого есть специальные знания для этого?

    Несмотря на то, что слово массаж подразумевает участие массажиста в процессе, в случае логопедического массажа это не так! Логопедическим массажем занимаются логопеды! Но не все логопеды готовы и умеют выполнять массаж. Обычно логопед, набравший опыт и понимающий, что без логопедического массажа не решить многих проблем, получает дополнительное образование по теме «логопедический массаж». После обучения и получения специального документа логопед считается специалистом по массажу языка.

    Необходимо добавить, что массажем языка можно заниматься и самостоятельно, например, когда базовые приемы мама делает своему ребенку. Но все равно, назначение массажа и контроль над его эффективностью лучше доверить опытному логопеду-миофункциональному терапевту! Простого логопеда отличает от логопеда-миофункционального терапевта именно то, что второй более детально понимает и умеет работать с мышцами артикуляционного аппарата и жевательного органа.

    Когда назначается

    Процедуру назначают в соответствии с предписанием врача после тщательного обследования, устанавливающего наличие неврологической симптоматики в лицевой мускулатуре, при проявлении неврологических патологий:

    • нарушение тонуса артикуляционных мышц;
    • заикание, дефекты звукоизвлечения;
    • голосовые дефекты;
    • нарушение слюноотделения;
    • постановка одного из диагнозов – дислалия, дизартрия, задержка речевого или психического развития.

    Массаж лица при правильном назначении и проведении дает положительные результаты лечения, если стандартные педагогические приемы не помогают.

    Ограничения и недопустимость применения:

    При необходимости назначения процедуры следует учитывать факторы, противопоказанные для применения:

    • инфекционные, соматические заболевания, воспалительные процессы;
    • кожные заболевания у ребенка или логопеда;
    • вирусные заболевания слизистых полости рта;
    • инфекционные раны;
    • увеличенные лимфатические узлы;
    • онкозаболевания;
    • конъюнктивит;
    • фурункулез;
    • эписиндром;
    • повышенная чувствительность.

    Перед назначением сеанса необходимо наличие заключения педиатра и невролога об отсутствии противопоказаний.

    Как делается массаж языка?

    Массаж языка проводится в специальном логопедическом кабинете. Например, кабинет логопеда в Семейном стоматологическом выглядит так:

    Логопедический массаж проводится в расслабленном для пациента состоянии. Обычно это лежа, полулежа или сидя. Если массаж языка проводится маленькому ребенку, то ребенок сидит на коленях у мамы. Занимает массаж языка около 15 минут. Воспринимается обычно пациентами позитивно, потому что не вызывает отрицательных и болезненных состояний. Специалист проводит массаж языка в специальных одноразовых перчатках. Массажные зонды после каждого пациента стерилизуются! В этом выгодное отличие медицинского от других организаций, где могут проводить массаж языка, например, детского сада и т.д. В учреждениях такого типа, как детский сад, логопедам не полагается ни перчаток, ни стерилизаторов. Поэтому там делают массаж голыми руками, а зонды протирают спиртом. Этого, с нашей точки зрения, недостаточно для обеспечения безопасности пациентов!

    Правила выполнения

    Применение терапии должно отвечать следующим условиям для недопущения отрицательного влияния на организм малыша:

    • наличие чистого, теплого, проветренного помещения, отсутствие резких запахов, отвлекающих звуков, слишком яркого освещения;
    • проведение процедуры по прошествии не менее двух часов после еды (ротовая полость должна быть очищена);
    • отсутствие боли во время сеанса (неприятные ощущения возникают часто, для их устранения ребенка предварительно морально подготавливают, в ходе проведения отвлекают, например, стихами, показывают упражнения на другом пациенте);
    • постепенное увеличение продолжительности процедуры (от 5 минут вначале до 25 минут);
    • дифференциация длительности сеанса по возрастному признаку (у грудничков максимально 10-12 минут, у детей дошкольного возраста – 15 минут, младшего школьного возраста – 25 минут);
    • цикличность, регулярность процедур (как правило, цикл составляет 10-20 процедур, с частотой около трех раз в неделю, с паузой между циклами до двух месяцев);
    • легкость, аккуратность выполнения (мышцы лица крохи недостаточно крепки, поэтому сила надавливания должна быть невысокой).

    Перед проведением расслабляющего сеанса существенное значение имеет достижение расслабленного состояния мышц верхнего плечевого пояса и шеи. Такие упражнения включают движения головы ребенка по часовой и против часовой стрелки, размеренные повороты головы вперед, в стороны, поглаживания. Упражнения отличаются легкостью, не растягивают кожу.

    В последующий комплекс упражнений входит поглаживающее воздействие на лицевую мускулатуру ребенка, после чего проводится массаж губ, включающий элементы поглаживания, постукивания, вращательные движения.

    Стимулирующий массаж отличается большим надавливание, быстротой движений, однако не должен быть болезненным. В комплекс упражнений входят поглаживания, пощипывания, надавливания, постукивания, перетирания, сжимания, разминания мускулатуры лица и губ. Особенным стимулирующим приемом выступает вибрация: ручная или с помощью соответствующего прибора, – вызывающая сильные сократительные действия мышц, повышая их упругость.

    Кому показан массаж языка?

    Массаж языка может быть как стимулирующим, так и расслабляющим. А также комбинированным, когда одну область языка надо расслабить, а другую простимулировать! Отсюда идут показания для массажа языка. Логопедический массаж показан пациентам:

    • с нарушениями речи;
    • нарушениями жевательной и глотательной функции;
    • с нарушением прикуса;
    • проходящим ортодонтическое лечение (исправление прикуса и выравнивание зубов);
    • проходящим ортопедическое лечение (протезирование зубов);
    • с короткой уздечкой языка с целью ее безоперационного растяжения;
    • с гипертонусом языка и жевательных мышц (бруксистам и кланчерам — людям, сжимающим и скрежещущим зубами);
    • с повышенными нагрузками на речевой аппарат (преподаватели, лекторы и т.д.).

    Предварительная разминка

    Начинать сеанс нужно с общего лицевого массажа в течение нескольких минут. Нужно выполнять приятные для малыша поглаживания и вибрирующие манипуляции. Направления могут быть различными:

    • Лоб массируется в направлении снизу вверх и от центра к вискам.
    • Нижнее веко нужно прорабатывать от внешнего края к внутреннему, верхнее – наоборот.
    • Выполняются движения от носа к вискам и от краев губ до ушей.
    • Также манипуляции делаются от подбородка до мочек ушей.

    Чтобы расслабить мышцы шеи и корня языка, детская головка раскачивается и плавно поворачивается в стороны. Затем начинается проработка языка и губ.

    Логопедический массаж и стоматология! Какова связь? И что мы используем в «Диал-Дент»?

    Люди, имеющие неправильный прикус и неровные зубы, почти всегда имеют и неправильную и несбалансированную работу мышц языка, губ, жевательных мышц и других мышц жевательного органа. Мало того, современная концепция причин образования дефектов прикуса говорит о том, что большинство дефектов зубного ряда имеют причиной неправильно работающие мышцы. Неправильная речь, неправильная работа языка при глотании и жевании, несимметричное давление языка — все это приводит к тому, что зубы в определенных условиях могут разъехаться в разные стороны. Так возникает деформация прикуса, которая тем сильнее выражена, чем неправильнее работают язык и другие мышцы.

    Большинство ортодонтов, не вникая в работу мышц и не советуясь с логопедами, ставят брекеты или каппы и выравнивают зубные ряды без учета состояния мышц. Такой подход устарел и практически всегда ведет к рецидиву, когда зубы искривятся вновь через какое-то время после лечения. Зная это, ортодонты старой формации заставляют своих пациентов носить ретейнеры. Ретейнеры — это конструкции, удерживающие зубы в выровненном состоянии. Это может быть проволока, приклеенная на зубы, или пластиковая каппа для ночного ношения.

    В «Диал-Дент» мы всегда учитываем мышечную причину нарушения прикуса. Участие логопеда в диагностике и в процессе выравнивая зубов дает возможность убрать или скорректировать миофункциональные причины деформаций. Такой междисциплинарный подход более современный и дает наилучший и наиболее стабильный результат лечения! После лечения рецидивов не происходит, потому что выровнены мышечные балансы. Соответственно и само ортодонтическое лечение происходит быстрее и без проблем с участием логопеда-миофункционального терапевта.

    Виды речевых расстройств и нарушений речи у детей

    Самое известное речевое расстройство – это заикание, при котором естественный речевой поток прерывается аномальными остановками, или повторением части слов или звуков. Проблемы речевых расстройств в настоящее время встречаются почти у каждого четвертого ребенка. Нарушения речи отрицательно влияют на развитее внимания, памяти, воображения и мышления ребенка, письменной речи. Также нередко встречаются голосовые нарушения, к которым относят проблемы с ритмом, громкостью или качеством голоса. Связанными с речевыми нарушениями у детей являются проблемы с жеванием и глотанием.

    Регулярные занятия с детским логопедом чаще всего позволяют успешно скорректировать возникшие речевые проблемы. Обращаться к специалисту необходимо сразу же при обнаружении соответствующих проблем у ребенка, чтобы искаженные навыки не успели закрепиться и сформировать устойчивую функциональную систему.

    Своевременная корректировка речевых нарушений играет большую роль в общем психическом развитии ребенка, формированию правильных навыков общения с окружающими людьми и здоровой самооценки.

    Стоимость массажа языка в «Диал-Дент». Специалист по логопедическому массажу.

    В Семейном стоматологическом массажем языка или логопедическим массажем занимается логопед-миофункциональный терапевт Татьяна Борисовна Цукор. Окончила Московский педагогический государственный университет им. Ленина. Стаж работы более 15-ти лет. Учитель-логопед высшей квалификационной категории. Лауреат конкурсов «Сердце, отданное детям 2008» и «Сердце, отданное детям 2010».

    Стоимость сеанса у логопеда 3500 рублей. Длительность сеанса от 30 минут до 50 минут зависит от задачи и возраста пациента. В сеанс в случае необходимости включается и логопедический массаж.

    Являясь уникальным логопедом, которая долго и успешно сотрудничает со стоматологами, Цукор Т.Б. проводит курсы обучения как для стоматологов-ортодонтов, так и для логопедов. В рамках курса разбираются и все аспекты логопедического массажа. Конечно же, о возможностях такого мощного инструмента, как логопедический массаж, должен знать каждый ортодонт. Обучение проводится как в рамках выступления на конгрессах, так и индивидуально или в малых группах.

    Наш логопед проводит занятия и по Скайпу. Стоимость такого занятия — 2500 рублей. Как вы понимаете, логопедический массаж по скайпу сделать невозможно, поэтому если необходим массаж, то придется все-таки приезжать в «Диал-Дент».

    Записаться на консультацию к логопеду Семейного стоматологического Татьяне Борисовне Цукор можно по телефону клиники +7-499-110-18-01 или через форму на сайте. Задать вопросы по логопедии, а также по обучению массажу можно Т.Б. Цукор на ее странице в .

    Результативность

    Результаты применения методики могут порадовать родителей, процедура позволяет устранить отклонения в произношении звуков, положительно воздействует на нервную, мышечную мускулатуру, улучшается функция кровеносных сосудов лица малыша. Методика доступна желающим, и, что важно, не использует лекарственные средства.

    При этом следует учитывать индивидуальные особенности, не все дефекты речи в полной мере устраняются данным методом, массаж не исключает проведение других коррекционных мероприятий. Только совместная работа логопеда и родителей при условии регулярности занятий может принести ожидаемые плоды.

    Условия для проведения

    Логопедический массаж для детей, как правило, начинают проводить в возрасте 4 – 5 лет. По показаниям курс можно начать и раньше.

    Дома нужно создать благоприятные условия, чтобы сеансы не приносили дискомфорта. В комнате должно быть тихо, тепло и светло. Руки массирующего должны быть теплыми и чистыми. Проследите, чтобы на руке не было царапин, воспаления, постороннего запаха — духов, ароматических масел, кремов. Снимите все украшения. Также необходимо, чтобы ребенок был расположен к лечению, относился к нему спокойно. Недопустимо, чтобы малыш плакал и вырывался.

    Первая процедура логопедического массажа для детей может быть короткой — не более 5 минут, особенно если это впервые для него. Затем постепенно увеличивайте продолжительность: через неделю можно заниматься уже 20 – 30 минут. Ориентируйтесь на возраст и на реакцию малыша: если ему становится неудобно, некомфортно, появляется страх, нервное напряжение, сеанс лучше прервать. Если продолжить, невзирая на протест, в следующий раз он может и вовсе отказаться от лечения.

    Для хорошего результата нужно, чтобы занятия были регулярными. Оптимально 2 – 3 процедуры в неделю. Если сочетать их с артикуляционной гимнастикой и другими занятиями, эффект вы увидите быстрее. Старайтесь не делать длинных перерывов между сеансами.

    На полный курс в среднем необходимо 10 – 20 сеансов, иногда больше.

    Для массажа необходимо подготовить специальное масло или крем. Обязательно проверьте на переносимость: нанесите небольшое количество средства на кожу предплечья и оцените реакцию.

    После лечения промойте малышу лицо, ополосните рот.

    Важные правила логомассажа

    Артикуляционный массаж при дизартрии — несомненно, эффективный способ коррекции. Чтобы получить пользу, и избежать осложнений, необходимо выполнить следующие условия:

    1. Все этапы лечения контролирует логопед: медикаментозное лечение, физиотерапию, массаж. Поэтому выбор специалиста — один из основополагающих моментов в терапии;
    2. Кроме профессиональных качеств, важно установить эмоциональный контакт между логопедом и ребенком. Значит, специалист должен уметь находить общий язык с детьми разных возрастов. Если ребенок будет вести себя скованно, начнет закатывать истерики во время сеансов — пользы от таких процедур не будет, какими бы регалиями не обладал логопед;
    3. Комната, в которой проводится расслабляющий массаж при дизартрии, должна быть комфортной. Нужно ее проветрить, убрать отвлекающие предметы;
    4. Делать процедуры лучше лежа. Но если ребенка так неудобно, он может сесть;
    5. Ребенок должен быть в хорошем настроении, сытым и довольным. Нельзя проводить лечение, когда он устал, эмоционально переутомился или болеет. Во время массаж он не должен испытывать дискомфорт или боли;
    6. Также важно ваше настроение. Если вы взвинчены, нервничаете, это почувствует малыш и тоже начнет беспокоиться;
    7. Если используете ложку, щетку, то приобретите их специально для массажа;
    8. Чем раньше начать терапию, тем быстрее вы получите результат. Поэтому обращайте внимание на речь ребенка, особенно если он находится в группе риска: у вас беременность и роды протекали тяжело, во время беременности вы болели, у ребенка была черепно-мозговая травма, он серьезно и долго болел, у вас есть близкие родственники с речевыми расстройствами. Первыми «звоночками» являются ограничение подвижности губ, неба, языка, трудности с сосанием, проглатыванием пищи. Гнусавость и невнятность речи, когда ребенок начал разговаривать. Если вы обнаружили эти симптомы, обратитесь к врачу;
    9. Процедуры будут эффективными только при комплексном подходе. Это значит, одновременно проводятся уроки с логопедом по постановке звуков, дыхательная гимнастика, развитие мелкой моторики.

    Наберитесь терпения. Ведите обычную жизнь: пусть ваш малыш чувствует, что он ничем не отличается от остальных, что его также любят и ценят. Это — важный момент, который несомненно, поможет ему справиться со своими проблемами.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]