Речь ребенка в 5 лет Диагностика и исправление дефектов

Своевременное развитие речи — важная часть становления личности в целом. Именно общаясь с окружающими, ребенок развивается интеллектуально и психически. Отставание от сверстников может привести к не самым хорошим результатам.
Милое лепетание и коверканье слов в год-полтора превращаются в большую проблему в более старшем возрасте. К 4-5 годам ребенок должен уметь правильно говорить на родном языке — Когда ребенок должен начать говорить? Нормы в развитии речи. Несведущие родители могут опираться на распространенное мнение о том, что до 5 лет к логопеду-дефектологу обращаться рано. Мол, каждый ребенок развивается индивидуально, и ваш вот-вот заговорит развернутыми предложениями.

Особенности речевого развития данного возраста

Хочется начать с того, что если ребенку уделялось должное внимание и интерес к его становлению, то речь пятилетнего малыша практически не отличается от взрослой.

Если же нет, то у вас есть два года перед школой на исправление своих ошибок и занятия с преподавателем. В ином случае, к тому времени, когда нужно будет идти в школу, вы столкнетесь с большими проблемами.

Словарный запас этого возраста включает в себя уже более 3000 слов. Малыш хорошо знаком с обобщающими словами и правильно их употребляет. Он способен назвать не только предметы, которые встречаются в быту, но и поговорить о достаточно отвлеченных вещах.

Дети уже накапливают к это времени достаточно опыта и знаний, чтобы обсудить и взрослые темы в своем понимании. Например, такие как вселенная, взаимоотношение людей, дружба и т.д.

Так как речевой аппарат считается абсолютно сформированным к возрасту 6 лет, то в произношении допускается все меньше ошибок. Если их и можно встретить, то, наверняка, это будут малознакомые и многосложные слова. Теперь чадо способно заметить ошибки не только у окружающих, но и у себя самого.

Предложения в речи более сложные, полные и развернутые. Грамматические формы в основном всегда согласованы и правильны, однако могут встречаться ошибки, например, в образовании слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Например, «котенков» вместо «котят».

Содержание:

  • Возрастные особенности в 5-6 лет Отличия девочек от мальчиков
  • Что должен знать и уметь пятилетний ребёнок?
      Математика
  • Ориентирование в пространстве
  • Развитие речи
  • Сообразительность и внимание
  • Физическое развитие
  • Моторика
  • Особенности речи
  • Когнитивное развитие
  • Эмоции и социальные навыки
  • Психология пятилетки или как воспитать счастливого дошкольника
  • Тест на определение уровня развития для 5-летних детей
  • Режим дня
  • Тревожные признаки для родителей
  • Как помочь ребёнку развиваться: идеи и советы
      Игры
  • Нормы речевого развития

    К пяти годам диапазон развития связной речи достаточно широк. Он может начинаться с монотонной и односложной речи дошкольника, родители которого не занимались с ним, и заканчиваться способностью сочинять сказки и говорить наравне со взрослыми.

    Все же есть критерии, исходя из которых можно определить те самые нормы.

    1. Практически полное отсутствие грамматических ошибок.
    2. Развитая артикуляционная система и правильное произношение.
    3. Верное ударение в словах, за исключением незнакомых.
    4. Развернутые ответы на вопросы.
    5. Способность составить рассказ по картинкам, додумать конец истории самостоятельно, сочинить сказу, пересказать прочитанный рассказ.
    6. Умение дать широкое описание предметов, напоминая многие его качества.
    7. Способность классифицировать слова по группам. Например, клубника, малина, смородина, черешня – это ягоды.
    8. В предложениях используются все части речи, в том числе причастные и деепричастные обороты.
    9. Умение контролировать темп и громкость речи.

    “Я тебя не слышу”

    Иногда приходится прибегать и к хитрости, чтобы разговорить ребёнка. Например, создавайте ситуации, когда вы словно не понимаете, что хочет ваш малыш. Притворитесь, что жесты и знаки, которые показывает вам малыш, вам совершенно непонятны, но делайте это очень мягко, без резких отказов, чтобы не доводить до истерики. Если ребёнок просит пить, показывая на стакан, то попробуйте “не понять” его безмолвную просьбу, а скажите: “Да, это стакан. Ты что-то хочешь?”. Если малыш продолжает выражать свою просьбу без слов, не идите у него на поводу, а озвучьте, что не можете ничего понять: “Я не понимаю. Ты хочешь пить?”. Чётко произнесите слово “пить”, чтобы ребенок смотрел на ваш рот и видел артикуляцию. Если малыш нервничает и продолжает молчать, не настаивайте и скажите нужную фразу за него. Периодически используйте этот приём в разных ситуациях, чтобы не закреплять у ребёнка привычное ему поведение и стимулировать речь.

    Симптомы задержки развития речи в 5 лет

    К сожалению, никто от этого не застрахован. Самый главную вещь, которую нужно сделать родителям, подозревающим какие-либо нарушения, проанализировать, понятна ли речь ребенка или нет. Обсудим эти признаки.

    1. Посторонним людям тяжело разобрать речь малыша.
    2. Его произношение непонятно.
    3. В грамматическом строе встречается множество ошибок.
    4. Активный и пассивный словарные запасы скудны.
    5. Фразы и предложения очень короткие, состоящие из 2-3 слов.
    6. В речи в основном используются только существительные и глаголы.

    Наличие хотя бы одного их этих пунктов может говорить о том, что присутствует задержка речевого развития.

    Игры на дыхание

    Эти логопедические упражнения для детей вы можете легко выполнять с малышом дома и без особой подготовки. Задействуйте дыхательную систему, которая непосредственный участник любой речи. Задача родителей — поиграть с ребёнком в такие игры, которые помогут малышу развивать мышцы губ и научат длинному выдоху. Вот несколько примеров дыхательных игр для детей 2-3 лет.

    • “Снегопад”

    Возьмите салфетку и нарвите вместе с ребёнком много разных по размеру кусочков-“снежинок”. Пусть они будут разного размера, чтобы у малыша была возможность потренировать различный выдох. Начните с простого: кладите по одной “снежинке” на ладошку и попросите ребёнка сдувать её с вашей руки. Со временем усложните задание: положите все “снежинки” на стол и начните сдувать их вместе.

    • “Мыльные пузыри”

    Мыльные пузыри — прекрасный инструмент для развития дыхания. Устройте соревнования: кто надует самый большой или маленький пузырь, чей пузырь дольше не лопнет и пролетит как можно дальше?

    • “Кораблики”

    Запустите бумажные кораблики в тазу или ванне. Покажите ребёнку, как может разогнаться кораблик, если на него дунуть очень сильно. Юный моряк будет очень стараться, чтобы повторить за вами и заставить своё судно быстро плыть .

    • “День рождения”

    Устройте день рождения любимой игрушки. Украсьте полку для игрушек гирляндам и флажками, спойте вместе песенку, поводите хоровод. Но какой же день рождения без торта со свечами? В качестве тортика возьмите булочку или пирожное и поставьте на него свечки. Ваш малыш будет с радостью помогать задувать их и загадывать заветное желание.

    Диагностика речевого развития пятилетнего ребенка

    Есть методы, которые помогут вам самостоятельно в домашних условиях произвести анализ речи своего чада и определить, есть ли у него какие-либо дефекты. Давайте рассмотри эти задания подробнее.

    1. Проверьте, сможет ли ребенок описать какой-либо предмет, упоминая его качества: форма, цвет, размер, материал и т.д.
    2. Способен ли он контролировать темп и громкость речи?
    3. Рассмотрите, как ребенок отвечает на ваши вопросы: развернуто, эмоционально или же совсем наоборот. Заинтересован ли он в разговоре?
    4. Умеет ли он составлять рассказ по картинкам или нет.
    5. Проанализируйте, какие ошибки встречаются в речи малыша: грамматика, произношение, ударение и т.д. Это даст вам направление для ваших дальнейших действий.

    Если вы заметили какие-либо недостатки по тому или иному пункту, не спешите сразу паниковать и бежать к врачу. Конечно, речевой развитие в этом возрасте не полностью сформировано. Поэтому везде допустимы огрехи. Но, если же вы понимаете, что состояние весьма печально, до обратитесь к проверенному специалисту. Главное – сделать это вовремя. Тогда вы сможете избежать проблем в дальнейшем.

    «ТЕРПЕТЬ НЕЛЬЗЯ РУГАТЬ»

    Некоторым родителям могут показаться странными советы потакать детским капризам, спускать все с рук, закрывать глаза на истерики и пытаться говорить, когда легче успокоить ребенка криком или шлепком. Где поставить запятую – дело ваше, но лучше набраться терпения.

    Любой кризис детского возраста – испытание для обеих сторон, но это неотъемлемая часть взросления на каждом возрастном этапе. Это завершающая ступень целого периода детства – образно говоря, «годовая контрольная». Задача родителей – помочь ребенку мягко и без потерь преодолевать этот нелегкий путь к становлению зрелой личности, формированию своего собственного «Я».

    Как развивать речь в 5 лет?

    Основная роль родителей на этом этапе – развивать связную и логичную речь. Для этого требуется:

    • расширять словарный запас (знакомится с понятиями, синонимы, антонимы);
    • практиковать умение точного пересказа;
    • формировать грамотную речь (правильное склонение по числам, родам и падежам).

    Не стоит забывать, что в этом возрасте ваш ребенок еще малыш (как бы странно это не звучало). Поэтому на каждом занятии стоит помнить об элементах игры. Ниже мне хотелось бы привести примеры упражнений и игр, которые вы сможете использовать, занимаясь со своими детьми.

    1. Подбираем синонимы. Вы называете любое слово и просите малыша назвать аналогичное. Например, печальный – грустный.
    2. Подбираем антонимы. Все так же как и с первым упражнением, но уже задача назвать противоположный по значению слова. Например, большой – маленький.
    3. Отнести предметы в ту или иную группу по определенным признакам. Например, спросите ребенка, каким бывает диван (мягкий, большой, удобный, угловой и т.д). Затем подумайте, какому предмету свойственны те же качества. Например, кресло. Вспомните вместе обобщающее слово для этих предметов – мебель.
    4. Упражнения на грамматику. Тренируйте правильное согласование чисел, рода и падежей. Например, вы говорите: «У меня одна книга, а на тумбочке…», и ребенок продолжает: «…много книг».
    5. Составляем предложение из слов. Вы показываете карточки со словами. Например, мы, любить, слушать, музыка. Задача – грамматически правильно составить предложение: мы любим слушать музыку.
    6. Чтение детской художественной литературы, стишков, поговорок, скороговорок и потешек. Это до сих пор является одним из самых эффективных способов речевого развития. Так что старайтесь читать как можно больше.
    7. Игра «Угадай». Вы называете признаки предметов, а ребенок его угадывает. Например, красный, зеленый хвостик, растет летом, добавляют в салаты – помидор.
    8. Игра «Испорченный телефон». В нее здорово играть всей семьей. Загадайте слово, и произносит его друг другу тихо на ушко. Последний человек выдает то, что он в итоге услышал. Это развивает произношение и слух.

    Помните главное правило – уделяйте вашему чаду как можно больше времени и общайтесь с ним. Ваше время, внимание, любовь, забота, опыт и знания – это самое ценное, что вы можете подарить своим детям.

    Речь ребенка в 5 лет еще поправима. Так что все в ваших руках. Жду ваших лайков и комментариев. До новых встреч!

    Эмоции и социальные навыки

    5 лет – это период эмоциональных крайностей. То вы замечаете, что ваш ребёнок лучше контролирует себя, то, внезапно, он начинает «играть» в маленького и кажется совершенно беспомощным.

    В это время дети учатся сдерживать свои эмоции, хотя могут и разрыдаться из-за опрокинутого стакана с водой. Важно научить ребёнка понимать свои чувства и справляться с ними. При этом «справляться» совсем не означает подавлять негативные эмоции.

    Пятилетний ребёнок уже может осознанно посочувствовать другому или поделиться с кем-то своими проблемами.

    Проверьте, насколько эмоциональное и социальное развитие вашего сына или дочери соответствует общепринятым нормам:

    • периодически ребёнок старается нравиться людям;
    • может отличать реальность от фантазии;
    • может проявлять более независимый характер;
    • осознаёт, что в обществе есть свои правила, которым необходимо следовать;

    Ваш ребёнок может стать более общительным, если начнёт ходить в сад и будет встречаться с большим количеством детей.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]