Методические приемы формирования фразовой речи на этапе аморфных слов


Особенности развития речи ребёнка.

Развитие речи ребёнка, безусловно, связано с развитием его мозга. Мозг человека развивается снизу вверх и справа налево.

Первой появляется «стволовая речь» (отвечает ствол головного мозга). Сюда относят плач, крик, гуление, кряхтение, лепет. Это первые способы коммуникации ребёнка с внешним миром.

Ствол мозга очень важен для развития. Чтобы помочь ему успешно функционировать необходимо соблюдать режим дня, периоды сна и бодрствования, гулять на свежем воздухе.

Далее, по мере развития мозга, появляется «правополушарная речь» (приблизительно с 1 года до 2х лет). Сюда относят звукоподражание, эхолалии. Эхолалии — это когда ребёнок повторяет слово за взрослым, но не понимает его значение, у него не сформирован смысл этого слова. Ближе к 2м годам начинает формироваться «левополушарная речь».

Именно в левом полушарии происходит слияние слова-образа, слова-действия и слова-описания и у ребёнка появляется фразовая речь. Этот переход из правого полушария в левое очень важен.

Правое полушарие «отдаёт» речь и начинает заниматься следующими функциями. Если у ребёнка к 2м годам нету фразы, а тем более слов, то следует обратить на это внимание.

Путь коррекции, начатый раньше, даст больше результатов.

Методика Новиковой-Иванцовой

Метод формирования языковой системы (МФЯС), разработанный Т. Н. Новиковой-Иванцовой, применим не только при всех видах алалии, но при ДЦП и расстройствах аутистическго спектра. Также он подходит детям, перенесшим кохлеарную имплантацию, имеющим трудности со слоговой структурой речи, темпом и ритмом речи, артикуляцией звуков.

Методика построена по онтогенетическому принципу речи: от крика к гулению, от гуления к лепету и речи. Начальный этап развития речи – это крик, с его помощью маленькие дети в возрасте с рождения до 2-3 месяцев реагируют на любой дискомфорт: боль, жажду, голод. Здоровые дети кричат звонко и громко, при этом наблюдается короткий вдох и длинный выдох. Малыши с патологиями ЦНС, наоборот, кричат либо слишком громко, либо слишком тихо, и их крик походит на всхлипывания. В тяжелых случаях крик отсутствует вообще.

Гуление появляется в возрасте 3-5 месяцев. Здоровые дети начинают нараспев, протяжно произносить гласные звуки, постепенно добавляя к ним согласные. Таким образом, речевые органы малыша осваивают артикуляцию звуков. Гуление имеет интонационную окраску, ведь ребенок с его помощью реагирует на речь родителей.

У детей в возрасте 5-9 месяцев возникает лепет. Ребенок способен многократно повторять простые слоги из гласных и согласных, он внимательно прислушивается к обращенной речи, развивается длительность выдоха. В норме к 10-12 месяцам он умеет произносить простые лепетные слова типа «мама», «баба». В активном словаре у годовалых детей должно быть около 10 лепетных слов. Постепенно к двум годам дети овладевают фразовой речью.

Описанные этапы являются фундаментом развития речи. Если какой-то этап «выпадает», например, из-за тяжелой болезни, то его необходимо восстановить, иначе ребенок так и не заговорит. Методика Новиковой-Иванцовой помогает малышам заново пройти этапы гуления и лепета, освоить и усовершенствовать слоговую структуру слова, научиться произносить двусложные слова и простые фразы.

Занятия МФЯС направлены на развитие речевого аппарата и речеслухового восприятия. На начальном этапе используются упражнения на ритмику и разделение неречевых и речевых звуков. Коррекционный этап предполагает освоение комплексного невербального материала, который задействует мелкую моторику и зрительную память, поэтому овладение слоговой структурой слова происходит быстрее и качественнее.

Ключевым инструментом, запускающим речевой механизм,является музыка. Доказано, что дети, которым матери пели в раннем детстве песни на родном языке, как правило, не имеют проблем со становлением речи. Каждому занятию в методике Новиковой-Иванцовой соответствуют определенные мелодии.

Предпосылки возникновения речи.

  1. Предметно-практическая среда. Ребёнок окружён развивающей средой и понимает САМ, что песок в ведро можно насыпать, кольца на основание пирамиды надеть, в отверстия сортера вставить предметы.

  2. Базовая идентификация. Понимание карты своего тела: показывает части тела на себе, маме, игрушке, картинке.
  3. Эмоциональная сфера — понимает базовые эмоции весёлый и грустный.
  4. Различные формы общения ребёнка и взрослого.
  5. Мотивация — наличие потребности в речи. Общайтесь вопросами, а не повествовательными предложениями.
  6. Концентрация внимания. Привлекайте внимание ребёнка словами: «смотри», «посмотри», «видишь».

  7. Работа с объёмом памяти. Необходимо его поэтапно увеличивать.
  8. Вызывайте речевые автоматизмы (да — нет, много — мало, есть — нету). Дети хорошо воспринимают на уровне интонации, эмоции.

Первый уровень речевого развития характеризуют

  • Полное или частичное отсутствие речи. Как правило, дети общаются с окружающими, используя «лепетные» слова, неполные, «лепетные» предложения, подкрепляя высказывания жестами и мимикой. Активный словарь детей состоит из небольшого числа звукоподражаний и звуковых комплексов. Названия действий дети часто заменяют названиями предметов и наоборот (например, открывать — «древ» (дверь), играть в мяч — просто «мяч», самолёт — «летай»);
  • Отсутствие фразовой речи. Дети используют однословные слова-предложения;
  • Смазанное звукопроизношение, нечеткая артикуляция, невозможность произнесения многих звуков;
  • Трудности в воспроизведении слоговой структуры слова. Чаще всего дети воспроизводят односложные звуковые комплексы (кубики — «ку»), либо повторяющиеся слоги («би-би», «ту-ту»). Звуковой анализ слова для детей недоступен;
  • Отсутствие понимания значений грамматических изменений слова. Например, дети не различают форм единственного и множественного числа существительного, прошедшего времени глагола, прилагательного, форм мужского и женского рода, не понимают значения предлогов.

Методика запуска речи.

Данная методика запуска речи подходит для нормотипичного ребёнка (нет диагноза, понимает обращённую речь; слух, зрение, интеллектуальные способности в норме).

Почему следует отказаться от гаджетов?

Методика запуска речи начинается с самого простого, а для некоторых «сложного». Максимально убираем гаджеты и музыкальные игрушки. Почему?

  • Во-первых, ребёнок не видит правильной артикуляции речевого аппарата. Герои мультфильмов открывают рот автоматически.
  • Во-вторых, постоянная смена картинки снижает концентрацию внимания ребёнка. Ему будет сложно заниматься. Телевизор для ребёнка становится дофамином.
  • В-третьих, теряется навык вслушивания. Мы можем этого не замечать, (но на детях это особенно сказывается) речь, транслируемая из телевизора и живая, очень отличается по восприятию. Речь из гаджетов имеет усечённый звук. Мы сами не можем это уловить. В результате, мозг получает искажённую, урезанную информацию.

Подождите. Пусть ребёнок заговорит, а потом будут мультфильмы.

На что обратить внимание при запуске речи?

  1. Развитие крупной моторики. Именно крупная моторика даёт толчок и запускает речь. За крупную моторику отвечает ствол головного мозга и проработать его гораздо сложнее. Тут не помогут «развивашки». Важно: режим, полноценный сон, питание, движения, прогулки. В ходе развития крупной моторики изучите с малышом карту тела. Ребёнок должен знать, где у него руки, ноги, колени и так далее. Предложите поднять руки-ноги в сторону, попрыгайте, купите беговел, самокат, велосипед, играйте с мячом, плавайте.

  2. Развитие мелкой моторики — работает на понимание речи, слоговую структуру, дикцию. Вариантов развития мелкой моторики множество. Игры с песком, лепка с тестом или пластилином, нанизывание бусин, игры с камнями, су-джок, массажи, пальчиковые игры, сенсорные коробки, рисование на манке.
  3. Артикуляция и дыхательная гимнастика. Задание выбирайте исходя из возможностей и интересов Вашего ребёнка. Отличной тренировкой артикуляции речевого аппарата будет пережёвывание твёрдой пищи (яблоко, морковь). Так как все звуки и слова человек произносит на выдохе, поэтому развитие речевого дыхания также имеет колоссальное значение.

  4. Речевые упражнения. Например: визуально-ритмические ряды. Ребёнку предлагается продолжить заданную последовательность, озвучивая её.
  5. Интеллектуальные упражнения. Без новых знаний невозможно запустить в работу левое полушарие, что необходимо для связной речи.

Понаблюдайте. Какие из этих пяти направлений имеют просадку. Отстающему направлению уделите особое внимание.

Не начинайте разговор с ребёнком со слов «скажи» или «повтори». Это может вызвать речевой негативизм и полный отказ от общения.

Ваша задача, как взрослого, выстроить с ребёнком диалог. Как мы это делаем? Начинаем задавать вопросы.

  • Хочешь на улицу? (а не — мы идём на улицу)
  • Ты будешь есть суп?
  • Ты будешь есть суп или кашу? (на первое место ставят желаемое).

    Дайте ребёнку подумать, помолчать, предположить, дать реакцию. Не торопите его, не отвечайте за него. несколько раз. Он должен прочувствовать, что является участником разговора.

Методика запуска речи — вызываем первые слова.

  1. Речевые автоматизмы: да — нет. Найдите то, на что ребёнок эмоционально откликается. Пусть эта вещь, игрушка будет основой «диалога».
  2. Звукоподражание (до 2,5 лет) и звуковой жест (после 2,5 лет). При звуковом жесте мы оречевляем действие. Например: мяч упал бах. Берём мяч и при каждом соприкосновении с полом, столом говорим «бах». Таким образом, речь подчиняется действию.
  3. Глагольные составляющие. (Дай, на).
  4. Существительные. (Это кто? Это что?)
  5. Прилагательные (описание). Самые простые большой — маленький.

Запуск этих нескольких слов даст основу для дальнейшей работы, расширения словарного запаса.

Не форсируйте события. Не надо за 5 минут занятия вызывать и речевые автоматизмы, и глаголы с существительным. Выбирается одно направление работы. Ребёнок должен прожить этот речевой момент, осознать его. Только тогда будет результат. Слова «да — нет» можно отрабатывать в течение нескольких дней, а можно в течение месяца. Всё индивидуально.

Формирование фразовой речи у дошкольников с ЗПРРстатья по коррекционной педагогике

Формирование фразовой речи у детей с ЗПРР.

По модели А.А. Леонтьева процесс порождения речевого высказывания включает пять последовательных, взаимосвязанных этапов (или «фаз»).

-мотив, т. е. потребность выразить, передать определенную информацию;

— замысел, определяется о чём надо сказать;

— этап внутреннего программирования — это процесс построения некоторой смысловой схемы, на основе которой порождается речевое высказывание;

— этап лексико- грамматического развертывания высказывания

— этап его реализации «во внешнем плане» (во внешней речи).

Рассмотрим формирование фразы в онтогенезе. Мы знаем, что при норме речевого развития в 1,3-1,8 года в роли предложения выступают отдельные аморфные слова. От 1,8 до 1,10 года ребёнок объединяет в одно предложение 2 аморфных слова. В 2,6 – З года развивается сложное предложение. С 3 до 4 лет — развитие сложносочинённого и сложноподчинённого предложений. А с 4 до 6 ребёнок пробует строить предложения с союзными словами, но испытывает затруднения в построении придаточных предложений.

У детей дошкольного возраста с моторной алалией построение фразы протекает несколько иначе. Если у ребёнка с моторной алалией самостоятельно формируется фраза (приблизительно 4,5 — 5 лет), то это короткое простое предложение, в котором могут быть:

— нарушение порядка слов (тенденция к отнесению сказуемого в конец предложения);

— пропуски слов;

— отсутствие предлогов и союзов («Матик кататя ани» (Мальчик катается на санках), «Надей папаш они» (Надел на ноги сапоги) или их неправильное употребление;

— ограничение набора синтаксических связей и их расстройство.

Дети с моторной алалией преимущественно используют односоставные предложения, двусоставные, состоящие из указательного местоимения и существительного в именительном падеже (Это кот), предложения, состоящие из двух существительных (субъет — объект) или предложения в виде слова с жестом.

Особенности логопедической работы при формировании фразовой речи у детей дошкольного возраста с моторной алалией

В ходе спонтанного развития детей-алаликов их речь изменяется, но это развитие резко отличается от развития нормально говорящих детей по количественным и качественным показателям: наблюдается замедление по темпам развития, накапливаются лишь отдельные речевые действия и отдельные языковые знаки, т. е. у них не создается система. Поэтому алалики в процессе своего развития лишь переходят с одного уровня недоразвития речи на другой, оставаясь по сути дела неговорящими (или плохо говорящими) детьми. (Известно, что алалик может выучить до 200 и более слов, при этом может правильно произносить их, но оставаться ребенком без речи.)

Очевидно, что природой дефекта на пути спонтанного развития алалика поставлены какие-то препятствия, не позволяющие ему самостоятельно, без воздействия извне выйти на единственно необходимый путь формирования системы — онтогенетического развития речи нормальных детей.

Как показывает практика, при комплексном (медицинском и педагогическом) воздействии речь алаликов значительно улучшается, так как для них онтогенетическое формирование речи открывает перспективы ее развития по пути функциональному, в котором ведущую роль приобретает обучение, т. е. педагогическое (логопедическое) звено комплексного воздействия.

Общую цель логопедической работы при моторной алалии мы усматриваем в создании у алаликов такой речевой базы, которая позволяет их речи в дальнейшем развиваться спонтанно и сложиться в систему.

Наиболее оправданной моделью создания такой базы, как нам кажется, является путь развития речи в онтогенезе. Однако, при работе с алаликами, не возможно слепо копировать путь развития речи в норме с его частностями и деталями. Задача заключается в учете основных закономерностей этого пути, в ориентировке на ключевые звенья в развитии системы.

Логопедическая работа с такими детьми строится обычно поэтапно. Так Хейкинеи О. А. выделяет следующие этапы коррекционной работы:

1этап — воспитание речевой активности, формирование пассивного и активного словаря;

2 этап — формирование фразовой речи на фоне усложнения словаря и структуры фразы (ведётся работа над распространением предложений, их грамматическим оформлением, над диалогом и описательным рассказом);

3 этап — развитие связной речи и автоматизация грамматических структур. Данной этапности придерживались такие общепризнанные логопеды, как Б.М. Гриншпун, С.Н. Шаховская и др.

Формированию фразовой речи отводится ведущая роль при работе с моторными алаликами.

Основной задачей первоначальных этапов логопедического воздействия при алалии будет создание стимулов, «пусковых механизмов», которые должны обеспечить развитие речи алаликов и усвоение ими языковой системы.

На первых этапах логопедического воздействия обычно рекомендуется начинать работу над произношением и накоплением слов, обозначающих названия предметов.

После того, как накопился определенный предметный словарь (1 класс слог. структуры, либо 3 класс слог стр.), я стараюсь соединить эти слова в простые стишки. С помощью методики графомоторной стимуляции речи, когда каждый звук, слог, слово соединяется с действием. Мы рисуем одновременно двумя руками по вертикальной поверхности и одновременно проговариваем: Ком, ком, еще ком, вышла баба целиком.

Так же с помощью проигрывания ситуации с персонажами (дед, баба, Тома), а затем и наглядного моделирования с использованием компьютера, складываем слова-предметы в простой стих. Снова действие соединяем со словом, выкладываем фигурки и на каждую фигуру проговариваем слово: дома баба, дома дед, Томы дома нет, где же Тома? Она у дома.

Использование мнемотаблиц и наглядной подсказки становится необходимым в работе по формированию фразы у алаликов. Причем не только изображения предметов помогают ребенку, но также я рисую кружочки-«кнопочки», нажимая на каждую из них, произносим слово. Мы видим, что снова речь соединяется с действием: это мак, это кот, это мяч, это сок, это ты, это я, это мама моя. Таким образом расширяем фразу до 3-х и более слов.

Одновременно, как только выучили слова мама, папа, баба, вводим сказуемое. Двусловные предложения с глаголом либо в форме 1-го лица настоящего времени на основе действий с предметами (я несу, я иду и т.д.), либо в побудительной форме. Сначала это действие в повелительном наклонении. Просим ребенка, например, позвать маму, папу и т. д: мама иди, папа иди. Как часть занятия можно использовать компьютерные игры с сайта «Мерсибо», флэшка Первослов по запуску речи неговорящих детей.

Затем расширяем фразу за счет включения второстепенных членов — имен существительных в формах косвенных падежей, чаще моделью винительного падежа единственного числа (Аня, мой лялю).

После отработки названных моделей можно перейти к формированию моделей из двух главных членов: подлежащего и сказуемого. Ребенок должен высказать суждение о действиях другого лица (или животного), фраза со сказуемым в 3 лице настоящего времени. (зая сидит, миша спит, и т. д.). Учим отаечать на вопрос: Миша что делает?

Эту работу сначала следует проводить на основе наблюдений алалика над действиями окружающих его лиц (детей по группе или родителей) и лишь затем на основе дидактического материала: игрушек, картинок и т. д.

На этом этапе необходимо провести работу по дифференциации форм 1-го и 3-го лица глагола (иду — идёт), а также по дифференциации форм именительного и косвенных падежей.

В результате у ребёнка формируется ещё один тип предложения – полного, двусоставного.

Затем эту фразу расширяем до 3-х слов. Методика «Живые фразы» очень эффективна в работе с детьми-алаликами. Видеоролики с различными действиями помогают лучше понять ситуацию, увидеть кто что делает. После просмотра видеоролика начинаем составлять фразу. Картинки разложены на три кучки: люди, действия, предметы, которые закрыты сверху чистым листком бумаги. Сначала открываем первые картинки и спрашиваем: Кто это?, показывая на видеоролик, ребенок выкладывает картинку Тетя. Что делает тетя? Открываем вторую группу картинок, ребенок выбирает действие: моет. Что тетя моет ? – мяч. Проговариваем все предложение: Тетя моет мяч.

Т.о. накапливаем определенную базу в построении фразы. Выстраиваемая система дает возможность в дальнейшем спонтанно наращивать словарь-предметов, словарь-действий и соединять их во фразу, в дальнейшем расширяя ее.

Формирование фразовой речи на втором этапе логопедической работы осуществляется в следующих направлениях:

  • Работа над грамматическим строем речи;
  • Работа над структурой предложения;
  • Работа над его интонационным оформлением.

Использование в работе русских народных сказок, русского фольклора помогает развить у детей интонационную выразительность речи, формирует диалогическую речь при инсценировании сказки. Постепенно переходим к монологической связной речи. Исходя из возможностей ребенка, сказку можно упростить, составить из тех предложений, которыми владеет ребенок, заучить упрощённый текст сказки. С.Батяева («Альбом по развитию речи») в сказке «Репка» дает вариант: Баба, иди репу тянуть и т.д. Воспроизведение заученного текста быстро становится доступным ребёнку и доставляет ему большое удовольствие.

Так же моделирование сказки помогает последовательно излагать ее, не нарушая композицию произведения.

Мы рассмотрели начальный этап формирования фразы у неговорящих детей.

Т.О., созданная база, дает возможность развитию и распространению предложений, формированию структуры фразы у дошкольников с моторной алалией от элементарной к более сложной.

Методика наращивания при запуске речи.

Данная методика запуска речи предполагает наращивание, на имеющийся слог у ребёнка. Например: есть слог «МА». Ваша задача подобрать слова со слогом «МА». Написание в расчёт не берётся. Важно, как слово произносится. (мама, машина, малина, мо(а)локо). Ребенок говорит: МА, вы продолжаете: …ШИНА.

Создавайте ситуацию успеха.

Это очень важно. Пусть он произнёс неправильно. Вы в ответ повторяете слово правильно и хвалите. У дошкольников должно появиться желание выйти с Вами на диалог.

Чтобы у ребёнка сформировалось слово необходимо, чтобы в его голове было около пятидесяти образов с ним. Например: машина. Машина едет. У тебя красная машина. Какая большая машина нарисована. У машины есть колёса, руль. Мы сегодня едем на дачу на машине. Машина скорой помощи сигналит. Дети должны изучить этот предмет со всех сторон. Цвет, форма, размер, для чего нужна, как пользоваться. Мы не просто произносим одно и тоже слово, мы это всё подкрепляем картинками, игрушками, рассказом.

Не перенасыщайте информацией. Слов должно быть мало, но по делу. Ребёнок должен уловить суть.

Правильно: Смотри. Машина едет.

Неправильно: Ой, сыночек. Серёжа. Смотри, как много машин поехало. И красная, и синяя, и жёлтая. А куда это они едут все?

Из такого потока информации ребёнок не сможет уловить ничего. Представьте, что вы начали изучать иностранный язык и вам включили песню в быстром темпе с большим количеством слов, которую надо перевести. Сложно. Так и ребёнку трудно вычленить необходимую информацию.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]