Речь ребенка в 4 года Диагностика нарушений и полезные упражнения


Особенности речевого развития 4-летнего возраста

Окружение детей

Уровень речевого развития в этом возрасте максимально зависит от окружающей среды вашего сынишки или дочурки. Что имеется в виду под этим? Во-первых, воспитание в семье.

Родители не должны отмахиваться от детей, когда те желают поговорить. Умейте выслушать их в любой момент. Более того являйтесь и сами инициаторами разговора. Следите за правильностью своей речи. Вы все еще главный пример для своего чада.

Во-вторых, высококвалифицированный воспитатель и хороший детский сад также оказывают влияние. В этом возрасте ребенок проводит 50/50 времени дома и в детском саду. Поэтому очень важно найти подходящее заведение и преподавателя, который знает свое дело. Однако, нельзя скидывать все работу, направленную на развитие ребенка, на бабушек, нянь и воспитателей.

В-третьих, не стоит забывать про правильную художественную литературу и ее наличие в целом. Если у вас стоит выбор между покупкой новой игрушки или книжки, то не раздумывая берите книгу.

Читайте с ребенком как можно больше. Придумывайте задания по книгам. Например, изменить концовку или составить рассказ по картинке и т.д.

Своеобразие речи

Все вышеперечисленное можно отнести к человеческому фактору. Теперь давайте поговорим о более конкретных особенностях. Главным отличиям словарного запаса этого возраста является то, что в речи появляется больше прилагательных.

Это связано с тем, что для детей становится важно уточнить качества и признаки предмета. Также в речи увеличивается количество предлогов и местоимений.

Что касается грамматического строя, то отличительной чертой детской речи становится частое употребление более сложных предложений. Ошибки встречаются все реже, но все же они имеют место: неправильная структура предложений, неверное согласование по родам и числам и ошибочные глагольные окончания.

В вопросе звукопроизношения, артикуляция становится все лучше, натренированней и уверенней. В этом возрасте с детьми уже начинают проводить работу логопеды в детском саду. Так что при возникновении какой-либо проблемы они помогут. Будьте лишь внимательны с ребенком, чтобы вовремя заметить какие-либо нарушения.

Чем родители могут помочь?

Если же с малышом все в порядке, не стоит думать, что речь у него сформируется сама собой. Здесь уже говорилось о том, какие проблемы характерны для деток 3 – 4 лет. Вот над ними и нужно работать, постоянно проводя с детьми увлекательные игры, развивающие речь.

Итак, что конкретно требует сейчас внимания взрослых?

  • Логическое мышление, внимание, память. Это позволит малышу запоминать больше из прочитанного или увиденного, рассуждать об этом, делать выводы, излагать свои мысли последовательно.
  • Умение употреблять слова в речи синтаксически правильно (использовать род, число, падеж, лицо для употребления правильных окончаний).
  • Расширение словарного запаса. Это один из важнейших аспектов становления речи, позволяющих малышу полно, понятно и распространенно рассказывать.
  • Освоение разных форм речи (диалог, монолог, описание).
  • Работа над улучшением артикуляции. Это важно для того, чтобы малыш смог быстрее осилить сложные для него звуки (об артикуляционной гимнастике подробнее можно прочесть здесь).
  • Выразительность, темп, интонация. Ребенка нужно учить говорить с нужной силой голоса, соответственно ситуации, окрашивать речь эмоционально, не тараторить и не тянуть слова.
  • Фонематический слух. Малышу важно научиться правильно воспринимать каждый звук в слове, слышать количество слогов и их порядок.
  • Мелкая моторика. Она поможет ребенку улучшить произношение и активировать центры мозга, отвечающие за развитие речи (примеры игр на развитие моторики можно найти тут – «Моторика рук для развития речи»).

Уделите особое внимание тем проблемам, которые имеются конкретно у вашего ребенка (возможно, он не может группировать предметы по общим признакам, или не выговаривает конкретные звуки, или ему сложно запомнить текст).

Нормы речевого развития детей 4-х лет

  1. Ребенок употребляет слова точно по смыслу.
  2. В его словарном запасе присутствуют все части речи: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения и числительные.
  3. Способен описать картинку в 7-8 предложениях.
  4. Малыш способен контролировать громкость речи.
  5. В речи присутствует выразительная интонация.
  6. Правильный темп речи.
  7. Ребенок в силах выучить несложные стишки и песенки.
  8. Произношение всех звуков правильное, однако могут возникнуть проблемы с л, р, ш, щ, ц.

Основные знания и умения в 4 года

Что должен уметь ребёнок в четыре года — базовые знания и навыки:

  • хорошо владеть своим телом: уверенно двигаться и ориентироваться в пространстве;
  • уметь считать до пяти и знать, как выглядят цифры до пяти;
  • достаточно хорошо говорить: речь должна стать чище по сравнению с трёхлетним возрастом;
  • владеть навыками самообслуживания;
  • понимать некоторые социальные нормы: например, отличать хорошие поступки от плохих.

Задержка развития речи

Существует две основные причины нарушений: биологическая и социальная. Первая связана с нарушениями развития ребенка будучи еще в утробе матери (асфиксия, недоношенность, травмы при родах и т.д).

К тому же на задержку могут повлиять сложные и серьезные вакцинации. Или, например, снижение слуха.

Вторая — социальные причины зависят от окружением ребенка. Это могут быть отсутствие стимула роста, несвоевременное развитие, стрессовые ситуации, отсутствие коммуникации и т.д.

С социальными причинами обычно справиться легче, чем с биологическими. Но в любом случае, важно – вовремя заметить нарушения и обратиться к специалисту. Давайте перечислим некоторые примеры задержки речи.

  • неправильное произношение сложных слов;
  • не может составить предложение больше чем из 2-3 слов;
  • словарный запас беден (в основном состоит из слов, встречающихся в быту);
  • нарушена артикуляция;
  • не замечает ошибки за собой и другими.

Психологическое состояние

Четырёхлетние дети плохо чувствуют страх — задача родителей рассказать сыну или дочери о возможных опасностях: о потенциально опасных бытовых приборах, о бездомных животных, о прогулках в одиночестве.

В норме психологически развитый малыш в возрасте четырёх лет должен:

  • учитывать оценку своего поведения значимыми взрослыми: родителями, воспитателями;
  • быть по возможности самостоятельным;
  • уметь себя обслужить в соответствии с возрастом.

Диагностика нарушений

Вы можете проделать диагностику речевого развития с ребенком дома. Для этого есть несколько заданий, исходя из результатов которых вы сможете сделать определенные выводы.

  1. Попросите ребенка назвать слова по картинкам: игрушки, мебель, животные, времена года.
  2. Также по этим картинкам спросите о качествах этих предметов.
  3. Предложите детям выполнить какие-либо ваши поручения: принести игрушку, нарисовать дерево и т.д.
  4. Для грамматического исследования речи, попросите ребенка: изменить число существительного, посчитать предметы и произнести ласково слова, используя уменьшительно-ласкательный суффикс.
  5. В целях определения уровня развития фразовой речи, предложите малышу закончить ваше предложение. Для облегчения этой задачи, вы можете использовать картинки с подходящим сюжетом.

Двигательные навыки

Координация четырёхлетки развивается всё лучше, закрепляются приобретённые двигательные навыки и появляются новые:

  • умеет высоко и далеко прыгать, умеет кувыркаться;
  • старается попасть мячом в цель, ловит и удерживает мяч двумя руками;
  • стоя на одной ноге, держит равновесие не меньше 10 секунд, делает несколько прыжков на одной ноге;
  • становится достаточно гибким, легко наклоняя корпус из положения стоя или сидя, например, для того, чтобы обуться;
  • умеет ходить на цыпочках;
  • одевается и раздевается без помощи взрослых, или с небольшой помощью, если нужно справиться со сложной застёжкой или со шнурками.

Как помочь малышу в речевом развитии?

Тренируйте мышцы артикуляции. Для этого можно играть в различные игры. Например, поиграть с языком в прятки, постучать им по зубкам, сделать его узким или широким и т.д. Предлагаем посмотреть видео упражнений для губ и языка — артикуляционная гимастика:

Вот еще несколько важных советов, следуя которым вы сможете избежать речевых нарушений и улучшить речь вашего ребенка.

  1. Поощряйте стремление своих детей в общении. Пусть они делятся впечатлениями, рассказывают про свои интересы, задают вам и окружающим тысячу вопросов. Старайтесь всегда найти на это время.
  2. Если ребенок не стремится к общению, стимулируйте его сами. Будьте инициатором беседы. Найдите те темы для разговоров, которые заинтересуют малыша.
  3. Читайте с ребенком как можно больше сказок, рассказов, стихов. Пойте вместе детские песни.
  4. Мастерите с ребенком поделки (например, про любимых героев сказки), при этом общаясь и описывая каждый ход действий.
  5. Добавляйте элементы игры в свои упражнения. Малышам очень интересны пальчиковые игры или кукольные театры.

Полезное видео о том как развивать и формировать речь ребенка в 4 года:

Дорогие будущие или нынешние родители, уделяйте своим детям достаточно сил и времени! Ведь это способствует их правильному и успешному развитию. Надеюсь, статья про речь ребенка в 4 года была вам полезна. Оставляйте свои комментарии и делитесь своим опытом. До свидания!

Мелкая моторика

От хорошо развитой мелкой моторики зависит становление речи малыша, правильное развития мышления и памяти. Хорошо, если к четырём годам ребёнок владеет такими навыками мелкой моторики:

  • раскрашивает картинки, не выходя за контур;
  • старается вести карандаш ровно, когда рисует по точкам, не отрывает руку от листа бумаги;
  • обводит карандашом образцы, трафареты;
  • запускает юлу;
  • складывает пальцы, показывая фигуры, например, «фонарик»;
  • сам шнурует обувь или хотя бы пробует справиться со шнурками;
  • нанизывает на нить пуговицы или бусины с крупными отверстиями;
  • достаточно ровно вырезает ножницами бумажные фигуры.

Если ваш ребёнок пока не владеет каждым из этих навыков — ему легко помочь: вместе поучиться завязывать шнурки, поиграть с бусинами, показать, как складываются фигурки из пальцев.

Когда стоит беспокоиться за развитие ребёнка?

Особенности ребёнка, которые в четырёхлетнем возрасте могут указывать на задержку развития:

  • не может сосредоточиться на одном занятии даже на несколько минут;
  • не контролирует эмоции, случаются вспышки агрессии;
  • не играет с игрушками и не интересуется ими;
  • не использует в речи сложные предложения, вообще затрудняется с устным изложением мыслей;
  • слишком подвижен или, наоборот, очень медлителен.

Заметив подобные симптомы у ребёнка, посоветуйтесь с участковым педиатром.

Выводы

Итак, 4 года — это период открытий, как для малыша, так и для его родителей. Четырехлетний ребенок активно познает себя и мир, у него проявляются способности и таланты. Навыки, полученные ранее, продолжают совершенствоваться. Происходит интенсивное физическое, умственное и личностное развитие ребенка: малыш учится управлять своим телом и эмоциями, развивается память, внимание, мышление, речь и воображение. Четырехлеткам просто необходимо общение со сверстниками, ведь развитие малышей происходит, в основном, именно в сюжетно-ролевой игре.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]