Логопедический массаж в комплексной системе преодоления заикания


Логопедический массаж

О методе логопедический массаж

С помощью логопедического массажа можно исправить и полностью ликвидировать серьёзные речевые нарушения, начиная от заикания и заканчивая частичной и даже полной потерей речи. Метод хорошо помогает корректировать речь, её эмоциональную окраску, правильное произношение звуков.
Логопедический массаж состоит из комплекса индивидуально подобранных упражнений, воздействующих на мышцы, нервные окончания и другие ткани речевого аппарата. Специальные техники помогают расслабить лицевую мускулатуру, нормализовать тонус мышц и звукопроизношение.

Выполняют логопедический массаж уже на 3 месяце, когда новорождённый начинает гулить. В этот период для стимулирования речевого навыка рекомендуется делать пальчиковый массаж. Если к двум годам ребёнок так и не начал чётко говорить — это веский повод для обращения к неврологу и логопеду. Но логопедический массаж не поздно начинать и в старшем детском возрасте. Начиная с 3-х лет, можно проводить зондовый логопедический массаж. Особенно актуально записаться на логопедический массаж в 5-6 летнем возрасте: правильная речь поможет ребёнку легче адаптироваться в школе.

В НИИ Неврологии и Педиатрии «Дети Индиго» применяют несколько видов логопедического массажа:

  • классический ручной;
  • точечный (стимулируются активные акупунктурные зонысвязанные с речевыми центрами в головном мозге);
  • зондовый логопедический массаж (осуществляет при помощи профессиональных инструментов, позволяющих прицельно стимулировать необходимые участки артикуляционного аппарата).

Показания для логопедического массажа

Многие расстройства речи можно исправить с помощь логопедического массажа (дизартрия, ринолалия, афазия и др.), даже если бессильны другие педагогические коррекционные методики. При задержке речевого и психического развития, нарушении воспроизведения звуков, заикании, отсутствии эмоциональности в речи и других проблемах оптимален метод зондового логопедического массажа. Например, при дизартрии (нарушение произношения слов, речь спутанная, с носовым прононсом, «каша во рту») логопедический массаж помогает активизировать мышцы речевого аппарата, сформировать правильный глотательный рефлекс, скоординировать движения языка, простимулировать передачу импульсов к коре головного мозга. Метод дает хорошие результаты при обильном слюнотечении (саливации).

Как проходит процедура логопедического массажа

Логопедический массаж начинают с общего массажа лица, поглаживания и растирания лба, щек, губ и т.д. После того, как мышцы лица разогреты, переходят к массажу проблемных зон. Один из главных пунктов – логопедический массаж для языка, поскольку это наиболее важный артикуляционный орган. Зонд для логопедического массажа чаще всего применяют именно в области языка. Зонды для логопедического массажа стерильны, не имеют острых кромок.

Вся процедура может длиться от 15 до 30 минут, в зависимости от задач и степени нарушения речевой функции. Лечение проводится курсами, по 10-15 сеансов. Между курсами делают перерывы до 2-3 месяцев ( в зависимости от клинической картины) для закрепления достигнутых результатов.

В НИИ Неврологии и Педиатрии «Дети Индиго» логопедический массаж проводит опытный логопед. Лучше, если мама оставит малыша со специалистом наедине. Как показывает практика, это позволяет эффективнее вовлечь ребенка.

В Центре «Дети Индиго предусмотрено все, чтобы логопедический массаж приносил удовольствие ребёнку. Занятия проводятся в игровой форме, в отдельном оборудованном помещении. Важно снять психологическое напряжение и обеспечить хороший результат от упражнений.

В ходе проведения логопедического массажа применяются такие методики как сказкотерапия. Приемы сказкотерапии особенно хороши для занятий с детьми аутистами, так как хорошо помогают вовлечь ребенка в диалог.

Другой прием — логоритмика – хорош для деток с несформировавшимися речевыми навыками. Простые стишки и ритмичные тексты в комплексе с движениями работают на то, чтоб у ребенка возникло желание участвовать в речи.

Общая информация

Основная цель массажа при заикании — механическое воздействие на состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов. Проводится логопедом, при необходимости применяются зонды.

Логомассаж является частью комплексной терапии. Иными словами, он не может быть панацей, но способен улучшить состояние ребенка.

Заикаться дети начинают по разным причинам. Ученые считают, что все дело в сочетании генетических, неврологических факторов. Предрасполагающий фактор — гипертонус мышц. У взрослых недуг появляется после контузии, травмы головы, инсульта.

Использовать массаж можно как в условиях специального учреждения, так и в домашней обстановке. Но перед его применением больного проверяют врачи. У процедуры есть противопоказания. Воздействие проводят курсами с небольшим перерывом между ними.

Массаж помогает расслабить мышцы — голосовые, артикуляционные, регулирующие процесс дыхания. Происходит нормализация психического состояния ребенка. Усиливается метаболизм и улучшается кровообращение. На фоне этого происходит снижение проявлений заикания.

Польза массажа при заикании

Положительное воздействие на артикуляцию оказывает специальный массаж головы, шейного отдела, воротниковой зоны, спины, грудной клетки и плеч. Польза от такой процедуры видна спустя несколько сеансов, но иногда требуется прохождение 1-2 курсов лечения.

Преимуществами массажа при логоневрозе являются:

  • активизация обменных процессов в организме;
  • повышение либо снижение тонуса мышц;
  • улучшение циркуляции крови;
  • усиление метаболизма;
  • формирование правильного речевого навыка;
  • профилактика рецидивов заболевания;
  • полное устранение либо минимизация дефектов речи.

Процедура не имеет противопоказаний, а освоив правильную технику массажа, родители смогут делать его своему ребенку в домашних условиях.

Самомассаж

Специалист может научить детей навыкам самомассажа. Для этого не требуется особых усилий. Дошкольников учат перед зеркалом, показывая образец действия и прося повторить:

  • Первое упражнение – ладони аккуратно гладят щеки, работая от носа к ушам. Можно гладить по голове, спускаясь с волос ниже.
  • Второе упражнение – от середины лба к вискам проводить пальцами с нажимом, словно рисуя дорожки. Можно рисовать «елочку».
  • Третье упражнение – постукивание подушечками по лбу и щекам. Упражнений может быть больше. Комплекс составляется логопедом на основе индивидуальных особенностей ребенка.

У Крупенчук есть авторская методика. Она усовершенствовала комплекс Дьяковой. Для проведения массажа используют обычные ложки — это позитивнее воспринимается ребенком.

Процесс можно соединить с играми. В таком случае детям будет интереснее выполнять задания логопеда. В качестве стимула можно давать наклейку или возможность выбрать игру.

Воздействие точечное

Когда ребенок начинает запинаться, ему показан точечный массаж. Правила проведения манипуляций:

  • прикосновения легкие, без сильного давления;
  • воздействие на одну точку занимает 2–3 сек, не более;
  • на сеансе не прорабатывается более 4 активных точек;
  • количество прорабатываемых сегментов с каждым последующим сеансом увеличивается на 4 точки;
  • массаж не проводится, если ребенок раздражен, плачет — он должен чувствовать себя комфортно;
  • манипуляции проводятся чистыми, теплыми, сухими руками;
  • массаж начинают через час после еды и не дают малышу есть еще час после процедуры, воду комнатной температуры после дают обязательно.

Точечный массаж часто сочетают с сегментарной техникой. Предварительно расслабив зажатую мышцу, начинают давление на точки. Первый сеанс длится 5 мин. Постепенно время доводят до 20 мин.

В момент проведения массажа специалист наблюдает за состоянием пациента. Если он чувствует себя плохо, нервничает, массаж прекращают. Если манипуляции проводятся на детях школьного возраста, на 1–2 недели их отстраняют от учебы, ограничивают социальное общение. В комплексе проводятся занятия с логопедом с выполнением домашних заданий. На это отводится 2 часа.

Схема точечного массажа лица

Выполняется процедура подушечками пальцев. Пациент находится в лежачем положении на спине или сидит в удобном кресле с высокой спинкой. В центр лба устанавливают подушечки указательных пальцев, проводят в стороны над бровями, продвигаясь к вискам. Манипуляция выполняется 2–3 раза. Далее пальцы располагают по обе стороны переносицы, напротив внутренних уголков глаз. Легко надавливают на точки и удерживают 2–3 сек.

Затем двигаются под глазами, вдоль косточек к вискам, поднимаются, проходят под бровями и возвращаются в исходную точку. Делают 3–5 круговых движений вперед и назад.

Из исходной точки начинают легкие щипковые движения вдоль бровей. Из исходной точки на переносице делают несколько движений к крыльям носа, надавливая на них по 2–3 сек.

Переходят к ушам. Указательным и большим пальцами берутся за мочки и аккуратными круговыми движениями массируют их. Надавливают на точку под мочками. Спускаются по шее вниз вдоль лимфатических узлов. На них не надавливают. Прием стимулирует отток лимфы, укрепляет гортанные мышцы. Далее прорабатывают зону ключиц. Поднимаются по гортани. Захватив ее тремя пальцами, выполняют ритмичные движения, растягивая немного кожу в стороны. Для повышения эффективности, пациенту предлагают произносить гласные буквы нараспев.

Далее переходят к волосистой части головы. Рука массажиста располагается таким образом, чтобы четыре пальца охватили лобную долю, а большой палец лег на макушку или за ней. Аккуратными поступательными движениями, без нажима, массируют голову. Затем ставят пальцы обеих рук в области родничка и, без нажима, работают вдоль пробора, переходя постепенно на затылочную часть. В области первого шейного позвонка ставят подушечки указательных пальцев на активные точки. Они находятся во впадинках на удалении от позвоночника, примерно в 2 см. Удерживают на них пальцы 2–3 сек., затем массируют круговыми движениями 3 раза вперед и 3 раза назад. Выполняя их, спускаются вдоль шеи к воротниковой зоне. Затем прорабатывают линию в обратном направлении уже подушечками больших пальцев. Переходят к зоне за ушными раковинами и прорабатывают ее круговыми движениями.

Курс массажа составляет 2–3 недели без перерыва. Через 20 дней его повторяют.

После полного излечения желательно проводить курс в профилактических целях 3–4 раза в год.

Сегментарный массаж при дефектах речи: техника выполнения

Сегментарное воздействие на тело малыша оказывает благоприятный эффект на весь организм. Перед манипуляцией ребенок садится в удобную для него позу, старается расслабиться. Ему нужно вытянуть руки вдоль туловища, полностью расслабить ноги. Также массаж может проводиться, когда малыш сидит в кресле, при этом голова должна быть немного наклонена на специальный мягкий подголовник.

Сегментарный массаж специалист проводит, стоя за головой пациента. Во время процедуры используется несколько основных приемов: растирание, разминание, поглаживание, поколачивание, вибрация, переменные нажатия.

Причины возникновения ортопедических орофациальных нарушений

Не существует известной единственной известной причины орофациальных миологических проблем у детей. Они могут быть вызваны несколькими факторами:

  • Закупорка носовых ходов из-за размера миндалин или аллергии. Когда носовые ходы заблокированы, дети могут дышать через рот.
  • Все, что вызывает смещение языка в состоянии покоя или затрудняет удержание губ в состоянии покоя.
  • Привычки сосать и жевать в возрасте старше 3 лет.
  • Сосание больших пальцев рук, соски или одеял
  • Привычка грызть ногти
  • Привычное прикусывание щеки или губы
  • Жевание воротничков одежды
  • Увеличенные миндалины или аденоиды
  • Заложенность носа
  • Узкое или сводчатое небо
  • Большой язык
  • Аллергия, ограничивающая проходимость дыхательных путей
  • Структурные или физиологические аномалии, такие как коротка уздечка языка
  • Неврологические аномалии или аномалии развития
  • Наследственная предрасположенность

Часто встречающиеся ортопедические орофациальные нарушения у детей

  • Постоянно приоткрытый рот
  • Высовывание языка, даже когда ребенок не разговаривает и не ест
  • Ограниченная подвижность языка
  • Перекашивание или скручивание губ
  • Неправильные жевательные функции
  • Измененные модели речи
  • Асимметричный вид лица
  • Жевание одной стороной рта
  • Толкание пиши языком (неправильная модель глотания)
  • Неправильное положение основания языка
  • Боли в ушках при переменах атмосферного давления
  • Трудности произнесения некоторых звуков, например «с» в слове «солнце», «ш» в слове «швабра»
  • Текущие изо рта слюни, особенно после достижения двухлетнего возраста
  • Трудности смыкания губы при глотании
  • Противопоказания к применению

    Любые техники массажа активируют мозговые центры, что может стать причиной ухудшения состояния пациента при наличии дополнительных патологий, хронических и инфекционных заболеваний. Противопоказания к массажным манипуляциям:

    • пневмония, вирусные болезни, отит, ангина;
    • болезни крови;
    • онкология;
    • повреждения кожных покровов;
    • высыпания на коже аллергического характера;
    • рефлекс рвотный;
    • температура;
    • воспаление лимфоузлов.

    Основные приемы

    Каждый сеанс начинается с поглаживания. Его чередуют с другими приемами, но заканчивают всегда только им. Оно может быть поверхностным – кисть слегка касается кожи, нежно и ласково, глубоким обхватывающим движением воздействует на рецепторы кожи и нервную систему. Ладонь плотно прижимается к области и скользит по анатомическим контурам.

    Поглаживания «граблей» — пальцы широко разведены, подушечки активно массируют область нажима. Выполняются по кругу, зигзагу, волнообразно.

    Растирание заключается в сильном давлении на маленькую область мышц. Выполняется как подушечками пальцев, так и всей ладонью. Степень воздействия определяется индивидуально. Направления спиральные и прямые.

    Разминание – ткань аккуратно перетирается, сдавливается, сжимается. Применяется на небольшом участке. Выполняют подушечками пальцев, в редких случаях допускается пощипывание.

    Вибрация создается за счет легкого постукивания пальцами по поверхности мышц. Используется на участках с минимальным количеством жира и там, где выходят черепно-мозговые нервы. Плотное нажатие позволяет прицельно воздействовать на биологически активные точки (БАТ).

    Помощь от логопедического массажа будет ощущаться только при регулярности сеансов, высокой квалификации специалиста. Выбор приемов зависит от тонуса мышц, патологических особенностей.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]