Первые упоминания о детях с отклонениями в умственном развитии появились еще во времена Древней Греции. Аристотель, изучавший развитие человека, уже тогда смог обнаружить проблемы в психическом здоровье ребенка. Но, к сожалению, в силу отсутствия методов борьбы с подобными патологиями, такие дети становились изгоями.
Впоследствии, когда на смену примитивной медицине пришли эффективные способы лечения, вопрос о помощи таким детям стал одним из актуальных. Таким образом зародилась наука дефектология, предметом изучения которой стали «аномальные» дети, в частности закономерности их развития, особенности воспитания и обучения, а также вопросы приобщения их к трудовой деятельности и адаптации к социуму.
Предмет изучения и основные задачи дефектологии
Дефектология разветвляется на отдельные отрасли
:
- сурдопедагогика
(изучает проблемы в обучении и воспитании детей с недостаточным слухом); - тифлопедагогика
(методика обучения детей с недостаточным зрением); - олигофренопедагогика
(образование и воспитание детей с интеллектуальными отклонениями); - логопедия (изучение и коррекция плохо развитых речевых способностей);
- сурдотифлопедагогика (воспитание и образование слепоглухонемых);
- амблиология (социализация людей с плохим зрением).
Предметом изучения дефектологии являются дети с различными отклонениями. Они могут выражаться как в физическом, так и в психическом виде. Наука исследует природу происхождения недостатков, способы обучения, развития и воспитания аномальных детей.
Задачи и цели дисциплины:
- выявление причин и природы происхождения дефекта;
- определение социального и психического развития;
- установление задач для преодоления отклонения, если это возможно;
- назначение специального воспитания и обучения для конкретного ребенка с отклонениями.
Задачи и цели дефектологии тесно переплетаются с коррекционной педагогикой. Но отличие в том, что дефектология имеет свое построение. Оно основано на выделении специальных систем и методов образования и воспитания.
Первичные дефекты
Дефектологи сосредоточились на взаимодействии первичных дефектов и вторичных признаков нарушений развития. Мы уже рассмотрели примеры, когда первичный дефект вызывает симптомы. Вторичные признаки, однако, также могут спонтанно влиять на первичный дефект. Однако вторичный дефект (языковая заторможенность) трансформируется при все более адекватном использовании возможностей послушного чтения (бесконечное прослушивание).
Другое применение. Обесценение механической памяти у умственно отсталых детей является основным признаком интеллектуального дефекта, поскольку связано с биологически обусловленной неполнотой замикающающей функции коры головного мозга. Она может быть в некоторой степени компенсирована, исправляя такие вторичные признаки умственной неполноценности, как ухудшение логической памяти.
Следует подчеркнуть, что положительное воспитательное, воздействие подвергается вторичным трудностям в развитии аномальных детей, так как их появление в основном связано с промежуточными факторами умственного развития. Если при обучении детей с тем или иным дефектом на ранних стадиях их развития не учитываются особенности и трудности овладения несоциальной культурой, вызванные первичным дефектом, то в развитии ребенка возникает вторичное неравенство. В таких условиях, как отмечал Л.С. Виготский, происходит дивергенция, то есть дивергенция биологических и социальных планов развития, в то время как развитие нормального ребенка характеризуется именно сплоченностью этих двух планов.
Такое отсутствие самостоятельности биологического преддумова развития и влияние окружающей среды на аномального ребенка, не влияющее на специфику, пока традиционно рассчитанное на нормальную психофизиологическую организацию, может быть принято во внимание для ЛС. Вигоцкий, основной специфический рис умственного развития аномальных детей.
Чем раньше создаются особые условия для воспитания аномального ребенка, тем оптимальнее учитывается особенность его развития, обусловленная прежде всего ядерными особенностями дефекта, тем эффективнее может быть предотвращено или как-то сглажено возникновение вторичных заболеваний.
Необходимо учитывать важную закономерность аномального развития: Чем дальше вторичное нарушение от основной причины (первичный дефект, вызванный фактором заболевания), тем больше оно косвенно связано с первичным дефектом, тем легче его исправить с помощью педагогических средств воздействия.
Например, важнее исправить ошибки в фонетическом и словосочетании глухого ребенка, так как они наиболее тесно связаны с первичным дефектом, так как неправильное истолкование в этом случае зависит от неспособности людей обеспечить слуховой контроль над собственной речью. Другие недостатки языкового развития глухих людей (ограниченный словарный запас, неправильная грамматическая структура языка и понимание смысловых значений слов) могут быть более успешно устранены в соответствующих образовательных условиях, так как они более косвенно связаны с первичными дефнимитомерами. Для их коррекции можно в значительной степени использовать сохранившуюся зоологию глухих, в частности, их понимание письменности, значительные возможности в осуществлении активной мыслительной деятельности.
Основы
В основе дефектологии заложены коррекционно-педагогические принципы:
- направленность педагогического процесса на каждого ребенка;
- целостность и системность;
- гуманное отношение педагогов к детям с аномалиями;
- исключение чрезмерной требовательности к отстающему ребенку;
- положительная направленность процесса обучения и воспитания;
- задействование социального окружения для адаптации ребенка в социуме;
- изучение возможностей ребенка и предоставление задач по силам.
Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.
Помимо вышесказанного деятельность науки предусматривает разработку новых методов и способов, направленных на помощь детям с различными аномалиями.
Историческая справка
Дефектология как наука относится к педагогической практике научного познания детей из разных возрастных групп, у которых выявлены отклонения физического или психического развития, вследствие чего они лишены возможности обучаться и воспитываться в обычных условиях, определенных существующей культурой.
Сам термин «дефектология» произошел от слияния двух слов: defectus (в переводе с латыни – «отсутствие» или «недостаток») и logos (в переводе с греческого λόγος — «учение, слово, мысль»). Таким образом, понятие дефектологии отражает всю суть учения и используется в качестве титульного названия для отрасли теоретического и практического систематического обучения и воспитания лиц, у которых диагностированы недостатки (дефекты) физического или психического развития.
В странах ближнего и дальнего зарубежья под этим понятием подразумевают «особую обучающую программу» или «лечебную педагогическую деятельность», направленную на образование всех детей, которых отличает от обычных наличие пороков развития.
История дефектологии берет свое начало в 20 столетии. Эта отрасль начала активно развиваться с того момента, как правительство взяло на себя ответственность за умственно отсталых детей и подростков. Решающим для этого направления научного познания стал 1917 год, когда государство решило главный вопрос об опеке над такими детьми, начав строительство сразу нескольких специальных учреждений.
Рекомендуем: Аутизм — это
Выдающимися личностями, которые внесли огромный вклад в развитие науки дефектологии, а также были ее активными деятелями, являются:
- И.В. Маляревский, основатель первого в России частного детского заведения врачебно-воспитательного типа с целью оказания помощи детям, предрасположенным к нервным и душевным заболеваниям.
- Л.С. Выготский, отечественный психолог, педагог-дефектолог, экспериментатор, автор книги «Основы дефектологии» (1934 г.). Основоположник коррекционной педагогики для аномальных детей, руководитель специального научно-практического института, который действует до сих пор.
- Н.А. Власова, профессор и кандидат педагогических наук, осуществляющая свою деятельность по направлениям дефектология и логопедия, впервые применившая логопедическую ритмику для занятий с заикающимися детьми.
- Е.К. Грачева, первый в России педагог-дефектолог, осуществляла свою деятельность в приютах для слабоумных подростков и детей.
- В.П. Кащенко, руководитель уникального учреждения, в котором занимались вопросами педагогической адаптации к социуму детей 4-16 лет, имеющих патологии развития.
- Г.И. Россолимо, выдающийся психиатр и по совместительству невропатолог, который занимался изучением особенностей развития детской психики и физического здоровья.
В настоящий момент в России открыто немало дошкольных учреждений, школ и лечебно-оздоровительных комплексов, основной деятельностью которых является организация и осуществление воспитательного процесса, обучения, оздоровления детей с особыми потребностями, а также их подготовка к социальным взаимоотношениями и адаптации в условиях ближайшего окружения.
Связь с другими науками
Дефектология переплетается со специальной психологией
, педагогикой философией. Помимо этих дисциплин присутствует прямая связь с медициной. Изобразим схематически:
Связь между науками многообразна и охватывает широкий спектр различных областей.
Дефектолог кто это и что лечит
Дефектолог – это специалист широкого плана. Он занимается воспитанием и развитием детей с различной степенью отклонений. Нормы можно посмотреть тут. Основная цель – адаптация ребенка в социальной сфере, помощь в формировании способностей и реабилитация.
Лица, требующие консультации дефектолога:
- глухие. Сюда также входят слабослышащие дети;
- слепые или с плохим зрением;
- дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- умственно-отсталые;
- с тяжелыми нарушениями речи (дислалия, дизартрия, дисфония, ринолалия, заикание,
алалия, афазия, дислексия
)
; - с задержкой психического развития;
- с расстройством аутического спектра;
- с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Важно: обращение за помощью к специалисту-дефектологу – это обязательное мероприятие для помощи ребенку с перечисленными нарушениями.
Работа в детском саду
Специалист обследует каждого малыша. Определяет уровень социального, познавательного и речевого развития. Параллельно с исследованием проводится обучающая работа. Она нужна для компенсации и корректировки обнаруженных нарушений. Дефектолог одним из первых осматривает детей. Он изучает медицинские карты, чтобы выявить природу патологий. После его заключения к обследованию приступают логопеды, психологи и другие врачи.
Одна из главных целей дефектолога – это повышение познавательной активности малыша. В комплексе с навыком познавать развивается умение мыслить, тренируется воображение, формируется память и правильное восприятие окружающего мира. Выработка умений происходит в игровой форме. Специалист задействует родителей для оказания помощи ребенку. Также в процессе должны принимать участие воспитатели детского садика.
Важно: в посещении
кабинетадефектолога и его услугах нуждаются далеко не все дети. Только те, у которых выявлены психические или физические аномалии.
Какие цели преследует эта область научного познания
Дефектология, как изучающая индивидуальные черты и особые потребности детей с патологиями наука, ставит перед собой задачи выявления природы обнаруженного дефекта, определения его причинно-следственных связей и влияния на психические функции, изучение закономерностей развития, обучения, приобщения детей с отклонениями к социальным и педагогическим нормам современной жизни. Также наука отвечает за обобщение, систематизацию и внедрение полученных результатов в практику для совершенствования деятельности.
Рекомендуем: Гиперактивность у ребенка
Различные научные методы дефектологии применяются с целью объективного исследования физических недостатков или психических дефектов у детей. Таким образом осуществляется научный подход, обусловливающий основные задачи дефектологии, к которым относятся:
- Организация воспитательного и обучающего процессов в рамках образовательных программ дошкольных учреждений и школ для детей с особыми потребностями.
- Становление личности при ограниченных возможностях жизнедеятельности.
- Формирование психолого-педагогических классификаций категорий пациентов с разными нарушениями.
- Разработка дифференцированного подхода к процессам воспитания и обучения в условиях ограниченных возможностей.
- Коррекция недостатков восприятия и познавательных навыков.
- Обоснование используемых в обучении методов и принципов организации комплексов специальных упражнений, позволяющих создавать оптимальные условия для воспитания и обучения.
- Выявление основных целей, направлений, задач, а также разработка концепций и систем для лиц, нуждающихся в специальном образовании.
- Обобщение полученного опыта, внедрение результатов новых исследований и разработка более усовершенствованных образовательных приемов и программ.
- Систематизация теоретических и практических данных для создания стандартов, учебников и методической литературы для специалистов, работающих с пациентами с ограниченными возможностями.
- Прогнозирование переспектив в сфере специального образования.
- Исследование и внедрение психологических и педагогических механизмов, методов и средств, позволяющих проводить профилактику нарушений и патологий.
- Поиск путей и способов улучшения жизни лиц с аномалиями развития с целью создания для них комфортных условий в современном обществе.
Все эти и другие задачи дефектологии позволяют осуществлять основную деятельность научного направления – оказывать специальную помощь лицам, имеющим особые нужды, с целью открытия перед ними возможностей принимать активное участие в общественной деятельности и жить насыщенной жизнью.