Логопедические стишки и потешки на занятии в старшей группе


Чистая и четкая речь ребенка – результат заботы его родителей. Чтобы у малыша не было проблем с произношением определенных звуков, можно проводить логопедические занятия дома. Для детей 4-5 лет (а также младше или постарше) обычно подбирают логопедические стишки, которые дают возможность превратить упражнения в веселую занимательную игру.

Логопедические стишки – это рифмованные предложения для автоматизации произношения сложных звуков и пополнения словарного запаса. Озвучивание таких рифмовок заставляет работать артикуляционный аппарат, память, воображение. К сожалению, эти упражнения не могут полностью заменить занятий с участием специалиста. Но их выполнение настолько улучшает ситуацию, что ребенку будет намного легче общаться с логопедом, и количество занятий существенно сократится.

Логопедические стишки для детей с нарушениями речи

Логопедические стишки для детей 4-5 лет представляют собой рифмованные предложения, с помощью которых происходит автоматизация произношения трудных звуков. Также пополняется словарный запас, работает артикуляционный аппарат, память и воображение.

Занятия по произношению звуков

Важно! Обучение будет легким и эффективным, если в нем присутствует игра. Не имеет значения, два года ребенку или четыре-пять лет. Процесс заучивания стишков в таком случае окажется занимательным, интересным и для малыша, и для взрослого. В моменты игры кроха успеет отточить мастерство в выговаривании трудных звуков, отдохнуть, увлечься процессом.

Полностью заменить занятия с логопедом такие упражнения не могут, но они помогают существенно улучшить ситуацию. Малыш начинает с удовольствием общаться со специалистом, что сокращает визиты к нему.

Условия успеха:

  • С начинающими проводить занятия по 2-3 минуты. Постепенно довести до 15-20 минут.
  • Заниматься 2-3 раза в день. Лучше всего после завтрака и дневного сна.
  • Заниматься следует последовательно. Можно написать примерный конспект упражнений, план занятий, чтобы формировался устойчивый навык.
  • Упражняться в отведенном для занятий месте, чтобы ничего не отвлекало.
  • Привнести в упражнения игровые моменты, смешные жесты и мимику, можно пропевать стишки. Тогда они превратятся в распевку и будут одновременно развивать слух.
  • Хвалить за достижения.
  • Не заставлять заниматься, если ребенок не хочет. Перенести урок на другое время.

Логопедические стихи для отработки буквы «л»

Ход игры

Посередине площадки чертят большой круг или кладут толстый шнур в форме круга. Внутри круга — «болото»

. Группа детей располагается по краю круга, остальные садятся на стулья, расставленные на одной стороне площадки. Вместе с детьми, сидящими на стульях,ведущий декламирует:

По тропинке, по дорожке

Скачут, прыгают лягушки.

Ква-ква-ква,

Скачут, прыгают лягушки.

Ква-ква-ква.

Дети, сидящие по кругу, подпрыгивают, изображая лягушек. По окончании стихотворения дети, сидящие на стульях, хлопают в ладоши (пугают «лягушек»

).
«Лягушки»
прыгают в
«болото»
: перепрыгивают через черту и присаживаются на корточки, произнося
«ква-ква»
с глубоким выдохом.

В конце игры ведущий просит детей потянуться, поднять вверх руки, посмотреть на них (вдох)

.

ЗВУКИ ПО КРУГУ

Цель: развитие фонематического слуха, распознавание звуков в контексте слова и определение их места в названии предмета.

Материал: коробка с маленькими предметами или карточками с изображенными на них предметами, расположенными так, чтобы при их назывании в них слышался отрабатываемый звук; коврик,6 коробок: 3 — зеленых, 3 — синих.

Логопедические потешки для детей 5-6 лет

Игра может складываться не только из логопедических стишков для детей 5-6 лет, но и из потешек. Потешки используются с давних времен для развития речи самых маленьких детей. Каждому малышу они запоминаются на долгие годы. Слыша знакомые звуки, он всегда улыбается и спешит повторять за родителем.

Картотека игр по речевому развитию у 2 младшей группы ДОУ

Обратите внимание! Потешки стоит проговаривать сначала неторопливо, то повышая, то понижая высоту голоса. Можно экспериментировать с тембром: говорить сердито, а затем нежно – так ребенок будет считывать эмоции. Также малыш словно окажется в мире сказки, что непременно его увлечет в дальнейшем.

Примеры потешек:

  • Мышка весело жила, на пуху в углу спала. Ела мышка хлеб и сало, только мышке было мало!
  • Веник пол подметал, очень сильно устал! Он чихнул и зевнул, а затем он лег под стул.
  • Тише мыши! Кот на крыше! Но котята еще выше!

Логопедические диктанты для обучающихся 1-4 классов

2 класс.

Осень.

Дует сильный ветер. Небо в тучах. Целый день идет частый дождик. Кругом лужи. Птицы улетели в теплые края. Сороки скачут около жилища людей. Настала скучная пора. (27 слов).

3 класс

Прощание с осенью.

В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.

Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Все вокруг стало нарядным. Две вороны сели на березу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмерзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.

(49 слов).

4 класс.

Отлет.

Болота стали замерзать. Болотные птицы первыми тронулись в путь.

Лебеди, гуси и утки готовились к отлету. Старые учили молодых. Каждое утро молодежь делала прогулки. Она укрепляла крылья для далекого перелета.

Умные вожаки обучали отдельные стаи и потом всех вместе. Сколько было крика, веселья, радости!

Только Серая Шейка мирилась с судьбой. Как она плавала, как ныряла! Вода для уточки составляла все.

(61 слово). (По Д.Н.Мамину – Сибиряку).

Проведение логопедического диктанта во 2-х классах.

Цели:

1.Выявление детей с нарушением письменной речи среди учащихся 2-х классов

по следующим направлениям:

  • Отграничение речевых единиц на уровне слова, предложения.
  • Ошибки звукового анализа.
  • Обозначение мягкости согласных.
  • Смешение букв по акустико-артикуляционному сходству, по кинетическому сходству.
  • Персеверации.
  • Антиципации.
  • Аграмматизмы, нарушения при :

— словообразовании,

— согласовании,

— управлении,

— употреблении предлогов.

Диктанты.

Лепка.

Андрюша и Лена взяли глину. Ребята налили воду в банку. Девочка лепит репку. Вот хвостик. Тут листик. У Андрюши вышли зайка и слон. Зайчик белый. Слон серый.

Сёстры.

Таня идёт в школу. Ей семь лет. А Света мала. Она играет в куклы. Дедушка Петя принёс букварь. Таня учит Свету читать. Малышка смотрит картинки.

Ландыши.

Сережа и Полина зашли в чащу леса. Там цвели ландыши. Хороши эти чудесные цветы! Они похожи на маленькие чашечки. Ландыши любят расти в глуши.

Весна.

Ещё мороз и холод. Кругом снег и сугробы. А в нашем классе уже весна. На окошках в бутылках и банках стоят ветки деревьев. На ветках берёзки уже показались душистые листочки. А на ветках ольхи висят золотые серёжки. Совсем как весной в саду!

Проведение логопедического диктанта в 4-х классах.

Цели:

1.Выявление детей с нарушением письменной речи среди учащихся 4-х классов

по следующим направлениям:

  • Отграничение речевых единиц на уровне слова, предложения.
  • Ошибки звукового анализа.
  • Обозначение мягкости согласных.
  • Смешение букв по акустико-артикуляционному сходству, по кинетическому сходству.
  • Персеверации.
  • Антиципации.
  • Аграмматизмы, нарушения при :

— словообразовании,

— согласовании,

— управлении,

— употреблении предлогов.

Диктанты.

Надёжный товарищ.

Андрюша и Ася сидели за одной партой. Андрюша всегда защищал слабых. Ася всего боялась.

Однажды Андрюша принёс банку с пауками. Ася испугалась. Мальчику стало стыдно.

Ведь Ася слабее Андрюши.

На другой день он встречал девочку у её

дома. Они пошли в школу вместе. Дорогой попадались собаки, коза. Ася не струсила. Рядом шёл товарищ по классу.

Колючая красавица.

Пожелтела листва на берёзе. Опадают покрасневшие листочки осин. Только ёлочка не роняет иголок. Ёлка меняет наряд постепенно

. Для этого ёлке нужно около девяти лет. До поздней осени не спит колючая
красавица.
В зимнюю пору ёлочка засыпает. Тяжёлые снежные комья не ломают у ёлки гибких ветвей. В белой шапочке и белом шарфике выглядит она нарядной.

Зимой в ельнике тепло. В нём ночуют птицы. Еловые лапы не пропускают ветер.

Почувствует ёлочка приход длинного весеннего дня и оживёт.

Певчие птицы.

Сколько

прекрасных мастеров поёт в берёзовой роще, в широком поле! На все лады звенят жаворонки, дрозды, соловьи.

В весеннем лесу ты услышишь певчего дрозда. Ясным голосом выводит он гимн весне. Русский лес наполняет его звонкая трель.

Жаворонок – ранний певец. Только заиграл на горизонте луч летнего солнца, в ясной лазури

уже звучит радостная песня. Самого певца не увидишь в небесной вышине.

Лучший

певец русского леса – соловей. Он запевает поздним вечером. Всю ночь не умолкают чудесные звуки. Сидишь, слушаешь самый красивый в мире голос.

Диктанты.

1 класс.

Белка. Белка живёт в дупле. У белки пушистый хвост. У белки тёплая шкурка. Ей зимой тепло. Она часто сидит на сучке. Кот. У Миши жил кот. Звали кота Рыжик. Хвост у Рыжика пушистый. Мальчик часто играл с котом. Они были друзья. Книга. Дядя Юра принёс книгу. Там зайка и мишка ,Таня и мячик. Слон и конь. Мы любим стихи. 2 класс Белки. Душистой смолой пахнет бор. У старой сосны прыгают белки. Сняли зверьки пушистые серые шубки. Рыжими стали у них спинки, пышные хвосты. Всю долгую зиму белки жили в лесу. От ветра и стужи прятались в тёплом гнезде. Они рады светлой весне.

Любимый театр. Москве есть театр кукол. Инна и Татьяна идут туда с радостью. На стене чудесные часы. Наступил полдень. Петух зовёт детей. Из домиков вышли медведь, козёл, свинья и заиграли песенку. Девочки взяли в кассе билеты, сели на места. Открылась сцена. Зал затих. 3 класс Летний дождик. Стоял жаркий денёк. Вдруг потянул ветерок. Набежала синяя тучка. Она не закрыла солнце. Пошёл дождик. Солнце Освещало окрестность. Дождевые капли тяжело ударяли по траве и цветам. Они повисали на листочках и травинках. В каждой дождинке играл солнечный луч. Дождь перестал. Взгляните на небо! Кто выстроил красивый мост от деревни до заречных лугов? От земли идёт легкий парок. Воздух наполняет запах полевых цветов. Собака Крис. Потерялась маленькая девочка. Бабушка – в слёзы. Позвали на помощь собаку Крис. Она обнюхала детские тапочки и потянула за собой бабушку. На улице Крис быстро взяла след. А вот и беглянка. Малышка стояла у входа в парк. Собаки перенимают все привычки человека. Злой человек – собака злюка. А у добряка – добрая. Беда. Ярко светило весеннее солнце. Мы вывели коз на свежую травку. Донёсся запах дыма и гари. Горела сухая и трава. Огонь лизал нижние ветки молодых деревьев. Мы срубили еловые лапы и стали тушить пожар. Тонкой струйкой шёл дымок из муравейника. Муравьи прожили долгую и трудную зиму. Не успели они встретить тёплое лето. Поникли ели и сосны. Не поют птицы. На буграх лежат горстки пепла

Проверочные работы за год.

1 класс 1. Диктант слов: КЛЮЧ, ШАРФ, СТАРУШКА, ЧИЩУ, УТЯТА, КРЫЛЬЦО. 2. Составить и записать с одним из этих слов предложение. 3. Диктант Белка. Белка живёт в дупле. У белки пушистый хвост. У белки тёплая шкурка. Ей зимой тепло. Она часто сидит на сучке. Кот. У Миши жил кот. Звали кота Рыжик. Хвост у Рыжика пушистый. Мальчик часто играл с котом. Они были друзья. Книга. Дядя Юра принёс книгу. Там зайка и мишка ,Таня и мячик. Слон и конь. Мы любим стихи. 2 класс Белки. Душистой смолой пахнет бор. У старой сосны прыгают белки. Сняли зверьки пушистые серые шубки. Рыжими стали у них спинки, пышные хвосты. Всю долгую зиму белки жили в лесу. От ветра и стужи прятались в тёплом гнезде. Они рады светлой весне. Слово для справки: пахнет. Любимый театр. Москве есть театр кукол. Инна и Татьяна идут туда с радостью. На стене чудесные часы. Наступил полдень. Петух зовёт детей. Из домиков вышли медведь, козёл, свинья и заиграли песенку. Девочки взяли в кассе билеты, сели на места. Открылась сцена. Зал затих. 3 класс Летний дождик. Стоял жаркий денёк. Вдруг потянул ветерок. Набежала синяя тучка. Она не закрыла солнце. Пошёл дождик. Солнце Освещало окрестность. Дождевые капли тяжело ударяли по траве и цветам. Они повисали на листочках и травинках. В каждой дождинке играл солнечный луч. Дождь перестал. Взгляните на небо! Кто выстроил красивый мост от деревни до заречных лугов? От земли идёт легкий парок. Воздух наполняет запах полевых цветов. Собака Крис. Потерялась маленькая девочка. Бабушка – в слёзы. Позвали на помощь собаку Крис. Она обнюхала детские тапочки и потянула за собой бабушку. На улице Крис быстро взяла след. А вот и беглянка. Малышка стояла у входа в парк. Собаки перенимают все привычки человека. Злой человек – собака злюка. А у добряка – добрая. Беда. Ярко светило весеннее солнце. Мы вывели коз на свежую травку. Донёсся запах дыма и гари. Горела сухая и трава. Огонь лизал нижние ветки молодых деревьев. Мы срубили еловые лапы и стали тушить пожар. Тонкой струйкой шёл дымок из муравейника. Муравьи прожили долгую и трудную зиму. Не успели они встретить тёплое лето. Поникли ели и сосны. Не поют птицы. На буграх лежат горстки пепла

4 класс Вступительная диагностика 1. Диктант. Пришла осень. Быстро пролетело жаркое лето. Часто моросит мелкий дождь. По небу поползли серые тучи. На лесной поляне порыжела трава. В лужах плавают осенние листья. Хмуро темнеет среди травы муравьиная куча. Муравьи начали уходить в свои жилища. Они редко теперь выползают наружу. Возле старого пня росли два подосиновика. Шляпки грибов весело глядели из травы. Их заметила белка. Она схватила один гриб и скрылась.

Логопедическое занятия в старшей группе на постановку звука «в»

Логопедическое занятие в старшей группе звук [в] начинается с артикуляционной гимнастики. Основной акцент делается на выдыхаемом воздухе через щель между губами. Важно уловить звучание звука «в» – предложить малышу представить, как дует ветер.

Логопедические занятия с зеркалом

Постановка звука состоит из:

  • Метода подражания. Ребенок повторяет за взрослым, подражая ему.
  • Механического метода. Ребенок произносит «у», а пальцем поднимает нижнюю губу к верхним зубам-резцам. Должен получиться звук «в».
  • С помощью звука «ф». Ребенок произносит «ф», словно выдыхает воздух. Не прекращая выдоха, он подключает голосовые связки, словно «подавая голос» – получается «в».

После правильной постановки буквы и хорошего результата, дети переходят к закреплению звука в:

  • Слогах: ва-во-ву-вы и другие.
  • В словах: Иван, вот, ивы.
  • В словосочетаниях и фразах.

В самом конце происходит автоматизация звука с помощью скороговорок, рассказов, стихотворений.

Как улучшить дикцию в любом возрасте

Повышать ораторское искусство можно и ребенку, и взрослому. Тренировка дикции зависит от выбора упражнений и текстов, исходного материала (отклонений в речи). Тексты для тренировки дикции и речи используются по принципу от простого к сложному. Начинать работу можно с сочетания сложных согласных. При проработке упражнения важно правильно произносить каждый отдельный звук, чтобы он был отчетливо слышен собеседнику. Сначала произносятся все буквосочетания, после выделяются основные, где говорение дается сложнее, чтобы оттачивать их.

Логопеды советуют при произнесении звуков следить за речевым аппаратом в зеркале. Рот, зубы, язык, губы, щеки должны активно двигаться, не находиться в одном положении. Если У, то это губы трубочкой, О − овалом, вытянутым вперед, А − широко раскрыт рот, Ш − зубы сомкнуты, рот в улыбке и т. д. Сначала слоги говорят медленно, четко выделяя отдельный звук, после нужно убыстрять темп, но не терять четкость произношения: ждр, крлп, мкрпв, мпнкр, смпрв, шнптм, кждо, аджвк, шлкат, кшто, шлотк, ктщ, щтко, кпт, тпк, вазтд, мкрт, джр, грлт.

От слогов можно переходить к словам. Задача остается постоянная: четко проговаривать каждый звук в слове, сначала медленно, после убыстряя темп. По завершении упражнения человек должен читать слова скоро, внятно, органы речевого аппарата работают активно − «живой рот».

Можно использовать следующие слова: бронетранспортер, ведомство, бодрствовать, здравствуйте, взбадривать, витийствовать, философствовать, мудрствовать, взбудоражить, сверхсущество, сверхвстревоженный, трансплантация, транскрипция, протестантство, попасть в ствол, контрпрорыв, всклочный, контролерша, билетёрша, пространство, паразитология, постскриптум, пункт взрыва, оканчиваются, приключенческий, синхрофазотрон, фенолфталеин, тетрагидроканнабинол.

В завершение разминки произнести несколько сложных предложений, после переходить к чтению тексов. Во время гимнастики важно следить за голосом. Он не должен скакать, меняться при произнесении сложных сочетаний или отдельных звуков. Нужно сохранять ровный окрас речи:

  • Маша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
  • Маше дали кашу, а Саше простоквашу.
  • Трудновыговариваемые слова назвали трудновыговариваемыми потому, что их трудно выговаривать.
  • У человека с плохо скоординированной координацией плохо скоординированная походка.
  • Трубач по улице идет, труба поет, труба ревет, труба трубит.
  • Маланья-болтунья болтала, болтала, что 33 корабля лавировали, лавировали, лавировали, лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Читать предложения нужно вслух, сначала медленно, после убыстряя темп. Можно брать отдельное и читать его с увеличением темпа, пока не будет достигнуто идеальное проговаривание в скоростном темпе.

Методика Акименко В. М.

Пособие В.М. Акименко «логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями» представляет систему обследования детей, начиная с пятого года жизни. Особое внимание уделяется простоте применения техник, надежным и высоким итогам. В помощь логопедам в книге собрано много таблиц для фиксации результата.

Инновационные логопедические технологии: синквейн

В настоящее время в дополнение к пособию идет специальный диагностический чемоданчик с методическими материалами и диском компьютерной программы, которые упрощают процесс обследования.

Диагностический чемоданчик для логопеда

Порядок проведения обследования

Обследование проходит за компьютером. Ребенок, глядя на экран, выполняет задания, которые оформлены в ярком цвете. Одновременно логопед может фиксировать успехи и писать комментарии.

По своему желанию специалист может использовать предметы из методического набора.

Вся информация в программе фиксируется автоматически.

Структура

В структуре обследования выделяются разделы:

  • Произношение звуков,
  • Общая, артикуляционная и мелкая моторика,
  • Мимика, мускулатура,
  • Восприятие фонем,
  • Понимание речи,
  • Лексика,
  • Связность речи.

В каждом разделе есть свои задания.

Анализ полученных результатов

После обследования логопед может провести анализ и обосновать свое заключение. После специалист составляет план индивидуальной работы, схему коррекционных мероприятий.

С помощью таблиц есть возможность отслеживать последующий успехи ребенка.

Возможности программы и область применения

У программы много возможностей:

  • Вести индивидуальные карточки с данными и последующей работой,
  • База данных и сортировка заданий происходят автоматически,
  • Логопедическая диагностика проходит поэтапно,
  • Формируются речевые карты,

Дополнительная информация. По желанию можно создавать групповые протоколы с результатами обследования и печатать речевые карты.

Данное пособие могут применять в своей практике:

  • Логопеды,
  • Дефектологи,
  • Психологи,
  • Воспитатели ДОУ.

Ход игры

Ведущий показывает, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их. После того как дети сделают много резных снежинок, он говорит, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-фломастеры и подарили снежинкам разноцветные платья. Ведущий просит детей раскрасить снежинки.

Т. к. снежинки получаются ажурными, необходимо, чтобы бумага была попрочнее. Движения по закрашиванию влияют на развитие мелкой моторики рук.

ЛИСА-ПАТРИКЕЕВНА

Цель: формирование правильной артикуляции челюстей и около- ротовой мускулатуры в покое.

Материал: доска («мостик»

) или широкая лента, маленькие сушки или печенье.

Ход игры

Ведущий проговаривает слоговые ряды с отстукиванием или отхлопыва-нием каждого слога.Ребенку говорят: «Ты — веселый попугайчик, а попугайчики повторяют каждое слово. Сможешь ли ты повторить за мной и отстукать ребром ладони каждое слово? Будь внимателен».

Ребенок и ведущий сидят друг против друга за столом.По команде ребенок начинает отстукивать и повторять слоги:

а) одинаковые — ра-ра-ра;

б) со сменой темпа (медленно — быстро)

— ра-ра-ра-ра — ра-ра-ра-ра — ра-ра-ра — ра-ра-ра; ра-ра-ра-ра;

в) с наращиванием ряда — па — па-па — па-па-па — па-па-па-па — папа-па-па-па. Необходимо следить за достижением координации голоса и движений.

ВОДИЧКА

Цель: развитие речевого дыхания (произнесение звука на одном выдохе, протяжно, формирование правильного произношения звука С.

Материал: кран с водой, картинка с изображением умывающихся детей.

Ход игры

Ведущий говорит: «У часов есть стрелки, которые все время ходят по кругу. При этом часовая стрелка движется очень медленно, минутная — побыстрее, а секундная — бежит очень быстро.

Вот и наш язычок должен научиться ходить по кругу, как стрелки часов. Для этого необходимо открыть рот и языком по внутренним стенкам верхней и нижней губы делать круговые движения слева направо и наоборот».

Дети делают упражнения по команде: «Как часовая стрелка — медленнее; как минутная — быстрее; как секундная — еще быстрее».

Ведущему необходимо следить, чтобы рот постоянно был открыт, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

ВНИМАТЕЛЬНЫЙ РАДИСТ

Цель: развитие чувства ритма, формирование речевого дыхания

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]