Законы риторики: основные принципы и законы, особенности

Для каждого человека важно уметь общаться, так как такой навык является хорошим помощником во многих жизненных ситуациях. На коммуникативных способностях строятся почти все успехи на учебе, работе, в личной жизни. Если информация подается оратором лаконично и структурировано, то она дойдет до слушателей в лучшем виде. Наукой, которая изучает все детали ораторского искусства, называется риторика. Именно благодаря ей можно сделать свою речь ясной и убедительной. Риторика – это что? Наука или учебная дисциплина?

Происхождение

Вам будет интересно:Каково происхождение и значение слова «эврика»?

Риторика основана на изучении человеческого духа и шедевров красноречия. Восхищение мощным эффектом, создаваемым ораторским гением, приводит человека к тому, чтобы искать, какими средствами удалось его достичь. В древности греки высоко ценили участие общественности в политической жизни. Поэтому риторика стала важнейшим инструментом влияния на политику. По мнению софистов, таких как Горгий, успешный оратор мог убедительно говорить на любую тему, независимо от своего опыта в этой области.

История создания


Вам будет интересно:Как определить, что такое дума? Это литература, история, политика
Риторика берет свое начало в Месопотамии. Самые ранние ее примеры можно найти в писаниях жрицы и принцессы Энхедуанны (около 2280-2240 до н. э.). Более поздние — в свитках Нео-Ассирийского государства во времена Сеннахериба (700-680 до н. э.).

В Древнем Египте искусство убеждения появилось в период Среднего царства. Египтяне высоко ценили красноречивость. Это умение имело очень большое значение в их общественной жизни. В египетских законах риторики указано: знание того, когда следует молчать, является уважаемым и необходимым. Такой подход представляет собой равновесие между красноречивостью и мудрым молчанием.

В Древнем Китае риторика восходит к Конфуцию. Его традиция подчеркивала использование красивых оборотов речи.

В Древней Греции впервые упоминается использование ораторского искусства в «Илиаде» Гомера. Его Ахилл, Одиссей и Гектор были удостоены чести за присущую им способность давать советы и увещевать своих сверстников и соратников в мудрых и надлежащих действиях.

Область применения

Ученые с древних времен обсуждали масштабы риторики. Одни ограничивают ее конкретной сферой политического дискурса, другие охватывают все аспекты культуры. Современные исследования законов общей риторики затрагивают гораздо более широкий круг областей, чем это было в древности. В то время ораторы учились эффективному убеждению в общественных форумах и институтах, таких как залы судебных заседаний и собраний. Законы современной риторики применяются к человеческому дискурсу. Он изучается в самых разных областях, включая социальные и естественные науки, религию, изобразительное искусство, журналистику, художественную литературу, цифровые СМИ, историю, архитектуру и картографию, наравне с более традиционными юридическими и политическими областями.

Вам будет интересно:Ялтинско-Потсдамская система: основные черты и этапы развития

Принципы и законы риторики (речевого поведения)

Современная риторика исходит из того, что пассивной стороны в коммуникативном акте фактически нет. Роль слушающего так же активна, как и роль говорящего. Oт взаимодействия этих двух сторон зависит успех общения. Оратор должен «не побеждать» аудиторию, а «сотрудничать» с ней.

Универсальным принципом успешной коммуникации становится принцип Кооперации

, сформулированный Г. П. Грайсом. Любое общение, в том числе и деловое, – это не путь одного человека к другому, а движение навстречу друг другу. Этот принцип регулирует количество и качество информации, выдаваемой каждым из коммуникантов на том или ином шаге речевого общения. Например, правило, регулирующее количество, требует, чтобы говорящий не скрывал нужной информации, которая принципиально важна для принятия решения по обсуждаемой проблеме, и не сообщал той, которая не требуется.

Принцип кооперации и коммуникативного сотрудничества требует правильного выполнения коммуникативных ролей: говорящий – слушающий. Все мы сталкивались с такой ситуацией в диалоге, когда хотели, но не могли высказаться. Чрезмерная речевая активность одного партнера иногда не дает другому даже обозначить свою позицию.

К правилам организации и оптимизации диалога, представляющего информационный обмен, относится также принцип Интереса.

Этот принцип означает, что диалогическое общение развивается более динамично, если передаваемая информация представляет интерес для всех участников. При этом каждый из участников переговоров преследует и удовлетворяет двойной интерес: относительно существа дела и взаимоотношений между партнерами. Отношения, основанные на доверии, уважении и дружелюбии, позволяют каждые последующие переговоры превращать в более спокойный и эффективный процесс.

Следующий принцип, выработанный современной риторикой и особенно актуальный для делового общения, – принцип Поллианы.

Этот принцип требует, чтобы содержание речевого общения удовлетворяло критериям оптимистического настроения участников.

В последнее время довольно часто встречается нарушение гармонии между тональностью и смыслом высказывания. О тяжелом экономическом положении страны ведущие финансисты и эксперты могут говорить с улыбкой, пересыпая речь шутками. А деловые переговоры нередко ведутся с «проигрышных» позиций, позиций неверия в собственные силы.

Согласно принципу Поллианы даже не пришедшие к согласию или компромиссному решению стороны в заключение переговоров должны выразить надежду на разрешение конфликтной ситуации или решение вопроса. А начинать переговоры нужно с верой в собственные силы, здравый смысл и добрую волю партнера.

В деловой диалогической речи очень часто динамика развития диалога снижается из-за повторов, возвращений к уже сказанному и немотивированных отклонений от темы. Когда верх берут негативные эмоции, начинаются выяснения отношений, стороны уходят от решения проблемы и нарушается принцип Последовательности

В развитии темы.

При нарушении принципа последовательности речи бывает трудно сосредоточиться и восстановить последовательность мыслей. Поэтому говорящим приходится вновь возвращаться к одному и тому же вопросу. Помимо нерациональной траты времени такие беседы часто заканчиваются коммуникативной неудачей.

Принцип Удовольствия

– это универсальный принцип общения. Мы стараемся больше общаться с теми, кто нам интересен, с кем приятно разговаривать. Для того чтобы расположить к себе собеседника, используют широкий набор средств, с помощью которых создается
Аттракция
. К ним относятся:

Этикетные формулы: имеем честь предложить вам, многоуважаемый Николай Петрович и т. д;

Обращение к человеку по имени (прием «имя собственное»);

Прием, условно называемый «зеркалом отношений»

: добрая улыбка, приятное выражение лица. В ходе диалога учитываются не только вербальные средства общения (слова), но и невербальные (мимика, взгляд, поза, дистанция и т. д.), которые дают косвенные данные о настроении, чувствах партнера, его расположении к собеседнику.

Обстоятельства жизни, иногда плохое самочувствие отражаются на нашем лице гримасой раздражения и усталости, иногда угрюмости и даже злости. Вступать с таким выражением лица в деловой контакт – значит вредить не только себе, но и делу, потому что на лице собеседника, как в зеркале, увидите свое настроение. Взаимное раздражение может стать причиной коммуникативной неудачи.

К Законам

речевого поведения, или к законам современной риторики, относятся следующие:

1. Концептуальный закон. Предполагает систематизацию материала обсуждения, всесторонний анализ предмета речи и выстраивание знаний о нем.

2. Закон моделирования аудитории. Предусматривает знание аудитории (собеседника). Портрет любой аудитории определяется, во-первых, социально-демографическими характеристиками (пол, возраст, национальность, уровень образования, профессия), во-вторых, социально-психологическими характеристиками (уровень понимания обсуждаемых проблем, отношения к предмету речи) и в-третьих, индивидуально личностными признаками (тип нервной системы, темперамент, склад ума и т. п.)

3. Стратегический закон. Исходя из характеристик аудитории (собеседника) и на основе концепции, замысла выстраивается стратегия, конкретная программа действий.

4. Тактический закон. Предусматривает на основе выработанной стратегии в процессе общения использовать те или иные тактические приемы для того, чтобы заинтересовать собеседника, вызвать его на размышление и общение.

5. Закон словесно-речевого выражения. Предусматривает умение облекать мысль в действенную речевую форму, логично, красочно доказывать свои «тезисы». Формула Цицерона гласит: «Оратор есть тот, кто любой вопрос изложит со знанием своего дела, стройно и изящно, с достоинством при исполнении».

6. Закон эффективного общения. Предусматривает умение устанавливать, сохранять и закреплять контакт с аудиторией (собеседником), завоевывать ее симпатии и внимание, интерес. Для этого необходимо управлять собственным поведением, управлять поведением аудитории, корректировать, если необходимо, план встречи.

7. Системно-аналитический закон. Предполагает умение анализировать полученный результат.

Концептуальный закон – основополагающий, так как от умения анализировать ситуацию и принимать решение зависит во многом успех общения; законы моделирования аудитории, стратегический, тактический, словесного выражения, эффективного общения «работают» на первый закон. Знание их дает возможность грамотно реализовать концепцию.

Значение системно-аналитического закона в том, что он помогает оценить качество самой концепции и проанализировать все этапы ее реализации: найти сильные и слабые звенья, корректируя недостатки.

Таким образом, законы риторики отражают системность речевой деятельности и следование им определяет коммуникативный успех.

Мы рассмотрели те основные принципы и законы современной риторики, которые применимы в деловом общении. Принципы отличаются от законов своей избирательностью, законы же носят универсальный характер, т. е. используются в любом виде общения.

www.iteconomic.com

Гражданское искусство

Риторика рассматривалась как гражданское искусство некоторыми древними философами. Аристотель и Изократ были первыми, кто увидел ее в этом свете. Они утверждали, что законы речи и правила риторики являются фундаментальной частью общественной жизни каждого государства. Эта наука способна формировать характер человека. Аристотель был уверен, что искусство убеждения может быть использовано в общественных местах тремя различными способами:

  • Политический.
  • Судебный.
  • Церемониальный.
  • Риторика — это публичное искусство, способное формировать мнение. Некоторые древние, включая Платона, придирались к ней. Они утверждали, что она может быть использована для обмана или манипулирования с негативными последствиями для гражданского общества. Массы были неспособны анализировать или решать что-либо самостоятельно, поэтому их могли поколебать самые убедительные речи. Гражданская жизнь могла контролироваться теми деятелями, которые умели произнести лучшую речь. Эта озабоченность сохраняется и по сей день.

Что представляет собой учение?

Что означает слово «риторика»? Переводя с греческого языка слово риторика выглядит как «rhetorike» и значит «ораторское искусство». Изначально данное определение подразумевало под собой умение говорить красиво и выражать свои мысли перед другими людьми.

Со временем понятие риторики несколько раз менялось, на что влияла смена периодов культурного развития людей. Поэтому данная наука, начиная с античности и заканчивая настоящим временем, воспринималась по-разному.

Основали ее софисты, которые говорили, что риторика — это дисциплина, способная научить оратора доказывать свою позицию, манипулировать и доминировать в обсуждениях. В современное время основой такой науки является гармонизирующая речь, поиск правды, побуждение к мысли.

Сейчас слово риторика понимается, как дисциплина, которая позволяет изучать методы формирования речи, характеризирующейся целесообразностью, гармоничностью, умением воздействовать. В связи с этим предмет риторики выступает в качестве мыслеречевого действия. Риторика сочетает в себе учения философии, социологии, психологии, что помогает добиваться эффективного речевого взаимодействия с любой публикой.

Таким образом, современная риторика рассматривается с трех сторон:

  • Это наука, рассматривающая искусство слова, которое обладает конкретными нормами публичного выступления перед людьми, позволяющими достигнуть хорошего результата при воздействии на слушателей.
  • Это высочайший уровень мастерства произношения речи перед публикой, владение словом на профессиональном уровне и отличная ораторская речь.
  • Учебная дисциплина, которая помогает студентам привить правила ораторского мастерства.

Таким образом, общая риторика изучает правила построения целесообразной и убедительной речи, которая помогает сделать выступление ярким и запоминающимся.

Ранняя школа

На протяжении веков изучение и преподавание законов и правил риторики приспосабливалось к конкретным требованиям времени и места. Оно соответствовало множеству применений: от архитектуры до литературы. Обучение возникло в школе философов, известных как софисты около 600 г. до н. э. Демосфен и Лисий стали главными ораторами в этот период, а Изократ и Горгия — выдающимися учителями. Риторическое образование построено на четырех законах риторики:

  • изобретение (inventio);
  • память (memoria);
  • стиль (elocutio);
  • действие (actio).
  • Современное учение продолжает ссылаться на эти законы в дискуссиях о классическом искусстве убеждения.

    Законы частной риторики

    В отдельных риторических сферах действуют собственные законы.

    Такие законы изучают академическое, судебное красноречие и политическая риторика.

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое «Законы риторики» в других словарях:

    Риторика — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    ЕВАНГЕЛИЕ. ЧАСТЬ II — Язык Евангелий Проблема новозаветного греческого Дошедшие до нас оригинальные тексты НЗ написаны на древнегреч. языке (см. ст. Греческий язык); существующие версии на др. языках это переводы с греческого (или с др. переводов; о переводах… … Православная энциклопедия

    Эстетика музыкальная — дисциплина, изучающая специфику музыки как вида иск ва и являющаяся разделом философской эстетики (учения о чувственно образном, идейно эмоциональном освоении действительности человеком и об иск ве как высшей форме такого освоения). Э. м … Музыкальная энциклопедия

    СОФИСТЫ — СОФИСТЫ (οἱ Σοφισταί), под этим именем в историю философской мысли вошли интеллектуалы, игравшие активную роль в общественной и культурной жизни Древней Греции сер. 5 нач. 4 вв. до н. э. Несмотря на отсутствие в их деятельности… … Античная философия

    ГОМИЛЕТИКА — [от греч. ὁμιλία беседа, общение, собрание и лат. ethica учение о нравственности], наука о церковной проповеди, в систематическом порядке излагающая учение о данном виде пастырского служения. Гомилией или беседой называется первая, самая древняя… … Православная энциклопедия

    Риторика — (греч. ῥητορική ораторское искусство) филологическая дисциплина, изучающая способы построения художественно выразительной речи, прежде всего прозаической и устной; близко соприкасается с поэтикой и стилистикой. Поскольку предметом риторики… … Лингвистический энциклопедический словарь

    Риторика — – теория и искусство речи, фундаментальная наука, изучающая объективные законы и правила речи. Поскольку речь – инструмент управления и организации социальных и производственных процессов, Р. формирует норму и стиль общественной жизни.… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

    Ломоносов, Михаил Васильевич — Михаил Васильевич Ломоносов Работа неизвестного художника. Масло[1] … Википедия

    Форма музыкальная — (греч. morpn, лат. forma вид, образ, очертания, внешность, красота; нем. Form, франц. forme, итал. forma, англ. form, shape). Содержание I. Значение термина. Этимология 875 II. Форма и содержание. Общие принципы… … Музыкальная энциклопедия

    Речь ораторская — разновидность публичной речи, противополагаемой функционально и структурно речи разговорной, частному, «бытовому» общению. В противоположность разговорной речи обмену более или менее несложными и короткими репликами (отдельными фрагментарными… … Литературная энциклопедия

    dic.academic.ru

    Школа средних веков

    В средние века законы риторики преподавались в университетах как один из трех оригинальных либеральных предметов, наряду с логикой и грамматикой. С подъемом европейских монархов в последующие века она перешла в придворные и религиозные приложения. Августин оказал сильное влияние на христианскую риторику в это время, выступая за использование ее в церкви.

    После падения Римской Республики инструментом риторической подготовки стала поэзия. Письмо считалось основной формой, посредством которой велись государственные и церковные дела. Изучение словесного искусства шло в упадок в течение нескольких столетий. После этого последовал постепенный рост формального образования, кульминацией которого стал подъем средневековых университетов. Риторические сочинения позднего средневековья включают в себя сочинения Святого Фомы Аквинского и Матфея Вандомского.

    Что изучает наука?

    Предмет риторики, как науки, включает в себя методы формирования целесообразной устной и письменной речи, а также процесс, в результате которого мысли преобразовываются в речь.

    Для того чтобы определить задачи риторики, необходимо знать о ее основных направлениях. Их выделяют два:

    1. Логическое, в котором главными аспектами является умение убедить слушателя, эффективно подать информацию.
    2. Литературное, в котором важнейшими элементами считается богатство и привлекательность слов.

    С учетом того, что в данной науке указанные направления объединяются, настоящая риторика ставит перед собой задачу делать речь правильной, убедительной и целесообразной. Определив, что такое риторика и зачем она нужна, не остается сомнений относительно ее необходимости в жизни человека, особенно занимающегося публичной деятельностью.

    Поздняя школа

    В XVI веке образование в области риторики было более сдержанным. Влиятельные ученые, такие как Рамус, были уверены, что процесс изобретения и организации должны быть возведены в область философии.

    В XVIII веке искусство убеждения стало играть более серьезную роль в социальной жизни. Это привело к появлению новой системы образования. Стали возникать «Школы ораторского искусства». В них женщины анализировали произведения классической литературы и обсуждали тактику произношения.

    С подъемом демократических институтов в конце XVIII — начале XIX вв. изучение предмета пережило возрождение. Шотландский писатель и теоретик Хью Блэр стал истинным приверженцем и лидером нового движения. В своей работе «Лекции по риторике и художественной литературе» он пропагандирует умение убеждать в качестве ресурса социального успеха.

    На протяжении всего двадцатого века эта наука развивалась как концентрированная область изучения с созданием курсов по риторике во многих учебных заведениях.

    Законы

    Четыре закона риторики, открытые Аристотелем, служат руководством к появлению убедительных аргументов и посланий. Это:

    • процесс разработки и аранжировки аргументов (изобретение);
    • выбор того, как преподнести свою речь (стиль);
    • процесс заучивания слов и убеждающих сообщений (память);
    • произношение, жесты, темп и тон (доставка).

    В этой области идет интеллектуальная дискуссия. Некоторые утверждают, что Аристотель считает риторику искусством убеждения. Другие считают, что он подразумевает искусство суждения.

    Одной из самых известных доктрин Аристотеля была идея «общих тем». Этот термин чаще всего относился к «местам аргументации» (списку способов рассуждения и категорий мысли), которые оратор мог использовать для генерации аргументов или доказательств. Темы были изобретательным инструментом, призванным помочь классифицировать и лучше применять часто используемые доводы.

    Методы анализа

    Законы риторики могут быть проанализированы различными методами и теориями. Один их них — критика. Это не научный метод. Он подразумевает субъективные методы аргументации. Критики используют различные средства при изучении конкретного риторического артефакта, а некоторые из них даже разрабатывают свою собственную уникальную методику. Современная критика исследует связь между текстом и контекстом. Определяя степень убедительности текста, можно исследовать его связь с аудиторией, целью, этикой, аргументацией, доказательствами, расположением, доставкой и стилем.

    Еще один метод — аналитика. Объектом риторического анализа обычно является дискурс. Поэтому он очень похож на дискурсивный анализ. Целью риторического анализа является не просто описание утверждений и аргументов, выдвигаемых оратором, а определение конкретных семиотических стратегий. После того как аналитики обнаруживают применение языка, они переходят к вопросам:

    • Как это работает?
    • Какое влияние оказывает на аудиторию?
    • Как этот эффект дает больше подсказок относительно целей говорящего?

    Стратегия

    Риторическая стратегия — это стремление автора убедить или проинформировать своих читателей. Ее используют писатели. Существуют различные стратегии аргументации, которые используются в письменности. Самые распространенные из них:

    • доводы из аналогии;
    • аргументы из абсурда;
    • мысленные исследования;
    • выводы с целью лучшего объяснения.

    Разновидности речи выступающего

    Существует несколько разновидностей ораторской речи в зависимости от того, кого необходимо убедить, где проходит выступление, какую цель оно преследует. К таковым относят следующие красноречия:

    • Социальное и политическое. Это когда читают доклады, затрагивающие социальную, политическую и экономическую тематику, выступают на митингах, проводят агитацию.
    • Академическое. К нему относится прочтение лекций, научных докладов или сообщений.
    • Судебное. Такой тип красноречия используют прокурор и защитник, выступая в судебном заседании. Своей речью они должны убедить в виновности или невиновности обвиняемого лица.
    • Социально-бытовое. Его применяют все люди, произнося речи на юбилеях, застольях либо на поминках. Сюда же относят светскую болтовню, которая не требует споров, дискуссий, а характеризуется легкостью и простотой восприятия.
    • Богословское. Это красноречие используется в церквях, например, когда верующие читают проповедь или прочую речь в соборе.
    • Дипломатическое. Данный тип предполагает соблюдение этических норм в деловой речи. Это необходимо при деловых переговорах, переписок, при составлении официальных документов, а также при переводе.
    • Военное. Эта разновидность красноречия применяется, когда призывают к бою, издают приказы, уставы, передают информацию по радиосвязи.
    • Педагогическое. К нему относятся выступления преподавателей и студентов, причем как устные, так и письменные. Сюда же входит прочтение лекций, что считается сложным актом педагогического общения.
    • Внутреннее, или мнимое. Так называют диалог, который каждый человек проводит с самим собой. Данный вид подразумевает под собой мысленную подготовку к устному выступлению перед публикой, а также к письменной передачи информации, когда человек прочитывает написанное про себя, что-то вспоминает, о чем-то размышляет и так далее.

    Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что такое риторика и зачем она нужна обществу. Риторика как наука об ораторском искусстве предполагает изучение правильности произношения речи перед публикой с целью каким-либо образом повлиять на слушающих ее людей. С ее помощью ораторы приобретают навыки, позволяющие сделать их речь правильной, целесообразной, а самое главное, убедительной.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]