Задержка психоречевого развития у ребёнка: причины, прогнозы и методы лечения


В последние годы, по наблюдениям логопедов и дефектологов, число детей, которые начинают поздно говорить, резко увеличилось. В норме речь (именно слова и фразы, а не лепет) появляется в возрасте 2 лет. Трехлетние малыши должны уже говорить целыми предложениями с правильным согласованием слов. Если этого не произошло, необходимо срочно обратиться к специалистам, чтобы выявить причины задержки речевого развития и подобрать наиболее эффективную коррекционную программу. Чем раньше начать коррекцию, тем быстрее вы добьетесь результатов.
Специалисты разделяют причины длительного отсутствия речи у детей на внутренние и внешние. Первая группа связана с особенностями здоровья ребенка, вторая группа – с обстановкой, в которой он растет. При обследовании в первую очередь проверяют, все ли в порядке с физическим здоровьем малыша.

Внутренние факторы отсутствия речи у детей

Проверьте, нормально ли слышит ваш ребенок

Дети с частично или полностью нарушенным слухом почти не воспринимают окружающие их звуки. Нарушение слуховой функции чаще всего возникает вследствие тяжелых инфекций, затяжных отитов, простудных заболеваний, также это может произойти в результате родовой травмы. Если ваш ребенок реагирует только на громкие резкие звуки, не слышит шепота или даже нормальную речь, его обязательно нужно показать отоларингологу и сделать аудиометрию.

Наследственность

Задержка в развитии часто передается генетически, поэтому если в семье уже раньше были подобные случаи, это повод для беспокойства. Почти все наследственные нарушения передаются в более тяжелой форме. Поэтому не слушайте родственников, мол, перерастет, и идите к специалистам. Задержка речи может быть и темповой, поскольку все дети развиваются с разной скоростью. В этом случае занятия с логопедом дадут нужный толчок, и малыш обязательно заговорит. Важно: темповая задержка допускает отставание от возрастной нормы только в пределах 6 месяцев.

Аномалии ЦНС

Если есть у ребенка врожденные или приобретенные патологии нервной системы, то его нервные клетки прекращают свое развития, оставаясь молодыми и незрелыми. В этом случае происходит нарушение речи центрального характера, или алалия. Большинство детей-алаликов после длительной коррекции начинают говорить, но у них часто наблюдается заикание.

Тяжелая беременность и травматичные роды

Длительный токсикоз, угроза выкидыша, резус-конфликт, внутриутробные менингиты и энцефалиты, родовые травмы, курение и алкоголь – наиболее распространенные причины недоразвития речевых центров и ЦНС.

Патологии речевых органов

Если ребенок плохо справляется с твердой пищей или у него постоянно течет слюнка, возможно, у него очень слабые челюстно-лицевые мышцы, которые являются важной частью артикуляционного аппарата. Также нормальному развитию речи мешают слишком короткая уздечка, неправильный прикус, расщепление нёба. В этом случае нужно обратиться к детскому стоматологу и отоларингологу.

Нарушение интеллектуального развития

Отсутствие речи в возрасте 2-3 лет может быть признаком задержки психического и умственного развития, расстройств аутистического спектра, синдрома Дауна и других тяжелых заболеваний. Поставить диагноз может только специалист, поэтому важно обследоваться у психиатра и логопеда-дефектолога, которые определят уровень развития психических функций и интеллекта. Если в ходе обследования удалось исключить проблемы с физическим и психическим здоровьем малыша, то причины задержки речи нужно искать в обстановке, в которой он растет.

Когда молчание не является золотом

Проблемы со звукопроизношением, четкостью и связностью речи напрямую влияют и на такие психические процессы, как память, мышление, внимание и пр. А значит, длительное неговорение приводит к более глубоким нарушениям. В 4-5 лет неговорящему ребенку ставят диагноз ОНР — общее недоразвитие речи на фоне нормального интеллекта и слуха. ОНР может быть 4 уровней, однако любая из них является поводом для коррекции. Учитывая возраст детей, к этому времени отставание от сверстников уже довольно значительное, так что заниматься придется много и упорно.

Социальные причины отсутствия речи

У малыша есть собеседник, который отлично его понимает

Логопеды отмечают, что дети-погодки, близнецы, тройняшки начинают говорить позже, чем детки, растущие одни или у которых большая разница в возрасте с братьями и сестрами. У таких малышей, как правило, есть собственный язык, и им вполне хватает общения друг с другом. Они могут отставать от возрастной нормы в пределах полугода.

Билингвизм

Когда в семье постоянно звучат 2 или даже 3 языка, выделить из звучащей речи отдельные слова непросто даже взрослому человеку, не то, что ребенку, который только-только учиться говорить. Бывают ситуации, когда на улице родители пользуются одним языком, а дома другим. Детям-билингвам нужно время, чтобы разделить языки и научиться их использовать, поэтому они и начинают говорить позже сверстников. При овладении письменной речью у них также часто появляются серьезные проблемы.

Увлечение «умными» игрушками, планшетом или телевизором

В игре ребенок должен выполнять главную роль, это способствует обогащению его словарного запаса, развитию речи, фантазии, памяти, мышления. Если он становится пассивным наблюдателем, и ему только нужно нажимать на кнопку и смотреть, то это только ему вредит. Ограничьте мультики и игры на планшете, уберите игрушки с электронной начинкой, отдайте предпочтение обычным мишками и куклам, настольным играм, рисованию и лепке.

Нервная обстановка в семье

Малыши очень чувствительны к переменам психологического климата в семье. Если родители часто нервничают, ссорятся в присутствии ребенка, из-за громких звуков, беспокойной обстановки дети инстинктивно стараются как можно меньше привлекать к себе внимание, замыкаются в себе, тяжело переживают крики матери и отца. От этого страдает развитие речи и психики. Это состояние может сохраняться продолжительное время, даже когда все бури в семье уже давно успокоились.

Гиперопека

Дети, с которыми родители слишком носятся, просто не заинтересованы в общении с окружающими. Зачем пытаться что-то сказать, если родители, бабушки и дедушки, которые спешат предугадать все желания? Решение здесь простое: предоставьте ребенку больше самостоятельности и не спешите выполнить все просьбы, выраженные мимикой, лепетом или жестами.

Педагогическая запущенность

Не стоит ждать, что ребенок чему-то научится сам собой. Да, малыши учатся путем подражания взрослым, но это не значит, что с ними не нужно заниматься. Начинайте ваши уроки с первых дней жизни. Говорите с ребенком грамотно, четко произнося звуки. Общайтесь, даже если вам кажется, что он «ничего не понимает». Пойте песенки из лепетных слов и отдельных звуков. Читайте сказки. Дети обязательно должны слышать живую звучащую речь. Если с ребенком не заниматься каждый день, то и речи в срок вы не услышите.

Дорогие родители, если ваш ребенок не заговорил к 2-2,5 годам, срочно обратитесь к специалистам. Чем раньше речь будет запущена, тем быстрее малыш догонит своих сверстников. Без речи не может быть нормального развития личности ребенка.

От «овоща» до первоклашки

Во времена наших пап и мам и в нашем детстве редко можно было встретить детей алаликов и аутистов. Образовательные учреждения для них были отдельные, их боялись, многие родители стеснялись, а человек с аутизмом получал в 18 лет справку с диагнозом «шизофрения». И никто не разбирался и не понимал, что недуги многих аустистов компенсированы талантами в определенной сфере, а моторная алалия имеет наилучшие прогнозы в доведении до нормы.

Моего мальчика зовут Стас, и ему 7 лет. Мы прошли путь от фраз невролога в поликлинике в 3 месяца: «Ваш ребенок будет овощем» (да поймут меня мамы, коллеги по несчастью, куда уходит твой мир в эти моменты!) до обычного первоклашки. Этот путь был сплошным методом проб и ошибок, пока не выстроилась определенная система.

Я не веду страниц в социальных сетях, посвященных этой проблеме. Не люблю медали, лайки и пустые комментарии — это отнимает драгоценное время. Но попадись мне на год раньше чей-либо подобный опыт, результат был бы очевидно лучше, поэтому я решила поделиться своей историей.

Для справки

Моторная алалия — это отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Причиной алалии чаще всего является повреждение речевых областей в головном мозге, а также мозговые заболевания или травмы, перенесённые ребёнком.

Ежедневный труд

И в заключение хотелось бы подчеркнуть еще раз: алалия не лечится, она компенсируется до пределов нормы так, что окружающим она не будет заметна. Это надо запомнить. Но это ежедневный труд родителей. Для себя я вынесла два основных пути коррекции:

  1. Медикаметозный (ноотропные препараты) + логогруппы и спецшколы. Традиционно этот метод применяется в нашей стране и в России.
  2. Коррекция утерянных функций путем механической коррекции (нейрокоррекции или другими методиками) при полном отказе от ноотропов. Идея в том, что наш организм — умная машина, сможет компенсироваться сама, насколько это возможно. Просто нужно методично делать разнообразные нужные упражнения, изо дня вдень. Очень важно, чтобы ребенок находился в обычном коллективе, он сам его многому научит. Логопедов здесь забывать тоже нельзя.

Источник: rebenok.by

— поделитесь с друзьями!

Выводы: все нужно делать вовремя

Важно всеми силами сохранять баланс между умственным и физическим развитием согласно нормам возраста.

Должен следить глазами за предметом — показываем ему погремушки, должен ползать классическим способом — ползаем все вместе, сами ноги переставляем, помогаем, учим (это важнейший навык, один из этапов формирования тех самых межполушарных связей), должен различать цвета и формы — обводим пальцами фигуры, вырезаем, лепим, рисуем, запоминаем их любым доступным методом. Никого не слушайте про вариант нормы, потом исправлять будет гораздо сложнее!

И конечно, важно уделять время себе и своему развитию. Как в самолете: сначала маску себе, потом ребенку.

Процесс восстановления очень трудоемкий и сил надо много. Загнанная и уставшая мама даст ребенку объективно меньше, чем излучающая радость и спокойствие.

Единой таблетки от всех бед нет, к сожалению. Надо разбираться самому и пробовать. Мозг одинаково повредиться не может, все индивидуально.

Обычная школа, интегрированный класс

На данный момент Стас учится в 1 классе интегрированного обучения обычной школы. Выбор этот сделан осознанно, ему сложно будет освоить чтение в нужном темпе, повторять стихи и писать, как другим детям.

При этом сын нормально общается с детьми и со взрослыми, его все понимают. Небольшие отличия в произношении звуков, чистоте речи, конечно, остаются, но мы надеемся убрать их за несколько лет плотной работы с логопедом.

Дополнительно дома мы занимаемся с ребенком по учебникам математических школ, подобрала красочные и увлекательные издания. Логика — его сильная сторона на данный момент.

К сожалению, страдает чтение и письмо. Чтобы научиться писать букву нужного размера, наклона и с правильным соединением, требуется около 2-3 часов постоянного контроля и помощи. Все еще нарушен фонематический слух, плохо повторяет стихи, но мы работаем над этим, со временем все потихоньку получается: прописи есть, а стихи просим давать учить заранее.

Жестокая правда

Время шло, Стасику уже исполнилось три года, а речь не появлялась, моторика и координация оставляли желать лучшего и, как естественное следствие, стало тормозить развитие интеллекта.

Это было заметно поначалу только мне и специалистам. Тогда же я услышала от именитого невролога, что «заявление на работу он никогда сам не напишет». Спасибо! Жестоко, но я была благодарна.

Было страшно, плакала ночи напролет. Нужна была внятная диагностика, которую мы так и не получили. Я стала изучать опыт России, Израиля, США и Германии. Что они делают в этих случаях?

Мы обратили внимание на частный центр коррекции речи в Санкт-Петербурге и всего за несколько часов в центре сделали 5 видов диагностики, посетили нескольких специалистов, получили на руки конкретный диагноз с описанием повреждений и подробную схему лечения.

Все мероприятие нам обошлось в 400 долларов, включая перелет и еду. За сутки мы получили конкретный и понятный диагноз, основанный на результатах комплексного осмотра.

Развивался в пределах нормы

Малыш был спокойный, улыбался, следил за предметами, без причины не плакал, спал хорошо по своему режиму.

Давление через родничок держали на контроле. К году давление вышло на верхнюю границу нормы. В полгода стал нормально держать голову и переворачиваться, в 8 месяцев нетвердо сидел, уверенно сидел, ползал по-заячьи и по-пластунски, стоял к году, ходить начал в 1 год и 3 месяца, начал говорить «дай».

Казалось бы, жизнь наладилась, мальчик выровняется, говорили нам на плановых визитах к неврологу.

Во время беременности ни разу не чихнула

Классика жанра. Прекрасная беременность, как в книжке. Ни разу не чихнула. Родила почти на 30-летие, роды стремительные, 9 баллов по шкале Апгар, закричал сразу, взял грудь.

Помню, головка не шла, и акушерка все кричала: «Тужься, если хочешь, чтоб хорошо учился!» Как в воду глядела.

Пришла на плановый осмотр невролога в поликлинике в 3 месяца. Молодая раздраженная женщина мне сообщила, что голову ребенок не держит, гипотонус, есть признаки повышенного внутричерепного давления. Сказала: «Готовьтесь, мама, будет овощ».

И это мой-то первенец, самый лучший и любимый! Поверить в такое сложно. Пошли на нейросонографию, чтобы проверить ребенку давление, оно действительно было повышено, но не катастрофично.

Сходили еще к двум неврологам на всякий случай. Одна прописала препараты для сосудов, вторая — соляную грелку и массажи. Усердно занимались с ребенком.

«Глазки умненькие — и это хорошо»

В 2 года, когда речь не развивалась, крупная и мелкая моторика оставляла желать лучшего, я забила тревогу. Начала таскать ребенка по неврологам Минска, но ответ был примерно одинаковым: задержка моторного развития, ждите и пейте витамины, это мальчик, такое бывает, глазки умненькие — это хорошо.

Это усредненный ответ.

Так вот я советую: не ждите. Вы теряете драгоценное время, когда можно заняться восстановлением ребенка.

Мне понадобился почти год, чтобы выяснить, какие конкретно повреждения у сына и какими методами с этим можно бороться.

Мы посещали неврологов в поликлинике, ходили к «светилам» в платные , лечились в РНПЦ оториноларингологии.

Были назначены препараты по стимуляции сосудов и нейростимуляторы, физиопроцедуры. Результат был, но очень кратковременный — 2-3 недели, потом откат.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]