Теоретический материал по теме «ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ».


Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений

Светлана

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений.

Разграничение сходных нарушений.

Работа специалиста предполагает два основных направления: диагностическое и коррекционное. Диагностика правильно проведённая это 70% успеха деятельности логопеда. Эффективность логопедического воздействия зависит оттого, насколько четко, правильно и грамотно была проведена диагностика.

ДИАГНОСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ.

Диагностика имеет определённую структуру.

ЭТАПЫ:

Ознакомительный: знакомство с анамнестическими данными ребёнка, изучение медицинской документации, психолого-педагогическую документацию, характеристики, выписки от тех специалистов, которые сопровождают ребёнка (невролог, окулист, ортопед и др.)

.

Цель: определить вопросы для беседы с родителями, опираясь на имеющиеся данные в заключении.

Диагностический: обследование речевых и общих психических процессов ребёнка.

Аналитический: интерпретация полученных данных. Заполнение речевой карты. Формулирование заключения, учитывая факторы в результате обследования речевых и психических функций.

Цель: Определение оптимальных путей эффективной коррекции или коррекционного воздействия конкретно для каждого ребёнка.

Прогностический: на основе полученных данных предположить какой прогноз коррекционной работы следует в результате воздействия логопедической коррекции. Разработка индивидуального образовательного маршрута.

Цель: продумать индивидуальную образовательную программу.

Информационный (заключительный)

: информирование родителей о результатах обследования ребёнка. Совместно с родителями вырабатываются пути и способы взаимодействия.

Цель: поиск оптимальные пути взаимодействия с родителями.

Задачи дифференциальной диагностики

Различают три основных блока.

1й блок. Направлен на уточнение диагноза и определение типа организации, в которой необходимо осуществлять коррекционно-педагогическое обучение ребёнка. Также определение программы обучения и воспитание дошкольника.

2й блок. Разграничение сходных состояний при различных психофизических нарушениях, уточнение клинического, психолого-педагогического и функционального диагноза.

3й блок. Прогнозирование возможностей развития и обучения ребёнка на основе выявленных особенностей развития, а также определения путей и средств коррекционной работы.

Разграничение сходных состояний при различных психофизических нарушениях.

Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений предлагает использовать специалистам такой термин, как «общее недоразвитие речи»

. О данном
речевом нарушении и более полном и точном определением мы можем отмечать в работах Р. Е. Левиной. Она говорила о общем недоразвитии речи, как о системном нарушении при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, как звуковой так и смысловой стороны речи. В своем определении автор выделяет два условия, которые выполнимы и необходимы для того, что бы недоразвитие речи рассматривалось как первичное нарушение. Эти два условия это нормальный слух и первично сохранный интеллект.
Е. Ф. Соботович выделяет первичное и вторичное недоразвитие речи. Существуют критерии, которые позволяют нам выделять первичное или вторичное недоразвитие речи. Но как прежде остаются два условия нормальный слух и первично сохранный интеллект. Эти два условия свидетельствуют о том, что нарушение речи у ребёнка по типу недоразвития имеет первичный характер. При отсутствии этих условий, можно говорить о вторичном недоразвитии речи.

Для разграничения ОНР и легко степени интеллектуальной недостаточности определены основные критерии.

1. Интеллектуальное развитие.

*ТНР-Неравномерное или задержанное развитие

интеллекта.

*ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ-Тотальный интеллектуальный дефект

2. Состояние мыслительной деятельности.

Трудности мыслительных операций, которые касаются выполнению вербальных заданий Практически все задания и все виды мыслительной деятельности затруднительны.

3. Инертность психических процессов.

*Не наблюдается инертности психических процессов.

*Для таких детей весьма характерны инертность психических процессов.

4. Помощь педагога.

*Принимают помощь педагога. Участие педагога при формировании обобщений необходимо лишь в незначительной степени. Формирование обобщение поэтапно сопровождается с помощью педагога.

* Постоянная помощь и поддержка при различных видах мыслительной операции.

5. Эмоциональные реакции

*Характерны дифференцированные эмоциональные реакции.

*Недостаточность данного критерия. Слабо выраженная эмоциональная реакция.

Для более полного сравнения данных состояний предлагается обращать внимание на то, как дети относятся к собственному дефекту. Критичность к собственному дефекту дети этих двух групп проявляют по разному. Если это дети с ТНР могут чувствовать свою речевую недостаточность, могут тревожиться волноваться по этому поводу.

Дети имеющие интеллектуальную недостаточность, могут спокойно или более безразлично могут относиться к своему дефекту. Часто его не замечают.

6. Своеобразие деятельности.

*Характерна целенаправленная деятельность, контролируемая.

*Не могут контролировать собственную деятельность. Их деятельность носит не целенаправленный характер.

7. Заинтересованность в выполнении заданий.

*Дети увлечены, их интересует выполнение заданий

*Не выполняют заинтересованности при выполнении заданий.

8. Сообразительность

*Способны проявлять сообразительность

*Не могут демонстрировать данное качество, как в своей деятельности, так в процессе с окружающими.

Применяя данные критерии в диагностике детей с ОНР (ТНР)

и детей с интеллектуальной недостаточностью, поможет более детально сравнить и провести
дифференциальную диагностику, что будет являться достаточно эффективной работой и у вас появится возможность разграничить сходные нарушения.
Недоразвитие речи ОНР (ТНР)

и сходные проявления ЗПР

1.*Произвольное внимание

ОНР (ТНР)

ЗПР

*Слабое

*Также проявляется слабость произвольного внимания.

2. Наглядное и словестно-логическое мышление

*Испытывают сходные трудности в развитии наглядного и словестно-логического мышления

3. Своеобразие деятельности детей.

*Характерна целенаправленная деятельность, контролируемая.

*Деятельность не целенаправленна, нет контроля своей деятельности.

4. психические процессы

*Относительно развиты

*Задержанные психические процессы.

5. локализация поражения

*Отсутствие или недоразвитие речи в следствии органического поражения речевых зон коры головного мозга. Страдает речеслуховой и речедвигательные анализаторы. (затылочные, теменно-височные зоны)

*Локализация поражения-лобные доли.

(аппаратное диагностическое исследование является наиболее точным диагностированием ЗПР).

В результате, первые два критерия выявляют сходство нарушений. Последние три помогают установить различия, которое позволяет установить и дифференцировать более точный диагноз- (ТНР или ЗПР)

.

ТНР можно рассматривать как различные формы алалии (моторная, сенсорная, смешанная-сенсомоторная, обусловленные органическим поражением речевых зон коры головного мозга. Локализация поражения определяет форму.

Дифференциальная диагностика сенсорной алалии и нарушения слуха.

Критерии выделения разграничения сенсорной алалии и нарушения слуха.

1. использование слухового аппарата

*Не может пользоваться слуховым аппаратом.

*Использование слухового аппарата значительно улучшает его восприятие.

2. характеристика голоса

*Голос звонкий, громкий.

*Голос тихий, недостаточно модулированный.

3. установление контакта.

*Сложно наладить контакт. Требуется более длительное время для этого, используя разнообразные походы.

*Достаточно контактны. Легко входят в контакт со взрослыми.

4. особенности восприятия.

*Реагируют на тихие звуки особенно бурно. Однако если увеличить громкость, говорить громче, то реакция на проявление усиления громкости звука отсутствует. Также характерно мерцающее непостоянство слуховой функции.

*Имеют постоянный порог восприятия звуков. При усилении громкости, качество восприятия улучшается.

5. психические процессы.

*Характерно нарушение работоспособности, повышенная утомляемость.

*Можно наблюдать дисгармоничность процессов возбуждения и торможения.

Применяя данные критерии, помогают разграничить сходные проявления алалии и нарушения слуха.

Разграничение алалии от расстройств аутистического спектра. (РАС)

1. Эмоционально-личностный контакт с окружающими.

ТНР (АЛАЛИЯ)

РАС

*Данное нарушение может не проявляться. Не значительно.

* Данное нарушение является ведущим,т. к. первично нарушено формирование эмоционально-личностного контакта с окружающим миром.

2. Мимика и жесты.

*Активно используют невербальные средства общения. Мимика и жесты помогают им заменить вербальную, словесную речь в процессе общения с окружающими. *Недоступен язык жестов и мимики. Они его не используют и не владеют им.

3. Поведение и реакции

*Дифференцированные и адекватные реакции

* Поведение его для специалиста непредсказуемо, реакция их неоднозначна. Сложно предугадать, что в данный момент может продемонстрировать в своем поведении ребёнок.

4. Двигательная сфера.

*Страдает значительно. Наблюдается целое своеобразие моторных нарушений. Отсутствие типичных стереотипных движений.

* Характерны стереотипные повторяющиеся движения. Потряхивание рук, дергание предметов, раскачивания туловища…движение по траектории. Стереотипия характерна у детей с РАС.

5. Интеллектуальное развитие.

*Своеобразная задержка, но прежде всего те интеллектуальные процессы, которые связанны с речью и с речевой деятельностью.

*Наблюдаются совершенно различные варианты. Может быть нормальным, может быть ускоренным. Может быть замедленным, неравномерным. Выражается разная степень интеллектуальной недостаточности. Считается, что сколько детей с РАС столько и типов, настолько дети неоднозначны в своем поведении и реакции. Каждый ребёнок это новый тип аутистического спектра.

6. состояние речевой деятельности.

*Изначально задержанное, замедленное формирование речевой деятельности. Речевой негативизм не приводит к полному отказу речевого общения.

* Характерно своевременное развитие речи на ранних этапах онтогенеза. Возможно нормативное развитие речи, но в какой-то момент происходит отказ от вербального, словестного общения. Речевой негативизм.

Применение этих основных критериев даёт возможность разграничить такие сходные нарушения как алалия и РАС. Правильно проведённая дифференциальная диагностика, позволит не только изменять программу работу с ребёнком, но и понять внутренний мир ребёнка.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]