ОРРРЕШКИ ДЛЯ УМА. Игровые задания для автоматизации звука РЬ.


ОРРРЕШКИ ДЛЯ УМА. Игровые задания для автоматизации звука РЬ.

Всероссийский дистанционный конкурс педагогического мастерства для логопедов и дефектологов на лучшую разработку наглядно-дидактического пособия

Наглядно-дидактическое пособие

«ОРРРЕШКИ ДЛЯ УМА»

Игровые задания для автоматизации звука РЬ

Автор пособия: учитель-логопед Сергачёва Анна Анатольевна

Актуальность

Закрепление навыков произношения поставленного логопедом звука – длительный и подчас утомительный процесс, требующий от ребёнка ежедневных многократных повторений. Однообразные логопедические упражнения делают процесс коррекции дефектов произношения скучным и поэтому малопродуктивным. Для того чтобы естественная для дошкольников и младших школьников игровая мотивация дала толчок к формированию мотивации коррекционной, детям нужны интересные эмоционально насыщенные задания. Данный материал превращает однообразную, монотонную, рутинную работу по закреплению произношения звука в увлекательное, интересное занятие для ребёнка, а логопеду даёт возможность «играючи» осуществлять методичный логопедический тренинг.

Цель логопедического пособия «Орррешки для ума»

: автоматизация звука РЬ.

Задачи:

закрепление правильного произношения звука РЬ в словах в разных позициях, во фразах;

обогащение словарного запаса;

развитие грамматического строя речи;

развитие психологической базы речи: восприятия, внимания, мышления, регуляции поведения за счёт подчинения правилам игры и условиям заданий.

Возрастная аудитория

: дети 5-10 лет, имеющие недостатки произношения звука РЬ.

Ожидаемые результаты

В результате работы с пособием «Орррешки для ума» дети научатся правильно произносить автоматизируемый звук в словах в разных позициях, во фразах;

обогатят словарный запас;

научатся согласовывать прилагательные с существительными;

научатся строить предложения с заданными словами.

Описание пособия и рекомендации по его использованию

Пособие «Орррешки для ума» содержит занимательные игровые задания, побуждающие ребёнка к самостоятельному проговариванию, а не повторению за взрослым, к общению, а значит, способствующие более быстрой автоматизации звука в спонтанной речи.

Пособие состоит из 13 карточек.

Пособие может быть использовано как на индивидуальных занятиях, так и на подгрупповых и групповых.

На материале одной карточки можно построить целое занятие. Лексический материал карточек пособия позволяет формировать грамматический строй речи, развивать фонематические процессы, навыки словообразования. Этому способствуют следующие упражнения:

«жадина»

(слово + притяжательное местоимение МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ)

нет

кого? чего?

много

кого? чего?

«хлопушки»

: проговорить и одновременно прохлопать слова по слогам

«назови ласково»

счёт

предметов до 5

Содержание заданий

Задание 1 Закономерность

Цель:

автоматизация звука РЬ в начале слова (Лист 1), в середине слова (Лист 2), в стечении согласных (Лист 3), в конце слова (Лист 4)

Инструкция

для таблиц 1и 2: Назови предметы. Подумай, по какому правилу они повторяются, и продолжи ряд.

Инструкция

для таблиц 3и 4: Какие предметы в таблице? Назови предметы в верхней строке. Какой предмет должен быть в пустой клетке? Назови предметы во второй строке. Что должно быть в пустой клетке? Назови предметы в нижней строке. Какой предмет пропущен?

Лист 1

Словарь: рейтузы, ремень, рюкзак; рёва, река; репа, редис, редька; резеда, репейник, рябина

Лист 2

Словарь: перец, огурец; ирис, берёза, сирень; скворец, курица, канарейка; вареники, варенье, сухари.

Лист 3

Словарь: скрипка, трещотка; скрепка, погремушка, бритва; устрица, креветка, треска; ястреб, стриж, стрекоза.

Лист 4.

Словарь: глухарь, снегирь; пузырь, янтарь, дверь; библиотекарь, слесарь, вратарь; панцирь, угорь, пескарь.

Задание 2 Игра-бродилка

Цель:

автоматизация звука РЬ в середине слова.

Правила игры

Для игры необходим игральный кубик, фишки. Фишками могут служить цветные камушки, крупные пуговицы, мелкие игрушки из киндер-сюрпризов, геометрические фигурки, вырезанные из цветного картона.

Для поддержания речевой активности детей следует ограничивать количество игроков до 2-3.

Так как цель каждого ребёнка – поскорее добраться до финиша, поэтому задание четко проговаривать в словах звук РЬ воспринимается как обуза, тормозящее движение. В этом случае игра теряет свою коррекционную логопедическую направленность. Логопеду следует требовать, чтобы ребёнок передвигал фишку только после правильного называния картинки. Это требование должно стать частью правил игры.

Со словом-названием предмета, на котором остановилась фишка игрока, можно составить предложение, этот предмет можно посчитать до пяти. Таким образом, правила игры будут зависеть от задачи, которую ставит логопед.

Игроки по очереди бросают кубик, передвигают фишки на то количество клеток, которое показал кубик, чётко проговаривают звук РЬ в словах: «Орехи-один, ирис-два, варенье-три…»

Словарь: орехи, ирис, варенье, тарелка, варежки, корень, жеребёнок, мандарин, деревня, крем, курица, табурет, зарядка, берёза, гири, верёвка, арена, дерево.

Задание 3 «Назови по схеме»

Цель:

автоматизация звука РЬ в разных позициях в слове.

Инструкция

Сначала назови предметы в жёлтых фигурах, затем в красных, затем в синих и, наконец, в зелёных.

Сначала назови предметы в круглых фигурах, затем в квадратных, затем в треугольных и, наконец, в многоугольных.

Сначала посмотри на первую группу маленьких фигур, найди эти фигуры и назови предметы, которые находятся в них по порядку (снегирь, фонарь, корень, ремень). Теперь назови предметы, которые находятся в фигурах второй группы (богатырь, вареники, рябчик, букварь). И, наконец, назови предметы, находящиеся в фигурах третьей группы (редька, репейник, зарядка, ящерица).

Игра «Прятки»

Цель:

определение места звука РЬ в слове.

Инструкция

Определи, где находится звук РЬ в слове: в начале, в середине, в конце. Спрячь картинку под соответствующей схемой.

Задание 4 «Коричневый карандаш»

Цель:

автоматизация звука РЬ в словосочетаниях; согласование прилагательного с существительным.

Инструкция

Назови предметы под цифрой 1. (Резинка, снегирь, варежки) Какие из этих предметов могут быть коричневыми? (Ребёнок: коричневая резинка, коричневые варежки). Аналогично с группами предметов под цифрами 2, 3, 4…

Словарь: 1. Резинка, снегирь, варежки. 2. хризантемы, ремень, репа. 3. Редька, верёвка, берёза. 4. Берет, вепрь, редис. 5. Рюкзак, абрикос, дверь. 6. Жеребёнок, пузырь, табурет. 7. Перец, мандарин, веретено.

Задание 5 «Лишний предмет»

Цель:

автоматизация звука РЬ в словах и предложениях.

Задачи

:

1. закрепление правильного произношения звука Рь в словах в разных позициях, во фразах;

2. развитие мыслительных действий, умения производить обобщения на основе существенных признаков предметов;

3. закрепление обобщающих слов;

4. обогащение предметного словаря

5. формирование умения строить сложноподчинённое предложение с союзом потому что;

6. развитие умения ориентироваться на листе бумаги.

Инструкция

Логопед: Назови предметы, которые находятся в левом верхнем прямоугольнике, чётко произноси звук РЬ в словах.

Ребёнок: грейпфрут, абрикос, мандарин, орехи.

Логопед: три предмета можно объединить в группу, они чем-то похожи, а один предмет не подходит, он лишний. Какой предмет лишний?

Ребёнок: лишние орехи, потому что грейпфрут, абрикос, мандарин – это фрукты, а орехи не фрукт.

Аналогично ребёнок называет предметы и исключает лишний предмет в правом нижнем, в левом нижнем, в правом верхнем прямоугольниках.

Словарь: снегирь, скворец, курица, рябчик; грейпфрут, абрикос, мандарин, орехи; пескарь, креветка, ряпушка, треска; редис, перец, грибы, репа.

Словарь: берет, рейтузы, брюки, варежки; море, река, озеро, берег; ирис, резеда, рябина, репейник; трапеция, треугольник, прямоугольник, круг.

Словарь: кастрюля, тарелка, аквариум, поварёшка; скрипач, дрессировщик, дирижёр, гитарист; пряник, фрикадельки, сухари, гренки; кресло, трюмо, табурет, стремянка.

Задание 6 Аналогии.

Цель:

автоматизация звука РЬ в словах и предложениях.

Инструкция

Рассмотри и назови все картинки. Найди подходящие друг другу предметы и соедини их линией. Какая пара у тебя получилась? Составь с этими словами предложение.

Возможные пары слов: дерево-корень, скворечник-скворец, черешня-варенье, черепаха-панцирь, моряк-фрегат, перец-грядка, рыцарь-крепость.

Задание 7 Ребусы

Цель:

автоматизация звука РЬ в словах и предложениях.

Инструкция

Прочитай слоги. Добавь к каждому слогу название картинки. Какие слова у тебя получились? Составь с каждым словом предложение.

Зашифрованные слова: ряпушка, стрекоза, снегири, трещотка, ирис, зарядка, жеребёнок, букварь.

Задание 8 Игра-бродилка «Профессии»

Цель:

автоматизация звука РЬ в словах и предложениях.

Правила игры

Для игры необходим игральный кубик, фишки. Для поддержания речевой активности детей следует ограничивать количество игроков до 2-3.

Игроки по очереди бросают кубик, передвигают фишки на то количество клеток, которое показал кубик, чётко проговаривают звук РЬ в словах: «Курьер-один, гитарист-два, гримёр-три…». Игрок объясняет, что делает представитель той профессии, на которой остановилась фишка. Если ребёнок не может этого сделать, ему может помочь второй игрок. В этом случае второй игрок получает возможность передвинуть свою фишку на одну клетку вперёд.

​​​​​​​

Информационные ресурсы

Жихарева Ю. Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Выпуск 4. Звук РЬ. – М.: Изд-во ВЛАДОС, 2021 г.

Комарова Л. А. Автоматизация звука РЬ в игровых упражнениях. – М.: Изд-во ГНОМ, 2021 г.

Картинки из интернета.

Автоматизация звука Р в игровых упражнениях, Альбом дошкольника, Комарова Л.А., 2008

Автоматизация звука Р в игровых упражнениях, Альбом дошкольника, Комарова Л.А., 2008. В пособии предлагается система упражнений по автоматизации звука «Р» у дошкольников 4-7 лет, которая превращает однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звука в интересную игру. Вместе с его автоматизацией у ребенка совершенствуется навык чтения, развивается мелкая моторика, творческое воображение. Автоматизация звука «Р» проводится по традиционной в логопедии схеме. Эффективность коррекционной работы обеспечивается использованием ряда вспомогательных приемов (работа с объемными и плоскими игрушками, счетными палочками, создание на занятии игровых ситуаций). Пособие предназначено для проведения индивидуальной работы с ребенком и адресовано логопедам, воспитателям логопедических групп и родителям детей с нарушениями речи. Лабиринт. Упражнение «Волшебная палочка»*. Дотрагиваясь волшебной палочкой до каждой картинки, измени их названия по образцу. Образец: рукав — рукава. Какие слова не изменились? Упражнение «Мой, моя, моё»*. Назови только те картинки, про которые можно сказать мой (моя, мое). (Составь словосочетания по образцу. Образец: мой рубанок…) Упражнение «Фотограф»*. С помощью волшебного фотоаппарата «сфотографируй» (запомни) как можно больше картинок. Закрой альбом и назови эти картинки. Упражнение «Придумай сам». Послушай мои вопросы. Подбери к ним как можно больше ответов. Образец: Робот какой? — Робот железный, серый… Упражнение «Подбери слова к схеме». Посмотри на звуковую схему в клетке лабиринта. Какие картинки подходят к этой схеме? Упражнение «Доскажи словечко»*. Я произнесу начало предложения, а ты закончи его, выбрав подходящее слово-картинку. Образец: Зубной врач попросил меня широко открыть… (рот).

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать: — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу

Как открыть файл

Правообладателям

— djvu — Яндекс.Диск.

Дата публикации: 16.06.2019 05:14 UTC

учебник по педагогике :: педагогика :: Комарова

Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:

  • Проектирование и оценка гражданско-патриотического воспитания в образовательной организации, Методические рекомендации, Сафаргалиев Э.Р., Комарова Ю.В., Мингазетдинова Д.С., 2018
  • Актуальные вопросы дошкольного образования, Комарова И.А., 2020
  • Автоматизация звука Ж в игровых упражнениях, Альбом дошкольника, Комарова Л.А., 2009
  • Автоматизация звука Ц в игровых упражнениях, Альбом дошкольника, Комарова Л.А., 2008

Следующие учебники и книги:

  • Активизация речи неговорящих детей дошкольного возраста, Дидактическое пособие, Яворович С.С., 2018
  • Дидактический материал для коррекции нарушении письменной речи, Пятница Т.В., 2018
  • Автоматизация звука С в игровых упражнениях, Альбом дошкольника, Комарова Л.А., 2007
  • Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях, Альбом дошкольника, Комарова Л.А., 2009

Предыдущие статьи:

  • Автоматизация звука Рь в игровых упражнениях, Альбом дошкольника, Комарова Л.А., 2008
  • Речемыслительные упражнения для занятий по развитию и коррекции речи детей, Сборник лексических тем, Горонина Т.П., 2019
  • Логопедическое домино для коррекции нарушений письменной речи у младших школьников, Баль Н.Н., Захарченя И.А., 2018
  • Современные методы обучения иностранным языкам, Учебное пособие, Воробьева Е.И., Макковеева Ю.А., Ушакова Н.Л., Щукина О.А., 2019

<< Предыдущая статьяСледующая статья >>

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]