Упражнения для формирования воздушной струи у детей с речевыми нарушениями


Формирование воздушной струи

Категория: Учитель-логопед Голубева О.В. Опубликовано: 05.01.2014

Формирование воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношения является основным направлением логопедической коррекции, без которого невозможно достигнуть желаемого результата.

Основным назначением дыхательного аппарата является осуществление газового обмена т. е доставка в ткани организма кислорода и выведение из них углекислого газа. И этот обмен совершается благодаря периодическому обновлению воздуха в лёгких, которое происходит при попеременном чередовании дыхательных фаз – вдоха и выдоха.

Различают три основных типа дыхания:

  • ключичный
  • рёберный (грудной)
  • диафрагмальный (брюшной)

При ключичном дыхании поднимается плечевой пояс и верхние рёбра, происходит расширение преимущественно верхней части грудной клетки.

При рёберном (грудном) грудная клетка расширяется вперёд и в стороны.

В диафрагмальном дыхании – диафрагма опускается и увеличивается главным образом нижняя часть грудной клетки; брюшная стенка при этом выпячивается.

Чистых типов дыхания в действительности не наблюдается. В любом типе дыхания в большей или меньшей степени активно действует диафрагма. Поэтому практически можно говорить лишь о преимущественно ключевом, преимущественно брюшном, или ключичном дыхании.

Типы дыхания зависят от пола, возраста, профессии.

Так, у женщин чаще наблюдается грудной тип дыхания, у мужчин- брюшной, у работников физического труда превалирует брюшной тип дыхания, у лиц, занятых канцелярской и вообще сидячей работой- грудной тип.

У детей обычно бывает смешанный тип дыхания т. е средний между брюшным и грудным.

При глубоком, или полном дыхании сочетаются три типа дыхания – ключичный, грудной, брюшной.

В течение 1минуты происходит 16-20 полных дыхательных движений (вдохов и выдохов). Длительность вдоха почти равна длительности выдоха (отношение времени вдоха ко времени выдоха равно приблизительно 1: 1, 25).

Это физиологическое дыхание, необходимое для жизнедеятельности.

Но чтобы ребёнок начал говорить, он должен освоить особый вид дыхания – речевое дыхание. Под этим термином понимается способность человека в процессе высказывания своевременно производить достаточно глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе. Речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику.

Развитие речевого дыхания у ребёнка начинается уже в возрасте 6 месяцев идёт подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций, и завершается к 10 годам.

Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работа по воспитанию воздушной струи начинается на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики.

Известно, что звуки произносятся в фазе выдоха. Как правило, смычные взрывные и смычно – щелевые согласные звуки произносятся коротко, воздушная струя слабая. Сонорные звуки и щелевые требуют сильной длительной воздушной струи.

Произнесение большинства звуков позднего онтогенеза требует направленной воздушной струи. Рассмотрим на примере характеристики воздушной струи необходимой при произнесении шипящих и свистящих звуков.

ШипящиеСвистящие
Широкая (при произнесении шипящих звуков)Узкая (при произнесении свистящих звуков)
Тёплая(при произнесении шипящих звуков)Холодная (при произнесении свистящих звуков)
СлабаяСильная
РассеяннаяНаправленная

Существуют три основных направления воздушной струи:

  1. воздушная струя направлена прямо по центру языка. Это характерно для произнесения большинства звуков; губно-губных (В, В, Ф, Ф, заднеязычных (К, К. Г, Г. Х, Х, переднеязычных (Т, Т, Д, Д, свистящих (С, С, З, З, Ц)
  2. воздушная струя направлена по центру языка вверх. Это характерно для произнесения шипящих (Ш, Ж, Щ, Ч) звуков и вибрантов (Р, Р).
  3. воздушная струя направлена по боковым краям языка Это характерно для произнесения смычно-проходных (Л, Л) звуков.

В соответствии с перечисленными направлениями прохождения воздушной струи в полости рта в логопедической работе используются следующие упражнения:

  1. «Сдуй снежинки с горки».(используйте кусочки ватки или паралоновые шарики) «Наказать непослушный язык». «Желобок».
  2. «Фокусы».
  3. «Идёт охотник по болоту»

Выработка воздушной струи может проводиться до артикуляционной гимнастики или одновременно с артикуляционной гимнастикой. Поскольку в формировании воздушной струи активное участие принимают щёки, губы, язык.

Артикуляционные упражнения, выполняемые на выдохе:

  • «Индюшата». На выдохе произносится «Бл-бл-бл».
  • «Наказать непослушный язычок». На выдохе произносится «Пя-пя-пя».
  • «Пулемёт» На выдохе произносится «Т-т-т».
  • «Моторчик». На выдохе произносится «Р-р-р».
  • «Жук» На выдохе произносится «Ж-ж-ж».

В системе логопедической работы по воспитанию воздушной струи можно выделить основные направления:

  1. Дутьё при сомкнутых губах.
  2. Дутьё сквозь губы, вытянутые трубочкой.
  3. Дутьё сквозь растянутые в улыбке губы.
  4. Дутьё на язык.

Рассмотрим подробнее каждое направление.

  1. Дутьё при сомкнутых губах. Для укрепления мышц щёк подготовительными могут считаться следующие упражнения:
      «Надуть два шарика» Надувать щёки и удерживать в них воздух.
  2. «Перекатывание шаров» Щёки надуваются поочерёдно.
  3. «Худышки». Втягивать щёки при сомкнутых губах и при приоткрытом рте.
  4. «Дутьё сквозь губы, вытянутые трубочкой». Напряжение круговой мышцы рта.
  5. Дутьё сквозь губы, вытянутые трубочкой.
      Не надувая щёк, дуть сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперёд губы, образующие посередине круглое «окошечко».
  6. Сдувать с поднесённой ко рту ладони любой мягкий предмет (ватный шарик, бумажную снежинку и т. д).
  7. Дуть на кусочек ваты, привязанные на нитки. Можно дуть снизу вверх на пушинки одуванчика, стараться, чтобы они дольше продержались в воздухе.
  8. Дутьё на парусник, салфетку, лист, флюгер и т. п.
  9. Дуть на карандаш, лежащий на столе так, чтобы тот покатился (на шестигранные)
  10. Задувание свечи.
  11. Надувание воздушных шаров, резиновых игрушек.
  12. Пускание мыльных пузырей.
  13. Дутьё с использованием свистков. Гудков, трубочек, губной гармошки.
  14. Гонки по воде бумажных корабликов, целлулоидных игрушек, например, поддувание «рыбок».
  15. Детям предлагают поочерёдно дуть на лёгкие игрушки, находящиеся в тазу с водой.
  16. Сильно дуть на воду до образования брызг.
  17. Можно натянуть горизонтально нитки и к вертикально висящим на ней ниткам привязать лёгких бумажных птичек, бабочек, стрекоз.
  18. Дутьё – катание по жёлобку лёгких деревянных или целлулоидных шариков.
  19. Дутьё сквозь растянутые в улыбке губы.
      «Пропеллер» Образовать узкую щель между растянутыми в лёгкой улыбке сближенными губами. Углы рта прижаты к зубам. Струю воздуха, направленную в эту щель, ребёнок рассекает движениями указательного пальца из стороны в сторону. Если щель образована правильно и струя достаточно сильная, звук от рассекаемого пальцем воздуха хорошо слышен.
  20. Образовать узкую щель между растянутыми в лёгкой улыбке сближенными губами. Ребёнку предлагают положить между губами широкий кончик языка. Подуть на кончик языка.
  21. Образовать узкую щель между растянутыми в лёгкой улыбке сближенными губами. «Пошлёпывать» язык губами, произнеся на выдохе звуки пя-пя-пя.
  22. Дутьё на язык.
      Посередине языка вдоль его переднего края «сделать дорожку» — положить спичку со срезанной головкой и пустить ветерок, сдувая бумажные листочки.
  23. Удержав язык широким за верхними зубами, нужно подуть на его кончик. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Держи язык широким наверху. Чувствуешь ветерок? Подуй так ещё раз. Почувствуй, как подую я! » Можно использовать зеркало, чтобы ребёнок видел положение своего языка.
  24. Широкий язык положить на нижнюю губу. Края языка свернуть так, чтобы образовался желобок. Легко подуть сквозь желобок.
  25. «Сдуй снежинки с горки» Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Кончик языка удержи за нижними зубами. Приподними язык горкой. Подуй на язык.

В процессе коррекционной работы по формированию воздушной струи важно придерживаться следующих методических рекомендаций.

  • Упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении.
  • Лучше выполнять упражнения стоя, при свободном положении тела в пространстве. Грудная клетка расправлена. Следить за осанкой.
  • Обращается внимание на то, чтобы ребёнок производил вдох глубоко и спокойно, через нос. Выдох через рот должен быть лёгким, плавным, без напряжения.
  • Следить за точностью направления воздушной струи.
  • Кратковременность упражнений (от 30секунд до 1, 5 минут). Гипервентиляция лёгких ведёт к обильному снабжению коры головного мозга кислородом, вследствие чего может возникнуть головокружение.
  • Дозированность количества и темпа упражнений. Интенсивное дутьё проводиться не более 5 раз за 1 приём, в течение нескольких секунд.
  • Нельзя надувать щёки.
  • Выдыхаемый воздух не задерживать. Можно придерживать щёки руками для использования тактильного контроля.
  • На начальных этапах можно использовать зеркало для привлечения зрительного контроля.
  • Контроль, за выдыхаемой струёй воздуха, осуществляется с помощью ватки, поднесённой ко рту ребёнка: если упражнение выполняется правильно. Ватка будет отклоняться.
  • Упражнения могут выполняться под счёт.

Желаем успехов Вам!

Учитель-логопед Голубева Ольга Викторовна МАДОУ «Детский сад» с. Песь

www.Logopedy.ru

Автор: Захарова Юлия Александровна

учитель-логопед МАДОУ «Детский сад «141»

Авиастроительного района г.Казани.

Оригинал: .

Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работа по воспитанию воздушной струи начинается на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики

Параметры правильного ротового выдоха:

— выдоху предшествует сильный вдох через нос — «набираем полную грудь воздуха»; — выдох происходит плавно, медленно, равномерно, а не толчками; — во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы;

— не надувать щеки !!!; — во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос. — выдыхать следует, пока не закончится воздух;

Попросите ребенка подуть сквозь губы, вытянутые трубочкой — Не надувая щек, дуть сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперед губы, образующие посередине круглое «окошечко».

• Сдувать с поднесенной ко рту ладони любой мягкий предмет (ватный шарик, бумажную снежинку и т. п.). Дуть на кусочки ваты, привязанные на нитке.

• Дуть на карандаш, лежащий на столе так, чтобы тот покатился.

• Пускание мыльных пузырей.

• Дутье с использованием свистков, гудков, дудочек, губной гармошки.

• Гонки по воде бумажных корабликов, целлулоидных игрушек, например, поддувание «рыбок». Детям предлагают поочередно дуть на легкие игрушки, находящиеся в тазу с водой.

• Дуть в воду через соломку, чтобы вода в стакане «забурлила».

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работа по воспитанию воздушной струи начинается на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики

Параметры правильного ротового выдоха:

— выдоху предшествует сильный вдох через нос — «набираем полную грудь воздуха»; — выдох происходит плавно, медленно, равномерно, а не толчками; — во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы;

— не надувать щеки !!!; — во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос. — выдыхать следует, пока не закончится воздух;

Попросите ребенка подуть сквозь губы, вытянутые трубочкой — Не надувая щек, дуть сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперед губы, образующие посередине круглое «окошечко».

• Сдувать с поднесенной ко рту ладони любой мягкий предмет (ватный шарик, бумажную снежинку и т. п.). Дуть на кусочки ваты, привязанные на нитке.

• Дуть на карандаш, лежащий на столе так, чтобы тот покатился.

• Пускание мыльных пузырей.

• Дутье с использованием свистков, гудков, дудочек, губной гармошки.

• Гонки по воде бумажных корабликов, целлулоидных игрушек, например, поддувание «рыбок». Детям предлагают поочередно дуть на легкие игрушки, находящиеся в тазу с водой.

• Дуть в воду через соломку, чтобы вода в стакане «забурлила».

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Social commentary Cackle

Составитель: учитель – логопед МАДОУ ЦРР – детский сад № 50 города Тюмени Т.В. Синицкая

Воздушная струя является энергетической основой звука, слога, слова, фразы. Без сильной длительной воздушной струи нарушается не только звукопроизношение, но и общее звучание речи: речь «взахлёб», не проговаривание окончаний слов, «смазанность» конца фразы.

Развитие речевого дыхания — один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на дошкольников с речевыми нарушениями. Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Хорошо поставленное дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Формирование речевого дыхания зависит от правильного функционирования физиологического дыхания. Оно отличается от речевого тем, что в процессе высказывания после вдоха, который чаще всего осуществляется одновременно через рот и нос, следует пауза, а затем плавный выдох (при физиологическом дыхании после вдоха сразу следует выдох, а потом пауза). Речевое дыхание осуществляется произвольно, не речевое — автоматически. При речевом дыхании выдох в зависимости от содержания высказывания может быть то короче, то длиннее; вдох осуществляется одним импульсом, выдох — несколькими и постоянно меняется по своей силе. Чтобы научить ребёнка владеть голосом, надо научить его правильно дышать: и та и другая функция выполняются одними и теми же органами. Правильное дыхание — это короткий глубокий вдох и плавный, экономный выдох. Такое выполнение движений представляет трудность для детей, у которых имеются речевые нарушения. С ними необходимо планомерно работать над формированием речевого дыхания, начиная с лёгких дыхательных упражнений, переходя к более сложным. Логопедическая практика показывает, что речевые нарушения у детей дошкольного возраста становятся все более сложными. В норме речевое дыхание окончательно формируется у детей к 10-летнему возрасту произвольно. Речевое дыхание у таких детей развивается по мере становления речевой функции. Физиологическое дыхание дошкольников с речевыми нарушениями имеет свои особенности: ‒ дыхание поверхностное, верхнереберного типа; ‒ ритм дыхания неустойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке; ‒ объем легких существенно ниже возрастной нормы.

Соответственно, речевое дыхание у таких детей развивается патологически. В процессе речевого высказывания у них отмечается следующее: ‒ задержки дыхания; ‒ судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки; ‒ дополнительные вдохи. Процесс формирования речевого дыхания осуществляется на основе междисциплинарного подхода, позволяющего в комплексе решать логопедические, педагогические, психологические, медицинские вопросы, обеспечивающего закономерные связи в использовании нетрадиционных методов. Игнорирование хотя бы одного из них неизбежно приводит к дефицитарности других и снижению качества логопедической работы с детьми в целом. A. Р. Лурия, Н. М. Сеченов, И. А. Сикорский различают три способа дыхания: ‒ верхнее дыхание (ключичное); ‒ среднее дыхание (грудное и реберное, или межреберное); ‒ нижнее дыхание (брюшное, или глубокое, или диафрагмальное). Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмальное, или еще его называют диафрагмально-реберное, дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными. Для каждого возраста имеются свои показатели произнесения определенного количества слов на выдохе.

Возраст ребенка Количество слов на выдохе в норме. Длительность коррекционной деятельности по формированию речевого дыхания 2–3 года 2–3 слова 2–3 мин. 3–4 года 3–5 слов 3–4 мин. 4–6 лет 4–6 слов 4–6 мин. 6–7 лет 5–7 слов 5–7 мин. Речевое дыхание у дошкольников 5–7 лет с речевыми нарушениями характеризуется: ‒ малым объемом легких; ‒ слабой дыхательной мускулатурой; ‒ слабым вдохом и выдохом, что ведет к тихой, едва слышной речи (часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных); ‒ неэкономным и неравномерным распределением выдыхаемого воздуха (в результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом, нередко из-за этого он не договаривает конец слова или фразы); ‒ неумелым распределением дыхания по словам (ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой — (вдох) — дём гулять); ‒ торопливым произнесением фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием; ‒ слабым выдохом или неправильно направленной выдыхаемой воздушной струей, которая, в свою очередь, приводит к искажению звуков.

Правильно сформированное речевое дыхание у дошкольников, нуждающихся в логопедической помощи, обеспечивает быстрое усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику. Учитель-логопед, проводя коррекционно-развивающую деятельность по формированию речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет с речевыми нарушениями, тесно сотрудничает с родителями и воспитателями. Родители следят за дыханием своих детей и контролируют его. Рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики: ‒ проводить дыхательные упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке; ‒ коррекционно-развивающую деятельность проводить до еды; ‒ заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде; ‒ воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать; ‒ выдох должен быть длительным, плавным; ‒ необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями); ‒ в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, груди, живота; ‒ дыхательные упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и стоя; ‒ достаточно трех-пяти повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к гипервентиляции! Наступление гипервентиляции можно определить по следующим признакам: ‒ дозировать количество и темп проведения упражнений; после выдоха перед новым вдохом сделать паузу на 2–3 секунды.

Работа по формированию правильного речевого дыхания проводится проекта в определённой последовательности:

1 этап: формирование диафрагмального дыхания (упражнение «Удержи игрушку». Дети, лёжа на ковре, глубоко вдыхают — при этом животик надувается, затем выдыхают — животик втягивается).

2 этап: обучение детей умению дифференцировать вдох и выдох через нос и рот (по схеме), сидя, стоя рука на животике.

3 этап: формируем целенаправленную воздушную струю, вырабатываем сильный плавный удлинённый выдох. Для развития дыхания ребенка используются дыхательные игры: сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки; дуть на легкие шарики, карандаши, свечи, на плавающих в тазу уточек, корабликов, на всевозможные вертушки; надувать надувные игрушки, воздушные шары, пускать мыльные пузыри; поддувать вверх пушинку, ватку.

4 этап: развитие таких качеств дыхания, как сила, продолжительность, постепенность и целенаправленность. Регуляция дыхательного ритма. Начинать с пропевания гласных звуков: ‒ На выдохе один звук (а, у, о) ‒ На выдохе два звука (ау, уа) ‒ Проговаривание на одном выдохе слова, простого предложения (Это кукла. Это собака.) ‒ Постепенно удлиняем фразу, добавляя новые слова. Развитие и воспитание речевого дыхания тесным образом связаны с развитием и воспитанием голоса. Многие упражнения по развитию речевого дыхания (например, «Покажи, как гудит паровоз», «Как плачет малыш» и другие развивают и голос.

Игровые упражнения для развития голоса проводятся на хорошо знакомых детям звукоподражаниях: вою волка — у-у-у-у, ауканью в лесу — ау-ау-ау. Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Ребенок, занимаясь дыхательной гимнастикой, попадет в особый микромир сказок, песен, игр, стихов.Формирование правильного речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста позволяет:

Сократить время для постановки и автоматизации речевых звуков

Увеличить количество произнесенных слов на выдохе.

Выработать четкую и внятную речь. Достичь координации дыхания, речи и движений.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]