Дыхательная гимнастика при заикании: зачем нужна и как делать?


Физиологические особенности заикания

Что лежит в основе физиологии заикания? Нарушение характеризуется такими проявлениями:

  • возникают мышечные спазмы в органах, принимающих участие в артикуляции, например, в гортани, губах, грудных и диафрагмальных мышцах;
  • лицо приобретает выражение сильного напряжения, скованности;
  • мышцы рта судорожно напряжены, дрожат;
  • из-за мышечного тремора и спазмов отдельные буквы или слоги не могут перейти в следующие, происходит удлинение слов, «застревание» на одном и том же месте.

Человек с заиканием начинает нервничать, переживать, расстраиваться. Поэтому таким людям часто свойственна повышенная эмоциональность и неуравновешенность.

Чем помогает дыхательная гимнастика

Систематическое выполнение дыхательной гимнастики от заикания приводит к следующим результатам:

  • восстанавливается соотношение ритма и темпа разговорной речи;
  • в процессе упражнений человек (ребенок или взрослый) учится самостоятельно контролировать дыхание, формировать его во время разговора, регулируя объем поступающего в легкие воздуха;
  • мышечный тонус брюшной стенки повышается;
  • укрепляются мышцы диафрагмы, формируется диафрагмальное дыхание.

Со временем человек чувствует себя более уверенно и перестает заикаться.

На лечение заикания дыхательной гимнастикой может потребоваться много времени (возможно, даже годы). Однако регулярное, настойчивое выполнение упражнений способно устранить даже самое запущенное нарушение.

Этап V. Развитие речевого дыхания при реализации усложненных речевых задач.

Задачей данного этапа является тренировка речевого выдоха при произнесении прозаического текста. Этап длится 5 недель.

Пример упражнения: Речевая задача состоит в проговаривании двух фраз прозаического текста, не объединенных ритмом и рифмой: ЭТО АПЕЛЬСИН. ОН КРУГЛЫЙ И ОРАНЖЕВЫЙ. На доске рисуется схема этих двух фраз. Инструкция: «Посмотрите, что у меня в руках». Соотнося каждое слово со схемой, экспериментатор произносит две фразы, делая между ними быстрый подъем руки и вдох, «Теперь вместе произнесем».

Далее речевая задача усложняется. К двум фразам предыдущего упражнения присоединяется третья фраза: ЭТО АПЕЛЬСИН. ОН КРУГЛЫЙ И ОРАНЖЕВЫЙ. ЕЩЕ ОН СОЧНЫЙ И СЛАДКИЙ. Инструкция: «А теперь мы дальше расскажем об апельсине. Соотнося каждое слово со схемой, экспериментатор произносит три фразы, делая между ними быстрый подъем руки и вдох. «Теперь произнесем вместе».

Итак, для наглядности основные этапы, их длительность и задачи отражены в таблице.

Правила выполнения

Чтобы дыхательная гимнастика оказала лечебное действие, необходимо соблюдать некоторые правила:

  • Выполнение должно быть регулярным: минимум дважды в день. На каждый урок отводится около четверти часа.
  • Многие дыхательные упражнения могут вызвать головокружение. Если имеется склонность к такому расстройству, заниматься следует сидя, а в некоторых случаях допускается лежа.
  • Дыхание сочетается с движениями. При этом двигаться нужно только на вдохе.
  • Вдох должен быть резким, с шумом, через ноздри, а выдох – спокойный, без шума и звуков, с помощью рта.
  • Как правило, в самом начале лечения гимнастику выполняют без проговаривания звуков и слов. В дальнейшем в нее включают речевые элементы. Каждый последующий этап начинается только после того, как человек полностью освоит предыдущий.
  • Проговаривая звуки, обязательно нужно отслеживать мышечный тонус лица – расслаблять мышцы при напряжении.
  • Вдыхать воздух следует перед речью, а произносить слова на выдохе. При этом на один выдох должно приходиться не более 4-х слов.

Этап I. Формирование грудобрюшного типа дыхания.

С целью закрепления навыка грудобрюшного типа дыхания, дыхательные упражнения проводятся 2-3 раза в день по 2-4 минуты и повторяются в течение четырех недель.

Пример упражнения на данном этапе: «Бегемотик»: ребенок, находящийся в положении лежа, кладет игрушку (потом ладонь) на область диафрагмы. Инструкция направлена на активизацию произвольного внимания ребенка к проприоцептивным ощущениям, возникающим при грудобрюшном типе дыхания. Инструкция: «Запомни, как твой живот дышит и качает игрушку». Упражнение длится не более двух-трех минут.

Кому нельзя делать дыхательные упражнения

У дыхательной гимнастики, независимо от того, на лечение какого заболевания она направлена, существуют противопоказания:

  • Любая боль или дискомфорт при выполнении.
  • Повышенное внутричерепное давление.
  • Тяжелые сердечные болезни.
  • Травмы позвоночника.
  • Травма головы, полученная недавно.
  • Мочекаменная болезнь.
  • Лихорадочное состояние.
  • Гипертония.

В ряде случаев лечащий врач исключает лишь некоторые элементы дыхательного комплекса, оставляя другие. Например, при камнях в почках и мочевом пузыре упражнение «Насос» выполнять не рекомендуется, чтобы не вызвать ухудшение состояния.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой А. Н

Система дыхательных упражнений, разработанная Стрельниковой А. Н., отличается особой популярностью и признанием в медицинских кругах. Она направлена на устранение многих заболеваний, в том числе активно используется при заикании у детей и взрослых людей. Простота и эффективность – ее отличительные особенности. Гимнастика Стрельниковой при заикании − это сочетание резких вдохов с движением всех частей туловища.

Упражнение «Ладошки»

Выполнять можно в любом положении, но если присутствует головокружение, то следует сесть или лечь. Суть заключается в сжимании ладоней в кулак. Во время сжатия нужно 8 раз вдохнуть воздух – коротко, быстро, шумно. Вдох производится при слегка закрытом рте. Выдыхать нужно через рот в расслабленном состоянии без шума. Сдерживать выдохи не обязательно, они должны происходить сами собой.

Упражнение повторяется 32 раза. В процессе выполнения требуется держать под контролем плечевой пояс – плечи должны быть опущены и расслаблены.

Упражнение «Обними плечи»

В положении стоя или сидя (с выпрямленным позвоночником) вытяните перед собой руки ладонями вниз на уровне плечевого пояса. Согните их в локтевом суставе таким образом, чтобы одно предплечье лежало на другом. Представьте, что сидите за партой, положив рука на руку; положение такое же, только они подняты на уровень плеч.

Сделайте резкий и шумный вдох, во время которого быстро «обнимите» себя за плечи. Руки должны скользить вдоль друг друга, а перед лицом должен получиться треугольник. Далее, разведите руки обратно до исходного состояния (получения квадрата), делая непроизвольный выдох (воздух выйдет пассивно, самостоятельно).

Максимальное количество вдохов-выдохов составляет 32, но начинать рекомендуется с 8.

Данное упражнение не рекомендуется выполнять на начальном этапе освоения системы Стрельниковой. Приступать к нему нужно спустя 14-20 дней после работы над другими элементами.

Упражнение «Погончики»

Выполняется в положении стоя, руки опущены вниз и немного вытянуты перед собой, сжаты в кулаки. Делая резкий вдох, так же резко потянуть плечи вниз, выбросить руки еще как можно ниже, расправляя ладони. При возврате в исходное положение происходит пассивный выдох. Кулаки должны быть опущены ниже уровня талии.

Необходимо произвести 8 быстрых вдохов-выдохов, не делая пауз, затем передохнуть 2-3 секунды и повторить. Всего должно получиться 4 подхода по 8 вдохов-выдохов.

Упражнение «Насос»

Встать прямо, ноги немного расставить в стороны, корпус наклонить вперед. Наклониться нужно так, чтобы ладони не доходили до уровня коленных суставов. Голову опустить перед собой. Спина должна быть округлой, а руки висеть свободно перед туловищем.

Делая быстрый короткий вдох, нужно еще немного склониться вперед, как бы выбрасывая руки вниз. Затем так же быстро вернуться в исходное положение. Повторить 8 раз подряд без пауз. Подобных подходов нужно сделать 4.

Независимый сайт о заикании

Важнейшие условия правильной речи

— это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция.

Речевое дыхание

отличается от обычного жизненного дыхания. Речевое дыхание — это управляемый процесс. Количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от цели и условия общения.

Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными.

Контролировать правильное речевое дыхание

поможет собственная ладонь, если ее положить на область диафрагмы, то есть между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Вдох при речи короткий, легкий. Выдох — длительный, плавный (в соотношении 1:10; 1:15).

В процессе речи существенно увеличивается функциональное значение фазы выдоха. Перед началом речи обычно делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Речевой вдох осуществляется через рот и нос, а в процессе речевого выдоха поток воздуха идет только через рот. Большое значение для озвучивания высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно-логически завершенного отрезка высказывания (то есть синтагмы).

Правильное речевое дыхание

, четкая ненапряженная артикуляция являются основой для звучания голоса. Неправильное дыхание приводит к форсированности и неустойчивости голоса.

У заикающихся

в момент эмоционального возбуждения речевое дыхание и четкость речи обычно нарушаются. Дыхание становится поверхностным, аритмичным. Объем выдыхаемого воздуха настолько уменьшается, что его не хватает для произнесения целой фразы, речь порой неожиданно прерывается, а в середине слова делается судорожный вдох. Часто
заикающиеся
вообще говорят на вдохе или на задержанном дыхании. Бывает «утечка воздуха» — речевой вдох делается носом, сразу же следует выдох, и речь становится «задавленной», так как используется только остаточный воздух. Наиболее частая ошибка — преимущественное использование во время речи верхнереберного или грудного дыхания, сопровождающегося сильным подъемом плечевого пояса, грудной клетки, напряжением шейной мускулатуры, в результате чего дыхание становится шумным и напряженным. Поэтому при устранении заикания возникает необходимость специально организовывать и развивать речевое дыхание.

Речевое дыхание считается неправильным, если выявляются следующие ошибки: • подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; • слишком большой вдох; • учащенность дыхания; • укороченность выдоха; • неумение делать незаметный для окружающих добор воздуха; • неправильная осанка.

Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах

Это интересно:

Проявления заикания

По своим проявлениям заикание очень неоднородное расстройство. Наивно полагать, что оно касается только речевой функции. В проявлениях заикания обращают на себя внимание расстройства нервной системы заикающихся , их физического здоровья, общей и речевой моторики, собственно речевой функции, наличие психологических особенностей. Перечисленные отклонения в психофизическом состоянии заикающихся детей в разных случаях проявляются по-разному. Тем не менее одно тесно связано с другим, питает друг друга, усложнение одного из перечисленных отклонений неизбежно усугубляет другое. Поэтому при устранении заикания необходимо воздействовать не только на речь заикающегося, но и на его личность и моторику, нервную систему и организм в целом. Воздействие на разные стороны организма, речи и личности заикающегося и разными средствами получило в нашей стране название комплексного лечебно-педагогического подхода к преодолению заикания.

читать дальше

Психологические особенности заикающихся

По мнению Р.Е.Левиной, не существует речевого нарушения самого по себе, оно всегда предполагает личность и психику конкретного индивидуума со всеми присущими ему особенностями. Роль недостатка речи в развитии и судьбе ребенка зависит от природы дефекта, от его степени, а также от того, как ребенок относится к своему дефекту. Понимание своего речевого недостатка, неудачные попытки самостоятельно избавиться от него или хотя бы замаскировать нередко порождают у заикающихся определенные психологические особенности: стеснительность вплоть до робости, стремление к уединению, речебоязнь, чувство угнетенности и постоянные переживания за свою речь. Иногда и наоборот, расторможенность, показную разболтанность и резкость.

читать дальше

Система и технологии коррекционной работы по преодолению заикания: Формирование фонационного (речевого) дыхания

Речевое дыхание является произвольным и значительно отличается от дыхания в покое — физиологического дыхания вне речи. Наиболее благо-приятные условия для работы голосового аппарата создаются при нижнереберном дыхании, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы. Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если ее положить на область диафрагмы, т. е. между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Постановка диафрагмального дыхания проводится на фоне мышечного расслабления. Упражнения начинают с положения лежа. В дальнейшем диафрагмальный тип дыхания целесообразно тренировать при выполнении физических упражнений (ходьба, наклоны туловища и т. п.). Небезуспешно в работе с заикающимися используется парадоксальная дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой, где внимание уделяется короткому вдоху. В то же время в работе с заикающимися над речевым дыханием основное их внимание и инструкции должны касаться выдоха. читать дальше >>

Система и технологии коррекционной работы по преодолению заикания: Регуляция эмоционального и мышечного состояния

Обучение навыкам релаксации начинается с упражнений, которые по-зволяют ребенку почувствовать разницу между напряжением и расслаблением. Проще ощутить напряжение мышц в руках и ногах, поэтому детям предлагается перед расслаблением сильно и кратковременно сжать кисти рук в кулак, напрячь мышцы ног и т. д. Такие упражнения даются в следующей последовательности: для мышц рук, ног, всего туловища, затем для верхнего плечевого пояса и шеи, артикуляционного аппарата.

читать дальше >>

Мышечное расслабление

Большинство заикающихся в процессе речевого общения испытывают чувство тревоги, неуверенность, страх. Им свойственна нарушение равнове-сия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повы-шенная эмоциональность. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации становятся избыточными для их нервной системы, вызывают нервное напря-жение и усиливают внешние проявления заикания. Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в основном обеспечивается общим мышечным расслаблением. И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя. Эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц.

читать дальше >>

‹ Дыхательная гимнастика Вверх Значение интонации для формирования выразительной речи ›

Зачем нужны движения при дыхании

Влияние движения на развитие других функций организма изучает наука – кинезиология. Ученые давно отметили, что в процессе выполнения упражнений повышается активность головного мозга, восстанавливаются межнейронные связи между полушариями, информация усваивается быстрее и лучше.

Сегодня многие логопеды рекомендуют во время лечения заикания большое внимание уделять именно физической активности. Особенно это касается пациентов детского возраста. В результате устраняются мышечные спазмы, ребенок раскрепощается, становится более внимательным, лучше учится.

В гимнастический комплекс, направленный на устранение заикания, входят упражнения на растяжку, дыхание и на развитие зрительного восприятия. В большинстве из них присутствует игровой элемент, требующий воображения. Например, упражнение «Снеговик» предполагает представление себя в качестве тающей снежной бабы, начиная от положения стоя и заканчивая «лужей» (на полу).

Другим примером служит упражнение на дыхание «Свеча». Суть – воображать перед собой свечку и «задувать» ее одним выдохом. Если представить несколько свечей, то «тушить» их нужно несколькими короткими выдохами.

Упражнения, направленные на развитие зрительного аппарата, вовлекают в работу глазные мышцы. Это любые движения глазами, чередование напряжения и расслабления.

Этап III. Развитие фонационного дыхания.

Данный этап длится 6 недель и включает в себя комплекс упражнений по развитию фонационного выдоха.

Например: упражнение состоит из быстрого выполнения вдоха через рот с одновременным быстрым поднятием рук вверх и выдоха, в процессе которого поется звук А, и руки медленно опускаются вниз. Исходное положение: стоя, ноги чуть уже, чем на ширине плеч, руки опущены, подбородок слегка приподнят. Инструкция: «Сейчас мы тихо-тихо удивимся, быстро вдохнем и быстро поднимем руки вверх, а затем будем медленно опускать руки и петь звук А. Посмотрите и послушайте, как я пою. А теперь давайте вместе споем». Логопед привлекает активное внимание к медленному опусканию рук и длительному пению звука: «Руки опускаем медленно, еще медленнее и красиво поем».

Обучение пению последующих звуков О, У, И, Э проходит аналогичным образом, меняется лишь движения рук, которые после быстрого поднятия вверх медленно опускаются то прямо перед собой, то через стороны, то сгибаясь в локтях.

Еще один пример упражнений на данном этапе состоит из выполнения быстрого вдоха через рот и выдоха, в процессе которого пропевается завершенный ряд гласных с разной интонацией (вопроса, удивления, радости и т.д.)

Исходное положение: то же, что и в предыдущем упражнении. Инструкция: «Сейчас я пропою волшебное слово, а вы послушайте (логопед выполняет вдох полуоткрытым ртом вместе с движением руки вверх и на выдохе слитно пропевает ряд гласных: А О У и медленно опускает руку). А теперь вместе». Взрослый вместе с детьми пропевает ряд гласных. «А теперь давайте спросим, волшебное слово «Как дела?» (логопед выполняет вдох полуоткрытым ртом и на выдохе слитно пропевает ряд гласных: А О У? с вопросительной интонацией). Ряд гласных аналогично пропевается и с другими интонациями.

Как повысить эффективность гимнастики

Достичь максимального результата в избавлении от заикания помогут некоторые рекомендации.

  • Помещение, в котором проходят занятия, должно быть чистым, проветренным. Необходимо избегать высокой влажности воздуха, однако слишком сухой также не желателен.
  • Желательно, чтобы перерыв между уроком и последним приемом пищи составлял не менее двух часов.
  • Во время лечения необходимо обеспечить достаточный сон, полноценный отдых, избегать нервных и физических перегрузок.
  • Отличным дополнением к лечебному дыхательному комплексу станут спортивные занятия, особенно на свежем воздухе. Такие направления, как бег, лыжи, велосипедная езда, плавание не только укрепляют мышцы, но и положительно сказываются на ритме дыхания, сердечной деятельности, состоянии нервной системы.
  • Следует уделить достаточно внимания и рациону: наладить режим питания, включать больше продуктов, богатых витаминами.
  • При любом недомогании, особенно связанном с органами дыхания, ротовой полостью, гимнастику следует прервать до устранения расстройства.

Необходимо понимать, что, несмотря на высокую эффективность дыхательной гимнастики для преодоления заикания, полностью избавиться от патологии можно только путем комплексного подхода. Помимо дыхательных упражнений, терапия речевого расстройства включает в себя прием лекарственных средств, физиопроцедуры, психотерапевтические и прочие методы.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]